ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
В Таллине общественный транспорт стал бесплатным для всех по прописке: есть ли в этом опыте что ценного для Петербурга?
HAV  05.03.2013 13:56

1 марта 2013, 18:21

Уже два месяца постоянные жители столицы Эстонии не платят за проезд в общественном транспорте. Мэр города Эдгар Сависаар выполнил обещание, которое многие называли популистским. Корреспондент «БалтИнфо» узнал, почему эстонский опыт не применить в Петербурге.

Проезд в обмен на регистрацию

Таллин стал первым крупным городом Европы, жители которого ездят в общественном транспорте бесплатно. Такая возможность появилась с 1 января этого года и распространяется на тех, кто имеет постоянную регистрацию в столице, то есть платит налоги в муниципальный бюджет.

Своих от чужаков в автобусах, трамваях и троллейбусах отличает умная система. Пассажир приобретает в киоске зеленую магнитную карточку стоимостью 2 евро, которую можно «привязать» к удостоверению личности. Стоять в очередях и собирать справки не надо, делается это через интернет, на специальном сайте. Данные жителя, имеющего регистрацию в Таллине, появляются в транспортной системе, и проезд становится бесплатным. Во время поездки нужно просто приложить карточку к валидатору.

Этими электронными устройствами оснастили все автобусы, трамваи и троллейбусы. На передней панели несколько кнопок, с помощью которых пассажир может скорректировать введенные данные. Туристы могут приобрести такую же карточку, но, в отличие от местных, им нужно положить на нее деньги: проездной на 24 часа стоит 3 евро.

Плакаты с патриотичным призывом «Зарегистрируйся в Таллине» сейчас висят по всему городу. Именно бесплатный проезд является главным стимулом для того, чтобы «прописаться» в эстонской столице, население которой сейчас составляет 424 тысячи человек. Среди жителей Таллина немало выходцев из Тарту, Пярну, Нарвы и других городов Эстонии, которые продолжали платить налоги по прежнему месту жительства. Как сообщили «БалтИнфо» в мэрии эстонской столицы, за январь-февраль этого года в Таллине зарегистрировались 4000 человек. При том, что за весь прошлый год официальный прирост составил 7800 человек.

Что касается денег, то экономия является существенной только для тех, чьи доходы ниже среднего. «Раньше я покупал месячную карточку на проезд, она действовала во всех видах транспорта и стоила 18,5 евро. Хорошо, что теперь можно ездить бесплатно. Проблем с тем, чтобы зарегистрироваться в системе, у меня не было», – говорит постоянный житель столицы Виталий.

Впрочем, молодые таллинцы, побывавшие в других европейских столицах, уверены, что автобусы, троллейбусы и трамваи давно нужно было сделать бесплатными. Они указывают на то, что в эстонской столице более старый подвижной состав, чем, например, в Стокгольме и Хельсинки. Например, 25-летняя Сандра сетует, что автобусы слишком грязные. Справедливости ради, необходимо отметить, что в Петербурге на маршруты зачастую выходят значительно более старые машины.

Плюсы не для всех

По свидетельству пассажиров, с 1 января транспорт стал ходить чаще и строже придерживаться расписания. В общей сложности городские маршруты обслуживают 482 единицы подвижного состава.

«Особенность Таллина в том, что его районы значительно удалены друг от друга, а центр по площади занимает небольшую часть. Основная задача, которую должен решить общественный транспорт, – доставить людей в центр города, где им предлагается много вариантов пересадки», – отмечает заместитель руководителя департамента транспорта Таллина Тиит Симон. По словам чиновника, нововведения способствуют тому, чтобы на общественный транспорт пересели автовладельцы. Число машин на дорогах в будни уже сократилось на 10 процентов, и это только начало, объясняет Тиит Симон.

Пока в мэрии Таллина анализируют изменения, городские таксисты бьют тревогу. За первые два месяца этого года заказов стало на 25% меньше, рассказал директор крупной транспортной фирмы Андреа Грин. Чтобы не увольнять сотрудников, пришлось заморозить цены и возить клиентов за полцены в дневные и ночные часы. 26 февраля таксисты и вовсе сделали бесплатными все поездки по городу стоимостью ниже 7 евро, чтобы таким образом привлечь внимание к проблеме.

