ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Вопросы про аппаратуру и средства связи
Дьяконов  07.08.2008 01:19

Накопились вопросы про аппаратуру и средства связи. Речь идёт об электрофицированных линиях в Московской области.

1) Как я понимаю, волновод поездной радиосвязи - это тонкий провод на фарфоровых изоляторах на деревянных кронштейнах, или нет?

2) На опорах КС бывают прикреплены довольно толстые кабели на металлических кронштейнах и изолированные ото всего. Кое-где их даже несколько висят параллельно. Они присоединяются к висящим на этих же опорах или отдельных столбах ящикам прямоугольной или круглой формы. Ящики висят в самых непредсказуемых местах (как на станциях, так и на перегонах) на расстоянии примерно нескольких километров друг от друга. Что это за кабель и зачем он нужен?

3) Что из перечисленного подключено к каким из видов связи (к поездной радиосвязи, телефонной и телеграфной связи): станции, путевые посты, переезды, кассы на ОП?

4) Используется ли сейчас телефонная и телеграфная связь в том же объёме и с теми же целями, что и раньше? В смысле - как повлияла на её действие всеобщая компьютеризация? Например, применяются ли телетайпные аппараты?

Спасибо за ответы.

Re: Вопросы про аппаратуру и средства связи
орел  07.08.2008 01:59

по пукту 2

это волновод для оптической свази

Re: Вопросы про аппаратуру и средства связи
Радист  07.08.2008 02:16

1.Совершенно верно, только траверсы не обязательно деревянные. Если используются траверсы из современных материалов, то изоляторы не применяются. Волновод обслуживает служба энергоснабжения ЭЧ (контачи) - радисты его только осматривают и пишут замечания для устранения. При пересечении волновода с путями устраивается волноводный переход в виде коаксиального кабеля с волновым сопротивлением 50 Ом. Согласование волновода с волноводным переходом осуществляется с помощью согласующих устройств или согласующих контуров СК-6. Контура настраивают на максимальный ток (внешне контур выглядит как чёрный цилиндр высотой сантиметров 20 и диаметром сантиметров 8). Согласование необходимо, т.к. волновое сопротивление волновода 150 Ом, т.е. не такое, как у кабеля. Волноводные переходы обслуживают радисты (РЦС). В тоннелях в необходимых случаях используется двухпроводный волновод. На неэлектрифицированных линиях волновод не обязателен (нужно только правильно настроить на приёмниках чувствительность и порог срабатывания шумоподавителя), но лучше, чтобы волновод был везде: связь лучше, "мёртвых" зон нет.
2.Волоконно-оптический кабель (ВОК). По нему осуществляется магистральная связь как для железнодорожных нужд (РЦС), так и для всех желающих (Транстелеком). Внутри ящиков находятся соединительные и разветвительные муфты. До появления оптики магистральная связь осуществлялась по магистральным воздухонаполненным кабелям с помощью ВЧ уплотнения. Магистральная связь зарезервирована радиореллейными линиями (на сравнительно небольших расстояниях), спутниковой связью (со управлениями всех дорог) и магистральной КВ радиосвязью (на случай чрезвычайных ситуаций).
3.Волновод является направляющей линией для поездной радиосвязи. По оптике работают телефонная связь (общетехнологическая и оперативно-технологическая), интранет (корпоративный интернет), различные автоматизированные системы управления. Если р/связь осуществляется между машинистом (ТЧМ) и поездным диспетчером (ДНЦ), то через эфир она осуществляется только между ТЧМ и р/станцией дежурного по станции (ДСП), а между ДСП и ДНЦ сигнал идёт по оптике. Возле различных зданий на перегоне (кассы, подстанции, КТСМ, посты секционирования контактной сети, переездные будки и др.) оптический кабель обычно не разделывают, а телефоны, компьютеры и различные устройства автоматики подключают через старый магистральный кабель связи к ближайшей станции, где разделана оптика. Поездные рации на переездах с волноводом не согласовывают, а у ДСП - согласовывают.
4.Без телефонной связи как без рук, а вот общетехнологический телеграф закрыт. Любой мастер, бригадир, старший электромеханик включив компьютер может прочитать и распечатать все телеграммы и раздать подченённым. Телетайпы сохранились на некоторых станциях, прежде всего сортировочных, где телетайпистка списывает восьмизначные коды на всех вагонах. Эти телетайпы увязаны с вычислительной системой станции (телеграфные коды преобразуются в компьютерные автоматически).
А вот для частных лиц, пользующихся услугами ЖД телефонной связи настали тяжёлые времена. По мере замены старых АТС на цифровые, присоединение новых АТС к сети связи общего пользования часто не проектируется.

