ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Александр А.  12.03.2010 15:16

На станциях метро начали монтировать большие жидкокристаллические мониторы. К концу мая их будет 216 штук. Новинку уже успели раскритиковать на транспортных форумах и блогах. Пассажиры считают, что экраны не только портят архитектуру станции, но и осложняют прочтение и без того сумбурной навигации столичной подземки.

Действующую в московском метро систему указателей разработали в 1998 году. Полгода дизайнер Евгений Коваль придумывал оптимальную систему навигации. Его проект предполагал разместить на каждой станции по несколько схем метро и уличных карт. Указатели выхода и пересадки бросались в глаза, в том числе благодаря правильно подобранному шрифту. Все было рассчитано на то, чтобы пассажир смог сориентироваться на ходу, не снижая скорости движения и не мешая пассажиропотоку.

- Мы опирались на опыт мировых метрополитенов, железнодорожных и авиатерминалов, - говорит Коваль. - Но на стадии согласования метрополитен сократил значительную часть проекта. Говорят, не было денег. Указателей должно было быть много, их габариты - больше. От карт и схем на станциях отказались полностью, оставив их только в кассовых залах.

Хотя полгода назад ситуацию решили исправить. На колонны экстренного вызова наклеили схемы. Получилось по одной на каждую станцию. Но пассажиры все равно жалуются - мало.

- Система навигации в Московском метрополитене требует срочной модернизации, - согласен главный архитектор метро Николай Шумаков. - Нужно менять старые указатели - эти светящиеся короба, которые повесили перед Олимпиадой-80. Указатели должны быть едины для всего метрополитена, а в Москве старые чередуются с новыми. Иностранцы ничего не могут у нас понять.

Выхода нет?

Если москвичи уже привыкли, что в центре зала где-то под потолком написано, где выход, а где пересадка, то приезжий об этом знать не знает. Завидев эскалатор, бежит к дежурной, а она "справок не дает". "Безъязыкий" и робкий иностранец и вовсе пропадет: мало того, что указателей с ходу не найдешь, так они еще и по-русски.

Не хватает пассажирам и расписания поездов. Это только кажется, что они ходят хаотично, то и дело отставая от графика. На самом деле расписание есть, и машинисты стараются его соблюдать. Но ознакомиться с ним пассажиры не могут.

- Народ пока не просит. Попросит - вывесим, - отметил в беседе с "Известиями" начальник метрополитена Дмитрий Гаев. - Станций 180, поездов сотни. Это огромный объем информации, который очень сложно структурировать. И я не уверен, что это нужно.

Оказывается, нужно. На этом настаивает блогер lynx_rousse, мечтающий получить эту информацию хотя бы по Филевской ветке, где поезда до "Международной" ходят с интервалами до 15 минут.

Интернет-пользователь soboleva обратила внимание на неудачное расположение указателей: "Почему при переходе с зеленой ветки на кольцевую ("Белорусская") отсутствуют таблички с названием станций и путей в пределах (моей очкастой) видимости? Можно, конечно, ближе к поездам выйти и уже на стене прочитать, но если настенные надписи загораживает стоящий поезд?! Разве трудно повесить напротив перехода название станций, на которые идет поезд по данному пути? Лучше, чтобы люди бегали по платформе и крутили башкой на 360 градусов?"

Та же история на "Новокузнецкой" и ряде других станций.

Те указатели, что есть, не обходятся без ляпов. На "Третьяковской" оранжевая линия почему-то стала красной. На "Павелецкой" два года провисел указатель выхода к кинотеатру "Пять колец" вместо "Пяти звезд". Встречаются опечатки в схемах в вагонах. Их меняют каждый квартал, вместе с рекламой. В прошлом году наблюдательные пассажиры заметили ошибку в написании станции "Мякинино" на транслите - пропустили вторую n. С транслитом вообще проблемы. Мягкий знак в латинском написании где-то заменен апострофом, а где-то нет.

Интересное кино

ЖК-панели монтирует компания "Олимп" - рекламный монополист на метрополитене. Помимо роликов на экранах будут транслировать оперативные сообщения метро и МЧС, материалы познавательно-развлекательного характера, инструкции о записи на виртуальной прием к руководству подземки, прогноз погоды и курсы валют.

К тому, что показывают экраны, у москвичей претензий нет. Есть - к их дизайну и размещению. Пару обычных телевизоров, закрепленных спиной друг к другу, ставят на толстенных металлических опорах над сине-красными колоннами экстренного вызова. Порой полностью перекрывая висящие рядом указатели.

