ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Распределение троллейбусных городов России по субъектам федерации
Павел Пилецкий  06.06.2003 11:26

Добрый день!

Тем кто ещё не устал от троллейбусной статистики, предлагаю новый взгляд на троллейбусные города России: как они группируются по субъектам федерации
В конце списка интересные закономерности

Распределение троллейбусных городов России по субъектам федерации
В состав Российской Федерации входят 89 регионов (21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область, 10 автономных округов)

Нет городов с троллейбусным сообщением в 24 регионах (8 республик, 5 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов)
Республика Бурятия
Республика Алтай
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Коми
Республика Саха (Якутия)
Республика Тыва
Чеченская Республика
Камчатская область
Ленинградская область
Магаданская область
Псковская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Агинский Бурятский автономный округ
Коми-Пермяцкий автономный округ
Корякский автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский автономный округ
Эвенкийский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ

Один город с троллейбусным сообщением есть в 48 регионах (10 республик, 2 края, 32 областей, 2 города федерального подчинения)
Республика Адыгея (Майкоп)
Республика Дагестан (Махачкала)
Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)
Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)
Республика Карелия (Петрозаводск)
Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)
Республика Мордовия (Саранск)
Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)
Удмуртская Республика (Ижевск)
Республика Хакасия (Абакан)
Красноярский край (Красноярск)
Приморский край (Владивосток)
Ставропольский край (Ставрополь)
Хабаровский край (Хабаровск)
Амурская область (Благовещенск)
Архангельская область (Архангельск)
Астраханская область (Астрахань)
Белгородская область (Белгород)
Брянская область (Брянск)
Волгоградская область (Волгоград)
Вологодская область (Вологда)
Воронежская область (Воронеж)
Ивановская область (Иваново)
Калининградская область (Калининград)
Калужская область (Калуга)
Кировская область (Киров)
Костромская область (Кострома)
Курганская область (Курган)
Курская область (Курск)
Липецкая область (Липецк)
Мурманская область (Мурманск)
Новгородская область (Великий Новгород)
Новосибирская область (Новосибирск)
Омская область (Омск)
Оренбургская область (Оренбург)
Орловская область (Орел)
Пензенская область (Пенза)
Рязанская область (Рязань)
Смоленская область (Смоленск)
Тамбовская область (Тамбов)
Тверская область (Тверь)
Томская область (Томск)
Тульская область (Тула)
Тюменская область (Тюмень)
Ульяновская область (Ульяновск)
Читинская область (Чита)
г.Москва (Москва)
г.Санкт-Петербург (Санкт-Петербург)

Два города с троллейбусным сообщением есть в 11 регионах (3 республики, 1 край, 7 областей)
Республика Башкортостан (Уфа,Стерлитамак)
Республика Татарстан (Казань,Альметьевск)
Чувашская Республика (Чебоксары,Новочебоксарск)
Алтайский край (Барнаул,Рубцовск)
Владимирская область (Владимир,Ковров)
Иркутская область (Иркутск,Братск)
Нижегородская область (Нижний Новгород,Дзержинск)
Пермская область (Пермь,Березники)
Свердловская область (Екатеринбург,Каменск-Уральский)
Челябинская область (Челябинск,Миасс)
Ярославская область (Ярославль,Рыбинск)

Три города с троллейбусным собщением есть в 4 регионах (1 край, 3 области)
Краснодарский край (Краснодар,Новороссийск,Армавир)
Кемеровская область (Новокузнецк,Кемерово,Ленинск-Кузнецкий)
Московская область (Подольск,Химки,Видное)
Саратовская область (Саратов,Балаково,Энгельс)

Четыре города с троллейбусным сообщением есть в 2 регионах (2 области)
Ростовская область (Ростов-на-Дону,Таганрог,Шахты,Волгодонск)
Самарская область (Самара,Тольятти,Сызрань,Новокуйбышевск)

Всего в России 90 городов имеют троллейбусное сообщение (48 регионов с 1 городом, 11 регионов с 2 городами, 4 региона с 3 городами, 2 региона с 4 городами)

Имелось 4 случая прекращения троллейбусного сообщения в городах на территории Российской федерации.
Калининградская область (Калининград 1945,Черняховск 1945)
Свердловская область (Качканар 1985)
Чеченская Республика (Грозный 1994)
В Калининграде троллейбусное сообщение было вновь организовано после длительного перерыва в 1975.

