ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Барбухаи
Unicum  17.04.2011 16:47

Это такие автобусы, которые выпущены в лучшем случае на авторемонтном заводе. А ведь есть и выпущенные в единственном экземпляре или в очень небольшом количестве. Некоторые фанаты охотятся на них, считают своим долгом поездить в таком автобусе или хотя бы сфотографировать. Но есть и распространённые барбухаи: "Чернигов", "Кубань", ПАГ (последние выпускаются в Пскове). Обычно используют двигатель и шасси автомобиля ГАЗ. Особой красотой и комфортом не отличаются. Как правило, используются для служебных перевозок. Понятно: такие автобусы дешевле, а комфорт в данном случае не так важен. Но некоторое время по маршруту "Черновцы - Карапчив" ехал автобус ПАГ. Если знаете похожие случаи, сообщите.
Когда-то видел барбухай, представьте себе, с автоматической дверью!
Что-то читал об автобусе "Таджикистан" из одноимённой страны, но видеть не приходилось. Это барбухай или нормальный автобус, выпущенный на автобусном заводе? Или выпущенный на автобусном заводе, но всё равно что барбухай (шутка юмора)?
Интересно, выпускают ли барбухаи в других странах, кроме бывшего СССР?

Re: Барбухаи

"Таджикистан" я в 80-е неоднократно встречал с армейскими номерами (как сейчас помню - 00-04), он возил военный оркестр Краснодарского гарнизона. Представьте себе - автобус, очень сильно похожий на ПАЗ-3205 с овальными стёклами в двери и на шасси ЗиЛ-130. Кстати, когда я в 1984 году впервые увидел фото ПАЗ-3205, я тогда решил, что это уменьшенный вариант "Таджикистана".

А зарубежное производство - точно знаю, что на том же шасси ГАЗ-53 их строили на Кубе.

Re: Барбухаи
mishel  18.04.2011 01:10

В 90-е годы в Москве на пригородном маршруте "Метро Молодёжная - посёлок Сосны" работал автобус Худжанд-ЗИЛ-3205 (аналогичные машины более раннего выпуска именовались Таджикистан-3205). Вот здесь есть информация по автобусам "Таджикистан" и фото: http://denisovets.narod.ru/remz/tadjikistan/tadjikistanpages/chaz.html



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 18.04.11 01:15 пользователем mishel.

Re: Барбухаи

Ага, стало быть, я видел ранний "Таджикистан-5" с ещё двустворчатой дверью.

Re: Барбухаи
Борщевский  18.04.2011 09:55

В Челябинске на коммерческом маршруте 53 ходит "Родник-3220" - тот же Таджикистан, на том же шасси Зил-130 и с движком Зил-130, но выпускаемый то ли под Москвой, то ли под Владимиром.

Re: Барбухаи
warrior  18.04.2011 18:29

Интересно, что ряд "барбухаев" выпускался специально для Министерства культуры СССР на принадлежащих ему заводах: в Краснодаре и в Будённовске (автобусы "Кубань") и в поселке Уралец (автобусы "Уралец") . Эти машины использовались для гастролей провинциальных театров, для выездной торговли книгами, для показа кино в полевых условиях и т.д. Почему для всех этих целей нельзя было использовать стандартные автобусы того же калибра - КАвЗы и ПАЗы? Кто его знает? Может, их банально нехватало?

Re: Барбухаи
kondrashow  18.04.2011 18:56

Эти автобусы выпускались для министерства культуры при поддержке Екатерины Фурцевой (как пишит история вроде бы она лично подписывала документацию к производству) - они так и назывались "Фурцевозы". Изначально это относилось к автобусам Кубань. Так как Краснодарский механический завод "Кубанец", единственный который находился под контролем Министерства культуры. Впоследствии так начали называться почти все автобусы, построенные на такой базе - Кубань, чернигов, Таджикистан. Впоследствии с Краснодарского механического завода автобус кубань передали на производство в Буденновский ремонтно-механический завод. (С детства помню как на завод пригоняли рамы с газовской кабиной. В школе ходили на Буденновский РМЗ на экскурсию и видели как снимают кабины, и на раму варят из профилированной трубы кузов. Да и на виноградники раньше на них много поездили. На дачных маршрутах раньше в Буденновске они часто работали). Впоследствии так как Фурцева стала курировать сельское хозяйство эти автобусы стали поступать не только в отделы культуры но и в колхозы и совхозы.

