ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Ильф и Петров - прототипы городов

Вопрос такой: Старгород = Тула? Ведь вроде только там открыли трамвай в 1927 году.

И любопытно, что являлось прототипом Черноморска - ведь слово "Одесса" там тоже мелькало, а значит это не Одесса (хотя фильм как я понял (качество изобр. было жуткое когда я смотрел) снимался именно в Одессе), и "Мариуполь" там кажется тоже мелькал... Николаев или Севастополь что-то не сильно подходят... Керчь и Новороссийск тем более. Других трамгородов вроде не было. Или просто Черноморск - полностью выдуманный город-"дублёр" Одессы?

И интересно какие "города" ещё имели реальных прототипов? Гряжск = Ряжск? Арбатов (где снимался?), Удоев, Лучанск и пр.?

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Mickie  19.01.2007 20:10

Прототипом Старгорода (по крайней мере, в трамвайном отношении) традиционно считается Ногинск, б. Богородск. Тула не годится хотя бы потому, что была губернским городом, а Старгород назван уездным. На самом деле и Ногинск не очень-то похож на Старгород - слишком близко к Москве...

Скорее всего, единственных конкретных прототипов ни у Старгорода, ни у Черноморска и других ильфопетровских населенных пунктов нет, а они наделены чертами разных знакомых авторам городов и местечек.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 19.01.07 20:17 пользователем Mickie.

Метро построить - это вам не ешака купить!
Andy  20.01.2007 02:28

Самое безумное предположение, которое я когда либо встречал, что Старгород - это ... Ленинград! Ленинград с его бесчисленными Красноармейскими, Советскими и с почерневший под туркестанским солнцем тов. Гаврилиным (Кировым)

Но почему Старгород так провинциален? А вы никогда не слышали про "областной город с имперскими амбициями"?

Но тогда, позвольте, какой трамвай? В Ленинграде уже был трамвай! Но это и не трамвай, а метрополитен, а инж. Треухов - эт. значит, Балинский, который в романе сумел запустить аж целых три линии к 01.05.27.

> Или просто Черноморск - полностью выдуманный город-"дублёр" Одессы?

Ну а какой еще город был порто-франко?

> Тула не годится хотя бы потому, что была губернским городом, а Старгород
> назван уездным.

Где, а то я запамятовал. Зато помню, что К. Воробъянинов происходил из дворян бывш. Старгородской губернии

Бесполезное дело
Сергей_Ф  20.01.2007 02:35

Авторы романов , при ближайшем анализе, ненавидели провинциальную Россию . Я даже догадываюсь , за что. Ненависть мастерски скрыта за иронией. Поэтому какие-либо попытки подогнать "немосковские" места действия под реальные координаты невозможны - поскольку авторы сами не видели и не ощущали того, о чем пишут, ибо из Москвы носа не казали. А в Москве авторы жили, поэтому "московские страницы " романов более реальны.

Re: Метро построить - это вам не ешака купить!
Mickie  20.01.2007 10:48

> Воробъянинов происходил из дворян бывш.
> Старгородской губернии

Вообще-то это говорится о мадам Петуховой, а не о Воробьянинове - хотя дела не меняет. Проблема в том, что Киса многократно упоминается как уездный предводитель дворянства... Правда, если б мы могли спросить авторов, они наверняка бы ответили, что имеется в виду Старгородский уезд Старгородской же губернии.

Прототип уездного города N*
Krolikov  20.01.2007 11:36

Mickie писал(а):
-------------------------------------------------------

> Скорее всего, единственных конкретных прототипов
> ни у Старгорода, ни у Черноморска и других
> ильфопетровских населенных пунктов нет,

И у Пятигорска. :-)

> а они
> наделены чертами разных знакомых авторам городов и
> местечек.

Скорее всего.
Но вот, например, на Николаевском форуме, http://www.adm.ua/asoft/tmp/files/php/bazar/forums/transport/forum.php?action=select&rec=1139075006, где обсуждалась эта тема, некий неведомый мне участник под ником "Сергей Федосов" уверенно заявляет:

"Прототипом Старгорода был Воронеж и описана история открытия воронежского трамвая".

