Ильф и Петров - прототипы городов
Тимофей Беспятов
19.01.2007 19:37
Вопрос такой: Старгород = Тула? Ведь вроде только там открыли трамвай в 1927 году.
И любопытно, что являлось прототипом Черноморска - ведь слово "Одесса" там тоже мелькало, а значит это не Одесса (хотя фильм как я понял (качество изобр. было жуткое когда я смотрел) снимался именно в Одессе), и "Мариуполь" там кажется тоже мелькал... Николаев или Севастополь что-то не сильно подходят... Керчь и Новороссийск тем более. Других трамгородов вроде не было. Или просто Черноморск - полностью выдуманный город-"дублёр" Одессы? И интересно какие "города" ещё имели реальных прототипов? Гряжск = Ряжск? Арбатов (где снимался?), Удоев, Лучанск и пр.? Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Mickie
19.01.2007 20:10
Прототипом Старгорода (по крайней мере, в трамвайном отношении) традиционно считается Ногинск, б. Богородск. Тула не годится хотя бы потому, что была губернским городом, а Старгород назван уездным. На самом деле и Ногинск не очень-то похож на Старгород - слишком близко к Москве...
Скорее всего, единственных конкретных прототипов ни у Старгорода, ни у Черноморска и других ильфопетровских населенных пунктов нет, а они наделены чертами разных знакомых авторам городов и местечек. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 19.01.07 20:17 пользователем Mickie. Метро построить - это вам не ешака купить!
Andy
20.01.2007 02:28
Самое безумное предположение, которое я когда либо встречал, что Старгород - это ... Ленинград! Ленинград с его бесчисленными Красноармейскими, Советскими и с почерневший под туркестанским солнцем тов. Гаврилиным (Кировым)
Но почему Старгород так провинциален? А вы никогда не слышали про "областной город с имперскими амбициями"? Но тогда, позвольте, какой трамвай? В Ленинграде уже был трамвай! Но это и не трамвай, а метрополитен, а инж. Треухов - эт. значит, Балинский, который в романе сумел запустить аж целых три линии к 01.05.27. > Или просто Черноморск - полностью выдуманный город-"дублёр" Одессы? Ну а какой еще город был порто-франко? > Тула не годится хотя бы потому, что была губернским городом, а Старгород > назван уездным. Где, а то я запамятовал. Зато помню, что К. Воробъянинов происходил из дворян бывш. Старгородской губернии Бесполезное дело
Сергей_Ф
20.01.2007 02:35
Авторы романов , при ближайшем анализе, ненавидели провинциальную Россию . Я даже догадываюсь , за что. Ненависть мастерски скрыта за иронией. Поэтому какие-либо попытки подогнать "немосковские" места действия под реальные координаты невозможны - поскольку авторы сами не видели и не ощущали того, о чем пишут, ибо из Москвы носа не казали. А в Москве авторы жили, поэтому "московские страницы " романов более реальны. Re: Метро построить - это вам не ешака купить!
Mickie
20.01.2007 10:48
> Воробъянинов происходил из дворян бывш.
