ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Вопросы по железнодорожной истории города Балашова
Пилецкий П.В.  22.07.2008 16:51

Если на этом форуме есть знатоки железнодорожной истории города Балашова, то было бы интересно пообщаться. Я недавно случайно заинтересовался железнодорожной историей этого города. И узнал что в этой истории есть много интересных моментов. Интересных тем для обсуждения обнаружилось много.
1. Приход железных дорог в Балашов. Как известно, в Балашов практически одновременно(с разницей всего в несколько лет) пришли две протяженные железные дороги, Тамбов-Камышин и Харьков-Пенза, и Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления и остался узлом на 4 направления до наших дней. Это само по себе довольно редкая ситуация, обычно до революции на развитие узла до 4 направлений уходило довольно много времени. Интересно было бы узнать точную хронологию и принадлежность железных дорог в период до конца 19 века. Первой линией как я понимаю была транзитная линия Тамбов-Камышин. На момент начала строительства эта линия вероятно относилась ещё к Тамбово-Саратовской дороге. Хотя к завершению строительства веротяно уже была создана объединённая Рязано-Уральская дорога. Следущим проектом была линия Харьков-Балашов(забавным памятником которой стола название станции Харьков-Балашовский). Кому принадлежала линия на начало строительства, не совсем понятно(веротяно это был проект Воронежско-Ростовской дороги). Но к окончанию строительства линии уже была создана объединённая Юго-Восточная дорога. Последним проектом стала линия Балашов-Пенза, на момент постройки Таволжанка-Пенза. Эта линия была проектом Разано-Уральской дороги. Таким образом примерно в 1895 Балашов стал передаточной станцией с объединённой Разано-Уральской дороги на объединённую Юго-Восточную дорогу. И это продолжалось около 40 лет до начала глобальной перекройки 30х годов. Главная станция Балашова находилась на линии Тамбов-Камышин, линия Харьков-Балашов привязывалась к уже существующей станции.
2. Ликвидация линии Таволжанка-Пады и замена ёё на линию Хопёр-Пады. Интересно, в каком именно году это произошло(как я понял примерно в начале 30х). Также интересны конкретные причины такого переноса линий. Вероятных причин много: нехватка пропускной способности участка Таволжанка-Хопёр(как я понимаю он всегда был и остаётся однопутным), проблемы с содержанием пути на участке Таволжанка-Пады или желание ускорить транзитные поезда направления Ртищево-Поворино. Поэтому интересна точная причина. Также интересно что известно о том какое было путевое развитие на станции Таволжанка до ликвидации линии. Был ли возможен поворот из Ртищево на Тамбов без перецпки паровоза, был ли в Таволжанке паровозный треугольник, было ли там увеличенное путевое развитие или это была просто станция примыкания. Также интересно почему примыкание сделали первоначально в таволжанке, а не около Балашова. Как я понимаю это было связано с тем что через Хопёр был только один однопутный мости сделать примыкание собственно в Балошове было невозможно. Поэтому решили минимизировать строительную длину линии на Ртищево и сделали примыкание в Таволжанке. Но при этом усиления линии на перегонах Хопёр-Пинеровка-Таволжанка не было, это был однопутный перегон с однопутным мостом через Хопёр.
3. История балашовского треугольника. Современное состояние хорошо известно. Треугольник сделан на станции Балашов-Пассажирский(бывшая Хопёр), станции Балашов-1(бывшая Балашов) и посту 463 км. Причем линия пост 463км-Балашов-1 однопутная электрифицировыанная, а остальные две линии двухпутные электрифицированные. Но вот по истории появления этой конфигурации вопросов много. По Балашов-1 всё примерно ясно, он сохранился на своём месте с момента постройки. Посто 463 км как я понимаю появился примерно во времена электрификации. То того станцией примыкания была Зорька, ныне остановочный пункт. От Зорьки рядом шли две однопутные линии на Балашов и Хопёр, которые разделялись в том месте где сейчас пост 463км. Ну а на момент постройки треугольника вообще не было, от Зорьки шла линия только на Балашов-1. Самый сложный вопрос по станции Хопёр. Как я понимая на момент открытия движения этой станции вообще не было. Станция появилась только после смены линии Таволжанка-Пады на Хопёр-Пады. Тогда же и была построена соединительная линия Хопёр-Зорька.
