ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Можно ли считать нынешний Минтранс неким аналогом бывшего МПС?
Павел Егерев  29.08.2010 01:53

Здравствуйте всем!
Я, конечно, прекрасно понимаю и предвижу возражения- ведь МПС курировало только железнодорожный транспорт, а сфера охвата Минтранса РФ всё-таки побольше. Но всё-таки- Минтранс РФ- укрупнённый аналог МПС СССР или нечто другое? Очень интересны любые мнения!

Re: Можно ли считать нынешний Минтранс неким аналогом бывшего МПС?
Антон Чиграй  29.08.2010 10:15

Цитата (Павел Егерев)
Но всё-таки- Минтранс РФ - укрупнённый аналог МПС СССР или нечто другое? Очень интересны любые мнения!
Абсолютно другое, по одной простой причине. Советские министерства непосредственно управляли подчинёнными им структурами, а нынешние министерства в непосредственном подчинении имеют только контрольно-надзорные органы. Собственно же отраслевые предприятия сейчас министерствам не подчиняются и зачастую вообще не принадлежат государству. Т.е. министерство не может приказать предприятию что-то сделать - оно может издать лишь общий для всей отрасли нормативный акт.
Поэтому аналогом МПС СССР сейчас является центральный аппарат РЖД.

Re: Можно ли считать нынешний Минтранс неким аналогом бывшего МПС?
Rexby  29.08.2010 19:54

Цитата (Антон Чиграй)
Цитата (Павел Егерев)
Но всё-таки- Минтранс РФ - укрупнённый аналог МПС СССР или нечто другое? Очень интересны любые мнения!
Абсолютно другое, по одной простой причине. Советские министерства непосредственно управляли подчинёнными им структурами, а нынешние министерства в непосредственном подчинении имеют только контрольно-надзорные органы. Собственно же отраслевые предприятия сейчас министерствам не подчиняются и зачастую вообще не принадлежат государству. Т.е. министерство не может приказать предприятию что-то сделать - оно может издать лишь общий для всей отрасли нормативный акт.
Поэтому аналогом МПС СССР сейчас является центральный аппарат РЖД.
Да, ближе всего по сути именно РЖД, а как госструктура - Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) в составе Минтранса.
Кстати, у Росжелдора как у федерального агенства,а не федеральной службы, контрольно-надзорных полномочий нет.
А нормативные правовые акты издает именно РЖД, а не Минтранс.
То есть в этом смысле РЖД - преемник МПС.

Re: Можно ли считать нынешний Минтранс неким аналогом бывшего МПС?

Цитата (Антон Чиграй)
Поэтому аналогом МПС СССР сейчас является центральный аппарат РЖД.

Отчасти правда, но отчасти - и нет.
Надо вернуться к истории вопроса. На закате существования СССР, когда ещё действовало МПС СССР, уже возникло Министерство транспорта России. Понятно, что железные дороги были союзного значения, и России не подчинялись. Потом, когда уже стало понятным, что Союза уже нет, возник вопрос, что же делать с железными дорогами. Нужно заметить, что прежняя "советская" модель управления с множеством отраслевых министерств в "независимой" России не воссоздавалась, особенно если вспомнить господствовавший в то время дух либерализации, когда всё государственное приватизировалось/разбазаривалось. Так вот, в тот момент Минтранс России уже готовил создание внутри себя железнодорожного департамента. Однако ЖД - всегда имевшие свою особенную "военизированную структуру", государство в государстве - были к этому не готовы. И 1-й зам. министра МПС СССР, и.о. министра уже в то время Г.М.Фадеев лично пролоббировал создание МПС России. В январе 1992 г. оно было создано, Фадеев стал первым его министром. Это что касается истории.

Отсюда возникла ситуация, когда железнодорожный транспорт имел своё министерство, выполнявшее не только функции государственного регулирования отрасли, но и ведущее обычную хозяйственную деятельность, и не подчинялся Минтрансу. Хотя отдельные функции, например по установлению тарифов, от него потом отпочковались.

Сегодня мы имеем следующую ситуацию. Если взять за основу структуру МПС СССР, то руководящие функции в отрасли разделены между Минтрансом России, Росжелдором, Ространснадзором, ОАО "РЖД", Федеральной службой по тарифом и (отчасти) Федеральной антимонопольной службой.

Да, центральный аппарат ОАО "РЖД" сегодня очень сильно напоминает МПС, даже телеграфные коды департаментов остались. И, думаю, по численности он едва ли не превосходит то, что было в министерские времена. Несмотря на то, что ряд задач полностью перешёл к государственным органам.

Re: Можно ли считать нынешний Минтранс неким аналогом бывшего МПС?
Krolikov  29.08.2010 23:31

Цитата (Rexby)
Т.е. министерство не может приказать предприятию что-то сделать - оно может издать лишь общий для всей отрасли нормативный акт.
Но именно этот нормативный акт является обязующим для РЖД, которая не может издавать свои нормативные акты, идущие вразрез с актами министерства.
Ибо именно Минтранс является исполнительной властью.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]