> Старгородской губернии Вообще-то это говорится о мадам Петуховой, а не о Воробьянинове - хотя дела не меняет. Проблема в том, что Киса многократно упоминается как уездный предводитель дворянства... Правда, если б мы могли спросить авторов, они наверняка бы ответили, что имеется в виду Старгородский уезд Старгородской же губернии. Прототип уездного города N*
Krolikov
20.01.2007 11:36
Mickie писал(а):
------------------------------------------------------- > Скорее всего, единственных конкретных прототипов > ни у Старгорода, ни у Черноморска и других > ильфопетровских населенных пунктов нет, И у Пятигорска. :-) > а они > наделены чертами разных знакомых авторам городов и > местечек. Скорее всего. Но вот, например, на Николаевском форуме, http://www.adm.ua/asoft/tmp/files/php/bazar/forums/transport/forum.php?action=select&rec=1139075006, где обсуждалась эта тема, некий неведомый мне участник под ником "Сергей Федосов" уверенно заявляет: "Прототипом Старгорода был Воронеж и описана история открытия воронежского трамвая". Не может же он говорить что-то, о чем не знает! Re: Прототип уездного города N*
Сура
20.01.2007 12:49
Krolikov писал(а):
> > "Прототипом Старгорода был Воронеж и описана > история открытия воронежского трамвая". > > Не может же он говорить что-то, о чем не знает! Не забывайте ещё на какой вокзал он прибыли из Старгорода! (и ночным!, к слову о Ногинске, поездом) Сура Re: Прототип уездного города N*
Сура
20.01.2007 12:51
Krolikov писал(а):
> > И у Пятигорска. :-) Там ещё интересные прототипы Царицына, Тифлиса, Владикавказа, Ялты, упоминаются Чебоксары :) В общем-то только Старгород вопросы и вызывает. То что Васюки - Козьмодемьянск сомнений особых нет. Сура Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Конст. Карасёв
20.01.2007 13:05
Чисто по названиям можно сопоставить Гряжск - Грязи и Ряжск, Удоев - Одоев, Лучанск - Луганск, Арбатов - Ардатов.
Черноморск ну совсем очевидно Одесса, тут сомнений никаких. То что название Одесса упоминается (Одесская бубличная артель и ткань для брюк "Столетье Одессы") я думаю, не дожно смущать. А вот уездный город N, явная отсылка к губернскому городу NN из "Мёртвых душ". Неслучайно появляются бюст Жуковского и чугунная лампа со стеклянными цацками. Вопрос: а почему в трёх фильмах "Антилопа Гну" - три разных автомобиля? Кто-нибудь знает, как выглядел "Лорен-Дитрих"? Re: Прототип уездного города N*
Mickie
20.01.2007 13:06
Krolikov писал(а):
> "Прототипом Старгорода был Воронеж и описана > история открытия воронежского трамвая". Действительно, кое-что совпадает: и отвергнутые городскими властями планы 1912 г., и пуск трамвая в мае (правда, не 1927, как у Ильфа-Петрова, а 1926 г.). Но это еще не делает Воронеж прототипом Старгорода. Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Антон Чиграй
20.01.2007 13:13
> Вопрос: а почему в трёх фильмах "Антилопа Гну" -
> три разных автомобиля? Как обычно - смастерили реквизит из подручных средств. Не помню откуда: "Антилопу-Гну" для «Золотого теленка» Швейцера спроектировал и собрал инженер Лев Шугуров. Получился гибрид, состоящий из рамы, подвески и заднего моста от «УАЗика», двигателя и коробки передач от «Волги». Руль пришлось переставлять на правую сторону. Но главный инженер по технике безопасности «Мосфильма» «Лорен-Дитрих» принять "произведение" к участию в съемках отказался: у автомобиля отсутствовал ручной тормоз. Лишь после долгих споров «Антилопа» и без ручного тормоза появилась в кадре. КСТАТИ, как рассказывают, еще при жизни актер Арчил Гомиашвили выкупил у «Мосфильма» раритетную «Антилопу» для одного своего ресторана. Эта модель осталась в семье актера. "Антилопу" для “Золотого теленка” Шилкиной собирали на "Мосфильме" по старым фотографиям и тоже на базе «УАЗика». К слову, навешали на «Антилопу» все, что попадалось под руку: фары из старинных самоварчиков, гудок с грушей, плоское лобовое стекло. Соорудили две «Антилопы» - одна для взрыва, другая для езды. “Получилась трудноуправляемая машина, - вспоминает Дмитрий Назаров, сыгравший Козлевича, - маленькое рулевое колесо и тяжелое управление. Ее переделали на правый руль, как положено по роману, к тому же автомобиль плохо тормозил, плохо разгонялся, скорости не включались... И только мой богатый водительский опыт помогал с ней справляться. Ее постоянно приходилось чинить... > Кто-нибудь знает, как выглядел "Лорен-Дитрих"? http://www.abw.by/abw/arxiv/530/I-LOREN_DITRIH.htm Если исходить из трамвая
