ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Первый урок езды на автобусе

Итак, на неделе я успешно сдал теоретический экзамен на автобус. Сдал настолько хорошо, что даже самому немножко неловко становится за свою гениальность. Да и будь я работником шведской дорожной службы, непременно бы насторожился: приходит какой-то русский, на свои кровные учится, отказываясь от кредитов и платя наличными, да ещё и тест делает без единой ошибки.
После теоретического экзамена началась учебная езда. В принципе, каждый ученик сам вырабатывает себе план занятий, автошкола лишь помогает, так что можно было учебную езду начинать давно. Однако рекомендуется сначала изучить теорию, чтобы иметь представление об устройстве машины, функционировании важнейших систем и правил эксплуатации. Сначала провели с инструктором внешний осмотр. Занятие началось уже затемно, и я надел на себя ярко-зелёный жилет. На инструктора эта моя находка произвела положительное впечатление – никто так раньше не делал, хотя это и полезно.
Внешний осмотр автобуса включает в себя проверку:
- уровня масла, охлаждающей и омывающей жидкости, жидкости в гидроусилителе руля;
- внешних световых приборов;
- работы системы осушения сжатого воздуха;
- состояния колёс и покрышек.

Затем внутренний осмотр салона:
- регулировка водительского сидения и руля, проверка ремня безопасности;
- проверка ламп на контрольной панели, стеклоочистителей, звукового сигнала, системы вентиляции;
- проверка аварийного открывания дверей и их работы. В соответствии с последними нормами, откидные двери автобуса в закрытом состоянии должны выдерживать нажим не менее 25 кг;
- проверка наличия огнетушителя, его пломбировки, срока годности, наличия знака аварийной остановки, аптечки;
- осмотр сидений и проверка ремней безопасности там, где они есть, осмотр багажных полок, проверка наличия молотков для разбивания стёкол. Автобус сертифицирован в соответствии с требованиями Tempo100, что даёт право ездить по немецким автобанам со скоростью до 100 км/час. Это накладывает определённые требования – в частности, заднее стекло или два боковых задних должны быть легко разбиваемыми, если разрешённое количество пассажиров выше 20;
- проверка люков в потолке;
- проверка кнопки требования остановки.

Наконец, проверка систем управления:
- пневмосистемы на утечку и индикатора падения давления;
- работы осушителя пневмосистемы на слух;
- гидроусилителя руля;
- рабочего и стояночого тормозов.

После успешной проверки можно начинать движение. Сначала поездили по закрытой площадке, я потренировался с переключением скоростей. Автоматическая коробка, конечно, хорошо, но от ручной особый кайф. Потом выехали за загородное шоссе и стали тренироваться заезжать на остановки и отъезжать от них. После очередной остановки решили развернуться, заехав задом на примыкающую дорогу. Инструктор говорит – вообще-то, по правилам, кто-нибудь должен выйти и контролировать сзади, но т. к. дорога ведёт в лес, будем считать, что сзади свободно. Возникли трудности с включением задней передачи, но мы не придали этому особого значения, т. к. были уверены, что я не сразу нащупал нужное положение ручки. Продолжили езду с остановками. На одной из них не получилось включить уже переднюю передачу. Долго старался – никак: слышно, как передачи переключаются под полом, но при отпускании сцепления ничего не происходит. За руль сел инструктор – не получилось и у него. Стали думать, что к чему, и нашли предполагаемую причину: резервуар гидроусилителя сцепления оказался пуст. Видимо, где-то утечка. Залили туда масло и стали прокачивать. Мне торопиться было некуда, и я втайне надеялся, что у нас ничего не получится – было бы очень интересно посмотреть, что произойдёт дальше, как будем вызывать техпомощь, цеплять и буксировать. Но через четверть часа удалось воткнуть вторую передачу, и потихоньку доехали до своей стоянки.

Надеюсь, что продолжение следует.

А какой модели автобус? Будет ли фотография? (-)
Михаил Е.  02.12.2005 19:17

0

Re: Первый урок езды на автобусе
Vadims Falkovs  02.12.2005 20:56

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Да и будь я работником
> шведской дорожной службы, непременно бы насторожился: приходит
> какой-то русский, на свои кровные учится,

Вот об этом подробнее, если можно. Сколько и за какой объем программы? Сколько часов теории и практической езды прелдусмотрено?

А вообще, Вы - молодец! С первого раза, после легковушки, почувствовать габариты автобуса, это дается не каждому!

Re: Первый урок езды на автобусе
Dmitri  03.12.2005 22:58

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Итак, на неделе я успешно сдал теоретический экзамен на
> автобус. Сдал настолько хорошо, что даже самому немножко
> неловко становится за свою гениальность.