С учётом этих 4 случаев, 93 города в России имеют или имели троллейбусное сообщение (48 регионов с 1 городом, 11 регионов с 2 городами, 5 региона с 3 городами, 2 региона с 4 городами). Так как в Калининграде троллейбусное сообщение открывалось дважды, то имеется 94 случая открытия троллейбусного сообщения.

Интересные закономерности

1. 65 регионов имеют троллейбусное сообщение, 24 региона не имеют. Если в регионе имеется троллейбусное сообщение, то центр региона обязательно имеет троллейбусную систему(соответственно, если в регионе только один город с троллейбусным движением, то это центр региона). Даже в Вологодской области, где в Череповце население больше чем в Вологде, троллейбус есть именно в Вологде. Исключение составляет только Московская облать, так как у неё нет центра. Таким образом, 64 города с троллейбусным движением является центрами регионов, 26 не являются. У трамвая закономерности другие. В центрах регионов он встречается значительно реже троллейбуса, зато не в центрах несколько чаще. Также имеются случаи, когда в центре региона трамвая нет, а не в центре есть. Всё это показывает, что троллейбус имел не только транспортную, но и "представительскую" функции.

2. Есть всего лишь один регион, где нет троллейбуса, но есть трамвай. Это Республика Бурятия(Ула-Уде). Таким образом, 66 регионов имеет электротранспорт, 23 не имеет. Электротранспорт не имеют все 10 автономных округов. Но с точки зрения cтатистики, это и не удивительно. Ведь все 10 центров автономных округов не имеют железной дороги. А если в городе нет железной дороги, то там не бывает троллейбуса. А если троллейбуса нет в центре региона, то его не бывает и в остальных городах региона. Как видите, все просто. Именно поэтому:) без троллейбуса остались Сургут и Нижневартовск с населением за 200 тыс. чел. Троллейбуса не имеет единственная Еврейская автономная облась, но там центр региона меньше 100 тыс. чел. Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Республика Алтай, Республика Саха(Якутия), Республика Тыва не имеют троллейбуса по причине отсутствия железной дороги. Республика Ингушетия и Чеченская республика раньше были единой республикой, троллейбус закрыт. Республика Калмыкия имеет слишком маленький центр(в период СССР менее 100 тыс. чел.) Остаётся три региона: Республика Коми, Ленинградская облась и Псковская область. Псковская область не успела построить троллейбус, по Республике Коми причина неизвестна.

3. Особый интерес вызывает отсутствие троллейбуса в Ленинградской области. Это крупнейший (1671,1 тыс. чел.) регион без элетротранспорта. Пример Московской области (региона с аналогичным статусом), построившей за последние годы три троллейбусные системы, их к сожалению не вдохновил. Среди объективных причин можно назвать только то, что в области совершенно нет крупных городов. Даже Выборг имеет меньше 100 тыс. (а в Московской области гораздо больше население и городов с населением более 100 тыс. 16 штук)

4. За период с 1980 по 1991 троллейбус был открыт в 7 городах
Абакан 1980
Нальчик 1980
Ленинск-Кузнецкий 1984
Миасс 1985
Новокуйбышевск 1986
Черкесск 1988
Смоленск 1991
За период с 1992 по 2002 появились
Великий Новгород 1995
Химки 1997
Видное 2000
Подольск 2001
Сызрань 2002
То есть, в позднем СССР за 11 лет появилось 7 городов, а в России за 11 лет 5 городов. Темпы сравнимые, что даёт основания для осторожного оптимизма.