То есть после прихода железных дорог в Балашов треугольника не было. Были примыкание в Таволжанке(линия на Ртищево Рязано-Уральской дороги) и в Балашове-1(линия на Поворино Юго-Восточной дороги), причём оба примыкания были со стороны Тамбова(то есть на направлении Ртищево-Пенза была обязательна смена направления движения).
Затем построили станцию Хопёр, перенесли линию Таволжанка-Пады и сделали соединительную линию на Зорьку(первоначально это веротяно был грузовой обход Балашова). Станция Хопёр стало узлом Х-образной схемы. Тогда же сделали второй путь на участке Хопёр - Балашов-1.
И наконец после постройки вторых путей на участке Ртищево-Поворино станцию Зорька превратили в остановочный пункт а примыкание сделали на посту 463 км. Электрификацию главного хода провели вероятно примерно одновременно со строительством вторых путей, после этого и возникла современная схема.
4. История дореволюционного взаимодействия Юго-Восточной и Рязано-Уральской дороги. Как я понимаю примыкание было в Балашове-1, при это своей станции в Балашове у Юго-Восточной-дороги не было. В Балашове с самого начала было локомотивное депо, но они принадлежало Рязано-Уральской дороги. Поэтому интересно что известно о схеме станции Балашов-1 дореволюционных времен. Были ли у Юго-Восточной дороги свои погрузочные пути, свои группы путей, своё оборотное депо, своё водоснбжение. Или с момента постройки была ситуция совместного использования узловой станции двумя дорогами.
5. Мост через Хопёр. Первоначально был один однопутный мост на перегоне Балашов-Пинеровка. Затем появилась станция Хопер и мост вероятно вошёл в границу станции(две однопутные линии объединялись в одну до моста). Потом были построены два новых однопутных моста. Мосты остались в границе станции, так как однопутная линия из Тамбова примыкала к двухпутному главному ходу до мостов. Мост 19 века как я понимаю в нербочем сосотоянии дожил до наших дней. Непонятно, была ли ситуация одновременной работы трёх мостов.
6. Судоходство на Хопре. Известно что до появления железных дорог в Балашове Хопёр там был доволно важной сплавной рекой. Хотя непонятно было ли сплавное судоходство или был только плотовой сплав. Пароходы до балаошова веротяно так и не добралсь. К началу 20 века сплав деградировал. Однако о дальнейшем развитии событий информации нет. Известно что в советское время были попытки возрождения малых рек и есть возможность что и средний Хопёр попадал в эти программы. Известно что в Борисоглабске, который относительно недалеко от Балашова, судоходство даже в виде междугородной регулярной пассажирской линии Борисоглабск-Урюпинск дожило до 60х годов. Также интересует информация по инфраструктуре. Была ли в Балашове пристань, стролись ли железнодорожные и автодорожные мосты через Хопёр как судоходные или нет, какая у ныне существующих постоянных мостов минимальная высота надуровнем реки.
7. Вопросы по вокзалам Балашова. Первоначально в Балашове был только один вокзал, ныне Балашов-1. После строительства станции Хопёр там надо полагать также появился вокзал. Но в целом сначала я думаю большинство поездов сначала заходили в Балашов, прямая линия была сначала просто грузовым обходом. Постепенно в связи с ускорением поезов значение станции Хопёр увеличивалось. И уже относительно недавно из него решили сделать хорошую современную станцию Балашов-Пассажирский. И после этого заходы транзитных поездов на Балашов-1 практически прекратились. Интересно когда имеено появился Балашов-Пассажирский и какие конкретно были причины его появления. Также относительно поздно возник Балашов-2. Но как я понимаю это всегда была грузовая станция и вокзала там не было.
8. Балашовская область. Как известно доволно долгое время Балашов был областным центром и главным городом среднего Хопра. Интересно, что то конкретное по транспорты в те годы как областной центр Балашов смог получить или нет?
9. Вариантаная история. Интересно, не рассматривался ли вариант подвести линию Зорька - Балашов-1 к Балашову-1 со стороны Камышина(а не со стороны Тамбова)? Это позволило бы сделать Х-образный узел в Балашове-1 и это позволило бы сохранить главный пассажирский вокзл в Балашове-1, транзитные пассажирские поезда смогли бы проходить его без смены направления движения.
