ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Павел Пилецкий  05.06.2003 11:41

Добрый день!

В Интернете имеется несколько списков троллейбусных городов России. На этом форуме был список Вадима Фалькова, есть база данных городов элетротранспорта на http://www.parovoz.com/electro Однако в этих перечнях города обычно выстраиваются просто по алфавиту. Я на основе этих списков упорядочил троллейбусные города Российской Федерации по населению. Информация о населении городов взята по адресу.
http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm В ходе составления списка выявилось несколько интересных закономерностей, которые перечислены внизу.

Распределение троллейбусных городов Российской Федерации по численности населения.
Города с численностью населения 1 млн. человек и более
(всего городов 13, 13 имеют троллейбус)
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Нижний Новгород
Екатеринбург
Самара
Омск
Казань
Челябинск
Ростов-на-Дону
Уфа
Волгоград
Пермь
Города с численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек
(всего городов 20, 19 имеют троллейбус)
Красноярск
Саратов
Воронеж
Тольятти
Краснодар
Ульяновск
Ижевск
Ярославль
Барнаул
Иркутск
Владивосток
Хабаровск
Новокузнецк
Оренбург
Рязань
Пенза
Тюмень
Астрахань
Липецк
Города с численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек
(всего городов 42, 33 имеют троллейбус)
Томск
Кемерово
Тула
Махачкала
Киров
Чебоксары
Иваново
Брянск
Калининград
Курск
Тверь
Архангельск
Ставрополь
Курган
Белгород
Мурманск
Калуга
Орел
Смоленск
Чита
Владимир
Владикавказ
Саранск
Тамбов
Вологда
Таганрог
Кострома
Нальчик
Петрозаводск
Стерлитамак
Дзержинск
Братск
Йошкар-Ола
Города с численностью населения от 100 тыс. человек до 250 тыс. человек
(всего городов 93, 24 имеют троллейбус)
Новороссийск
Рыбинск
Шахты
Благовещенск
Великий Новгород
Балаково
Армавир
Энгельс
Сызрань
Каменск-Уральский
Подольск
Березники
Волгодонск
Абакан
Рубцовск
Майкоп
Миасс
Ковров
Химки
Альметьевск
Новочебоксарск
Черкесск
Новокуйбышевск
Ленинск-Кузнецкий
Города с численностью населения до 100 тыс. человек
(общее число городов не указано, 1 город имеет троллейбус)
Видное

Имелось 4 случая прекращения троллейбусного сообщения в городах на территории
Российской федерации
Калининград(Кенигсберг) 1945
Черняховск(Инстербург) 1945
Качканар 1985
Грозный 1994
Кенигсберг и Грозный - крупные города с численностью населения на момент закрытия несколько сот тыс. человек. Инстербург и Качканар малые города, на момент закрытия имели менее 100 тыс. человек. Троллейбусное сообщение в городах Калининград
(Кенигсберг), Черняховск (Инстербург) и Грозный было прекращено в результате боевых действий. В Качканаре троллейбусное сообщение было прекращено в мирное время (единственный случай на территории России). В Калининграде троллейбусное сообщение
было вновь организовано после длительного перерыва в 1975 (единственный случай на территории России, если не учитывать перерывы во время Великой Отечественной войны).

Всего троллейбусные системы действуют в 90 городах. Всего в России 93 города имеют или имели троллейбусное сообщение Так как в Калининграде троллейбусное сообщение открывалось дважды, то имеется 94 случая открытия троллейбусного сообщения.

Интересные закономерности

1. Граница "уверенного" рапространения троллейбуса в Российской Федерации проходит сейчас примерно по 140 тыс. человек. Среди 121 города с населением более 140 тыс. человек троллейбус имеют 85. Среди 47 городов с населением от 100 до 140 тыс. человек троллейбус имеют только 4. Среди городов с населением менее 100 тыс. человек троллейбус имеет только 1 город.

2. Все города с троллейбусными системами в настоящее время имеют железную дорогу. Есть два интересных случая. В Альметевске железная дорога довольно далеко за чертой города. В Новочебоксарске по железной дороге возможно не было пассажирского сообщения.

3. Все города с троллейбусным движением являются городами регионального подчинения или федерального подчинения. Городов районного подчинения и поселков городского типа среди них нет. Все города с троллейбусным движением стали городами до появления
троллейбуса(среди трамваев есть исключения).

4. 10 крупнейших городов без троллейбуса
Набережные Челны(510,0)
Магнитогорск(419,1)
Нижний Тагил(390,6)
Улан-Удэ(359,4)
Сочи(328,8)
Череповец(312,2)
Волжский(310,7)
Сургут(285,5)
Комсомольск-на-Амуре(281,0)
Орск(250,6)
Во всех этих городах, кроме Сочи и Сургута, есть трамвай.

5. 10 крупнейших городов без троллейбуса и трамвая
Сочи(328,8)
Сургут(285,5)
Нижневартовск(239,0)
Сыктывкар(230,0)
Грозный(223,0)
Зеленоград(215,9)
Якутск(209,5)
Псков(202,7)
Северодвинск(201,5)
Петропавловск-Камчатский(198,2)
В Грозном система была закрыта.
Якутск и Петропавловск-Камчатский не имеют железной дороги.
Сургут и Нижневартовск находятся в автономном округе.
Зеленоград находится в подчинении Москвы.
Сочи имеет слишком оригинальную планоровку.
Сыктывкар, Псков и Северодвинск не имеют электротранспорта "без уважительных причин".

6. 10 малых городов с троллейбусом
Видное(

Павел, а ведь есть и троллейбусный форум! (0)
Виталий (wit721)  05.06.2003 11:52

(0)

Электротранспорт в Пскове...
Антон Чиграй  05.06.2003 12:20

> Сыктывкар, Псков и Северодвинск не имеют электротранспорта
> "без уважительных причин".

Трамвай Пскова был разрушен в 1941 году. В конце 80-х - начале 90-х были разговоры (и даже некоторое выделение средств) на строительство троллейбуса. Разговоры после очередных выборов заглохли, деньги потратили на автобусы.

