ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Трамвай "под немцем"
Михаил_Ку  05.10.2001 22:02

Есть ли у уважаемого собрания к-л сведения о работе советского трамвая "под немцем", т.е. в оккупированных во время войны городах, т.е. работал ли он вообще где-либо на оккупированной территории СССР. Не имеются в виду, пожалуй, только Кенигсберг, Тильзит, Выброг.

Минск

Приветствую!

Например, немцы заставили-таки (если судить по минской книжке) запустить трамвай в Минске. Чуть ли не принудительно заставляли водить вагоны. Таким образом трамвай проработал, кажется, около года. При отступлении немцы забрали оборудование подстанции и трамвай вновь перестал работать. Вообще, в советское время об этом не любили писать много по понятным причинам.

Краснодар
Олег Куликов  06.10.2001 13:07

В нашем городе немец был около года. За это время они успели ли разрушить систему и придумали более зверскую машину известную как "душегубка"

Рига
Вадим Фальков  06.10.2001 13:35

Войска Вермахта вошли в Ригу 1 июля 1941 года.

Трамвай работал.
Городские автобусы были реквизированны для нужд военных властей. Для обеспечения сообщения в город были поставлены 20 газогенераторных автобусов (работали на МОКРЫХ дровах). Так же был введен полный запрет для гражданских лиц на пользование частными автомобилями.
Поэтому на трамваи легла большая нагрузка, и в прицепных вагонах были ликвидированны пассажирские скамьи, чтобы помещалось больше стоящих пассажиров.

Был ликвидирован небольшой участок трамвайной линии № 13 в Мюльграбене, ведущий к пристани, который передали частной компании для транспортировки грузов.

Надписи на трамвайных табличках были на латышском и немецком языках. Вагонная прислуга была обязана, согласно правилам ещё 1901-го года, знать латышский, русский и немецкий языки.

Комсомольцы и коммунисты были номинально были отстранены от работы (фактически они или покинули город или были арестованы).

Весь трамвайный персонал еврейской национальности был номинально отчислен с работы без выходного пособия и был введен запрет по пользованию трамваями для всех лиц еврейской национальности. (В отличие от Варшавы, в Риге трамвайная линия входила не в само гетто, а проходила прямо по его границе).

После 1942-го года в трамваях проводились постоянные облавы в поисках лиц латышской национальности призывного возраста, уклоняющихся от несения обязательной действительной воинской службы в рядах 17-й и 19-й дивизии Латышского легиона SS.

Трамвайный персонал получил специальные удостоверения на право передвижения по городу после наступления "комендантского часа". Ночное движение трамваев было отменено.

Судя по фотографиям, которые есть у Ааре, сигнальные фонари вагонов были специально затемнены.

В 1944-м году, при оставлении города, подвижной состав трамвая и системы его обеспечения были выведены из строя. На ходу осталось 6 трамваев и 4 автобуса.

Красная Армия вошла в город 13 октября 1944-го года.

В ноябре 1944-го года была восстановлена электростанция и трвамвайное сообщение было возобновлено только в часы "пик" по линии "город - Александровские ворота". В трамваях начался поиск лиц призывного возраста, уклоняющихся от несения обязательной действительной воинской службы в рядах Красной Армии.

Персонал трамвая, который не эмигрировал в Германию или не бежал в Швецию (Латвию при наступлении советских войск покинуло более 200 тысяч местных жителей), прошёл проверку в НКВД по факту предательства и сотрудничества с немецкими властями, так как трамвай, будучи муниципальной структурой, в немецкое время напрямую подчинялся "Рижскому городскому ведомству обербюргермейстера".

Однако трест сообщений и транспорта до начала 1960-х годов оставался одним из немногих мест, куда принимали на работу бывших легионеров SS, полицейских, родственников бывших чновников Латвийской Республики. В ТТУ приняли на работу Гунтиса Ульмана, племянника последнего главы государста Карла Ульмана. Как известно, уже в наше время "бывший трамвайщик" Гунтис Ульман два срока был президентом Латвийской Республики. Хотя права вагоновожатого Гунтису Ульману при советской власти так и не выдали. Но я что-то отвлекся.

Работал трамвай, работал.

Re: Рига
Стас  08.10.2001 17:44

Вопрос: на ходу осталось 6 трамваев и 4 автобуса, асколько трамваев было до прихода немцев и сколько было к моменту начала отступления? Оставашиеся к началу отступления были выведены из строя или уничтожены? И самое интересное, какое , примерно, количество вагонов погибло не по злому умыслу отступавших войск, а в результате непосредственного ведения боевых действий (включая немецкие и советские бомбардировки)? Были ли случаи гибели вагонов прямо на маршруте вместе с пассажирами в результате прямого попадания авиабомбы или артиллерийского снаряда (как это случалось в Ленинграде)?