Кросс-пост на дискуссионный форум
kondrashow  18.04.2011 19:17

Вот нашёл тему на параллельном форуме.

Re: Барбухаи
А.Мельников  23.04.2011 21:32

Цитата (kondrashow)
Так как Краснодарский механический завод "Кубанец", единственный который находился под контролем Министерства культуры.

Единственный ли? А "Уралец", а Новгородский опытный киномеханический завод, а Черниговский завод "Укркинотехпром»?

Цитата
Впоследствии так начали называться почти все автобусы, построенные на такой базе - Кубань, чернигов, Таджикистан.

Чкаловский авторемонтный завод, где делали автобусы "Таджикистан", принадлежал Минсредмашу.

Re: Барбухаи
А.Мельников  23.04.2011 21:33

Цитата (warrior)
Может их банально нехватало?

Именно. И не только Министерству культуры, но и другим ведомствам.

Re: Барбухаи
А.Мельников  23.04.2011 21:35

Цитата (Борщевский)
но выпускаемый то ли под Москвой, то ли под Владимиром.

И не под Москвой, и не под Владимиром, а в городе Родники Ивановской области. Сейчас уже не выпускают.

Re: Барбухаи
Unicum  24.04.2011 09:39

Цитата (mishel)
В 90-е годы в Москве на пригородном маршруте "Метро Молодёжная - посёлок Сосны" работал автобус Худжанд-ЗИЛ-3205 (аналогичные машины более раннего выпуска именовались Таджикистан-3205). Вот здесь есть информация по автобусам "Таджикистан" и фото: http://denisovets.narod.ru/remz/tadjikistan/tadjikistanpages/chaz.html
Спасибо за информацию! Первая модель действительно похожа на барбухай, но в то же время - на старый ПАЗ. Остальные, оказывается, нормальные автобусы, некоторые похожи на новые ПАЗы, есть и вообще оригинальные. К сожалению, нет фото длинного "Таджикистана". Надеюсь, с 2 дверьми для пассажиров? А двери тоже 3-створчатые или как? Видел 3-створчатые двери у старой "Каросы", но не ширмовые, а скорее планетарные, створки поворачиваются параллельно друг другу. Но привод не от вала, а несколько иначе. Ну, это надо видеть. Кстати, бывают и 4-створчатые планетарные двери, у румынских трамваев V3. Средние створки несколько шире, чем крайние. Вал поворачивает сразу 2 створки. Это тоже надо видеть.
Но окна разной высоты - разве это красиво? Что-то барбухайское...
И почему "ЧАЗ"? Ведь ЧАЗ уже есть, и не 1 (хотя какой был первый?): Черниговский автобусный завод, который выпускает не барбухаи "Чернигов", а нормальные автобусы; да и в России - вроде Чебоксарский. Ну, это не единственный такой случай: например, ЛиАЗ - это не только автобусы и троллейбусы, а ещё и чешские грузовики Либерецкого автомобильного завода.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 24.04.11 09:41 пользователем Unicum.

Re: Барбухаи
krechet  25.04.2011 09:27

Цитата (Unicum)
Остальные, оказывается, нормальные автобусы, некоторые похожи на новые ПАЗы, есть и вообще оригинальные. К сожалению, нет фото длинного "Таджикистана". Надеюсь, с 2 дверьми для пассажиров? А двери тоже 3-створчатые или как?
Длинных "Худжандов" не видел, но в Новосибирске есть двухдверные "Худжанды" - двери у них двухстворчатые узкие. У однодверных ЧАЗов дверь трехстворчатая, створки такой же ширины, поэтому дверь получается в полтора раза шире. В Новосибирске данная модель вообще распространена, причём есть и старые ЧАЗ-3205, и более новые 3223 различных модифицкаций. У самых новых 2000-х г.в. дизайн задней части другой. На маршрутах работали мало и более 10 лет назад, сейчас только служебные.

