ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Трамвай Оскемена (Усть-Каменогорска)-2008

Со 2 по 5 сентября состоялась долгожданная поездка в еще один трамвайный город Казахстана - Усть-Каменогорск (Оскемен).
Трамвай был открыт в 1959 году. В 80-х работало 6 маршрутов (3 из них - пиковых), ныне 4 (2 ранее пиковая теперь ходит в течение всего дня) №№ 1-4.
По состоянию на 2008 г. - всего 49 рабочих вагонов (48 КТМ 71-605 + 1 ЛМ-99АЭ). также есть 3 служебных КТМ 71-605 (платформа, кран, аварийка - не имеют нумерации) и 3 ГС-4.
Трамвай работает ежедневно с 5-38 до 0-07. Т.к. большую часть трамвайные маршруты дублируют друг друга с конечной "У-Ка вокзал" и лишь в конце после ул. Михаэлиса разбегаются, средний интервал между вагонами от 2 до 5 минут. Между вагонами одного маршрута 7-10/12 минут.
Маршрут 2 полностью дублирует маршрут 3, являясь его укороченной версией.
В городе 5 разворотных колец на 4 маршрута + разворот в парке.

Итак 30-35 вагонов обслуживают 4 маршрута, которые все начинаются от Ж.Д. Вокзала "Усть-Каменогорск", который местные жители называют "У-Ка Вокзал". Маршруты трамваев в Усть-Каменогорске такие:
1 У-Ка Вокзал - Казцинк (1959)
2 У-Ка Вокзал - Машзавод (1960)
3 У-Ка Вокзал - Защита (1962)
4 У-Ка Вокзал - Переезд (1964)

ранее действовали пиковые
5 КазЦинк - Машзавод (с 1983)
6 Переезд - Машзавод (с 1983)

Чтобы не повторяться, приведу описание сети Алекса Разуменко, побывавшего здесь в 2006 году
"Линия от У-Ка Вокзала сначала идёт 2 остановки по ул. Мызы. В конце улицы находится трамвайное депо, въезд в которое возможен и со стороны У-Ка Вокзала, и со стороны центра города. А вот выехать можно только в направлении У-Ка Вокзала (к счастью, там недалеко до конечной), и обязательно отметиться там в диспетчерской.
Возле депо линия поворачивает на ул. Ушанова (ныне Казахстан), где несколько остановок идёт вдоль однообразных пятиэтажек, а затем выезжает на огромную Центральную площадь. На самой площади нет ничего примечательного, но высотки на фоне гор смотрятся красиво, особенно если на фотографию попадает ещё и трамвай.
После Центральной площади линия поворачивает на ул. Орджоникидзе, где и начинается центральная часть города. Улица чистая, дома (2 и 5 этажей) отремонтированы и покрашены, пути посыпаны камешками, высажена зелень, в общем очень красиво.
После ул. Орджоникидзе трамваи выходят на пл. Ленина (главную площадь города), затем трамваи идут по мосту через живописную реку Ульбу, и выезжают к автовокзалу на пр. Абая, и едут по проспекту до единственного в Усть-Каменогорске треугольника.
А дальше пути маршрутов трамвая расходятся, т.к. маршруты 1 и 4 идут прямо, а маршруты 2 и 3 поворачивают на ул. Ворошилова. Вскоре после этого треугольника маршруты 1 и 4 также расходятся. Маршрут №1 идёт налево среди частных домов, по дворам двухэтажных зданий, где нет проезжей части, опять среди частных домов и прибывает на конечную Казцинк. А маршрут №4 идёт прямо по пр. Абая среди частных домов и промышленных предприятий до самой конечной Переезд.
Линия маршрутов 2 и 3 является заметно длиннее, чем у 1 и 4. Идёт она сначала по ул. Ворошилова в окружении пятиэтажек до самого кольца Машзавод, где разворачивается маршрут №2. Далее маршрут №3 поворачивает на дальнюю (не парадную) часть пр. Ленина, где долго идёт вдоль совершенно разных домов (от деревянных до высоток), а затем ныряет вглубь частного сектора направо и сразу прибывает на кольцо ст. Защита (основной вокзал Усть-Каменогорска). До самой станции надо ещё перейти через ж.д. пути по мосту".

Сам парк - ныне акционерное общество. По сообщениям СМИ идет нешуточная борьба за влияние. На прошлое руководство прокуратурой заводились дела по неуплате налогов, хищение денежных средств, после чего их след пропал... Несколько раз мелькали сообщения о закрытии трамвайного движения из-за текучести кадров, старого ПС (самый старый КТМ 77 г, самый поздний - 08/86, ЛМ-99 - 2001). Несколько статей в разделе "Статьи".

