ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Катастрофы с троллейбусами
graycat  02.09.2007 08:10

В мире вряд ли известны случаи такой массовой гибели пассажиров при перевозках в троллейбусе, как в катастрофе, произошедшей 16 сентября 1976 года в Ереване.
На Ереванском водохранилище жизнь текла своим чередом. Одинокие спортсмены на пробежке, и одинокие лодочки на воде. Деревья пожелтели, а птицы улетели, или собирались. По дамбе шли одинокие машины и маршрутные троллейбусы с автобусами. Вдруг троллейбус 15-го маршрута вместе с пассажирами пробил решётку ограждения и упал в воду. В 25 метрах от моста он почти мгновенно, вместе со всеми 92-мя пассажирами, затонул. Глубина там 10 метров. …92 человека.
...Тут отвлечёмся. Во всей Армении был всего один человек, который мог хоть что-то сделать в этом случае. И в этом заключается поразительное стечение обстоятельств: всего в нескольких метрах от трагедии, совершенно случайно, находился семикратный чемпион СССР, 15-кратный обладатель Кубка СССР, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, лучший подводный пловец планеты Шаварш Карапетян. Дальше все обстоятельства и случайности будут работать "против", но вот этой одной, что единственный человек, который мог хоть что-то в этом случае сделать, оказался в нескольких метрах от трагедии, было достаточно. Шаварш Карапетян, как раз заканчивал тренировку на мосту Ереванского водохранилища, он уже почти пробежал свои ежедневные 20 км с 20-тикилограммовым рюкзаком за спиной, когда на его глазах под воду ушёл троллейбус с пассажирами. Не раздумывая, он бросился в воду спасать людей, которые находились в троллейбусе. Шаварш Карапетян нырял вниз и поднимался со спасённым человеком. Потом опять вниз и вверх с очередным спасённым. И так дальше на автомате. Каждый новый спуск давался всё тяжелее и тяжелее. Но 20 человек он всё же поднял с глубины 10 метров. Один раз, во время одного из последних спусков он поднял со дна сиденье из троллейбуса, перепутав его с человеком - настолько уже перестали работать мозги. Позднее Шаварш себе это сиденье не простит, ведь вместо сиденья он мог спасти ещё одну человеческую жизнь! Но он продолжал и продолжал нырять. 20 спасённых человеческих жизней. В это время подвезли кислородные баллоны и подошёл кран. Кислородные баллоны оказались без нагубников и в них не было ни грамма кислорода. Тогда Шаварш Карапетян сделал последний свой нырок - он застропил крюки крана за троллейбус и только после этого пошёл к скорой. Спасение людей дорого обошлось Карапетяну - он получил общее заражение крови и двухстороннее воспаление лёгких.

Это было в 1976 году. 4 года про эту историю никто не знал. Сам Карапетян её никому не рассказывал. Он считал, что ничего выдающегося не сделал, он мог спасти и он спас - действительно, что в этом необычного? И он не рассказывал. Его не спрашивали, и он молчал. Поразительная скромность. До 1980 года, когда в "Литературке" вышла эта статья дотошного журналиста. о
После этого случая на Ереванском водохранилище, в больнице врачи запретили ему тренироваться. Но он не послушал их. Он начал тренировки и сразу же понял, что организм, раньше помогавший ему во всём, теперь ему только мешает. Ноги и руки не слушались, а легкие просили воздуха. Он с грустью вспоминал, как раньше всё его тело было на редкость послушным, не то, что теперь. Но, несмотря на это он завоёвывает ещё одно – теперь уже последнее – чемпионство. На одной воле – больше помощников у него уже не было.
Было много писаем. Два письма дошли даже до Брежнева. Но Героя СССР ему не дали. Замалчивали эту историю 4, почти 5, лет. Поспешно дали «Знак почёта» - следующую награду по закону он мог теперь получить только через 5 лет. За 20 человеческих жизней – «Знак почёта» одну из самых низших наград СССР.
Еще одна статья и фото из уголовного дела здесь: http://pressa.irk.ru/kopeika/2006/39/010008.html

К теме о Ереванском водохранилище.
Костя  02.09.2007 19:41

graycat писал(а):
> В мире вряд ли известны случаи такой массовой
> гибели пассажиров при перевозках в троллейбусе,
> как в катастрофе, произошедшей 16 сентября 1976
> года в Ереване.

Однако, про этот случай я читал очерк в одной книге, но там про гибель ни чего не написали, впрочем я сейчас уже не могу поручиться, но не удивлюсь, что факт гибели замолчали, так как книга была выпущена еще в эпоху СССР.

Теракты в троллейбусах летом 1996-го в Москве забыли. (-) (-)
Дмитрий 89  02.09.2007 20:26

0

Re: Катастрофы с троллейбусами
royal  03.09.2007 10:39

В 1974 году в Ленинграде при строительстве метро произошел провал грунта, куда провалился троллейбус. Был даже снят фильм - "Прорыв". Подробности здесь:

http://forum.tr.ru/read.php?9,340631,340631#msg-340631

А еще по Ленинграду нашлась вот какая информация:

Летом 1937 года троллейбусы в Ленинграде ходили круглосуточно. В этом же году на маршруте № 2 произошла самая страшная катастрофа в истории ленинградского троллейбуса в мирное время – упала в реку Фонтанка машина ЛК-5, погибло 13 пассажиров. В результате разбившийся троллейбус списали сразу же, остальные машины ЛК в Ленинграде были досрочно списаны в начале 1938 года. В конце 1937 года в городе было шестьдесят один троллейбус ЯТБ, шесть троллейбусов ЛК-5 и один троллейбус ЛК-3.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]