Викторина о Петербургском трамвае
Малецкий Клим
31.10.2007 21:24
29 сентября петербургскому трамваю исполняется сто лет. Ему посвящена наша викторина.
ОКНОВЗ 1. Как передвигались горожане в старое время? Сначала на лошадях, на извозчиках. В 1840-х годах XIX века в столице России появился первый общественный транспорт — омнибус. Это старое, еще XVII века, французское изобретение: большая прямоугольная карета, которую тащили две лошади. Там могли разместиться человек пятнадцать. За город, скажем, в Новую Деревню, можно было за 15-20 копеек проехать на дилижансе — крытой повозке, запряженной уже четырьмя лошадьми. В 1860-е годы появилась конно-железная дорога — конка. Поначалу конки были грузовые, потом пассажирские. Конка — тоже конный экипаж, но едет он по рельсам, тянет небольшие вагончики. Они были двухэтажные, верхний назывался империалом. Лестницы наверх были круты, и на втором этаже пожилые мужчины и дамы не ездили. Потом на окраинах Петербурга появилась городская железная дорога: небольшой паровичок тащил несколько вагонов. Лошадей там уже не использовали, но такой транспорт называли паровой конкой. В больших городах Европы городские железные дороги сохранились до сих пор. Известно, что паровоз изобрел англичанин Стефенсон. Но у нас в России вспоминают двух братьев, авторов проекта русского паровоза. В их фамилии подчеркнем вторую букву. АУГД 2. Трамвай — от английских слов «вагон» и «путь». Но изобретение это российское. Имя изобретателя трамвая — Федор Аполлонович Пироцкий, военный инженер. Демонстрация «движения вагона электрическим способом» состоялась в августе 1880 года на углу Дегтярного переулка и Болотной улицы в Петербурге. Успех был ошеломляющим. Но продолжения для столицы России не последовало. А немцы быстро открыли трамвайное сообщение по системе Пироцкого под Берлином. Потом трамваем обзавелись другие европейские города. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, потом в Нижнем Новгороде, в Курске, Севастополе, Орле, в Москве. У трамвая есть собрат, тоже городской электрический транспорт. В его названии четвертая буква — наша. ЕТВАДИЬЛГ 3. Первый трамвай в Петербурге пошел… по льду. Это произошло в 1895 году. Зимы тогда были морозные, и вот между Сенатской площадью, где Медный всадник, и противоположным берегом Васильевского острова проложили рельсы, вморозили опоры, протянули контактные провода, и трамвай был готов. Потом возникли еще две линии по льду в других местах города, потому что населению столицы трамвай очень понравился, за зимний сезон вагончики перевозили через Неву до 900 тысяч пассажиров! Противники трамвая все-таки сдались, и 29 сентября 1907 года тысячи жителей столицы приветствовали у Адмиралтейства разукрашенный флагами трамвай, состоялось торжественное открытие нового вида транспорта, молебен. И вот водитель несколько раз позвонил, тронул ручку контроллера — так называется штурвал в головном вагоне, и начался долгий путь трамвая столицы. Грянули аплодисменты. Трамвай прошел по Конногвардейскому бульвару, повернул на площадь, легко поднялся на Николаевский (до недавних пор Лейтенанта Шмидта, а ныне вновь Благовещенский) мост и направился на Васильевский остров. Любопытно, что первый трамвай вел активный инициатор введения трамвайного движения, талантливый инженер Генрих Осипович Графтио, один из составителей знаменитого плана ГОЭЛРО. Какое слово в этом сокращении означает буква «Э»? Отметим седьмую букву. ААЖГБ 4. Писатель В.Вересаев был свидетелем того, как в трамвайный вагон, дело было в Москве, вошел… Лев Толстой! И все, кто был в вагоне, включая кондуктора, встали. Лев Николаевич смутился и сошел на ближайшей остановке. А как фамилия жениха Наташи Ростовой, одного из главных героев романа Толстого «Война и мир»? Нас интересует первая буква. СЕЛЬР 5. Петербург со временем стал самым «трамвайным» городом в мире. В недавние времена в городе было 10 трамвайных парков, на линии выходили около 3 тысяч вагонов, рельсовая сеть превысила 350 километров. Подсчитано, что за 100 лет своего существования трамваи Петербурга перевезли больше 80 миллиардов пассажиров! Это в 12-13 раз больше, чем население земного шара! Увы, в наши дни трамвай в Петербурге теснят другие виды транспорта. Но, наверное, петербуржцы расстанутся с трамваем не скоро, и разноцветные огоньки головного вагона в перспективе ночного проспекта еще долго будут радовать продрогших на остановке пассажиров. А мы припомним, как называется должность того, кто ведет трамвай, и подчеркнем третью от конца букву. http://www.kostyor.ru/9-07/vic.php Re: Викторина о Петербургском трамвае
Кирилл Бахметьев
02.11.2007 15:23
Малецкий Клим писал(а):
------------------------------------------------------- > Но у нас в России > вспоминают двух братьев, авторов проекта русского > паровоза. Каких ещё двух братьев???!!! Составителям викторины неплохо бы знать, что создатели первого русского паровоза Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы были не братья, а отец и сын.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.001 seconds ]