Re: Рига
Вадим Фальков  08.10.2001 19:03

Стас писал(а):

> Вопрос: на ходу осталось 6 трамваев, а сколько
> трамваев было до прихода немцев и сколько было к моменту
> начала отступления?

По состоянию на 1 июля 1941 года в Риге был 301 трамвайный вагон.

> Оставашиеся к началу отступления были
> выведены из строя или уничтожены?

Вагоны были в депо, но не годные к эсплуатации.

> И самое интересное, какое ,
> примерно, количество вагонов погибло не по злому умыслу
> отступавших войск, а в результате непосредственного ведения
> боевых действий (включая немецкие и советские
> бомбардировки)? Были ли случаи гибели вагонов прямо на
> маршруте вместе с пассажирами в результате прямого попадания
> авиабомбы или артиллерийского снаряда (как это случалось в
> Ленинграде)?

Тфу, тьфу, тфу... Ничего себе, "самое интересное"...

Бомбардировки Риги производились, но не сильно. По имеющимся сведениям было повреждено 155 жилых домов (8% жилого фонда). О трамваях, столкнувшихся со снарядом сведений нет.

Кенигсберг, но троллейбус
РомкА  08.10.2001 19:08

Троллейбусное сообщение было введено в Кенигсберге 15.10.1943. Троллейбусы ходили до 27.01.1945.
В Калининграде троллейбус пошел лишь через 30 лет - 05.11.1975.

RE: Кенигсберг, но троллейбус
Дима Садовников  09.10.2001 03:04

Интересно, а что была за техника? И куда после делась? Ёсь Сарионыч в счёт репарации отправил в какой-нибудь Новокраснозаводск, или всё погибло? Ведь т.н. "Прусскую линию", как я помню из истории, советские войска брали с большой кровью, и уж наверное не поскупились на бомбёров... Спасибо.

RE: Кенигсберг, но троллейбус
Вадим Фальков  09.10.2001 10:20

Дима Садовников писал(а):
>
> Интересно, а что была за техника? И куда после делась? Ёсь
> Сарионыч в счёт репарации отправил в какой-нибудь
> Новокраснозаводск, или всё погибло? Ведь т.н. "Прусскую
> линию", как я помню из истории, советские войска брали с
> большой кровью, и уж наверное не поскупились на бомбёров...
> Спасибо.

Техника была самой простой - троллейбусы ЯТБ, спёртые из оккупированного Киева. А после взятия Кёнигсберга репарировать (и даже просто возврящать) оттуда было уже нечено. Город то хорошо брали.

Киевских ЯТБ-4А в Кенисберге было 6, а в час пик к ним цепляли автобусные прицепы (4шт) (-)
Зигфрид  09.10.2001 15:41

Вот

Киев
Зигфрид  09.10.2001 16:36

После того, как немцы вступили в город, в работе транспорта почти ничего не изменилось - все работники, годные к призыву ушли еще раньше, а ушли в тыл единицы (как в общем и везде в Киеве). Работали все маршруты, за исключением 25 (из-за взорвнанного Цепного моста) и 14 (укоротили по той же причине). Еще не успели немцы навести свой порядок, как партизаны решили стереть город с лица земли - были подорваны десятки домов в центре города (60% - средний пояс Крещатика), еще больше подожжено. Дальше правда дело не пошло и больше существенных разрушений Киев не получил, зато после этого дела тысячи Киевлян (преимущественно евреи, естественно) были "наказаны" в Бабьем Яру за Лукьяновкой. В общем, и это скоро закончилось.

Пожары привели к тому, что троллейбус вывели из строя вообще (т.к. все взрывы производились вдоль его линий), а восстанавливать его было не то чтобы дорого, но поначалу не до того (можно было без разбора завалов восстановить самую первую трассу, но она полностью дублировалась трамваем), а затем пассажиропотоки сильно упали из-за того, что в трамвае ввели правило "только для немцев). Из-за этого же маршруты работали нерегулярно и эпизодически, т.е. маршрутная система часто пересматривалась в соответствии сиюминутным нуждам. Т.к. большое количество вагонов освободилось, кроме того, ремонтировать их было некому, немцы ЗАКОНСЕРВИРОВАЛИ бОльшую часть ПС.