Re: Вопросы про аппаратуру и средства связи
Дьяконов  08.08.2008 00:40

Большое спасибо за профессиональное объяснение!
Теперь у меня осталось только несколько мелких вопросов - в основном по волоконно-оптическому кабелю, поскольку я в них абсолютно не разбираюсь.

> 2.Волоконно-оптический кабель (ВОК).
Внутри ящиков находятся
> соединительные и разветвительные муфты.

А мотки такого кабеля, висящие на опорах КС - это технологический резерв, обусловленный сложностью сращивания волоконных световодов между собой, например, при обрыве кабеля? Или у них другое назначение?

И ещё глупый вопрос - сигналы по волоконно-оптическому кабелю передаются только в цифровом или ещё и в аналоговом виде? Многоканальность связи обеспечена частотным или временным разделением? Является ли этот кабель многожильным?

> До появления оптики магистральная связь
> осуществлялась по магистральным воздухонаполненным
> кабелям с помощью ВЧ уплотнения.

Эти кабели проложены под землёй?

> Возле различных зданий на
> перегоне (кассы, подстанции, КТСМ, посты
> секционирования контактной сети, переездные будки
> и др.) оптический кабель обычно не разделывают, а
> телефоны, компьютеры и различные устройства
> автоматики подключают через старый магистральный
> кабель связи к ближайшей станции, где разделана
> оптика.

Надо понимать, что радиостанций в этих зданиях, как правило, нет?

> Поездные рации на переездах с волноводом
> не согласовывают, а у ДСП - согласовывают.

В чём это выражается в смысле эксплуатации?

> 4.Без телефонной связи как без рук, а вот
> общетехнологический телеграф закрыт. Любой мастер,
> бригадир, старший электромеханик включив компьютер
> может прочитать и распечатать все телеграммы и
> раздать подченённым.

То есть, "телеграммы" - это уже не телеграммы в собственном смысле, а сообщения, передаваемые через компьютер по той системе цифровой связи, о которой Вы рассказали?

Re: Вопросы про аппаратуру и средства связи
Радист  08.08.2008 02:24

Разумеется при соединении кабеля возле муфты остаётся запас в виде витков. Обычно эти витки находятся внутри металлического ящика, также как и муфта, но иногда муфта и запас кабеля ничем не прекрыты. Сращивание ВОК - действительно сложная и дорогая операция.
Сигналы в ВОК только цифровые. Используется аппаратура, называемая синхронными транспортными модулями (СТМ). Для ЖД связи в основном СТМ-1 (155 МБит/с) и СТМ-4 (620 МБит/с), а Транстелеком применяет главным образом СТМ-16 (2.5 ГБит/с). Глубокое спектральное уплотнение (применение нескольких лучей в одном волокне с разной частотой излучения) позволяет получить скорость 40 ГБит/с (СТМ-256) и более, но для Транстелекома это скорее вопрос будущего (на их московском узле связи такая скорость достигнута). Все эти скорости указаны для магистральных линий - абонентский доступ осуществляется разумеется на других скоростях передачи данных. В ВОК несколько световодов, причём в обычных, получивших распространение системах, по одной жиле луч распространяется в одну сторону, а для противоположного направления используется другая жила. Половина жил - резервные. А вообще существует большое колличество типов ВОК, различающиеся по многим параметрам в т.ч. числу световодов (оптических волокон).
Магистральные воздухонаполненые кабели связи проложены под землёй. Последнее время воздух в них как правило не гонят (особенно после того, как с них сняли системы ВЧ уплотнения). Впрочем, на участках, где нет оптики, ВЧ уплотнение до сих пор применяется, а кое-где сохранились проводные воздушные линии, на которых также уплотнение используется.
В большинстве технических зданий стационарных раций нет, особенно поездного КВ диапазона. Стационарные рации стоят там, где надо, зато носимыми рациями УКВ железнодорожники пользуются очень активно.
Что касается согласования стационарных раций поездного диапазона с волноводной линией, то я имел в виду следующее. Рация дежурного по станции работает не на антенну, а на запитку волновода. От антенно-согласующего устройства коаксиальный кабель идёт к согласующему контуру СК-6. К контуру подключена запитка - провод, проходящий параллельно волноводу на небольшом расстоянии от него. СК-6 настраивают на максимальный ток при работе рации на передачу. Такая система обеспечивает дальность связи как правило до следующей станции. На переездах поездная рация работает на обычную антенну, которую с волноводом не согласовывают (не используют СК-6). Дальность связи получается меньше, но для переезда - вполне достаточно.
И о телеграммах. Это обычная электронная почта, только в корпоративном интернете - интранете.

