Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
04.09.2009 19:57
Побывал в Мурманске 9-12 июля 2009 г., и ситуация с тамошними троллейбусами меня очень обрадовала. Во-первых, интервалы движения составляют 3-7 минут на всех маршрутах - такой регулярности движения я ни в одном городе не видел. Во-вторых, троллейбусы работают без простоев, за редкими исключениями, когда машина может застрять на время до 40 минут. Больших простоев, более часа, в течение многих лет не наболюдается. В третьих, система оснащена GPS-навигацией, что позволяет проследить за машиной в любой точке маршрута. Я был поистинне удивлён, ибо такого порядка я не видел ни в одном городе, даже в крупных мегаполисах Москве и Петербурге.
-----------------------------------------------------------------------МАРШРУТЫ----------------------------------------------------------------------- Маршрутов в городе работает 4, а зимой 5. Их номера 2,3,4,6 и 10. 2. Ул. Лобова - Автоколонна 1118. Зимний маршрут, работает с 1 сентября по 30 апреля. Подробная схема маршрута с остановками и временем в пути: http://www.murmansk-trolleybus.ru/routes/2 3. Ул. Гаджиева - ул. Радищева. http://www.murmansk-trolleybus.ru/routes/3 4. Ул. Лобова - ул. Щербакова http://www.murmansk-trolleybus.ru/routes/4 6. Ул. Карла Либкнехта - ул. Героев Рыбачьего http://www.murmansk-trolleybus.ru/routes/5 10. Ул. Карла Маркса - ул. Героев Рыбачьего http://www.murmansk-trolleybus.ru/routes/6 Общая схема троллейбусных маршрутов: http://transphoto.ru/photo/172221/ Маршруты 6 и 10 обслуживаются депо №1, а 2,3 и 4 - депо №2. Самый редкоходящий из них - 10, обслуживается 12-ю машинами с интервалом 6-7 минут. На 6-й маршрут выходит 33 машины - это самый частоходящий маршрут с интервалом в 3 минуты. На маршруты 2-го депо выходит немного меньше машин, но всё равно их интервалы движения не более 5 минут. Ещё одно интересное явление, которого я не видел в других городах - это автобусные маршруты 3т и 4т. Они существуют как бы в дополнение к одноимённым троллейбусным маршрутам и подвозят к ним людей из прилегающих районов, где нет троллейбусных линий. Маршрут 3т. Подвозит людей к троллейбусному маршруту №3 со стороны конечной "Радищева", а также к 4,6 и 10 маршрутам, следующих по Кольскому проспекту. Путь следования: ул. Фролова - Областная больница - пр. Ленина - ул. Марата - пр. Кирова - ул. Павлова - ул. Фролова. Обслуживается 2 автобусами. Маршрут 4т. Подвозит людей к троллейбусному маршруту №4 к к/ст "ул. Лобова" и №3 к к/ст "ул. Гаджиева". Путь следования: пл. Нахимова - ул. Сафонова - ул. Ушакова - ул. Лобова - пр. Героев-Североморцев - ул. Невского - ул. Лобова - пл. Нахимова. Обслуживается 1 автобусом. Обслуживаются микроавтобусами County Intercooler, грубо говоря обыкновенными маршрутками типа Богдан А092. На конечных остановках висит подробное расписание движения этих автобусов, но в среднем интервал составляет 15-30 мин. Кроме того, билет, приобретённый в этом автобусе, даёт право на единоразовый проезд в троллейбусе любого маршрута в течение дня. Водитель с помощью кассового аппарата выдаёт билет, который затем меняется на специальный билетик у кондуктора в троллейбусе. Проездные и льготы действительны. Стоимость проезда 12 рублей. ------------------------------------------------------------------ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ-------------------------------------------------------------------- ПС представлен троллейбусами ЗиУ-9 разных модификаций и их клонами, а также ВЗТМ-5290, ВМЗ-463 и ТролЗа-5265 "Мегаполис". Полный список всех моделей и модификаций здесь: http://transphoto.ru/show.php?t=2&cid=24 В городе работает 2 депо, в которых базируется 128 пассажирских троллейбусов, из них 55 - в депо №1 и 73 - в депо №2. Все машины рабочие и готовы в любой момент выйти на маршрут. Трупов нет. Ежедневный выпуск - 102 машины, из них 45 выпускает депо №1, а остальные 57 - депо №2. Резерв машин небольшой - до 3 ед. в каждом депо плюс по 2-3 машины находятся в троллейбусно-ремонтных мастерских. -----------------------------------------------------------------------ЛИНИИ-------------------------------------------------------------------------- Общая протяжённость линий составляет 75 км. Троллейбусная сеть в целом представляет собой ось, вытянутую с севера на юг на 17,5 км и раздваивающуюся посередине на 2 основных потока (маршруты 4+6). По бокам примыкают 3 небольших ответвления - маршруты 3,6 и 10. Плюс небольшой цикл (односторонняя линия) на ул. Щербакова (маршрут 4). Также имеются служебные линии - это подъездные линии к депо №2 и несколько разворотов в середине сети, соединяющих эти 2 параллельно идущих потока. Двусторонняя подъездная линия ко 2-му депо ответвляется от пр. Героев-Североморцев и идёт через Хлобыстова - Свердлова в депо. Также из депо выходит односторонняя линия по улице Ивченко (построена в 2007 г.), которая дает возможность троллейбусам выехать непосредственно на к/ст "Ул. Лобова". Служебных разворотов всего 3: 1. Ул. Кирова - ул. Марата - пр. Ленина. Разворот без стрелок, односторонний, позволяет развернуться троллейбусу только в одном направлении - с севера на юг. 2. Ул. Шмидта - ул. Книповича - пр. Ленина. Полноценный двусторонний разворот со стрелками, позволяющий выехать с ул. Шмидта на пр. Ленина в любом направлении. Разворот с пр. Ленина на ул. Шмидта невозможен, зато возможно переехать в указанном направлении, если троллейбус движется на север. Возможен и переезд во встречном направлении, когда троллейбус движется на юг. На Ленина/Книповича также находится тройное пересечение. 3. Ул. Коминтерна - ул. Воровского - пр. Ленина. Односторонний разворот со стрелками, начинающийся от ж/д вокзала через пл. 5 углов на пр. Ленина. Позволяет развернуться в указанном направлении с юга на север. Также возможен переезд с Коминтерна на Ленина с юга на юг. -------------------------------------------------------------------------ИСТОРИЯ---------------------------------------------------------------------- Троллейбусное движение началось 11 февраля 1962 г. Тогда было построено первое троллейбусное депо на 25 машин и одна тяговая подстанция. Открывали движение троллейбусы ЗиУ-5. 24 декабря 1967 г. открыто движение в северную часть города (маршрут 2). Этот маршрут связал центральную часть города с северной его частью. С 1972 г. в городе начинают работать машины ЗиУ-9. В 1975 г. линия продлевается до автоколонны 1118 по Кольскому проспекту. 12 декабря 1975 г. открывается троллейбусное депо №2 вместимостью 100 машин. В 1977 г. троллейбусы идут уже до ул. Щербакова (маршрут 4), а в 1978 линия продлевается на юг до ул. Героев Рыбачьего (маршрут 6). В 1979 г. открывается линия на ул. Радищева (маршрут 3). В 1987 г. открыта линия по ул. Полярные Зори (10-й маршрут), а в 1988 г. открывается линия в 310-й микрорайон до конца ул. Героев Рыбачьего, и туда идут маршруты 6 и 10. На этом маршрутная сеть завершила своё формирование, и в таком виде она существует и поныне. В 2007 г. была построена маленькая служебная веточка, связавшая 2-е депо с ул. Лобова через ул. Ивченко. Информация о мурманском троллейбусе на официальном сайте http://www.murmansk-trolleybus.ru, фотографии на СТТС - http://transphoto.ru/city/24/ Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.09.09 20:00 пользователем Юрий Анисимов. Re: Мурманский троллейбус
Aztec
05.09.2009 01:02
Вы пишите, что всего 128 троллейбусов, но на линии выходит 102. Небольшой резерв по 3 машины в каждом депо, плюс в ремонте 2-3. Итого получается 102+3+3+3=111, а всего 128 и нет трупов. А что тогда с оставшимися 17 машинами? Re: Мурманский троллейбус
АК(Александр)
05.09.2009 01:21
Побывал я во многих троллейбусных городах, и пришел к выводу, что в Мурманске лучшая троллейбусная сеть России. Особенно контраст чуствуется с соседним Петрозаводском.