Качканар
Вячеслав  05.06.2003 13:25

По непроверенным данным, в Качканаре троллейбусную линию построил местный ГОК (горно-обогатительный комбинат) безо всяких согласований с кем-либо. Во время очередного посещения высокой комиссии из Москвы лавочка была прикрыта ввиду самопального происхождения.

Что значит самопальное происхождение?
Boris  05.06.2003 14:14

Если Качканарский ГОК построил троллейбус как ведомственный транспорт, сам его финансировал, то чего ж тут плохого? А ведомственные трамвайные линии ряда городов? С кем то действительно советовались перед началом их постройки?

Одна неточность
Boris  05.06.2003 14:18

Павел Пилецкий писал(а):
>
> Города с численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн.
> человек
--- skip ---
> Рязань

> Города с численностью населения от 250 тыс. человек до 500
> тыс. человек
--- skip ---
> Тула

Тула больше Рязани, причем заметно. Но почему-то попала в другой диапазон. А вообще замечательная статистика, с удовольствием почитал.

RE: Электротранспорт в Пскове...
Павел Пилецкий  05.06.2003 14:34

В этом районе было три областных центра без троллейбуса: Смоленск, Новгород и Псков. В Смоленске троллейбус появился в 1991, в Великом Новгороде (тогда ещё просто Новгороде) в 1995. А Псков видимо совсем опоздал.

RE: Одна неточность
Павел Пилецкий  05.06.2003 15:17

Госкомстат(http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm) утверждает обратное. По итогам переписи 2002
Рязань - 521,7
Тула - 472,3
Правда это данные без населенных пунктов, подчиненных администрациям городов.

Кстати, в этой статистике по численности населения городов есть ещё одна любопытная закономерность. Есть 5 городов с населением от 1 млн. чел до 1 млн. 100 тыс. чел
Челябинск 1078,3
Ростов-на-Дону 1070,2
Уфа 1042,4
Волгоград 1012,8
Пермь 1000,1
и только один город с населением от 900 тыс. чел до 1 млн. чел
Красноярск 911,7
Так что подтверждается наблюдение о том, что в любом списке чаще встречаются значения, начинающиеся на маленькие цифры(1), чем на большие(9)
А может просто в этой переписи "сотысячникам" и "миллионникам" натянули население.
Есть 23 города с населением от 100 тыс. чел до 110 тыс. чел, и только 9 городов с населением от 110 тыс. чел до 120 тыс. чел

RE: Качканар
Павел Пилецкий  05.06.2003 15:58

Возможно так и было. У качканарского троллейбуса две странности
-по меркам СССР город слишком маленький для открытия троллейбуса (меньше 50 тыс., наверно только в Грузии в таких городах появлялся троллейбус)
-как написал Вадим Фальков на этом форуме (http://trolley.ruz.net/forum/read.php?f=1&i=6019&t=6019&v=f)"система никогда не имела депо". Если бы она строилась официально, вряд ли такое могло случится.

Кстати, как я прочитал на официальном сервере правительства Свердловской области (http://www.midural.ru/midural-new/page_oblast11.htm), в Свердловской области прошла целая административно-территориальная реформа. Появились "управленческие округа", а бывшие районы и города областного подчинения получили статус "муниципальных образований". Город Волчанск получил этот статус "муниципального образования" и, по советской термилогии, стал городом областного подчинения. По моим подсчётам, в РСФСР Волчанск был единственным городом районного подчинения, имеющим электроторанспорт(трамвай).

Я об этой реформе не знал, думал что на уровне областей административно-территориальное деление везде осталось как в РСФСР.

М-да
Зигфрид  05.06.2003 16:11

Сохранили бы трамвай во Пскове - нынче наверное была бы одна из интереснейших систем :-/ ЛМы, РВЗ, одинокие КТМы...

RE: Так там же узкоколейная вроде была система...(-)
Alens  05.06.2003 17:04

0

О числах, начинающихся с маленьких цифр

В данном случае, уверен, это попытка местных властей "дотянуть" до заветного рубежа (миллион, сто тысяч, ...). Больше оснований претендовать на строительство метро и т.п. Ради этого можно и границы административные подкорректировать, например.

В других же случаях - таблицы физических величин, например - такая закономерность (преобладание чисел, начинающихся с маленьких цифр) является следствием того, что величины распределены равномерно по логарифмической шкале. Что, в свою очередь, объясняется тем, что единицы величин выбраны достаточно произвольно, а распределение должно сохранять свой вид при переходе к другим единицам (от килограммов к фунтам или золотникам :)).

Cпасибо! Интересная статистика! (+ два комментария)

1) Зеленоград ни в коей мере не является самостоятельным городом - просто часть Москвы (этакий эксклав).

2) Население г. Видное - около 55 тыс. чел. (если верить Интернету).

Ну да. Равномерно, это когда чисел, начинающихся с 9 на 10% больше, чем
Абросимов Николай  05.06.2003 17:13

тех что с 10. А11, 12 и т.д. в расчет не берем.

Уточнения по городам
Сергей Ковалевский  05.06.2003 17:22

В Костроме по данным переписи не учли 4 военных городка с общей численностью населения 21.000. Таким образом, её и Таганрог надо поменять местами. Также как и Курск (по переписи-412 тыс, фактическ-443)

RE: Cпасибо! Интересная статистика! (+ два комментария)
Павел Пилецкий  05.06.2003 17:32

Зеленоград вообще имеет интересный статус. Фактически это конечно часть Москвы. Но на сервере Госкомстата указано, что субъект федерации город Москва состоит из города Москвы, города Зеленограда и ещё трёх каких-то поселков. Так что формально это наверно пока ещё самостоятельный город.

А город Видное - центр Ленинского района:), конечно радует. Очень хорошо, что они сломали советскую традицию "троллейбус только после 100 тыс.", и успешно развивают сеть. Будем надеятся, что их примеру последуют и другие.