После партизанских "терактов" из трамвайных линий была завалена трасса на Прорезной, подорваны несколько мостов ж/д над трамваем и трамвайных над ж/д, но их всех щепетильные фольксдойче бедными украинскими руками отстроили буквально за несколько месяцев. Был отстроен и Цепной мост, но производились ли по нему трамвайные перевозки, для меня остается загадкой.

Также немцы очень сильно форсировали грузовое движение, высоко оценив способности трамвая в этой ипостасии. Все грузовозы и платформы работали не переставая, даже несколько прицепных вагонов переделали в платформы (срезав верхнуюю часть и (!) аккуратно оставив их в депо и сняв и сложив (!) все сидения). Из всех "изнасилованных" прицепов (их было то ли 6 штук, но может и больше - до 10) 2 было М с металлическим верхом, остальные - киевские с деревянным. Основными грузовыми трассами были 1) Горенка-Пуща-Приорка-Куреневка-Подол-Липки-Печерск-Зверинец-Киев-Московский (маршруты 12+16+20+17) и 2) Никольская Слободка-Бровары (м-т 23).

Летом 1942 правило "только для немцев" то ли перестало существовать, то ли перестало распостраняться на все вагоны, но так или иначе, возобновились перевозки простого люда. Вагоны были забиты до ушей, ездили даже на крышах. Но т.к. ремонтная база отсуствовала, расконсервовывать вагоны не стали, и временно довольствовались малым. Неизвестно, сколько бы продолжалось это "временно" (зная немецкий менталитет, очевидно, недолго), но про киевлян вспомнили "наши" и начали неуклонно подступать к городу (1943). Еще летом работали подавляющее большинство маршрутов и все подстанции.

Но когда угроза реванша стала вполне реальной, немецкое командование издало прикал об эвакуации в тыл всего ценного, что было в городе. Ес-сно тыл немецкий. Были вывезены 18 тролейбусов ЯТБ-4А, полученные в начале 1941 года (из 20, т.к. 2 погорели при "терактах" и их разобрали на запчасти; в 1947 их останки отправили в Тушино где они авось-сгодились на МТБшки; из тех 18 6 ушло в Кенисберг, 6 в Белосток и 6 в Гродно, где они пооткрывали троллейбусное движение), местами сняли контактную сеть (хотя достаточно мало), плюс вывезли оборванную при "терактах" 1941-го, а посему аккуратно снятую и сложенную, дабы не валялась на дороге и не создавала угроз. Еще сперли все транформаторное масло с одной из подстанций (мелочь, но денег много). А в день входа советских войск были взорваны все мосты над и под ж/д, в т.ч. и перед Вокзалом. Цепной и оба железнодорожных над Днепром повторно подорвали чуть раньше. В день входа Красной армии несколько вагонов трудилось на линии (!) и были брошены прямо на улицах.

Весь ужас случился в конце октября - начале ноября 1943. Выбивая немцев с Левого берега, умудрились привести трамвайные рельсы там в такое состояние, что их требовалось перекладывать заново повсеместно. Кроме того, бомбанули тамошнее депо на Слободке, после чего оно загорелось и весь ПС в т.ч. 26 моторных (17 послереволюционных киевского типа и 9 дореволюционных нюрнбергского типа), 42 прицепных (4 цельнометаллических М и 36 полудеревянных киевских) а также несколько грузовозов и платформ, был уничтожен. Недотла сгорели около 10 вагонов, но из-за сложностями с ремонтом, который предстоял немалый, с перевозкой на другой берег, а также в связи с тем, что уже пришли первые КТМ и МТВ, в 1949 году их документально списали и отдали на металлолом.

На Правом берегу пострадали от въезда советских войск: завод Дзержинского (отбомбардирован в результате чего были разрушены корпуса, а также разбиты несколько троллейбусов ЯТБ-1 и ЯТБ-2 в находящемся радом депо), КС (оборвали танками), несколько зданий (разрушены при выбивании немецких снайперов; улицы рядом засыпаны кирпичом и парализованы), вся электроэнергия (электроснабжение возобновилось только в начале 1944). Ни один пассажирский трамвай не погиб (!) Однако несколько платформ (грузовозов - не помню) сдохли у Киева-Московского. Все битые троллейбусы отдали в 1947 в Москву. Вернулись и 6 ЯТБ-4А из Гродно (12 остальных были уничтожены при взятии их городов в начале 1945)

Из "переделанных" прицепов как ни странно восстановили до нормального состояния 6, они еще долго трудились на славу тов.Сталину и в 50е мирно ушли в др.города, где гоняли до 70х гг. Массовые ремонты, расконсервации и восстановления продолжались до 1946 года, однако ПС находился в ужасном состоянии, и болезненное состоние всей системы наблюдалось до 1949 года. В 1949 с войны было восстановлено 95% ПС и начались передачи старых вагонов в другие города. Множество грузовозов же и платформ почило в бозе (процентов 30-50 от довоенного количества) - документально списаны в 1949.

