ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
Сергей Ливерко  26.06.2008 20:54

Пару месяцев назад я отослал в нижегородскую мэрию письмо с просьбой разъяснить текущую ситуацию с фотосъемкой в нашем метрополитене. Такая необходимость назрела в связи с полным бардаком и темнотой в это сфере, в чем я имел возможность убедиться на собственном опыте (что и изложено в письме). Итак, вот текст письма, которое я отправил:

Уважаемая администрация Нижнего Новгорода!

Я обращаюсь к вам с вопросом по правилам пользования нижегородским метрополитеном. А именно: разрешена ли на ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ФОТОсъемка в нижегородском метрополитене (то есть фотосъемка исключительно для личного фотоальбома, не преследующая коммерческой или иной выгоды)? В правилах пользования имеется пункт 2.11.4, который запрещает КИНО- и ВИДЕОсъемки без письменного разрешения администрации, про фотосъемку в правилах ничего не упоминается. Отмечу, что в аналогичной ситуации на Московском метрополитене (там правила так же явно запрещает только видео- и киносъемку) любительская фотосъемка разрешена, об этом неоднократно говорило руководство метрополитена и эта информация размещена на официальном сайте Московского метро. Как с эти обстоит дело в Нижнем Новгороде? Имеется ли официальный запрет любительской фотосъемки без разрешения?

Если любительская фотосъемка разрешается, то прошу ответить на следующие вопросы:
1. Разрешено ли использование встроенной в фотоаппарат вспышки (речь не идет о внешней фотовспышке, которая устанавливается на фотоаппарат отдельно - имеется в виду именно лампа вспышки, уже встроенная в аппарат компанией-производителем).
2. Имеются ли официальные ограничения на объекты съемки (разумеется, речь не идет о заходе на огражденные территории метрополитена или в тоннели)? Что, например, если в кадр попал поезд, железнодорожный путь, светофор, портал тоннеля или иные технические устройства метрополитена?
3. Как поступать и куда обращаться, если сотрудник милиции по охране метрополитена требует прекратить съемку, ссылаясь на "совковый" тезис, что мол "метрополитен - стратегический объект, тут все такое запрещено", хотя никакого явного запрета в правилах пользования нет? Законно ли задержание на основании того, что у сотрудников милиции имеется внутренние указания задерживать фотографирующих, хотя до сведения пассажиров эта инструкция не доведена, не имеет статуса закона (и даже более того, она идет в разрез с действующими правилами пользования метрополитеном) и следовательно, не может применяться?
4. Как следует поступать, если на станциях и в поездах (то есть в местах, доступных всем пассажирам) развешаны правила пользования, в которых имеется запрет лишь на видео- и киносъемку, а в станционном отделении милиции - правила, в которых в том же пункте имеется еще и оговорка про запрет фотосъемки? Такой случай реально имел место в прошлом году на станции Московская, причем оба варианта правил были датированы февралем 2004 года - то есть налицо противоречие в правилах. При этом сотрудник милиции сделал официальную запись в книге административных правонарушений, то есть получается, что все-таки действующими на тот момент правилами фотосъемка была запрещена, но в правилах, вывешенных для общего обозрения, об этом не было сказано ни слова. Исправлена эта ситуация после ввода в действие текущей редакции правил от декабря 2007 года?


Через 3 недели пришел ответ:

http://i038.radikal.ru/0805/ae/a136bf1de16c.jpg

Я, конечно, много наслышан о темноте и тупости наших чиновников, но ИМХО, сей опус - достоин стать музейным экспонатом. По пунктам:

