ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Руками или ногами?
w. bergman  19.08.2007 21:53

Интересует мнение водителей трамвая - как вам больше нравится/удобнее управлять трамваем - ручным контроллером (КТМ, ЛМ и иже с ними) или пелалями (Татра)?
Особенно было бы ценно мнение водителей, работавших с обеими типами управления.

Re: Руками или ногами?
Schurick  19.08.2007 22:05

w. bergman писал(а):
-------------------------------------------------------
> Интересует мнение водителей трамвая - как вам
> больше нравится/удобнее управлять трамваем -
> ручным контроллером (КТМ, ЛМ и иже с ними) или
> пелалями (Татра)?

Некоторое время назад слегка обсуждалось, правда тема там была не совсем об этом, но этой темы тоже коснулись - http://forum.tr.ru/read.php?1,507360

Тут еще раз повторюсь - всё это исключительно дело привычки. Кто на чем дольше работает, тому на том и удобнее. Принципиальной разницы нет.

> Особенно было бы ценно мнение водителей,
> работавших с обеими типами управления.

Довелось покататься и на том, и на другом. Учитывая, что большую часть времени рулю всё-таки "педальными" вагонами (Татра, СПЕКТР), а вагонами с ручными контроллерами доводится поуправлять только эпизодически (таких в депо-то всего ничего - несколько снегоочистителей, да пара спецвагонов), ногами управлять все-таки привычнее. Но посади меня на месяц на тот же снегочист, почти уверен, что удобнее будет казаться уже на нем. Так что привычка и не более того.

Schurick прав. Дело привычки. Хотя у меня на Татре немного нога устает. А КТМ я как-то лучше чувствую (-) (-)
Antonelio  19.08.2007 22:53

0

Re: Ногами и только ногами. (0)
Vadims Falkovs  19.08.2007 23:07

000

Как раз сегодня общался с водителем из Красной пресни(+)
karelalex  19.08.2007 23:12

Говорит, что и так и так нормально, больше его напрягало, что информатор в Лениградском Металлоломе был под правой рукой, а на отТРЗеренной татре под левой. Когда перейдёт на 27 маршрут поспрашиваю подробнее.

Re: Руками или ногами?

Однозначно рука. Отпадает односторонняя перегрузка позвоночника, когда всю смену приходится удерживать одну ногу в "подвешенном" состоянии, перенося ее с педали на педаль. Рука значительно сокращает время перехода с ходовых на тормозные позиции в случае необходимости предотвращения ЧП. Рука обеспечивает более плавную и точную регуляцию скорости - кто ездил на "ногу", знает, как трудно (практически невозможно) удержать ее в одном положении при проезде участков с неровными путями (к примеру, крестовины). У вагонов с ТИСУ и подобным это приводит к толчкам и дерганью вагона. Еще один плюс руки - контроллер можно напичкать дополнительными функциями. Приведу пример на самом новом пражском вагоне 14Т. При помощи ручного контроллера, помимо непосредственного управления скоростью вагона вы можете: включать звонок, кратковременно включать дальний свет фар (для обращения внимания других участников движения), оттормаживать вагон на уклоне без необходимости включать тяговые двигатели, закрывать двери и отключать установленный водителем ограничитель скорости (новая для Праги фишка, очень удобная вещь: достаточно установить на дисплее любую скорость и вагон сам будет ее поддерживать, все равно - в горку, с горки или на прямом участке).

Хочу еще обратить ваше внимание на одну вещь. Насколько мне известно, все передовые изготовители трамваев длительное время используют исключительно ручные контроллеры. Думаю, не случайно.

Сам управляю чаще всего вагоны с ручным контроллером, некоторое время (около 3 лет), работал исключительно на педалях.

Re: Руками или ногами?
Antonelio  21.08.2007 12:31

Пражский трамвайщик писал(а):
-------------------------------------------------------
> Однозначно рука. Отпадает односторонняя перегрузка
> позвоночника, когда всю смену приходится
> удерживать одну ногу в "подвешенном" состоянии,
> перенося ее с педали на педаль.

Видимо поэтому у меня все немного устает после Татры, особой осанкой-то я не отличаюсь.

> Рука значительно
> сокращает время перехода с ходовых на тормозные
> позиции в случае необходимости предотвращения ЧП.

Вот это точно, потому что ногу надо поднять-перенести-опустить, а руку только рвануть.

