ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 2345Все>>
Страница: 1 из 5
"Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!
Алексей Колин  29.08.2007 17:58

Кто-то жалуется на погранконтроль в транзитных поездах через Украину, а лично мне постоянно «везёт» на правоохранительные органы родные, т.е. российские. Ибо нет в России более злостных нарушителей спокойствия и порядка, как субъекты, фотографирующие объекты железнодорожный транспорт.
Свой пост я готовлю для того, чтобы с одной стороны, предупредить всех любителей железных дорог об опасности, с другой, чтобы получить рекомендации и консультационную помощь от людей, хорошо знающих законы и процессуальные процедуры задержания.

Итак, 22 августа с.г., находясь в Новосибирске я решил (далеко не в первый раз в своей жизни) посетить ст. Инская. Приехал на электричке на платф. Первомайская, поднялся на пешеходный мост, с моста сделал несколько фоток и остановился над нечётной горкой, стал наблюдать за роспуском состава. Через несколько минут ко мне подошёл высокий молодой человек в камуфляже, представился охранником ст. Инская и спросил, что я здесь делаю. Я ответил, что сам имею отношение к железной дороге и наблюдаю за роспуском на горке. На это мне было отвечено, что станция является стратегическим объектом особой важности и наблюдать за роспуском никак нельзя. Я, не возражая охраннику, направился в сторону платформы, ибо сообразно своим планам я должен был в 13.09 сесть в электричку на Новосибирск – Гл, чтобы успеть на экспресс до Омска. Охранник скрылся из вида, а я остановился неподалёку от спуска на платформу, продолжая следить за роспуском состава (очень хотел увидеть, чем его распускают). Фотосъёмку я больше не производил.
Ещё через пару минут на пешеходном мосту я вновь увидел теперь уже двух охранников в камуфляже, направляющихся ко мне. От греха подальше, я направился на посадку на электричку, которая, впрочем, ещё не показалась.
Увидев, что я направляюсь на спуск на платформу, охранники принялись бежать, нагнали меня и схватили за руки. Я, конечно, стал вырываться, объяснять, что никуда с ними не пойду, ибо они ко мне никакого отношения не имеют. Всё время я находился на пешеходном переходе. Тогда мне заломили руки и пообещали «их сломать», если я буду продолжать вырываться. Причиной задержания как они мне объяснили, стало моё «подозрительное нахождение на мосту (с их слов смотреть, как работает станция категорически запрещено), а также подозрение в том, что я проводил фотосъёмку». Не буду подробно пересказывать своё возмущение для меня человека, для которого проектирование железнодорожных станций является профессией.
Когда мы прибыли в станционную контору ВОХР, меня в момент стали обыскивать, нашли фотоаппарат, после чего тон разговора ещё более ужесточился. Я потребовал начальника, чтобы он мне объяснил причину задержания, и сослался и показал мне хоть какой-нибудь нормативный документ, в соответствии с которым они имели право меня задерживать, а также основание для задержания.
В ответ мне было сказано, «что я слишком много говорю, чрезмерно умный, и в милиции тебе сейчас объяснят, что к чему». ВОХРовцы вызвали милицейскую машину и сопроводили меня в отделение милиции ст. Инская. Я неоднократно пояснял, что времени на разбирательства не имею, ибо в 15.20 по местному времени у меня поезд на Омск. В ответ мне было сказано, что «Поезд тебе теперь не понадобится, ты можешь здесь зависнуть на несколько суток и мы тебя сдадим в ФСБ».
По прибытию в отделении милиции со мной стал «работать» лейтенант, который взял с меня объяснительную. В объяснительной я указал, что фотосъёмкой занимаюсь давно, а фотографии использую в служебных целях, в том числе для учебного процесса в своём МИИТе.
Далее в отношение меня было проведено несколько процедур: фотографирование, тактелоскопирование, только мазок разве что не взяли.
На поезд я уже не успевал, поэтому мне предложили «сдать билет», для чего я в сопровождении лейтенанта милиции сходил на ст. Инская. С билета стоимостью 650 руб было возвращено 250 (менее 2 ч до отправления).
После проведения всевозможных допросов и досмотров мне было «предложено» ожидать сотрудника ФСБ.
По ходу всех процедур я постоянно у всех пересекающихся со мной сотрудников «интересовался» одними и теми же вопросами:
1. Основание для задержания;
2. Наличие протокола о задержании;
3. Почему после выяснения моей личности и по прошествию 3 ч с момента задержания, не предъявляя мне официально никаких обвинений меня продолжают удерживать, да ещё запугивать перспективой попасть на несколько суток в ФСБ;
4. Просил сослаться на хоть какой-нибудь нормативный документ, в котором чёрным по белому указано, что «нахождение на пешеходном мосту железнодорожных станций» и «фотографирование объектов железнодорожного транспорта» является нарушением такой-то статьи такого-то Кодекса, или хотя бы такого-то Распоряжения от такого числа за такой то подписью

