ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Грузовые вагоны с тормозными площадками - вопрос
Дьяконов  02.09.2013 12:21

Проезжая по железной дороге, иногда можно увидеть грузовые вагоны, с одного из торцов которых имеется площадка наподобие тормозной. Когда я присмотрелся к ним внимательнее, то обнаружил интересную закономерность. Все вагоны с такими площадками оказались построены в промежутке от 1990 до 1993 годов. Более того, такими площадками оборудованы все вагоны, построенные в эти годы, которые я видел. И наоборот, на вагонах, построенных до или после этого времени, таких площадок нет. Возникает впечатление, что в 1990 г. промышленность полностью перешла на выпуск вагонов с площадкой, а в 1993 г. так же полностью от него отказалась. Чаще всего приходится видеть крытые вагоны (с крытыми площадками), но несколько раз я видел и полувагоны. Очевидно, что полувагонов было построено во много раз меньше.

Я теряюсь в догадках, что это может быть. Очевидно, что автотормоза были повсеместно внедрены десятилетиями раньше, и уже на вагонах 1970-х гг. (самые старые из тех, что можно сейчас увидеть) тормозные площадки отсутствуют. Но, может быть, на излете советского периода у военных случилось очередное обострение, и они потребовали, чтобы любой грузовой вагон был способен к ручному торможению? Или может быть, наша промышленность выполняла крупный заказ на вагоны для какой-то зарубежной страны, где ручное торможение еще актуально (интересно, есть ли такие страны?) А затем эта страна не смогла оплатить заказ, и вагоны перешли к МПС СССР? А может быть, это и не тормозные площадки вовсе, а что-то другое? Но тогда почему потребность в них внезапно появилась в 1990 г. и так же внезапно исчезла в 1993?

Может быть, кто-нибудь точно знает, что это за вагоны? Заранее благодарен за любые ответы.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками

Цитата (Дьяконов)
Все вагоны с такими площадками оказались построены в промежутке от 1990 до 1993 годов. Более того, такими площадками оборудованы все вагоны, построенные в эти годы, которые я видел. И наоборот, на вагонах, построенных до или после этого времени, таких площадок нет.

Странно. Я ещё в конце 70-х и начале 80-х годов наблюдал немало вагонов с тормозными площадками...

Площадки - для охраны...
Denver  02.09.2013 19:30

Доброе время суток.

Начну с предыстории - в годину Перестройки закончилась модернизация Белорусской железной дороги. Дорога была весьма запущенной, с паровозами и семафорами, и модернизация оставила без работы огромное число сотрудников, для самой дороги получился огромный экономический эффект.
И дёрнул же бес кого-то из советского железнодорожного начальства объявить почин, дескать Белорусская железная дорога избавилась от огромного количества "лишних" сотрудников, так давайте последуем её примеру....

И последовали - машинисты маневровых тепловозов стали ездить в одно лицо, что погубило немало составителей и прочих станционных работников, в одно лицо попробовали ездить машинисты тепловозов и электропоездов, но как-то не срослось. Не срослось ещё много где, начали отыгрывать назад, в том числе, после перестроечной вакханалии пришлось заново набирать охрану - чудовищно повысилось количество краж из вагонов, в том числе прямо на ходу (кто-то запрыгивал, например, на вагон с автопокрышками, взламывал его "форточку" и выбрасывал груз, сообщники шли следом и подбирали). Но, помимо охраны, пришлось срочно "реабилитировать" тормозные площадки на вагонах - их тоже "сократили"...

А почему снова стали выпускать вагоны без площадок...
Или довели количество вагонов с площадками до оптимального числа и на этом успокоились, или же сказалась изменившаяся обстановка - один сторож в тулупе и с допотопным дробовиком ничего не сделает с бандой матёрых наглых рецидивистов, тут нужен небольшой отряд, которому на площадках будет тесно и неуютно. Уважающим себя боеспособным охранникам стали цеплять специальные вагоны-бытовки, ставить на платформы специальные жилые контейнера... Но это только моя точка зрения...

С уважением, Денис.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Дьяконов  02.09.2013 20:18

Цитата (Владислав Мартианов)
Я ещё в конце 70-х и начале 80-х годов наблюдал немало вагонов с тормозными площадками...
Прошу прощения, если я неточно сформулировал свою мысль. Тормозных площадок нет на вагонах, построенных с конца 70-х и по 1990 год, то есть тех, которые сейчас можно видеть на сети. Это значит, что в 1970-е годы новые вагоны уже не оборудовались тормозными площадками за ненадобностью. А в 1990-м вдруг снова стали оборудоваться. Это и вызвало мое удивление.