Я в шоке
Boris  05.06.2003 17:40

Павел Пилецкий писал(а):
>
> Госкомстат(http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm) утверждает
> обратное. По итогам переписи 2002
> Рязань - 521,7
> Тула - 472,3

Всю жизнь считал Тулу самым большим городом из всех "околомосковских" городов, т.е. Владимира, Ярославля и т.д. Даже чисто субъективно, по второстепенным признакам. В Туле заметно более мощная транспортная сеть (была?), 18 трамвайных и 7 троллейбусных маршрутов - не шутка, шестизначные телефонные номера были уже тогда, когда в Рязани только предполагался переход на них, бОльшая площадь города. Ничего не понимаю. По последней переписи СССР Тула была больше, цифр не вспомню, но точно помню, что больше Рязани.

RE: Качканар
Павел Торгалов  05.06.2003 18:01

Насколько мне известно,качканарский троллейбус умирал долго-с 1982 года (до закрытия в 1985) он перешел из рук ГОКа в руки АТП из соседней Нижней Туры.То есть закрылся он скорее всего из-за того,что перестал быть нужным ГОКу,а не из-за приезда высокой комиссии.Кстати,еще в 2000 году в Кам.-Уральском ТУ работали водители,получавшие в 1986 машины из Качканара.
Что касается депо- например,в Мингечауре,где движение открылось
в 1987 году,депо нет до сих пор,есть только площадка с 2 канавами.Также было и в Бухтарме.И во многих росс.городах(Горький,Рязань,Куйбышев,Киров...)на момент открытия депо не было,а появлялись они позднее.В Качканаре,думаю,под депо приспособили гараж ГОКа...Впрочем,надо ехать и выяснять,никак только вырваться туда не могу...
И последнее.Все-таки троллейбус Кенигсберга прекратил свою работу перед боями в этом городе,то есть тогда ,когда он был еще в Германии,а не в СССР.
А в целом-Павел,очень здорово,что Вам настолько интересен именно российский троллейбус,что Вы предприняли такой труд.К сожалению,многие наши московские любители замыкаются в Москве...
Спасибо.

RE: Я в шоке
Дима Садовников  06.06.2003 06:14

Приветствую, Борис!

Самым большим из всех околомосковских городов всегда был и будет есть Ярославль. Он и по площади здоровенный, и по населению первым за семисотник выйдет, да и промышленность там дай Бог всякому городу (или не дай Бог, тут уж кто как).
Касаемо Рязани и Тулы - Тула больше разбросана, Рязань кажется компактней, от того и возможно такое впечатление.
А самая солидная сеть ГЭТ, по моему разумению всё же была в Твери - подчеркну, БЫЛА, ибо там теперь уже нет многого из того, что глаз радовало.

С уважением, ДИмС

RE: Качканар
Павел Пилецкий  06.06.2003 09:43

Насчёт отсутствия депо в Мингечауре не знал, интересная информация.
В Куйбышеве(я живу здесь) троллейбус был открыт на 7 ноября 1942 года. В это время в Куйбышеве были все иностранные послы и правительство страны. 7 ноября 1941 года в Куйбышеве состоялся знаменитый парад, и через год гостей надо было чем нибудь удивить, так что было не до строительства депо. Киров, Горький, Рязань - это военные или послевоенные годы, всё таки нетипичная ситуация.
В Кёнигсберге и Инстербурге движение троллейбусов было прекращено ещё в Германии. Но решение о закрытии этих систем (то есть о том, чтобы их не восстанавливать) было принято наверно в СССР. Ведь трамвай в Кёнигсберге восстановили. Поэтому я думаю, что правилнее будет считать эти закрытыми в СССР(не восстаналивались из-за сильных повреждений).

У меня к Вам вопрос по Новой Бухтарме. Как я понимаю, она находится в Восточно-Казахстанской области. У меня хорошей карты этого региона нет, а в атласах нет такого населённого пункта. Не могли бы Вы объяснить, где имеено находиться Новая Бухтарма с привязкой к крупным городам?

Ещё две системы, открытые без депо (вернее со строящимися депо) - Москва и Подольск. (-)
Юрий Аралов  06.06.2003 10:05

kldz

Рад за Ярославль и огорчен тоже.. (+)

Город то самый крупный около Москвы, а ГЭТ развит слабо
Тм - 7 маршрутов
Тб - 8 маршрутов - из них 2 по 2 выхода :(((
А в мечтах то было эгегей!!!

RE: Я в шоке
Олег  06.06.2003 11:05

Тулу раньше обычно давали с поселками, подчиненными городской администрации (Менделеевский, Косая Гора и еще какие-то), они в сумме около 40-50 тысяч населения дают

Н. Бухтарма
Дмитрий М  06.06.2003 13:21

Новая Бухтарма ближе всего к г. Серебрянску восточнее него километров на 40( от Усть-Каменогорска на восток 150 км ). Находится на берегу Бухтарминского водохранилища.

RE: Качканар
Дмитрий М  06.06.2003 14:05

По нормам МКХ в то время троллейбусному хозяйству полагалось депо. Но Качканарский троллейбус строил ГОК по собственной инициативе(поддержанной в обкоме) независимо от МКХ и депо он не построил.
Вообще без депо пускались многие хозяйства в 1930-1950 гг. Например, Новосибирск, Омск, Алма-Ата, Самарканд, Балаково, Каменск-Уральский. Депо достраивали позже. В Грузии с депо пускали хозяйство только в Тбилиси. Под троллейбусы отвели площадку в трамвайном депо( то же было в Баку, Сумгаите, Кировабаде, Ереване). В Кутаиси, Гори, Рустави, Чиатура, Зугдиди, Махарадзе, Поти, Самтредиа, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Мингечауре, Ленинакане были только открытые площадки для стоянки( иногда асфальтированные иногда нет).

Ленинград (+)
Виктор Бойков  06.06.2003 15:32

При пуске троллейбуса в 1936 году под размещение подвижного состава была приспособлена часть трамвайного парка имени Смирнова (впоследствии № 4). Самостоятельный троллейбусный парк в Московском районе (№ 1) открыт в 1940 году.

Краснодар (+)
Олег К  10.06.2003 10:27

Троллейбусы тоже в начале существования располагались в Северном трамвайном депо(ликвидированно).