:))) Поздравляю!

> Автоматическая коробка, конечно, хорошо, но от
> ручной особый кайф.

Если Вам не жалко себя - пожалейте хоть пассажиров...

Volvo B10M, кузов Vanhool. Надеюсь, что фотографии будут. А пока есть только маленькая, в конце корневого сообщения (-)

0

Пассажиров уже пожалели

> > Автоматическая коробка, конечно, хорошо, но от
> > ручной особый кайф.
>
> Если Вам не жалко себя - пожалейте хоть пассажиров...

Большинство, а может быть, и все городские автобусы Швеции оборудованы автоматической коробкой передач (АКПП).
Есть тут такое правило: если экзамен сдаётся на транспортном средстве с АКПП, то в водительском удостоверении претендента делается соответствующая пометка. Например, в Стокгольме многие учебные автобусы оборудованы АКПП, и те, кто на них учится и сдают, имеют право потом работать только на автобусах с АКПП. Для работы на городских маршрутах этого хватает вполне. Однако для заказных и дальних междугородных перевозок до сих пор закупают новые машины с ручной коробкой, правда, не с традиционной "кочергой", а с "джойстиком" или чем-то ещё.

Я не хочу иметь такое ограничение, потому учусь на ручном. Жалеть пока некого, т. к. среди моих пассажиров только инструктор и другой ученик, который сам напросился. Да и выбирать тут особо не из чего: в радиусе 200 км есть только одна "тяжёлая" автошкола и один учебный автобус, на котором и учатся, и сдают.

Сообщение изменено (05-12-05 13:00)

Re: Первый урок езды на автобусе

Забыл написать в корневом сообщении - ещё положено перед выездом заполнить лист самописца и заправить его.


> Вот об этом подробнее, если можно. Сколько и за какой объем
> программы? Сколько часов теории и практической езды
> предусмотрено?

Программы нет. Есть 4 теоретические лекции по 2 часа, которые рекомендуется посетить. Лекции общие для всех, кто учится на категории BE, C, CE, D, DE. Я посетил пока только одну, где объясняли о законах, регламентирующих время работы и отдыха, а также пользование самописцем. Лекции проводятся циклами почти круглый год, т. е. каждая лекция через 4 недели повторяется. Можно посещать лекции столько раз, сколько считаешь нужным.

К услугам учеников есть:
- компьютеры с установленным на них программным обеспечением для тренировок по теории;
- стенды с пневматической системой и гидроусилителем руля;
- самописцы, с которыми можно экспериментировать;
- инструкторы.
Всё вышеперечисленное доступно в практически неограниченном количестве в любое время работы автошколы (с 7 до 18 часов по будним дням).

Для допуска к теоретическому экзамену на категорию D необходимо освоить:
- всё то, что требуется на категорию В (обладание правами этой категории обязательно);
- европейские нормы времени труда и отдыха водителей и работу с самописцем, а также исключения из этих правил;
- обращение с колёсами и покрышками (когда можно применять шипованную резину, какова минимальная глубина рисунка в различных условиях и др.);
- пневмосистему и гидроусилитель руля (устройство, принцип работы, диагностику);
- весовые нормы - расчёт максимально допустимого груза при заданном классе дороги или давлении на оси, с использованием весовых таблиц и регистрационных данных транспортного средства;
- тягово-сцепное устройство;
- требования к салону автобуса;
- работу с людьми - в частности, особые правила школьных перевозок, пользование внешними световыми приборами и опознавательными знаками;
- принцип работы дверей и требования к ним;
- умение находить нужную информацию, специфичную для данной машины. Например, о различных органах управления; поддержание в рабочем состоянии туалета, музыкального и иного имеющегося на борту оборудования; работу дверей.

То есть, важно не то, сколько часов провёл на занятиях, а чтобы всё вышеперечисленное освоил. У меня примерно 10 часов ушло исключительно на компьютерные тренировки с ответами на вопросы, и ещё около 30 часов на всё остальное - посещение лекции, чтение учебных пособий, просмотр фильмов, изучение макетов, общение с коллегами, решение практических упражнений на бумаге.

При поступлении в автошколу платится вступительный взнос в размере около 200 евро. В него входит стоимость учебного пособия, создание учётной записи в компьютерной сети и право пользоваться всеми перечисленным выше возможностями, предоставляемыми автошколой для изучения теории.