0. Ответ пришел не в печатном виде, а по электронной почте, которую я указал в форме отправки письма на сайте (на фотке распечатка вложенного в электронное письмо doc-файла). Видимо, бумаги жалко. Только закавыка еще и в том, что бумажное письмо хоть кем-то, да должно быть подписано, на этом же никакой подписи нет. Я уж молчу про адрес metro@sandy.ru (с которого оно и пришло) - в наших управляющих структурах принято держать официальные почтовые ящики на бесплатных серверах))) Что ж, в будущем электронный адрес указывать не буду.
1. Вот спасибо, а то я и не знал. Зачем же я тогда письмо бы стал писать?
2. Кульминация спектакля. Тут вопросов возникает больше, чем букв в этих несчастных трех строчках:
а) На основании какого закона установлена такая процедура? Особенно абсурдно - про художественное оформление станций. Метрополитен типа борется за авторские права? И что вообще считать "художественным оформлением"? Типа кусочек мрамора на полу в кадр попал - уже все?:) Или может быть побелка с грязными подтеками на путевых стенах - художественное оформление? И даже ни у кого извилина не зачесалась - что вообще-то метро и фотографируют в основном за красиво оформленные станции, а не за облезлые турникеты и полотерные машины.
б) Самый вопиющий вопрос - а почему я обо всем этом узнаю только написав письмо??? Почему этого нет в правилах, и из каких документов тогда это вообще взято (см. также предыдущее замечание о легитимности)? Что еще за неявные правила такие? А если человек сделал фото, не зная этого (фраза "незнание закона не освобождает..." здесь ни к месту - в "законе", т.е. правилах, об этом молчок) - это типа специально сделано, чтобы людей нарушителями заочно делать? И по какому пункту его в таком случае привлекать? За нарушение правил, в которых ничего такого нет (про запрет на ПС и оформление станций)???
К тому же авторы противоречат самим себе - сначала пишут, что фотосъемка не регламентирована, а когда задаешь конкретные вопросы, начинают вот такие занятные факты всплывать.
По поводу вспышки и съемки технических устройств (путей, светофоров и т.д.) - молчок. Или общепринятой нормой считается, что такие детали должны решаться на месте и по обстоятельствам, как договоришься?
3. Сильно, ничего не скажешь. Интересно, такое понятие как "превышение должностных полномочий" товарищ Кузнецов знает? Про неграмотность в плане этих же разнесчастных правил самими же стражами порядка не слыхал? Или он готов лично поручиться за каждого сотрудника милиции на Нижегородском метрополитене? Почему-то в мосметро на подобные запросы как минимум дают телефон доверия и указывают, как им воспользоваться (позвонить из отделения милиции на соседней станции или сообщить через колонну экстренной связи). Про разные правила на станциях и в комнатах милиции опять ни слова - типа инструктаж провели и ладно...

Лично мое мнение: такое официальное (!) письмо - это позор для организации, которая его отправила. Типа, раз не регламентировано, поэтому с нас и взятки гладки. Похоже, что до моего письма об этом никто вообще не задумывался, а когда оно пришло - не знали толком, что и отвечать. Ощущение такое, что оба запрета придумали так, "для порядка", чтобы солидности себе добавить - мол, наверное, что-то должно быть запрещено, вот пусть будет то-то и то-то. И везде боятся взять на себя ответственность за свои же слова - и письмо без подписи, и ответы уклончиво-двусмысленные.

Собственно, вопрос к участникам форума: как следует повести себя дальше и что написать в ответ (и куда)? Потому как бросать этот вопрос мне не хочется, ибо в противном случае порядок не будет наведен еще очень долго. Да и опыт Москвы не может не задевать - город, в котором метрополитен действительно имеет стратегическое значение и как транспортная артерия, и как объект ГО (есть станции глубокого заложения, в НН же все мелкие, если не полуназемные) - взял и отменил запреты на любительскую съемку. Гаев специально выступает в прессе с объяснением, что фотографирование разрешено, руководство УВД на метрополитене просит сообщать обо всех случаях запрета фотосъемки и т.д. А у нас в городе, где метро полупустое в часы пик и говорить о какой-либо стратегической роли просто смешно, усердно пытаются раздуть вокруг него атмосферу секретности и выставить общественный транспорт как секретный военный полигон.

Что посоветуете предпринять в сложившейся ситуации?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.06.08 20:55 пользователем Сергей Ливерко.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
Laser09  26.06.2008 21:22

"...при этом запрещается попадание в кадр подвижного состава и художественного оформления станций..."

Жесть. Что же тогда должно попадать в кадр?

Туши свет, выноси раненых
kneiphof  26.06.2008 21:59

Даа... Это действительно писал директор метрополитена? Не завидую предприятию, директор которого выдёт идиотизм такого уровня. В первом пункте - фотосъёмка не регламентируется, во втором - очень даже регламентируется, причём таким образом, что фактически условия съёмки являются запретом. Это что, полная атрофия логического мышления? Или быстротекущая амнезия, когда человек, написав одну строку, сразу же забывает её содержание?

Советую Вам сохранить это письмо как реликвию для будущих поколений.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро

kneiphof писал(а):
> Даа... Это действительно писал директор метрополитена?
-------------
Какой директор? Cекретарша! И даже не под диктовку -- шеф бросил на ходу, мол, напиши то и то и отправь... и уехал на весь день в мэрию. Переспросить бедной девочке уже не у кого, а поручение шефа -- закон! Вот и написала, как в школе, изложение...

> Не завидую предприятию, директор которого выдёт идиотизм такого уровня.
--------------
Секретарша не обязана думать. Её этому не учили, от неё этого и не требуют.