Vadims Falkovs
22.01.2007 09:29
То в период с 1925 по 1930 годы трамвай был открыт
1926 - Воронеж (но там до этого была конка) 1927 - Тула (до этого была конка) 1928 - Донецк 1929 - Минск 1929 - Златоуст 1929 - Пермь 1929 - Екатеринбург А зачем Ильфу и Катаеву-младшему нужны были реальные прототипы городов? (+)
Виталий Шамаров
22.01.2007 10:06
А зачем Ильфу и Катаеву-младшему нужны были реальные прототипы городов? В романах высмеяны реальные перегибы того и, увы, не только того времени:
- Не столь важно, где именно открыли трамвай. Наверняка эпизод списан из восторженной заметки в газете об открытии трамвайной линии именно к 1 мая. - Массовое переименование улиц, сбившее с толка даже извозчика, имело место по всему СССР. А меня, к примеру, по сей день сбивают московские переименования начала 1990-х годов. - "Воронья слободка" - описана типичная московская коммуналка. А в Санкт-Петербурге, говорят, и по сей день таких осталось немалое количество. Да и в центре Москвы не все расселили. Re: Прототип уездного города N*
Boris
22.01.2007 11:10
Сура писал(а):
------------------------------------------------------- > Не забывайте ещё на какой вокзал он прибыли из > Старгорода! (и ночным!, к слову о Ногинске, > поездом) Ещё вспомнился момент, что в Гусищах паровоз "пятился задом". Не намёк ли на тупиковый воронежский вокзал? На этой же ж/д ветке имеем и Гряжск - Грязи Воронежские и Ряжск. Так же в памяти всплывает упоминание, что при подъезде к Москве поезд миновал реку через очень большой мост. Не мост ли это через Оку перед Коломной? Re: Если исходить из трамвая
Антон Хлынин
22.01.2007 14:58
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > То в период с 1925 по 1930 годы трамвай был > открыт > 1928 - Донецк Только деталь: в 1928 году это был не Донецк, а Сталино. Донецком он стал в 1961 г. Re: Ильф и Петров - прототипы городов
DM
23.01.2007 11:17
А я вот всегда хотел спросить...
Если Черноморск - это Одесса, то откуда там ДВА вокзала? Ведь основной интригой романа было то, где Корейко хранил свои миллионы. Он хранил их в камере хранения вокзала и раз в неделю перевозил на трамвае с одного вокзала на другой. Такое было возможно в Москве, да. Ну, в Питере, в Харькове, но других городов в СССР, которые бы имели два отдельных ВОКЗАЛА (т.е. не станции и не пригородные) с камерами хранения, между которыми можно было бы ездить на трамвае... я себе вообразить не могу. Re: Прототип уездного города N*
Mickie
23.01.2007 22:53
> Не мост ли это через Оку перед Коломной?
Что мост именно через Оку, прямо говорится в тексте. О сходстве Воронежа со Старгородом, отмеченном еще в 1928 г., см. здесь: http://web.vrn.ru/bereg/13_20_03.htm Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Нихто
23.01.2007 23:30
Чтоб не цитировать, а просто вопрос:
А много ли было городов, где есть хотя бы 2 вокзала? Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Mickie
23.01.2007 23:45
Да масса есть городов, в пределах которых по две и более станций с пассажирским движением и, соответственно, вокзальным зданием, рестораном, камерой хранения и пр. Взять хоть Таганрог-1 и Таганрог-2, между которыми и трамвай ходит. Re: Это вопрос дефиниции
Vadims Falkovs
24.01.2007 00:55
Нихто писал(а):
------------------------------------------------------- > Чтоб не цитировать, а просто вопрос: > А много ли было городов, где есть хотя бы 2 > вокзала? Вокзал - это станционное здание. Вопрос бы как-нибудь иначе поставить. Re: Это вопрос дефиниции