- Колонны и без экранов не отличались красотой, - замечает Николай Шумаков. - Закупили их в Германии, не изменили даже цвет, хотя архитектура московского метро отличается от берлинского. На станциях есть еще недостатки. Взять, к примеру, ужасные металлические гаражи, собранные крайне небрежно. Метрошные коммунальщики держат в них уборочную технику.

Сомнительная идея "украсить" территорию жк-экранами овладела не только метрошниками и рестораторами. В частности, районные отделения почты тоже оснащены огромными "плазмами". И они транслируют рекламу - на сей раз Почты России. При этом сами отделения зачастую находятся в ужасном состоянии - протекают потолки, отваливается штукатурка, красуется еще "советская" мебель.

Иностранный опыт: много букв

В парижском метро станции и переходы уже, чем в московском, но полезной информации там на порядок больше. Названия станций висят через каждые семь метров и написаны огромными буквами. Едущий в вагоне интурист, если он не понимает объявлений машиниста, легко разберется, где он находится в каждый конкретный момент. Выйдя из вагона, сразу решит, куда идти, - указатели на пересадку расставлены повсюду. Пассажир европейских метрополитенов ориентируется на цвет. При пересадке с одной ветки на другую и названий читать не надо - смотри на цвет указателя. Порой, как в Барселоне, в оформлении станции используется цвета, согласно цвету линии. У нас буквы из названия станции крепят прямо на стены, и зачастую стального цвета буквы сливаются с серой стеной. В метрополитенах развитых стран под буквы подкладывают контрастный фон - получается черным по белому, синим по белому, белым по черному и т.п.

©

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Yaroslav Blanter  12.03.2010 17:57

Как раз в Парижском, на мой взгляд, сложнее ориентироваться: при боковых платформах очень легко на пересадке уйти вообще не туда. Но сама идея, когда линии имеют номера, и везде направление указано не как "Переход к поездам до станций Улица Подбельского ... Юго-Западная", а как "1 - Юго-Западная", да ещё и красного цвета, мне нравится больше.

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Щу-Чи  13.03.2010 20:10

Большинство, оказавшись на Западе, а особенно в столько раз воспетом Париже, восхищаются всем направо и налево... несколько не задумываясь... просто по принципу у нас плохо - а у них хорошо – нам так сказали.
С моей точки зрения, Парижское метро – это скорее скоростной трамвай, нежели метро... и идёт он почти везде строго под улицами, весьма медленный (для метро). Вот RER – на метро уже похож, но он типа пригородный. Впрочем, и там и там грязно, неопрятно, гопники и холодно (мы зимой были). На автобусе в Париже ездить намного приятнее и при этом не медленнее.
А навигация в их метро… нормальная, но ничего выдающегося на самом деле. Хотя верно в Москве и Питере она сложнее для иностранца будет. Но я везде ориентируюсь запросто, профессия обязывает… а всех остальных наших туристов по тому же Парижу зачастую водят за руку гиды…

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Varanas  14.03.2010 00:50

Речь вообще-то не о том, где в метро чище и теплее, а сугубо о навигации.
В принципе навигацию в парижском метро действительно нельзя назвать какой-то особо выдающейся - она стандартная. И этим ценна. Попадешь, скажем, в афинское метро - и увидишь там точно ту же систему. Линии кодируются цветом, направления - конечной станцией, во всех ключевых точках развешаны крупные хорошо читаемые указатели с цветом и направлением. Ну и полные схемы системы не только наверху у касс, но и во многих местах на платформах и в переходах. Все, больше ничего и не нужно.

У нас же с навигацией все очень печально. По себе знаю, что когда попадаешь в места, где не работает встроенный автопилот, на лету понять, в какой стороне нужно искать переход, или наоборот, выйдя с перехода, понять на какую сторону садиться - часто невозможно. Выйдя с перехода ты обычно видишь список станций на той линии, с которой ты только что перешел (очень ценно), а выйдя из поезда обычно вообще ничего полезного не видишь. Приходится бродить по станции в поисках нужного указателя, которые в принципе есть, но совсем не там, где они нужны. Цветовое кодирование в указателях используется настолько робко, что его считай и не видно вовсе. С направлениями - особая песня. Поскольку с тех далеких времен, когда станций было мало, бережно хранится традиция выписывать на указателе их все, то теперь, когда их стало много, их приходится писать бисерным шрифтом. Поэтому чтобы там что-то разглядеть, необходимо встать прямо под указателем. Наверное все видели, как прямо на выходе с эскалатора посреди потока надолго замирают приезжие, напряженно вчитываясь в этот список, ищут там нужное название. Это все косяки навигации.
А почему внизу никогда не вешали схем линий - для меня всегда было загадкой. Только последнее время их кое-где начали лепить на инфососы, правда очень мелкие и зачастую изрезанные (потому что лепят на динамик) - но и то лучше чем ничего.