В частности, газета "Свобода слова" пишет: "Почти три года продолжается борьба за один из символов Усть-Каменогорска - его трамвайный парк. Победителем пока является нынешний владелец, а терпящими поражение - бывшее руководство парка. В качестве орудия борьбы рейдеры (а по твердому убеждению «бывших», это было именно рейдерство) избрали отечественное правосудие и пенитенциарную систему. Теперь прежние руководители либо находятся в местах не столь отдаленных, либо недавно вышли оттуда. В конце 50-х годов прошлого столетия по усгькаменогорской улице Орджоникидзе прошел первый в городе трамвай. С тех пор трамвай стал одним из символов и гордости столицы Восточного Казахстана. С приходом независимости (или с уходом СССР) дела в трамвайном дело стали приходить в упадок. Однако окончательно умереть предприятию не дали - сами же работники приватизировали его. С тех пор (с 1997 года, когда образовалось акционерное общество) трамвайный парк Усть-Каменогорска стал единственным в республике (да и на всем постсоветском пространстве) частным предприятием, которое через некоторое время стало приносить прибыль.
Главными акционерами стали четверо человек. Трое из них - Юрий Им, Юрий Ли и Сергей Зеленков - стали владеть по 28,5% голосующих акций, а четвертый - бывший сотрудник органов Тен - 4,5%. ОАО «Трамвайный парк» улучшалось на глазах, радуя как горожан, так и местную власть - предприятие стало не только рентабельным, но и показательным, было чем гордиться. По некоторым данным, до 40% всего пассажирского потока Усть-Каменогорска обслуживалось электрическим транспортом города. Две дюжины трамваев, курсирующих по четырем маршрутам (для примера, в южной столице «выжили» только два трамвайных маршрута) радовали глаз и вселяли уверенность в светлое экономическое будуцее. Здесь необходимо учесть, что экологическая обстановка в административном центре ВКО, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и потому электрический общественный транспорт в полном смысле слова давал возможность местным жителям и гостям города легче дышать". После смерти одного из акционеров с2005 года завертелась петрушка с делением парка и прочие дела, описанные выше.

Однако пока трамвай жив несмотря ни на что, пользуется популярностью у пассажиров. В городе трамвайные остановок отделены от автобусных, автобусы не дублируют маршрутами трамвай. Проезд на трамвае по сравнению с автобусом дешевле - 35 тенге против 40. Есть проездные и льготы пенсионерам и другим категориям (15 тенге). В салоне работают кондукторы, также заходит служба контроля и ревизии - проверять билеты и самих контролеров. На некоторых улицах проведен КВР путей, уложен щебень или плитка.
Заводские номера действующих и списанных - в разделе сведения.

Фото на сайте http://oskemen-tramway.narod.ru
Также выложил фото билетов, остановок трамвая, статьи, исправленную схему и заводские.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 11.09.08 08:05 пользователем Максим Гольбрайхт.

Чувствую рентабильность кончится, как парк обновлять придётся... (-)
Tassadar  11.09.2008 08:43

0

Re: Чувствую рентабильность кончится, как парк обновлять придётся...

Пока все трамваи в очень даже не плохом состоянии. Лучше чем в Темиртау и Орске. Вагоны после собственного КВР №№ 06, 77 и 17 - вообще отличные. Больше жалоб идет на капизный ЛМ-99. Думаю трамвайное движение в скором времени не закроется ;-)

Re: Трамвай Оскемена (Усть-Каменогорска)-2008
Дмитрий____  13.06.2009 23:41

Вообще-то правильнее было бы написать русское название первым, а казахское в скобках: Усть-Каменогорск (Оскемен).
Город (в отличие от Семея-Семипалатинска, Шымкента-Чимкента, Актобе-Актюбинска и т.д) НЕ переименовали. Русское название используется в русскоязыхчных текстах, казахское - в казахских.

Небольшие неточности в описании маршрутов:
с улицы Ушанова (теперь ул. Казахстан) трамвай ПЕРЕД Центральной площадью (бывшая пл. Ленина, теперь называется площадь Республики), не заезжая на площадь, трамвай поворачивает на ул. Орджоникидзе.
Площадь перед Ульбинским мостом, которую автор ошибочно назвал пл. Ленина, не имеет названия, в официальных документах именуется "предмостная площадь".

Впрочем, это мелочи. На самом деле спасибо за обстоятельный рассказ.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]