Re: Барбухаи
А.Мельников  25.04.2011 22:16

Цитата (Unicum)
И почему "ЧАЗ"? Ведь ЧАЗ уже есть, и не 1 (хотя какой был первый?)

Чкаловский был раньше.

Цитата
да и в России - вроде Чебоксарский.

В Чебоксарах был авторемонтный завод. Там пикапы на базе "Волги" делали.

Re: Барбухаи
Владимир Cherny  02.05.2011 23:54

Цитата (kondrashow)
Эти автобусы выпускались для министерства культуры при поддержке Екатерины Фурцевой (как пишит история вроде бы она лично подписывала документацию к производству) - они так и назывались "Фурцевозы".
Только не "Фурцевозы", а "Фурцвагены" :) а так - всё правильно. Поездил на них много-много!

Re: Барбухаи
Виталий Шамаров  06.05.2011 11:53

Цитата (А.Мельников)
Чкаловский авторемонтный завод, где делали автобусы "Таджикистан", принадлежал Минсредмашу.
Тогда понятно, почему в 1991-1994 году в Узбекистане видел (и сам ездил) "Таджикистаны" в качестве служебок предприятий, ранее принадлежавших Минсредмашу СССР и не видел колхозных.

Re: Барбухаи
Unicum  08.05.2011 03:14

Оказывается, барбухаи очень распространены в Афганистане и Пакистане. Отличие: у афганских двери справа, а у пакистанских – слева (по известной причине). Возможно, в Афганистане нормальные автобусы не выпускаются (не уверен), но в Пакистане, возможно, выпускаются: всё-таки страна более развитая. Впрочем, дешевле слепить “из того, что было”, чем покупать нормальный автобус, да ещё, возможно, у другой страны. Возможно, в Пакистане есть также индийские автобусы? А что, вполне могут быть. А вот и он, зацените. Ну, барбухай барбухаем, хоть и прилеплена эмблема фирмы “Тата”. Или всё-таки это действительно “Тата”? Вроде сейчас “Тата” выпускает совсем нормальные автобусы. Да, Индия выпускает много автобусов. Но при таком населении надо ещё больше. Вот и используют как пассажирский транспорт всё, что движется (например, грузовики, тракторные прицепы…). Ну, рейсовых грузовиков и прицепов, понятно, нет, просто иногда их используют для того, что по-болгарски прикольно называется “случаен превоз” (сам видел такие таблички). По телевизору слышал такой прикол: На олимпиаду в Пекине индийские спортсмены поедут на комфортабельных грузовиках марки ”Махиндра энд Махиндра ”. Будете смеяться, но такая марка действительно существует.
А вот в Гватемале вроде все автобусы – производства США, которые отслужили верой и правдой у себя на родине и с почестями отправлены на пенсию. И в Гватемале их зачем-то укорачивают (вместе с шасси). Может, для экономии топлива? И может, не все? Ведь иногда действительно может понадобиться большой автобус. И раскрашивают, чтобы веселее выглядели. Барбухаями они считаться как-то не могут, это скорее «ремейки». А мексиканские автобусы пробовали? Ведь Мексика вроде должна выпускать автобусы.
Итак, барбухаи делают: Россия, Украина, Афганистан, Пакистан, Индия (возможно)… Огласите весь список, пожалуйста! Да разве за всеми уследишь? Может, в какой то глухомани в какой-то недоразвитой стране что-то такое слепили?

Re: Барбухаи
serg71  10.05.2011 12:52

Цитата (Unicum)
Итак, барбухаи делают: Россия, Украина, Афганистан, Пакистан, Индия (возможно)… Огласите весь список, пожалуйста! Да разве за всеми уследишь? Может, в какой то глухомани в какой-то недоразвитой стране что-то такое слепили?