А уж что творится в подземных переходах за вестибюльными дверями - вообще кошмар, почему-то указатели отсутствуют принципиально. Здесь понять, в какую сторону идти, чтобы попасть к нужному объекту можно только опытным путем - поднявшись в ближайший выход и сориентировавшись на местности. Особенно доставляет навигация методом тыка в таких разветвленных выходо-переходах вроде Ясенева.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 14.03.10 00:52 пользователем Varanas.

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Я.В.  15.03.2010 13:30

Цитата (Александр А.)
- Система навигации в Московском метрополитене требует срочной модернизации, - согласен главный архитектор метро Николай Шумаков. - Нужно менять старые указатели - эти светящиеся короба, которые повесили перед Олимпиадой-80. Указатели должны быть едины для всего метрополитена, а в Москве старые чередуются с новыми. Иностранцы ничего не могут у нас понять.
Вот как раз-то эти светящиеся короба - единственные нормальные источники информации, которые хорошо видно и все нужное написано.
А то, что понавешали на Люблинской и СТЛ без подсветки вообще невозможно нормально прочесть. Их вынуждены дублировать на стенах и пилонах яркими наклейками, которые тоже теряются с толпе из-за низкой высоты подвески и тоже плохо видны.

Недостаток, что указатели стали тепрь вешать только по центру зала, а не над проходом между колоннами.
По идее, они должны висеть через один проход. И через один чередоваться.
На одном: "К поездам до станций", а на следующем "Выход в город". Чтобы не надо было бежать в середину станции или с конец, чтобы прочесть единственный указатель.

Нет никаких трудностей
Ulyss  15.03.2010 16:22

Нет никаких трудностей.
Тема надумана, что бы оправдать трату бюджетных (наших с вами) денег. Кто-то освоит казённые деньги, кто-то получит часть попила. Всё и так ясно.

Информационность в метро предостаточна. На станциях (по крайней мере советских) через проход висят указатели (через один) - до каких станций идут поезда или куда (к каким улицам и городским объектам) выход в город. Шрифт, конечно, стал маловат, но если заменить на экраны, то лучше не станет - глазеющие на экран от эскалаторов-то никуда не денутся.

Линии метро обозначены разными наименованиями, для удобства - разным цветом, появились цифровые обозначения (хотя объявлять их лишнее - "информационный перегруз"). Что ещё?

Трудности иностранца с "Международной" - его проблемы. Перед тем, как ехать, спросил бы у того, к кому едет, как добираться. Если ему не объяснили - такие хозяева.
Хотя вилочное движение и мне не нравится, но... надо так надо.

Расписания при минутном интервале - излишек. Никто не будет (за редчайшими исключениями) их читать. Очередная лишняя трата денег.
Единственное, что надо - ВСЕГДА объявлять на станции, что прибывающий поезд идёт не до конечной (что бы только вошедшие не пытались сразу выйти, создавая толпу).

Схемы города на платформах не нужны. Так дойдём до карты всего мегаполиса со всеми маршрутами НОТ. Это осмысленно только в вестибюлях, но при выходе, а не входе, и в стороне от пассажиропотока.

А вот схема метрополитена в вагонах перегружена - она перестала быть наглядной. Надо убрать монохрень, подпись (Измайловский парк) - пять лет уже прошло и подписи латиницей. Ведь когда Вы едете в Англию (Францию, Германию, Испанию и т.д.) и собираетесь передвигаться сами, то уж латиницу Вы наверное знаете?

Так что вместо "ребрединга" ради "ребрединга" лучше бы лишнюю станцию построили.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 15.03.10 16:23 пользователем Ulyss.

Re: Нет никаких трудностей
Yaroslav Blanter  15.03.2010 16:49

Цитата (Ulyss)

Трудности иностранца с "Международной" - его проблемы. Перед тем, как ехать, спросил бы у того, к кому едет, как добираться. Если ему не объяснили - такие хозяева.
Хотя вилочное движение и мне не нравится, но... надо так надо.

О как.

А когда я в сеульском, тайбэйском и бангкокском метро радовался, что надписи по-английски есть, и найти всё легко - это они, оказывается, зря сделали. Писали бы только по-корейски, по-китайски и по-тайски, а я бы пусть спрашивал у того местного, который меня в страну пригласил (то есть у себя самого, видимо - ни в один из трёх городов меня никто не приглашал). И были бы мои проблемы.

