Чебоксары - Новочебоксарск
Алексей Колин
05.05.2007 20:57
Прежде чем начать повествование, хочу заранее извиниться перед жителями чувашской земли за возможные искажения фактов, ибо я обрисую город таким, каким увидел его я.
В путеводителе по столице Чувашии написано, что в 2002 году город был признан самым благоустроенным в России, а в 2003 году – культурной столицей Поволжья. Что ни говори, а город, действительно, на самом деле очень красивый. Он вытянулся на добрых 7 километров вдоль обрывистого высокого правого берега Чебоксарского водохранилища р. Волга и на столько же к югу. Население в столице Чувашии около 460 тыс. жит. Однако планировка кварталов похожа на букву «Т», в связи с чем в городе есть ярко выраженные интенсивные потоки, направленные с запада на восток и с севера на юг. Историческая часть города, расположена в середине этой буквы «Т» на берегу Волги и визитной карточкой города, пожалуй является огромный монумент Материи Чувашии в заливе, по размерам похожий на монумент матери в Волгограде. До монумента матери через залив можно пройти по пешеходному мосту от Красной площади, изящной площади на берегу залива, где расположен Чувашский драматический театр, где кольцуются троллейбусы. Пожалуй, это самая красивая и самая культурная конечная троллейбусов, которую я когда-либо видел. От неё через мост ведут дорожки к берегу матушки – реки Волги, где можно насладиться и прекрасными пейзажами, открывающимися на противоположный берег водохранилища, и тихой умиротворённой архитектурой русского зодчества предыдущих веков. Но вернёмся к началу. Поезд подходил к ст. Чебоксары, и из окна вагона уже открывался вид на просп. Ленина и Привокзальную ул. Честно говоря этот вид меня не на шутку смутил огромным количеством жёлтеньких, вонюченьких, прыгающих самых обычных газелек, ласково обзываемых в народе «маршруток». Тут я подумал, что чувашского троллейбусного чуда я не увижу, и приготовился к самому худшему: к тому, что было рассказано про Абакан, Воронеж, Владивосток и прочие города с разгромленным электротранспортом. Жару в огонь подбавил один полупустой троллик, протискивающий себе дорогу среди целого улья жужащих жёлтых как пчёлы маршруток. «Хана троллейбусу в этом городе» - подумал я и с грустными мыслями о судьбе электротранспорта вышел на привокзальную площадь. К счастью, в действительности всё оказалось совсем не так. Троллейбус в Чебоксарах функционирует, не только хорошо, но и припеваюче, можно сказать, образцово, назло всем его врагам. С другой стороны, Чебоксары – первый увиденный мною город, в котором принцип «От добра добра не ищут» не работает. Я привык к тому, что либо в городе огромное количество маршруток и муниципальный транспорт работает с определённо высокой степенью хреновости (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток, Саратов и т.д.), либо строго наоборот – великолепно работает муниципальный транспорт и в городе сравнительно мало маршруток или они отсутствуют вовсе (Ижевск, Хабаровск, Самара, Магнитогорск). В чём состоит феномен Чебоксар я разгадать так и не смог, но в эту схему он явно не вписывается. В городе огромное количество маршруток. Они словно пчёлы вокруг улья облепляют всё и вся, подъезжают к остановке сразу по 5-6 штук подряд, подрезают и обгоняют, бибикают друг другу, борятся за каждого пассажира, порой создают заторы. При любом взоре на центральных улицах в зону видимости всегда попадают маршрутки, и, скорее всего не одна. Но! В городе также и огромное количество троллейбусов. И при случайном взоре они тоже всегда находятся в зоне видимости. И к остановке запросто подъезжает сразу по три троллика подряд, при том, что сзади ещё видна непрерывная их вереница. В выходной день, скорее труднее застать других участников движения – легковые и грузовые автомашины, зато троллейбусов и маршруток всегда много. Такое впечатление, что они живут в параллельных мирах, и друг для друга не существуют. Самое интенсивное движение