Не может же он говорить что-то, о чем не знает!

Re: Прототип уездного города N*
Сура  20.01.2007 12:49

Krolikov писал(а):
>
> "Прототипом Старгорода был Воронеж и описана
> история открытия воронежского трамвая".
>
> Не может же он говорить что-то, о чем не знает!

Не забывайте ещё на какой вокзал он прибыли из Старгорода! (и ночным!, к слову о Ногинске, поездом)

Сура

Re: Прототип уездного города N*
Сура  20.01.2007 12:51

Krolikov писал(а):
>
> И у Пятигорска. :-)

Там ещё интересные прототипы Царицына, Тифлиса, Владикавказа, Ялты, упоминаются Чебоксары :)

В общем-то только Старгород вопросы и вызывает. То что Васюки - Козьмодемьянск сомнений особых нет.

Сура

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Конст. Карасёв  20.01.2007 13:05

Чисто по названиям можно сопоставить Гряжск - Грязи и Ряжск, Удоев - Одоев, Лучанск - Луганск, Арбатов - Ардатов.
Черноморск ну совсем очевидно Одесса, тут сомнений никаких. То что название Одесса упоминается (Одесская бубличная артель и ткань для брюк "Столетье Одессы") я думаю, не дожно смущать.
А вот уездный город N, явная отсылка к губернскому городу NN из "Мёртвых душ". Неслучайно появляются бюст Жуковского и чугунная лампа со стеклянными цацками.

Вопрос: а почему в трёх фильмах "Антилопа Гну" - три разных автомобиля? Кто-нибудь знает, как выглядел "Лорен-Дитрих"?

Re: Прототип уездного города N*
Mickie  20.01.2007 13:06

Krolikov писал(а):
> "Прототипом Старгорода был Воронеж и описана
> история открытия воронежского трамвая".

Действительно, кое-что совпадает: и отвергнутые городскими властями планы 1912 г., и пуск трамвая в мае (правда, не 1927, как у Ильфа-Петрова, а 1926 г.). Но это еще не делает Воронеж прототипом Старгорода.

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Антон Чиграй  20.01.2007 13:13

> Вопрос: а почему в трёх фильмах "Антилопа Гну" -
> три разных автомобиля?

Как обычно - смастерили реквизит из подручных средств.

Не помню откуда: "Антилопу-Гну" для «Золотого теленка» Швейцера
спроектировал и собрал инженер Лев Шугуров.
Получился гибрид, состоящий из рамы, подвески и заднего моста от «УАЗика», двигателя и коробки передач от «Волги». Руль пришлось переставлять на правую сторону. Но главный инженер по технике безопасности «Мосфильма» «Лорен-Дитрих» принять "произведение" к участию в съемках отказался: у автомобиля отсутствовал ручной тормоз. Лишь после долгих споров «Антилопа» и без ручного тормоза появилась в кадре.
КСТАТИ, как рассказывают, еще при жизни актер Арчил Гомиашвили выкупил у «Мосфильма» раритетную «Антилопу» для одного своего ресторана. Эта модель осталась в семье актера.

"Антилопу" для “Золотого теленка” Шилкиной собирали на "Мосфильме" по старым фотографиям и тоже на базе «УАЗика». К слову, навешали на «Антилопу» все, что попадалось под руку: фары из старинных самоварчиков, гудок с грушей, плоское лобовое стекло.
Соорудили две «Антилопы» - одна для взрыва, другая для езды.
“Получилась трудноуправляемая машина, - вспоминает Дмитрий Назаров, сыгравший Козлевича, - маленькое рулевое колесо и тяжелое управление. Ее переделали на правый руль, как положено по роману, к тому же автомобиль плохо тормозил, плохо разгонялся, скорости не включались... И только мой богатый водительский опыт помогал с ней справляться. Ее постоянно приходилось чинить...


