ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Герман  18.10.2005 19:44

До войны в СССР троллейбусные системы были построены то ли в шести, то ли в семи городах Советского Союза. Известно, что ярославский автомобильный завод успел разработать и развернуть серийное производство пяти модификаций троллейбусов - ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-3, ЯТБ-4 и ЯТБ-4А. Не дошёл до серии первый советский цельнометаллический ЯТБ-5. Кроме того на стадии проектирования находился ЯТБ-6. В связи с чем появились вопросы:
1. В каких городах эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А.
2. Что из себя представляли ЯТБ-5 и ЯТБ-6
Вопросы заданы не случайно. В 1939 году, когда ярославский завод перешёл на выпуск ЯТБ-4, движение на некоторых новых троллейбусных системах открывали почему то ЯТБ-2 ( например Харьков, май 1939 г. ). И что самое интересное, эти ЯТБ-2 были новые.
Что же касается перспективных ЯТБ-5 и ЯТБ-6, то по ним вообще тёмный лес. Никто ничего не знает. Не являлся ли послевоенный МТБ-82 их прямым преемником.

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Ocherednoy  18.10.2005 21:40

1.Москва, Питер, кажется Киев и Харьков.
2.ЯТБ-5 прибыл в Москву одновременно с немцами (осенью 1941) в единственном экземпляре, тогда не до троллейбусов было.
Насколько пишут, в МТБ-82 был реализован ряд разработок, пробовавшихся в последних ярославских машинах. Однако прямым преемником ЯТБ-5 МТБ-82 назвать сложно - по шасси да, а вот по кузову...
В Харьков к открытию успели поставить еще ЯТБ-2. После нее идет ЯТБ-4. Модель ЯТБ-3 стоит несколько особняком как опытная двухэтажная (идея, кажется, с английского EEC).

http://www.tr.ru/forum/read.php?f=3&i=63628&t=63628&v=f - предыдущее обсуждение сей темы на форуме

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Герман  18.10.2005 21:45

Вроде ЯТБ-4А дошёл только до Москвы...

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Вадим Зыкин  18.10.2005 22:15

В Одессе было 10 ЯТБ-4 и один ЯТБ-4А. ЯТБ-4 получены в 1941 г., вывезены в Румынию (Констанца) во время войны, в 1945 их вернули вместе с одним ЯТБ-4А и пустили в эксплуатацию 7.11.1945. Все списаны к 1959 г., один переделан в грузовой и работал до начала 70-х.

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Герман  19.10.2005 05:05

Если речь пошла о Румынии, можно ли считать Черновцы ( Украина ) старейшей в СССР троллейбусной системой ?

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Пилецкий Павел  19.10.2005 08:38

Герман писал(а):

> Если речь пошла о Румынии, можно ли считать Черновцы ( Украина
> ) старейшей в СССР троллейбусной системой ?

Конечно нет. В Черновцах троллейбус появился только в 1939, в СССР к томц времени было уже много троллейбусных городов.
Старейшей пассажирской системой СССР однозначно является Москва(1933). Она же одна из старейших непрерывно действующих троллейбусных систем в мире(я думаю во всём мире не более пяти более старых непрерывно действующих систем).
А старейшей опытной системой на территории СССР является троллейбус на фабрике Фрезе(современная улица Чехова, дом 10, гараж областной администрации) в Петербурге(1902 год).

А по ЯТБ-4 надо смотреть на историю эвакуации из Москвы в 1941. Из Москвы эвакуировали ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4. В троллейбусном атласе написано, что Куйбышев и Челябинск получили только ЯТБ-1 и ЯТБ-2. А Свердловск получил только ЯТБ-4. Может это и правда, но я лично не уверен что они так чёткко поделились по моделям.
Плюс к этому недостроенная до войны система в Коломне и не открытая в годы войны система в Красноярске.
В Киров из Ленинграда по свединиям троллейбусного атласа привезли ЯТБ-1. А вот в Кёнигсбкрг из Киева по сведениям троллейбсного атласа привезли именно ЯТБ-4.

