ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Арбитражный суд признал незаконным право «Пассажиравтотранса» обслуживать социальные маршруты без конкурса
Михаил К  04.07.2014 14:39

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал незаконной норму, по которой ГУП «Пассажиравтотранс» может без конкурса обслуживать социальные маршруты, входящие в так называемую «обеспечивающую транспортную сеть». Соответствующее решение было вынесено 3 июля.

Иск о признании этой нормы не соответствующей закону о защите конкуренции подавала компания «Третий парк». Осенью 2013 года это предприятие лишилось пяти маршрутов, которые по истечении действия договора были переданы в обеспечивающую транспортную сеть, по умолчанию обслуживаемую «Пассажиравтотрансом». Часть этих маршрутов проходила по Лиговскому проспекту.

http://www.fontanka.ru/2014/07/04/077/

«Третий парк» отомстил Смольному за Лиговский
Михаил К  04.07.2014 23:13

Арбитражный суд признал незаконным монопольное право ГУП «Пассажиравтотранс» обслуживать 136 социальных автобусных линий. Иск подавала компания «Третий парк», которая в 2013 году лишилась пяти прибыльных маршрутов: их Смольный включил в обеспечивающую транспортную сеть, которую по умолчанию обслуживает государственный перевозчик. Если чиновникам не удастся отменить это решение, то все маршруты будут выставлены на конкурс, в котором ГУП может и проиграть.

До середины 2000-х годов ГУП «Пассажиравтотранс» монопольно обслуживал все социальные автобусные маршруты в городе. Затем Смольный запустил реформирование отрасли: часть линий были выставлены на конкурс, которые выиграли частные перевозчики, а остальные были закреплены за ГУПом. В 2010 году в региональный закон «О наземном пассажирском транспорте» были внесены изменения. Согласно ним, «Пассажиравтотранс» монопольно работает на маршрутах так называемой обеспечивающей транспортной сети, которая имеет стратегический характер: предполагается, что без нее невозможна нормальная жизнедеятельность города.

В настоящее время в обеспечивающую транспортную сеть входят 136 маршрутов «Пассажиравтотранса». Часть из них предприятие получило совсем недавно. Как рассказывала «Фонтанка», осенью 2013 года у «Третьего парка» истекли контракты на обслуживание четырех прибыльных маршрутов – 26-го, 54-го, 141-го и 59-го, часть из которых следует по Лиговскому проспекту. Однако комитет по транспорту не стал выставлять их на конкурс, а специальным распоряжением включил в обеспечивающую транспортную сеть.

Чуть позже аналогичным образом «Пассажиравтотранс» получил и 175-й маршрут «Третьего парка», следующий между Кронштадтом и Ломоносовом. По истечении контракта был включен в обеспечивающую транспортную сеть и 91-й маршрут «ПТК», также курсирующий по Лиговке. А вот «Питеравто» лишилось 181-го маршрута, работающего на Невском проспекте, по иной причине: автобус этого маршрута в начале июня выехали на тротуар в районе Караванной улице, в результате чего пострадали 26 человек. Смольный расторг контракт с перевозчиком на обслуживание этой линии, обнаружив нарушения в работе, и сразу же отдал ее «Пассажиравтотрансу».

Любопытно, что подобная практика появилась после того, как комитет по транспорту возглавил москвич Александр Воробьев, которому была непривычна подобная роль частных перевозчиков: в столице практически почти все социальные маршруты находятся в ведении государства. Однако петербургские компании восприняли этот тренд достаточно негативно: сначала Ассоциация перевозчиков пассажиров написала письмо в прокуратуру, а потом «Третий парк» направил иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Ответчиком по нему выступают губернатор Петербурга и Законодательное собрание.