> Это что, полная атрофия логического мышления?
---------------
У секретарши? :-)))


Сергей Ливерко писал(а):
> Пару месяцев назад я отослал в нижегородскую мэрию письмо с просьбой
> разъяснить текущую ситуацию с фотосъемкой в нашем метрополитене.
----------------
Сергей, не обижайтесь, но мне кажется, что такой крайне нелогичный ответ спровоцировали Вы сами!
Задав вполне конкретный вопрос:
> Имеется ли официальный запрет любительской фотосъемки без разрешения?
Вы зачем-то стали его конкретизировать:
> Если любительская фотосъемка разрешается, то прошу ответить на следующие вопросы:
> 1. Разрешено ли использование встроенной в фотоаппарат вспышки...
> 2. Имеются ли официальные ограничения на объекты съемки... если в кадр попал поезд, железнодорожный путь, светофор, портал тоннеля или иные технические устройства метрополитена?

Вы заметили, что ответ структурно повторяет Ваш вопрос? Cначала "фотосъёмка не регламентирована" (читайте -- не запрещена!), а потом -- "запрещается попадание..." Если бы не было Ваших утоняющих "разрешено ли" и "имеются ли ограничения", то, скорее всего, не было бы и "запрещается попадание..."
Я понимаю, что всё это -- размышления "пост фактум". Нельзя было заранее предугадать, что директор метрополитена будет отвечать не на письмо в целом, а, так сказать, построчно, не утруждая себя глубоким обдумыванием проблемы.

Так или иначе, но ответ Вы получили. Теперь постарайтесь извлечь из него максимум пользы! А она там есть -- уже в том, что фотосъёмка признана не запрещённой! Значит, простое гуляние по станции с расчехлённым фотоаппаратом не может быть поводом для претензий к Вам со стороны работников станции и милиции! Делать снимки так, чтобы никому со стороны было не заметно, что Вы снимали -- это Вы должны уметь. А для оправдания наличия фотоппарата в руках призовите на помощь какую-нибудь дежурную подругу, которую и снимайте в промежутках между полезными кадрами!

Ещё один момент в Вашем письме лично у меня вызывает непонимание. Вот этот:

> Разрешено ли использование встроенной в фотоаппарат вспышки
> (речь не идет о внешней фотовспышке, которая устанавливается
> на фотоаппарат отдельно - имеется в виду
> именно лампа вспышки, уже встроенная в аппарат компанией-производителем).
----------------
Во-первых, какая разница между одним и другим? Принципиально -- никакой!
Во-вторых, почему для Вас так важно, чтобы снимать именно со вспышкой? Что она Вам даст? Высветит передний план, погрузив во тьму фон?..

На мой взгляд, у вспышки есть два серьёзных минуса.
1. Она привлекает к Вам дополнительное внимание, лишая Вас возможности "полускрытой" съёмки, о которой я говорил выше.
2. Создаёт определённый дискомфорт для окружающих:
а) может вызвать беспокойство в толпе людей, постоянно зомбируемых угрозой терроризма, взрывов и т.п.;
б) причиняет крайне неприятные ощущения машинисту поезда.

Лично мне кажется, что при съёмке в _публичных_ местах у фотографа должен работать "внутренний запрет" на применение вспышек, как внешних, так и встроенных, вне зависимости от того, регламентирован этот вопрос какими-то документами или нет. Это вопрос этики фотографа. Исключений может быть два -- либо официальные мероприятия при большом скоплении прессы, либо Ваша съёмка согласована с администрацией, в том числе оговорено и _обоснованное_ применение вспышки.
Повторюсь, таково моё личное мнение.

> Что посоветуете предпринять в сложившейся ситуации?
--------------
Носить с собой распечатку ответа и снимать. От "наездов" милиции не убережёт, но в качестве оправдательной грамоты вполне сойдёт. Плохо, что бумага никем не подписана, но все прочие реквизиты в ней есть, что позволит всегда уточнить подлинность данного письма -- та же секретарша и вынуждена будет подтверждать! Правда, не забывайте про её график работы -- с 8 до 17, сб.,вс. выходные дни.
Когда ей это надоест до чёртиков, она сподвигнет шефа на какое-то решение данной проблемы, и тогда он внесёт в Правила пользования метрополитеном более чёткую формулировку. Но в какую сторону будет это уточнение -- сказать затрудяюсь...
Ещё вариант -- зайти с этой распечаткой в управление метрополитена (приёмная, канцелярия, ...) и заверить её там печатью. В принципе, должны сделать без вопросов -- это же их документ!



