ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
"Известия": "Маяковскую" лечат в авральном режиме
Александр А.  19.03.2010 17:25

Признанную в мире приму метростроения откроют после долгой реставрации в день 75-летия московского метро - 15 мая 2010 года. Судя по тому, что за два месяца до объявленной даты на тяжело пострадавшей от нашествия воды станции в полном разгаре масштабный ремонт, торжественный пуск будет сопровождаться большим авралом. Что вряд ли поправит здоровье памятника регионального значения, который мог бы рассчитывать и на мировую славу.


Так выглядели освобожденные от отделки конструкции станции после антикоррозийной обработки (фото: Владимир Суворов/"Известия")


Несмотря на ремонт, станция работает в обычном режиме. А к загородкам из гофрированного металла пассажиры уже привыкли. Сегодня, за два месяца до торжественного открытия, "Маяковка" выглядит почти так же, как в начале февраля. Вот только дыры, просверленные в путевых стенах, по большей части уже заделали. Их бурили, чтобы делать инъекции. Так пытались изолировать воду, атакующую станцию сбоку, пояснила "Известиям" Марина Белова, главный инженер проекта реконструкции и реставрации станции, разработанного в "Метрогипротрансе". Для инъекций использовались полиакрилаты - термопластичные полимерные материалы. Мрамор на путевых стенах демонтировали, чтобы проложить дренажные полотна для отвода воды. Теперь влаге больше не испортить дорогую облицовку.

Осушение в три приема

Треть зала - со стороны выхода на Тверскую-Ямскую - закрыта металлическим коробом, за которым продолжаются работы. Облицовка одного из путевых тоннелей не завершена и наполовину. А в конце зала, у старого выхода на Триумфальную площадь, выросли две свежие загородки. Впервые этот участок огораживали пять лет назад, когда готовился к торжественному пуску обновленный эскалатор. Тогда с ближайших к нему колонн снимали облицовочный камень - родонит и садахло, чтобы заменить на новый. Чистили и лечили знаменитую нержавейку, изготовленную из авиационной стали в бюро авиаконструктора Туполева; обрабатывали антикоррозийными составами раздетые стальные конструкции колонн. Одновременно с них отводили воду: устраивали в сводах дренажные желоба, с которых вода по трубкам уходила бы под платформу. Такие желоба стояли и раньше, но давно сгнили.

Строители очень спешили к очередной дате метрополитена - тогда это было 70-летие. Но накануне пуска нового эскалатора на оштукатуренных сводах вновь появились течи. Пропитался влагой родонит на колоннах. Большие деньги и труды пошли прахом. Часть отреставрированных колонн и сводов вновь попала в заграждение - лечиться по новой.

Не помогло. Теперь сквозь щели в заграждениях видно, что своды колонн лечат в третий раз: под разбитой бетонной отделкой обнажились части клепаных конструкций - того мощного "скелета" станции, который журналистам показали в сентябре 2008-го, на первой в истории Москвы ночной пресс-конференции в метро. Ее устроили после публикации в "Известиях" (статья "Маяковская" уходит под воду" от 4 августа 2008 года).

Кого волнует "кухня" строителей?

С облицовкой путевых тоннелей тоже вышла незадача. Многие пассажиры заметили, что в какой-то момент на стенах появились белые плитки - явно неуместные. Потом их сбили, заменили серыми.

- Больше всего меня поразило, что мрамор с путевых стен содрали полностью. Почему ни одного участка не оставили себе для образца? - возмущается Нина Алешина, в прошлом - главный архитектор "Метрогипротранса", автор 19 станций столичного метро и проекта реставрации "Маяковской". - Это ведь была не облицовка, а практически мозаика. И работу эту должны были выполнять не облицовщики, а мозаичисты. Подбор "уфалея" (серый и серо-дымчатый мрамор с белыми полосами. - "Известия") там был совершенно волшебный. Говорят, что сегодня трудно найти такой "уфалей". Так поезжайте на карьеры и ищите. Я, когда использовала мрамор на своих станциях, всегда сама ездила на карьеры. Для отделки уникальной станции можно было подобрать подходящий камень, с нужным эффектом. Просто искать надо было. Люди не понимают, что работают с шедевром.

- Мрамор на путевых стенах восстанавливается с фотографической точностью, один в один, - отражает нападки критиков главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков. - Перед тем как сбить покрытие, мы зафиксировали каждый метр - сделали развертки на все стены, на 160 метров с каждой стороны. Как на новом покрытии могли появиться белые плитки, которые пришлось сбивать? Как-то появились. Почему меня должна волновать "кухня" строителей? Я принимаю конечный результат.

- "Маяковскую" вместе с другими лучшими станциями собираются выдвигать в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но боюсь, что после такой реставрации нам откажут, - сокрушается Алешина. - Даже новые оштукатуренные своды выглядят каким-то новоделом: кажется, что у них другие углы при переходе от одной формы к другой. Прежде у них была более мягкая графика.

Химиотерапия

"Маяковку" спасала фирма "Триада-Холдинг". Строители нагнетали полимерные смеси в слабые места станции. Наверху - за линии стыка центрального и путевых тоннелей, откуда вода лилась прямиком на колонны и своды. Сбоку - за путевые стены, где от постоянного подтопления "проржавел" даже мрамор.

Нина Алешина считала верным другой путь - избавлять станцию от воды не изнутри, а снаружи. Для этого проложить над тоннелями станции два пилот-тоннеля и с их помощью вообще не подпустить воду к станции. Средство радикальное: не уколы, а фактически операция. Но шедевр решили лечить "уколами".