> Кто-нибудь знает, как выглядел "Лорен-Дитрих"?

http://www.abw.by/abw/arxiv/530/I-LOREN_DITRIH.htm

Если исходить из трамвая
Vadims Falkovs  22.01.2007 09:29

То в период с 1925 по 1930 годы трамвай был открыт

1926 - Воронеж (но там до этого была конка)
1927 - Тула (до этого была конка)
1928 - Донецк
1929 - Минск
1929 - Златоуст
1929 - Пермь
1929 - Екатеринбург

А зачем Ильфу и Катаеву-младшему нужны были реальные прототипы городов? (+)
Виталий Шамаров  22.01.2007 10:06

А зачем Ильфу и Катаеву-младшему нужны были реальные прототипы городов? В романах высмеяны реальные перегибы того и, увы, не только того времени:
- Не столь важно, где именно открыли трамвай. Наверняка эпизод списан из восторженной заметки в газете об открытии трамвайной линии именно к 1 мая.
- Массовое переименование улиц, сбившее с толка даже извозчика, имело место по всему СССР. А меня, к примеру, по сей день сбивают московские переименования начала 1990-х годов.
- "Воронья слободка" - описана типичная московская коммуналка. А в Санкт-Петербурге, говорят, и по сей день таких осталось немалое количество. Да и в центре Москвы не все расселили.

Re: Прототип уездного города N*
Boris  22.01.2007 11:10

Сура писал(а):
-------------------------------------------------------
> Не забывайте ещё на какой вокзал он прибыли из
> Старгорода! (и ночным!, к слову о Ногинске,
> поездом)

Ещё вспомнился момент, что в Гусищах паровоз "пятился задом". Не намёк ли на тупиковый воронежский вокзал? На этой же ж/д ветке имеем и Гряжск - Грязи Воронежские и Ряжск. Так же в памяти всплывает упоминание, что при подъезде к Москве поезд миновал реку через очень большой мост. Не мост ли это через Оку перед Коломной?

Re: Если исходить из трамвая
Антон Хлынин  22.01.2007 14:58

Vadims Falkovs писал(а):
-------------------------------------------------------
> То в период с 1925 по 1930 годы трамвай был
> открыт
> 1928 - Донецк

Только деталь: в 1928 году это был не Донецк, а Сталино.
Донецком он стал в 1961 г.

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
DM  23.01.2007 11:17

А я вот всегда хотел спросить...
Если Черноморск - это Одесса, то откуда там ДВА вокзала?
Ведь основной интригой романа было то, где Корейко хранил свои миллионы.
Он хранил их в камере хранения вокзала и раз в неделю перевозил на трамвае с одного вокзала на другой.
Такое было возможно в Москве, да. Ну, в Питере, в Харькове, но других городов в СССР, которые бы имели два отдельных ВОКЗАЛА (т.е. не станции и не пригородные) с камерами хранения, между которыми можно было бы ездить на трамвае... я себе вообразить не могу.

Re: Прототип уездного города N*
Mickie  23.01.2007 22:53

> Не мост ли это через Оку перед Коломной?
Что мост именно через Оку, прямо говорится в тексте.

О сходстве Воронежа со Старгородом, отмеченном еще в 1928 г., см. здесь:
http://web.vrn.ru/bereg/13_20_03.htm

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Нихто  23.01.2007 23:30

Чтоб не цитировать, а просто вопрос:
А много ли было городов, где есть хотя бы 2 вокзала?

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Mickie  23.01.2007 23:45

Да масса есть городов, в пределах которых по две и более станций с пассажирским движением и, соответственно, вокзальным зданием, рестораном, камерой хранения и пр. Взять хоть Таганрог-1 и Таганрог-2, между которыми и трамвай ходит.

Re: Это вопрос дефиниции
Vadims Falkovs  24.01.2007 00:55

Нихто писал(а):
-------------------------------------------------------
> Чтоб не цитировать, а просто вопрос:
> А много ли было городов, где есть хотя бы 2
> вокзала?

Вокзал - это станционное здание.

Вопрос бы как-нибудь иначе поставить.

Re: Это вопрос дефиниции
Krolikov  24.01.2007 02:08

Vadims Falkovs писал(а):
-------------------------------------------------------

> Вокзал - это станционное здание.

...на крупных станциях.

Все-таки, деревянный сарай с конторкой на глухом полустанке вокзалом не называют.
Но вот четких критериев, по которым можно отличить "вокзал" от "невокзала", кажется, нет?

