ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Petr  28.05.2010 18:34

Сегодня - день одного из самых крупных поражений России за всю её историю. Вспоминаются слова песни о легендарном крейсере Варяг: "Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага..." С конца 1930-х в Питере нет Цусимской церкви, построенной в память русских моряков, погибших в той трагической битве. http://pryazka.narod.ru/img/nov-1.jpg
http://www.spb300.osis.ru/vek20/F20/1911-1920/G1911-1920/G1911/spas-1.jpg
(Кстати, на последней фотографии справа от храма виден эллинг, с которого была спущена на воду Аврора, также участвовавшая в Цусимском бою)
Сейчас только шатёр часовенки, возведённой рядом с местом, где прежде стояла церковь, служит обелиском павшим. Можно долго обсуждать, что оказалось причиной столь сокрушительного разгрома, неудачный тактический замысел адмирала Рождественского, техническое состояние боеприпасов или морально-волевые качества экипажей кораблей, измотанных долгим переходом. Итог этой трагедии в долговременом плане оказался ещё более негативным, чем только лишь поражение в одонй-единственной войне. Россия, а затем - Советский Союз почти шесть десятилетий после этого не имели полноценного флота. Развивалась авиация, строились танки, разрабатывались артиллерийские системы, но развития флота долгие годы практически не было. Раз за разом срезались ассигнования на строительство флота, секвестировались и отменялись судостроительные програмы, ржавели у заводских достроечных пирсов недостроенные корабли, резались на стапелях собранные корпуса, топились и разбирались на металлолом трофеи. Выхолащивалась и забалтывалась военно-морская доктрина. Результат этого закономерен. Страна, обладающая самой длинной в мире береговой линией и сегодня вряд ли в состоянии её защитить. Видимо, извлечения действительно достойных уроков из случившегося тогда не дождутся и наши потомки. А поэтому - помянем погибших в одной из самых страшных битв за Отечество.

http://www.rian.ru/analytics/20100528/239673810.html16:13 28/05/2010

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

105 лет назад, 27-28 мая по новому стилю, в Японском море состоялась одна из крупнейших морских битв в истории войн – Цусимское сражение, в ходе которого русский флот потерпел самое тяжелое поражение в своей истории.
«Цусима» стала центральным сражением русско-японской войны, именно после него российское руководство склонилось к мысли о необходимости заключения мира.

Исход Цусимы был неожиданным тем более, что все течение войны, хоть не слишком удачное для России, до этого никак не говорило о возможности столь сокрушительного поражения России на море, и итог боя стал шоком для многих, не только в России, но и во всем мире. Каковы же уроки и последствия этого эпизода истории?

Русско-японская война, начавшаяся в январе 1904 года, стала неожиданно тяжелой для России, вооруженные силы которой терпели неудачу за неудачей, как на море, так и на суше. Борьба на море в ходе этой войны имела определяющее значение, поскольку именно по морю Япония снабжала свои войска, действующие на континенте, и поэтому уничтожение русского Тихоокеанского флота или как минимум его нейтрализация значились среди главных задач Японии в войне.

Война, собственно, и началась с удара японского флота по русским кораблям в Порт-Артуре, где миноносцам удалось повредить три крупных корабля и Чемульпо, где после неравного боя русские моряки затопили крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

Очень быстро стало ясно, что военно-морские силы России на Тихом океане не могут соперничать с японскими – имевшими превосходство в численности, в ряде случаев – в качестве кораблей, и главное – в уровне организации флота и его боевой подготовки. Несмотря на то, что японский флот возник лишь за несколько десятилетий до войны, и еще в 1890-х годах был крайне слаб, интенсивная подготовка и поставки новейших кораблей, в основном британской постройки, сделали его весьма эффективным.

Русский флот в целом был, безусловно, сильнее, но трагедия России заключалась в раздробленности сил, которые к началу войны распределялись между тремя театрами: Тихоокеанским, Балтийским и Черноморским. При этом пополнение на Тихий океан могло прийти лишь с Балтики, так как Черноморский флот, по действовавшим в то время соглашениям, не мог покинуть свой замкнутый ТВД.

Еще до начала войны было принято решение об отправке на Тихий океан второй эскадры, которая в совокупности с первой обеспечила бы России значительное превосходство, но из-за запаздывания со вводом в строй новых кораблей усилить Тихоокеанский флот не удалось. После начала войны уже из Индийского океана был отозван отряд адмирала Вирениуса, который в составе броненосца «Ослябя» и крейсеров «Дмитрий Донской», «Аврора» и «Алмаз» шел в Порт-Артур. Было решено, что отряд с большой вероятностью будет перехвачен и уничтожен японским флотом, и лучше отправить его в составе более сильного соединения.

Этим соединением стала 2-я Тихоокеанская эскадра, которой командовал вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Готовности эскадра достигла к сентябрю 1904 года, но уже тогда ее поход многие считали авантюрой. К этому моменту 1-я Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре была значительно ослаблена, сам Порт-Артур находился в осаде, и с большой вероятностью мог пасть до прихода помощи из России. Опасения вызывала и подготовка 2-й эскадры, в ходе которой выявилась масса упущений как в боевой подготовке Балтийского флота, так и в оснащении и боевых качествах кораблей, предназначенных для 2-й ТОЭ.

Эскадру собирали «с бора по сосенке» комплектуя как новейшими, так и устаревшими кораблями. Для укомплектования экипажей, в условиях дефицита кадров, также пришлось собирать офицеров и матросов с разных кораблей, не имея времени на их полноценную боевую подготовку.

Сложности возникали и со взаимным маневрированием разнотипных кораблей, и, главное, с моральным состоянием личного состава, которое день ото дня ухудшалось. «На эскадре нет ни одного человека, начиная с самого адмирала и кончая последним сознательным матросом, который верил бы в успех безрассудной авантюры», - вспоминал участник сражения, инженер-механик Костенко.

Ночью с 13 на 14 мая русская эскадра была замечена японскими разведывательными кораблями у входа в Корейский (Цусимский) пролив.

Само сражение уже неоднократно детально описано. Итоги боя были таковы: в общей сложности из состава эскадры уцелели лишь семь боевых единиц. С гибелью 2-й ТОЭ все надежды на победу над Японией на море были развеяны, сил, способных выиграть новый бой - ни на Балтике ни на Тихом океане - у России больше не было.

Причины поражения можно разбирать долго, главными из них стали недостатки в боевой подготовке флота и его техническом оснащении. Новые корабли, не будучи укомплектованы наиболее подготовленным личным составом и поставленные в один ряд с разнотипными старыми боевыми единицами, не могли проявить своих лучших свойств, а недостатки снарядов, многие из которых не взрывались, и устаревшая тактика использования артиллерии еще более усугубляли эту ситуацию.

