Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Vladislav E. Lavrov
17.06.2010 03:02
Допустим, Вы сумеете найти таким способом путь домой. А найти в своем путешествии пропитание, кроме того, что в рот само залетело? А воды, кроме как напиться из копытца? А выбраться из какой-нибудь ловчей ямы, куда можно ненароком угодить, глазея на звезды? Сумеете? А на каком школьном предмете этому обучились? Для обучения всем этим навыкам (в том числе и ориентирование по звездам) существовал вполне разумный институт, замененный извращением "...жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия...", трансформировавший в настоящем в пьянство и блядство на Селигере под государственной опекой. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Ded
17.06.2010 03:29
А при чем тут астрономия? Научить находить полярную звезду - это дело 5 минут. А в курсе астрономии изучают всякие законы Кеплера и прочее, как это относится к выживанию рода человеческого? Тогда уж лучше ввести предмет "Выживание", с изучением полярной звезды, мха, грибов, ядовитых змей, холодного оружия и т.д. То же самое - вышеупомянутые сп3-гибридизации и прочий бред из химии, физики. Они не нужны 90% учеников, а изучаются всеми. Даже в университете с этим проще - сдал и забыл, а в школе ж к обучению относятся серьезнее, уроки учат, зачем пичкать этим учеников? Кому надо - найдет в интернете. То же самое - литературный бред а ля "Преступление и наказание". Мое мнение - ученик уже классе в 6-м должен определяться, что ему интересно и продолжать учиться согласно своим предпочтениям. Больше истории, меньше литературы например. Это сложно реализовать (хотя ведь реализовали в ВУЗах), но это честнее. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Boris
17.06.2010 08:11
А как же ДОСААФ, игра "Зарница", ГТО, НВП, "Звёздные" походы, комсомольские путёвки в Сибирь и тайгу? Их ведь тоже завещал великий Ленин. А вот сотовый труба с GPS навигатором, чтоб не заблудиться по дороге от Селигера до ближайшего сельского чипка с водовкой, Ленин не завещал. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Vanes II
17.06.2010 09:52
"Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий." (А.С.Грибоедов). Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Ded
17.06.2010 10:22
А что еще может написать писатель/поэт? Ему же хочется, чтобы его читали. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Bulat_
17.06.2010 10:35
Нафига мне твой зюйд-вест, ты пальцем покажи (с) У меня нет ни GPS, ни даже часов (мобилой пользуюсь для определения времени). По звездам определеть ничего не умею. Единственное, что знаю - что солнце в полдень на юге. Но, спрашивается, зачем мне все это знать? Домой дорогу по звездам находить - это как? В одиночные походы по незнакомой местности я не хожу. Если путешествую, то по городам и дорогам, где можно у местных спросить. А те, кто ходит в такие походы, должны иметь соответствующие познания и экипировку, тот же компас и карту. И познания. и экипировка легко приобретаются при необходимости. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Bulat_
17.06.2010 10:40
Видно, жена ваша математик по образованию :) Не представляю, чтобы кто-то при вязании считал косинусы, да и вообще практическое применени тригонометрических формул в повседневной жизни. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Отчаянный
17.06.2010 12:25
Зато есть ГЛОНАСС :)
Компас, кстати, помнится, еще на природоведении изучали, классе во 2-3. Много позже этот компас реально помогал в первых самостоятельных прогулках по Москве после приезда в оную, помогая найти направление к ближайшему метро (ибо даже имея в руках карту города, правильно расположить ее относительно реальной незнакомой местности далеко не всегда удается без определения сторон света). Поиск полярной звезды тоже примерно тогда же, на природоведении же проходили (вместе с остальными способами определения сторон света, типа Солнца, мха на деревьях, муравейника и т.п.). Насчет ориентирования по звездам. Помнится в институте на психологии тест на логическое мышление какой-то был, предлагалась следующая ситуация: что из списка не нужно в шлюпке пассажирам океанского лайнера, спасшимся при кораблекрушении. 10 предметов, кажется, было, в т.ч. туалетное зеркало, бутылка рома, радиоприемник, секстант. Так правильным ответом было последнее (все равно пользоваться им не умеете и ничем не поможет). Редактировано 4 раз(а). Последний раз 17.06.10 12:34 пользователем Отчаянный. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Vladislav E. Lavrov