Но, очевидно, в 1970-е годы на сети еще было много вагонов 1940-50-х годов постройки, и на них-то наличие тормозных площадок вполне логично. Сейчас их можно увидеть разве что в музеях, да еще кое-где в виде бытовок или сараев встречаются...

Re: Площадки - для охраны...
Дьяконов  02.09.2013 20:42

Цитата (Denver)
Дорога была весьма запущенной, с паровозами и семафорами...
Но, помимо охраны, пришлось срочно "реабилитировать" тормозные площадки на вагонах - их тоже "сократили"...
В смысле - "реабилитировать" уже в новом качестве, специально для охраны?
Или "реабилитировать" для того, чтобы вернуть на них тормозильщиков, потерявших работу? То есть паровозы и семафоры - это ладно, но отсутствие автотормозов в 80-е годы на этих самых паровозах выглядит как-то уж совсем диковато.

Интересно, если эти площадки предназначались специально для охраны, то были ли они тормозными в собственном смысле, то есть был ли на них тормозной штурвал? А то вдруг охранник, чего доброго, еще со скуки крутить начнет...

Вот, нашел фотографию одного из таких вагонов, о которых спрашиваю. Правда, крыша над тормозной площадкой на нем уже снята:
http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=15473

Кстати, Вы вот упомянули охрану, и я вспомнил, что когда-то видел по телевизору документальный фильм из цикла Л.Каневского "Следствие вели", рассказывающий о взрыве состава с опасным грузом в Арзамасе в 1988 г. И там действительно упоминался охранник с наганом, который ехал на тормозной площадке одного из вагонов.

Поискал по Интернету, очевидно, вот этот фильм "Взорванный город":
http://www.ntv.ru/peredacha/sledstvie/m2320/o107436
http://www.ntv.ru/video/331002/
У меня, к сожалению, почему-то не проигрывается видео в браузере, вижу только заглавную картинку с тепловозом на фоне цистерн.

Нашел еще фото такого вагона во всей красе, на этот раз в составе пожарного поезда.
http://pfoto-rzd.com/details.php?image_id=3174
Крыша над площадкой здесь на месте. А вот тормозной штурвал хорошо виден и находится вообще на другом конце вагона. Похоже, площадки эти действительно не имеют отношения к торможению. Значит, только для охраны.

Что ж, тогда все встает на свои места. Конец 80-х - начало 90-х - самое криминогенное время, это известно. А к концу 90-х уже и порядок слегка навели. Получается, что площадки эти на самом деле никакие не тормозные, а эдакий "привет из лихих 90-х". Как говорится, нарочно не придумаешь...

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Иван  03.09.2013 08:24

Эти площадки предназначены для обеспечения возможности пересечения состава работниками при стоянке поезда - чтобы исключить нахождение людей под составом. Для этого было математически вычислено количество вагонов с площадками, чтобы в каждом поезде их было минимум 1. Но когда их стали вводить, ими стали (естественно) пользоваться и простые обыватели, и пацанва и просто криминальные элементы и вагоны выпускать перестали и при капремонте эти площадки убирали.
Охрана всегда сидела в задней кабине локомотива (вагоны или контейнеры - это из разряда исключения из правил ибо слишком "круто").

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Дьяконов  03.09.2013 13:06

Цитата (Иван)
было математически вычислено количество вагонов с площадками, чтобы в каждом поезде их было минимум 1
Так в этом случае важно не просто наличие такого вагона в составе. Его же еще надо ставить в поезд определенным образом, ближе к середине состава. Если такой вагон будет в поезде, скажем, за два вагона до хвоста, то пользы от него не будет никакой. Представляю, какая это была головная боль для работников сортировочных станций...
Цитата
ими стали (естественно) пользоваться и простые обыватели
Честно говоря, не вижу в этом ничего плохого. Речь, конечно, не о проезде на площадках, а о пересечении остановленного поезда. Потому что обходить по шпалам несколько десятков вагонов - то еще удовольствие. Пешеходные мосты есть далеко не везде. А народ у нас вечно спешащий, вот и лезет под вагоны со всеми вытекающими... Лучше уж по площадкам...