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 27.06.08 00:44 пользователем Александр Мерщиков.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
kneiphof  27.06.2008 00:52

Александр Мерщиков писал(а):
-------------------------------------------------------
> kneiphof писал(а):
> > Даа... Это действительно писал директор
> метрополитена?
> -------------
> Какой директор? Cекретарша! И даже не под диктовку
> -- шеф бросил на ходу, мол, напиши то и то и
> отправь... и уехал на весь день в мэрию.

В любом случае под филькиной грамотой стоит подпись директора. А раз так, то и ответственен за этот идиотизм лично он сам.

В своё время нам чётко вдолбили на лекциях по менеджменту, что руководитель может передавать часть своих непосредственных обязанностей подчинённому, но ответственность всё равно остаётся на руководителе.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро

kneiphof писал(а):
> В любом случае под филькиной грамотой стоит подпись директора.
> А раз так, то и ответственен за этот идиотизм лично он сам.
----------------
Да разве кто спорит? Я только имел в виду, что он мог дать лишь "основные тезисы", да и то устно, а уж конкретные формулировки -- дело рук секретарши. Просто сама форма ответа наводит на вывод о том, что директор ограничил своё участие в этом вопросе самым микроскопическим минимумом.
Впрочем, может быть, всё было и не так... Тогда тем хуже для директора...

> В своё время нам чётко вдолбили на лекциях по менеджменту,
> что руководитель может передавать часть своих непосредственных обязанностей
> подчинённому, но ответственность всё равно остаётся на руководителе.
----------------
Я и не считаю, что это письмо секретарши. Нет, это письмо именно директора метрополитена, несмотря даже на физическое отсутствие его подписи.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
Аксёнов Дмитрий  27.06.2008 15:29

"...при этом запрещается попадание в кадр подвижного состава и художественного оформления станций..."

Мне кажется, они подумали несколько иначе, чем мы :) Они думали, что Вы хотите у них узнать можно ли фотографироваться в метро. Т.е. грубо говоря, фоткать себя, свою подругу, пьяную компанию и т.п. можно, а вот сами станции фотографировать нельзя. Т.е. видимо им в голову (как и очень многим) не пришло что кому то придёт в голову фотографировать какие-то станции (зачем? этим же только шпиёны и террористы могут заниматься :))))

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
Сергей Ливерко  13.11.2008 23:58

Продолжение затянувшейся истории с фотосъемкой. После полученного и рассмотренного в той теме ответа я решил не сдаваться и написал новое письмо, в котором уже прямо указал, что интересуюсь нашим метрополитеном и хочу для своего любительского фотоальбома снять наши станции и элементы их художественного дизайна.

На этот раз, по всей видимости, письмо не сразу попало в МП "Нижегородское метро", а предварительно прошло через ДТиС. В итоге я получил ответ в виде 2 скрепленных листов следующего содержания:


Этот-то документ и предполагалось протестировать в суровых реалиях нашего метро 4-го ноября. Мы с товарищем (Кириллом) решили провести в этот день фотосессию всех его станций. Разумеется, я также захватил с собой паспорт на всякий случай.

План был простой: объехать все станции метрополитена. А на каждой из них сделать следующие кадры:
1. Общий вид платформы.
2. Название станции на путевой стене.
3. Элементы отделки (панно, барельефы, мозаики, бюсты, оригинальные светильники)
4. Если на станции есть какие-то особенности, то снять и их (новый короб контактного рельса на Московской, рисованную схему станций на Бурнаковской, новые указатели выходов на Заречной и т.д.)

Начали со станции Московская. Сфоткали платформу, прошли по ней, потом стали фоткать панно над лестницами (на станции их 4 штуки). Затем я решил сфоткать общий вид вестибюля из угла, поскольку это самый широкий вестибюль в НМ. У турникетов помимо дежурной стояли двое сотрудников милиции (тут,справедливости ради, нужно сказать, что снимал я исключительно со вспышкой, иначе бы на своей мыльницы Canon PowerShot A710 получил только размазню или темноту).
Один из них заметил отблеск, отошел от турникетов, подошел к нам, откозырял, представился (!) и поинтересовался, зачем мы снимаем. На что я ответил, что создаем фотоальбом о нашем метро. Милиционер сказал, что нужно разрешение за подписью директора метрополитена, на что я предъявил бумаги. Он внимательно прочитал оба листа, долго думал над словом "не регламентирована" (пришлось сказать, что это значит "не запрещена"), потом сказал "хорошо, значит снимать можно, но только открытые участки платформ и вестибюлей". Рельсы, тоннели, светофоры, стрелки и прочее снимать нельзя, иначе он должен будет передать нас соответствующим органом на основании того, что мы себя подозрительно ведем. Была произнесена буквально целая тирада по госбезопасности - мол, вот если вы снимаете человека, то тут все понятно, никаких вопросов нет. А если метро само по себе - то если к фотографу никто не подходит, он может подумать, что снимать разрешено все, с этого начинаются недосмотры в работе милиции, и заканчивается все чрезвычайными ситуациями в метро. Но на мой уточняющий вопрос ответил, что пока мы действуем по правилам, т.к. ничего такого не снимаем. Потом пожелал всего хорошего и отошел.
После этого я сфоткал Кирилла в кадре (а реально - оборотные тупики и перекрестный съезд), потом панно с другой стороны станции (там милиционеров не было, дежурная по турникетам нами тоже не заинтересовалась), и мы поехали на Сормовскую линию.