5. 17 регионов имееют по 2 и более троллейбусных города (11 по 2 города, 4 по 3 города, 2 по 4 города). Интересно, что в 15 случаях из 16 (у Московской области нет центра) первым троллейбус появлялся в центре региона. Даже в Кемеровской области, где Новокузнецк больше Кемерово, троллейбус сначала пустили в Кемерово. Исключение составляет только республика Башкортостан (Стерлитама 1961, Уфа 1962). Близки даты открытия в Алтайском крае (Барнаул 1973, Рубцовск 1973) и Пермской области (Пермь 1960, Березники 1961).
Ещё исключение составляла пара Инстербург(1936) - Кёнигсберг(1943), но в Германии своя специфика. В СССР всё сделали "правильно", троллейбус пустили только в Калининграде.

6. 6 регионов имеют по 3 или 4 троллейбусных города. Адыгея ранее входила в состав Кранодарского края, поэтому в Краснодарском крае было 4 города с троллейбусом. Ещё в Сверловской области до закрытия троллейбуса в Качканаре было 3 троллейбусных города. Интересно выписать годы открытия троллейбуса в этих городах.
Свердловская область: Екатеринбург(1943), Каменск-Уральский(1956), Качканар(1972)
Краснодарский край: Краснодар(1950), Новороссийск(1969), Армавир(1973), Майкоп(1974)
Кемеровская область: Кемерово(1970), Новокузнецк(1978), Ленинск-Кузнецкий(1984)
Московская область: Химки(1997), Видное(2000), Подольск(2001)
Саратовская область: Саратов(1952), Энгельс(1964), Балаково(1967)
Ростовская область: Ростов-на-Дону(1936), Шахты(1975), Таганрог(1977), , Волгодонск(1977)
Самарская область: Самара(1942), Тольятти(1966), Новокуйбышевск(1986), Сызрань(2002)
Как видно из этих данных, самое последовательное(1942-1966-1986-2002) развитие троллейбуса наблюдается в Самарской области, примерно каждые 20 лет появляется новая система. Последовательность намечалась в Кемеровской области (1970-1978-1984), но продолжения не последовало. В Свердловской области тоже была последовательность (1943-1956-1972), но в 1985 вместо продолжения закрылся Качканар.

7. Самарская и Саратовская области имеют ещё одно достижение: в них троллейбус имеют все города с население свыше 100 тыс. чел. В Саратовской области причина этого видимо сосбственный троллейбусный завод, а в Самарской - нефтяники. Еще в 50ых годах была построенв троллейбусная линия из центра Куйбышева на НПЗ, основная связь НПЗ с центром . Я думаю, это стало одной из причин того, что нефтяники в Новокуйбышевске и Сызрани поддержали строительство троллейбуса. Я сам из Самары, так что приятно было узнать, что Самарская область в троллейбусном плане один из передовых регионов России:) Кстати, в Самарской области на 4 города есть 8 депо. Общее число машин не знаю, но где-то около 500.

8. Из 94 случаев открытия троллейбусного сообщения 87 троллейбусное сообщение открывалось в СССР, 5 в России (Великий Новгород 1995, Химки 1997, Видное 2000, Подольск 2001, Сызрань 2002) и 2 в Германии (Инстербург 1936, Кёнигсберг 1943). В Российской Империи троллейбусного сообщения не было, хотя имелось несколько проектов и демонстрационная линия на фабрике Фрезе в Санкт-Петербурге в 1902. Первый город, в котором открыто троллейбусное сообщение - Москва 1933, последний - Сызрань 2002. Такое позднее появление троллейбуса(1933) одна из особенностей России, во многих промышленно развитых странах первые троллейбусные системы появились ещё до первой мировой войны.
Три случая закрытия троллейбусного сообщения были в СССР (не были восстановлены немецкие системы в Калининграде и Черняховске и закрыта система в Качканаре). Один случай прекращения троллейбусного движения был в России (Грозный).
Итого: Германия(+2,-0)+СССР(+87,-3)+Росиия(+5,-1)=90

9. Первые четыре города, не центра региона, в которых было открыто троллейбусное движение.
Инстербург 1936
Каменск-Уральский 1956
Стерлитамак 1961
Березники 1961
Интересно, что в Камеск-Уральском троллейбус открыли только через 27 лет после Москвы, а до этого троллейбус в РСФСР был только в центрах регионов.