17.06.2010 12:57
ДОСААФ - да, помню, деньги на марки в добровольно-принудительном порядке собирали. Справедливости ради, знаю тех, кто учился автовождению и прыгал с парашютом. Безусловно, в ночном лесу - важные навыки. Игра "Зарница" - ездили один раз в лес, на полный день, куда-то бегали, потом костер, к которому на 10 метров не подпускали. Хотя нет, вру, в пионерлагере еще подобное было, с той разницей, что для разнообразия сирену крутили и что-то там надо было стащить... Вот нашел, то же, безусловно, в лесу без этого не прожить: Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы "убить" человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит. Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника. ГТО - и чему обучают эти три буквы? Если не метнул гранату на сколько-то там метров и не пробежался на лыжах сколько-то там километров за сколько-то там минут - к этим можно было и не примазываться ;-] НВП - мы разбирали и собирали автомат, делали "ровняйсь-смирно", изучали, что внутри гранаты находится и куда надо прятаться в случаи ядерного взрыва. Вот про первую медицинскую помощь - не помню, может и была. "Звёздные" походы - не знаю, такого не было... Профилактории для пенсионеров еще забыли ;-] Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Впередсмотрящий
17.06.2010 17:30
Аналогично, правда автовождению учились, действительно многие (по крайней мере знал таких много) У нас было немного по другому, две армии, северная и южная движутся к цели, спрятанному в лесу судьями флагу, по пути всякие препятствия или задачи, "погон" один (точнее нашивка на рукаве), сорвали - убит. Аналогично, только нас ещё и вывозили в Таманскую дивизию, там стреляли из автомата 9 патроно каждому дали расстрелять очередью и по моему 5 одиночными... Нас в Звёздный возили на экскурсии (я был пару раз), сойдёт за "звёздную экскурсию :) Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Boris
17.06.2010 20:42
Я марки не покупал и с парашютом не прыгал, хотя можно было и с парашютом и на картинг записаться. Всё БЕСПЛАТНО! Но я записался в банальный авиамодельный кружок, фанерные самолётики на проволоке по кругу запускать. До сих пор не жалею. Научился многому. Лобзиком пилить на "наноуровне" (русский мужик ведь одним топором дворцы строит), на токарном станке точить детали для авиамоторчиков, паять материалы, которые в принципе не паяются в "домашних условиях". Обрабатывать один из самых дорогих на Земле древесных материалов - бальзу. ДОСААФ не жалел денег, бальзу (древесиу, похожую на прочный сверхлёгкий пенопласт) закупали брусками за валюту и давали в руки сопливым пацанам на раздрай БЕСПЛАТНО, чтоб строили планеры, чтоб учились современным по тем временам технологиям. Сколько сейчас стоит брусок бальзы? Может он уже и не нужен для модельного творчества, конечно. Есть синтетика. Но я н о сравнительных ценах, а о подходе к проблеме обучения. Тогда бальза на халяву, а сегодня пилки для лобзика родители покупают любимому чаду на урок труда. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Andy
17.06.2010 21:31
Историю провалил не только аффтар стартер-топика, но и 9% выпускников 2010 года
Впрочем, русский язык провалил и автор этой статьи: по логике вещей, третий абзац сего креатива следует читать как: Проходной балл там был выше (34 балла), но его не сумели преодолеть 5% участников. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 17.06.10 21:32 пользователем Andy. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Dima-k
18.06.2010 16:52
Я закончил школу в начале 90-х. И астрономия у нас была чисто номинально. Помню, была пара-тройка уроков, которые вела учительница физики, и все. Но учебник я сам все-таки прочитал. Точно так же было и с обществоведением и с уже упоминавшейся здесь этикой и психологией семейной жизни. Обществоведение у нас было совмещено с историей, а этика и психология - с биологией.