Напротив, японский флот, главные силы которого были укомплектованы современными, близкими по характеристикам и оснащенными однотипным вооружением кораблями с подготовленными и «сплаванными» экипажами, этих недостатков не имел. В результате техническое и организационное превосходство японцев, в сочетании с усталостью экипажей русских кораблей, преодолевших огромный путь, привело к столь плачевному для России исходу боя.

Последствия Цусимы трудно переоценить, и они отнюдь не сводятся только к поражению в русско-японской войне.

После этого поражения русский флот был резко ослаблен, а в стране стала популярной точка зрения, отстаивавшая ненужность океанского флота для России. Уроки из Цусимы, впрочем, были извлечены – к Первой мировой войне русские моряки и их корабли были готовы гораздо лучше, но незавершенность кораблестроительных программ и сам ход войны, ведшейся прежде всего на суше, не позволили флоту проявить себя должным образом.

Последовавшая революция и распад Российской Империи надолго отложили восстановление флота, который вновь стал океанским лишь к 70-м годам XX века уже в Советском Союзе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
titanic  28.05.2010 19:07

Трагическая дата...
А еще немецкий линкор Бисмарк был потоплен 27 мая 1941.

Вчера в восемь утра (по Москве) нужно было тему создавать...
Впередсмотрящий  28.05.2010 19:13

http://www.youtube.com/watch?v=Sr5foWKctuI

Теперь уже только "Аврора" у нас, да "Микаса" служит живым свидетельством...

Re: Вчера в восемь утра (по Москве) нужно было тему создавать...
AVK  28.05.2010 19:26

Только фамилия командующего - Рожественский, а не Рождественский.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
AlexG  29.05.2010 00:25

Да, а кто сегодня вспомнит причины этой войны? Мифические концессии на реке Ялу?

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  29.05.2010 00:30

Цитата (AlexG)
Да, а кто сегодня вспомнит причины этой войны? Мифические концессии на реке Ялу?
Я думаю, финансовые интересы играли второстепенную роль. А в первую очередь, хотели вслед за Маньчжурией (которую уже считали как бы "своей"- аренда Квантуна, КВЖД, ЮМЖД, проект "Желтороссия"...) влезть и в Северную Корею (для начала, под предлогом лесной концессии). В конце- концов, овладение Кореей (желательно, всей)- лучший способ обеспечения безопасности Дальнего Востока.
А вот что сил не то, что на Корею, а на удержание Маньчжурии не хватало, плюс значение Кореи для Японии не понимали и саму Японию катастрофически недооценивали- отсюда и "авантюра". Выиграли бы РЯВ- была бы "мудрая и дальновидная политика".
А про то, как "нынешние российские войска на бюджетные деньги отстаивают интересы углеводородных кампаний"- это про что ? Про Чечню ? Так там не нефтяные компании, там главным образом банкиры (ну и генералы по мелочи) наживались. И всё- таки есть разница- развязать из- за "бабок" войну на собственной территории или под видом "концессии" пытаться захватить чужую. И время тогда, 105 лет назад было другое, завоевательные колониальные войны были в порядке вещей, не то, что сейчас.
Вообще, уверен, если бы Россия всерьёз занялась освоением Дальнего Востока (как кайзер Вильгельм II советовал), то в конечном итоге, исходя из элементарных геополитических соображений (нужен свободный выход в Тихий Океан !!!) не то, что Корею, а и саму Японию пришлось бы завоёвывать.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
AlexG  29.05.2010 00:43

Вряд ли. Свободный выход в Тихий океан был, Сахалин полностью же наш, во Владивосток были переброшены подводные лодки, которых японцы весьма опасались. Бездарная оборона Порт-Артура и сдача его Стесселем облегчила японцам войну с Куропаткиным на суше и Рожественским на море. Другое дело, что не было тогда Тихоокеанского флота :( Только запертая в заливе Порт-Артурская база. Вообще-то очень хорошо о походе 2-й Тихоокеанской эскадры написал Новиков-Прибой в своей "Цусиме".



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.05.10 00:54 пользователем AlexG.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Сура  29.05.2010 00:50

Цитата (AlexG)
Вряд ли. Свободный выход в Тихий океан был, Сахалин полностью же наш, во Владивосток были переброшены подводные лодки, которых японцы весьма опасались. Бездарная оборона Порт-Артура и сдача его Стесселем облегчила японцем войну с Куропаткиным на суше и Рожественским на море.

Так корни глубже. Вообще забираться в Порт-Артур было стратегической ошибкой. Изначально хотели строить военно-морскую базу на южной оконечности Корейского полуострова, да медлили с выкупом земель, а японцы очень даже суетились. Там такая грызня шла. В итоге фактически ПРИШЛОСЬ довольствоваться Порт-Артуром. Без контроля над югом Кореи вся затея была обречена, ибо между Владивостоком и Порт-Артуром не было защищённой связи. Именно это в итоге и сыграло роковую роль: японский флот в Сасебо стал непреодолимым барьером.

Сура



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.05.10 00:50 пользователем Сура.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Сура  29.05.2010 00:54

Цитата (AlexG)
Вряд ли. Свободный выход в Тихий океан был, Сахалин полностью же наш, во Владивосток были переброшены подводные лодки, которых японцы весьма опасались. Бездарная оборона Порт-Артура и сдача его Стесселем облегчила японцем войну с Куропаткиным на суше и Рожественским на море.

Оборона Порт-Артура отнюдь не была бездарна. Можно сказать, что именно она была самой успешной совокупностью действий на всём театре.

Свободного выхода в Тихий Океан не было. Выход в район Берингова моря не больно-то был нужен, а Японию не обойти. Из Сасебо контролировались проходы с обеих сторон.

Сура

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
AlexG  29.05.2010 01:00

Вспомним 2-ю Тихоокеанскую эскадру:

эскадренные броненосцы:
"Князь Суворов"
"Император Александр 3"
"Бородино"
"Орёл"
"Ослябя"
"Сисой Великий"
"Наварин"
"Император Николай Первый"
"Адмирал Нахимов"

Броненосцы береговой обороны:
"Генерал-адмирал Апраксин"
"Адмирал Ушаков"
"Адмирал Синявин"

Крейсеры 1-го ранга:
"Олег"
"Аврора"
"Светлана"
"Дмитрий Донской"
"Владимир Мономах"

Крейсеры 2-го ранга:
"Жемчуг"
"Изумруд"
"Алмаз"

Эскадренные миноносцы:
"Бедовый"
"Блестящий"
"Безупречный"
"Бодрый"
"Буйный"
"Быстрый"
"Бравый"
"Громкий"
"Грозный"

Вспомогательные крейсера:
"Урал"
"Днепр"
"Рион"
"Кубань"
"Терек"

Транспорты:
"Камчатка"
"Иртыш"
"Анадырь"
"Корея"
Буксирные пароходы:
"Русь"
"Свирь"
Госпитальные суда:
"Орёл"
"Кострома"

Вечная слава павшим российским воинам!