Один маленький вопрос
Юрий Аралов  06.06.2003 12:26

Все очень интересно, но почему Вы пишете это здесь, а не в троллейбусном форуме. Московский он только номинально, реально - всемирный.

Железная дорога
Дмитрий М  06.06.2003 13:46

Отсутствие железной дороги не помешало пустить троллейбус в Нарыне(Киргизия).

RE: Железная дорога
Павел Торгалов  06.06.2003 13:55

А также начать строительство Крымской линии из Ялты.Но там был хотя бы порт.А Нарын-действительно,уникальный случай,учитывая еще
и высоченные горы в том районе.
Кстати,при строительстве новых линий,а также при получении машин
некоторые города Донбасса,а также Химки и Видное использовали не станции в своих городах,а служебные ветки местных заводов и или
станции и склады соседних городов.

RE: Один маленький вопрос
Павел Пилецкий  06.06.2003 13:57

По моему эта статистика не совсем к троллейбусу относится. Область знаний на стыке географии, истории и троллейбуса:) Да и вообще, списки в алфавитном порядке уже имелись, я их просто представил в другом виде. Я думаю что на дискуссионном форуме самое место такому материалу.

Рекорд в СССР? (+)
Дмитрий Пашкевич  06.06.2003 14:03

Донецкая область:
Трамвай и троллейбус:
1. Донецк
2. Мариуполь
3. Макеевка
4. Горловка
5. Краматорск
Троллейбус:
6. Славянск
7. Артемовск
8. Харцизск
9. Дзержинск
10. Доброполье
11. Углегорск
Трамвай:
12. Енакиево
13. Констаниновка
14. Дружковка
15. Макеевка
Итого 15 городов с ГЭТ, 11 с Тб, 9 с Тм.
Ближайший конкурент по Тб - Грузия (Сколько там Тб систем? забыл...)
По кол-ву городов с ГЭТ - 1 место в ex-СССР.

простите, ошибочка (+)
Дмитрий Пашкевич  06.06.2003 14:07

15. Авдеевка (трамвай)

RE: Рекорд в СССР? (+)
Павел Торгалов  06.06.2003 14:22

Ну да,именно рекорд.И еще в Луганской области очень неплохо-
Луганск и Стаханов- трамвай плюс Алчевск(пущен раньше),Луганск,Лисичанск,Стаханов,Северодонецк,Краснодон,Антрацит,причем последние два открыты с интервалом в несколько месяцев.
И вообще Украина-лидер в б.СССР по количеству систем ГЭТа относительно к численности населения.Возможно,им была Грузия,но сейчас точно не известно ни ее население,ни кол-во работающих систем.При СССР было:
Тбилиси
Кутаиси
Рустави
Чиатура-Сачхере
Батуми
Сухуми
Махарадзе(сейчас Озургети)
Гори
Цхинвали
Поти
Зугдиди
Самтредиа
Точно не работает сейчас-Цхинвали.


Кстати,интересное наблюдение:путешествуя 2 года назад по Донбассу,слушал музыку в плеере.Заметил,находясь в обычном рейсовом "Икарусе" или "ЛАЗе",что очень часто расстояние между двумя крайними точками КС разных городов равно времени потраченному на проигрывание плеером 0,5...1 стаандартной песни,т.е. 2-4 мин.(КС,естественно,не соединена между собой)

RE: Интересный факт...
Павел Торгалов  06.06.2003 14:26

а именно:троллейбус в Стерлитамаке был открыт почти на год раньше,чем в Уфе
Та же картина в Украине,но с большей разницей,около 4 лет:Алчевск-Луганск

Я думаю рекорд СССР
Павел Пилецкий  06.06.2003 14:49

Я списки городов с электротранспортом пока только по России подробно анализировал, так что по Грузии говорить не буду. Но в Российской федерации ничего подобного нет.