Канавинская. Никто не подошел. Обфоткали всю станцию, некоторые места не по одному разу. Даже вестибюль, но точка для хорошего ракурса была скрыта от дежурной по турникетам колонной, потому она тоже ничего не заметила.

Бурнаковая. Аналогично. Сфоткали все что хотели, никто не вышел.

Буревестник. Тут интереснее. Вышли, обфоткали платформу для высадки и уходящий в тупики поезд, поднялись по лестнице. Я решил сделать панораму вестибюля от дальней стены. У выходных дверей был милиционер, который с интересом читал правила пользования метрополитеном (он на все происходящее далее вообще не реагировал). Когда я встал и прицелился для съемки, из дежурки вышел другой милиционер и увидел нас:
- Здесь снимать нельзя!
- А есть бумага, что можно!
- (идет к нам) Покажите (недоверчиво, подумал, что блефуем)
Идем к нему навстречу, показываем. Сам сотрудник интеллигентного вида, в очках, прочитал оба листа. Потом так же недоверчиво, но очень тихо:
- А документы-то есть? (подумал, что я прикрываюсь чужим письмом)
Предъявил.
- А вы зачем снимаете?
Задвинул про свой фотоальбом.
- (обезоруженным голосом) Ну тогда снимайте...
Сняли вестибюль, прошли на платформу для посадки, сняли ее, рельсы, тупики :D, интервальные часы с интересным шрифтом. Я даже снял на видео прибывающий поезд ;) Когда этот поезд развернулся, сели в него и поехали до Чкаловской. Перед посадкой встретили забавного дедушку, который попросил его сфотографировать и напечатать фотку (даже предлагал деньги - думал, у меня Polaroid), а потом всю дорогу до Чкаловской сожалел, что не может фотку получить, т.к. у него интернета нет дома.

Чкаловская. Обфоткали станцию - все тихо. Сфоткали металлические барельефы над лестницами - ноль внимания. Напоследок, решаю снять скамью, совмещенную с указателем станций и выходов. Из ближайшего вестибюля спустился милиционер, подошел, задал стандартный вопрос (точные формулировки вопросов, с которым подходили, я уже не вспомню). Показали бумагу, прочитал, и уже уходя, спросил:
- А что снимали-то?
- Да вот указатель.
- А, указатель...
Ну и ладно :) Сели на поезд.

Ленинская. Милиционер гуляет по платформе туда-сюда. Снимок сделался как раз в тот момент, когда он был повернут лицом к нам. Спокойно подошел, задал мне вопрос, ознакомился с бумагой. Прочитал, отдал и уже шутливым тоном:
- А печать-то где?
- Так главное - подписи!
- Да, видать сейчас без печатей работают...
Вот на этот диалог и кончился. Но на Ленинской в каждом вестибюле есть по цветному витражу, надо было сфоткать и их. Там пришлось поговорить с обеими дежурными.

Оговорюсь сразу, что в дальнейшем описания событий в вестибюлях я приводить не буду, кроме особо запоминающихся. Все проходило стандартно - достаешь фотик, дежурная кричит, что снимать нельзя. Подходишь, показываешь бумагу, она читает и со смущенным видом отступает. Во время этих операций Кирилл оставался за турникетами со стороны станции, я же (имея проездной) выходил со станции в коридор, заходил, участвовал в вышеописанной последовательности, затем делал фото всего что надо и по проездному, показываемому этой же дежурной, возвращался на станцию.