на просп. Ленина, где проходит 12 маршрутов (отрезок между вокзалом и ул. Гагарина). Здесь работает «троллейбусный конвейер». Всего в городе 19 троллейбусных маршрутов (максимальный номер 21), все маршруты живые и частоходящие. Интервалы как правило, по 2-5 минут, долго троллейбус никогда не приходится ждать (кроме вечера), ездят они очень быстро, качество покрытия дорог вполне это обеспечивает, эстетическое и техническое состояние машин самое наилучшее. Большинство машин имеют свою традиционную бело-красную раскраску. Исключение составляют, как правило, новые машины, закупленные недавно. Весь этот парк обслуживается тремя троллейбусными депо. Стоимость проезда 6,5 руб. Казалось бы, по всем мыслимым и немыслимым законам физики, а также согласно законам других естественных и неестественных наук маршрутки должны бы сойти на нет, либо занять свою минимальную нишу и редко появляться на глаза. Можно, конечно, частично объяснить сей феномен большими расстояниями, на которых троллейбус, останавливающийся на всех остановках, проигрывает бобику, летящему в экспрессном режиме, но я бы не осмелился заявить, что причина ибо в этом. Ибо в Чебоксарах троллейбусная маршрутная сеть весьма удобна и в большинстве случаев проехать из одного конца города в другой можно с использованием только одного троллейбуса (это Вам не Нижний Новогород, Новосибирск или С-Петербург, где маршрутка берёт своей дальнобойностью и беспересадочностью). Между тем, и сами троллейбусы, пустыми, безусловно, не ездят. Сколько бы там не было маршруток, но в виду их микроскопичной мизерности, именно на троллейбус ложится основная нагрузка по перевозке пассажиров по городу. Случись в городе (не дай бог!) отключение электроэнергии и «эффект» в масштабах будет аналогичен полной остановке всех линий метрополитена в Москве. Кстати, автобусов в городе необычайно мало (те что попадались – ЛиАзы -5256), может быть их малочисленностью и частично объясняется размножение бобиков. Улицы в городе, чистые, опрятные, следы разрухи середины 1990-х годов успешно маскируются и ликвидируются. То же относится и к новым кварталам. В городе идёт интенсивное жилищное строительство в особенном изящном архитектурном стиле. Основной транспорт на окраинах, как и в центре – троллейбус. Конечно, в городе с таким населением, с такой вытянутостью на восток и юг, с такими концентрированными потоками просится скоростной трамвай. Но появиться ему было здесь не суждено. Видимо, в качестве компенсации, в городе появилась линия ….. скоростного троллейбуса. Нет, нет, конечно, такого термина не существует, но именно так хочется назвать линию, открытую недавно на Президентском бульваре. Замахнусь ещё больше и заявлю, что это самая красивая троллейбусная линия из всех, которые я когда либо видел. Но обо всё по порядку. Президентский бульвар – очевидно новая городская широкая магистраль. Он проходит с юга на север от парка «Лакреевский лес» до ул. Композиторов Воробьёвых параллельно самой главной магистрали города – просп. Ленина, соединяющей вокзал с упомянутой выше Красной площадью. Не нужны быть стратегом, чтобы понимать, что просп. Ленина транспортом явно бывает перегружен. Таким образом, Президентский бульвар проходящий с краюшку вдоль залива является не чем иным, как дублёром самой главной улицы в городе (хотя, конечно, может теперь и он является более главным?). Президентский бульвар – улица колоссальных контрастов. Она проходит фактически вдоль обрыва ущелья. Причём вдоль самого бульвара расположены здания из стекла и бетона, претендующие на самый высокий статус республиканского значения (бизнес- центры, выставочный центр, гостиницы и т.п.). А на другой стороне ущелья понатыканы обычные деревянные домики деревенского типа с пасущимися возле них грациозными козами, амбициозными гусями и весёлыми поросями. Троллейбус 21-го маршрута парит по Президентскому бульвару очень быстро, спускаясь как будто бы в то самое ущелье, то вздымаясь ввысь к самому Монументу Матери, оставляя за собой внизу рельефные изломы проходящей в нижнем уровне улицы Гагарина, по которой, кстати, тоже идут троллейбусы. 