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  29.05.2010 14:11

Перечислим потери:
В первый день 14(27) мая потоплены:
1. "Суворов" (практически со всем экипажем, кроме штабных)
2. "Александр" (не спасся никто)
3. "Бородино" (спасён один матрос)
4. "Ослябя"
5. крейсер "Урал"
6. транспорт "Камчатка"
7. буксир "Русь"
Ночью с 14 на 15 мая потоплены:
1."Наварин" (спасены 3 чел)
2. миноносец "Безупречный" (не спасся никто)
днём 15 (28) мая:
1. "Сисой Великий"
2. "Ушаков"
3. "Нахимов"
4. "Мономах"
5. "Донской"
6. "Светлана"
7. "Громкий"
Сдались:
1. "Орёл"
2. "Николай"
3. "Сенявин"
4. "Апраксин"
5. "Бедовый" (со всем штабом, снятым с "Суворова" на борту)
Задержан после боя японцами госпитальный "Орёл", затоплены личным составом "Иртыш", "Буйный", "Блестящий", "Быстрый", а такдже "Изумруд" (уже у русских берегов).
Достигли Владивостока:
1. "Алмаз"
2. "Бравый"
3. "Грозный"
Ушли в нейтральные порты и разоружились:
1. "Олег"
2. "Аврора"
3. "Жемчуг"
4. "Корея"
5. "Свирь"
6. "Бодрый"
Вернулся на Мадагаскар "Анадырь".
Отпущен японцами "Кострома"
Всего потоплен 21 корабль из 38, сдались 5, разоружились 6, прорвались 4 (1 затоплен), задержан 1, отпущен 1, вернулся на Балтику 1.
Убито и утонуло офицеров 208, кондукторов 75, нижних чинов 4761.
Взято в плен офицеров 225, кондукторов 87, нижних чинов 5670.
На разоружённых кораблях осталось 2110, достигли Владивостока 870 чел. Отпущено 540 чел.
Всего (изначально) на эскадре 16870 чел.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 29.05.10 14:27 пользователем Дибуны.

Вечная память доблестным русским морякам! (-)
Дмитрий 89  31.05.2010 19:14

0

Re: О составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Антон Хлынин  01.06.2010 11:00

Цитата (AlexG)
Вспомним 2-ю Тихоокеанскую эскадру...

К сожалению, приведённый вами список не совсем точен. Этот список из "Цусимы" Новикова-Прибоя и из издания в издание перепечатывался с одними и теми же ошибками, не в последнюю очередь из-за того, что изначально не вполне корректно составлен.
Если придерживаться указанной классификации, то "Адмирал Нахимов" нужно записать в крейсера 1 ранга. А "вспомогательные крейсера" - вообще более позднее понятие, в годы русско-японской войны их относили к крейсерам 2 ранга. Но в те годы уже существовала и другая классификация крейсеров, позже ставшая основной: броненосные, полуброненосные и бронепалубные.
Есть и более тонкие вещи: так, "Ослябя" всю свою жизнь числился эскадренным броненосцем, хотя повооружению и бронированию подходил скорее к типу броненосных крйсеров. Однотипный с ним "Пересвет" позже был выкуплен у японцев и переведён-таки в крейсера.
Вот как должен выглядеть список с учётом сказанного.

Эскадренные броненосцы: "Князь Суворов", "Император Александр III", "Бородино", "Орёл", "Ослябя", "Сисой Великий", "Наварин", "Император Николай I".
Броненосцы береговой обороны: "Генерал-адмирал Апраксин", "Адмирал Сенявин", "Адмирал Ушаков".
Броненосные крейсера: "Адмирал Нахимов", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах".
Бронепалубные крейсера: "Олег", "Аврора", "Светлана", "Жемчуг", "Изумруд".
Вспомогательные крейсера: "Алмаз", "Урал", "Днепр", "Рион", "Кубань", "Терек".
Эскадренные миноносцы: "Бедовый", "Блестящий", "Безупречный", "Бодрый", "Буйный", "Быстрый", "Бравый", "Громкий", "Грозный".
Транспорты: "Камчатка", "Иртыш", "Анадырь", "Корея".
Буксирные пароходы: "Русь", "Свирь".
Госпитальные суда: "Орёл", "Кострома".

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
L., Andrew  01.06.2010 11:53

Одна деталь, мне кажется, немаловажная - я говорю в целом о русско-японской войне. Как помню (точно по датам сейчас не буду уточнять), на момент подписания Портсмутского мирного договора (или на момент фактического окончания войны?) все еще не было сквозного движения по Транссибирской магистрали (вспомните, когда закончили Кругобайкалку...) Это тоже, я думаю, имело свое значение, хотя не обязательно определяющее.

Re: О составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Впередсмотрящий  01.06.2010 16:16

Цитата (Антон Хлынин)
Если придерживаться указанной классификации, то "Адмирал Нахимов" нужно записать в крейсера 1 ранга. А "вспомогательные крейсера" - вообще более позднее понятие, в годы русско-японской войны их относили к крейсерам 2 ранга. Но в те годы уже существовала и другая классификация крейсеров, позже ставшая основной: броненосные, полуброненосные и бронепалубные.
Есть и более тонкие вещи: так, "Ослябя" всю свою жизнь числился эскадренным броненосцем, хотя повооружению и...
Нет, неправильно говорите. В 1892 г. введена классификация
флота, согласно которой корабли крейсерского назначения разделили на два ранга 1 и 2.
В 1907 году ввели новую классификацию - броненосные крейсера и крейсера. По
следующей классификации, 1915 года ввели новый класс - линейные крейсера, а деление на обычные и броненосные исчезло. (из Крестьянинов "Крейсера российского императорского флота).
То есть "Нахимов" был таки броненосцем (хотя Рожественский в приказах всегда писал "броненосцам и Нахимову" см. приказы Рожественского), но юридически броненосец, также как броненосец и Ослябя.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.06.10 16:16 пользователем Дибуны.

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  01.06.2010 16:36

Цитата (L., Andrew)
Одна деталь, мне кажется, немаловажная - я говорю в целом о русско-японской войне. Как помню (точно по датам сейчас не буду уточнять), на момент подписания Портсмутского мирного договора (или на момент фактического окончания войны?) все еще не было сквозного движения по Транссибирской магистрали (вспомните, когда закончили Кругобайкалку...) Это тоже, я думаю, имело свое значение, хотя не обязательно определяющее.
Уже было. Семёнов в трилогии "Расплата" в части "Цена крови" описывает возвращение из плена вместе с Рожественским на поезде. 24 ноября (ст.стиля) они ехали по Кругобайкальской дороге...