Все ж/д мосты (с трамвайными линиями под и над ними) отстроены к 1947 году, окромя Киев-Днепровского (т.н. Германовского), который с тех пор - лишь история. Недавно лишь была построена развязка в том районе и одна из лент моста пересекла ж/д но трамвая там ес-сно нет...

Киев - и те только там...
Ааре Оландер  09.10.2001 21:43

Нет к сожалению времени (и умения) рассказать о работе трамвая под властью Германии в Таллинне. Но все работало неизменно до бомбежки города Красной армией 9 марта 1944. И тогла перерыв наступил на недолго.
А на Украине трамвай работал по-моему почти везде. Есть свидетельства из Донецка, Жданова, Днепропетровска, Львова (там 1944 отметили даже 50-летие, вагоны были украшены), Кировограда...

А что это за мост такой - Германовский - и где он находился? (-)
Igor  09.10.2001 22:11

Зигфрид писал(а):
>
> Все ж/д мосты (с трамвайными линиями под и над ними)
> отстроены к 1947 году, окромя Киев-Днепровского (т.н.
> Германовского), который с тех пор - лишь история. Недавно
> лишь была построена развязка в том районе и одна из лент
> моста пересекла ж/д но трамвая там ес-сно нет...

Германовский мост
Зигфрид  10.10.2001 11:03

Соединение Зверинца и Саперной слободы - как продолжение ул.Киквидзе. Около станции Киев-Московский. Германовский назывался потому, что сама железная дорога почему-то называлась Германовской. Почему - не знаю. Но называлась.

Спасибо за i (+)
Михаил_Ку  12.10.2001 02:19

Спасибо всем, кто откликнулся и осветил достаточно темный момент истории трамвая в СССР. Кстати, в моей родной Коломне война помешала родиться троллейбусу (были уже пробные рейсы в мае 1941), но зато после войны появился более мощный и (как выяснилось в 1990-х) более устойчивый к социальным катаклизмам трамвай... А о троллейбусной предыстории долгое время (до сер.1980-х) напоминали столбы КС, похожие на старые московские, срезанные с оснований и скрепленные с новыми основаниями (по трассе трамвая) косынками внахлест.
Михаил_Ку

Re: Минск
Andy  19.05.2011 13:33

Цитата (Александр Морозов)
немцы заставили-таки (если судить по минской книжке) запустить трамвай в Минске. Чуть ли не принудительно заставляли водить вагоны. При отступлении немцы забрали оборудование подстанции и трамвай вновь перестал работать.

http://bacian.livejournal.com/53232.html

Итак, если верить камментам, 21.06.44 вводится новая линия трамвая, а к 03.07.44 оборудование уже демонтировано?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 19.05.11 13:34 пользователем Andy.

Днепропетровск
kot1066  19.05.2011 16:37

При немцах, движение по некоторым маршрутам было восстановленно.
Более подробно см. на городском сайте http://www.gorod.dp.ua
Історія міського транспорту (1941-1996)
http://www.gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=50

Псков:
Laser09  26.05.2011 21:49

В оккупированном Пскове немцы транспортировали трамвайные вагоны с помощю мотовоза (наверное готовили к отправке на запад). В немецкой кинохронике показано, как будто трамвай работал: солдаты вермахта садятся в вагон и платят кондуктору:

Ссылка на видео





Редактировано 4 раз(а). Последний раз 26.05.11 21:55 пользователем Laser09.

Re: Минск
Krolikov  27.05.2011 00:15

Цитата (Andy)
http://bacian.livejournal.com/53232.html
Итак, если верить камментам, 21.06.44 вводится новая линия трамвая, а к 03.07.44 оборудование уже демонтировано?
Если верить "каментам" (с) Andy (вычурность языка, видимо, делает сообщение более достоверным?), новую линию действительно ввели в действие за день до начала операции "Багратион". Ничего странного в этом нет - просто минскую комендатуру почему-то забыли уведомить о предстоящем начале операции.

Re: Рига
kalexandr  29.05.2011 12:10

Цитата (Вадим Фальков)

По состоянию на 1 июля 1941 года в Риге был 301 трамвайный вагон.

Я так понимаю, что это были вагоны не советского производства, а оставшиеся от независимой Латвии (1918-1940 гг). Какого производителя?

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.005 seconds ]