10. Пригородное движение. Пригородное двиежение есть со станции Балашов-1 на 4 направления. Транзитного пассажирского движения по Балашов-1 нет. Пригородные поезда направления на Ртищево и Тамбов проходят через Балашов-Пассажирский. Пригородного движения на участке Балашов-Пассажирский - пост 463 км нет. Непонятно в направлении на Ртищево есть пригородные локомотивные поезда. В Балашове есть своё депо и есть электрички и не видно особого смысла в пригородных поедах с локомотивами.
11. Транзитное пассажирское движение. Все поезда на направлении Ртищево-Поворино останавливаются только на Балащове-Пассажирском. На станцию Балашов-1 из транзитных поездов заходит только почтово-багажный поезд Лиски-Хабаровск. Но в этом поезде давно нет пассажирских вагонов на этом участке. Интересно, когда транзитные поезда окончательно прератили заходить на Балашов-1.
12. Поезда на Москву. Балашов имеет уникальное в своём роде достижение. Через город проходит транзитный поезд Москва-Волгоград(прямо на Тамбов) и есть два поезда Балашов-Москва, через Ртищево и через Поворино. Поезд Москва-Балашов через Поворино это сейчас единственый поезд который не проходит через станцию Балашов-Пассажирский. То есть из Балашова в Москву можно попать тремя совершенно разными путями. Причем разделение идёт не около Москвы, а на местном уровне(все три маршрута сходяться в Мичуринске). При этом с момента прихода железных дорог в Балашов был один кратчайший путь на Москву. Интересно с чем связано такое разнообразие. Это наследие Балашовской области или просто Юго-Восточная дорога решила при помощи балашовкого вагонного депо обслуживать свои станции на линиях Поворино-Грязи и Ртищево-Тамбов? Также интересно почему так слабо используется дорога Камышин-Тамбов. На большинстве участков этой линии только 1 пассажирский поезд через день и не более 2 пригородных в день. Тем не менее поезда на Москву из Балашова идут через Поворино и Ртищево. Интересно почему так происходит(на линии Тамбов-Камышин нет пассажиров, не хватает пропускной способности или эта линия слишком медленная).
13. Грузовая работа. Интересно, большая ли погрузка/выгрузка по Балашову сейчас и в обозримом прошлом. Можно ли назвать станцию Балашов-2 главной грузовой станцией узла? Доходит ли электрификация до Балашов-2 или только до Балашов-1. Также интересно примерная матрица грузопотоков по узлу. Веротяно как и в пассажирском движении основное направление это Ртищево-Поворино, а второстепенное направление это Тамбов-Камышин. А если в грузовом движении устойчивые грузопотоки между этими линиями?
14. Локомотивное депо Балашов. Исторически было построено для линии Тамбов-Камышин но сейчас специализируется на обслуживании линии Лиски-Пенза. А какие сейчас и в обозримом прошлом крайние пунткы работы электровозов этого депо? И обслуживает ли сейчас депо Балашов линию Тамбов-Камышин?
15. Вагонное депо Балашов. Как я понимаю депо формирует только два поезда на Москву. А есть ли сейччас у этого депо прицепные и беспересадочные вагоны? В каких поездах сейчас есть места с переменным трафаретом по Балашову? И обслуживает ли это депо пригородные локомотивные поезда на Ртищево?
16. Поезд Москва-Волгоград. Через Балашов проходит поезд Москва-Камышин-Влгоград. Поезд явно неконкурентоспособный как транзитный поезд Москва-Волгоград, идёт примерно на 13 часов дольше главного поезда Волгограда(только на манёвры Петров Вал-Камышин-Петров Вал уходит около 3 часов). Интересно, почему этот поезд не превратят в поезд Москва-Камышин? В Камышине нет вагонного депо? Или на участке Камышин-Балашов слишком мелкий пассажиропоток на Москву? Или таким образом обеспеыивают беспересадочную связь участка Тамбов-Камышин с Волгоградом?
17. Ртищевское отделение. Как известно в середине 80х Ртищевское отделение передали из Приволжской дороги в Юго-Восточную. А как это повлияло на Балашов? Были с этим связаны какие-нибудь конкретные изменения, положительные или отрицательные? Вообще интересно было бы узнать кому и когда подчинялся Балашов с начала 30х годов и до 80х. Как я понимаю Балашов в свой время входил и в Пензенскую дорогу. Нет ли сейчас слухов о том что Ртищевское отделение может уйти назад в Приволжскую дорогу?