К чести сотрудников милиции надо отметить, что они ни разу не предложили «откупиться», а по пунктам отвечали следующее:
1. «Тебя задержали ВОХР станции, а не мы, они составили акт, поэтому отпустить мы тебя не можем. И здесь же «нельзя фотографировать железную дорогу».
2. По п. 2 не говорилось ничего
3. Тут ответы были совсем разные от успокоительного «Ну подожди ещё немножко, ФСБшник уже на подходе» до среднетонального «Ты неправильно считаешь, три часа надо считать с момента доставки в отделение а не с момента задержания» и вовсе грозного «Слишком умные все стали! Мы тебя вообще на двое суток задержим и посадим в КПЗ».
4. По четвёртому пункту, как всегда, шло отбрыкивание. Мол, распоряжение есть, но мы его выходных данных не знаем, вот в ФСБ тебе точно назовут».

Наконец, свершилось чудо, приехал сотрудник УФСБ по Новосибирской области. К чести ФСБ, безусловно, должен заметить, что это был уже совершенно другой уровень разговора. Спокойный, взвешенный, без истерии и угроз (как у ВОХРовцев).
Сотрудник ФСБ во всём разобрался, прочитал все объяснительные, после чего в очередной просмотрел мои фотографии и предложил стереть те из них, на которых были запечатлены стрелочные горловины ст. Инская. На мой вопрос, на каком основании я всё-таки был задержан и насильно препровождён в ВОХР, после чего удерживался в общей сложности на протяжении 5 ч, мне было сказано, что в связи с антитеррористическими акциями есть совместные распоряжения по ОАО «РЖД», филиалам «ОАО РЖД» - железным дорогам, УФСБ, а также по субъектам федерации (подписаны губернаторами), предписывающие усилить контроль за объектами железнодорожной инфраструктуры. Якобы в этих распоряжениях указывается о недопущении фотографирования этих объектов без специальных разрешений.
Я попросил сообщить мне все выходные данные этого Распоряжения по Западно-Сибирской ж.д. и Новосибирской области. В ответ мне было сказано, что эти данные мне будут предоставлены позже, «оставьте свой телефон, я по нему позвоню и сообщу Вам».
Увы, никакого звонка так и не последовало, я так и не узнал, на основании чего я всё-таки был задержан.
Хотел бы уважаемому собранию, тем из вас, кто юридически хорошо подкован задать вопросы:
1. Были ли (и если были, то какие) процессуальные нарушения в моём задержании? В чём нарушены мои права и могу ли я как-нибудь их защитить? Фамилии всех действующих лиц, осуществляющих задержание и проводящих допросы, я записал

2. В чём было неправильным моё поведение, как вести себя в подобных ситуациях?

3. Наконец, самое главное. Существует ли всё-таки юридическая подоснова задержания человека по подозрению (!) в факте фотографирования объектов железнодорожного транспорта? Я подчёркиваю, что меня задержали и скрутили мне руки вовсе не за установленный факт фотографирования, а за «незаконное со слов ВОХРа наблюдение за работой станции» и лишь во вторую очередь по подозрению в фотографировании.

5. Кто-нибудь может привести документы, прямо или косвенно запрещающие фотографирование объектов ж-д транспорта?

Заранее спасибо за ответы.
Позже выставлю отчёт о поездке по городам Западной Сибири

Re: "Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!
Ocherednoy  29.08.2007 19:05

Здравствуйте, Алексей!

Ваше задержание, разумеется, было абсолютно неправомерным. Железная дорога не отнесена более к объектам, на которые распространяется режим секретности - в соответствии с ФЗ "О государственной тайне в Российской Федерации", где перечень таких объектов приведен исчерпывающей. Согласно КоАП РФ, ограничения на фотовидеосъемку могут быть наложены только на борту воздушного судна. О вторжении на охраняемую территорию речи не может быть ввиду ее общедоступности, так что действия ВОХР также неправомерны.
Никакие ведомственные распоряжения не могут противоречить федеральным законам, к коим относятся "О государственной тайне", "О противодействии терроризму", "О противодействии экстремистской деятельности" - ни один из этих актов не содержит прямого запрещения фотографирования на ж\д, а насчет позиции закона о гостайне - см. выше. Более того, неопубликованные нормативные акты не применяются, а в данном случае их содержание должно было быть общедоступно доведено до каждого случайного прохожего или пассажира.