Сообщение изменено (19-10-05 08:59)

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Сергей Ахметов  19.10.2005 10:52

ЯТБ-4А отличался от ЯТБ-4 наличием частично металлического каркаса кузова, у ЯТБ-4 каркас был цельнодеревянный. Опытный троллейбус ЯТБ-5 - это ЯТБ-4А с усовершенствованным шасси, проще говоря, это ЯТБ-4А с шасси от ЯТБ-6. ЯТБ-5 был выпущен в двух экземплярах для Москвы. ЯТБ-6 - то же самое, что и МТБ-82А. Десяток троллейбусов по довоенному проекту Тушинский завод асе-таки сделал, имеются их фотографии. В довоенное время, Москва, получая более совершенные модели троллейбусов, отдавала имеющиеся у нее менее совершенные троллейбусы другим городам. Так, например, с приходом в столицу троллейбусов ЯТБ-4, все имеющиеся троллейбусы ЛК были переданы Ленинграду, а с приходом ЯТБ-4А - настал черед ЯТБ-1 и ЯТБ-2.

В Донецке

Фоты из галереи Ааре Оландера

ЯТБ-4

ЯТБ-4а

Сообщение изменено (19-10-05 11:45)

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Женя  19.10.2005 22:26

Пилецкий Павел писал(а):

> В Черновцах троллейбус появился только в 1939, в
> СССР к томц времени было уже много троллейбусных городов.
> Старейшей пассажирской системой СССР однозначно является
> Москва(1933). Она же одна из старейших непрерывно действующих
> троллейбусных систем в мире(я думаю во всём мире не более пяти
> более старых непрерывно действующих систем).
Старейшей непрерывно действующей системой является Шанхайская - с 1914.
> А вот в Кёнигсбкрг из Киева по сведениям
> троллейбсного атласа привезли именно ЯТБ-4.
Вернер Шток (Werner Stock) в своей книге пишет, что в Кёнигсберге использовались киевские ЯТБ-2, равно как и в Данциге.

Re: В Донецке
Герман  20.10.2005 06:57

Да, я увидел внешние отличия. Спасибо. В принципе мне интересно узнать как распределялись модели троллейбусов до июня 1941 г. Т.е. до начала войны и остановки производства на ярославском заводе. По некоторым признакам ЯТБ-4 имелись во всех шести (семи) городах СССР с действующими троллейбусными системами. Более запутаным считаю вопрос с ЯТБ-2. Почёму снятый с призводства в 1938 г. троллейбус ЯТБ-2 открывал движение в 1939 году в г. Харькове ? Я не могу понять что это было. Не мог же Госплан СССР формировать заначку или по нынешнему "стабилизационный фонд" троллейбусов и поставлять их задним числом для открытия троллейбусного движения . И потом, где ещё успел наследить ЯТБ-2 ? Поставлялись ли ярославские троллейбусы в Черновцы, где по некоторым данным троллейбусное движение было открыто ещё до начала "освободительного" похода Красной Армии ? И что за подвижной состав там эксплуатировался ? Неужели нищая и отсталая в те годы Румыния серийно производила троллейбусы ? Тёмный лес...

Re: В Донецке
Сергей_П  20.10.2005 08:23

Герман писал(а):

> Поставлялись ли ярославские троллейбусы
> в Черновцы, где по некоторым данным троллейбусное движение
> было открыто ещё до начала "освободительного" похода Красной
> Армии ? И что за подвижной состав там эксплуатировался ?
> Неужели нищая и отсталая в те годы Румыния серийно производила
> троллейбусы ? Тёмный лес...

Движение в Черновцах открывали немецкие МAN'ы.

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Пилецкий Павел  20.10.2005 08:53

Женя писал(а):

> Пилецкий Павел писал(а):
>
> > В Черновцах троллейбус появился только в 1939, в
> > СССР к томц времени было уже много троллейбусных городов.
> > Старейшей пассажирской системой СССР однозначно является
> > Москва(1933). Она же одна из старейших непрерывно действующих
> > троллейбусных систем в мире(я думаю во всём мире не более
> пяти
> > более старых непрерывно действующих систем).
> Старейшей непрерывно действующей системой является Шанхайская -
> с 1914.