- Мы нашли технологию, спасибо фирме "Триада-Холдинг". Теперь нам ясно, что и как делать, - заявил осенью 2008-го начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

- Результаты реставрации нас полностью устраивают, - подтверждает сегодня его слова Николай Шумаков. - Фирма, которая занималась осушением станции, дала гарантию на 50 лет. Другие предлагали кто пять, кто - десять.

- Что означает эта гарантия? - интересуюсь у главного архитектора метро.

- Если на станции вновь появится вода, "Триада-Холдинг" будет опять бесплатно закачивать раствор, - размышляет Шумаков. - Но это проблемы заказчика - метрополитена. Сейчас практически все течи ушли. Вода ищет другие пути - теперь капель появилась в коридорах выхода на Тверскую-Ямскую. Не беспокойтесь, мы и там ее задавим.

- "Химия" - вещь ненадежная, - сомневается Нина Алешина. - Если срок жизни составов даже 50 лет, для метро этого мало. А как их достать, когда они придут в негодность? Этого никто не знает. Стоило ли экспериментировать с уникальной станцией? На те деньги, которые угрохали на реставрацию, можно было разработать надежные методы защиты.

Стоимость проведенных работ сравнима с затратами на сооружение новой станции. В 2008-м планировалось израсходовать 100 млн рублей, в 2009-м - 300 млн. Цена "предпусковых" усилий 2010 года пока не называется. Как и окончательная сумма.

Сейчас главное для тяжело переболевшей - пережить очередной юбилей. К которому, кстати сказать, она непричастна. На первой линии столичного метро, открытой 15 мая 1935 года, станция "Маяковская" не значилась. Ее построили тремя годами позже.

Евгений Пашкин, профессор, член Тоннельной ассоциации России: "Инъекции в глины - это ошибка"

"Маяковская" лежит в толще плотных глин, которые считались хорошим водоупором. Но между глинами, примерно на срединном уровне путевых тоннелей, находится водоносный горизонт с напорной артезианской водой. Достаточно микроскопических трещин между обделкой тюбингов и породой, на стыках между тюбингами - и запертая прежде напорная вода начинает "ходить". То есть вода атакует "Маяковскую" не сверху, а сбоку. Поэтому я предлагал провести цементацию боковых тоннелей - с путей, со специальной платформы бурить скважины и закачивать в них раствор, чтобы прервать движение воды из известняков к обделке.

Дырки в стенах тоннелей - свидетельства таких попыток. Но эти отверстия расположены выше известняков - на уровне глин. А инъекции нужно было делать в известняки: вода в них идет по трещинам, которые легко обезвредить. Если нагнетать растворы в глину, ее может "разорвать". Тогда вода пойдет по этим трещинам - и положение усугубится. Инъекции в глины - это ошибка.

Первая колонная

На "Маяковской", построенной по проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина, впервые в мире на глубине 34 метра для перекрытия перронных залов применили новую единую конструкцию. В ней своды центрального и боковых залов опираются не на громоздкие пилоны, а на два ряда стальных колонн. Это позволило увеличить высоту станции до 7,4 метра и превратить центральный зал в единый, больше похожий на площадь, длиной 155 метров и общей шириной 14,3 метра. В отделке колонн впервые применили нержавеющую сталь. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложили полудрагоценным уральским камнем "орлецом" (родонитом), а обрамления арок - садахлинским мрамором. Мрамор использовали в отделке стен, им же выложили пол (интерпретировав тему "квадратов" Малевича). Свод центрального зала украсили овальными куполами с мозаиками Александра Дейнеки. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке макет отсека станции в натуральную величину, заключенный между огромными зеркалами, вызвал такой восторг, что проект был удостоен Гран-при. C 2005 года станция - памятник регионального значения.

http://www.izvestia.ru/moscow/article3139765/?print

Давыдовой все неймется... (-)
Vlad  19.03.2010 19:18

0

Зря Вы так. Проблема защиты сооружений метро от потенциально опасных гидрогеологических факторов действительно ещё толком не решена.(0) (-)
Petr  19.03.2010 19:34

0
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 19.03.10 19:34 пользователем Petr.

Re: Зря Вы так. Проблема защиты сооружений метро от потенциально опасных гидрогеологических факторов действительно ещё толком не решена.
Vlad  19.03.2010 23:28

Цитата (Petr)
Проблема защиты сооружений метро от потенциально опасных гидрогеологических факторов действительно ещё толком не решена.

Вот только г-же Давыдовой это по барабану, она с упорством, достойным лучшего применения раскручивает тему "власти все врут". Причем ту знаменитую ночную прессуху, организованную именно после ее публикаций, где она могла получить ответы на все вопросы от непосредственно участвующих специалистов Триады, Метрогипротранса и метрополитена она гордо проигнорировала.

Марксизм-Давыдизм Блям-Блям? Или что-то рациональное есть? (-)
Виталий Шамаров  20.03.2010 14:25

0

Re: Зря Вы так. Проблема защиты сооружений метро от потенциально опасных гидрогеологических факторов действительно ещё толком не решена.

Цитата (Vlad)
Причем ту знаменитую ночную прессуху, организованную именно после ее публикаций, где она могла получить ответы на все вопросы от непосредственно участвующих специалистов Триады, Метрогипротранса и метрополитена она гордо проигнорировала.

Ну вот видите, нет худа без добра. А так и прессухи никакой бы не было.

Интересно, а будет ли открыт подземный переход от старого вестибюля? (-) (-)
Я.В.  22.03.2010 13:18

0

Re: Интересно, а будет ли открыт подземный переход от старого вестибюля?
Vladislav Prudnikov  22.03.2010 15:55

Цитата (Я.В.)
Интересно, а будет ли открыт подземный переход от старого вестибюля?

Он не связан с состоянием станции. Он связан с состоянием дома, в первый этаж которого выходит. Явно не в этом году :-(

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.006 seconds ]