Критерий "барбухаистости" какой?
Если автобус на адаптированном грузовом шасси другого производителя, то список стран будет изрядный:
США (классический "школьный" автобус);
Германия (наиболее известный производитель - Эрнст Ауфертер, кроме автобусов на специальных шассии Мерседес, производит машины на шасси Атего, Варио и Спринтер);
Швейцария (на базе тех же Варио и Спринтеров);
Испания;
Бразилия
Турция (включая тот же Исудзу, который на Украине стал Богданом);
Южная Корея
Япония

Re: Барбухаи
warrior  14.05.2011 22:04

Говоря о "барбухаях", мы как-то совсем забыли РАФ-251 и РАФ-975 - это были именно самопальные изготовлявшиеся по полукустарной технологии автобусные кузова на шасси ГАЗ-51; а также автобусы Тартуского завода TART, также изготавливавшиеся на шасси ГАЗ-51 (были распространены только в Прибалтике, в другие регионы практически не попадали - вот поэтому, наверное, о них теперь уже мало кто помнит).

Re: "А вот и он.... барбухай барбухаем, хоть и прилеплена эмблема фирмы “Тата”"
Евгений Лысый  08.08.2011 00:13

Цитата (Unicum)
Оказывается, барбухаи очень распространены в Афганистане и Пакистане. ...Возможно, в Пакистане есть также индийские автобусы? А что, вполне могут быть. А вот и он, зацените. Ну, барбухай барбухаем, хоть и прилеплена эмблема фирмы “Тата”. Или всё-таки это действительно “Тата”? Вроде сейчас “Тата” выпускает совсем нормальные автобусы.
...А вот в Гватемале вроде все автобусы – производства США... И в Гватемале их зачем-то укорачивают (вместе с шасси). Может, для экономии топлива?

он

Ну и чем он Вам не нравится? Автобус как автобус, получше многих. Меня единственно раздражает острый угол "во лбу" - надо было закруглить более изящно. Но такой же острый угол видим и в ЗИУ-9, и в городских "Мерседесах" начала 80-х. ЗИУ-9 (-682) сзади выглядит, на мой взгляд, просто безобразно, несравнимо хуже изображённой "Таты", во всяком случае её морды.

А вот кстати интересно: в этой "Тате" маршрутный указатель слева - и вроде он должен быть на стороне водителя, защищать его от солнца. (А другое переднее стекло пусть будет высокое, чтобы туристы имели хороший обзор.) Однако же в Индии движение левостороннее, о чём напоминают и двери слева. То есть водитель должен сидеть справа? Или он сидит на стороне дверей, то есть таки слева?

Слово "барбухайка" я когда-то прочёл в очерках о советских воинах в Афганистане. Этим словом называли то ли автобусы, то ли грузовики, приспособленные для перевозки людей. Вот фотография такого грузовика:

http://www.afghan-web.com/gallery/truckafghans.jpg.

Вот барбухай так барбухай! И ведь это не просто грузовик со скамейками - но он двухэтажный!

Этот сайт, http://www.afghan-web.com, и эта фотография в нём были уже в 2002 году. Теперь в репортажах из Афганистана таких старых машин не видно, видны более новые - и огромные, 3-осные. Но оборудованы, тохоже, так же. Один афганец рассказывал, что там грузовики переделывают - раму то ли укорачивают, то ли вроде наоборот, удлиняют. Вот же умельцы!

Что касаетя автобусов из Индии в Пакистане - это вряд ли, из-за напряжённых отношений между странами.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 08.08.11 00:21 пользователем Евгений Лысый.

Re: "А вот и он.... барбухай барбухаем, хоть и прилеплена эмблема фирмы “Тата”"
А. Сергей_И  09.08.2011 00:07

В Москве барбухайки, в общем, были редкостью. В 80-е (что я помню) попадались Кубани (на них из южных регионов приезжали продавать фркуты-овощи) и Черниговы (их было много у "Мосфильма").
На базе механизации (где я работаю) ещё недавно было несколько ЧАЗов (Таджикистанов). Но уже все списаны, используются обычные ПАЗики. От одного ЧАЗа у меня заводская табличка лежит. Город производства там указан Ленинабад-30. Хоть и 1994 года, но ещё "сделано в СССР" (таблички видимо сильно заранее готовили). Дизайн самого автобуса был как из 60-х годов (весь округлый). Ломались часто.