RE: Качканар
Сильвестр  10.06.2003 14:17

"По моим подсчётам, в РСФСР Волчанск был единственным городом районного подчинения, имеющим электроторанспорт(трамвай)".
В Украине и сейчас Углегорск - город районного подчинения (подчинён Енакиевскому горсовету). Долгое время - до конца 80-х - городом районного подчинения была Авдеевка (была подчинена Ясиноватскому горсовету).
В Грузии до самой независимости городами районного подчинения были Самтредиа и Озургети.

То же по городам Украины
Сильвестр  10.06.2003 16:08

Более 1 миллиона жителей - 5 городов. Все имеют троллейбус. Также все имеют трамвай.
Киев (2602)
Харьков (1470)
Днепропетровск (1064)
Одесса (1029)
Донецк (1016)

От 500 тысяч до 1 миллиона жителей - 4 города. Все имеют троллейбус. Также во всех есть трамвай.
Запорожье (814)
Львов (732)
Кривой Рог (667)
Николаев (514)

От 300 тысяч до 500 тысяч жителей - 9 городов. Троллейбус имеют все. Трамвай есть в 4 - первых по списку.
Мариуполь (492)
Луганск (463)
Макеевка (390)
Винница (357)
Симферополь (343)
Севастополь (341)
Херсон (328)
Полтава (318)
Чернигов (301)

От 100 до 300 тысяч жителей - 28 городов. Из них троллейбус есть в 18. Трамвай есть в 6 городах, причём в 3 из них - и трамвай, и троллейбус. Вот города, имеющие троллейбус.
Черкассы (295)
Сумы (293)
Горловка (292)
Житомир (284)
Хмельницкий (254)
Кировоград (253)
Ровно (249)
Черновцы (240)
Кременчуг (234)
Тернополь (228)
Ивано-Франковск (218)
Луцк (209)
Белая Церковь (200)
Краматорск (181)
Славянск (125)
Северодонецк (120)
Алчевск (119)
Лисичанск (115)

От 50 до 100 тысяч жителей - 54 города. Из них троллейбус есть в 6, трамвай - в 4, в одном из них (Стаханов) - и троллейбус, и трамвай. Список городов с троллейбусами.
Стаханов (90)
Артёмовск (83)
Ялта (81)
Антрацит (64)
Харцызск (64)
Краснодон (51)
Трамвайные города этой категории:
Константиновка (95)
Конотоп (93)
Стаханов (90)
Дружковка (65)

Троллейбус есть в 4 городах с населением менее 50 тысяч жителей.
Дзержинск
Алушта
Доброполье
Углегорск
В 1 городе этой категории есть трамвай (Авдеевка).

1. Есть лишь один город без троллейбуса с населением более 200 тысяч - Днепродзержинск.
2. Если до начала 70-х годов все города с населением 100 тысяч и более могли рассчитывать на троллейбус, то с середины 70-х этот порог стал быстро расти. Предпочтение отдавалось городам Донбасса и областным центрам Западной Украины.
3. Стаханов ранее был стотысячником, прогнозировалось стотысячное население и в Артёмовске.
4. Открытие троллейбусного сообщения в городах с населением менее 100 тысяч было не такой уж редкой практикой - это касается и Алчевска, Луцка, Тернополя, Северодонецка, строить троллейбус в Житомире также стали, ещё когда в городе не было 100 тысяч.
5. 10 самых больших городов без троллейбуса:
Днепродзержинск (256)
Мелитополь (160)
Керчь (157)
Никополь (135)
Бердянск (121)
Павлоград (119)
Ужгород (118)
Евпатория (106)
Енакиево (104)
Каменец-Подольский (100)
6. 10 самых больших городов без электротранспорта: вместо имеющих трамвай Днепродзержинска, Евпатории и Енакиевого добавляются
Красный Луч (95)
Александрия (94)
Умань (89)
7. Мелитополь, Керчь и Каменец-Подольский считаются городами, где ведётся строительство троллейбуса; Красный Луч и Коломыя (61) - где ведутся проектные работы.
8. В 19 областях из общего числа 24 + Крым (Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская, Черниговская, Сумская, Львовская, Тернопольская, Винницкая, Черкасская, Полтавская, Харьковская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Кировоградская, Луганская, Одесская, Николаевская, Херсонская) все города с населением более 100 тысяч имеют троллейбус. Причём в большинстве это - областной центр, только в Киевской и Полтавской есть ещё по одному городу (Белая Церковь и Кременчуг), а в Луганской области - ещё три стотысячника, и все с троллейбусом (Северодонецк, Алчевск, Лисичанск).
9. Троллейбусные города с населением менее 100 тысяч есть только в Донецкой и Луганской областях и в Крыму. При этом в Донецкой области и в Крыму есть стотысячники, троллейбуса не имеющие, а Керчь в Крыму не имеет электротранспорта вообще.
10. Обращает на себя внимание слабая троллейбусификация расположенных рядом Днепропетровской и Запорожской областей, где при общем количестве 8 городов с населением более 100 тысяч троллейбус есть только в 3 крупнейших.
11. В 1992 году была идея построить троллейбус во всех городах с населением 100 тысяч (к тому времени к этой категории относились также Константиновка, Красный Луч, Александрия и Конотоп). Планы эти просуществовали недолго.

RE: То же по городам Украины
Павел Пилецкий  11.06.2003 11:38

Спасибо, очень интересно!

Есть несколько вопросов
-Вы систему Молочное посчитали как часть системы Евпатории? Вообще, какой статус у Молочное: посёлок или район Евпатории?
-Ужгород это единственный областной центр без троллейбуса? Интересно, он не успел получить троллейбус(как и Псков), или по нему вобще не было конкретных планов?
-В Черновцах троллейбус появился действительно в 1939, ещё в Румынии? Кроме Черновцов, все остальные системы были открыты на территории СССР, а закрытий вообще не было?
-Нет ли хотя бы примерных данных по городам с населением менее 50 т.? Интересно перекрыл ли кто нибудь рекорд Волчанска(13т.)