Заречная. Опять страж порядка на платформе. На нас обратил внимание уже после 2-го кадра со вспышкой. Подошел, посмотрел бумагу. Сказал, что без печатей поверх подписи это - "филькина грамота", попросил пройти в отделение, там передал бумагу старшему по званию (этот старший сотрудник был весьма устрашающего вида) с фразой "посмотри, это может служить разрешением для съемки?". Сам ушел обратно на платформу. В отделении было помимо нас с Кириллом и старшего еще двое сотрудников - мужчина и женщина, составляли протокол на мужика запьянцовского вида. Старший долго читал первую страницу письма (раз 5), потом передал это сотруднику, составлявшему протокол. Тот проглядел первую страницу и заметил, что тут еще вторая есть. Старший тут же со словами "а ну-ка дай сюда" забрал письмо себе, попросил у меня паспорт, посмотрел. Сзади подошла сотрудница, почитала, поинтересовалась у нас, кто такой Владимир Григорьевич :-D Все это время главный читал по 5 раз оба листа, перелистывал туда-сюда, видимо, пытаясь вникнуть в смысл, потом вернул вместе с паспортом и сказал: "Иди".

Теперь идем в вестибюли фоткать барельефы с градом Китежем и отделку "морской" плиткой. Одна из дежурных провела диалог в шутливой манере, удивляясь "какой я крутой" (когда показал письмо с подписью ВГГ), спросила кем я работаю (думала, что фотки метро мне нужны по работе), сказала "что вот вы тут снимаете, а потом электрички сходят с рельсов", на что я ответил, что по фотке витража из вестибюля самое худшее что можно сделать - это измазать этот витраж грязью. После чего я для полноты картины предъявил ей проездной и наше путешествие продолжилось.

Двигатель революции. На платформе никто не подошел, в вестибюлях как обычно.

Пролетарская. Платформа, в том числе табличка "Поезд следует в депо" и тоннели в сторону депо были сфотаны без каких-либо препятствий. В вестибюле чтобы сфоткать барельефы, показали письмо дежурной по турникетам. Она сказала, что нам надо подойти к дежурной по станции и предложила сама позвонить ей по внутренней связи. Первой ее фразой было: "Тут Грибов двух молодых людей прислал станцию фотографировать" (мы еле удержались от смеха), потом дежурная по станции сказала ей (как было понятно из разговора), что снимать нам можно, но эту бумагу надо забрать. В мои планы это не входило, поэтому я сказал, что лучше мы сами поговорим с дежурной. Чтобы ее найти, надо было позвонить с звонок у торцевой двери на платформе. Как оказалось, она думала, что мы пришли с разрешением на коммерческую съемку (даже спросила, где же подпись коммерческого отдела метрополитена). Дежурная поначалу не поверила, что мы снимаем метро просто потому что оно нам нравится, на что я предложил показать ей сайт в интернете про любителей метро (имелся в виду, конечно, forum.mymetro.ru). Она покраснела и с улыбкой сказала: "Не надо, я знаю, что там в интернете за сайты". Мда.. Ну и ладно, добро на съемку барельефов над лестницами было дано. (а все остальное было уже общелкано ;))

Автозаводская. Дежурная на платформе, милиционеров нет. Стали фоткать станцию, она на нас как-то подозрительно посмотрела. Я решил не нагнетать обстановку, подошел и показал бумагу. Она быстро проглядела: "А, вы только фотографируете? Это можно, нельзя только на видео снимать". Ну и отлично, тем более на этой станции много рисунков на автозаводскую тему в мраморе на путевых стенах, снимать много, поэтому взаимопонимание было только кстати. Ни о каких ограничениях в плане объектов съемки сказано не было, поэтому я заснял и светофор опасности на неправильном пути в сторону Пролетарской.

Комсомольская. Выходим, снимаем закрытый выход и платформу. Дежурная здесь же (правда, не в форменном синем плаще, а в обычном), ничего не сказала. Направились в вестибюль (красиво отделан бурым мрамором + панно над лестницей), я вышел-вошел, достал фотик. Дежурная по турникетам переполошилась, я дал бумагу. Он прочитала, но все равно сильно нервничала, торопливо говорила, что без разрешения дежурной по станции не может позволить снимать, а та на платформе и т.д. Как раз в этот момент из служебных помещений вышел милиционер, она ему: "Вот посмотри, как тут быть, я не могу без разрешения дежурной по станции" и т.д. Милиционер смотрел на бумагу меньше секунды:
- А, подпись Грибова? Все правильно, нас нужно только уведомить о съемке, отдельного разрешения не надо.
Потом поворачивается к нам:
- Все нормально, ребят, можете снимать.
И, уходя обратно, на ходу объяснил дежурной:
- Тут главное, что есть Грибовская подпись - это значит, что он берет ответственность на себя.
Вот так вот. Но, тем не менее, отрадно, что милиционер знает эту фамилию и понимает, что подпись директора департамента выше, чем подпись директора метрополитена.
Спускаемся обратно на платформу, делаем еще пару кадров. Вот теперь к нам подошла дежурная (видимо, ее терпению пришел конец), но письмо произвело и на нее ожидаемое действие.