Шанхайская система является старейшей действующией. А вот насчёт того, что она непрерывно действовала с 1914 года, лично я сомневаюсь. В 30-40е годы в регионе произошло слишком много всего(японо-китайская война, японская окупация, приход союзников, гражданская война, бегство чанкайшистов). Шанхай как крупный приморский город в большинстве случаев был в центре событий. Сомневаюсь, что троллейбус всё это безболезненно пережил.
После Шанхая самой старой была кажется Филадельфия(1923), но там сейчас движение приостановлено.
А вот про московский троллейбус достоверно известно, что он беспрерывно работает с 1933. Так что он реально в числе рекордсменов.

Re: В Донецке
Сергей Ахметов  20.10.2005 11:42

Герман писал(а):
.
> Более запутаным считаю вопрос с ЯТБ-2. Почёму снятый с
> призводства в 1938 г. троллейбус ЯТБ-2 открывал движение в 1939
> году в г. Харькове ? Я не могу понять что это было. Не мог же
> Госплан СССР формировать заначку или по нынешнему
> "стабилизационный фонд" троллейбусов и поставлять их задним
> числом для открытия троллейбусного движения . И потом, где ещё
> успел наследить ЯТБ-2 ?

Уважаемый Герман, что же Вы столь невнимательны? О ЯТБ-2 я уже написал в своем ответе на Ваше сообщение. Москва, получая новые троллейбусы тотчас же избавлялась от старых, поскольку столица в довоенные годы должна была иметь образцовый вид - так тогда было принято. По этой причине, троллейбусное движение в Ленинграде открывали ЛК - от них Москва избавилась в первую очередь. Очень уж это были тяжелые в управлении машины с тугими рулем и тормозами. Затем, Москва избавилась и от ЯТБ-1 и ЯТБ-2, поскольку эти машины тоже были отнюдь не подарком. У ЯТБ-1 отсутствовала по конструкции перегородка кабины водителя, а также и у первой, и у второй модели в официальном списке недостатков значилось очень много "хорошего", например, цитирую: "обрушение пассажирских диванов под весом пассажиров". Так что московское троллейбусное хозяйство с радостью передавало ЯТБ-1 и ЯТБ-2 при получении новых троллейбусов в другие города, а оставшиеся переделывались в грузовые. В советское время, вообще было принято поставлять новый подвижной состав в главные города страны только под гарантии передачи их старого ПС в менее развитые города для открытия там движения или замены совсем уж древнего местного старья. Так что в Харьков ЯТБ-2 попали из Москвы.

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Олег Черников  20.10.2005 12:23

Довоенные поставки ЯТБ были в следующие города:
ЯТБ-1
Москва (с 06.36), Киев (с 06.36), Ростов на Дону (с 18.06.36), Ленинград (с 21.10.36)
ЯТБ-2
Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси( с37), Донецк
ЯТБ-4
Москва, Ленинград, Ростов на Дону, Харьков ( 05.05.39), Донецк, Одесса
ЯТБ-4А
Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса

Эвакуационные поставки
ЯТБ-1
Куйбышев(11.42), Киров (05.43)
ЯТБ-2
Баку(41), Тбилиси, Куйбышев, Челябинск
ЯТБ-4
Свердловск

Послевоенные передачи+захваченные у немцев
ЯТБ-1
Харьков(53)
ЯТБ-2
Рига(02.47), Калининград
ЯТБ-4
Калининград

Первый и единственный ЯТБ-5 поступил в Москву не осенью 41 (тогда ЯАЗ уже вовсю на оборонку работал и не до троллей было), а в понедельник, 23 июня 1941 года.