Я знаю, что если состав остановлен надолго, то в нем делаются разрывы в тех местах, где есть пешеходные настилы. Но вот если грузовой поезд просто остановился на станции, скажем, под обгон или если все приемо-отправочные пути следующей станции заняты, то расцеплять его никто не будет. Стоянка эта может растянуться на несколько часов, а людям ходить как-то надо.

Иногда приходится видеть объявления типа: подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки запрещено, пользуйтесь тамбурами, тормозными площадками или разрывами в составах. То есть, получается, пересечение пассажирами состава по площадкам - это не совсем нелегально. Как раз приходится жалеть, что этих вагонов так мало.

Ну и еще очень часто при маневрах бывает, что рабочий едет на вагоне, стоя на хлипкой лесенке и держась одной рукой за поручень, что тоже крайне опасно. Это еще один аргумент в пользу площадок.

А те, кто действительно хочет проехать на грузовом поезде, всегда найдут способ это сделать. Скажем, в полувагоне. Кстати, о полувагонах. Приходилось как-то читать в газете о забавном случае. Охрана, сидящая на куче угля в полувагоне, обезвредила преступников, которые сидели в другом полувагоне, набирали уголь в мешки и, проезжая мимо родной деревни, сбрасывали эти мешки с поезда. Бывает и такое :-)
Цитата
вагоны или контейнеры - это из разряда исключения из правил ибо слишком "круто"
Я понимаю, что если в составе грузового поезда следует вагон с отрядом в меру выпившей вооруженной охраны на борту, то этот поезд должен перевозить что-то совсем уж ценное или опасное. Но вот охранник на тормозной площадке - выглядит вполне правдоподобно. Конечно, условия там, мягко говоря, скотские - холод, ветер, дождь. Даже, простите, в туалет не сходишь, не рискуя отстать от поезда. Но о людях у нас традиционно думают в последнюю очередь... Тем более, что в упомянутом фильме есть свидетельство о наличии охранника на тормозной площадке, если, конечно, авторы фильма ничего не напутали.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Иван  04.09.2013 22:50

Цитата (Дьяконов)
Стоянка эта может растянуться на несколько часов, а людям ходить как-то надо.
...
То есть, получается, пересечение пассажирами состава по площадкам - это не совсем нелегально. Как раз приходится жалеть, что этих вагонов так мало.
Людям было удобно и они стали пользоваться. Стали пользоваться - стали постоянно падать и, в лучшем случае, получать серьёзные травмы. Любой случай травмирования - разбор. Нафиг оно надо? Поэтому и отказались.
Цитата (Дьяконов)
рабочий едет на вагоне, стоя на хлипкой лесенке и держась одной рукой за поручень, что тоже крайне опасно. Это еще один аргумент в пользу площадок.
Не рабочий, а составитель поездов. Подножка отнюдь не хлипкая - если она отвалится, вина за случай будет отнесена на вагонников - им это не нужно и они хорошо следят за "нехлипкостью" подножек. А на вагонах висят - всегда так было и всегда будет - это самое удобное и безопасное положение - сам так кучу километров проездил. Самый опасный момент - спрыгивание на землю на ходу, что запрещено, но катастрофичеки удобно и повышает скорость манёвров весьма заметно...
Цитата (Дьяконов)
в упомянутом фильме есть свидетельство о наличии охранника на тормозной площадке, если, конечно, авторы фильма ничего не напутали.
Ээээ... с каких это пор у нас художественные фильмы стали относиться к достоверным источникам? :-)) Охранники на площадках не ездили никогда.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Дьяконов  05.09.2013 19:05

Цитата (Иван)
Стали пользоваться - стали постоянно падать и, в лучшем случае, получать серьёзные травмы
Ну, так железная дорога - это в принципе опасное место. Можно и с высокой платформы упасть под колеса прибывающего поезда, или провалиться между платформой и вагоном (как вариант, между вагонами) при посадке. Были реальные случаи, и немало, но высокие платформы никто не запретил. Хотя, как Вы понимаете, у всех этих случаев исход почти всегда одинаковый, это не с тормозной площадки свалиться...

Вот что мне действительно непонятно - если составители не падают даже с движущихся вагонов, то почему пассажиры должны вдруг массово падать со стоящих вагонов? Вроде такие же люди, руки-ноги у всех одинаковые... Хотя, может быть, пассажиры стали залезать на эти площадки (и, что намного опаснее, слезать с них), не выпуская из рук багаж. Тогда навернуться действительно немудрено.
Цитата
с каких это пор у нас художественные фильмы стали относиться к достоверным источникам?
Художественные - ни в коем разе, но это же был документальный фильм. То есть даже не "основанный на реальных событиях", а просто об этих самых событиях и рассказывающий. Более того, в нем была выдвинута своя версия катастрофы, не совпадающая с официальной. То есть я, как зритель, имел право считать, что авторы покопались в архивах, поговорили со свидетелями и участниками событий...