ВОХР, насколько я знаю, мог задержать только при посягательстве на охраняемую собственность, и то на один час - а здесь "посягательства" не было по определению. Сотрудники милиции имели право пересмотреть "акт" ВОХРовцев и отпустить Вас, ибо те лишь выполнили доставление в правоохранительные органы, а разбор полетов проводят уже менты. Последние (менты), по-моему, просто испугались брать на себя ответственность и решили дождаться ФСБшника. Протокол задержания они обязаны были составить (задержание считается с момента фактического лишения возможности распоряжаться собой, т.е. с момента "наезда" ВОХРовцев), только что бы они там написали? "Подозрение в фотографировании"? Да и досмотр-то был с протоколом и при двух понятых? Если нет, то 286-я определенно.

Действовали Вы совершенно правильно. Уверенный, но при этом корректный тон и демонстрация юридической грамотности - лучшая защита от эксцессов.

Вы можете обжаловать Ваше неправомерное задержание и обратиться в местную транспортную прокуратуру с требование привлечь сотрудников милиции и ВОХР к уголовной ответственности по ст.286 ч.3 УК РФ "Превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой такового", а также 301 ч.1 УК РФ "Заведомо незаконное задержание" (правда, последнее может быть переквалифицировано в административку). Гражданским иском в уголовном деле Вы можете потребовать компенсации нанесенного Вам сдачей билета материального ущерба. Действия сотрудников ВОХР могут быть квалифицированы (если их не признавать должностными лицами) либо по 203-й, либо по 330-й (здесь кем их считать, решает каждый судья по-своему) в совокупности с причиненными телесными повреждениями (напр.116-я).

Извиняюсь, занят, более писать не могу. Вечером постараюсь отписаться подробнее.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 30.08.07 12:46 пользователем Ocherednoy.

Re: "Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!

Алексей Колин писал(а):
-------------------------------------------------------
> 5. Кто-нибудь может привести документы, прямо или
> косвенно запрещающие фотографирование объектов ж-д транспорта?

Этот вопрос задавали в общественную приёмную РЖД. Ответ.

Само это распоряжение найти не удалось, но есть бумажка от пресс-службы, глубоко закопанная на сайте РЖД: doc.

А вот статья про то, что всё это незаконно. И действительно, ни в каких документах, утверждённых гос.органами (федеральное Правительство и/или Дума) и регулирующих отношения между РЖД и гражданами, запрета на фотосъёмку нет. Распоряжение РЖД обязательно к выполнению только сотрудниками РЖД. Никакая видимая с пешеходного моста или иного места, доступного пассажиру, деятельность РЖД не может составлять государственную тайну.

"Подведомственная территория"
Krolikov  30.08.2007 01:43

Андрей Подрубаев писал(а):
-------------------------------------------------------
> Распоряжение РЖД обязательно к выполнению только
> сотрудниками РЖД.

Всё-таки, не совсем так.

Например, если руководство РЖД приняло решение, что пассажир обязан при себе иметь битет установленного образца, или ему запрещено курить в вагоне - то это не значит, что запрет на безбилетный проезд или курение в вагоне относится только к работникам РЖД.

Если пешеходный мост - территория, подведомственная РЖД, то это означает, что это ведомство вправе устанавливать правила для всех, кто вступает на эту территорию. И если, среди прочего, существует подобное распоряжение - то все, кто находятся на данной территории, обязаны ему подчиниться.

...Пришел к Вам домой гость и закурил. Диалог:
- Не курите, пожалуйста, у меня в квартире!
- Хочу и буду! Нет нормативного акта, который запрещает курить в квартире г-на Подрубаева А. - и потому Ваше требование - незаконно!

Так?

"Подведомственная территория" и "места общего пользования"

Krolikov писал(а):
-------------------------------------------------------
> Если пешеходный мост - территория, подведомственная РЖД, то это означает, что это
> ведомство вправе устанавливать правила для всех, кто вступает на эту территорию.