Лично мое мнение: астрономия в школе нужна. Потому что каждый человек обязан знать, как устроен наш мир. Хотя бы просто для общего развития. А если кто-то говорит, что в жизни эти знания не пригодятся - так это, простите, психология Митрофанушек. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Toman
18.06.2010 20:15
Опыт хождения по местности, начиная от примерно 1995, когда сам был школьником, и до нынешнего времени (вот, буквально 2-3 недели назад выезжал, немножко ходил со школьниками) показывает, что показания реальных компасов разнятся примерно в пределах 90 градусов. Почему - не знаю, но это так. М.б. причина в магнитном поле, которое возникает от предметов, которые несёт на себе школьник, м.б. просто компасы у всех такие кривые, у которых в стрелке магнитное поле не вдоль её, а как-то по диагонали. Но всякий раз, когда группа, потеряв дорогу, по которой шла, начинает пытаться ориентироваться, и обращается к компасам, это получается очень живописная сцена. В итоге обычно, если хоть как-то просматривается направление на солнце, то проще и точнее взять его, а если нет - ну тогда уже по компасам и по местным ориентирам, всё равно препятствия не дадут пройти куда-либо кроме единственно верного варианта (т.е. собственно дороги или того, что считается таковой).
Муравейники - это ерунда. Они в основном определяются местными неоднородностями, а не сторонами света. А мох на деревьях вообще не растёт. Ну, это если в средней полосе, и на живых деревьях. На гнилых растёт. Или в каком-нибудь экваториальном лесу - и на живых. А у нас на деревьях растут 1) водоросли, и 2) лишайники. Их расположение определяется в основном направлением ветра (а значит, и увлажнением от дождя). Чтобы определять стороны света, надо знать розу ветров.
Для собственно ориентирования - достаточно полярной звезды или соотв. аналогов в южном полушарии, ну и окружающих ближайших созвездий (скажем, одна только Б.Медведица не канает в низких широтах - может оказаться за горизонтом). Но что с этого толку? Ну, знаем мы направление на север в данный момент. Если судно обладает каким бы то ни было ходом, надо выдерживать курс постоянно, а не только ночью. А вот для чего нужны более хитрые приборы - это определение координат. Для того, чтобы иметь обратную связь, и корректировать курс. Опять же, если широту, имея прибор, теоретически можно определить непосредственно, то чтобы определить долготу, надо иметь как минимум часы и знать текущую дату. Лучше, конечно, хронометр (т.е. часы, на точность хода которых можно положиться без предварительной проверки-установки на месте по восходу-заходу). К слову, часы с такой точностью хода у меня были когда-то - это были первые в моей жизни электронные часы, кажется, белорусские "Электроника-77". Их можно было ставить буквально раз в 2-3 месяца, и при этом сохранялась приемлемая для обычной жизни точность - отклонение в пределах 5 секунд (ну а в пределах 1-2 недель после установки - и для определения координат в море бы было достаточно). Было очень жалко, когда они вышли из строя (просто постепенно перестал что-либо показывать индикатор), т.к. все последующие часы, которые я покупал и носил, включая и нынешние, и часы в компах, в телефонах и т.п., имели точность как минимум на порядок хуже. Нынешние свои наручные часы, в принципе приятные, удобные и неплохие в остальных аспектах, я должен был бы по-хорошему ставить каждый день, другое дело, что я этого не делаю, т.к. просто забодался уже. Вообще удивительно, почему на более-менее недорогих электронных часах не имеется какого-либо способа ручной подстройки скорости хода, при том, что необходимость такой подстройки очевидна, при нынешней типичной точности выпускаемых часов, которая просто ни в какие ворота не лезет. Re: Про электроны.
