ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Шимов В.  19.05.2009 23:48

Помню, у моего деда висела странная карта Советского Союза, на которой была обозначена несуществующая ветка Новороссийск - Туапсе вдоль черноморского побережья. Интересно, были ли планы по строительству такой железной дороги? Она была бы весьма актуальна: такие курортные города, как Геленжик, по-моему, очень много теряют из-за отсутствия там железной дороги.

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
railboy  20.05.2009 00:13

Вроде бы проект признали дорогостоящим из-за большого количества тоннелей в проекте (там скалы сплошные, по берегу путь не кинешь) и поэтому от него отказались. То же самое и с жд до Ялты, вместо которой построили троллейную линию.

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Виталий Шамаров  20.05.2009 07:18

Линия планировалась Новороссийск - Батум, строительство начали в 1912 году. Недалеко от Гагры остались быки будущего моста через реку Бзыбь. Первая мировая война стройку остановила. Участок Туапсе - Сухум построен, однако, как раз во время Второй мировой - в 1942 году.

Адлер - Сухум - 1942 год.
DennisM  20.05.2009 10:49

Виталий Шамаров писал(а):
-------------------------------------------------------
> Участок Туапсе - Сухум построен, однако, как раз
> во время Второй мировой - в 1942 году.

Туапсе - Сочи - 1923, Сочи - Адлер - 1927 год.

Спасибо за уточнение, 1942 год со слов экскурсовода в Абхазии, когда проезжали мимо быков так и не построенного моста. (-)
Виталий Шамаров  20.05.2009 12:38

0

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Илья  20.05.2009 13:32

В принципе в данном случае важен только Геленджик - других крупных городов на пути к Туапсе от Новороссийска нет и городить там железную дорогу смысла особого нет. А влетит это очень дорого, так как там фактически всю дорогу придется прокладывать в мостах и тоннелях. Ну а до Геленджика дотянуть железку уже попроще, причем можно это сделать в обход Новороссийска со станции (?) Грушевая - далее сразу на Кабардинку и Геленджик - тем самым неплохо разгрузился бы и новороссийский вокзал.

А вообще как минимум - дорогу хоть бы привели в нормальное состояние, достроив мосты напрямую...И троллейбус бы пустили из Новороссийска - уже бы было дело!

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Шимов В.  20.05.2009 15:35

Ну почему же, есть еще Архипо-Осиповка. Наверное, есть куча прибрежных поселков, в которых можно прекрасно отдохнуть и в которые люди бы с удовльствием ездили, будь там ж/д. Думаю, железная дорога могла бы очень поспособствовать развитию этой части побережья.

Неужели от Новорссийска до Туапсе проложить "железку" сложнее, чем от Туапсе до Адлера или от Горячего Ключа/Белореченска до Туапсе?

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
camposer  20.05.2009 15:47

Шимов В. писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ну почему же, есть еще Архипо-Осиповка. Наверное,
> есть куча прибрежных поселков, в которых можно
> прекрасно отдохнуть и в которые люди бы с
> удовльствием ездили, будь там ж/д. Думаю, железная
> дорога могла бы очень поспособствовать развитию
> этой части побережья.

Хе-хе, при всей моей любви к железной дороге, я скорее БРОСИЛ бы ездить в Джанхот (это между Геленджиком и Архипо-Осиповкой), если бы там поблизости прошла ж/д. Да и реликтовая роща пицундской сосны там.

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
railboy  20.05.2009 15:59

На самом деле если подумать, то есть масса дешёвых способов решения данной проблемы. Например продавать билеты до Геленджика и остальных городов, а оставшуюся часть пути доставлять на комфортабельных и вместительных автобусах по тому же билету... но у нас на это никто не пойдет.

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Focus  20.05.2009 22:38

Шимов В. писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ну почему же, есть еще Архипо-Осиповка. Наверное,
> есть куча прибрежных поселков, в которых можно
> прекрасно отдохнуть и в которые люди бы с
> удовльствием ездили, будь там ж/д. Думаю, железная
> дорога могла бы очень поспособствовать развитию
> этой части побережья.

Люди туда как раз таки с удовольствием ездят, потому что там нет железной дороги

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Илья  21.05.2009 01:18

Focus писал(а):
-------------------------------------------------------

> Люди туда как раз таки с удовольствием ездят,
> потому что там нет железной дороги

Если как на участке Туапсе-Адлер, где железка скорее мешает, идя чуть ли не по пляжу - то да...Ну а так, если бы она шла подальше в горах, многие были бы только "За". Ибо автобус, а тем более микроавтобус на узких горных серпантинах - удовольствие весьма своеобразное и опасное... Про отсутствие кондиционера и пробки вообще молчу...