Вообще получается в России городов менее 100т. с трамваем примерно как и в Украине(Усолье-Сибирское, Краснотурьинск, Осинники,Саяногорск,Волчанск+закрытый Карпинск и Усть-Катав без пассажирского движения). А вот троллейбус менее 100т. только один (Видное) против 10 в Украине.
Ещё интересный случай Стаханов. Город менее 100т. с двумя системами электротранспорта я думаю даже в мировом масштабе редкость. Да и вообще Донецкая область(+Луганская и западная часть Ростовской) видимо мировой лидер по плотности систем электротранспорта.

RE: То же по городам Украины

Тут на другом форуме "Петербуржцы - за общественный транспорт" (http://webforum.land.ru/mes.php?id=6737361&fs=0&ord=0&board=5828&lst=&arhv=) мы обсуждали вопрос о том, выпал ли (вследствие безумного трамваецида имени губ.Яковлева) уже Питер из книги рекордов Гинесса как самый трамвайный город или нет, и выяснилось, что ближайшим конкурентом (непонятно, уже обошедшим нас или еще нет) является трамвайная система польского угольного бассейна в Верхней Силезии с центром в Катовице, но охватывающая целый регион). Интересно было бы сравнить ее и Донбасс.

RE: То же по городам Украины
Антон Чиграй  11.06.2003 12:01

>> трамвайная система польского угольного бассейна в Верхней
>> Силезии с центром в Катовице, но охватывающая целый регион).
>> Интересно было бы сравнить ее и Донбасс.

В смысле электротранспорта сравнивать их некорректно, ибо Верхняя Силезия имеет единую трамвайную сеть, а в Донбассе в каждом городе своя сеть, не соединяющаяся с соседними.

по городам Украины
Дмитрий М  11.06.2003 13:08

>Вообще, какой статус у Молочное: посёлок или район Евпатории?
Село Молочное находится в составе Сакского района и к Евпатории вроде бы не имеет отношения.
>Вообще получается в России городов менее 100т. с трамваем >примерно как и в Украине(Усолье-Сибирское, Краснотурьинск, >Осинники,Саяногорск,Волчанск+закрытый Карпинск и Усть-Катав без >пассажирского движения).
В самом Саяногорске трамвая нет, а есть он в пос. Черемушки.

Алушта 34 тыс
Авдеевка 37 тыс
Доброполье 36 тыс
Дзержинск 42 тыс
Углегорск 11 тыс
Согласно http://www.dlab.com.ua/Naselenie.htm

Саяногорск - Черёмушки
Антон Чиграй  11.06.2003 13:16

> > Вообще получается в России городов менее 100т. с трамваем
> > примерно как и в Украине(Усолье-Сибирское, Краснотурьинск,
> > Осинники,Саяногорск,Волчанск+закрытый Карпинск и Усть-Катав
> > без пассажирского движения).

> В самом Саяногорске трамвая нет, а есть он в пос. Черемушки.

Административно посёлок Черёмушки является частью города Саяногорск, а трамвайная линия переоборудована из железнодорожной и связывает Черёмушки с Саяно-Шушенской ГЭС.

В Никополе тоже были какие-то телодвижения. (0)
Абросимов Николай  11.06.2003 13:23

авп

RE: по городам Украины
Павел Пилецкий  11.06.2003 14:09

Получается Углегорск обогнал Волчанск и претендует на звание самого маленького города с электротранспортом в бывшем СССР.
Конкуренцию ему могут составить только посёлок городскго типа Черёмушки города Саяногорск и Молочное около Евпатории.

RE: Саяногорск - Черёмушки
Павел Пилецкий  11.06.2003 14:22

По Саяногорску есть несколько вопросов.
-железнодородная линия до Саяногорска (по железнодорожному атласу по-моему Камышта-Означенное) окончательно разобрана или превращена в подъездной путь? Если разобрана, то это единственный город с электротранспортом в России, который не имеет железной дороги. Причём до ближайшей железнодорожной станции там достаточно далеко.
-помимо вариантов Черёмушки и Саяногорск в некоторых списках эта система обозначается как Шушенское. Это связано с тем, что она около Саяно-Шушенской ГЭС?
-в состав города Саяногорск входит город Саяногорск(бывший посёлок Означенное) и посёлки городского типа Майна и Черёмушки. Трамвайная система расположена только на территории Черемушек? Нет ли где карты этого района с трамваем?

нет
Сильвестр  11.06.2003 14:27

Посёлок городского типа Черёмушки административно является самостоятельным населённым пунктом. Он просто подчинён администрации Саяногорска. Ещё со времён СССР города районного подчинения и посёлки городского типа могли быть подчинены городам областного или республиканского подчинения, что совершенно не превращало их в части этих городов. Примеры в современной России: Зеленоград подчинён администрации Москвы, Пушкин и Колпино - администрации Санкт-Петербурга, Волчанск - администрации Карпинска (да-да!). Примеры в Украине: Углегорск подчинён горсовету Енакиевого. Так что же, можно считать Енакиево троллейбусным городом? (Кстати, противоположный пример: приведённые где-то выше якобы пригороды Тулы на самом деле являются её частями и в численность населения включаются. Дело в другом: ещё в советские времена Тула была самым медленнорастущим областным центром в центре России, а теперь, видимо, её население сократилось.)

RE: нет
Антон Чиграй  11.06.2003 14:52

> Посёлок городского типа Черёмушки административно является
> самостоятельным населённым пунктом. Он просто подчинён
> администрации Саяногорска. Ещё со времён СССР города
> районного подчинения и посёлки городского типа могли быть
> подчинены городам областного или республиканского подчинения,
> что совершенно не превращало их в части этих городов. Примеры
> в современной России: Зеленоград подчинён администрации
> Москвы

И чем Зеленоград не часть Москвы? Только лишь территориально или ещё как?