Теперь об учебной езде. Для успешной сдачи экзамена надо освоить маневрирование (езду вперёд и назад, въезд в узкий тоннель, разворот на ограниченном пространстве, парковку) и езду, как по городу, так и по шоссе. В числе прочего, это умение подъезжать к остановкам, останавливаясь параллельно тротуару и на заданном от него расстоянии; проезд обычных и круговых перекрёстков; езду по заранее спланированному маршруту или следование указателям к заданному пункту.

Один урок вождения длится 60 минут. Каждый ученик с помощью инструктора определяет, сколько уроков ему требуется для успешной сдачи экзамена. Всё это очень индивидуально, и сказать, сколько уроков получается "в среднем", я не могу. Стараюсь как могу, чтобы мне не понадобилось слишком много часов. 60 минут учебной езды мне стоят зарплаты за два с половиной рабочих дня. Одной месячной зарплаты таким образом хватает уроков на десять.


> А вообще, Вы - молодец! С первого раза, после легковушки,
> почувствовать габариты автобуса, это дается не каждому!

Приятно слышать похвалу от профессионала! Хотя при въезде задом за угол мне инструктор указывал, когда начинать выворачивать руль полностью вправо. Самому мне хотелось проехать прямо ещё пару метров прежде чем начинать поворот, но инструктор оказался прав. На загородной дороге я ни разу не выехал на встречную и не улетел в кювет, и даже при проезде ворот и последующем повороте не задел их, так что и впрямь что-то чувствую :) Ещё интереснее должен стать урок езды по городу, запланированный назавтра.

Сообщение изменено (05-12-05 13:15)

Re: Пассажиров уже пожалели
Dmitri  05.12.2005 15:09

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> А пока есть только маленькая, в конце корневого сообщения

Почему-то вчера не открылась... Сейчас всё пучком.

> Большинство, а может быть, и все городские автобусы Швеции
> оборудованы автоматической коробкой передач (АКПП).

Это замечательно :).

> Есть тут такое правило: если экзамен сдаётся на транспортном
> средстве с АКПП, то в водительском удостоверении претендента
> делается соответствующая пометка. Например, в Стокгольме многие
> учебные автобусы оборудованы АКПП, и те, кто на них учится и
> сдают, имеют право потом работать только на автобусах с АКПП.

Хитро...

> Жалеть пока некого, т. к. среди моих пассажиров только
> инструктор и другой ученик, который сам напросился.

Это я прокомментировал Вашу фразу "от ручной особый кайф" ;).

В общем, мы ждём продолжения :).

Re: Первый урок езды на автобусе
Antonelio  05.12.2005 16:06

> Например, в Стокгольме многие
> учебные автобусы оборудованы АКПП, и те, кто на них учится и
> сдают, имеют право потом работать только на автобусах с АКПП.

> Хитро...

- Ходили слухи, что в России хотят сделать то же самое...

Re: Второй урок езды на автобусе
Vadims Falkovs  07.12.2005 01:18

Большое спасибо за исчерпывающие пояснения устройства системы курсов, принципов посещаемости, распределения учебной нагрузки и необходимого уровня знаний.

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Ещё
> интереснее должен стать урок езды по городу, запланированный
> на завтра.

С нетерпением ждем впечатлений.

Re: "Для допуска к теоретическому экзамену на категорию D необходимо освоить..." Этот экзамен внутренний школьный или государственный? (-)
Евгений лЛысый  07.12.2005 15:00

0

Re: "Автобус сертифицирован... ездить по немецким автобанам со скоростью до 100 км/час." А в Швеции нет скоростных дорог?... (-)
Евгений лЛысый  07.12.2005 15:05

0

Второй урок

Автобус у нас большой, в туристическом исполнении, выглядит представительно. И ведёт себя на дороге так, что часто привлекает внимание других участников дорожного движения на себя и на водителя. Поэтому я решил одеться так, как это обычно делают настоящие водители автобусов, по крайней мере, заказных - свежую рубашку и галстук.

Неисправность, из-за которой мы встали в прошлый раз, оказалась где-то в сцеплении – нарушилась герметичность системы.

Начали с поворотов направо и налево в промзоне на просторных дорогах. Сначала уделяли особое внимание траектории задних колёс. Когда это стало получаться без наездов на тротуар, перешли к более сложному заданию – повороту на перекрёстках, перед которыми посреди проезжей части есть препятствие в виде столба. После нескольких таких тренировок начал чувствовать, что к чему: как разместить автобус перед поворотом, когда начинать поворачивать, когда крутить руль обратно (это самое сложное). Один раз инструктору пришлось применить свой тормоз, я при правом повороте собирался задеть левым зеркалом светофор.