Re: Сегодня годовщина Цусимского сражения.
Впередсмотрящий  01.06.2010 17:58

Вот, кстати, кому интересно, сканы приказов о походном строе эскадры
днём : http://tsushima.org.ru/ru/ru-pohod/ru-pohod-perestr/ru-pohod-perestr1/
и ночью : http://tsushima.org.ru/ru/ru-pohod/ru-pohod-perestr/ru-pohod-perestr2/
Подписал флаг-капитан Клапье де Колонг.

Довольно стандартный походный ордер.
Petr  01.06.2010 20:06

Самое интересное и драматичное - развёртывание походного ордера в боевой. А здесь у аналитиков большие вопросы. Стоило ли прорываться единым строем? Стоило ли перестраивать эскадру для обеспечения максимальной эффективности артогня и как? Какие перестроения реально могла выполнить эскадра, имевшая весьма относительный уровень боевой подготовки.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
titanic  01.06.2010 20:32

Помнится, сам Рожественский очень метко выразился по этому поводу (правда он вел речь об эскадре Небогатова, но можно применить ко всей 2 ТОЭ): "Из всех видов построения получается только один - куча".

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  01.06.2010 20:37

А там особых вопросов то нет. Значимые события утра 14 мая (связанные с маневрированием):
9.00 по сигналу с "Суворова" 1ый и 2ой броненосный отряд увеличивает ход до 11уз.
9.30 сигнал с "Суворова" "в полдень иметь курс NO 23 (к этому времени 9.30 эскадра уже шла единой кильватерной колонной).
12.20 мин сигнал с "Суворова" 1 и 2 броненосному отряду повернуть последовательно на 8 румбов вправо (под прямым углом к прежнему курсу). А далее Рожественский объяснял, что повернув последовательно, далее должен был быть сигнал повернуть "вдруг" на теже 8 румбов, но уже влево, таким образом образовался бы фронт броненосцев 1 и 2 отряда, где крайне правым был бы "Суворов", ну а крайне левым, соответственно "Нахимов"...
Но во время выполнения манёвра из мглы вновь показались разведывательные крейсера японцев и не желая преждевременно показывать перестроение Рожественский приказал повернуть 1 отряду на 8 румбов влево, но уже "последовательно", а 2му отряду подняли отменительный сигнал. И к 12.30 образовался довольно странный строй из двух параллельно идущих кильватерных колонн, правая несколько выдвинута вперёд.
12.45 сигнал с "Суворова" "иметь ход 9 уз"
13.20 справа и далеко впереди обнаружены главные силы японского флота
13.25 1 броненосный отряд увеличивает ход до 11 уз и склоняется влево, чтобы вступить в голову всей эскадры. Таким образом Рожественский затевает перестроение ввиду неприятеля и в условиях быстрого сближения при явно недостаточной разнице в скорости хода между отрядами в итоге ведущий 2ой отряд "Ослябя" вынужден уменьшать ход и даже стопорить машину, что и послужило причиной его столь быстрой гибели. "Ослябя" без всякого сомнения погубило это перестроение...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.06.10 20:46 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  01.06.2010 23:44

Цитата (Petr)
Самое интересное и драматичное - развёртывание походного ордера в боевой. А здесь у аналитиков большие вопросы. Стоило ли прорываться единым строем? Стоило ли перестраивать эскадру для обеспечения максимальной эффективности артогня и как? Какие перестроения реально могла выполнить эскадра, имевшая весьма относительный уровень боевой подготовки.

Каждый раз читаешь и переживаешь: а может прорвутся? Почему так? Почему именно русско-японская война настолько запала в душу многих, любящих историю. Рискну предположить, что интересующихся Германской войной в разы меньше, хотя события там куда масштабнее.

Я не могу передать те ощущения, которые у меня были, когда я в одиночку поднялся к Орлиному гнезду, где над Порт-Артуром продолжают уже больше века стоять на своих станках два русских орудия Обуховского завода - так, как они были брошены: одно с сорванным казёнником, второе - с взорванным частично стволом. Кругом - ни единого человека, и лишь эти немые свидетели всей трагедии; там нет туристов, нет музейной экспозиции - вершина горы, два русских орудия и один японский памятник. Трудно передаваемые ощущения реального сопричастия.

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  01.06.2010 23:48

Цитата (Сура)
Каждый раз читаешь и переживаешь: а может прорвутся? Почему так? Почему именно русско-японская война настолько запала в душу многих, любящих историю. Рискну предположить, что интересующихся Германской войной в разы меньше, хотя события там куда масштабнее.
Естественно меньше, но здесь то в отличии от "там" классические эскадренные бои, сам предмет обсуждения куда интереснее, да и сам Арткр, далёк, притягателен...
Да и описана она в популярной литературе талантливее и лучше "германской"...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.06.10 23:50 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 08:03

Ошибка Рожественского заключалась в том, что он, подходя к Цусиме, дал такую установку: "Мы должны прорваться во Владивосток!" А надо было дать такую: "Мы должны уничтожить японскую эскадру!"

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 08:17

Цитата (L., Andrew)
Ошибка Рожественского заключалась в том, что он, подходя к Цусиме, дал такую установку: "Мы должны прорваться во Владивосток!" А надо было дать такую: "Мы должны уничтожить японскую эскадру!"
С ходу? Имея с собой транспорты? Ведь даже при моделировании сражения как ни крутили-вертели защитить обоз никак не получалось...
Другое дело всё же придя во Владивосток оставить там транспорпы и бесполезные в бою суда, радикально разгрузить броненосцы от лишних запасов, перекрасить их в боевой цвет, провести какой то ремонт (хотя бы очистку подводной части у старых судов), выполнить пару-тройку учебных стрельб (ведь только отсутствие снарядов, практических, (якобы) мешало Рожественскому продолжить обучение на Мадагаскаре).
Не говоря уж о том, что хорошие снаряды (без увлажнённого пироксилина) были отправлены по ж/д во Владивосток и ждали Рожественского там.
Тем более, что и новый командующий (Бирилёв) уже приехал во Владивосток и Рожественский, собственно, должен был сдать ему эскадру там...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.06.10 08:44 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 09:01