Petr
18.06.2010 21:11
Так вот химия и обсуждает строение молекул и "прочую фигню", например, цвет веществ. И здесь без квантовомеханических расчётов и их результатов бывает сложновато что-нибудь объяснить. Только ежели на Форуме излагать три десятка лекций по квантовой механике и столько же по её применению в тех или иных областях химии - это будет абсолютно неинтересно. Просто прочесть это (не говоря уже об усвоении) за обозримое время для неподготовленного человека - дело нереальное.
Ну в этом Вы заблуждаетесь. У Вас в кармане или в сумочке почти наверняка лежит сотовый телефон. Его экран создан на основе так называемых жидких кристаллов - особых органических (чаще, высокомолекулярных) соединений, молекулы которых особым образом могут быть ориентированы в электрическом и (или) магнитном поле. Именно за счёт воздействия поля происходит изменение взаимной ориентации молекул друг относительно друга, и части экрана приобретают различную окраску. Так вот, вероятность взаимного расположения молекул в пространстве и характер движения частей молекулы друг относительно друга вычисляют в том числе и с использованием квантовохимических представлений о взаимодействии атомов и их групп. Как только мы переходим от разговора и объяснений "на пальцах" к чему-то серьёзному, мы встречаемся с не всегда понятным воздействием микромира на изучаемые нами события, происходящие с макроскопическими объектами, которые вдруг меняют цвет, по-разному ориентируются в пространстве друг относительно друга, преьтерпевают химические превращения не так, как до этого предполагалось и прочее-прочее... У физиков есть, конечно, свои "грехи", и "сферический конь в вакууме" - один из них. но без физиков ну никак не обойтись, как невозможно прожить без поваров, милиционеров и работников нашего ненавязчивого стервиса. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
Pau Barcelona
18.06.2010 21:13
Спросил сегодня на работе про Полярную звезду и Большую медведицу (у нас это созвездие называется по-народному Cazo-Ковш, на Osa Mayor (Большая Медведица) вообще никто не реагирует, не знают. Так, про Ковш вспомнил только один человек из десяти, остальные вообще в начале были без понятия, что это такое, а уж то, что через это созвездие можно найти Полярную и определить направление на север, вообще никто не вспомнил. Наводящими вопросами выяснил, что когда-то в школе им что-то рассказывали, но они это забыли. Возраст опрашиваемых приблизительно между 40 и 50 лет. Зато все очень хорошо мне объяснили, что направление на стороны горизониа можно безошибочно определять по дующим ветрам. В течении суток ветер с моря/на море постоянно меняет направление и в приморской зоне местные жители назубок знают: куда и когда дует ветер и как он называется. Имеются восемь названий для ветров каждого направления, и их никто не путает.
С Большой Медведицей на наших широтах, как для меня, отлично конкурируют по красоте Орион и Скорпион. Последний когда поднимается на горизонтом, являет собой отличный контур трёхпалой лапы. Из звёзд неподражаем Сириус, у нас он поднимается довольно высоко. Ночью на местности.
Petr
18.06.2010 21:15
Ну да, не во всякую ночь видны звёзды...
Не у всех есть шестое чувство. Но те, кто пропадает в лесу, чаще всего пропадает не вследствие несчастных случаев или преступных посягательств, а из-за неумения ориентироваться. Re: Про электроны.
Сергей_П
18.06.2010 23:53
И что Вы квантомеханически (т.е., например ab initio) объясните цвет, например, азулена (который голубой)? Ха... А вот "на пальцах" - запросто. Химия не пытается объяснить цвет веществ, ибо он ей нафиг не сдался - она предлагает его запомнить, что намного проще. А для нахождения максимумов поглощения существуют несложные арифметические модели, вроде - заместитель или лиганд такой-то, прибавить 15 нм определенной длине волны, что намного проще "для (изначально - С_П) неподготовленного человека", чем кванты. И, конечно, существуют сложные проблемы, которые нуждаются в квантовых рассчетах, но они не более 0,0001% задач и касаются либо применения уравнений Шредингера, либо рассчетов барьеров реакции.