Юрий Анисимов писал(а): ------------------------------------------------------- > Побывал в Мурманске 9-12 июля 2009 г., и ситуация > с тамошними троллейбусами меня очень обрадовала. Я тоже побывал в Мурманске в июле, с 8 по 10 число. > Ещё одно интересное явление, которого я не видел в > других городах - это автобусные маршруты 3т и 4т. > Они существуют как бы в дополнение к одноимённым > троллейбусным маршрутам и подвозят к ним людей из > прилегающих районов, где нет троллейбусных линий. Точнее, где линии не постротили. 4т ходит вместо троллейбуса, который должны были пустить по Лобова на Север, но из-за ж/д переезда так этого и не сделали, и в ближайшее время не сделают. Хотя планы по строительству новых линий обширные. > На этом маршрутная сеть > завершила своё формирование, и в таком виде она > существует и поныне. А в этом Вы не правы. Отменен 1 и 5 маршруты. 2 маршрут сделали сезонным. В разделе "История" вы совсем забыли про 5 маршрут, а ведь такой был. И еще можно добавить, что 10 получил свой номер благодаря одноименному автобусу, маршрутов 7, 8, 9 не было. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.09.09 01:24 пользователем АК(Александр). Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
05.09.2009 10:41
Aztec писал(а):
------------------------------------------------------- А что тогда с оставшимися 17 машинами? Стоят в депо. Тоже как бы резерв. О небольшом разерве в 2-3 машины говорил мне начальник депо, я полагаю, это те - которые сию секунду могут выйти на линию. А оставшиеся... может и не называются резервом, т.к. не готовы к выходу. Либо начальник просто умалил цифру резерва. Когда я был в депо, в боксе стояли 3 машины, а на территории их там было с десяток. АК(Александр) писал(а): ------------------------------------------------------- > Точнее, где линии не построили. 4т ходит вместо > троллейбуса, который должны были пустить по Лобова > на Север, но из-за ж/д переезда так этого и не > сделали, и в ближайшее время не сделают. Хотя > планы по строительству новых линий обширные. Троллейбус, как и 4т, должен был ходить к пл. Нахимова? А вот как можно построить троллейбус по маршруту 3т, я слабо представляю, ибо там вначале крутой подъём идёт с брусчаткой да и улочки узкие... > > На этом маршрутная сеть > > завершила своё формирование, > > А в этом Вы не правы. Отменен 1 и 5 маршруты. 2 > маршрут сделали сезонным. Прошу прощения, не маршрутная сеть, а сеть линий. А маршруты - да, менялись, и мне было бы интересно узнать, когда и как. Re: Мурманский троллейбус
АК(Александр)
06.09.2009 12:59
Юрий Анисимов писал(а):
------------------------------------------------------- > Троллейбус, как и 4т, должен был ходить к пл. > Нахимова? Да, именно так. Почитайте здесь, я написал в коментариях по поводу продления троллейбуса на север: http://transphoto.ru/photo/203560/ > Прошу прощения, не маршрутная сеть, а сеть линий. > А маршруты - да, менялись, и мне было бы интересно > узнать, когда и как. Про 5 маршрут написано здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D1%83%D1%81#.D0.9C.D0.B0.D1.80.D1.88.D1.80.D1.83.D1.82.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B5.D1.82.D1.8C Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
06.09.2009 14:52
"5. ул. Героев Рыбачьего — ул. Копытова — пр. Кольский — пр. Кирова — ул. Шмидта — ул. Ленинградская"
Как он разворачивался на Ленинградской? Там же разворотного кольца нет? 5 маршрут, кольцо Ленинградская
АК(Александр)
06.09.2009 15:30
Как это нет? Оно прекрасно существует до сих пор, причем развернуться можно собеих сторон. На въезде висит тройная крестовина.
Вот смотрите, это въезд на кольцо, причем движение по кольцу двухстороннее: Я подробно отснял кольцо, если хотите, могу выложить:) Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
06.09.2009 20:23
Да, если несложно.
И по каким улицам проходит это кольцо? Редактировано 1 раз(а). Последний раз 06.09.09 20:49 пользователем Юрий Анисимов. Re: Мурманский троллейбус
АК(Александр)
07.09.2009 16:11
Итак, выкладываю обещанные фотографии.
Юрий Анисимов писал(а): ------------------------------------------------------- > И по каким улицам проходит это кольцо? См. схемку. И так, вот снимки, которые соответствуют номерам на схемке: Фото 1 http://transphoto.ru/photo/222489/ Фото 2 Фото 3 Фото 4 http://transphoto.ru/photo/222488/ Фото 5 http://transphoto.ru/photo/206233/ Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
07.09.2009 19:33
Спасибо. Теперь разобрался. Выходит, что 5-ка чуть не доезжала до вокзала.