А вот и нет. Территория РЖД делится на
а) "места общего пользования", куда допускаются пассажиры в связи с оказанием им услуг по перевозке их самих, багажа и грузобагажа. К этим местам относятся вагоны поездов, платформы, пассажирские помещения вокзалов, и пешеходные подходы к ним, включая мосты, тоннели и т.п. На этой территории взаимоотношения РЖД и граждан регулируются государством. В частности, "Правила перевозки пассажиров..." утверждены Правительством России, а не президентом РЖД. Запрещать на этой территории что-либо, не запрещённое документами гос.власти (правительство, дума), РЖД может только собственным сотрудникам.
б) "служебную территорию", где лица, не связанные с работой на РЖД, находиться не должны: пути, сортировочные горки, товарные станции, кабины локомотивов и т.п. На этой территории действуют внутренние распорядки РЖД,с которыми каждый, находящийся на этой территории, должен быть ознакомлен и может понести ответственность за нарушение.

Таким образом, если я снимаю вагоны с пешеходного моста, находящегося над товарной станцией, РЖД со своей ВОХРой должно помалкивать. А вот если я спущусь на пути, и буду что-то делать там, то могут задерживать и предъявлять, но опять же только, что предусмотрено документами, то есть нахождение на путях.

Насчёт же запрета фотосъёмки на этой территории я всё же не уверен, что РЖД там может что-то запрещать. Вот сейчас придёт Ocherednoy и расскажет, что если такое деяние не определено как правонарушение в КОАПе или местном законе, то оно таковым не является и на РЖД можно подать в суд :)

> ...Пришел к Вам домой гость и закурил. Диалог:
> - Не курите, пожалуйста, у меня в квартире!
> - Хочу и буду! Нет нормативного акта, который запрещает курить в квартире г-на Подрубаева А. - и
> потому Ваше требование - незаконно!
>
> Так?

Не так. Квартира А.Подрубаева не является "местом общего пользования". Поэтому гость, который соберётся тут курить, будет точас же выставлен за дверь. Абслолютно законно, заметьте :)

Re: "Подведомственная территория" и "места общего пользования"
Krolikov  30.08.2007 11:49

Благодарю.

Как мне кажется, корень "непоняток" между г-ном А. Колиным и сотрудниками РЖД лежит как раз в разногласиях по поводу правового статуса территории, на которой он находился - и, соответственно, действиях, допустимых с его стороны.

Андрей Подрубаев писал(а):
-------------------------------------------------------
> Территория РЖД делится на

> а) "места общего пользования", куда допускаются
> пассажиры в связи с оказанием им услуг по
> перевозке их самих, багажа и грузобагажа. (...)

> б) "служебную территорию", где лица, не связанные
> с работой на РЖД, находиться не должны.

Два вопроса:

1. Кто определяет границу между "местами общего пользования" и служебной территорией" - государство или само ведомство?

2. Каково определения понятия "пассажир"? Если г-н Колин поднялся на мост не с целью получить услугу по перевозке, а чтобы понаблюдать и сфотографировать работу сортировочной горки - распространяются ли на него те же правила, что и на пассажиров?

3. Во всех ли "местах общего пользования" взаимоотношения между людьми и ведомством регулируются государством - или это относится только к местам общего пользования РЖД?

Например, залы некоего музея в часы, когда музей открыт для посетителей, явно относятся к "местам общего пользования". Тем не менее, в большинстве музеев мира фотографирование запрещено. Означает ли это, что запрет этот является государственным - или администрация каждого музея вправе устанавливать запрет/разрешение на фотосъемку по своему усмотрению?

Или того проще: в московском метро фотографировать можно, в СПб (например, этого я точно не знаю) - нельзя. Да и стоимость проезда тоже отличается. Значит, всё-таки, ведомство уполномочено устанавливать правила по своему усмотрению на подведомственной ему территории - даже если эта территория и относится к местам общего пользования?

"Вот сейчас придет Ocherednoy" - А почему такая ирония?
Ocherednoy  30.08.2007 12:05

Действительно, не понял, почему такая ирония в мой адрес и в адрес подобной позиции. Это же не моя позиция, а российского законодателя. Человек может быть привлечен к ответственности только за виновное общественно опасное деяние, состав которого предусмотрен только специальным документом - для уголовного права единственным таким документом является УК, для административного - КоАП РФ или Законы об административных правонарушениях субъектов Федерации (ст.ст. 3 и 14 УК и ст.2.1 ч.1 КоАП РФ).

И, кстати, Ocherednoy в данную тему "уже приходил".

