ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы: <<1 2 Все
Страница: 2 из 2
Re: Почему реборда находится внутри колеи?
Toman  21.07.2011 15:32

Цитата (krechet)
Стрелки.
Если делать реборды снаружи, то конструкция стрелок сильно усложняется.
"Сильно" - это художественное преувеличение. Единственное, что было бы - что межостряковая тяга (в случае невзрезного привода) должна была бы быть не прямая, а охватывать колею снизу. В случае взрезного привода разница в сложности вообще нечувствительна. Крестовина - просто разворачивается задом наперёд. Хотя с крестовиной тут уже надо сильно думать над профилем - правда, это играет роль только при высоких скоростях - т.е. в момент, когда были выбраны и стали общеприняты внутренние реборды, это не могло играть никакой роли, да и профилем там вряд ли заморачивались :)



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 21.07.11 15:33 пользователем Toman.

Re: Почему реборда находится внутри колеи?
Toman  21.07.2011 16:08

Цитата (Славик)
Если сделать их снаружи, будет больше износ, или ход станет менее плавным? В чём суть?

Ну, дела... Что-то редко я сейчас захожу на форум, и тут вижу, разговор на одну из моих любимых тем возник. Я уж думал, за неделю существования темы всё уже вспомнили и объяснили. Ан нет, много чего вспомнили, а главного-то никто таки не упомянул. Между тем как всё достаточно просто.

Предположим, что поезд проходит кривую без возвышения наружного рельса или с дефицитом возвышения. (А на стрелках кривые без возвышения практически неизбежны - сделать там адекватное возвышение нереально). Или, наоборот, идёт по кривой с избытком возвышения (т.е. медленнее расчётной скорости, по какой-то причине), или просто по участку пути, где случилась несимметричная просадка, или просто изначально уложено левой ногой.

Короче говоря, имеет место, как говорят в таких случаях, непогашенное боковое ускорение. В этом случае экипаж в колее удерживают возникающие боковые силы (отчасти трения, но главное - как раз упор гребнем), и они создают момент, стремящийся опрокинуть экипаж. Этот момент может быть скомпенсирован только разницей вертикальных сил между левыми и правыми колёсами. В результате, экипаж несколько наклоняется на рессорах (тем самым ещё больше увеличивая наклон кузова относительно эффективной отвесной линии, на практике, как правило, примерно раза в полтора), и догружаются колёса той стороны, в которую поезд стремится сползти с рельсов из-за наклона, а колёса противоположной стороны - разгружаются.

Таким образом, благодаря расположению гребней с внутренней стороны колеи на удержание экипажа в колее против преобладающих боковых сил от нескомпенсированного бокового ускорения (или от бокового ветра, кстати, который даёт практически такой же эффект, с разницей лишь в высоте центра приложения силы) работают гребни колёс с догруженной стороны. При наружном расположении гребней против сползания с колеи пришлось бы работать гребням разгруженных колёс. Что значит, что они работали бы гораздо слабее, и поезда в разы легче бы сходили с рельсов через всползание гребня. А равно - и через расшивку колеи при слабом верхнем строении пути (некрепко держащиеся костыли и т.п.), поскольку загруженный вертикально рельс не стремиться опрокинуться, а вот при приложении гребнем большой боковой силы при недостатке вертикальной нагрузки - вполне может.

Конечно, тут есть свои тонкости: скажем, не всегда и не все колпары в действительности упираются гребнем в сторону эффективного крена экипажа. Скажем, в кривой при избытке возвышения передняя колпара тележки всё равно будет набегать на наружный рельс, при том, что колёса наружной стороны как раз обезгружены (поскольку трение колёс по рельсам всё-таки в разы выше величины возвышения). И поэтому как раз кривые, проходимые с большим избытком возвышения, составляют один из главных рисков по сходам с рельсов. Но в целом система с внешними гребнями была бы намного более подвержена сходам в кривых или на несимметричных просадках.

Великодушное спасибо за исчерпывающий ответ
Aq_  24.07.2011 20:06

Правда, в китайских игрушках иногда попадаются паровозики с внешним гребнем. Какого чёрта китайцы так делают -- непонятно.

Ещё видел тоже игрушечное китайское «фуникулёрное» чудо: круговая дорога с разъездом в одном месте и два состава разных цветов. У каждого с одной стороны «лысые» колёса, с другой -- реборды по обоим сторонам. И разъезжаются они при встречном движении на этом разъезде. Такая игрушка с неподвижными стрелками проще и дешевле в изготовлении -- нет движущихся частей.

Страницы: <<1 2 Все
Страница: 2 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]