Цитата (Дибуны)
С ходу? Имея с собой транспорты? Ведь даже при моделировании сражения как ни крутили-вертели защитить обоз никак не получалось...
Другое дело всё же придя во Владивосток оставить там транспорпы и бесполезные в бою суда, радикально разгрузить броненосцы от лишних запасов, перекрасить их в боевой цвет, провести какой то ремонт (хотя бы очистку подводной части у старых судов), выполнить пару-тройку учебных стрельб (ведь только отсутствие снарядов, практических, (якобы) мешало Рожественскому продолжить обучение на Мадагаскаре).
Не говоря уж о том, что хорошие снаряды (без увлажнённого пироксилина) были отправлены по ж/д во Владивосток и ждали Рожественского там.
Тем более, что и новый командующий (Бирилёв) уже приехал во Владивосток и Рожественский, собственно, должен был сдать ему эскадру там...
Общая инфа по сторонам:

Россия:
8 эскадренных броненосцев
3 броненосца береговой обороны
3 броненосных крейсера (2 устаревших)
6 крейсеров
1 вспомогательный крейсер
9 миноносцев
2 госпитальных судна
6 вспомогательных судов

Япония:
4 броненосца 1 класса
2 броненосца 2 класса (устаревших)
9 броненосных крейсеров (1 устаревший)
15 крейсеров
21 эсминец
44 миноносца
21 вспомогательный крейсер
4 канонерские лодки
3 авизо
2 госпитальных судна

Свое двойное превосходство в линейных силах Рожественский не смог реализовать. Будь на его месте Макаров, японцев ждал разгром, а так получилась блестящая победа, которой японцы вправе гордиться до скончания своей истории.
Как много в истории решают личности.
В Цусиме Рожественский, отдав приказ на прорыв во Владивосток, выпал из командования. В результате русские броненосцы по очереди и поодиночке входили в зону концентрического огня японских броненосцев и героически погибали. Средние и концевые русские броненосцы в момент гибели авангарда почему то дуэлировали с японскими крейсерами на дальней дистанции, и потом шли в огневой мешок и так же безропотно погибали. Поражение обусловлено тем что не было руководства во время боя, и не было плана боя доведенного до всех командиров кораблей.
Ну а снаряды, учения, ремонт, отдых во Владивостоке и прочее - это, конечно, прекрасно, но стратегия, выбранная Рожественским, как раз и лишила русских моряков этой возможности.
Если же все-таки поставить цель только прорываться во Владивосток (без риска), то делать это надо было не через Цусиму.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 09:10

Вот вывод следственной комиссии по поводу выбора корейского пролива:
Цитата
"Выбор Корейского пролива для прорыва во Владивосток Комиссия находит столь же неудачным, как и утреннее время, избранное Начальником эскадры для вступления в этот пролив. Близость пролива к главным военным портам и особенно к минным станциям неприятеля, узость пролива, направление его между неприятельскими берегами, — все это говорило против прорыва эскадры Корейским проливом, географическое и стратегическое положение которого чрезвычайно благоприятствовало успеху неприятеля. Особенно выгоден был Корейский пролив для использования неприятелем хотя бы частичной победы с помощью своих минных судов.

Напротив, выбор одного из северных проливов и особенно пролива Лаперуза весьма затруднял работу неприятельских разведчиков, уменьшал шансы возможных действий для его минных судов и представлял для эскадры вице-адмирала Рожественского значительные стратегические преимущества.
Комиссия полагает, что и в этом случае эскадра не избежала бы встречи с неприятелем, так как в распоряжении японского флота было достаточное число разведочных судов, сигнальных станций и других средств для постоянного наблюдения за эскадрой, и главные его силы держались на внутренних, более коротких, путях сообщения: но шансы прорыва хотя бы частью эскадры во Владивосток были, по мнению Комиссии, гораздо большие при выборе пролива Лаперуза. Что касается навигационных трудностей, связанных с плаванием в этом проливе, то они, по мнению Комиссии, не были непреодолимы; кроме того, трудности эти почти в одинаковой мере предстояли японскому флоту.
Во всяком случае выбрать Корейский пролив можно было, только желая атаковать неприятеля в самой сильной его позиции, а в этом случае следовало не брать с собой транспортов (и не отпускать вспомогательных крейсеров, которые могли пригодиться эскадре хотя бы в качестве идущих впереди ее дозорных судов). Таким образом, исходя из соотношения сил для 2-й эскадры были три варианта: отказ от прорыва во Владивосток и возвращения; обход Японских островов через пролив Лаперуза; частью сил прорыв через Цусиму. Однако штаб эскадры оказался неспособным выбрать оптимальный вариант и его организовать."

Кстати говоря, ведь два вспомогательных крейсера и были направлены "вокруг Японии" с целью "нашуметь" и привлечь внимание к тем проливам, а не Корейскому. Другое дело, что их командиры вели себя пассивно, никого не встретили и ничем себя не обнаружили..

Собственно говоря, Сангарский и Лаперезов пролив можно было бы обсудить, подобрав материалы по ним...

Ну и немного о "плюсах" Корейского пролива скажу:
1. Его легче всего достичь - поход вокруг Японии это не менее еще одной недели океанского плавания, причем в неспокойных водах, что при наличии в составе эскадры 9 миноносцев чревато потерями в случае попадания в шторм.
2. Проход пролива не представляет собой трудностей в навигационном отношении - чего не скажешь о Сангарском и Лаперузова проливвах (тут, кстати, стоит добавить, что повторяемость видимости в 2 мили у Курильской гряды действительно в июле достигает 50% и боее, но в Лаперузовом проливе уменьшается до 15-20%). Достаточно вспомнить, что туман сыграл на руку ВОК во время рейда в Цусиму, в то время как у Курильских островов он оказался противником - во время тихоокеанского похода.
3. Корейский пролив сложнее всего охранять - обнаружение непосредственно в узости может оказаться слишком поздним, и навязать бой в Цусиме японцы могут не успеть. А для более дальнего дозора требуется существенно больше кораблей. И по факту их едва хватило.
4. Есть вероятность того, что японцы, не дождавшись нас у Цусимы, уйдут на север - обратная комбинация (не дождавшись нас на севере, японцы вернутся в Цусиму) попросту невозможна.
5. В случае неудачи в Цусимском проливе есть определенный шанс на то, что мы сможем привести себя в порядок у того же Шанхая и попробуем повторить попытку. На Севере никакой возможности пополнить угольные запасы не будет.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 02.06.10 09:23 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  02.06.2010 12:14

Цитата (L., Andrew)

Свое двойное превосходство в линейных силах Рожественский не смог реализовать.