Re: "Вот сейчас придет Ocherednoy" - А почему такая ирония?

Ocherednoy писал(а):
-------------------------------------------------------
> Действительно, не понял, почему такая ирония в мой
> адрес и в адрес подобной позиции.

Это была не ирония, а констатация факта. Не ищите чёрную кошку в той тёмной комнате, в которой её нет. Смайлик относился к предложению подачи в суд.

> И, кстати, Ocherednoy в данную тему "уже приходил".

И кстати обещал осветить тему подробнее.

Re: "Подведомственная территория" и "места общего пользования"

Krolikov писал(а):
-------------------------------------------------------

> 1. Кто определяет границу между "местами общего
> пользования" и служебной территорией" - государство или само ведомство?

Не знаю, надо рыться в документах.

> 2. Каково определения понятия "пассажир"?

А вот это просто. Человек считается пассажиром с момента посадки в поезд до момента покидания вокзала станции назначения. Если он находится в поезде без билета, он считается безбилетным пассажиром :)
Провожающий (в стоящем поезде) не считается пассажиром, потому что у него нет станции назначения.

> Если г-н Колин поднялся на мост не с целью получить услугу
> по перевозке, а чтобы понаблюдать и сфотографировать работу сортировочной горки -
> распространяются ли на него те же правила, что и на пассажиров?

Вряд ли есть какие-то правила нахождения на мосту именно для пассажиров, отдельные от правил для тех, кто просто переходит с одной стороны путей на другую.

> 3. Во всех ли "местах общего пользования" взаимоотношения между людьми и ведомством
> регулируются государством - или это относится только к местам общего пользования РЖД?

Во всех.

> Тем не менее, в большинстве музеев мира фотографирование запрещено. Означает
> ли это, что запрет этот является государственным - или администрация каждого музея вправе
> устанавливать запрет/разрешение на фотосъемку по своему усмотрению?

Зависит от законодательства страны, в которой расположен музей. В России, если правила пользования музеем с запретом фотографирования утверждены госорганом, то запрет законен. Если это распоряжение директора музея - то незаконен.

> Или того проще: в московском метро фотографировать
> можно, в СПб (например, этого я точно не знаю) - нельзя.

Правила пользования метрополитенами разные и утверждаются распоряжениями органов местной исполнительной власти (Правительство субъекта федерации, если я не ошибаюсь).

> Да и стоимость проезда тоже отличается.

Устанавливается региональной энергетической комиссией.

> Значит, всё-таки, ведомство уполномочено устанавливать правила по своему усмотрению на
> подведомственной ему территории - даже если эта
> территория и относится к местам общего пользования?

Таки нет.

Re: "Подведомственная территория" и "места общего пользования"
kneiphof  30.08.2007 15:49

Krolikov писал(а):
-------------------------------------------------------

> Тем не менее, в большинстве
> музеев мира фотографирование запрещено.

Утверждение как минимум спорно. Я правда не большой ходок по музеям, но всё-таки опыт посещения музеев есть, и он говорит о том, что банальный запрет на фотографирование вообще встречается практически только в Восточной Европе.

В художественных музеях как правило запрещено фотографировать со вспышкой. Недавно я нарушил этот зарпрет в одном музее, подошёл служитель и вежливо попросил больше так не делать. А потом спросил, не желаю ли я посмотреть аудиовизуальное представление об истории города (дело было в историческом музее Лозанны)

В некоторых музеях запрещено фотографировать в коммерческих целях (для личных целей - пожалуйста)

В наиболее любимых мной музеях, т.е. транспортных и вообще технических, фотографировать можно сколько хочешь.

Из примерно двух десятков посещённых мной музеев полных запрет на фотографирование был только в одном. Также только в одном музее я столкнулся с так распространённой в России практикой "разрешение на фотографирование за отдельную плату"



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 30.08.07 15:49 пользователем kneiphof.

Re: "Подведомственная территория" и "места общего пользования"
 30.08.2007 16:31

kneiphof писал(а):
-------------------------------------------------------
> Krolikov писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
>
> > Тем не менее, в большинстве
> > музеев мира фотографирование запрещено.
>
> Утверждение как минимум спорно. Я правда не
> большой ходок по музеям, но всё-таки опыт
> посещения музеев есть, и он говорит о том, что
> банальный запрет на фотографирование вообще
> встречается практически только в Восточной Европе.