P.S. Странно, как я этого кольца не заметил. Вроде ходил и тщательно зарисовывал линии. Re: Мурманский троллейбус
petrotrain
08.09.2009 02:19
АК(Александр) писал(а):
------------------------------------------------------- > А в этом Вы не правы. Отменен 1 и 5 маршруты. 2 > маршрут сделали сезонным. > > В разделе "История" вы совсем забыли про 5 > маршрут, а ведь такой был. И еще можно добавить, > что 10 получил свой номер благодаря одноименному > автобусу, маршрутов 7, 8, 9 не было. Маршрут №2 был отменен еще в застойный годы в связи с пуском 4-ки. 1-ца была закрыта в 90-е. 2-ка восстановлена только в 2006-м. Причем является не сезонной, а пиковой. 5-ку прикрыли ЕМНИП году в 1992-1994-м Двойка летом не работает, следовательно сезонная, при этом еще и пиковая. (-)
АК(Александр)
08.09.2009 02:35
0 Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
25.07.2011 22:54
С 1 июля весь подвижной состав троллейбуса в Мурманске оборудован Wi-Fi, что является принципиальной новинкой не только в России, но и на всём СНГ-пространстве. Также машины оборудованы телевизорами, показывающими мультики. Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
26.07.2011 00:24
По результатам вчерашних наблюдений (воскресенье), выход на маршруты в выходной день составляет 62-67 машин. Интервалы движения на трёх маршрутах 4-5 минут, на 10-ке - 12 минут.
маршрут №3 15-16 ед., оборот 65 минут; маршрут №4 19-22 ед., оборот 95 минут; маршрут №6 22-23 ед., оборот 88 минут; маршрут №10 6 ед., оборот 73 минуты. Также на глаза попадался единственный в тот день микроавтобус на маршруте 3т - интервал движения составил 24 минуты. Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
30.07.2011 01:32
23 июля город получил новый троллейбус модели ВМЗ-52981. Машина получила парковый номер 141 и вчера вышла на обкатку. Работники депо привыкают к новой машине - говорят, есть отличия от предыдущих. Re: Мурманский троллейбус
Юрий Анисимов
30.11.2011 16:50
Некоторые утверждают, что не было маршрутов №№ 7, 8, 9. Но историческая фотография подтверждает, что маршрут №7 был! Кто может что-либо сказать о нём? Когда открыт/закрыт, откуда и куда? Re: Мурманский троллейбус
Д. Денисов
15.01.2012 18:27
Первая часть статьи про мурманский троллейбус вышла в журнале"Пантограф" 2-2012. Автор Юрий Анисимов.
Анонс: http://pantograf.tramvaj.ru/2012.php#2-2012 Был в Мурманске в 1991 году
Magdol Z. Malex
09.02.2012 11:37
Тогда были маршруты 1, 3, 4, 5 (официально сезонный, но перед самым отъездом на Кольском попался на глаза), 6, 10. Насколько я помню до героев Рыбачьего ходили только 5 и 10, а 6 оборачивался у Кафе "Фантазия".
Ещё видел интересный факт - в какой-то день на 1 или 2 (точно не помню) дня закрывали на ремонт дорогу у автопарка. Тогда: 1, 10 - ходили до Радищева вместо южной части города 6 - ходил от Фантазии(?) до Морской. Притом стрелок на разворот не было, водители сами переставляли штанги. 4 - был разделён на 2 маршрута. Южный 4 ходил от Щербакова до Морской, северный - от Радищева по трассе 3 до Книповича, по Книповича и далее своей трассой до Лобова 3 понятное дело без изменений Редактировано 1 раз(а). Последний раз 09.02.12 11:38 пользователем Magdol Z. Malex. статья в "Пантографе"
Д. Денисов
04.03.2012 09:15
Вторая часть статьи про мурманский троллейбус вышла в журнале"Пантограф" 3-2012. Автор Юрий Анисимов.
анонс: http://pantograf.tramvaj.ru/2012.php#3-2012 Таким образом полностью материал опубликован в №№ 2 и 3 за 2012 год. Можно оформить подписку на полгода (1, 2, 3 - 12) или взять отдельно эти два номера. Статья подробная. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.03.12 09:15 пользователем Д. Денисов.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]