Да не было там никакого превосходства. Реальный бой был между двумя первыми линиями - 5 броненосцев в русской и 4 броненосца + 2 броненосный крейсера в японской. Именно их дуэль всё и решала (аналогично, как и в бою с 1ТОЭ). Проблема была в командовании: перед боем был определён только порядок мателотов, но никто из командиров кораблей не знал ни своей цели (в смысле противника), ни порядка своих действий. Корабли шли как утята за уткой, Ослябю из-за манёвра вообще поставили в качестве пристрелочной мишени, и командир Осляби даже не подумал выйти из линии, чтобы не сбавлять ход. Японцы маневрировали, делали рискованные повороты, Того вообще развернул всю линию перед носом русских офигенно рискуя, а Рожественский вместо того, чтобы пристрелять эскадру по точке разворота, продолжал молотить по Микасе. В результате бой с нашей стороны вёлся с Микасой, а вся остальная пятёрка японцев занималась учебными стрельбами по русским броненосцам.

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 13:55

Да Рожественский наделал массу ошибок. Достаточно, например, почитать статью об этом сражении в Википедии, и волосы дыбом становятся. Настолько бездарно проведенного сражения еще поискать надо. Это и вообще-то сражением трудно назвать. Какой-то расстрел беззащитного утиного семейства, к тому же шедшего вслепую (командующий разведкой пренебрег совершенно). Может быть, Рожественский надеялся на то, что японцы вообще не атакуют? Испугаются? ;)

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Vanes II  02.06.2010 14:49

Цитата (L., Andrew)
Да Рожественский наделал массу ошибок. Достаточно, например, почитать статью об этом сражении в Википедии, и волосы дыбом становятся. Настолько бездарно проведенного сражения еще поискать надо. Это и вообще-то сражением трудно назвать. Какой-то расстрел беззащитного утиного семейства, к тому же шедшего вслепую (командующий разведкой пренебрег совершенно). Может быть, Рожественский надеялся на то, что японцы вообще не атакуют? Испугаются? ;)

Да и на суше ошибок немало надели, к сожалению.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 15:58

Цитата (Сура)
Ослябю из-за манёвра вообще поставили в качестве пристрелочной мишени, и командир Осляби даже не подумал выйти из линии, чтобы не сбавлять ход.
Ещё учтите, что "официально" жив Фелькерзам, то есть по сути порядок передачи командования нарушен полностью...
Фелькерзам умирает на "Ослябя" 11 мая утром, о его смерти эскадра не оповещается (что вполне естественно и правильно), но!!, не проинформированы не Небогатов, не Энквист и по сути после выхода из строя Рожественского эскадрой никто не командует...
Ведь только около 19.20-19.30 Небогатов наконец решился и начал обгонять эскадру на Николае с сигналом "Следовать за мной"...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  02.06.2010 16:15

Цитата (L., Andrew)
Да Рожественский наделал массу ошибок. Достаточно, например, почитать статью об этом сражении в Википедии, и волосы дыбом становятся. Настолько бездарно проведенного сражения еще поискать надо. Это и вообще-то сражением трудно назвать. Какой-то расстрел беззащитного утиного семейства, к тому же шедшего вслепую (командующий разведкой пренебрег совершенно). Может быть, Рожественский надеялся на то, что японцы вообще не атакуют? Испугаются? ;)

На авось он надеялся, больше не на что было. Того, кстати, тоже надеялся на авось, ибо его действия обязаны были привести японскую эскадру к полному разгрому, а привели к полной победе. Дважды Того подставлял свои корабли ради выгодного положения. Первый раз, Рожественский побоялся отрываться с 1-ым отрядом, второй раз, когда Рожественский уже не командовал, японцев-таки потрепали (когда они разворачивались все вдруг кормой к линии оставшихся русских броненосцев). И всё равно, инициативы не было с нашей стороны НИКАКОЙ. Четыре новейших броненосца + Ослябя + Сисой Великий прекрасно конкурировали с аналогичными по классу японскими броненосцами + Ниссином и Кассугой, вот только японцы действовали ударным отрядом при поддержке второй линии, а Рожественский использовал свои ударные силы в виде боевого охранения транспортов, всё время боясь от них оторваться. Не мог этот "обоз" сражаться с японским "спецназом".

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 16:47

Цитата (Сура)
Не мог этот "обоз" сражаться с японским "спецназом".
Да. Короче, не эскадра, а конвой. Если Рожественский был прежде всего озабочен тем, чтобы доставить транспорты во Владивосток, то он должен был идти другим путем. В Цусиму следовало идти без транспортов и только в том случае, если намерены были вступать в настоящий бой, а не отбиваться (что, конечно, с таким командованием малореально). Кстати, Николай II ставил перед Рожественским именно такую задачу: захватить Японское море, что равносильно уничтожению японского флота.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 17:00

Цитата (L., Andrew)
Кстати, Николай II ставил перед Рожественским именно такую задачу: захватить Японское море, что равносильно уничтожению японского флота.
Давайте всё таки говорить точнее. Такая задача ставилась, но в августе 1904, после принятия окончательного решения об отправке эскадры.
Задача "соединиться с Первой Эскадрой и совместными действиями овладеть японским морем".
Рожественский уходит с такой задачей (кстати и про владивостокский отряд крейсеров не забываем). Но в 20ых числах декабря пал Артур (1ая Эскадра уничтожена), Рожественский лишь подходит к Мадагаскару. И вот на Мадагаскаре и начинается эта длительная стоянка и переписка с Петербургом. Рожественский ясно осознаёт, что имеющихся сил не достаточно, ссылается на болезнь, просит прислать замену (отчего и едет во Владивосток Бирилёв). В Петербурге лишь спешно собирают отряд "самотопов" и отправляют в "помощь" Рожественскому, отряд выходит в феврале и в апреле соединяется с Рожественским у Вьетнама...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 17:10

Цитата (Дибуны)
Рожественский ясно осознаёт, что имеющихся сил не достаточно, ссылается на болезнь, просит прислать замену (отчего и едет во Владивосток Бирилёв). В Петербурге лишь спешно собирают отряд "самотопов" и отправляют в "помощь" Рожественскому, отряд выходит в феврале и в апреле соединяется с Рожественским у Вьетнама...
Для НЕГО - да, явно недостаточно. Не уверен, что он бы смог победить и располагая бОльшими силами...
Говоря языком восточных единоборств, бой иногда бывает проигран еще до его начала. Здесь классический пример.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 17:16

Цитата (L., Andrew)
Для НЕГО - да, явно недостаточно. Не уверен, что он бы смог победить и располагая бОльшими силами...
Говоря языком восточных единоборств, бой иногда бывает проигран еще до его начала. Здесь классический пример.
Тоже ведь не так всё просто. Проклятая эскадренная скорость...На том же "Бородино" машина с дефектами, максимальный ход 12уз. Как тут воевать? Для наших снарядов нужна короткая дистанция, а как её достичь, когда у них превосходство в три узла...
И без обоза нельзя, ведь на ж/д он рассчитывать не мог и должен был привезти всё с собой...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Artemei  02.06.2010 17:45