Re: Вопросы по железнодорожной истории города Балашова
Rave Speeder  23.07.2008 21:10

Станция Балашов-Пассажирский появилась по требованию горожан, после 1985 года. Станция Хопёр расположена за пределами города. Поезда, идущие по основной линии - Лиски-Ртищево в Балашов вообще не попадали никогда, или до 1985 года, (потому как пришлось бы менять направление движения для аппендикса менее 10 км), и не останавливались нигде рядом, втч и в Хопре - поэтому, чтобы уехать из Балашова приходилось ехать с пересадкой. Единственный поезд в конце 1980-х годов, проходящий через город - это Москва-Камышин (номер, кажется 181/182), идущий по линии через Тамбов (уже в то время она была довольно хилой). При этом он останавливался на всех трёх станциях - Б-2, Б-1 и Хопёр. Почему его продлили до Волгограда - не знаю. Поезд на Балашов-Поворино-Москва, в большей степени предназначен для обслуживания линии Поворино-Грязи, где идёт чуть ли не в режиме "пригородного" - другие дальние регулярные поезда проходят от Поворино до Грязей практически без остановок. По идее, он мог бы ходить только от Борисоглебска/Поворино, но толи город маловат, толи других ВЧД рядом нет.
Пассажирские ЧС-4 ТЧ Балашов раньше ходили от/до Валуек (Купянска?) (или только до Лисок?) до Пензы - собственно, между крайними точками переменнотоковой электрификации линии. Сейчас, кажется своих локомотивов нет, только МВПС. Тут точно не знаю.

Re: Вопросы по железнодорожной истории города Балашова
 24.07.2008 01:34

Пилецкий П.В. писал(а):
-------------------------------------------------------
> 2. Ликвидация линии Таволжанка-Пады и замена ёё на
> линию Хопёр-Пады. Интересно, в каком именно году
> это произошло(как я понял примерно в начале 30х).

На рубеже 1935-36 гг.

Re: Вопросы по железнодорожной истории города Балашова
Геофизик  24.07.2008 13:05

В 80-81 годах абсолютно все пассажирские и почтово-багажные поезда шли через нынешний Балашов-1, в том числе и поезда везущие призывников/дембелей. Т.к. только там было обслуживание пасс-поездов.
ЧС4 ТЧ Балашов ходили и до Купянска, а лок-бригады до Пензы и Лисок (Георгиу Деж)

Таволжанка
Пилецкий П.В.  30.07.2008 09:09

Посметрел вчера атлас Саратовской области. Старую линию на Таволжанку в атласе чётко видно. Она примыкала к ходу Тамбов-Камышин примерно под прямым углом с малым радиусом. Но место примыкания было между современными станцияыми Таволжанка и Пинеровка...
То есть либо для попадания из Ртищево в Поворино надо было два раза менять направление движения(и по таволжанке и по Балашову), либо Таволжнака не была станцией примыкания, либо станция Таволжанка была в другом месте, либо в атласе нарисован глюк.
В общем, железнодорожная история города Балашова оказалась на редкость интересной и содержательной.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]