Кировская. Ждем отъезда поезда и первым делом снимаем надпись на путевой стене и вид вдоль платформы. Затем саму платформу. Тут к нам подбегает дежурная с истерическим видом, требует объяснений. В N-й раз вытаскиваю письмо, показываю ей. Она немного успокаивается, но все равно говорит: "Пусть в правилах и не сказано, что запрещено, но все равно сначала надо было предупредит меня, поскольку я на станции главная и отвечаю за все, а вы вот так пришли и начали снимать". Поняв, что больше из ситуации не выжать, идем дальше. Она кричит нам в спину, что путевые стены снимать нельзя. Ну и ладно, их сняли еще до разговора с ней. Поднимаемся в вестибюль, там с дежурной по турникетам разговаривает сотрудник милиции, подтянутый, но уже в годах и с сединой. Я собираюсь снять картину над лестницей.
- Молодой человек, а у нас фотосъемка только с разрешения администрации.
Подхожу, достаю, показываю. Читает первую страницу (которая за подписью Грибова).
- А надо подпись директора метрополитена...
- А там еще вторая страницы есть...
Перелистывает, смотрит на подпись, текст уже не читает:
- Ага-а-а (удовлетворенно). Все, тогда пожалуйста.
Снимаем, возвращаемся на платформу. Та же дежурная подходит и спрашивает, зачем это нам. Тут мое терпение окончательно лопнуло (я уже и так был зол на фразу "мало ли что написано в правилах, все равно надо меня предупредить...") и я сказал, что разрешение я выбиваю и снимаю не просто так от нечего делать, а как член региональной организации НзаОТ. Эффект был неотразимый - сотрудница чуть ли не испугалась и сказала "Да, пожалуйста". Но больше снимать было нечего, мы подождали поезда и поехали к конечной станции нашего пути.

Парк культуры. Снимаем платформу - все тихо. Поднимаемся в южный вестибюль (над тупиками), там снимаем панно. Дежурная по турникетам не говорит ни слова. Возвращаемся на платформу. Кирилл остается ждать поезда (того самого, на котором мы приехали, он как раз был в обороте), и дальнейшего не видел. Я же пошел в северный вестибюль, там молодой милиционер разговаривал с молодой же дежурной по турникетам. Снимаю панно над лестницей - они на меня оборачиваются и снова углубляются в беседу. Тут мне уже самому становится неудобно, я достаю бумагу и подхожу к ним.
- Вот, письмо о том, что...
- Да не нужно это, у нас же фотографировать можно, только тупики и рельсы нельзя.
Причем милиционер сказал это таким добродушным тоном, которого я, честно признаюсь, не ожидал, потому с улыбкой ответил:
- Знаете, вы - первый, кто мне сегодня это говорит в нашем метро, все остальные бумагу просили.
- Да на самом деле все знают, что можно, просто многие нервные.
Вот так вот. Никакого намека на подозрительность, никаких "предъявите документы" и т.д. Я отхожу в угол, снимаю вестибюль (в кадр попадает будка с дежурной и сам милиционер), затем опять спускаюсь на платформу, фоткаю видеокамеры на выходе с лестницы. Иду назад в вестибюль. Милиционер меня спрашивает:
- А ты и нас снял?
- Да, в один из кадров попали.
- Ну не надо, сотри. Ты ведь в интернет выкладывать будешь?
- Ну да, собираюсь.
- Не надо нас, а то мало ли что...
- Хорошо, я вас обрежу на фотографии.
- Вот спасибо!
И опять, никакой подозрительности, прессинга и т.д. Очень приятно было такое видеть отношение, я бы скорее ожидал подобного в Москве, нежели у нас. Так что станция "Парк культуры" в тот день оказалась и наиболее культурной в плане своих работников. Мои искренние аплодисменты этим сотрудникам НМ!
Собственно, на это оптимистичной ноте я вышел из метро и пошел домой.

Подводя итоги. Судя по их поведению, большинство сотрудников милиции и метрополитена на самом деле боятся, что им что-нибудь будет по служебной линии, если они разрешат съемку без каких-либо документов, пусть это и не запрещено правилами. Вспоминаем эпизод на Комсомольской - раз есть подпись, то значит, ответственность не нас и снимайте на здоровье. Как мне кажется, это сложилось даже не столько из-за совка, сколько из-за того, что начальство по традиции вину за все ситуации сваливает на рядовых сотрудников, даже если все было сделано строго по инструкции. Возможно, поэтому и не хотят милиционеры и дежурные стать теми, кто непосредственно подтвердит отсутствие запрета в правилах, и не будет препятствовать фотосъемке. Мол, пусть поручится кто-нибудь сверху.