Соглашусь, с kneiphof, что действительно запрет на фотографирование в Европе есть редкость (ни разу не встречал, хотть в Лувре снимай). Более того, у нас я запрет на фотографирование встретил только в Исаакиевском соборе в Питере, везде можно, но за деньги, но это уже специфика пополнения казны музеев. Криминала в этом не вижу.

Самое интересное требование в части фотографирования (съемки на видео) я встретил в пригороде Брюсселя в Тервюрене, в колониальном музее. Там охранник очень вежливо, но настойчиво просил меня, чтоб я выставил на камере подпись к снимаемым кадрам, что это музей в Терверюне. Вероятно он был патриотом музее :-))

Подробнее по теме
Ocherednoy  30.08.2007 17:39

Андрей Подрубаев писал(а):
-------------------------------------------------------

> И кстати обещал осветить тему подробнее.

Собственно, дополнить к теме я могу очень немногое - ибо "обещание осветить тему подробнее" я написал до того, как "развернул" свой основной пост - думал, времени не будет.Но тем не менее могу дать более подробный обзор.

Вот что я на эту тему писал в Дискоклубе полгода назад:

http://forum.tr.ru/read.php?2,440694

Ocherednoy 12.11.2006 18:37


Могу предложить для ознакомления выдержки из текстов, подготовленных для специального сайта с "юридически-защитной" информацией для трамвофанатов (к сожалению, тормозят те, кто пишут сайт, поэтому никак не могу выложить этот сайт со всем комплексом информации в инет).


"Вопрос настолько маразматичен, что даже не освещен напрямую в российском законодательстве (основы которого, будучи заложенными в 1992-93 гг., являются передовыми по демократичности), поэтому приходится анализировать косвенные признаки. Прямое запрещение содержится только относительно фотокиновидеосъемки на борту воздушного транспорта (ст.11.17 ч.4 КоАП). Конечно, в России формально действует принцип правового государства «разрешено все, что не запрещено», так что фотографирование публичного объекта, право на передвижение по которому не может быть ограничено в соответствии с Конституцией (улицы), таким образом является вполне законным. Более того, статья 29 ч.4 Конституции устанавливает право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Ограничений из этого права предусмотрено немного. По сути, это в первую очередь государственная, следственная и врачебная тайна (последняя входит в тайну частной жизни). Главный интерес для нас представляют первая и последняя.
О нарушении государственной тайны путем фотографирования чаще всего пытаются говорить при фотосъемках на железной дороге. Однако у законодателя на этот счет мнение было другое, и он подробно прописал все, что может составлять гостайну, в соответствующем акте – Законе РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I, чему посвятил там раздел II. Сведения о внешнем виде железнодорожных либо иных транспортных объектов (а именно такая информация собирается путем фото- и видеосъемки) там очевидно не содержатся.
Что же касается «частной жизни», то, во-первых, фотографируются на улице не конкретные люди (портретирование), а некие материальные объекты, а во-вторых, фотографические изображения лиц людей (например, за работой) в рассматриваемой ситуации не относятся к персональным данным в понимании Закона и охране не подлежат. Изображение лица не представляет ни личной, ни семейной тайны, если не отнесено к тайне следственной (но в уличной ситуации это непредставимо).
Более того, деятельность фанатов общественного транспорта по систематизации информации о вагонах трамвая, паровозах и прочих ТС, исследование их истории и т.п. является не чем иным, как научно-творческой деятельностью, которая специально охраняется ст.44 Конституции. Российские Основы законодательства о культуре не проводят различия, занимается ли человек творческой деятельностью на профессиональной (т.е. за деньги) или на любительской (как большинство фанатов) основе. Невмешательство государства в творческий процесс гарантируется, за исключением пропаганды этим самым творчеством экстремизма, войны, насилия и жестокости, а также порнографии. Тем не менее даже в таких случаях вмешиваться в творческий процесс уполномочен только суд, в связи с чем уничтожение отснятых кадров без судебного решения невозможно.
Понимая это, некоторые недобросовестные граждане пытаются «наплыть» на фаната-фотографа с позиций собственности. Вот, дескать, собственность моя, так что никто не имеет права ее фотографировать. Такие граждане пытаются опираться на норму ГК о праве собственника делать со своей собственностью все, что не запрещено законом, но не утруждают себя отслеживать эти самые исключения, устанавливаемые множеством специальных законодательных актов. Комментировать этот бред довольно трудно, поскольку ни один закон не устанавливает запрещения гражданину производить фотосъемку в месте всеобщего пользования, коим является улица – более того, это его право подкреплено конституционной нормой ст.29п.4 Конституции РФ (внешний вид публично выставленного объекта, коим является вагон трамвая на маршруте, нельзя отнести даже к коммерческой тайне). Федеральный транспорт, к примеру, согласно ст.71 Конституции находится в федеральном ведении, так что запрет на фотографирование должен содержаться в федеральном акте – а такового, как уже было сказано, не имеется, да и не может возникнуть в силу конституционных оговорок. Аналогично с муниципальным – даже если муниципалитет внесет в Правила пользования местным транспортом запрещение на фотографирование, этот запрет войдет в противоречие с нормой о свободном поиске информации и о пользовании историко-культурными объектами (если речь идет о метро)."