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Сергей_П  24.01.2007 02:37

Mickie писал(а):
-------------------------------------------------------
> Да масса есть городов, в пределах которых по две и
> более станций с пассажирским движением и,
> соответственно, вокзальным зданием, рестораном,
> камерой хранения и пр. Взять хоть Таганрог-1 и
> Таганрог-2, между которыми и трамвай ходит.

Тут ситуация немного другая: вокзал переехал. Оно, конечно, физически здание вокзала не перебралось, но был открыт новая главная пассажирская станция для Таганрога на месте существующей станции Марцево. При этом станция Таганрог стала Таганрог-2 и утратила как свое значение, так и ПДСы.
Все это, однако, отвлеченное, т.к. во времена Ильфа и Петрова была еще забытая Богом станция Марцево и напрочь отсутствовал трамвай.

Re: Это вопрос дефиниции
Сергей_П  24.01.2007 02:42

Vadims Falkovs писал(а):
-------------------------------------------------------
> Нихто писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > Чтоб не цитировать, а просто вопрос:
> > А много ли было городов, где есть хотя бы 2
> > вокзала?
>
> Вокзал - это станционное здание.
>
> Вопрос бы как-нибудь иначе поставить.

Думаю, под понятием вокзал имелся ввиду "головная пассажирская станция для данного населенного пункта, построеная железнодорожным обществом - "дорогой" (в терминах до 1917 г.) для обслуживания дальних поездов".

Re: Если Черноморск - это Одесса, то откуда там ДВА вокзала?
Лев  24.01.2007 13:51

А из чего следует, что оба вокзала были железнодорожными? Один назывался Приморским и находился на вокзальной площади - С МАЛЕНЬКОЙ буквы! Т.е. это не было её названием - просто описанием месторасположения. Оттуда на трамвае Корейко доехал до другого конца города, где расположен Восточный вокзал.
Правда, некоторую нестыковку вносят ...молочницы! Вначале, в момент выхода Корейко из дома (между 5 и 6 часами утра), было СЛЫШНО(!), как они выгружались из пригородных ("дачных") ПОЕЗДОВ; кстати, "далёкий гром" намекает на ПУСТЫЕ бидоны? А когда "Человек в сандалиях прошел весь город, почти никого не встретив на пути" и входил в Приморский вокзал, "оттуда выходили молочницы". Где же они, подлые, были столько времени?!

Кстати, Лорен-Дитрихом называл "Антилопу Гну" сам Адам Козлевич, и иных доказательств, кроме лично прикрученной эмблемы, не упомянуто. Для техно-спецов много может сказать открывающаяся назад пассажирская дверца, из которой выпал Паниковский, а также упомянутая цепная (не карданная!) передача...

Старгород - Воронеж (+)
Антон Буслов  24.01.2007 14:27

Доказательства подробно описаны тут:
целиком не привожу ибо уж очень много
http://www.vrntram.org/index.php?p=12stulev

Попробую притянуть за уши несколько аргументов...;
Aq_  26.01.2007 03:39

Лев писал(а):
-------------------------------------------------------
> А из чего следует, что оба вокзала были
> железнодорожными? Один назывался Приморским и
> находился на вокзальной площади - С МАЛЕНЬКОЙ
> буквы! Т.е. это не было её названием - просто
> описанием месторасположения.

Вполне возможно, что это и был Морвокзал. Тогда по ул. Приморской(Суворова) должен был ходить 22-й узкоколейный маршрут, если мне память не изменяет. Ходил ли он до вокзала -- зайдите на odessatrolley.com, я не помню.

Я не в курсе как до Великой Отечественной функционировал Морвокзал, но поскольку гражданской авиации тогда толком не существовало, он должен был быть похож на обычные пассажирские вокзалы, и камеры хранения там также должны были быть.

> Оттуда на трамвае
> Корейко доехал до другого конца города, где
> расположен Восточный вокзал.

Вокзал тогда был действительно южной границей города, вместе с Первым Кладбищем, Чумкой, куском нынешнего просп. Гагарина, частично застроенной фамильными дачами Новоаркадийской дорогой.