"Сарочка, и они мине рассказывают о жидких кристаллах!" Занимался я вот ими с 1993 по 2001 год, синтезировал где-то с сотню новых ферроэлектрических ж.к., накропал 22 статейки... Думаете, я сначала садился за компьютер и рассчитывал, какая их структура должна быть и какие будут существовать фазы. А если их фаз 5 и все они "в одном флаконе": и кубическая, и SmB, SmA, SmC*, N* и банановидная... Для этого как раз и используются вместо сложных и практически сегодня невозможных рассчетов, обзоры в которых на пальцах объясняется, когда что наблюдалось, и что можно ожидать в будущем, базируясь на форме молекулы, заместителя, дипольном моменте и т.д. А вот о вращении и взаимном расположении в жидких кристаллах это вы немного загнули: вращение вокруг ординарной связи учится в первом семестре органической химии (а у ж.к. еще проще, т.к. считается, что все конформации all-trans, берете циркуль и чертите круги), а взаимное расположение определяется исxoдя из фазы и угла наклона в ней, и это именно рассчетчики ДО СИХ ПОР пытаются доказать, что их модель верна и результаты рассчетов, согласуются с экспериментальными данными, но не наооборот.
Если не лениться, то можно и обойтись, как без физиков, так и без поваров... В том виде, в котором она преподавалась -- «или лечить, или ампутировать»
Aq_
21.06.2010 22:26
О безоговорочной победе я бы говорить не стал. Любая школа может ввести его в качестве спецкурса, а лицеям и гимназиям вообще в этом плане законы не писаны. Они могут хоть «основы макраме» сделать обязательным предметом. Другой вопрос, что российские школы в массе своей таковы, что в них никому нафиг ничего не надо за такую зарплату. У нас вон однажды «Русский язык» исключили из числа обязательных по понятно каким причинам, и причём в некоторых школах (не украинских) он вообще пропал как предмет. Но там, где народ поднял хай, его вернули в качестве спецкурса, а в школах с русским языком обучения он снова стал основной. Для меня долго оставалось таинственным понятие «коричневый карлик». Был бы Юпитер чуток пожирнее -- был бы у нас коричневй карлик. Плохо также рассказывали про транснептуновые объекты, про облако Оорта вообще только из Википедии узнал. Экзопланеты были ещё не обнаружены. Про квазары «я знаю, что ничего не знаю», да и не могли ТЕ учебники астрономии внятно про них рассказать -- тогда граница наблюдаемости была 2 млрд. световых лет, в отличие от сегодняшнх 8-9 млрд.. ППКС! В корне не согласен с такой формулировкой. Физическая география с дополнениями из основ геологии позволяют лучше взглянуть на историю и происхождение Солнечной системы и её тел. Из некоторых произведений нелюбимого мною М.Горького можно примерно представить, как она там «преподавалась».
Астрономия у нас была только в 11-м классе, так что ПТУшники её всё равно не проходят. :-) Если в городе N заходит речь о целесообразности строительства новой линии электротранспорта, то всегда звучит стандартный совет -- довести до ума ту инфраструктуру, которая уже есть. Также и здесь -- неплохо было бы привести в порядок среднее образование в целом а потом уже рассуждать о необходимости тех или иных предметов. Но если рассуждать «в целом по больнице», то ИМХО для гуманитарных СУЗ, гимназий, курс астрономии надо оставить как есть, просто улучшив его преподавание практическими занятиями (в большинстве школ телескопы отсуствуют как класс). В естественнонаучных СУЗ, лицеях астрономия должна идти 3 семестра минимум с лабораторными работами, также как по физике. Re: В школах не стало предмета "Астрономия"
svh
21.06.2010 23:28
Да нет, вообще-то растет. Сеодня в парке рядом с домом специально посмотрел - полно живых берез, на нижней части стволов которых есть мох. Только вот растет он не обязательно с северной стороны, а где придется, т.е. определить по нему стороны света вряд ли получится. А муравейники - да, сколько ни смотрел в лесу чаще всего они имеют форму правильных конусов или полусфер, либо "пристроены" к дереву или пню.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]