В своем иске перевозчик требовал отменить как не соответствующее закону о конкуренции само понятие «обеспечивающая транспортная сеть», равно как и право «Пассажиравтотранса» обслуживать ее. Несмотря на письмо врио губернатора Георгия Полтавченко, который выступил против отмены данных норм, Арбитражный суд полностью согласился с требованием «Третьего парка». Мотивировочная часть решения еще не изготовлена, но уже сейчас понятно, что речь идет о радикальном изменении системы пассажирских перевозок Петербурга. Если Смольному не удастся опротестовать данное решение в апелляционных инстанциях, то все 130 маршрутов «Пассажиравтотранса» придется выставить на конкурс, в котором госпредприятие может и проиграть. К слову, при предыдущем главе комитета по транспорту, Станиславе Попове, госпредприятие один раз пыталось участвовать в тендерах на право обслуживания социальных линий, но проиграло частным перевозчикам: ГУП попросту не допустили до конкурса.

Отметим, что и частники, и «Пассажиравтотранс» получают из бюджета субсидию в качестве компенсации расходов за работу на социальных маршрутах. Так, в 2014 году ее размер составит 7 млрд. Но при этом государство еще и помогает своему ГУПу, закупая для него автобусы: согласно адресной инвестпрограмме, в 2014 году Смольный проведет конкурс на поставку автобусов на общую сумму в 900 млн рублей, контракт будет рассчитан на 3 года. Однако если «Пассажиравтотранс» вдруг проиграет в конкурсе, то данная закупка теряет всякий смысл.

В профильном комитете по транспорту отметили, что не являются ответчиком по делу, но подчеркнули, что юридический комитет администрации губернатора будет обжаловать данное решение в вышестоящей инстанции.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

http://www.fontanka.ru/2014/07/04/091/

Власть должна показать, кто в доме хозяин.
Алексей Ч  05.07.2014 00:12

Дай Бог городскому правительству квалифицированных юристов, которые смогут быстро найти лазейки в нашем "антигосударственном экономическом законодательстве" для сохранения и дальнейшего расширения "обеспечивающей сети".
Все маршруты - Пассажиравтотрансу! Частников - на субподряд, под полный контроль госструктуры (слежение, техосмотры, медосмотры и пр.)
Третий парк - под "экономические санкции", чтоб неповадно было...
Пассажирский транспорт - не та сфера, где нужна самодеятельность.
-------------------------

Почему бы не выставить все маршруты "обеспечивающей сети" единым лотом?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.07.14 00:16 пользователем Алексей Ч.

Количество маршрутов в лотах - не важно, а гораздо важнее конкурсные требования (тип и предельный возраст техники, низкопольность и т.д.)
Михаил К  06.07.2014 18:03

Цитата (Алексей Ч)
Почему бы не выставить все маршруты "обеспечивающей сети" единым лотом?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 06.07.14 18:05 пользователем Михаил К.

Re: низкопольность и т.д.
petrogrid  07.07.2014 10:19

низкопольность? - это крайне спорное суждение, так как на некоторых маршрутах удобнее организовать большое кол-во сидячих мест (например, СПБ-Кронштадт, СПБ, СПБ-Петергоф, СПБ-Зеленогорск). И, возможно, пустить в режиме полуэкспресса.

Re: низкопольность и т.д.
Горизонт  07.07.2014 14:14

Цитата (petrogrid)
низкопольность? - это крайне спорное суждение, так как на некоторых маршрутах удобнее организовать большое кол-во сидячих мест (например, СПБ-Кронштадт, СПБ, СПБ-Петергоф, СПБ-Зеленогорск). И, возможно, пустить в режиме полуэкспресса.
Конкретно на маршруте №211 ездит немало дачников и рыбаков с тележками, огромными рюкзаками, велосипедами и т.д., а также родителей с колясками. Регулярно наблюдаю эти категории лиц на остановках данного маршрута, так что низкопольность вполне оправданна на этом направлении. Другой вопрос, что нужно ускорять 211, а в выходные пускать гармошки в Курортный район (на 411/416 в своё время работали сочленённые Икарусы), а то на узкой Приморке от Солнечного он весь поток автомобилей тормозит.



Редактировано 3 раз(а). Последний раз 07.07.14 14:16 пользователем Горизонт.

Re: низкопольность и т.д.
petrogrid  07.07.2014 14:48

А разве велосипед можно провизить на НОТ? - он больше 180 см. Да и "дачников-шестисоточников" почти нет до Зеленогорска. В этом месте "дачники" пользуются другими ТС. И не уверен, что в ОТ могут ехать рыбаки, так как не редко они едут в спецодежде (ожежда, которая может испачкать пассажира ОТ).
А ехать 1,5 часа в МАЗе нормальному пассажиру - это не самое приятное занятие.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 07.07.14 14:53 пользователем petrogrid.