Добавлю лишь ссылки на ранее указанные мной нормативные акты.

ВОХР, как ни странно, не указан в числе организаций, обладающих правом на доставление правонарушителя (ст.27ч.2 КоАП). А задержать они вправе только при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону (27.3ч.2 КоАП) - доступ на объекты ж\д общего пользования свободный, а ущерба фотографирование не наносит.
Что касается момента отсчета сроков доставления, то КоАП считает с момента доставления, а ЕСПЧ и Верховный суд - с момента фактического лишения свободы передвижения. По Конституции более правильна вторая точка зрения.

Re: "Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!
Andy-Perm  02.09.2007 22:27

У меня не так давно тоже подобный случай был-на КАМГЭС !
-Вас засекла камера наружного наблюдения,и чтобы не препровожать Вас в караульное помещение,будьте добры покажите отснятые кадры! Вежливо,корректно.Вроде Штирлиц сказал,что из разговора запоминается последняя фраза-поэтому мы стали выяснять,как попасть на экскурсию. на том и разошлись,правда,дядя тот маячил в поле моего зрения до тех пор,пока я не вошёл в автобус...

Re: "Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!
Игорь Ломакин  05.09.2007 17:42

Добавлю, что в Гражданский кодекс Российской Федерации 18.12.2006 введена статья 152.1 "Охрана изображения гражданина". О фотографировании имущества ничего не говорится.

Несмотря на отсутствие опубликованного нормативного акта, "силовики" могут задержать человека и некоторое время мотать ему нервы. То же самое касается размещения в Интернете фотографий и сведений о приписке подвижного состава. Не посадят, но всё равно неприятно.

При этом статья 29 Конституции России не нарушается, ибо теоретически каждый желающий может подать заявку на фотографирование в ОАО "РЖД", получить разрешение и сопровождающего, который контролировал бы соблюдение условий разрешения, и снимать, снимать, снимать... О практической реализации этого права говорить не приходится.

Случаи предъявления претензий фотографам, находящимся в местах, предназначенных для пассажиров, очень часты. Информация об этом регулярно появляется на железнодорожных форумах. В дальнейшем, я думаю, условия еще более ужесточатся. Тем не менее, охота всегда будет пуще неволи, такова уж человеческая природа.

PS. Когда я лечился в психиатрической больнице, то никак не мог объяснить врачу причину, побудившую сказать "да" в ответ на вопрос теста MMPI "Хотите ли вы, чтобы ВСЕ законы были отменены?" А я, отвечая на этот вопрос, думал о запрете съемки железной дороги, о том, что мне на ней никогда не работать (причина не в психическом состоянии :-))), о том, что мне один сайт уже закрыли (не ж.д.), и что я не могу открыть пару других по интересующим меня направлениям, ибо низзззззяяя...

PPS. В 80-е годы прошлого века группа "Лимонадный Джо" пела песню на тему "Стой, кто живет, здесь жить запрещено! Это вас касается и это не смешно!" Может быть, кто-то эту песню даже знает. Вот, под влиянием прочитанного в этом топике и воспоминаний об это песне написалось:

Стой, кто глядит! Глазами не крутите!
Здесь даже под ноги смотреть запрещено!
При проходе здесь глаза закрытыми держите!
Зона здесь запретная, а вовсе не кино! Вовсе не кино! Вовсе не кинооооо!

PPPS. Тем временем нашел ссылку на эту песню. Жутко извиняюсь, но песня - не оффтопик! Она по теме!



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 05.09.07 17:57 пользователем Игорь Ломакин.

Re: "Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!
МихаилТ  05.09.2007 20:32

На мой взгляд, следует написать заявление в прокуратуру и долбать их там, что бы приняли меры - это единственный способ отучить людей в камуфляже нарушать ваши права

Пафос
Krolikov  06.09.2007 11:32

Весь пафос направлен на беспредел "людей в камуфляже". Эта тема неисчерпаема - но она, всё же, вторична в рамках рассматриваемого вопроса.