Что ж, оставим это на их совести. Если не ездили охранники на площадках, - значит, не ездили.

И еще. Теперь становится понятно, почему я не сумел сразу найти информацию об этих вагонах. Оказывается, точный термин - переходные площадки. А я искал в Интернете информацию о вагонах с тормозными площадками, и разумеется, находил только различные музейные экспонаты.

Вот список моделей крытых вагонов с переходными площадками, если вдруг кому-нибудь впредь понадобится:
11-264 (площадка без крыши над ней. Это тот вагон, про который я выше написал, что крышу сняли. Оказывается, ее и не должно было быть)
11-276 (площадка с крышей над ней. Вагон выпускался с 1990 по 1993 годы, получается, что именно такие я и видел)
11-286 (аналогичный предыдущему. Выпускался с 1993 г.)
Из полувагонов нашел только 11-Н003, информации о нем минимальное количество, но вроде бы тормоз на площадке там как раз имеется. Наверное, какая-нибудь совсем уж старая модель. Если так, то становится понятно, почему я их видел так мало.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Шаэнн  05.09.2013 20:10

По трафарету - изготовлен в 1982 году. Переделан в турный вагон

«Турный вагон» на Яндекс.Фотках

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Иван  05.09.2013 23:10

Цитата (Дьяконов)
но высокие платформы никто не запретил.
Не надо тут подменять понятия - пассажирская платформа - она по определению пассажирская и нахождение на ней "не работников жд" санкционировано.
Переходная площадка - технологическая и для использования простыми смертными не предназначена. Вот и вся разница.

Цитата (Дьяконов)
если составители не падают даже с движущихся вагонов, то почему пассажиры должны вдруг массово падать со стоящих вагонов? Вроде такие же люди, руки-ноги у всех одинаковые...
Да, только 99% падений происходит не на стоящем подвижном составе - а при трогании. Разница здесь кардинальна - обычный человек на вагоне не знает, что состав или поезд сейчас дёрнет и не готов к этому, а локомотивная бригада за отсутствием этих товарищей не следит (и не должна). А составитель лично даёт команду на движение и готов к рывку.
Кроме того, поездные машины (мягко говоря) мощнее маневровых, а поезда длиннее групп вагонов - сила рывка, особенно на конце состава, не сопоставима.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Дьяконов  06.09.2013 20:44

Цитата (Шаэнн)
По трафарету - изготовлен в 1982 году. Переделан в турный вагон
Да, не перевелись еще раритеты в недрах ПМС...

Интересно, что вагон оборудован полноценным ручным тормозом. Я попытался определить тип вагона. Единственный деревянный вагон, который выпускался в это время, это вагон 11-066. Но у него нет ни тормозной площадки, ни буферов, да и торцевая стена там стальная (в модификации после 1979 г). Зато по всем признакам подходит другой вагон - 11-К252. Но вот годы его производства впечатляют - с 1948 по 1960 гг. Очевидно, что такие вагоны были предназначены в том числе для поездов с ручным торможением, вместе с вагонами 11-К251. Эта модель отличается от упомянутой только отсутствием тормозной площадки, все характеристики и годы выпуска те же. А после 1960 г. производились вагоны 11-066, все они уже без тормозных площадок.

Получается одно из двух: или в 1982 г. в производстве была еще какая-то модель вагона (с ручным тормозом!), информация о которой в Интернете отсутствует, или в 1982 г. данный вагон был сделан именно в качестве турного вагона, с использованием более старого кузова, который к тому времени был списан с баланса.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Дьяконов  06.09.2013 21:18

Цитата (Иван)
пассажирская платформа...
нахождение на ней "не работников жд" санкционировано.
Переходная площадка - технологическая и для использования простыми смертными не предназначена
Это да, но ведь падение с пассажирской платформы и с переходной площадки происходит по одним и тем же законам физики. Так что эта проблема чисто формальная и решается путем включения в техническую документацию на вагон всего-то одной фразы типа "площадки предназначены для ... чего-то там ..., а также для пересечения грузового состава пассажирами при ... таких-то условиях". Ну и выпуском очередной инструкции, которых на железной дороге и так пруд пруди. И тыква по мановению волшебной палочки превращается в карету :-)