Ещё есть вариант -- станция Одесса-Восточная, где останавливались поезда на Кишинёв, следующие с николаевского направления. Там, по логике вещей, также должны были бы быть камеры хранения. Как выглядит станция сейчас -- не имею понятия, но трамвай туда точно никогда не ходил.

> Правда, некоторую нестыковку вносят ...молочницы!
> А когда "Человек в сандалиях прошел весь город,
> почти никого не встретив на пути" и входил в
> Приморский вокзал, "оттуда выходили молочницы".
> Где же они, подлые, были столько времени?!

ПРИМОРСКИЙ?! Тогда вообще голяк. Я понимаю, если бы вокзал был «Восточный»... Вроде слышал, что пассажирская платформа на станции Одесса-Порт была, но туда могли ходить только "рабочие" поезда. Откуда там взяться молочницам? С товарняка на корабли бидоны перегружали что ли?

P.S. У меня возникло подозрение, что авторы намеренно всё это "вбили" в сюжет, чтобы у читателя просто не возникало аллегорий и желания сравнивать "прототипы" с художественными городами. То есть, хотели показать, что Черноморск -- это Черноморск, а не Одесса или ещё что-то там...

"Прототипы"
Krolikov  26.01.2007 08:32

Aq_ писал(а):
-------------------------------------------------------
> чтобы у
> читателя просто не возникало аллегорий и желания
> сравнивать "прототипы" с художественными городами.
> То есть, хотели показать, что Черноморск -- это
> Черноморск, а не Одесса или ещё что-то там...

Тем не менее, в отношении ряда других городов, уже упоминавшихся - Москва, Пятигорск, Владикавказ и др.- авторы подобных аллегорий не использовали.
Почему?

Ардатов

Вроде же Ардатов никогда не был городом (или имел такой статус при ИиП?), а нынче - пгт. Иль не так?

И вообще предположения типа Лучанск-Луганск, Гряжск-Ряжск немного бредовы (хотя конечно сразу и возникают созвучные аналогии, в т.ч. и у меня), ведь если сложить предполагаемые пункты в одну линию, то выходит крайне кривой маршрут... Слишком в стороне находятся все эти Арбатовы...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.01.07 19:55 пользователем Тимофей Беспятов.

Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Mickie  26.01.2007 22:02

Как это Ардатов не город? Является таковым без перерывов с 1780 г.

Рискну предположить, что...
Aq_  26.01.2007 22:03

Все "фиктивные" города -- живые географические герои романа, а "реальные" -- просто декорации, играющие свою чётко прописанную роль.

Конечно, весь этот ответ -- моё ПМСМ. В литературной критике не бывает фактов, теорем и доказательств.

Re: Из области фантастических допущений...
Лев  26.01.2007 23:35

Aq_ писал(а):
-------------------------------------------------------
> Откуда там взяться молочницам? С товарняка
> на корабли бидоны перегружали что ли?
Увы, про молочницу нынче известно только из рекламы лекарства от неё! Но тут, в Ильф-Петровском Черноморске, есть какой-то временной "провал" - Корейко, выходя из дома, слышит выгрузку молочниц из поезда, затем идёт через весь город и, входя в вокзал, встречает опять же, молочниц! Они его что, поджидали там? К тому же у выходящих молочниц "железные плечи" - надо полагать, оттягиваемые полными бидонами! А греметь при выгрузки могли только пустые... Похоже, это, всё-таки, РАЗНЫЕ молочницы - последние прибыли морем, сразу с молоком, а первые - почему-то порожняком и ещё только будут затариваться, для чего и прибывают много раньше.

Возить молоко - морем? Откуда??
Krolikov  27.01.2007 00:00

Лев писал(а):
-------------------------------------------------------
> последние прибыли морем, сразу с молоком

Re: Возить молоко - морем? Откуда?? - А я знаю?
Лев  27.01.2007 00:11

Может, тогда ещё Стеллерова корова не вымерла?
http://chudesa.by.ru/steller.html
"...Могу утверждать, что в августе 1976 года в районе мыса Лопатка видел стеллерову корову..."

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]