Re: Таджикистаны
Евгений Лысый  13.08.2011 18:50

Цитата (А. Сергей_И)
На базе механизации (где я работаю) ещё недавно было несколько ЧАЗов (Таджикистанов). Но уже все списаны, используются обычные ПАЗики. От одного ЧАЗа у меня заводская табличка лежит. Город производства там указан Ленинабад-30. Хоть и 1994 года, но ещё "сделано в СССР" (таблички видимо сильно заранее готовили). Дизайн самого автобуса был как из 60-х годов (весь округлый). Ломались часто.

Дизайн "Таджикистанов" хотя безусловно старомодный, но, мне кажется, всё же не из 60-х годов, а из более поздних. В 80-х годах нам обещали новый ПАЗик, так я, бывало, издали завидев ""Таджикистан" и не узнав его, думал: а вот не новый ли ПАЗ едет?

А что значит "Таджикистаны" ломались часто? В Таджикистане ведь делали только кузов, а механизмы все были от ЗИЛа-130? То есть ЧАЗы должны были ломаться не чаще, чем ЗИЛ-130? Такое же удивление вызывает рассказ про грузовики КАЗ, "Колхида": тоже вроде видоизменённый ЗИЛ-130, а однако были, сообщалось, очень некачественные.

Re: Барбухаи
Евгений Лысый  13.08.2011 19:57

Цитата (Unicum)
Это такие автобусы, которые выпущены в лучшем случае на авторемонтном заводе.

Мне кажется, это слишком расширительное толкование. Автобусы, выпущенные на АРЗ, бывали вполне приличные - не хуже, а может и лучше, чем КАыЗы и ПАЗы. Хотя бывали и хуже. В 80-х, а может и в 90-х годах в Московской области ещё встречались автобусы, похожие на ПАЗ/КАвЗ-651, с капотом от ГАЗа-51 - но сделаные как-то коряво, похоже, с деревянным каркасом. Задняя дверь, в смысле в задней стенке, в них бывала двухстворчатая. В начале 80-х мне довелось прокатиться в одном таком. Запомнилось, что на ухабах стёкла в нём очень дружно громыхали - они были закреплены просто деревянными планками, как стёкла на веранде. То есть окна не открывались.

Также в начале 80-х газета рассказала о страшной аварии, в которую попал подобный автобус. В нём ехал студенческий стройотряд. Командир (или комиссар - вроде в стройотрядах была и такая должность) стоял возле водителя, был нетрезв; на ухабе автобус тряхнуло, командир упал на водителя, водитель непроизвольно крутанул руль, автобус перевернулся. Этому способствовало то, что автобус был самодельный, и база его была укорочена на полметра. Кузов раздавился, некоторые пассажиры выбраться не смогли. Да на беду автобус ещё и загорелся, в результате три человека погибли.

В конце хочется рассказать что-то хорошее. В МИИТе года до 1982-го был автобус тоже на шасси ГАЗа-51, но на вид сильно отличался от ПАЗа/КАвЗа-651: сбоку было не 4 окна - а 3, продолговатых. А переднее стекло было единое плоское, как у довоенных машин. На боковине капота была штампованная надпись "Завод им. Молотова" - то есть выпущен был до 1957 года? Ну впрочем эти боковинки были съёмные, грузовики, бывало, ездили и без них - то есть могли переставить со старой машины на более новую. Не помню, возил ли тот автобус людей; вроде бы его использовали как фургон.

А вот кстати удивительно: упомянутые крупносерийные автобусы на базе ГАЗа-51 имели всего 4 ряда сидений, 17 мест - меньше, чем теперь имеют "маршрутки" "Мерседес" (19). Хотя на вид те старинные ПАЗы/КАыЗы более массивные, чем эти "маршрутки". Ну проход в них, наверное, шире - такой же, как в бескапотных ПАЗиках.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 13.08.11 20:03 пользователем Евгений Лысый.