21 маршрут можно вполне делать экскурсионным, ибо из окна троллейбуса видна весьма обширная часть города. Всего лишь в нескольких километрах от самой восточной конечной (ОАО «Промтрактор») начинается троллейбусная сеть Новочебоксарска. Вторым неизведанным для меня феноменом остался факт разъединённости чебоксарской и новочебоксарской троллейбусных сетей. Ведь 101-ый автобусный маршрут (официально Чебоксары – Новочебоксарск), начинающийся у Агрегатного завода в Чебоксарах и заканчивающийся примерно около ГЭС в Новочебоксарске, почти на 3 /4 протяжённости покрывается трассами частоходящих маршрутов троллейбусов – сначала Чебоксар, потом – Новочебоксарска. При этом пассажиропоток между столицей и республики и её спутником весьма высокий, что характеризуется непрерывным потоком маршруток. Между тем, время поездки на автобусе от восточной точки троллейбусной системы Чебоксар до западной точки троллейбусной системы Новочебоксарска составило 7 минут. Город Новочебоксарск вытянут вдоль Волги почти на такое же расстояние, как и сами Чебоксары, и образован, очевидно, двумя градообразующими предприятиями – ГЭС и химкомбинатом. В России троллейбусы с номерами маршрутов, превышающих цифру «50» можно увидеть только в двух городах. Ну первый это, понятно, Москва. А вот второй – Новочебоксарск. Видимо, чтобы не создавать путаницу с номерами маршрутов в соседнем городе, в Новочебоксарске маршруты троллейбусов пронумеровали начиная с 51 номера: № 51 Ж-д станция – Иваново; № 52 Иваново – Химпром; № 53 Ж-д станция – Школа № 19; № 54 Иваново – ул. В. Интернационалистов; № 54К Иваново – Юраково № 55 Ж-д станция - ул. В. Интернационалистов; № 55К Ж-д станция – Юраково; № 56 Иваново – Школа № 19 Итого 8 маршрутов. Троллейбус в Новочебоксарске также произвёл исключительно хорошее впечатление. Причём здесь это впечатление было усилено ещё и относительно редким появлением маршруток. Внутренних маршруток по городу совсем не много и троллейбус чувствует себя королём. Сеть представляет из себя две пересекающиеся в центре линии. При этом линии не перпендикулярны, а обе вытянуты вдоль Волги. Троллейбусы ходят часто и быстро. Особенно впечатлил не шуточно широкий проспект (назначение трёх полос в каждую сторону на городском, вовсе не транзитном, для города проспекте явилось очередной неразгаданной загадкой), проходящий вдоль Волги и через Рощу. На этом вполне пустынном широком проспекте троллейбус смотрится вполне себе важным и скоростным транспортом. Линия, идущая на Химпром, также проходит по широкому проспекту до Заводоуправления, после чего троллейбус внезапно сворачивает в узкий промзоновский проулок, где оказывается среди сразу двух рядов колючих проволок и злых собак (справа «Химпром», слева ТЭЦ). Кольцуется троллейбус около неприятно пахнущих труб на остановке с романтичным названием «Ж-д станция», но при этом самой ж-д станции в пределах горизонтальной видимости не наблюдается совсем не наблюдается. Троллейбус в очень хорошем состоянии, пользуется большим спросом, много новых Тролзовских машин. Проезд также 6,5 руб, интервалы 2-5 минут. Состояние подтроллейбусных проезжих частей и надтроллейбусных контактных сетей оценивается на «5». Благодарю за внимание всех, кто дочитал мой нудный рассказ до конца. Если я чего-то забыл – критикуйте – буду дописывать. Поскольку вставлять фотографии в текст я так и не научился, фотографии готов высылать заинтересованным лицам особым порядком. Чебоксарско – Новочебоксарской система, по моему, по всем показателям (скорости, интервалы, состояние подвижного состава, состояние дорог и контактной сети) заслуживает «5». По всем, кроме одного, принятого – «по маршруткам». За маршрутки - 2 Ещё раз спасибо за внимание! Я так понял из занимательного рассказа, что троллейбусные системы этих городов пора объединять! (-)