RE: То же по городам Украины
Сильвестр  11.06.2003 14:59

Молочное - село.
Ужгород - действительно, единственный в Украине обласной центр без троллейбуса, как и без электротранспорта вообще. В связи с чем складывается не очень выгодная для Украины ситуация: приезжающие из троллейбусной Словакии (где троллейбус имеют оба стотысячника - Братислава и Кошице - и три города с населением менее 100 тысяч) сразу же попадают в большой город и к тому же областной центр, троллейбуса не имеющий. (Центр Ужгорода расположен в 5 километрах от границы.) Планы строительства троллейбуса крутились ещё с 1984 года, и не один, но воз и ныне там. Как мне сказали года три назад в управлении электротранспорта Минжилкомхоза, под лежачий камень вода не течёт.
Кстати, я забыл упомянуть области, где есть города-стотысячники без троллейбуса: Хмельницкая (Каменец-Подольский), Закарпатская (Ужгород), Днепропетровская (Днепродзержинск, Никополь, Павлоград), Запорожская (Мелитополь, Бердянск), Донецкая (Енакиево), Крым (Керчь, Евпатория).
В Черновцах троллейбус появился именно в 1939, ещё когда город входил в состав Румынии. Закрытий троллейбуса в Украине не было (если не считать Вторую мировую войну и первые годы после неё).
А разве в Усолье-Сибирском теперь меньше 100 тысяч?
Город с населением менее 100 тысяч и с трамваем и с троллейбусом - Теплице (Чехия). Не знаю, как сейчас, но период был. И ещё о рекорде Углегорска - кто-нибудь мог бы подсказать численность населения Бад-Шандау в Германии?

RE: Саяногорск - Черёмушки
Антон Чиграй  11.06.2003 15:03

> По Саяногорску есть несколько вопросов.
> -железнодородная линия до Саяногорска (по железнодорожному
> атласу по-моему Камышта-Означенное) окончательно разобрана
> или превращена в подъездной путь? Если разобрана, то это
> единственный город с электротранспортом в России, который не
> имеет железной дороги. Причём до ближайшей железнодорожной
> станции там достаточно далеко.

Железнодорожная линия действует, но на ней нет регулярного пассажирского движения. Да и вряд ли её закроют - она обслуживает Саянский алюминиевый завод и каменоломни компании Саянмрамор.
В Саяногорске есть один эрзац-дизель ДПСаАЗ (2000 г.в., аналогичен серии ДДБ), принадлежащий алюминиевому заводу и перевозящий работников завода. О его маршруте у меня сведений нет.

> -помимо вариантов Черёмушки и Саяногорск в некоторых списках
> эта система обозначается как Шушенское. Это связано с тем,
> что она около Саяно-Шушенской ГЭС?

Именно так.

> -в состав города Саяногорск входит город Саяногорск(бывший
> посёлок Означенное) и посёлки городского типа Майна и
> Черёмушки. Трамвайная система расположена только на
> территории Черемушек? Нет ли где карты этого района с трамваем?

Карты пока не встречались.

RE: нет
Сильвестр  11.06.2003 15:05

Тем, что имеет статус города, каковым считается официально и в качестве какового фигурирует в документах.

RE: То же по городам Украины
Павел Пилецкий  11.06.2003 15:47

На сайте Госкомстата http://www.gks.ru/PEREPIS/tabl_2.htm Усолье-Сибирское не упомянуто в числе городов с населением более 100т. Там и раньше было немногим более 100т., так что сейчас наверно стало меньше.

Ещё пара вопросов по системе Молочное.
-в какой район входит село Молочное
-сама система, как я читал на форуме, работает только в курортный сезон. А воспользоваться трамваем может любой желающий, или только те кто с путёвкой?(то есть линия общего пользования или нет)

RE: нет
РомкА  11.06.2003 18:11

Сильвестр писал:
>
> Тем, что имеет статус города, каковым считается официально и
> в качестве какового фигурирует в документах.

Ну не знаю, что где и как фигурирует, но все-таки... Почтовый адрес звучит так: индекс, Красноярский край, г.Саяногорск, пос.Черемушки, улица, дом. Если бы Черемушки были отдельным образованием, то в почтовом адресе не надо было бы писать г.Саяногорск.
Кстати, в Санкт-Петербургской агломерации НЕТ Администрации города Колпино, есть Администрация Копинского района Санкт-Петербурга. Аналогично с Пушкиным, Павловском (Пушкинский район), Петродворцом, Ломоносовым (Петродворцовый район), Кронштадтом. Города Сестрорецк и Зеленогорск входят в Курортный район Санкт-Петербурга и, соответственно, подчиняются Администрации Курортного района Санкт-Петербурга. Кстати и полный почтовый адрес звучит так: г.Санкт-Петербург, г.Кронштадт (Колпино, Пушкин и т.д.), ул. такая-то, дом такой-то. И, соответственно, регистрация (прописка) у человека - г.Санкт-Петербург, г.Кронштадт, улица, дом, квартира.
Я думаю, что аналогично и с Черемушками.

не совсем так
Сильвестр  11.06.2003 19:20

Дело в том, что адрес, вообще-то, должен был бы писаться: пгт Черёмушки Саяногорской городской государственной администрации. В данном случае это равносильно написанию: деревня Растютяево Заколдобинского района; Саяногорская администрация в данном случае - вышестоящая организация, "исполняющая обязанности" района. Но для краткости пишут так, как Вы привели. Кстати, почтовые отделения есть не во всех сёлах, сельские отделения связи часто обслуживают несколько сёл. И если в адресе стоит: с. Иваново, с. Сидорово, то это не значит, что одно из них - часть другого, а просто, что письмо сначала придёт на почту села Иваново, а оттуда его доставят в село Сидорово. Ну а на письмах из Петродворца стоят штемпели, на которых написано: Петродворец администрации Санкт-Петербурга.
Ещё одно. И город, и поселок городского типа - это обозначение самостоятельного населённого пункта. Ну не может быть один город частью другого! Питерские массивы никто ведь не называет городами!
А вообще, возьмите книгу "Административное-территориальное деление СССР". (Не знаю, выходили ли подобные в России, но в СССР они издавались каждые три года.) Там всё чётко и понятно.
Просто в данном случае город Санкт-Петербург и субъект федерации Санкт-Петербург пребывают в таком же взаимоотношении, как город Рязань и Рязанская область. Они не совпадают. Вот так и с "субъектом" Красноярского края Саяногорском: город - это одно, административная единица на правах района - это немножко другое.