Собственно, войну должна была выигрывать 1-я ТОЭ, обладавшая вполне достаточными силами для противостояния с Объединенным флотом и недопущения высадки и снабжения противника не то что на Квантуне, а и вообще на побережье Желтого моря. В реальности же 1-я ТОЭ воевать не хотела. Были и неплохие корабли и относительно умелые команды... не было лишь решительности командного состава, готовности рискнуть, атаковать противника.. Тот же бой 28-го июля - какая задача ставилась перед эскадрой? Прорваться во Владивосток, т.е., по сути уйти с главного ТВД - из Желтого моря. Ведь господство в нем - прерывание коммуникаций японской армии и автоматический конец войны для Японии. А вместо того, чтобы добиваться этой цели русская эскадра фактически бежала с поля боя Японцы ей этого, правда, сделать не дали, вот досада. Шкуры свои спасали "пещерные адмиралы" из Артура, и всего-то..
А с потерей эскадры и крепости все уже было, в общем-то решено. Победить в той войне Россия уже не могла никак. Как из Владивостока владеть Желтым морем, будучи отделенным от него Цусимой? Да никак. Даже бы если 2-я ТОЭ прорвалась во Владик - это бы практически ничего не дало. Фактически, сразу после падения Артура надо было заключать мир, глядишь, и Сахалин бы сохранили, и флот..

P.S. В качестве фантастического предложения)
Вместо 2-й ТОЭ посылать на ДВ личный состав Балтийского и Черноморского флотов, в первую очередь - офицерский. По крайней мере, в реальной Цусиме эти люди продемонстрировали свою решимость и готовность умирать за Отечество. Так лучше было бы, если бы в бой они шли не на старых "коробках" типа Нахимова и Ушакова, а на современных кораблях 1-й ТОЭ.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 19:45

Цитата (Artemei)
Собственно, войну должна была выигрывать 1-я ТОЭ, обладавшая вполне достаточными силами для противостояния с Объединенным флотом и недопущения высадки и снабжения...
Опять же "должна бы была бы". Если бы Вирениус с отрядом прошёл бы в Артур до начала войны, если бы Рожественский, будучи начальником ГМШ не тормозил бы его директивами, если бы не были торпедированы "Цесаревич" и "Ретвизан", если бы 28 июля можно было бы взять с собой "Баян", если бы (ещё пара десятков аргументов), то воевать было бы можно...