Re: низкопольность и т.д.
SoloWand  07.07.2014 15:14

Вполне можно совместить и низкопольность, и большое количество сидячих мест., особенно в гармошке. Почему бы не реализовать варианты - передняя часть - высокопольная, с двигателем и сидениями, задняя - низкопольная с накопительной площадкой - там только два колеса. Или пускать ОБВ низкополы по расписанию, между ними по расписанию - БВ с большим количеством сидений (междугородние варианты 5256 и т.д.), а полуэспрессы с сидениями и так есть - это маршрутки

Re: низкопольность и т.д.
Горизонт  07.07.2014 16:16

Цитата (petrogrid)
А разве велосипед можно провизить на НОТ?
На остановках стоят и с велосипедами, и с колясками.

Цитата
Да и "дачников-шестисоточников" почти нет до Зеленогорска.
На остановках от Лахты к Лисьему Носу и Горской - типичные дачники. От Сестрорецка к Зеленогорску тоже бывают.

Цитата
Я не уверен, что в ОТ могут ехать рыбаки, так как не редко они едут в спецодежде (ожежда, которая может испачкать пассажира ОТ).
Ну, удочки я пока ещё отличаю :)

Цитата
А ехать 1,5 часа в МАЗе нормальному пассажиру - это не самое приятное занятие.
Не знаю, есть ли там кондиционеры или нет. Вроде как не видно. Тогда в жару пассажирам там не очень комфортно, мягко говоря.

Re: низкопольность и т.д.
Борщевский  07.07.2014 16:40

Цитата (Горизонт)
Не знаю, есть ли там кондиционеры или нет. Вроде как не видно. Тогда в жару пассажирам там не очень комфортно, мягко говоря.
Даже независимо от наличия кондея (а их там и правда нет) в них ехать комфортно может быть разве что после 22 часов и в сторону города. Потому что с определенного времени, став 211-ым, он превратился в "налетай, подешевело" со всеми вытекающими обстоятельствами.

Что же до условий конкурсов, было бы очень неплохо прописывать "грамотный салон". Хотя бы в виде мягких (паралон, а не пластмасска с тряпочкой!) сидений - раз,
чтобы в боковом окне горизонтальная линия разделения форточки и неподвижного стекла не была прямо напротив глаз, оставляя вместо пейзажа только асфальт и небо - это два,
и чтобы плечо не упиралось в стойку на каждом втором сидении (как у 5292,6213) это три.
Да, МАЗаи как раз лишены всех этих недостатков. Вот только были бы они 105-ми, а не 103-ми на этом маршруте.

ПАТовая ситуация петербургских перевозчиков
Михаил К  16.07.2014 16:14

8 июля этого года было опубликовано решение Арбитражного суда по иску одной из крупнейших компаний-перевозчиков Петербурга – ОАО «Третий Парк» (обслуживает 78 «социальных», 98 «коммерческих» и 11 областных маршрутов) к Законодательному собранию и губернатору СПб. Компания обратилась в суд 29 января этого года с требованием внести поправки в Закон Санкт-Петербурга от 08.02.2000 №19-4 «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», а именно исключить из него:
- абзац 5 статьи 3: «Уполномоченный орган устанавливает перечень маршрутов регулярных перевозок, составляющих обеспечивающую транспортную сеть»;
- пункт 4 статьи 6-1: «Обслуживание обеспечивающей транспортной сети осуществляется государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга, созданными для обеспечения функций уполномоченного органа в сфере регулярных перевозок».