Re: Адлер - Сухум - 1942 год.
Дмитрий Ковалев  28.05.2009 09:41

DennisM писал(а):
-------------------------------------------------------
>
> Туапсе - Сочи - 1923.

Во всех возможных источниках почему то указывается дата открытия этой линии именно 1923 год, а в книге "История железнодорожного транспорта России и Советского Союза", том 2, так вообще сказано, что линия Туапсе-Адлер построена в 1929 г. Между тем в "Воспоминаниях генерала барона П.Н. Врангеля" (Москва, Терра, 1992г., т.1) в описании событий весны 1919 года есть такие строки:
"По получении донесения о положении у Сочи, ставка распорядилась высылкой Сочинскому гарнизону подкреплений. Я получил уведомление, что за мною, распоряжением Главнокомандующего, высылается миноносец. Железная дорога находилась уже под угрозой. Однако, имея с собой несколько чинов моего штаба, большей частью с семьями, людей и лошадей своего конвоя, я не мог оставить их. Я решил, отказавшись от возможности выехать морем, попытаться выехать поездом. В течении ночи мы погрузились и в полной темноте, с потушенными огнями, имея на паровозе два пулемета, тронулись в путь. В семи-восьми верстах от города поезд наш был обстрелян постом "зеленых", однако путь был еще в исправности и мы успели благополучно проехать в Туапсе." Выходит, что в 1919 году линия Туапсе - Сочи уже существовала! Возможно, что в 1923 года имеется в виду восстановление линии после гражданской войны, а не ее строительство?



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 28.05.09 09:43 пользователем Дмитрий Ковалев.

Черноморская дорога
Пилецкий П. В.  28.05.2009 10:02

Дмитрий Ковалев писал(а):
-------------------------------------------------------
> Возможно, что в
> 1923 года имеется в виду восстановление линии
> после гражданской войны, а не ее строительство?
Конечно. Это была так называемая Черноморская железная дорога, о ней достаточно много всего написано. Плавнов у них было много, а их первым участком бы Туапсе-Сочи. Проектировать его начали примерно в 1910 году(когда началось строительство дороги Армавир-Туапсе), строительство началось примерно в 1914. К 1917 году успели построить дорогу примерно до Сочи, а рабочее движение открыли примерно до Лоо. Но официально эту дорогу в эксплуатацию нигде не сдали. В советское время дорогу до Сочи окончательно достроили и приняли в коммерческую эксплуатацию. Поэтому официальной датой начала движения и считается уже 1923 год. Кратко обо всём этот можно прочитать например здесь:
http://tuapsinka.ajp.ru/history.html

Re: Черноморская дорога
Дмитрий Ковалев  28.05.2009 11:31

Пилецкий П. В. писал(а):
-------------------------------------------------------
> Дмитрий Ковалев писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > Возможно, что в
> > 1923 года имеется в виду восстановление линии
> > после гражданской войны, а не ее строительство?
> Конечно. Это была так называемая Черноморская
> железная дорога, о ней достаточно много всего
> написано. Плавнов у них было много, а их первым
> участком бы Туапсе-Сочи. Проектировать его начали
> примерно в 1910 году(когда началось строительство
> дороги Армавир-Туапсе), строительство началось
> примерно в 1914. К 1917 году успели построить
> дорогу примерно до Сочи, а рабочее движение
> открыли примерно до Лоо. Но официально эту дорогу
> в эксплуатацию нигде не сдали. В советское время
> дорогу до Сочи окончательно достроили и приняли в
> коммерческую эксплуатацию. Поэтому официальной
> датой начала движения и считается уже 1923 год.
> Кратко обо всём этот можно прочитать например
> здесь:
> http://tuapsinka.ajp.ru/history.html

Хороший и известный сайт, но все-таки как мне кажется данные оттуда требуют уточнения, ибо на сайте говорится:
"Еще до начала Гражданской войны участок Черноморской железной дороги южнее Туапсе был достроен к 1918 г. до станции Лоо. При этом 2 недостроенных туннеля перед Сочи были законсервированы, и достроены уже в советское время. Движение на Сочи началось только в 1923 г. (по другим данным в 1925 г.)."
Врангель же пишет, что он ехал именно из Сочи (Лоо тогда не считало частью Сочи, а вошло в состав города только в 1961 году). Если туннели не были достроены, то как же он бы тогда проехал? Вероятно все же туннели уже были готовы к тому времени.

