ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Трамвайная ветка по ул. Курчатова
Виталий  30.11.2006 02:16

Цитирую Глезерова - "Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная...":

"...еще до войны, в 1930 годах, от трамвайного кольца у Политехнического института по Яшумову переулку проложили одноколейные пути для грузового трамвая. Они вели к карьеру в глубине Сосновки, где добывали песок..."

Что еще известно об этой ветке, есть ли какие-то другие сведения, и знал ли кто про неё раньше - когда упразднили, куда конкретно она вела? У меня есть предположение, что ветка могла идти в ту часть Сосновки, куда шло железнодорожное ответвление с Гражданки:


Re: Трамвайная ветка по ул. Курчатова
Лебедев  01.12.2006 01:36

Слющай, а где ти такую карту достал? Дай ссилька.

на around.spb.ru очень много карт. Вроде бы это одна из них. (-)
tu2_167  01.12.2006 02:36

0

Re: Трамвайная ветка по ул. Курчатова
Владимир Валдин  01.12.2006 08:49

Виталий писал(а):
-------------------------------------------------------
> есть предположение, что ветка могла идти в ту
> часть Сосновки, куда шло железнодорожное
> ответвление с Гражданки:
Точно не туда. Та что показана севернее и притом разобранной - была к торфоразработкам.
Карьер для добычи песка - это нынышний открытый бассейн (а он бассейн ли? В статус озера или пруда не пора ещё переводить?) на углу Светлановского и Дюкло. Вот туда и вела эта ветка. Судя по размерам чаши, можете себе представить, сколько там песка было:-)

Re: Трамвайная ветка по ул. Курчатова
А.С.  01.12.2006 11:54

Владимир Валдин писал(а):
-------------------------------------------------------
> Карьер для добычи песка - это нынышний открытый
> бассейн (а он бассейн ли? В статус озера или пруда
> не пора ещё переводить?) на углу Светлановского и
> Дюкло. Вот туда и вела эта ветка. Судя по размерам
> чаши, можете себе представить, сколько там песка
> было:-)

Этот водоем, бывший песчаный карьер, называется (не знаю, в какой мере официально) Ольгинский пруд – по Ольгинской ул. (сейчас ул. Дюкло). Он активно использовался для купания и отдыха еще до того, как вокруг пошла жилищная застройка – туда легко было дойти пешком от трамвайного кольца "Политехнический институт" или доехать на велосипеде.
Трамвайной ветки по Яшумову пер. (сейчас ул. Курчатова) во всяком случае к концу 1950-х годов по показаниям очевидцев не существовало.

Ольгинский водоём, если точно (-) (-)
политехник  01.12.2006 13:53

0

Re: Ольгинский водоём, если точно
Виталий  01.12.2006 16:59

Карта 1953г. - с форума упомянутого сайта, в целом виде её не видел. Говорят, есть в атласе, выпущенном к 300 летию и 60 летию Победы.

Жел.дор. на карте может быть показана и разобранной, но какие-то отсатки её там существовали до 1970-х годов, по воспоминаниям очевидцев.

А к концу 1950-х ветки вполне могло не быть, раз её построили в 1930-е.

Уточнения
А.С.  04.12.2006 11:46

А.С. писал(а):
-------------------------------------------------------
Взглянул на старые карты и планы.
Во-первых, отрезок нынешней ул. Курчатова от Политехнической до Ольгинской ул. (сейчас ул. Дюкло) прежде назывался Сосновская ул., а Яшумов пер. шел только от Ольгинской до М.Объездной ул. поперек Старопарголовского пр.(сейчас пр.Тореза).
Во-вторых, на планах 1926 и 1930 г. ни карьера, ни водоема на месте нынешнего Ольгинского пруда не показано. Т.е., очевидно карьер начали разрабатывать не ранее начала 1930-х годов. А в середине 1950-х карьер совершенно точно УЖЕ не разрабатывали, а образовавшийся пруд население использовало для купания.

Re: Трамвайная ветка по ул. Курчатова
Щу-Чи  04.12.2006 14:35

Странно, что никто ещё не написал такой версии... а я вот где-то именно так читал. Что ветка для грузового трамвая была построена к Ольгинскому песчаному карьеру во время блокады. Это было самое близкое место, где можно было добыть песок. В мирное время его не разрабатывали, так как это почти город, а более удобных мест хватало. А возить песок трамваем решено было из-за дефицита автотранспорта. Разобрали трам.линию вскоре после войны.

Re: Трамвайная ветка по ул. Курчатова
А.С.  04.12.2006 16:31

Щу-Чи писал(а):
-------------------------------------------------------

> а я вот где-то именно так читал. Что ветка для
> грузового трамвая была построена к Ольгинскому
> песчаному карьеру во время блокады. Это было самое
> близкое место, где можно было добыть песок. В
> мирное время его не разрабатывали, так как это
> почти город, а более удобных мест хватало. А
> возить песок трамваем решено было из-за дефицита
> автотранспорта. Разобрали трам.линию вскоре после
> войны.

НЯЗ во время блокады песок также активно добывали в намного более крупных Орловском и Шуваловском карьерах. Там и ж.д. ветка есть, так что возить было можно и без автотранспорта и супер-дефицитного бензина (тогда даже были автомобили на газогенераторах: прямо на борту полуторки ГАЗ-А сжигали деревянные чурки — получалась смесь окиси углерода, метана и водорода, которые после очистки поступали в ДВС).
Но возможно в какие-то места было удобнее (ближе) возить песок из Сосновки от Ольгинского пруда – благо трамвайная линия рядом и было достаточно построить совсем короткую ветку от Политехнического института.