Однажды перед поворотом направо, где я имел преимущественное право проезда, пришлось остановиться. Надо было дать проехать приближавшемуся справа автомобилю, поскольку часть кузова вылезала на его полосу. Ехавшие сзади два автомобилиста, тоже поворачивавшие направо, видимо, очень торопились и стали меня объезжать – один слева, по встречным полосам, другой справа по обочине. Тот, что обгонял слева, в процессе обгона оказался нос к носу с поворачивавшим ему навстречу. Непредусмотрительный и неосторожный человек – ему пришлось сдавать назад, да ещё и меня задержал, ибо я не рискнул продолжать поворот, когда две машины находились близко к левому борту.

Потом на круговом перекрёстке попалась нервная девушка. Перекрёсток миниатюрный, имеет две полосы и четыре направления. Чтобы автобусу вписаться в перекрёсток, приходится забывать о дорожной разметке и правилах движения по полосам. Перекрёсток я проезжал со скоростью не выше 15 км/час, и перед тем, как с него свернуть, как раз в нужный момент подал сигнал о повороте направо. Когда уже начал съезжать, заметил справа, напротив средней двери, машину, которая тут же начала сигналить. Пришлось остановиться, раскорячившись на перекрёстке и застопорив движение на его половине. Видя, что назад двигаться она не желает, а вперёд некуда, мне пришлось самому проехать по разделительному островку. Водителям грузовиков и автобусов позволено отступать от правил размещения транспорта на проезжей части при проезде перекрёстков, однако преимуществ перед другими участниками это не даёт, и ответственность за безопасность манёвра лежит на водителе. Но вот только какой смысл соваться справа от поворачивающего направо автобуса? Неужели непонятно, что он может "притереть"?

Ещё в процессе езды слегка почувствовал себя маршруточником, гоняющимся за выручкой. Урок длится 120 минут, и хочется извлечь из него максимум пользы за уплаченные деньги. Один раз, выезжая на главную дорогу направо, увидел слева длинный поток автомобилей. Стоянка минимум на минуту была обеспечена, а каждая минута урока дорого стоит. Тогда я как бы невзначай моргнул дальним светом и плавно остановился, высунувшись поперёк дороги на метр (типа, не рассчитал слегка, слабо нажал на тормоз). Когда приближавшемуся по главной дороге автомобилю пришлось тормозить, я продолжил движение. В конце концов, всё равно в это время загорелся красный на ближайшем перекрёстке, и в любом случае им бы пришлось перед ним ждать. Завидев пешехода, робко стоявшего у перехода, уже издали начал плавно, но уверенно тормозить, а не жать на газ, как это делают некоторые. Увидев, что это именно его пропускают, он пошёл через дорогу, и я так рассчитал своё торможение, что даже не пришлось останавливаться. Потом терпеливо пропустил старика с собакой, переходившего дорогу вне перехода и воспринявшего предоставленное ему мною преимущество как должное.

Уже значительно лучше, чем в первый раз, работается с ручной коробкой передач и сцеплением. При желании можно добиться плавности движения, желаемой динамики и экономичности не хуже, чем с автоматом.

Есть, но по шведским правилам автобусам с разрешённой максимальной массой более 3500 кг не разрешается ездить быстрее 90 км/час (-)

0

Государственный (+)

Любой человек, имеющий разрешение на обучение вождению соответствующей категории, может в частном порядке самостоятельно назначить себе время для сдачи экзамена. И пытаться сдавать его неограниченное количество раз, что некоторые и делают (каждая попытка стоит немного - около 15 евро).

Сертифицированным автошколам точно известны темы, встречающиеся на экзамене (однако неизвестны сами вопросы). Потому, не осилив внутренние школьные тесты, очень велика вероятность, что претендент завалит подобные вопросы и на экзамене. Автошколы имеют прямой доступ к базе данных дорожной службы и могут самостоятельно назначать время для экзамена. Для обучающегося это проще: не приходится самому контактировать с дорожной службой, достаточно лишь высказать своё желание персоналу автошколы. Но экзамен автошкола закажет лишь в том случае, если успешно сделал все внутренние тесты - такой, вроде, у них договор. Хотя никто не запрещает самому напрямую назначить себе экзамен, минуя автошколу. Только смысла особого в этом не вижу. Если я слаб в теории, то экзамен завалю почти стопроцентно. Если же уверен, что сдам, то и автошкольные тесты сделаю без проблем.