Krolikov
24.01.2007 02:08
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > Вокзал - это станционное здание. ...на крупных станциях. Все-таки, деревянный сарай с конторкой на глухом полустанке вокзалом не называют. Но вот четких критериев, по которым можно отличить "вокзал" от "невокзала", кажется, нет? Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Сергей_П
24.01.2007 02:37
Mickie писал(а):
------------------------------------------------------- > Да масса есть городов, в пределах которых по две и > более станций с пассажирским движением и, > соответственно, вокзальным зданием, рестораном, > камерой хранения и пр. Взять хоть Таганрог-1 и > Таганрог-2, между которыми и трамвай ходит. Тут ситуация немного другая: вокзал переехал. Оно, конечно, физически здание вокзала не перебралось, но был открыт новая главная пассажирская станция для Таганрога на месте существующей станции Марцево. При этом станция Таганрог стала Таганрог-2 и утратила как свое значение, так и ПДСы. Все это, однако, отвлеченное, т.к. во времена Ильфа и Петрова была еще забытая Богом станция Марцево и напрочь отсутствовал трамвай. Re: Это вопрос дефиниции
Сергей_П
24.01.2007 02:42
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > Нихто писал(а): > -------------------------------------------------- > ----- > > Чтоб не цитировать, а просто вопрос: > > А много ли было городов, где есть хотя бы 2 > > вокзала? > > Вокзал - это станционное здание. > > Вопрос бы как-нибудь иначе поставить. Думаю, под понятием вокзал имелся ввиду "головная пассажирская станция для данного населенного пункта, построеная железнодорожным обществом - "дорогой" (в терминах до 1917 г.) для обслуживания дальних поездов". Re: Если Черноморск - это Одесса, то откуда там ДВА вокзала?
Лев
24.01.2007 13:51
А из чего следует, что оба вокзала были железнодорожными? Один назывался Приморским и находился на вокзальной площади - С МАЛЕНЬКОЙ буквы! Т.е. это не было её названием - просто описанием месторасположения. Оттуда на трамвае Корейко доехал до другого конца города, где расположен Восточный вокзал.
Правда, некоторую нестыковку вносят ...молочницы! Вначале, в момент выхода Корейко из дома (между 5 и 6 часами утра), было СЛЫШНО(!), как они выгружались из пригородных ("дачных") ПОЕЗДОВ; кстати, "далёкий гром" намекает на ПУСТЫЕ бидоны? А когда "Человек в сандалиях прошел весь город, почти никого не встретив на пути" и входил в Приморский вокзал, "оттуда выходили молочницы". Где же они, подлые, были столько времени?! Кстати, Лорен-Дитрихом называл "Антилопу Гну" сам Адам Козлевич, и иных доказательств, кроме лично прикрученной эмблемы, не упомянуто. Для техно-спецов много может сказать открывающаяся назад пассажирская дверца, из которой выпал Паниковский, а также упомянутая цепная (не карданная!) передача... Старгород - Воронеж (+)
Антон Буслов
24.01.2007 14:27
Доказательства подробно описаны тут:
целиком не привожу ибо уж очень много http://www.vrntram.org/index.php?p=12stulev Попробую притянуть за уши несколько аргументов...;
Aq_
26.01.2007 03:39
Лев писал(а):
------------------------------------------------------- > А из чего следует, что оба вокзала были > железнодорожными? Один назывался Приморским и > находился на вокзальной площади - С МАЛЕНЬКОЙ > буквы! Т.е. это не было её названием - просто > описанием месторасположения. Вполне возможно, что это и был Морвокзал. Тогда по ул. Приморской(Суворова) должен был ходить 22-й узкоколейный маршрут, если мне память не изменяет. Ходил ли он до вокзала -- зайдите на odessatrolley.com, я не помню. Я не в курсе как до Великой Отечественной функционировал Морвокзал, но поскольку гражданской авиации тогда толком не существовало, он должен был быть похож на обычные пассажирские вокзалы, и камеры хранения там также должны были быть. > Оттуда на трамвае > Корейко доехал до другого конца города, где > расположен Восточный вокзал. Вокзал тогда был действительно южной границей города, вместе с Первым Кладбищем, Чумкой, куском нынешнего просп. Гагарина, частично застроенной фамильными дачами Новоаркадийской дорогой. Ещё есть вариант -- станция Одесса-Восточная, где останавливались поезда на Кишинёв, следующие с николаевского направления. Там, по логике вещей, также должны были бы быть камеры хранения. Как выглядит станция сейчас -- не имею понятия, но трамвай туда точно никогда не ходил. > Правда, некоторую нестыковку вносят ...