Вообще, очень многое на гонево похоже.
Зигфрид  20.10.2005 18:24

Факты неоспоримые

1) Из Киева вывезли 18 ЯТБ-4 и ничего более. Откуда уже легенды о ЯТБ-2, я не знаю. Все 6 ЯТБ-2 стояли в 1943 году на месте и были в лучшем состоянии так, что в 1944 повторно открывали движение. Выводили их, НЯП, в Кенигсберг, Белосток и Гродно (именно здесь могу ошибаться) по 6 штук в каждый (точно). Откуда-то вернули, но гораздо больше б/у ЯТБ-4 в 1945-46гг доставили из Алма-Аты и других городов, надёжно хранивших старые запасы.
2) ЯТБ-5 действительно был только один и только в Москве. Потом его переделали в ЯТБ-6, он же МТБ-82А.
3) В 1939-40гг, когда ЯТБ-4 уже выпускались полным ходом, на ЯАЗе стояли десятки готовых ЯТБ-2, которые никто не хотел брать, как устаревшую модель. Часть насильно распределили, часть переделали в ЯТБ-4, а часть якобы (не буду ручаться) впервые вышла на линию только после войны там, где очень надо было. В Харькове действительно движение открывали "двойки" и "двойки" же б/у туда поступали из Киева в 1950.
4) ЯТБ-4А, которые от ЯТБ-4 отличались больше, чем сам ЯТБ-4 от ЯТБ-1, стали моделью-преемником ЯТБ-4 и рапределялись по разным городам с тем же успехом, что и модель-предшественник. В Киеве их, правда, не было - потому что сеть не развивалась.
5) 1 ЯТБ был в Черновцах, после того, как оттуда МАНы сперли. В 1957 году убитый дотавлен в Одессу и переделан в техпомощь.
6) В Одессе вроде бы было 26 или 27 ЯТБ-4А, при чем работали они дольше всех в Союзе - до 1962.
7) Не буду утвержать, но, судя по троллейбусному атласу Тархова, в Ростове до войны всего один маршрут был. ЛК, там, ЯТБ-1. Но ЯТБ-4? На кой?

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Вадим Зыкин  20.10.2005 20:45

Зиг, в Одессе было всего 11 ЯТБ (1-11) - по данным ТТУ. Все списаны до 1961 года (а не до 1959, как я писал раньше). У меня есть таблица ПС по годам с 1945 по 1959 гг.
Ты уверен, что одесский грузовой ЯТБ из Черновцов, а не "родной" одесский? Откуда инфа?

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Андрей (Харьков)  20.10.2005 22:49

Внешние различия между ЯТБ:

У ЯТБ-1 пуско-тормозные реостаты были вынесены на крышу и не было маршрутных окошек над лобовым стеклом. К тому же декоративная решетка на "морде" располгалась выше, чем у последующих моделей и не было наружной двери в кабину водителя.

ЯТБ-2 - появились маршртуные окошки, пуско-тормозные реостаты спрятаны под пол, прорезана наружная дверь а также перегородка кабины водителя.

ЯТБ-3 - ну с этим все понятно (кстати, движок на нем стоял тот же, что и на ЯТБ-4)

ЯТБ-4 отличались от ЯТБ-2 только эл. оборудованием, если сильно попросите :-) могу подробно описать все отличия.

ЯТБ-4А - тот же ЯТБ-4 по эл.оборудованию, но уже с полуметаллическим кузовом. Внешние отличия - появились габаритные огни, исчезла наружная дверь кабины водителя (в этом троллейбус схож с ЯТБ-1), лобовое стекло сверху по краям скругленное, чего не было у всех остальных моделей

ЯТБ-5 - а кто вам сказал, что он был цельнометаллический? :-))). У него был полуметаллический кузов, такой же как и у ЯТБ-4А. Отличие от ЯТБ-4А - движок установлен по центру кузова (у всех прочих, начиная с ЯТБ-1, он располагался слева от центра машины), соответственно задний мост симметричный. Передний мост был абсолютно другой конструкции. А кузов - тот же.