А.-бусы КХ "Пало Алто - Сан Франсиско" тоже так ползают (90 км/ч). Но междугород. а.-бусы в Калифорнии даже лекговых обгоняют (хотя предел 105 км/ч). (-- (-)
Евгений лЛысый  08.12.2005 16:28

0

Re: Второй урок (дополнено)
Vadims Falkovs  08.12.2005 17:09

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Потом на круговом перекрёстке попалась нервная девушка.
> Перекрёсток миниатюрный, имеет две полосы и четыре направления.
> Чтобы автобусу вписаться в перекрёсток, приходится забывать о
> дорожной разметке и правилах движения по полосам. Перекрёсток я
> проезжал со скоростью не выше 15 км/час, и перед тем, как с
> него свернуть, как раз в нужный момент подал сигнал о повороте
> направо. Когда уже начал съезжать, заметил справа, напротив
> средней двери, машину, которая тут же начала сигналить.
> Пришлось остановиться, раскорячившись на перекрёстке и
> застопорив движение на его половине. Видя, что назад двигаться
> она не желает, а вперёд некуда, мне пришлось самому проехать по
> разделительному островку. Водителям грузовиков и автобусов
> позволено отступать от правил размещения транспорта на проезжей
> части при проезде перекрёстков, однако преимуществ перед
> другими участниками это не даёт, и ответственность за
> безопасность манёвра лежит на водителе. Но вот только какой
> смысл соваться справа от поворачивающего направо автобуса?
> Неужели непонятно, что он может "притереть"?

Конечно, непонятно. Они же не учились вписываться в повороты на автобусах :-)

Но, с другой стороны, перед поворотом, как я понял, Вы в левую сторону выехали не непосредтвенно перед правым поворотом, а хорошо загодя. И поэтому между автобусом и тротутаром оказался зазор более 1,5 метров. Так, конечно, легче повернуть, но тогда приходится учитывать, что в образовавшуюся щель обязательно кто-нибудь влезет. Если эта "щель" не превышает ширины одного метра, то туда обычно не вклиниваются. С другой стороны, можно хоть и нарушая правила, провести заднее правое колесо у тротуара, но тогда перед автобуса придется вывести на встречную полосу. Что хоть и нарушает ПДД, и желательно пропустить машины по встречной полосе, даже если у Вас главная, но не дает повода влезть туда кому-то.

Больше всего таких неприятностей происходит с "фурами" (автомобилями-тягочами с полуприцепом). Легковушки в поворотах регулярно попадают в район задних колес полуприцепа правоповоротной "фуры".


В любом случае, успехов в завидном начинании!

Сообщение изменено (08-12-05 17:20)

Объяснительная записка модератору про дублирование сообщений

Сообщение о втором уроке, написанное вчера отдельной темой, создал не я. То сообщение с некоторыми незначительными вариациями я опубликовал также на петербургском форуме, т. к. аудитории этого и того форумов почти не пересекаются, а тема интересная и там, и тут. Однако модератор того форума, последнее время беспощадно борящийся за чистоту информационного пространства, посчитал эту тему там лишней и без моего ведома перенёс её на автобусный форум: http://www.tr.ru/forum/read.php?f=9&i=322717&t=322717.

Re: Объяснительная записка модератору про дублирование сообщений
Модератор  09.12.2005 23:15

В следующий раз с такими обращениями обращайтесь на почту, чтобы все Модераторы видели их. Да и чтобы Правила не нарушать.

Учебный автобус

Автобус называется Volvo B10M-60, кузов Vanhool Alizée, туристическое исполнение.
Выпушен в 1989 году, 12 лет принадлежал одной небольшой таксомоторной фирме в Лаппландии. В конце 2002 года продан нашей автошколе.

Снаряжённая масса – 12860 кг
Разрешённая максимальная масса – 17430 кг
Максимальное количество пассажиров – 42 чел.
Длина – 12 м
Ширина (без учёта зеркал) – 2.50 м
Высота 3.85 м.

Проехал за свою жизнь более 802 тыс. км.

Коробка передач механическая, с пневмоприводом, орган управления джойстикового типа. Количество передач для движения вперёд – 7. Первая передача включается через предохранитель, как и задняя. Обычно движение начинают со второй.

Перед правым передним пассажирским сиденьем смонтирован дополнительный тормозной кран для инструктора.

В средней части автобуса устроено купе со спальным местом для сменного водителя.




На сегодняшнем уроке я сделал одно полезное дело – при подъезде к тротуару как-то выпустил из виду дорожный знак и стукнул по нему правым зеркалом. Знак не повредился, а зеркало повернулось. Исправили, как могли, и доездили так. При возвращении на стоянку я вызвался помочь с ремонтом. Мы сняли зеркало, перебрали кронштейн, заменили кое-что – теперь положение зеркала при необходимости легко можно регулировать.

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]