Ну и совсем для полноты ответа
Mazzy  08.08.2008 18:38

Дьяконов писал(а):
> Многоканальность связи обеспечена частотным или
> временным разделением?

В цифровых системах передачи используется только временное разделение каналов.

> > Возле различных зданий на
> > перегоне (кассы, подстанции, КТСМ, посты
> > секционирования контактной сети, переездные
> будки
> > и др.) оптический кабель обычно не разделывают,
> а
> > телефоны, компьютеры и различные устройства
> > автоматики подключают через старый
> магистральный
> > кабель связи к ближайшей станции, где разделана
> > оптика.

На передовом участке Москва-Раменское оптика заведена в каждую кассу.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Alex - MTB-82  08.08.2008 18:45

Mazzy писал(а):
-------------------------------------------------------
> > Многоканальность связи обеспечена частотным или
> > временным разделением?
>
> В цифровых системах передачи используется только
> временное разделение каналов.

Бывает еще кодовое (CDMA)

Re: Вопросы про аппаратуру и средства связи
Alex - MTB-82  08.08.2008 19:00

Радист писал(а):
-------------------------------------------------------
> Сращивание ВОК - действительно сложная и
> дорогая операция.

Оборудование дорогое. И нывыки нужны. А так сварка ОВ - ничего особенно сложного, особенно на полностью автоматических сварочных аппаратах.

> Что касается согласования стационарных раций
> поездного диапазона с волноводной линией, то я
> имел в виду следующее. Рация дежурного по станции
> работает не на антенну, а на запитку волновода.

Термин "согласование с волноводом", да и "волновод" вообще в данном случае не совсем корректен. Под волноводом в радиотехнике обычно подразумевается полый металлический или диэлектрический волновод - линия передачи в диапазоне СВЧ.
Тут скорее направляющий провод.
Согласование с волноводом - согласование источника и приемника сигнала с волноводом по волновому сопротивлению и минимуму КСВ.
В данном случае рация дежурного по станции работает на направляющий провод (естественно, согласована с ним), а рация на переездах и на ПС работает на антенну.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Радист  08.08.2008 20:07

Mazzy писал(а):
-------------------------------------------------------

> На передовом участке Москва-Раменское оптика
> заведена в каждую кассу.
Любопытно, зачем в пригородных кассах оптика? Даже в кассах дальнего следования терминал "Экспресс" элементарно подключается по меди. Возможно такая оснащённость связью участка Москва-Раменское как-то связана с имеющимся там видионаблюдением на каждой остановке. Картинка о ходе высадки и посадки пассажиров по радиоканалу должна передаваться прямо на электричку. Возможно, кроме этого картинка передаётся ещё и в Москву (централизованное видионаблюдение)? Аппаратуру в этом случае действительно целесообразно размещать в здании кассы, т.к. на остановочных пунктах на перегонах других капитальных зданий обычно нет. Если оптика заведена в каждую кассу, то по ней вполне возможно централизованное управление усилителями громкого оповещения, но только ради одних усилителей затаскивать оптику в кассу смысла нет - управлять оповещением можно и по старому магистральному кабелю связи. Так что скорее всего оптика в кассах связана с видеонаблюдением на платформах.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Mazzy  08.08.2008 20:30

Радист писал(а):
> Любопытно, зачем в пригородных кассах оптика?