Трамвай и троллейбус - было максимум 3 в одном регионе Ростовская область(Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты) После закрытия трамвая в Шахтах осталось максимум 2 в одном регионе (Ростовская область, Нижегородская область, Кемеровская область)

Троллейбус - максимум 4 в одном регионе Ростовская область и Самарская область

Трамвай - было масимум 5 в одном регионе Свердловская область (Екатеринбург, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Карпинск, Волчанск)
После закрытия трамвая в Карпинске максимум 4 в одном регионе.
(Свердловская область, Иркутская область, Кемеровская область, Ростовская область, Челябинская область)

Электротранспорт - было максимум 7 в одном регионе Свердловская область (Екатеринбург, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Карпинск, Волчанск, Каменск-Уральский, Качканар) После закрытий в Качканаре и Карпинске стало максимум 5 в одном регионе (Свердловская область, Иркутская область, Кемеровская область, Ростовская область, Челябинская область, Московская область)

RE: Железная дорога
Павел Пилецкий  06.06.2003 15:27

Нарын действительно очень интересный пример. Троллейбус там пущен в 1994 году. Вы не знаете, строительство началось до разавла СССР или после?

RE: Распределение троллейбусных городов России по субъектам федерации

Павел Пилецкий писал(а):
>
> 3. Особый интерес вызывает отсутствие троллейбуса в
> Ленинградской области. Это крупнейший (1671,1 тыс. чел.)
> регион без элетротранспорта. Пример Московской области
> (региона с аналогичным статусом), построившей за последние
> годы три троллейбусные системы, их к сожалению не вдохновил.
> Среди объективных причин можно назвать только то, что в
> области совершенно нет крупных городов. Даже Выборг имеет
> меньше 100 тыс. (а в Московской области гораздо больше
> население и городов с населением более 100 тыс. 16 штук)

Вообще-то в свое время обсуждались возможности прокладки троллейбуса в Гатчине, но решили, что пока не надо. И, кстати, Выборг входит в число городов, где когда то был трамвай (финский, но существовал до середины 50-х годов).

Расстояние между сетями двух городов

Павел Торгалов писал(а):
> Кстати,интересное наблюдение:путешествуя 2 года назад по
> Донбассу,слушал музыку в плеере.Заметил,находясь в обычном
> рейсовом "Икарусе" или "ЛАЗе",что очень часто расстояние
> между двумя крайними точками КС разных городов равно времени
> потраченному на проигрывание плеером 0,5...1 стаандартной
> песни,т.е. 2-4 мин.(КС,естественно,не соединена между собой)

Возвращаясь к трамваям... Я слышал, что трамвайные сети Нижнего Новгорода и Дзержинска имеют общее кольцо - не в смысле соединения рельсовой и контактной сети, а в смысле расположения близко друг к другу. Недавно мимолетом (менее 1 дня) был в Нижнем, спросил у местных, с кем общался, но они сказали, что не в курсе - мол, так далеко не забираемся:-))) Может, кто-нибудь владеет более точной информацией?

Не фига там общего нет.
Абросимов Николай  08.06.2003 15:52

Линия в Дзержинске километров на 10 тянется в сторону Нижнего и кончается приблизительно в полкилометре от границы Нижнего.

RE: Интересный факт...
Сильвестр  09.06.2003 12:09

Не 4 года. Алчевск - троллейбус открыт в 1954, Луганск - в 1962.