Re: Нет никаких трудностей
Сура  15.03.2010 17:07

Цитата (Yaroslav Blanter)
А когда я в сеульском, тайбэйском и бангкокском метро радовался, что надписи по-английски есть, и найти всё легко - это они, оказывается, зря сделали. Писали бы только по-корейски, по-китайски и по-тайски, а я бы пусть спрашивал у того местного, который меня в страну пригласил (то есть у себя самого, видимо - ни в один из трёх городов меня никто не приглашал). И были бы мои проблемы.

Вообще надписи латиницей действительно перегружают схему. ИМХО, лучшим выбором было бы наличие в кассах бесплатных маленьких карт-буклетов с крупным дубляжом на латинице. Эдакая стоечка с надписью по-аглицки: Transit system map. Take for free! Всё! И все иностранцы восхваляли бы удобство пользования. Поясню мысль: если наличие латинской надписи на станции значительно облегчает жизнь иностранцу, то схема в вагоне облегчает её ровно настолько же, насколько и карманный буклет - она ни к чему не привязана.

А на станциях ОДИН из указателей в центре зала должен быть продублирован латиницей. Указатель этот должен быть крест на крест: к поездам до станций, и выход/ переход. Главное - системность, то есть иностранец должен знать, где искать. Всё остальное должно оставаться по-русски и кириллицей, и всем будет хорошо.

Сура

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Ulyss  15.03.2010 18:37

Корейский, китайский, японский и прочие восточные языки (и, главное, их буквы, точнее, иероглифы) используются только в этих странах, к тому же в каждой - свои собственные.
А кириллица - один из двух самых распостранённых шрифтов на планете. (И не надо аргументов типа "каждый третий - китаец", а то у нас на схемах и иероглифы появятся такими темпами).
Да и как-то в Токио по-русски станции не подписаны.

А об иностранце - это я скорее про то, что экранами всех проблем не решить. Вилочное движение ему на экране/табло/указателе не объяснишь, для этого нужны терминалы на иностранных языках с поисковой системой. Я ж не против, но не о таких глобальных нововведениях разговор.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 15.03.10 18:42 пользователем Ulyss.

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Сура  15.03.2010 21:33

Цитата (Ulyss)
Корейский, китайский, японский и прочие восточные языки (и, главное, их буквы, точнее, иероглифы) используются только в этих странах, к тому же в каждой - свои собственные.
А кириллица - один из двух самых распостранённых шрифтов на планете. (И не надо аргументов типа "каждый третий - китаец", а то у нас на схемах и иероглифы появятся такими темпами).
Да и как-то в Токио по-русски станции не подписаны.

Будут! Поверьте мне на слово, за Токио не ручаюсь, но много где будут. Да даже сейчас есть. Жаль я не сфотографировал одну такую продублированную надпись о-очень далеко от России (проезжал мимо): надпись гласила что-то типа "запретная зона, проход воспрещён". Продублировано было крупными буквами. Конечно, пока не навигация, но уже дело к тому идёт. Всё зависит от востребованности, и пока разные недалёкие страны, типа Грузии (да пусть не обижаются грузины), ликвидируют дублирование по-русски, далёкие да умные страны эти надписи вводят.

Сура

Re: Нет никаких трудностей
Vladislav Prudnikov  16.03.2010 01:15

Цитата (Ulyss)
А вот схема метрополитена в вагонах перегружена - она перестала быть наглядной. Надо убрать монохрень, подпись (Измайловский парк) - пять лет уже прошло и подписи латиницей. Ведь когда Вы едете в Англию (Францию, Германию, Испанию и т.д.) и собираетесь передвигаться сами, то уж латиницу Вы наверное знаете?

Схема кажется перегруженной из-за своей сути - попытки превратить схему в карту с расположением линий, станций и водоёмов близким к фактическому. Сначала, в 09-12.2003 схемы была как у Роберта Швандля, с совершенно нечитаемыми названиями станций (но максимально близко к реальности), а с 12.2003 висит современной убожество. Достаточно просто вернуться к предыдущей версии схемы, разумеется, с небольшими изменениями, и все эти монорельсы и аэроэкспрессы совершенно не будут перегружать схему - исчезнут все эти виляния линий, водоёмы, а названия станций будут раскиданы по схеме не абы как.