А дирекции метрополитена все-таки следует еще раз подумать о правилах. А то на одной станции надо дежурную предупредить, на другой милицию уведомить, на третьей тоннели снимать нельзя (а на других можно) и т.д., причем, судя по уверенности в голосах сотрудников, на этот счет изданы вполне конкретные и осязаемые приказы и инструкции. Все-таки большинство милиционеров и дежурных склоняются к тому, что тупики и рельсы снимать нельзя. Я не против того, что некие запреты на объекты съемки есть (понятно, что 99% людей не нужны рельсы на фотоснимках) и ни в коем случае не призываю все этом взять и разом отменить, но нужно просто прописать все в правилах, а не обходить молчанием.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
Ян  14.11.2008 21:05

Сергей Ливерко писал(а):
-------------------------------------------------------
> Продолжение затянувшейся истории с фотосъемкой...

Спасибо за Вашу историю. Было очень интересно прочитать.
Когда был в Екатеринбургском метро также делал несколько фото, но с оглядкой на дежурных. Вроде бы никто ничего не заметил :)

Спасибо за историю
Аксёнов Дмитрий  15.11.2008 01:16

Но 3 "но" :)

1) Зачем в метро фотографировать со вспышкой?
2) С милиционерами надо быть наглее, а не махать бумажками. (именно бумажками)
3) Почему я в Нижнем отснял все метро со штатива и без всяких бумажек? (сотрудники милиции подходили).

Я так понимаю, что целью фотосъёмки была не сама фотосъёка (иначе, зачем же со вспышкой везде лупить), а самоутверждение? Показать "какие мы крутые" (цитирую вас же)? :-)



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 15.11.08 01:20 пользователем Аксёнов Дмитрий.

Re: Спасибо за историю
Сергей Ливерко  15.11.2008 10:53

1. Штатива у меня нет, поэтому без вспышки получится размазня. Не везде есть места, наподобие лавки или баллюстрады эскалатора, где можно пристроить штатив.
2, 3. А это как? Приведите, пожалуйста, пример вашего диалога с милиционером. И в каком году вы снимали?

Насчет "крутых" вы процитировали даже не меня, а дежурную по турникетам :) А целью была съемка с минимальным геморроем и нервотрепкой, поэтому я не сразу ломанулся в подземку с фотиком, а провел подготовительную работу в виде переписки с администрацией.

Re: Спасибо за историю
Аксёнов Дмитрий  17.11.2008 18:10

Сергей Ливерко писал(а):
-------------------------------------------------------
> 1. Штатива у меня нет, поэтому без вспышки
> получится размазня. Не везде есть места, наподобие
> лавки или баллюстрады эскалатора, где можно
> пристроить штатив.

Я и без штатива все станции прекрасно отснял. :) Тем более у вас есть очень удобный ящик около головного вагона (вроде, там огнетушитель стоит). СТанции все мелкие и можно смело со ступеней снимать.

> 2, 3. А это как? Приведите, пожалуйста, пример
> вашего диалога с милиционером. И в каком году вы
> снимали?

В 2002, 2007 и два раза в 2008 (со штативом и без).

Если подходит и нормальным тоном спрашивает, то нормальным и надо отвечать, а если происходит иначе, то что-то типа того:

- Ты чего тут делаешь?
- А Вам какая разница?
- Тут нельзя фотографировать!
- Правила этого не запрещают. Не мешайте мне вести фотосъёмку.
- Я говорю, что тут нельзя фотографировать. Ты обязан подчиниться моим требованиям.
- Я не обязан подчиняться Вашим требованиям, если они незаконны.

И т.п.

Re: Свистопляска с фотосъемкой в Нижегородском метро
Сергей Ливерко  17.11.2008 22:24

Ну у меня без штатива и вспышки получалась полная фигня, со вспышкой лучше, хотя большие пространства снимать - шумы на кадре. Возможно, потому что фотограф я не профессиональный, да и техника из высшей категории.

В правилах до 2004 года, кстати, запрет на фотосъемку вроде бы был;)

По поводу диалога - меня интересует как раз нормальный вариант. Сейчас никто из милиционеров при подходе пальцы уже не гнет, спрашивают нормально, но позицию свою отстаивают. Частый вопрос - "зачем вам это надо".

P.S.: И что, вас ни разу не отводили в станционное отделение милиции за заявление вроде последней реплики? :)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]