А какова, всё же, первопричина?

Итак, вводные данные:
1. Территория, с которой велось фотографирование - подведомствена РЖД.
2. Существует некое распоряжение РЖД (по сообщению пресс-центра, ссылку на которое любезно привёл г-н А.Подрубаев), согласно которому не то вообще запрещено фотографировать, не то это требует некоей процедуры предварительного согласования и выдачи разрешения на съемку.

Но и в том, и в другом случае, это распоряжение г-н А.Колин нарушил.

Далее, почему-то априори само это распоряжение считается НЕЗАКОННЫМ.
А ведь это отнюдь не аксиома, и требует доказательства.

Цитирую диалог из темы:
- Во всех ли "местах общего пользования" взаимоотношения между людьми и ведомством регулируются государством - или это относится только к местам общего пользования РЖД?
- Во всех.


В таком случае, если можно, ссылку на нормативный документ, согласно которому правила, устанавливаемые в любом заведении, в которое имеется доступ посетителей, администрация или владельцы этого заведения не имеет права уставливать по своему усмотрению - а только на основании некоего государственного закона.

Например, требование сдвавть верхнюю одежду в гардероб, запрет на фотографирование в торговом зале магазина или в зрительном зале театра, назначение дверей входа и выхода ("Почему это я должен заходить через правую дверь, а выходить через левую?! А я хочу - наоборот! Или через окно! И это моё неотъемлемое конституционное право на общественной территории!!") - и т.д...

Всё это НЕЗАКОННО?
Может быть, всё же, не стоит тыкать Конституцией почем зря к месту и не к месту?

Re: Пафос
Alexio  06.09.2007 11:43

Если инструкции РЖД по ограничению фотографирования и распространяются на всех, находящихся на территории РЖД (что, впрочем, довольно логично), то и взаимоотношения между фотографом и РЖД ДОЛЖНЫ решаться ТОЛЬКО на уровне фотограф-РЖД. БЕЗ вызова "на всякий случай" милиции, ГБ и других подобных структур.

Re: Пафос
Krolikov  06.09.2007 12:50

Alexio писал(а):
-------------------------------------------------------
> Если инструкции РЖД по ограничению
> фотографирования и распространяются на всех,
> находящихся на территории РЖД (что, впрочем,
> довольно логично), то и взаимоотношения между
> фотографом и РЖД ДОЛЖНЫ решаться ТОЛЬКО на уровне
> фотограф-РЖД. БЕЗ вызова "на всякий случай"
> милиции, ГБ и других подобных структур.

Отлично.
Итак, в случае, если фотограф нарушил действующее распоряжение РЖД, каков правовой механизм в этом случае - БЕЗ вызова милиции?

Re: ...взаимоотношения между фотографом и РЖД ДОЛЖНЫ решаться ТОЛЬКО на уровне фотограф-РЖД.
Лев  06.09.2007 13:48

Alexio писал(а):
-------------------------------------------------------
> БЕЗ вызова "на всякий случай" милиции, ГБ и других подобных структур.
Странно это... Вот когда обсуждали тему "зайцев", наоборот, уверялось, что транспортники не имеют никакого права лично воздействовать на нарушителя - только через официальные службы охраны общественного порядка!

Re: "Смотреть за работой железнодорожной станции нельзя" - нужна правовая помощь!
Игорь Ломакин  06.09.2007 14:08

В этой ветке идет поиск лазеек в законодательстве, позволяющих фотографировать на ж.д. Мало найти эти лазейки, поскольку на "людей в камуфляже" теоретические выкладки впечатления не произведут. Единственный вариант - на основании найденных законодательных норм обратиться в Конституционный суд с заявлением о признании не соответствующим Конституции Российской Федерации нормативных актов ОАО "РЖД", на основании которых запрещается фотографирование. В случае, если вы не планируете обращаться в суд - это всё бесполезно. Либо прекратите фотографировать ж.д., либо смиритесь с ролью человека, которого в любой момент могут задержать и обвинить во всех тяжких грехах... либо придумайте что-то еще.

Для начала было бы неплохо, если бы господин Колин обратился в суд с иском о возмещении материального и морального ущерба. Был бы прецедент - было бы ясно, в каком направлении работать дальше.

Страницы:  1 2345Все>>
Страница: 1 из 5
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]