Обе эти фразы были внесены в документ лишь 23 января 2011 года, тем самым заполонив правовую брешь в вопросе того, почему на маршрутных конкурсах не представлены маршруты СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – ПАТ). И произошло это событие практически одновременно с началом председательствования в Комитете по транспорту Станислава Попова (он заступил в должность 13.01.2011). При нём вопрос о правомерности этих пунктов Закона, а также о принципах внесения тех или иных маршрутов в распоряжение 19-р «О маршрутах регулярных перевозок, составляющих обеспечивающую транспортную сеть», никогда не поднимался. Лишь осенью 2012 года руководством ПАТ была предпринята попытка принять участие в конкурсе на «лиговские» маршруты (так называют автобусные маршруты №№ 26, 54, 59, 76, 91, 141), однако он в спешном порядке был отменён, и ГУПу пришлось довольствоваться только маршрутом №76, который был внесён в обеспечивающую транспортную сеть (далее – ОТС).

Однако с приходом нового председателя – Александра Воробьёва – ситуация моментально переменилась. Заступив на службу 13 августа прошлого года, уже 30 августа его ведомство уведомило компании «Третий Парк» и «ПТК» о том, что конкурсов на обслуживаемые ими 5 «лиговских» маршрутов не будет, т.к. те планируются к внесению в ОТС, что и было сделано 15 ноября 2013 года, а уже 17 ноября на все «лиговские» маршруты вышла техника ПАТ. Вдобавок к этому, спустя несколько дней «Третий Парк» получил аналогичное уведомление и касательно маршрута 175. В итоге, в течение 1,5 месяцев частные перевозчики лишились 6 маршрутов с общим выпуском в 59 автобусов, а в качестве альтернативы Комитетом предлагалась лишь работа на новом маршруте 109Б с выпуском в 1 автобус. Поэтому единственным выходом из ситуации для бизнеса стал арбитражный суд, куда они и обратились.

В течение судебного процесса число перевозчиков, понесших непосредственные убытки от действия вышеупомянутых пунктов Закона, внезапно увеличилось. ДТП на Невском проспекте 4 июня, когда автобус на скорости выехал на тротуар, стоило перевозчику ООО «Питеравто» маршрута (на данный момент перевозчик обслуживает 69 «социальных», 95 «коммерческих» и 32 «областных» маршрутов). Менее чем в течение 3 недель было проведено большое количество проверок работы компании, по итогам которых договор на маршрут №181 был расторгнут досрочно. С 23 июня он был передан на обслуживание в ПАТ, при этом в ОТС не включён до сих пор. Одного из своих маршрутов вскоре лишится и компания ЗАО «Такси-2» (обслуживает 8 «социальных» и 15 «коммерческих» маршрутов) - с 1 января 2015 года предполагается закрытие «социального» маршрута №1л.

И вот, 7 июля Арбитражный суд по СПб и ЛО вынес решение, согласно которому иск ОАО «Третий парк» удовлетворяется полностью. В соответствии с действующим законодательством, у ответчика в лице администрации СПб есть 1 месяц на то, чтобы оспорить данное решение, чем скорее всего чиновники и воспользуются (для этого будет привлечён юридический комитет Смольного). Однако вероятность того, что апелляционная инстанция займёт противоположную позицию, крайне мала. Термин «ОТС» в российской практике больше нигде не используется, соответственно чиновникам Смольного прежде чем вводить данное понятие в региональное законодательство надо было тщательно растолковать его. А именно – разработать систему количественных и качественных показателей, значения которых могли бы служить критерием для включения того или иного маршрута в список ОТС.

Чем же обернётся для Петербурга решение апелляционной инстанции, если судья согласится с решением суда первой инстанции? В этом случае у Комитета по транспорту не останется иного выбора, как объявить конкурс на все «социальные» маршруты, обслуживаемые на данный момент ПАТ, коих насчитывается 135. Ежедневный выпуск на них суммарно составляет порядка 1500 машин – такой объём работы сейчас не под силу не то что крупнейшим перевозчикам, а даже всем 15-ти вместе взятым. Однако на отдельные небольшие маршруты компании претендовать смогут, тем более что по качеству подвижного состава большой вместимости (БВ) и крупнее ГУП сильно отстаёт – менее 70% его автобусов имеют низкий пол, против почти 95% у частников. Возрастная ситуация по автобусам БВ ещё хуже – на данный момент автобусов старше 7 лет (именно такое ограничение по допуску сейчас используется на петербургских конкурсах на маршруты) на предприятии насчитывается до 30%, тогда как из всех 15 частных компаний такой старый ПС присутствует только в парке «ПТК» (чуть более 1% от общего числа частных автобусов БВ), да и то – уже с 1 августа перевозчик намерен отказаться от их использования.