RE: То же по городам Украины
Сильвестр  11.06.2003 19:30

Молочное - Сакский район.
Трамваем может воспользоваться любой желающий. До прошлого года проезд был бесплатным. Теперь он бесплатный только для отдыхающих санатория (или пансионата, я точно не помню). Все остальные должны в пансионате заплатить деньги за поездку (кажется, было 50 копеек) или за несколько планируемых поездок, им выпишут квитанцию, которая и является проездным документом.

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Энди  28.01.2010 01:51

Обновление про самые большие города без электротранспорта в России. Данные по численности из Википедии.

Тюмень 570
Астрахань 504
Архангельск 348
Сочи 338
Сургут 298,5
Якутск 264
Нижневартовск 246
Шахты 246
Грозный 231
Зеленоград 217,5
Норильск 204
Петропавловск-Камчатский 194
Псков 193
Балашиха 193
Северодвинск 189

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
2-й Владимирский  28.01.2010 02:26

А разве в Астрахани троллейбус закрыли?

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Антон Чиграй  28.01.2010 10:53

Цитата (Павел Пилецкий)
Города с численностью населения до 100 тыс. человек
(общее число городов не указано, 1 город имеет троллейбус)
Видное

3. Все города с троллейбусным движением являются городами регионального подчинения или федерального подчинения. Городов районного подчинения и поселков городского типа среди них нет.
Видное имеет статус "городского поселения" в составе Ленинского муниципального района. На момент открытия троллейбусного движения аналогичный статус был и у Химок, но позднее Химки получили статус городского округа, тем самым перейдя в региональное подчинение.

Re: RE: Саяногорск - Черёмушки
krechet  28.01.2010 11:59

Некоторые поправки по Саяногорску.

Ведомственная железнодорожная линия действует только от станции Камышта (РЖД) до Саянского алюминивого завода. Её вряд ли закроют, так как нужен подвоз сырья и вывоз продукции.
А до города Саяногорска, и далее до Черёмушек линия разобрана, но, по-видимому, официально является законсервированной, так как застройка её не ведётся.

Для подвоза рабочих от города Саяногорска на СаАЗ построена отдельная однопутная тупиковая ветка, по которой курсирует эрзац-дизельпоезд ДПСаАЗ (8 вагонов ЭД и два ДМ62 по концам). Вот конечная станция Саяногорск на гугловском снимке.

Таким образом, Черёмушки можно считать не имеющими железной дороги, хотя, НЯЗ, трамвайные вагоны туда завезли по ЖД.

Добавлю по некоторой информации, последние вагоны в Бийск везли из Барнаула по автотрассе, несмотря на наличие ЖД. Так что данный фактор для трамвая не является критичным.

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
krechet  28.01.2010 12:20

Возник такой вопрос.

А кто-нибудь может объяснить, почему нет троллейбуса в Сочи. Вроде бы и город не маленький, и горный рельеф способствует. В Грузии и в Крыму в курортных городах с похожими горными дорогами как раз делалась ставка на троллейбус, как более прогрессивный, тяговитый и экологически чистый транспорт. Почему Сочи оказался исключением?

Re: Я в шоке
MARSEL  28.01.2010 12:21

Цитата (Boris)
Павел Пилецкий писал(а):
>
> Госкомстат(http://www.gks.ru/PEREPIS/itog.htm) утверждает
> обратное. По итогам переписи 2002
> Рязань - 521,7
> Тула - 472,3

Всю жизнь считал Тулу самым большим городом из всех "околомосковских" городов, т.е. Владимира, Ярославля и т.д. Даже чисто субъективно, по второстепенным признакам. В Туле заметно более мощная транспортная сеть (была?), 18 трамвайных и 7 троллейбусных маршрутов - не шутка, шестизначные телефонные номера были уже тогда, когда в Рязани только предполагался переход на них, бОльшая площадь города. Ничего не понимаю. По последней переписи СССР Тула была больше, цифр не вспомню, но точно помню, что больше Рязани.

СРАЗУ ВОПРОС: А что, Тюмень, Астрахань и Архангельск больше не имеют троля???

Насчет Тулы:
Скачал как-то на демоскопе книжку-pdf "Города европейской России в конце XIX века"
Вот выдержки:
....................................................................
В России конца XIX в. имелось только два столичных
города4миллионера и еще пять больших с населением более 100 тыс. жителей каж4
дый — Саратов, Казань, Астрахань, Ростов4на4Дону и Тула. Для огромной страны этого
было явно недостаточно. К тому же совсем отсутствовали города размером от 250 тыс.
до 1 млн жителей.
....................................................................
За весь век сильно выросли уральские центры: Екатеринбург переместился с 29+го
места на 4+е, Челябинск с 48+го на 7+е, Пермь с 27+го на 9+е, Уфа с 22+го на 8+е. Есть и другие «выскочки». Кроме волжского Ставрополя с 6 тыс. жителей в 1897 и 1926 гг., чей преемник Тольятти занял 14+е место в европейской части РФ, это Набережные Челны (23+е место) и Чебоксары (29+е). Улучшили свои позиции Ульяновск, Рязань, Брянск, Киров, Липецк. Последние три центра сменили 40+е места на 20+е. Областные центры, особенно из самого сердца России, есть и среди «потерпевших»: Тула, ушедшая с 6-го места на 22+е, Курск (с 10+го на 30+е), Орел (с 13+го на 37+е), Калуга (с 21+го на 38+е) и др. Меняли позиции и крупнейшие города начала века. Саратов откатился на десять мест (с 3+го на 13+е), Ростов+на+Дону был 5+м, а стал 10+м, Воронеж отошел с 9+го на 12+е, Оренбург — с 11+го на 21+е место. Санкт+Петербург уступил только Москве, но «с разгромным счетом».
....................................................................
И там в приложении2 есть список "Население (тыс. человек) и иерархия 50 крупнейших городов за 100 лет (1897–1997)"
Так вот, ТУЛА занимала в 1897 году 6 место после Питера, Москвы, Саратова, Казани и Ростова-на-Дону. А Нижний Новгород - 7
Т.е. Тула была КРУПНЕЙШИМ городом!!!
Но ............., к сожалению в 1997 году ТУЛА занмает только 22 место! И это только Европейская часть РФ.