Правда, законы физики от этого не изменятся. Единственное, что изменится - круг работников, которые будут отвечать в случае каких-то ЧП.
Цитата
Да, только 99% падений происходит не на стоящем подвижном составе - а при трогании. Разница здесь кардинальна
А вот это действительно проблема. Вполне естественно, что грузовой состав трогается совершенно неожиданно для пассажиров. Правда, если допустить возможность легального нахождения пассажиров на площадках, то ДСП может сделать объявление типа: "Со 2 пути отправляется грузовой состав, покиньте площадки вагонов!" Абсолютное большинство пассажиров, услышав это, слезет (или не будет залезать), они же себе не враги. В конце концов, я сам несколько раз слышал, как ДСП по связи командует пассажирам, ожидающим электричку, перейти с одной платформы на другую, потому что на путь между ними принимается грузовой поезд, и к моменту прибытия электрички перейти уже станет невозможно. И ведь слушаются.

Я понимаю, что переход пассажиров по площадкам - это не самое лучшее решение, но при отсутствии пешеходного моста это наименьшее зло из всех возможных.

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Иван  07.09.2013 00:44

Цитата (Дьяконов)
ДСП может сделать объявление типа: "Со 2 пути отправляется грузовой состав, покиньте площадки вагонов!" Абсолютное большинство пассажиров, услышав это, слезет (или не будет залезать), они же себе не враги.
Ахххах! Сразу видно, что Вы никогда не работали на жд! Поверьте мне (я и составителем, и ДСП и ДНЦ был) - во-первых пассажиры услышать "Тарабыданьтаньшлыбыздунь-дунь-дунь", а не Вашу фразу :-)) Я начал различать текст на незнакомых станциях только после того, как поработал полгода составителем... и это 146% народу так слышат - я спрашивал. А во-вторых, как раз, большинство постараются "успеть", тоже 146% проверено печальным опытом... Так что отменить эти площадки было самым разумным... Здесь я, в кои-то веки, согласен с руководством МПС...

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Дьяконов  07.09.2013 22:04

Цитата (Иван)
как раз, большинство постараются "успеть", тоже 146% проверено печальным опытом...
Увы, к сожалению, да... Во всяком случае, если не большинство, то многие. Впрочем, скорее всего это будут те же самые пассажиры-камикадзе, которые сейчас в аналогичных случаях подлезают под вагоны. Или перебегают пути в 50 метрах от движущегося на скорости поезда... То есть отсутствие площадок не станет серьезным препятствием для их суицидальных планов :-) Ну хоть дерганье поезда при трогании уже не будет для них неожиданным, может, держаться хоть покрепче будут, хотя тоже не уверен...

Но думаю, что те пассажиры, которые сейчас обходят по 70 вагонов вокруг поезда, в случае ситуации с площадками и объявлением тоже поведут себя в массе своей законопослушно - если разберут, что объявление было адресовано именно им.

Согласен, что разбирать объявления, сделанные по громкоговорящей связи - отдельное искусство. Те, кто часто бывает на данной станции, различают их постольку, поскольку их набор ограничен и их текст является предсказуемым. То есть обычно некоторое число пассажиров их все же понимает, а остальные у них затем переспрашивают...
Цитата
Так что отменить эти площадки было самым разумным
Все же, на мой взгляд, это чем-то напоминает заметание сора под ковер: проблема не решается, но как бы исчезает...

Как бы то ни было, спасибо Вам за подробное разъяснение всех аспектов появления и исчезновения обсуждаемых площадок :-)

Re: Грузовые вагоны с тормозными площадками
Petr  25.09.2013 00:35

Всё равно по мне - гораздо лучше застать момент трогания поезда на площадке или даже грузовой платформе, чем под поездом. Лучше воспаление лёгких после катания "с ветерком" на морозе, лучше вывихи и ушибы конечностей, чем это самое.

На полувагоне надпись...
Petr  25.09.2013 00:37

"Оборудован раздельной системой торможения".
Что это такое, как это работает?

Re: На полувагоне надпись...
Мясников Сергей  25.09.2013 09:48

Цитата (Petr)
"Оборудован раздельной системой торможения".
Что это такое, как это работает?

На каждую тележку своя система торможения. На других вагонах один тормозной цилиндр на обе тележки.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]