Re: Таджикистаны
А. Сергей_И  14.08.2011 23:25

Цитата (Евгений Лысый)
А что значит "Таджикистаны" ломались часто? В Таджикистане ведь делали только кузов, а механизмы все были от ЗИЛа-130? То есть ЧАЗы должны были ломаться не чаще, чем ЗИЛ-130? Такое же удивление вызывает рассказ про грузовики КАЗ, "Колхида": тоже вроде видоизменённый ЗИЛ-130, а однако были, сообщалось, очень некачественные.

В том-то наверное и дело, что на шасси ЗиЛ-130 пытались нахлобучить то тяжеленный автобусный кузов, то бескапотную кабину. При этом меняли компоновку агрегатов, развесовку. Конечно, "таджики" на нашей базе были уже пожёванными, но равные с ними по возрасту ПАЗ-3205 выглядели куда приличнее. Отработав по 10 лет все ЧАЗы были списаны.
А про "Колхиды" я тоже беседовал со старыми шофёрами, которым довелось на них поработать (в т.ч. и на самых первых). Из плюсов - просторная кабина (чуть ли не больше чем у МАЗ-500), из минусов - плохое качество сборки и многих комплектующих, низкий ресурс, проблемы с оригинальными запчастями при ремонте.

Re: Таджикистаны
Евгений Лысый  15.08.2011 00:10

Ну, такой кузов, может чуть полегче (поуже), нахлобучивали на шасси не только ЗИЛ-130, но и ГАЗ-53, а было и ГАЗ-51.

Кабина в "Колхиде" образца 70-х годов, вроде КАЗ-608, была правда огромная, в ней уже впору было оборудовать второй ряд сидений. Водитель одной такой машины с гордостью сообщал, что она сделана в ФРГ - "Федеративной Республике Грузия".

В 80-х годах писали про низкое качество изготовления некоторых машин, в частности ЕрАЗов и ЛиАЗов-677. Ну то есть кто-то получил новый ЕрАЗ - так он разваливался в прямом смысле на ходу. Раз кто-то жаловался даже на скорые помощи РАф, чуть ли даже не вода (то есть грязь?) из-под колёс попадала внутрь.

Механизмы, однако, в разных машинах были одинаковые, поэтому всё же удивительно, что машины некоторвх марок имели такую дурную репутацию.

Re: Барбухаи
Евгений Лысый  15.08.2011 01:18

Цитата (Евгений Лысый)
Цитата (Unicum)
Это такие автобусы, которые выпущены в лучшем случае на авторемонтном заводе.

Мне кажется, это слишком расширительное толкование. Автобусы, выпущенные на АРЗ, бывали вполне приличные - не хуже, а может и лучше, чем КАыЗы и ПАЗы.

Я не очень ясно выразился. Я хотел сказать: машины менее известных производителей не обязательно хуже всем известных. Здесь, а также в Дискуссионном клубе ("Кросс-пост на дискуссионный форум".
kondrashow, 18.04.2011) люди неодобрительно отзываются про "Кубань" и "Таджикистан". Но в своё время были ругательные отзывы и про ЕрАЗы, и про КАЗы. Госстандарт имел много претензий к качеству ЛиАЗов-677 (самое удивительное, радиус поворота был раза в два, чуть не в три больше проектного). Ну а внутренняя отделка ЛиАЗов-677 и на вид была похабная. (А ведь когда я впервые прокатился в 677-м, в 1972 году, я тогда был в 3-м классе, он меня поразил - он казался каким-то фантастическим, не верилось, что он работает на бензине!...)

Короче, дело не в том, что одна машина сделана на "автомобилестроительном" заводе, а другая на ремонтном. Тут вспоминается случай: в тепловозах не скажу какого типа ломались какие-то вентиляторы. А такие же вентиляторы производства Полтавского тепловозоремонтного завода - не ломались. Тепловозостроители спросили полтавских ремонтников: как вам это удаётся? А мы, ответили, просто соблюдаем полученую от вас технологию.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]