Передача данных, включая VoIP телефонию, управление автоматическим громкоговорящим оповещением и часами. Магистрали были заведены в кассы по одной четверке, вот и решили не увеличивать емкость, да поврежденные все магистрали эти.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Роман Антипов  08.08.2008 21:44

Радист писал(а):

> Любопытно, зачем в пригородных кассах оптика? Даже
> в кассах дальнего следования терминал "Экспресс"
> элементарно подключается по меди. Возможно такая
> оснащённость связью участка Москва-Раменское
> как-то связана с имеющимся там видионаблюдением на
> каждой остановке. Картинка о ходе высадки и
> посадки пассажиров по радиоканалу должна
> передаваться прямо на электричку. Возможно, кроме
> этого картинка передаётся ещё и в Москву
> (централизованное видионаблюдение)? Аппаратуру в
> этом случае действительно целесообразно размещать
> в здании кассы, т.к. на остановочных пунктах на
> перегонах других капитальных зданий обычно нет.
> Если оптика заведена в каждую кассу, то по ней
> вполне возможно централизованное управление
> усилителями громкого оповещения, но только ради
> одних усилителей затаскивать оптику в кассу смысла
> нет - управлять оповещением можно и по старому
> магистральному кабелю связи. Так что скорее всего
> оптика в кассах связана с видеонаблюдением на
> платформах.

Ну, да, в компьютеры кассиров втыкается обычный RJ45 разъем сети Ethernet. но передавать данные на сервер далеко за пределы кассы как то надо. Не тянуть же Ethernet-кабель (витую пару) за десятки километров (тем более, что для витой пары ограничение длины сегмента по стандарту - 100 м).
В помещение заводится оптика, к оптическому кроссу подключается либо медиаконвертер (преобразует электрический сигнал Ethernet в оптический) либо каналообразующее оборудование SDH (если кроме IP услуг требуются еще и голосовые), а к медиаконвертеру уже подключается сеть в здании.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Радист  08.08.2008 22:19

Чтобы витую пару далеко не тянуть, можно DSL модемом воспользоваться. Представляете сколько постов разбросано по территории внеклассной сортировачной станции и везде компьютеры, подключённые к тем или иным автоматизированным системам управления. Так эти компьютеры подключены к своим АСУ по обычным медножильным кабелям, проложенным при Хрущёве и Брежневе. Провести к каждой такой будке оптику на данный момент - утопия.

Mazzy писал(а):
-------------------------------------------------------

> Передача данных, включая VoIP телефонию,
> управление автоматическим громкоговорящим
> оповещением и часами. Магистрали были заведены в
> кассы по одной четверке, вот и решили не
> увеличивать емкость, да поврежденные все
> магистрали эти.

Правильно ли я понимаю, что со временем во все отдалённые "будки" на перегонах телефонная связь будет подведена по IP протоколу, а магистральный кабель окончательно упразднят? В Интернете я что-то такое читал, причём в проекте указывалась аппаратура на основе полностью отечественной коммутационной платформы "Протон-ССС" - её производство осваивается на Лосиноостровском ЭТЗ, хотя уже вовсю освоено на предприятиях оборонки (для ведомственных сетей МО, Службы исполнения наказаний, сетей общего пользования, на Сев-КавЖД вовсю такая аппаратура используется, встречается на Ю-В и ГорЖД). Но главное даже не производитель и марка аппаратуры, а тот факт, что с упразднением магистрального кабеля связи нечем будет резервировать перегонный кабель СЦБ. На участке Москва-Раменское, если там магистральный кабель настолько плох, чем перегонный кабель СЦБ резервируют? Или в связи с переходом на ТРЦ такой нужды нет?
Да и многие АСУ нуждаются в магистральном кабеле. Сигналы ДЦ Сетунь, например, между промежуточной станцией и ближайшим домом связи идут по меди, и только от дома связи до ЛАЗа управления дороги - по оптике. КТСМы мо меди подключены. Или подобные АСУ будут модернизироваться либо заменяться на более современные.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Mazzy  08.08.2008 22:28

Радист писал(а):
> Правильно ли я понимаю, что со временем во все
> отдалённые "будки" на перегонах телефонная связь
> будет подведена по IP протоколу, а магистральный
> кабель окончательно упразднят?

Не в курсе. Была задача подключить кассы, и вместо восстановления и отпаев с медных кабелей решили завести оптику. На другом участке возможно сделают по другому.