Cypok
05.05.2007 21:26
0 Re: Я так понял из занимательного рассказа, что троллейбусные системы этих городов пора объединять!
Ян
05.05.2007 21:28
Только из-за того, что у них "общий" список маршрутов? (по номерам...) Из-за того что эти системы расположены на небольшом расстоянии друг от друга (-)
Cypok
05.05.2007 21:30
0 Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Александр_П
05.05.2007 21:32
> В России троллейбусы с номерами маршрутов,
> превышающих цифру «50» можно увидеть только в двух > городах. Ну первый это, понятно, Москва. А вот > второй – Новочебоксарск. Троллейбусы с номерами маршрутов, превышающих цифру "50" можно увидеть как минимиум в четырех российских городах. Помимо Москвы и Новочебоксарска это Тольятти с троллейбусным маршрутом №57 и Брянск (№№70 и 95). Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Чока
05.05.2007 22:38
>Поскольку вставлять фотографии в текст я так и не научился, фотографии готов >высылать заинтересованным лицам особым порядком.
А можно мне выслать фотографии новочебоксарских троллейбусов на mihhh@inbox.ru ? Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Илья
05.05.2007 23:36
Где-то слышал версию - вроде даже на этом форуме, что объединению двух сетей мешает строящаяся развязка на обходе Чебоксар. Вроде когда ее достоят, обещали троллейбус пустить...Хотя сейчас уже говорят и о скоростном трамвае.
По поводу маршруток - Алексей, а не сложилось ли у вас впечатление, что то, что вы увидели в Чебоксарах некий промежуточный этап между теми вариантами, которые вы описали, когда маршруток УЖЕ много, но электротранспорт ПОКА ЕЩЕ работает более-менее на прежнем уровне? Или поводов для беспокойства нет? И не ставьте все-таки НН в "черный список". Все-таки в этом городе, в отличие от Саратова и Спб (по остальным не знаю) положение последнее время все-таки улучшилось - это и новый п/с для автобусов и троллейбусов и новые муниципальные маршруты. Re: Чебоксары - Новочебоксарск
railboy
06.05.2007 00:22
> И не ставьте все-таки НН в "черный список"
Ну несколько хорошо работающих маршрутов в центре города (вокруг кремля) формируют несколько радужную картину Нижегородского троллейбуса... Чебоксары-уникальная борт.нумерация.
Костя
06.05.2007 20:10
Может где и еще есть,но в любом случае это уникум.
Для примера-в 2005 году купили на город 12 машин и распределили между тремя парками,все номера в диапозоне 800-811,по паркам раскидали так - 1 парк- 801,805,807,810. 2 парк- 802,803,806,809. Южный - 800,804,808,811. Чтобы понять,где чья машина на нее наносится в кружочек обозначение парка: Депо-1 http://trollchuv.gortrans.ru/chebtroll/foto1/801a.JPG Депо-2 http://trollchuv.gortrans.ru/chebtroll/foto2/825.JPG Южное- http://trollchuv.gortrans.ru/chebtroll/foto3/804.JPG Хотя на мой взгляд такой способ нумерации не совсем удобен. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 06.05.07 21:53 пользователем Костя. Re: Чебоксары-уникальная борт.нумерация.