RE: Распределение троллейбусных городов России по субъектам федерации
Юрий Аралов  09.06.2003 16:11

Владимир Венедиктов писал:

> Вообще-то в свое время обсуждались возможности прокладки
> троллейбуса в Гатчине, но решили, что пока не надо.

ГЫ! Так чего, там недостроили и бросили. Вроде осенью этого года пускать собирались... Че это они, или там тоже власть маршруточной мафии продалась с потрохами? :-(((((((((((((

RE: Распределение троллейбусных городов России по субъектам федерации

Не, я этого не знаю, честно говоря. О планах-то я несколько лет назад слышал, а что что-то таки начали строить - и не слышал. Может, и не все так плохо.

Выборг и Гатчина (Ленобласть)
РомкА  09.06.2003 19:40

Да, про Выборг Владимир Венедиктов правильно указал. Выборг нам достался от финов вместе с у/к трамваем, который проработал до 1956 года (Павел, включите Выборг в свое исследование).
Во второй половине 1990-х годов, когда с транспортом (Автобусами) стало совсем плохо, в коридорах выборгской администрации родился проект возродить трамвай. Даже составили предварительный проект восстановления, но... посчитали - прослезились. Денег надо было вложить столько, сколько в годовом бюджете Ленобласти не было. Но проект так где-то и остался, может быть когда-нибыдь в Выборге снова появятся трамваи.
А с Гатчиной другое дело. В 2001 году действительно вовсю обсуждался проект строительства троллейбуса в Гатчине. Но тогда что-то не пошло и все заглохло. Осенью 2002 года снова пошли разговоры про гатчинский троллейбус, причем дело дошло до составления проекта и ТЭО. На площади у станции "Гатчина-Варшавския" поставили пару десятков столбов, предназначенных явно для троллейбусной подвески (уж больно они массивные для освещения). Зимой 2002/2003 года проект согласовывали, утверждали и т.д. Как сейчас обстоят дела - я не в курсе, но надеюсь, что до конца 2003 года (как обещал вице-губернатор Ленобласти Г.Двас) я прокачусь в троллике по Гатчине.
Правда, с моей точки зрения, Гатчине троллейбус нужен "как собаке пятая нога". Сам город небольшой, транспортные интересы жителей удовлетворяют 2 или 3 (?) внутригородских и более десятка пригородных автобусных маршрута. С юга и востока города проходят электрофицированные железные дороги, через которые троллейбус не проедет - там обычные переезды. Перспектив строительства виадуков нет, т.к. транзитный транспорт обходит город по объездной дороге, а для внутреннего транспорта хватает пропусткной способности обычных переездов. Чтобы уехать в СПб, можно пешком дойти до одной из трех расположенных в городе ж/д станций. Большой (по Гатчинским меркам) район новостроек "Аэродром", куда имело бы смысл тянуть троллейбусную ветку, также находится за электрофицированной ж/д. Так что, если троллейбусный маршрут и появится в Гатчине, думаю, что он свяжет Гатчину-Варшавскую с районом "Хохлово поле", застроенным в 1980-х годах и, боюсь, долгое время останется единственным.

Пушкин и Колпино (но это уже Петербург)

Вот где троллейбус ИМХО бы не помешал - и внутри городов, и для связи с Питером (а в Пушкин - так лучше бы скоростной трамвай). Но это уже не область, а территория собственно Питера, хотя и в виде отдельных городов. отделенных от Питера полями, аэропортом и болотцами с лесочками.

Пушкин и Колпино
РомкА  10.06.2003 09:50

В Пушкине внутригородская линия троллейбуса действительно не помешала бы... Но вот линию Пушкин - СПб сейчас не построить, т.к. выезды из Пушкина на Московское и Пулковское шоссе "перегорожены" электрофицированными ж/д переездами.
А в Колпино если уж что и строить, то сразу трамвай. БОльшая часть города - новостройки с широкими улицами и пассажиропотоки там как раз трамвайные (особенно у проходных Ижорского завода).

Страницы:  1 2Все>>
Страница: 1 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]