ЯТБ-6 - вот это уже первый советский цельнометаллический троллейбус. Собственнь говоря, это и есть МТБ-82. Разрабатывать его стали в 1945 году (а не перед войной, как Вы написали) Управление треста "Мостроллейбус" совместно с ВНИИТО ГЭТ. Изначально проэктировщики дали машине индекс ЯТБ-6, но когда было принято решение выпускать троллейбусы в Тушино, машине просто дали другой индекс - МТБ-82. Таким образом, машины с индексом ЯТБ-6 не существовало, даже опытного экземпляра - это был всего лишь проект на бумаге, которые после некоторых доработок воплотился в жизнь в виде первых МТБ-82.

Насчет ЯТБ-2 в Харькове - такая версия существует, но она не подтверждена (пока что). В архивных документах и в музейных экспозициях все харьковские троллейбусы довоенных поставок обозначаются как ЯТБ-4.

Re: Вообще, очень многое на гонево похоже.
Андрей (Харьков)  20.10.2005 22:51

Зигфрид, вопрос в тему - когда первые ЯТБ-4 прибыли в Киев?

ЗЫ: из Киева немцы вывозили также ЯТБ в Познань.

1) Из Алма-Аты точно были машины в Киеве? В Алма-Ату пришло 12 новых троллейбусов ЯТБ-4А с завода в 1941 году в эвакуацию, там они простояли на консервации до 1944-го, после чего 8 из них отправили на Украину. Два попали в Харьков, три - в Сталино, судьба остальных трех неизвестна.

3) В 1950-ом в Харьков поступили б/у из Киева ЯТБ-1 с кузовами от МТБ-82. В Харькове в делопроизовдстве они назывались МТБ-82М и имели киевские (?) парковые номера 10-19. Первыми троллейбусами в Харькове были преположительно ЯТБ-4 (точно неизвестно - пока что). Насчет скопившихся в Ярославле в 39-ом году "двоек" - последние три штуки были проданы где-то в июне-июле 39-го года.

5) В Черновцах было 4 ЯТБ-4, парковые номера 5-8. №№ 5-7 пришли в ноябре 40-го, 7-8 - в марте 41-го года. После того как 4 МАНа забрал себе Киев (1945 год) и до 1948 года (первые МТБ-82 пришли в Черновцы) это были единственные троллейбусы в Черновцах.

6) МТБ-82М на шасси ЯТБ-1 работали в Харькове до 1963 года.

Re: В каких городах СССР эксплуатировались ЯТБ-4 и ЯТБ-4А ?
Андрей (Харьков)  20.10.2005 22:53

Олег Черников писал(а):

> Довоенные поставки ЯТБ были в следующие города:

> ЯТБ-4
> Москва, Ленинград, Ростов на Дону, Харьков ( 05.05.39),

05.05.39 было открыто троллейбусное движение. А сами троллейбусы пришли еще в марте и стояли в Коминтерновском трамвайном депо

> ЯТБ-4А
> Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса

До войны в Харькове ЯТБ-4А не было. Две машины (№№ 80 и 81) пришли уже в 44-ом из Алма-Аты

> Послевоенные передачи+захваченные у немцев
> ЯТБ-1
> Харьков(53)

В Харьков, как я уже писал, МТБ-82М (это были киевские ЯТБ-1 с кузовами от МТБ-82) пришли в 1950-ом, а не в 53-ем году.

Re: В Донецке
Андрей (Харьков)  20.10.2005 22:55

Герман писал(а):

> успел наследить ЯТБ-2 ? Поставлялись ли ярославские троллейбусы
> в Черновцы, где по некоторым данным троллейбусное движение
> было открыто ещё до начала "освободительного" похода Красной
> Армии ? И что за подвижной состав там эксплуатировался ?
> Неужели нищая и отсталая в те годы Румыния серийно производила
> троллейбусы ? Тёмный лес...

Эксплуатировались в "нищей Румынии" МАН Нюрнбергского завода, о котором СССР с его "сырыми" ЯТБшками, дефекты которых исчислялись сотнями, можно было только мечтать.

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.006 seconds ]