Re: Нет никаких трудностей
karelalex  16.03.2010 02:37

Цитата (Ulyss)
Расписания при минутном интервале - излишек. Никто не будет (за редчайшими исключениями) их читать. Очередная лишняя трата денег.
Ну почему же, можно сделать расписания после 23 и до 7. Так я однажды рано утром вернувшись в Москву, сидел около 15 минут на ст. Кузнецкий мост, ибо сначала 8 минут не было поезда, а потом ещё 7 минут я ждал следующего, т.к. первый был до Октябрьского поля.
Конечно, знание расписания ничего не изменило бы, но я хотя бы знал сколько ждать.

Цитата
Единственное, что надо - ВСЕГДА объявлять на станции, что прибывающий поезд идёт не до конечной (что бы только вошедшие не пытались сразу выйти, создавая толпу).
Согласен.
Цитата
Схемы города на платформах не нужны. Так дойдём до карты всего мегаполиса со всеми маршрутами НОТ. Это осмысленно только в вестибюлях, но при выходе, а не входе, и в стороне от пассажиропотока.
И тем не менее во всеми нами любимой Праге всё именно так: карта города со всеми маршрутами НОТ и схемой метро. Москва, конечно по-крупнее, поэтому надо приделывать не всю карту, а только кусочек, на котором находится текущая станция.

Re: Навигация в метро
Антон Чиграй  16.03.2010 10:27

Цитата (Ulyss)
кириллица - один из двух самых распостранённых шрифтов на планете.
Тем не менее, латиницу учат все русскоязычные (хотя бы в рамках школьной алгебры), а вот кириллический шрифт как-то за пределами его "основного ареала" как-то мало кому нужен.

Цитата (Ulyss)
Да и как-то в Токио по-русски станции не подписаны.
Схема токийского метро на русском языке

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
Сура  17.03.2010 00:43

Цитата (Александр А.)
Навигация столичного метро устарела на десятилетия

Кстати, возвращаясь к изначальной теме: сегодня специально, пользуясь метро, попытался представить, что я в нём первый раз и идти строго по указателям. Вывод: наши указатели - самые указательные указатели в мире. Я на самом деле не усмотрел ни единой проблемы НИГДЕ по маршруту. Всё прекрасно классифицировано: название линии, её цвет, номер, указатели на выход и переход, настенные указатели. Ну нет проблем. Например, во время перехода, ещё стоя на эскалаторе, ты имеешь возможность убедиться, что перешёл на нужную станцию (линия, цвет, номер) и выбрать в какую сторону садиться. Не успел? Не проблема, на уровне сопряжения аванзала перехода и ЦЗ - вторая табличка, дублирующая первую. Можно спокойно изучить. Изучил, повернул в нужную сторону - проверяешь себя по табличке в проходе (к поездам до станций). Вышел на платформу - пока ждёшь поезда, спокойно изучаешь линию, можешь запомнить на какой по счёту выходить (и переходить тоже). Кстати, последняя опция далеко не везде в мире встречается! И никому в голову не приходит запоминать похожие непроизносимые названия конечных, как в Париже. Конечные, кстати, тоже меняются при строительстве новых участков - особый бардак в связи с этим наблюдал в Афинах. Короче не надо с больной головы на здоровую перекладывать. Единственное, что хотелось бы: возвращение на указатели стрелок "К центру" для станций вне Кольцевой линии.

Сура

Re: Навигация столичного метро устарела на десятилетия
joy  19.03.2010 10:32

Мое мнение - метро в Москве удобно устроено для иностранцев.
Во-первых, хорошо воспринмаемая простая радиально-кольцевая схема, линий всего 10 и все выделены отдельным цветом, запомнить просто. Все поезда как правило следуют от конечных до конечных, там, где есть вилочная система, висит большое табло. Переходы в принципе понятны. В ступор может ввести только кроссплатформенные переходы (кстати, не только иностранца, но и редко ездящего на метро москвича), но таких станций в центре всего две, да и хватит 5 минут, чтобы разобраться.
Проблема лишь в алфавите. НО. На схемах, которые висят в метро, названия продублированы, на схемах, которые продаются отдельно (видел такие не раз, и не два) тоже. Человек входит в метро или пересаживается на другую станцию, он может свериться со схемой и понять нужное направление движения. Согласен, это требует время, но ехать на удобном такси по пробкам займет куда больше времени. Вероятно, поэтому, многие достаточно рафинированные иностранцы, которых я встречал, плохо владеющие русским, метро не брезгуют, а даже наоборот.

А вот стоит ли заучивать местный алфавит перед поездкой в ту или иную страну - есть две противоположные теории. Я склонен думать, что скорее нет, но все зависит от конкретной поездки и конкретной ситуации - обобщать глупо.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2020.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.015 seconds ]