А начет численности на 01.01.2009 по госкомстату: http://www.gks.ru/wps/portal/PUB_CAT
Ярославль - 606336
Рязань - 510006
Тула - 496035

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Энди  28.01.2010 12:46

Цитата (2-й Владимирский)
А разве в Астрахани троллейбус закрыли?
Ой, простите. Я погорячился, конечно.

Цитата (MARSEL)
СРАЗУ ВОПРОС: А что, Тюмень, Астрахань и Архангельск больше не имеют троля???

С Астраханью я ошибся. Тюмень и Архангельск - увы, закрыли :(



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.01.10 12:50 пользователем Энди.

не совсем так
Виктор Бойков  28.01.2010 16:28

Цитата (Сильвестр)
Ещё одно. И город, и поселок городского типа - это обозначение самостоятельного населённого пункта. Ну не может быть один город частью другого! Питерские массивы никто ведь не называет городами!
Просто в данном случае город Санкт-Петербург и субъект федерации Санкт-Петербург пребывают в таком же взаимоотношении, как город Рязань и Рязанская область. Они не совпадают. Вот так и с "субъектом" Красноярского края Саяногорском: город - это одно, административная единица на правах района - это немножко другое.
Раз уж поднята такая древняя тема, то надо и тут сделать апгрейд актуальности.
Вот именно из тех соображений, что один город не может входить в состав другого, все "матрёшки", вложенные в 78-й субъект федерации, формально ликвидированы. Это просто части городских (даже не пригородных) районов, называемые - муниципальные образования (а не городские округа или городские поселения, как "истинные" города). Да, у всех в названиях прописано "город" или "посёлок", но это ничего не значит - есть МО "город Красное Село", но ликвидированный в 1973 году город от этого восстановленным не становится.
Так что теперь город Санкт-Петербург и субъект федерации Санкт-Петербург пребывают в таком же взаимоотношении, как город Рязань и город Рязань - это одно и то же.

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Сергачёв Андрей  28.01.2010 23:34

Цитата (krechet)
Возник такой вопрос.

А кто-нибудь может объяснить, почему нет троллейбуса в Сочи. Вроде бы и город не маленький, и горный рельеф способствует. В Грузии и в Крыму в курортных городах с похожими горными дорогами как раз делалась ставка на троллейбус, как более прогрессивный, тяговитый и экологически чистый транспорт. Почему Сочи оказался исключением?
Сам Сочи, главный, очень компактен, видимо по этому в советское время и 90-е года троллейбус там не был пущен. За 2000-е же года, все изменилось, машин на улицах стало столько, что город постоянно в пробке. Как там сейчас с Газелями не знаю, но в 2006 году их там было очень много, и лишь эпизодические ИК-280, потом набрали 103-х МАЗов, всего этого вполне хватает. При такой компактности и при таких пробках по узким улицам, пускать там троллейбус просто не имеет смысла...

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
krechet  29.01.2010 08:58

Цитата (Сергачёв Андрей)
Цитата (krechet)
Возник такой вопрос.

А кто-нибудь может объяснить, почему нет троллейбуса в Сочи. Вроде бы и город не маленький, и горный рельеф способствует. В Грузии и в Крыму в курортных городах с похожими горными дорогами как раз делалась ставка на троллейбус, как более прогрессивный, тяговитый и экологически чистый транспорт. Почему Сочи оказался исключением?
Сам Сочи, главный, очень компактен, видимо по этому в советское время и 90-е года троллейбус там не был пущен. За 2000-е же года, все изменилось, машин на улицах стало столько, что город постоянно в пробке. Как там сейчас с Газелями не знаю, но в 2006 году их там было очень много, и лишь эпизодические ИК-280, потом набрали 103-х МАЗов, всего этого вполне хватает. При такой компактности и при таких пробках по узким улицам, пускать там троллейбус просто не имеет смысла...
Ну это не аргумент, я говорю не о нынешних временах, а о 50-х - 60-х, когда пробок ещё не было, но Сочи уже был всесоюзной здравницей. Улицы в нём ничем не отличаются от других подобных городов, к тому же "Икарусы-280" раньше по ним ходили без особых проблем. И центральная часть Сочи не побольше Ялты или Сухуми, к тому же нично не мешало сделать линии до Адлера, Лазоревского или даже Красной поляны, пассажиропоток там приличный.
Я думаю, было какое-то антитроллейбусное лобби в местном руководстве в те времена. Уж не знаю, почему.
Также, в СССРовские времена в первую очередь уделялось внимание и выделялось финансирование на развитие инфраструктуры в братских республиках, а Сочи был в РСФСР. Возможно, это обстоятельство тоже сказалось.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.01.10 08:59 пользователем krechet.

Re: Распределение троллейбусных городов России по численности населения
Сильвестр  01.02.2010 23:14

Предположение. В советские годы троллейбус в Сочи не появился потому, что в курортных гористых городах Крыма и Грузии использовались "Шкоды", а в РСФСР они не поступали. Тогда это было привычной практикой - когда, например, не тип подвижного состава выбирали с учётом особенностей города, а город должен был подстраиваться под предписанный тип подвижного состава. Касалось это многих сфер жизни и называлось "бери что дают".

Re: RE: То же по городам Украины
Unicum  29.08.2019 10:51

Цитата (Павел Пилецкий)
Ещё интересный случай Стаханов. Город менее 100т. с двумя системами электротранспорта я думаю даже в мировом масштабе редкость.
В Стаханове закрыли и трамвай, и троллейбус. Хоть бы троллейбус оставили, а бывшие трамвайные маршруты заменили троллейбусными.
Вот такой интересный факт: Нёвшатель (Швейцария) сейчас единственный в мире город с населением менее 100000, в котором есть и трамвай, и троллейбус.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.08.19 10:54 пользователем Unicum.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.008 seconds ]