Правда, решение данной проблемы в ГУПе уже найдено – 10 июля был объявлен первый в истории предприятия конкурс на закупку автобусов с их последующим выкупом после 84 месяцев (7 лет) эксплуатации. В течение этого срока (или до достижения ими 630 000 км пробега) поставщик обязан обеспечить бесперебойную работу автобусов. Три гарантии должен дать и производитель: на бесперебойную работу вне зависимости от пробега – 1 год; на лакокрасочное покрытие – 5 лет; на коррозийную устойчивость кузова – 12 лет. Для начала по такой схеме будут приобретены лишь 17 сочленённых четырёхдверных дизельных автобусов экостандарта Евро-5 с кондиционером, 100% низким уровнем пола и общей пассажировместимостью не менее 145 человек (начальная цена контракта составляет 312,4 млн. рублей). Т.е. по сути, закупаться будут стандартные «гармошки», только по завышенной цене (18,38 млн. против нынешних 12,16 млн.), т.к. в неё уже войдёт стоимость обратного выкупа техники, которая должна составить не менее 20% от первоначальной. Пожалуй, единственным заметным для пассажиров «новшеством» станут предустановленные Wi-Fi-роутеры и ТВ-дисплеи, а также наличие двух электронных маршрутоуказателей по боковой стороне автобуса. Узнать, проявил ли кто-либо из автобусных поставщиков и производителей интерес к столь нестандартной закупке ПАТ, можно будет уже 1 августа; окончательные итоги будут подведены на неделю позже. Сами автобусы должны будут прибыть в Санкт-Петербург не позднее 15 декабря этого года. Вдобавок к этой "экспериментальной" закупке, Комитет по транспорту объявил вчера (15 июля) и "классический" аукцион на приобретение 62 аналогичных автобусов (единственное различие - гарантия на лакокрасочное покрытие в данном случае должна быть в 2 раза выше, т.е. 10 лет) за 917,8 млн. рублей или 14,8 млн. за один автобус. Также стоит добавить, что в этом году в парки города поступят только 13 единиц, зато в 2015 - сразу 49; сам аукцион состоится уже меньше чем через месяц, 11 августа.

Между тем, у ПАТ и в настоящее время имеется ряд неоспоримых «конкурсных» преимуществ – например, большое количество автобусов со 100% низким уровнем пола (сейчас этот критерий существенно добавляет баллов претенденту при проведении конкурсных процедур) – более 38% (у частников – менее 12%) или же площади для хранения автобусов, находящиеся в собственности (а не арендуемые, как у большинства частников). Некоторые из этих преимуществ Комитет по транспорту вполне способен сделать т.н. «заградительными барьерами» для участия в конкурсе негосударственных транспортных предприятий. Одним из таких преимуществ является наличие у ПАТ автобусов особо большой вместимости – ОБВ (15-метровых «Волжанин» и 18-метровых «ЛиАЗ» и «Volgabus») – они составляют порядка 32% всего парка. Достаточным условием для минимизации конкуренции со стороны остальных игроков рынка вполне может стать требование о необходимости привлечения для перевозок по каждому социальному маршруту не менее одного автобуса ОБВ, там где это представляется возможным (а это почти все маршруты ПАТ – кроме 1, 13а, 46, 100, 128, 190, 197, 358, 375а, 469). При этом, антимонопольное законодательство нарушено не будет – ведь по большому счёту, у частников нет каких-то особенных препятствий к покупке такой техники. Более того, в 1998-2006 гг. по городу уже колесили автобусы ОБВ частных перевозчиков, в том числе и на коммерческих маршрутах, в суммарном количестве до 30 шт. Так что подавать жалобу в ФАС на этот возможный пункт условий будущих конкурсов предпринимателям будет, скорее всего, бессмысленно.