У Врангеля не написано, что он ехал на паровозе именно из Сочи ;)
DennisM  28.05.2009 11:54

Дмитрий Ковалев писал(а):
-------------------------------------------------------
> в "Воспоминаниях генерала барона П.Н.
> Врангеля" (Москва, Терра, 1992г., т.1) в описании
> событий весны 1919 года есть такие строки:
> "По получении донесения о положении у Сочи, ставка
> распорядилась высылкой Сочинскому гарнизону
> подкреплений. Я получил уведомление, что за мною,
> распоряжением Главнокомандующего, высылается
> миноносец. Железная дорога находилась уже под
> угрозой. Однако, имея с собой несколько чинов
> моего штаба, большей частью с семьями, людей и
> лошадей своего конвоя, я не мог оставить их. Я
> решил, отказавшись от возможности выехать морем,
> попытаться выехать поездом. В течении ночи мы
> погрузились и в полной темноте, с потушенными
> огнями, имея на паровозе два пулемета, тронулись в
> путь. В семи-восьми верстах от города поезд наш
> был обстрелян постом "зеленых", однако путь был
> еще в исправности и мы успели благополучно
> проехать в Туапсе."

Где сочинский гарнизон находился - в самом городе, или в его пригородах? Может быть, в Лоо как раз :)

Re: У Врангеля не написано, что он ехал на паровозе именно из Сочи ;)
Дмитрий Ковалев  28.05.2009 12:07

DennisM писал(а):
-------------------------------------------------------

> Где сочинский гарнизон находился - в самом городе,
> или в его пригородах? Может быть, в Лоо как раз :)

Врангель пишет именно о Сочи, более того части гарнизона были сосредоточены больше как раз-таки в противоположную сторону к Адлеру, т.к. были стычки с грузинами.

Re: Черноморская дорога
Пилецкий П. В.  28.05.2009 14:04

Дмитрий Ковалев писал(а):
-------------------------------------------------------
> Врангель же пишет, что он ехал именно из Сочи (Лоо
> тогда не считало частью Сочи, а вошло в состав
> города только в 1961 году). Если туннели не были
> достроены, то как же он бы тогда проехал? Вероятно
> все же туннели уже были готовы к тому времени.
В принципе это вполне возможно. Известно что в 1914 дорогу планировали построить сразу от Туапсе до Новосенаки(то есть до уже существущей Закавказской дороги). Известно также что эти планы в принципе оставлись действующими до конца Гражданской войны на территории современного Краснодарского края. Также известно что дорога была в достаточно высокой степени готовности. Например она была обозначена как построеная вжелезнодорожном атласе 1917 года.
http://tuapsinka.ajp.ru/map_history.html
Также известно что Гражданская война в этом регионе окончилась только в 1920, а многие участники Белого движения ушли в эммиграцию. То есть вполне возможны потери документов и воспоминаний. А точно восстановить хронологию достаточно сложно.

Вот интересный рассказ о тех событиях.
http://www.bonistika.net/index.php?site=5&par=0&letter_id=19
Ясно что дорога продолжалась строиться и в 1918 году, весной этого года для продолжения строительства местные власти выпустили суррогатные денежные знаки.
Также сообщается что работы на дороге шли как минимум до осени 1919.
Но тут как дата открытия рабочего движения до Сочи указана осень 1919.

Поэтому насчёт возможности сковозного проезда Сочи-Туапсе весной 1919 вопрос остаётся открытым. Может быть весной 1919 тонели были уже достроены, а может быть воспоминания Врангеля недостаточно подробны.
Врангель прямо не сообщает что они отправились именно со станции Сочи(а не с участка после тонелей), поэтому воспоминания Врангеля можно трактовать по разному.
Хотя может быть что Врангель тут полностью прав. Тонели например могал построить советская власть в 1918 году, а белое правительство в 1919 просто выпустило свой документ об эксплуатации этой дороги. В общем, сочинским краеведам есть над чем подумать.

Re: Черноморская дорога
Дмитрий Ковалев  28.05.2009 16:11

Да подумать действительно есть над чем, потому что данные совершенно противоречивые! Вот здесь например, сказано, что первый поезд прибыл в Сочи в октябре 1917 года!



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.05.09 16:12 пользователем Дмитрий Ковалев.

Re: Несуществующая ж/д Новороссийск-Туапсе
Константин Гришин  28.05.2009 17:33

railboy писал(а):
-------------------------------------------------------
> То же самое и с жд до Ялты,
> вместо которой построили троллейную линию.

Неверно. Троллейбус - сам по себе. :)
А по трассе спроектированной ж/д Севастополь-Ялта было построено Южнобережное шоссе, без всяких троллейбусов. :)

Re: Черноморская дорога
Дмитрий Ковалев  29.05.2009 10:48

Вот нашел еще:
"Железная дорога от Туапсе до Сочи начала строиться с июня 1914 г. К 1917 году ее подвели к Сочи, но многие ее объекты были выстроены по временной схеме." Может быть и тоннели были уже построены, но без облицовки и освещения, а консервация строительства заключалась в том, что до 1923 года они и простояли в таком виде (без облицовки).
http://www.life-sochi.ru/2008/12/07/zheleznodorozhnyjj-vokzal.html

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]