Олег Бодня
07.05.2007 06:00
Костя писал(а):
------------------------------------------------------- > Хотя на мой взгляд такой способ нумерации не > совсем удобен. Для троллфанов как раз очень удобен - если нет никаких "перескоков" на новые диапазоны, то можно понять, какой это по счёту троллейбус в городе :-) В некоторых городах есть похожая схема нумерации, только номер депо ставится в бортовой четвёртой (первой) цифрой. Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Laser09
07.05.2007 09:26
Алексей Колин писал(а):
------------------------------------------------------------------------- > либо строго наоборот – великолепно работает муниципальный транспорт и в > городе сравнительно мало маршруток или они отсутствуют вовсе (Ижевск, > Хабаровск, Самара, Магнитогорск). В Самаре маршруток до хрена и больше... Куда же без них... Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Алексей Колин
07.05.2007 12:31
Laser09 писал(а):
> В Самаре маршруток до хрена и больше... Куда же > без них... Я знаю, что в Самаре маршруток много, был в Самаре три раза. Но поверьте, всё познаётся в сравнении. Такого, чтобы маршрутки шли сплошным непрерывным потоком и у остановок скапливались по 5-7 штук в Самаре всё-таки нет. На Ваш ящик я вышлю фоторграфии, хорошо, иллюстрирующие ситуацию Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Алексей Колин
07.05.2007 12:42
Илья писал(а):
------------------------------------------------------- > Где-то слышал версию - вроде даже на этом > форуме, что объединению двух сетей мешает > строящаяся развязка на обходе Чебоксар. Вроде > когда ее достоят, обещали троллейбус > пустить... А разве её не достроили? Развязка там уже есть > По поводу маршруток - Алексей, а не сложилось > ли у вас впечатление, что то, что вы увидели > в Чебоксарах некий промежуточный этап между > теми вариантами, которые вы описали, когда > маршруток УЖЕ много, но электротранспорт ПОКА ЕЩЕ > работает более-менее на прежнем уровне? Или > поводов для беспокойства нет? Как мне показалось, троллейбусное хозяйство в Чебоксарах очень сильное, каких-либо признаков начинающегося кризиса не замечено. В городе недавно была построена новая линия, обновляется подвижной состав. В троллейбусах работают автоинформаторы на двух языках. Хотя ведь и сильное хозяйство при желании можно развалить. Пока могу сказать одно. Маршрутки в существующем виде не могут стать причиной смерти троллейбуса в связи с крайне низкой провозной способностью, ибо они представлены 12-местными ГАзелями. Скорее во Владимире ситуация для троллейбуса более губительная, ибо там "маршрутки" представлены автобусами БВ. Потому и есть маршрутки
array
07.05.2007 12:52
Оттого маршрутки и есть, что сети Чебоксар и Новочебоксарска разъединены.
Если их объединить, то число маршруток поубавится, а если ещё и сделать "зелёную волну" для троллейбусов по потреблению энергии из КС (аналогично автоматике на железнодорожных переездах), то троллейбус будет явно вне конкуренции. А при наличии пригородных дуобусов и полносвязной сети (от любой остановки до любой другой без пересадок) маршрутки вымрут. Re: Потому и есть маршрутки
Laser09
07.05.2007 13:48
array писал(а):
------------------------------------------------------- > А при наличии пригородных дуобусов и полносвязной > сети (от любой остановки до любой другой без > пересадок) маршрутки вымрут. Вряд ли вымрут окончательно, КС ведь не везде повесишь. Re: Чебоксары - Новочебоксарск
Pro-man
07.05.2007 20:56
Алексей Колин писал(а):
------------------------------------------------------- > Я знаю, что в Самаре маршруток много, был в Самаре > три раза. Но поверьте, всё познаётся в сравнении. Я бы сказал, что в Самаре из муниципального транспорта хорошо работает только трамвай и троллейбус. Автобус работает сносно. Работа автобусов очень сильно зависит от маршрута и обслуживающего парка. Например среди трансгородских маршрутов есть №47, на котором 26 машин ходят с интервалом в 5 минут, а есть №23, на котором в лучшем случае 5 машин с интервалом далеко за 20 минут. Но маршруток все равно очень много - по последним данным что-то около 4100 (официально зарегистрированных, с лицензиями). > Такого, чтобы маршрутки шли сплошным непрерывным > потоком и у остановок скапливались по 5-7 штук в > Самаре всё-таки нет. Есть-есть, поверьте. Но и по 5 троллейбусов одновременно на остановке тоже бывает :-)
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]