> резервировать перегонный кабель СЦБ. На участке
> Москва-Раменское, если там магистральный кабель
> настолько плох, чем перегонный кабель СЦБ
> резервируют? Или в связи с переходом на ТРЦ такой
> нужды нет?

Ничем не резервируют - сцбисты резервируют сами себя. Сбор контроля с точек идет сцбиными кабелями, а на блок-посты заведена оптика.

Вот на участке Люберцы-Перово сбор идет связевым кабелем, однако все равно кассы подключили по оптике.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Роман Антипов  09.08.2008 21:26

Радист писал(а):

> Правильно ли я понимаю, что со временем во все
> отдалённые "будки" на перегонах телефонная связь
> будет подведена по IP протоколу, а магистральный
> кабель окончательно упразднят? В Интернете я
> что-то такое читал, причём в проекте указывалась
> аппаратура на основе полностью отечественной
> коммутационной платформы "Протон-ССС" - её
> производство осваивается на Лосиноостровском ЭТЗ,
> хотя уже вовсю освоено на предприятиях оборонки
> (для ведомственных сетей МО, Службы исполнения
> наказаний, сетей общего пользования, на Сев-КавЖД
> вовсю такая аппаратура используется, встречается
> на Ю-В и ГорЖД).

Протон ССС уже сейчас давно производят в Таганроге. И пользуются им отнюдь не только спецслужбы - он активно используется небольшими телефонными компаниями. Очень удобная штука - вешается такая АТС на стенку в офисном центре, в неё втыкается необходимое количество абонентских комплектов (в зависимости от числа абонентов). АТС подключается к магистральной сети потоком Е1 (цифровой поток со скоростью 2 мегабита, позволяет передавать 30 голосовых каналов с битрейтом 64 кбит/сек и два канала под сигнализацию).

IP телефония хороша тем, что если абонентов немного, то под них не надо тратиться на установку АТС и занимать целый поток Е1 для обслуживания 10 абонентов. Можно подключить к IP сети VoIP-телефон или шлюз (сразу на несколько абонентов) и передавать голосовой трафик по IP сети. Не придется ставить дополнительную дорогостоящую аппаратуру и прокладывать дополнительные кабели - достаточно того кабеля, который уже используется для подключения кассы к сети.

> Но главное даже не производитель
> и марка аппаратуры, а тот факт, что с упразднением
> магистрального кабеля связи нечем будет
> резервировать перегонный кабель СЦБ.

Если магистральная сеть построена правильно, то резервирование будет. По кольцу. Т.е. если на участке Москва-Рязань произойдет обрыв кабеля, оборудование автоматически перестроится и начнет работать, например через Тулу.

Re: Ну и совсем для полноты ответа
Радист  12.08.2008 19:13

Протон-ССС разрабатывается в Таганроге, а серийно производится на многих предприятиях оборонки в СНГ. И это не только малые станции, подвешенные на стене, но и АТС до 30000 номеров, поддерживающие все виды межстанционной сигнализации, действующие в СНГ, в т.ч. ЖД протоколы; это ещё и VoIP шлюзы, и DSLAM и много чего ещё собственного производства. А вот эксплуатируется эта аппаратура преймущественно в спецслужбах, т.к. операторы общего пользования предпочитают более "раскрученные" зарубежные образцы или их отечественные "клоны" типа Миником DX-500 - в чистом виде Сименс, хоть и делается в России.
То, что в РЖД рекомендовали к внедрению Протон-ССС я поддерживаю, но сомневаюсь: стоило ли создавать собственное производство этой аппаратуры на Лосиноостровском ЭТЗ - оборонка давно всё это делает, а качество нашей продукции спец. назначения вполне на уровне.
По поводу резервирования СЦБ: важно зарезервировать перегонный кабель СЦБ к каждой сигнальной точке. При АБ числового кода это делается с помощью магистрального кабеля связи, в котором часть жил выделено специально для СЦБ. А как резервирование перегонного кабеля СЦБ делается при ТРЦ? Если есть на форуме СЦБисты - подскажите. Возможно ли закольцовывание, т.е. если нарушен кабель между светофором и одной из станций перегона, но цел - с другой станцией: будет ли сбой в работе СЦБ, в т.ч. в кодировании АЛСН (АЛС-ЕН).

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2021.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.015 seconds ]