Если всё же очередная инстанция суда встанет на сторону Смольного – в этом случае перевозчикам придётся искать и развивать другие направления деятельности в целях сохранения бизнеса и возможности продолжения его ведения. Хотя формально город от проведения конкурсов пока ещё не отказывался – последний стартовал совсем недавно, 11 июня. Однако на 10 «социальных» маршрутов (7 из которых новые, а ещё 2 имеют новые трассы) на нём представлено лишь 6 «коммерческих», и в условиях ситуации, когда все статьи закона 19-4 будут иметь силу, участие в нём и ему подобных представляется нерентабельным из-за высокой доли риска потери маршрута.

К такому неблагоприятному развитию событий уже довольно давно готовится холдинговая компания «Питеравто» (основу составляют ООО «Питеравто» и ООО «Вест-Сервис»), расширяя региональную сеть компаний – ООО «Транс-Балт» (93 маршрута) и ОАО «Леноблпассажиравтотранс» (32 маршрута) в Ленинградской области, ООО «Автоэкспресс» в Великом Новгороде (7 маршрутов) и 6 компаний в Петрозаводске (16 маршрутов). Также были неудачные попытки работы компании в Мурманске (10 автобусов ЛиАЗ) и в станице Белореченской Краснодарского края (12 автобусов Otoyol и Volkswagen). Помимо этого, холдинг занимается и другим направлением деятельности – сдачей в аренду автобусов «ЛиАЗ». С 2011 года новгородское ОАО «Автобусный Парк» арендует у Питеравто 93 газомоторных автобуса ЛиАЗ (80 из которых – сочленённые), а 3 недели назад закончился процесс передачи в аренду 102 автобусов ЛиАЗ-5256 вологодскому ПАТП-1. Машины уже отработали в Петербурге 7-8 лет, поэтому перед отправкой прошли восстановительный ремонт салона и бортов – т.е. с точки зрения пассажиров техника выглядит новой, однако её рыночная стоимость даже после восстановления в 5-6 раз ниже стоимости нового автобуса.

В ближайшей перспективе у «Питеравто» - участие в конкурсе на право обслуживания городских маршрутов Воронежа. Для этой цели перевозчик готов предоставить до 937 автобусов (из них 198 – большой вместимости), при этом основную часть техники предлагается привезти из Санкт-Петербурга (105 ед. ЛиАЗ-5256, 155 ед. КАвЗ-4235, 391 ед. Otoyol M29 City), а остальные автобусы приобрести новыми в лизинг (93 ед. ЛиАЗ-5293 и 193 ед. ПАЗ-3204). Сейчас в регионе решают, по какой схеме будет проходить конкурс – с малым количеством крупных лотов (этот вариант устраивает петербургских бизнесменов) или с большим количеством мелких. В любом случае, у «Питеравто» есть и другие варианты – по нашей информации, совсем недавно перевозчик проявил интерес к транспортной системе Волгограда…

http://pitertransport.livejournal.com/30242.html

Re: низкопольность и т.д.
VicSin  16.07.2014 20:08

Цитата (Горизонт)
Не знаю, есть ли там кондиционеры или нет. Вроде как не видно. Тогда в жару пассажирам там не очень комфортно, мягко говоря.

Нет там кондиционеров. Кроме того, водители на Драконах принципиально не открывают заднюю дверь, так что остаётся их 1,5 всего. В МАЗах открывают все двери. Надо его экспрессом по городу делать, а на 32 уменьшать интервалы. Всё равно половина пассажиров 211 по городу едет, на дальние расстояния там чаще пользуются маршрутками или электричками, когда это возможно.

Re: низкопольность и т.д.
Михаил К  17.07.2014 14:13

Цитата (VicSin)
Кроме того, водители на Драконах принципиально не открывают заднюю дверь,
Не всегда. Когда же не открывают, то их можно попросить об этом и откроют.

Цитата (VicSin)
Надо 211 экспрессом по городу делать, а на 32 уменьшать интервалы.
32 недавно усилен, но ещё недостаточно. 211 можно сделать экспрессом по городу не ранее ввода новых маршрутов по ул.Савушкина и усиления сущзествующих, либо открытия станции метро "Беговая".



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 17.07.14 14:15 пользователем Михаил К.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]