К слову сказать, последние полтора года возобоновили разработку песка земснарядами на Орловском карьере.

Уточнения
Виктор Бойков  05.12.2006 12:12

Что касается данной ветки, то её видно на схемах с www.piter-tram.de - Например, здесь

Re: Уточнения
Виталий  05.12.2006 12:30

Виктор Бойков писал(а):
-------------------------------------------------------
> Что касается данной ветки, то её видно на схемах с
> www.piter-tram.de - Например, здесь


Ага, и вот здесь: http://www.piter-tram.de/Geschichte/Netzplane/Netz_gesamt/netz_gesamt.html

Только нарисовано как-то неправильно. По книге Глезерова старое кольцо находилось на месте нынешней ст.м. "Политехническая", а на карте оно расположено гораздо севернее. Если сместить нарисованные старые пути южнее, то как раз и получится ветка по Курчатова/Дюкло к карьеру на месте пруда. А так получается, что путь проходил по проспекту Раевского (по старой трассе, а точнее - по истинной трассе на настоящий момент, согласно Реестру), и не к карьеру а непосредственно в Сосновку.



Редактировано 3 раз(а). Последний раз 05.12.06 12:43 пользователем Виталий.

В общем - примерно так:
Виталий  05.12.2006 13:04


Re: В общем - примерно так:
А.С.  05.12.2006 13:12

Вероятно что-то в этом роде.

Впрочем, немецкая карта очень схематична и реальную конфигурацию передает плохо. Например, вместо прямолинейного диагонального проезда со 2-го Муринского пр. на Дорогу в Сосновку (теперь Политехническая ул.) там показана какая-то невнятная дуга – а на планах 1926 и 1930 годов эта линия прорисована совершенно внятно и точно.
И кольцо перед фасадом главного зданием Политехнического института на немецкой карте показано несоразмерно большим, да еще перед ним с юга нарисовано непонятное расширение колеи…

Кстати насчет "официальности" названия: на большом плане Петербурга 2002 года есть надпись "Ольгинский пруд". Притом, что на этом плане нелепых ошибок или опечаток в названиях не наблюдается – всё очень аккуратно.

По Топонимической Энциклопедии 2003 года - именно Ольгинский Пруд (-)
Виталий  05.12.2006 13:53

А.С. писал(а):
-------------------------------------------------------

> Кстати насчет "официальности" названия: на большом
> плане Петербурга 2002 года есть надпись
> "Ольгинский пруд". Притом, что на этом плане
> нелепых ошибок или опечаток в названиях не
> наблюдается – всё очень аккуратно.

Re: Уточнения
nebo  05.12.2006 18:38

Виктор Бойков писал(а):
-------------------------------------------------------
> Что касается данной ветки, то её видно на схемах с
> www.piter-tram.de - Например, здесь

Подскажите плз-посмотрев карту обнаружил несколько интересных ответлений,
видел в квадрат и изобразил знак вопроса. куда эти линии вели, и когда они исчезли?

Re: Уточнения
Михаил_К  06.12.2006 10:12

Левый квадрат - Главпочтампт (?). Про такую ветку есть упоминание в книге 1957 года в честь 50-летия трамвая.

Правый - Витебский вокзал (?)- напрашивается или типография. Типография большая, возникла еще до широкой автомобилизации, могла бумагу и печатные издания на грузовых трамваях возить.

Re: Уточнения
nebo  06.12.2006 10:43

Михаил_К писал(а):
-------------------------------------------------------
> Левый квадрат - Главпочтампт (?). Про такую ветку
> есть упоминание в книге 1957 года в честь 50-летия
> трамвая.
о линии на Главпочтамп слышал, но уж больно странно выглядит он на схеме в таком случае. может ветка на Адмиралтейские верфи?
Книга о которой упоминаете-есть ли в сети?

> Правый - Витебский вокзал (?)- напрашивается или
> типография. Типография большая, возникла еще до
если это так - тогда вопрос - по какой улице пути проходили?

Re: Уточнения
Stranger  06.12.2006 11:02

nebo писал(а):
-------------------------------------------------------
> Михаил_К писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > Левый квадрат - Главпочтампт (?). Про такую
> ветку
> > есть упоминание в книге 1957 года в честь
> 50-летия
> > трамвая.
> о линии на Главпочтамп слышал, но уж больно
> странно выглядит он на схеме в таком случае. может
> ветка на Адмиралтейские верфи?

Естественно на Адмиралтейские верфи! В то время - завод "Судомех". По свидетельствам очевидцев, в начале 50-ых еще существовала (не факт, что действовала) по ул. Писарева через Храповицкий мост, вдоль канала и через трамвайный мост - ныне несуществующий (ближе к Мойке, чем Красная, ныне Галерная, ул.). Когда разобрана - не знаю. Возможно, при сооружении нового Храповицкого моста - даты навскидку не знаю (кстати, старый был разводным).

Re: Уточнения
nebo  06.12.2006 11:49

Stranger писал(а):

> мост, вдоль канала и через трамвайный мост - ныне
> несуществующий (ближе к Мойке, чем Красная, ныне
подскажи плз-о каком трамвайном мосте идет речь?он располагался недалеко от ныне существующего Адмиралтейского моста?
интересно, есть где-нибудь отдельная схема, посвященная служебным линиям? на всем известной схеме трам.путей (это где указаны ныне демонтируемые линии) эта ветка даже не отображена! могу предположить, что существует достаточное количество служебных линий, которые не включены в трамвайные карты.

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.005 seconds ]