> Еще один плюс руки - контроллер можно напичкать
> дополнительными функциями. Приведу пример на самом
> новом пражском вагоне 14Т. При помощи ручного
> контроллера, помимо непосредственного управления
> скоростью вагона вы можете: включать звонок,
> кратковременно включать дальний свет фар (для
> обращения внимания других участников движения),
> оттормаживать вагон на уклоне без необходимости
> включать тяговые двигатели, закрывать двери и
> отключать установленный водителем ограничитель
> скорости (новая для Праги фишка, очень удобная
> вещь: достаточно установить на дисплее любую
> скорость и вагон сам будет ее поддерживать, все
> равно - в горку, с горки или на прямом участке).

Просто мечта для Москвы. Недостижимый идеал.

Re: Руками или ногами?
Антон Чиграй  21.08.2007 14:52

> > Еще один плюс руки - контроллер можно напичкать
> > дополнительными функциями. Приведу пример на самом
> > новом пражском вагоне 14Т. При помощи ручного
> > контроллера, помимо непосредственного управления
> > скоростью вагона вы можете: включать звонок,
> > кратковременно включать дальний свет фар (для
> > обращения внимания других участников движения),
> > оттормаживать вагон на уклоне без необходимости
> > включать тяговые двигатели, закрывать двери и
> > отключать установленный водителем ограничитель
> > скорости (новая для Праги фишка, очень удобная
> > вещь: достаточно установить на дисплее любую
> > скорость и вагон сам будет ее поддерживать, все
> > равно - в горку, с горки или на прямом участке).

> Просто мечта для Москвы. Недостижимый идеал.

Почему недостижимый-то? Просто никогда никому в голову не приходило использовать на трамвае принцип HOTAS, который сейчас в каждом втором китайском джойстике реализован.

Re: Руками или ногами?
Antonelio  21.08.2007 15:17

Антон Чиграй писал(а):
-------------------------------------------------------
> Почему недостижимый-то? Просто никогда никому в
> голову не приходило использовать на трамвае
> принцип HOTAS, который сейчас в каждом втором
> китайском джойстике реализован.

Да потому что в Москве такое если и появится, то лет через 5-7...

Re: Руками или ногами?
w/ bergman  21.08.2007 23:25

Спасибо за ответы всем. А как вам такой вариант управления: контроллер (левая рука) и тормозной кран (правая - полная остановка вагона)? Видел в Германии на старых вагонах Duewag.
Как я понял, при ручном управлении ноги тоже в некоторой степени задействованы - педаль безопасности там и песочница (про кирпич или башмак прочитал). А при ножном руки нужны только для открывания/закрывания дверей. Тут припомнился разговор с одним товарищем, он работал в Саратове на трамвае. Как-то у них возникло предположение закупить "Татры", на что руководитель предприятия на собрании сказал трамвайщицам: "ну уж нет, вам руки освободи - вы и вязать за рулем начнете".
Еще возникла пара вопросиков. Педаль безопасности - чисто советское изобретение или за границей тоже есть?
Есть ли у трамваев (разных типов) ручной тормоз? Как вагон удержится на уклоне при отсутствии напряжения КС, сдохшем аккумуляторе и без воздуха?
Может вопросы и глупые, но трамваи я наблюдаю только со стороны, как пассажиру мне и ездить в них почти не приходится.

Re: Руками или ногами?
Vadims Falkovs  21.08.2007 23:32

w/ bergman писал(а):
-------------------------------------------------------
> Спасибо за ответы всем. А как вам такой вариант
> управления: контроллер (левая рука) и тормозной
> кран (правая - полная остановка вагона)? Видел в
> Германии на старых вагонах Duewag.

Ездил в Риге. Неудобно. Более того. Но привыкнуть то ко всему можно. Хотя радости мало. Кстати, курить сложно... :-)

> башмак прочитал). А при ножном руки нужны только
> для открывания/закрывания дверей.

Нет: звонок, поворотник, песочниуа, фары, объявление остановок и... продажа билетов.

> Тут припомнился
> разговор с одним товарищем, он работал в Саратове
> на трамвае. Как-то у них возникло предположение
> закупить "Татры", на что руководитель предприятия
> на собрании сказал трамвайщицам: "ну уж нет, вам
> руки освободи - вы и вязать за рулем начнете".

Руля тоже нет. Но вязать: умел бы - вязал бы :-)

> Еще возникла пара вопросиков. Педаль безопасности
> - чисто советское изобретение или за границей тоже
> есть?