Популярное решение властей Андреа Грин называет безответственным: «Это все равно, что выкидывать деньги на дорогу, ведь новая система очень затратна для города. Мэрия делает один вид транспорта – общественный – вне конкуренции. Те люди, которые пользовались такси 2-3 раза в месяц, теперь с наибольшей вероятностью дождутся трамвая или автобуса», – говорит Грин. Впрочем, в мэрии Таллина с таксистами не согласны: в транспортном департаменте объясняют их невзгоды сезонным снижением спроса.

Утверждение о том, что бесплатный транспорт является разорительным для бюджета, чиновники также опровергают. В отличие от Петербурга, в Таллине все автобусы, трамваи и троллейбусы находятся в ведении одного муниципального предприятия. Это позволяет централизованно направлять средства. Расходы на общественный транспорт составляют 54 млн евро в год, причем, ранее плата за проезд покрывала только 25% реальных расходов, а 75% всей суммы составляла городская субсидия (в Петербурге соотношение 60% на 40%). Следовательно, с переходом на бесплатную систему власти Таллина должны найти дополнительные 21,6 млн евро.

Палка о двух концах

На другом берегу залива, в Хельсинки, также просчитывали перспективы перехода на бесплатный транспорт. Такие изменения потребовали бы из бюджета дополнительные 160 млн евро. За счет уменьшения количества автомобилистов выбросы диоксида углерода сократились бы на 10%. В то же время серьезным минусом бесплатного проезда исследователи назвали увеличение коротких и спонтанных поездок: те расстояния, которые можно пройти пешком, жители будут преодолевать в транспорте.

С этими выводами согласен руководитель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров. По его словам, результаты эксперимента в Таллине будут понятны не раньше начала следующего года. В то же время, бесплатный проезд в больших городах не может быть рентабельным: чем больше пассажиров, тем сильнее износ техники, а значит, выше бюджетные расходы.

Ситуация в Петербурге осложняется за счет инфраструктурных и управленческих проблем. «У нас транспортная система чудовищно искажена. Транспорт простаивает в пробках, сжигается бензин, нет должного контроля за оплатой проезда и использованием этих денег. Средства тратятся и на зарплату кондукторам, которые никуда не исчезли, несмотря на введение валидаторов», – отмечает Федоров.

Эксперт напоминает, что один бесплатный маршрут в нашем городе уже действовал, но это была вынужденная мера. Во время ликвидации размыва между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества» курсировал бесплатный автобус №80. Его введение потребовало значительных жертв от городских автопарков: они снимали подвижной состав с основных маршрутов и не могли собирать плату за проезд.

Артём Филатов
Таллинн-Петербург

Re: В Таллине общественный транспорт стал бесплатным для всех по прописке: есть ли в этом опыте что ценного для Петербурга?
Стас Давыдов  05.03.2013 18:09

В апреле собираюсь в Таллинн, будет очень интересно на всё это посмотреть, пока пара комментариев к статье

Цитата (HAV)
Пока в мэрии Таллина анализируют изменения, городские таксисты бьют тревогу. За первые два месяца этого года заказов стало на 25% меньше,

А вот это просто прекрасно! Здесь кстати довольно неплохая параллель между ихними такси и нашими маршрутными такси.
Конечно их таксо теряют клиентов, но так ли это плохо? Теперь им есть стимул что-то менять в своей работе, например отменять чистый бред и разводилово - плату за посадку, которая вот у этой фирмы составляет к примеру 3.50 Евро! http://www.tallinktakso.ee/ru/content/pricelist/



Цитата (HAV)
Утверждение о том, что бесплатный транспорт является разорительным для бюджета, чиновники также опровергают. В отличие от Петербурга, в Таллине все автобусы, трамваи и троллейбусы находятся в ведении одного муниципального предприятия.

Не понял, а как же MRP Linna Liinid AS? Вроде бы это частник, но в проездной включён...