молочницы! > А когда "Человек в сандалиях прошел весь город, > почти никого не встретив на пути" и входил в > Приморский вокзал, "оттуда выходили молочницы". > Где же они, подлые, были столько времени?! ПРИМОРСКИЙ?! Тогда вообще голяк. Я понимаю, если бы вокзал был «Восточный»... Вроде слышал, что пассажирская платформа на станции Одесса-Порт была, но туда могли ходить только "рабочие" поезда. Откуда там взяться молочницам? С товарняка на корабли бидоны перегружали что ли? P.S. У меня возникло подозрение, что авторы намеренно всё это "вбили" в сюжет, чтобы у читателя просто не возникало аллегорий и желания сравнивать "прототипы" с художественными городами. То есть, хотели показать, что Черноморск -- это Черноморск, а не Одесса или ещё что-то там... "Прототипы"
Krolikov
26.01.2007 08:32
Aq_ писал(а):
------------------------------------------------------- > чтобы у > читателя просто не возникало аллегорий и желания > сравнивать "прототипы" с художественными городами. > То есть, хотели показать, что Черноморск -- это > Черноморск, а не Одесса или ещё что-то там... Тем не менее, в отношении ряда других городов, уже упоминавшихся - Москва, Пятигорск, Владикавказ и др.- авторы подобных аллегорий не использовали. Почему? Ардатов
Тимофей Беспятов
26.01.2007 19:47
Вроде же Ардатов никогда не был городом (или имел такой статус при ИиП?), а нынче - пгт. Иль не так?
И вообще предположения типа Лучанск-Луганск, Гряжск-Ряжск немного бредовы (хотя конечно сразу и возникают созвучные аналогии, в т.ч. и у меня), ведь если сложить предполагаемые пункты в одну линию, то выходит крайне кривой маршрут... Слишком в стороне находятся все эти Арбатовы... Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.01.07 19:55 пользователем Тимофей Беспятов. Re: Ильф и Петров - прототипы городов
Mickie
26.01.2007 22:02
Как это Ардатов не город? Является таковым без перерывов с 1780 г. Рискну предположить, что...
Aq_
26.01.2007 22:03
Все "фиктивные" города -- живые географические герои романа, а "реальные" -- просто декорации, играющие свою чётко прописанную роль.
Конечно, весь этот ответ -- моё ПМСМ. В литературной критике не бывает фактов, теорем и доказательств. Re: Из области фантастических допущений...
Лев
26.01.2007 23:35
Aq_ писал(а):
------------------------------------------------------- > Откуда там взяться молочницам? С товарняка > на корабли бидоны перегружали что ли? Увы, про молочницу нынче известно только из рекламы лекарства от неё! Но тут, в Ильф-Петровском Черноморске, есть какой-то временной "провал" - Корейко, выходя из дома, слышит выгрузку молочниц из поезда, затем идёт через весь город и, входя в вокзал, встречает опять же, молочниц! Они его что, поджидали там? К тому же у выходящих молочниц "железные плечи" - надо полагать, оттягиваемые полными бидонами! А греметь при выгрузки могли только пустые... Похоже, это, всё-таки, РАЗНЫЕ молочницы - последние прибыли морем, сразу с молоком, а первые - почему-то порожняком и ещё только будут затариваться, для чего и прибывают много раньше. Возить молоко - морем? Откуда??
Krolikov
27.01.2007 00:00
Лев писал(а):
------------------------------------------------------- > последние прибыли морем, сразу с молоком Re: Возить молоко - морем? Откуда?? - А я знаю?
Лев
27.01.2007 00:11
Может, тогда ещё Стеллерова корова не вымерла?
http://chudesa.by.ru/steller.html "...Могу утверждать, что в августе 1976 года в районе мыса Лопатка видел стеллерову корову..."
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.003 seconds ]