Есть. Не всюду, но по большей части.

> Есть ли у трамваев (разных типов) ручной тормоз?

На старых - был - вертикальное колесо в кабине (стояноччный тормоз)

> Как вагон удержится на уклоне при отсутствии
> напряжения КС, сдохшем аккумуляторе и без
> воздуха?

Напряжение в КС отношения к тормозу не имеет. Обычно тормоза ОБРАТНОГО принципа действия. То есть, колодки сжаты тогда когда нет воздуха/аккумулятора. А вот чтобы их развести, требуется воздух или напряжение. А на вагонах старых типов: башмак на рельс клали.

Re: Руками или ногами?

> Еще возникла пара вопросиков. Педаль безопасности
> - чисто советское изобретение или за границей тоже
> есть?

В Европе элементы безопасности при потере водителем контроля над управлением существуют в разных подобиях. Где-то на ручные контроллеры необходимо во время движения немного давить, где-то рукоятка контроллера при снятии руки поворачивается под действием пружины на небольшой угол и если через короткий промежуток времени ее не вернуть в рабочее положение, включится торможение.

В Праге до недавного времени педали безопасности или чего-то в этом роде не существовало. Можно спокойно во время движения выйти прогуляться по салону. У нового вагона 14Т ввели элемент безопасности: в случае, если в течение 2 минут водитель не произвел манипуляцию с контроллером (во время движения, есессно), включается аккустический сигнал и после этого вагон останавливается при помощи максимального усилия служебного торможения. 2 минуты может быть и многовато в этом случае, но лучше, как говорится, хоть что-то

> Есть ли у трамваев (разных типов) ручной тормоз?

В Чехии ручной тормоз не используется. Его функцию несет электромеханический тормоз, обеспечивающий полное дотормаживание вагона и удержание его в заторможенном состоянии ну любом участке пути.

> Как вагон удержится на уклоне при отсутствии
> напряжения КС, сдохшем аккумуляторе и без
> воздуха?
При потере напряжения в контактной сети вагон способен остановиться служебным, у некоторых вагонов аварийным тормозом. В крайнем случае, существует электромеханический (колодочный, дисковый и т.п.) тормоз, который в обесточенном (обезвздушенном) состоянии находится в положении "заторможено". Т.е. для оттормаживания необходим или ток, или воздух, чтобы преодолеть силу пружины, сжимающей тормозные колодки

Re: Руками или ногами?

Vadims Falkovs писал(а):
-------------------------------------------------------

> > Есть ли у трамваев (разных типов) ручной
> тормоз?
>
> На старых - был - вертикальное колесо в кабине
> (стояноччный тормоз)

Я еще помню ручной тормоз на КТМ5, который приходилось несколько раз "качнуть", чтобы затянуть колодки. Был подобен троллейбусным ручникам

>
> > Как вагон удержится на уклоне при отсутствии
> > напряжения КС, сдохшем аккумуляторе и без
> > воздуха?
>
> Напряжение в КС отношения к тормозу не имеет.

Это не совсем так. У тех же КТМ5, да вроде и у более поздних модификаций, при отсутствии напряжения в сети эл.динамическое торможение производилось за счет аккумуляторной батареи и было очень слабым. Приходилось подтормаживать рельсовым тормозом. Если нужно было быстро остановиться и пропадало напряжение в к/с (или было очень низким, что на некоторых участках в Перми было не проблема), для водителя это было очень неприятным сюрпризом. То ли дело Татры, там служебное торможение действительно не зависит от наличия напряжения в сети

Re: Руками или ногами?
Денис Денисов  23.08.2007 08:00

По моему вопрос в предпочтениях и стереотипах. Для тульских тамвайщиков - ручное управление - ужас! Когда еще ходил последний КТМ-8К и водителя перевели на шверинский вагон еле-еле отыскали во всем депо водителя для замены, трамвай обслуживался всего одним человеком, его перевели на служебный вагон и КТМ окончательно загнулся!

Re: Руками или ногами?
Laser09  24.08.2007 15:47

Я так думаю, что ручное управление делает трамвай "ближе" к жд пс, а ножное к "уличному" тр-ту. Ведь не бывает же эл.поездов с ножным управлением?

Так трамвай и не должен быть похож на уличный транспорт. Он должен быть городской железной дорогой (-) (-)
Antonelio  24.08.2007 21:41

0

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]