Цитата (HAV)
С этими выводами согласен руководитель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров. По его словам, результаты эксперимента в Таллине будут понятны не раньше начала следующего года. В то же время, бесплатный проезд в больших городах не может быть рентабельным: чем больше пассажиров, тем сильнее износ техники, а значит, выше бюджетные расходы.

Но при этом Таллинн и занимается экономией: покупает Б/у автобусы и трамваи, а так же покупает их за счёт продажи квот на выхлоп вредных веществ в атмосферу.

Цитата (HAV)
Средства тратятся и на зарплату кондукторам, которые никуда не исчезли, несмотря на введение валидаторов», – отмечает Федоров.

А у нас разве система СЭКОП действует в полнеом объёме? Глупо убирать кондукторов пока система не работает хотя бы на половине ПС.

Цитата (HAV)
Эксперт напоминает, что один бесплатный маршрут в нашем городе уже действовал, но это была вынужденная мера. Во время ликвидации размыва между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества» курсировал бесплатный автобус №80. Его введение потребовало значительных жертв от городских автопарков: они снимали подвижной состав с основных маршрутов и не могли собирать плату за проезд.

Артём Филатов
Таллинн-Петербург

А вот уж 80 маршрут тут вообще ни к селу ни к городу. Он заменял метро и его введение было полной неожиданностью для всего города, соответственно он не имел возможности подготовиться к этому.

Re: В Таллине общественный транспорт стал бесплатным для всех по прописке: есть ли в этом опыте что ценного для Петербурга?
Лев  05.03.2013 20:28

Цитата (Владимир Федоров)
...бесплатный проезд в больших городах не может быть рентабельным: чем больше пассажиров, тем сильнее износ техники, а значит, выше бюджетные расходы.
Так-то оно так, но ведь гости города, т.е. туристы и командированные, платить будут; да и незарегистрированные гастарбайтеры - тоже...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.03.13 20:28 пользователем Лев.

А вот вопрос как в таких случаях быть с временной регистрацией, которая у них вполне часто бывает
Стас Давыдов  05.03.2013 20:47

Цитата (Лев)
да и незарегистрированные гастарбайтеры - тоже...

Re: как в таких случаях быть с временной регистрацией
Лев  05.03.2013 20:56

Считать на этот период местными жителями; всяко выгоднее, чем когда они живут нелегально.

НЯЗ, есть очень большая разница в системе уплаты налогов здесь и в ЕС. Таллин - это ЕС, кто забыл на минуточку
Владимир Валдин  05.03.2013 21:02

В России налоги для индивидуала - фактически косвенные: за редким исключением, человек не видит всей суммы дохода. Он получает её сразу за вычетом НДФЛ, который платится бухгалтерией работодателя в местный бюджет по месту регистрации предприятия. Которое может быть зарегистрировано где угодно.

В ЕС сумма дохода выплачивается "на руки" полностью, а получатель сам обязан заплатить причитающуюся сумму в муниципию, к которой он в текущий момент "приписан". Можно дать поручение делать это и бухгалтерии работодателя - но суть именно в том, куда идёт налог. И в этом - основная суть европейской "прописки".

Кстати, с точки зрения интересов общества вторая система намного правильнее. Человека приучают к ответственности за себя. А заодно - когда некто осознанно (я не про желание) платит кому-то налог, то у него появляется желание трясти этого кого-то конкретного за хреновые дороги, плохой автобус и разворовывание вообще всего, что плохо лежит.

Это был маленький организационно-экономический ликбез на тему, как такое стало возможным в Таллине, и почему это в принципе невозможно здесь...

Ну а ближе к технике - я думаю, что не далее как года через 2-3, иже это гениальное начинание сохранится, мы для начала помянем (кто помнит) таллинский троллейбус, а дальше будет дальше.

А с ним то что не так? Народу ездит много, интервалы небольшие, техника новая со старой 50/50 на глаз... (-)
Владимир_В_Е  11.03.2013 13:54

Цитата (Владимир Валдин)
мы для начала помянем (кто помнит) таллинский троллейбус, а дальше будет дальше.

Как у нас с трамваем: износ и нехватка. Ну и отсутствие средств на новые. Вот недавно закрыли 2 маршрут. (-)
Стас Давыдов  11.03.2013 20:38

0

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]