Интересный документ
Впередсмотрящий  02.06.2010 21:24

Донесение Клапье-де-Колонга о бое 14 мая. К сожалению нет в электронном, чтоб дать ссылку...
14 мая 1905 г. в 1 час 25 мин. после полудня показались по носу, выходящими из области тумана, неприятельские главные силы, идущие большим ходом в SW четверть в строе кильватера, и сейчас же начали поворачивать последовательно вправо на несколько румбов.
В это время наш I броненосный отряд увеличил ход до 11 узлов, повернул последовательно на 4 румба влево, выходя в голову II и III броненосным отрядам, выстраивая одну общую кильватерную колонну из наших 12 судов.
1 час 40 мин. I броненосный отряд занял место в голове кильватера и «Суворов» лег на прежний курс NO 23°, каким шли и продолжали идти суда II и III броненосных отрядов.
1 час 50 мин. Сделан первый выстрел с «Суворова» из левой 6" носовой башни на 32 каб. — по головному кораблю неприятеля, слева по носу на 4 румба, после чего наши суда открыли огонь.
Головной японский лег на курс, близко параллельный нашему; за ним, последовательно поворачивая, вступали остальные, и минуты через две после нас — японские суда открыли огонь.
1 час 52 мин. В боевой рубке «Суворова» находились: адмирал — Командующий эскадрой, флаг-капитан, флагманский штурман, флагманский артиллерист, два старших флаг-офицера лейтенанты Свербеев и Кржижановский и судовые чины: командир, старший артиллерийский офицер, старший штурман мичман Шишкин, рулевой кондуктор, дальномерщики и нижние чины для переговоров у труб и телефонов.
2 часа пополудни. Повернули на два румба вправо — расстояние до головного японского 28 каб., по которому был сосредоточен по возможности огонь нашего I броненосного отряда. Казалось, что неприятель сосредоточил огонь на «Суворов» и «Ослябя».
После двух - трех недолетов и перелетов неприятель пристрелялся и быстрые, в большом числе, одно за другим, попадания, сосредоточились в носу и у боевой рубки «Суворова». Главным образом замечены снаряды крупных калибров, фугасные, дававшие при разрыве, очень много мелких осколков, громадное (все зажигающее) пламя и дым, иногда черный, иногда ярко желтый. Температура при разрыве большого снаряда настолько высока, что все окружающее вспыхивало и даже краска на железе загоралась. Газы удушливы, и обожженные вблизи люди падали без стонов, пораженные на смерть целыми группами.
Первым ранило в руку флаг-офицера мичмана князя Церетелли — бывшего на мостике; он ушел на перевязочный пункт и больше не возвращался.
В боевую рубку непрерывно попадают осколки снарядов, через просветы, иногда целым дождем, мелкие щепки дерева, дым, брызги воды от недолетов и перелетов.
Шум от непрерывных ударов снарядов вблизи боевой рубки и своих выстрелов заглушает все. Дым и пламя от разрыва снарядов и частые возгорания близких предметов не дают возможности видеть через просветы рубки, что делается кругом. Только урывками можно видеть иногда отдельныя части горизонта. Никаких правильных наблюдений, да еще в желаемом определенном направлении, не было возможности вести.
2 часа 10 мин. Сообщили, что попавшим снарядом уничтожен перевязочный пункт в жилой палубе у церкви, почему уцелевшие врачи перешли в перевязочный пункт, устроенный под броневой палубой.
2 часа 11 мин. Ранило в боевой рубке — судового старшего артиллерийского офицера лейтенанта Владимирского — стоявшего у левого дальномера; он ушел на перевязку; дальномер Барра и Струда разбило, его заменили правым, и у него стал полковник К. Мор. Ар. Берсенев.
Не прошло и минуты, как осколком в голову убило полковника Берсенева; его заменил у дальномера нижний чин, дальномерщик.
Сообщили по трубам, что у левой средней башни 6 дюйм. подача производится вручную.
Левую кормовую 6" башню питают подачей из правой 6" кормовой башни.
В 12" башнях все благополучно.
2 часа 18 мин. В боевой рубке сбило 2-й и последний дальномер Барра и Струда.
2 часа 15 мин. Повернули влево и легли на прежний курс NО 23°. Снаряды попадают непрерывно.
Сообщили о подводной пробоине у левого подводного аппарата.
2 часа 15 мин. Ранило в шею флаг-капитана, мичмана Шишкина в голову и лейтенанта Владимирского вторично в голову, незадолго пришедшего перед этим в боевую рубку.
2 часа 20 мин. Доложили, что все сигнальные фалы перебило, частью оказались сгоревшими.
2 часа 20 мин. Ранило в плечо лейтенанта Зотова — старшего штурманского офицера.
2 часа 20 мин. Лейтенант Редкин доносит, что левая кормовая 6" башня не может действовать от дыма и жары, вследствие пожара, просил изменить курс — в чем пришлось отказать.
2 часа 25 мин. Повернули на 4 румба вправо.
2 часа 26 мин. Ранило адмирала осколком в голову в левую лобную часть и флаг-капитана вторично в заднюю часть головы, у полковника Филипповского лицо в крови.
Начался пожар вокруг боевой рубки; лейтенант Свербеев пошел тушить его и был при этом ранен в спину и ушел на перевязку. Разбило часы в рубке. Дно 120 мм. снаряда влетело в рубку и убило рулевого и еще одного нижнего чина.
2 часа 26 мин. «Суворов» перестал слушаться руля и, катясь вправо, повернул на 16 румбов вправо от курса.
2 часа 30 мин. Стали приводить «Суворов» на курс машинами, руль оказался на борту, о чем в боевой рубке не знали. В рострах, одновременно, между обеими дымовыми трубами горят десять деревянных гребных шлюпок — пройти на корму нельзя.
2 часа 40 мин. Осколком ранило командира в голову и он ушел на перевязку; на ручки машинного телеграфа стал лейтенант Богданов. Полковник Филипповский машинами старается привести и удерживать броненосец на курсе. Флаг-офицера лейтенанта Кржижановскаго послали в рулевое отделение — поставить руль прямо. Крен корабля на левый борт, около 6°—7°. Адмирал вторично ранен в ноги.
3 часа. Около трех часов, от пожара в рострах, в верхней штурманской рубке и каютах на мостиках боевая рубка оказалась вся окруженной огнем и от жары и дыма пребывание в ней сделалось невозможным. Выйти из рубки оказалось возможным только через центральную трубу. К этому времени в живых в рубке было четверо: адмирал, флаг-капитан, флагманский штурман и один нижний чин, — причем все раненые. На люк, закрывавшем выход, лежали убитые, их пришлось отодвинуть, снять люк, после чего и спустились в центральный пост. В рубке осталось убитых человек шесть, если не больше. Адмирал из центрального поста ушел в палубу, полковник Филипповский остался, я пошел в палубу.
Вследствие полученных в голову ран, я потерял память и ясное представление о времени и порядке последующих событий. Как попал в батарею 75 мм. орудий, не помню, но оттуда флаг-офицер лейтенант Кржижановский отвел меня на перевязку, где ее мне сделал доктор Матавкин. Как и когда оказался в батарее 75 мм. орудий у одного из полупортиков правого борта — не помню. По дороге в батарее видел на правом борту рядом 7 или 8 полных беседок с 75 мм. патронами — видимо заклиненных. Те 75 мм. орудия, которые видел, все были сброшены со станков или повреждены.
Броненосец имел большой крен на левый борт, и воду через открытые порта захлестывало и она держалась вдоль левого борта на палубе. Все помещения батареи были исковерканы до неузнаваемости и переполнены листами железа. Везде следы пожара, трапы изломаны, много дыму и слышны взрывы патронов. Встретил в палубе капитана 2 ранга Семенова и от него узнал, что адмирал в правой средней 6" башне и что «Суворова» держат на курсе NO 23° — из центрального поста.
Из правого орудийного порта (75 мм.) увидел, что «Суворов» идет прямо на проходящую у него под носом линию неприятельских судов, и узнав, что наши суда за кормой вправо, приказал изменить курс сначала на 8 румбов и потом еще на 2 румба, и еще на 2 румба, всего на — 12 румбов, направляя «Суворов» к нашим броненосцам. Приказание это, сколько помню, передавали мичман Демчинский, прапорщик Курсель, ходившие в центральный пост к полковнику Филипповскому. Неприятельские снаряды в это время попадали в левый наш борт. Одним из таких снарядов разбросало штабель с углем между 75 мм. орудий, забросало и убило бывших здесь со мною и тяжело ранило капельмейстера. Почему-то кричали «ура!» и часть команды торопилась наверх.
Просил провести меня на срез к адмиралу и в этом помог мне один из чинов штаба, кажется, писарь Матисен; который тогда был час — не знаю. Войдя на срез, увидел в средней 6" башне адмирала, сидящего в забытьи. Сам остался на срезе, который оказался наветренным, и огня и дыма туда почти не попадало. Кроме меня туда на срез пришло человек пять нижних чинов штаба. Писаря Фин послал или он уже был в башне, не помню, но приказывал ему передавать, через переговорные трубы из башни, в центральный пост управление машинами для привода «Суворова» к своим броненосцам, стараясь все же оставить срез наветренным, чтобы от огня и дыма не скрылись бы совсем наши суда. Горели паровые и минные катера, местами горела шпаклевка борта и сам борт казался серым. С кормы, с правой стороны, очень недалеко видел три или четыре неприятельских миноносца. Пришел на срез лейтенант Кржижановский. Из под носа и кормы «Суворова» начали одно за другим выходить ваши суда — порядка не помню, но вид их не имел вида избитых судов. Когда прошли крейсера, то близко подошел миноносец; узнал в нем «Буйного» по командиру капитану 2 ранга Коломейцеву.
Лейтенант Кржижановский, сигнальщик Суверов и я начали руками семафорить со среза, чтобы миноносец подходил к борту и снял бы адмирала с штабом. Коломейцев, кажется, просил спустить шлюпку, но я крикнул ему: «Подходите к борту — шлюпок нет».
Несмотря на большое волнение, миноносец «Буйный» удивительно умело подошел к правому наветренному борту, против средней 6" башни, орудия которой оказались между мачтами миноносца. Сломанный правый выстрел «Суворова» свалился и бил палубу миноносца своим концом у боевой рубки. Волнением сильно било и раскачивало миноносец; правый борт «Суворова» был высок, так как крен был до 10° на левый борт, и это очень затрудняло передачу раненого адмирала, все же это удалось сделать, передав по спинам людей, ставших на полупортиках и выступы борта, в момент, когда волной подняло и качнуло миноносец в сторону «Суворова». Так с рук на руки перекинули адмирала, причем часть команды и офицеров «Суворова», видевшие это из портов 75 мм. орудий, закричали: «Ура! адмирал на миноносце». Затем принимали на миноносце на руки, прыгавших со среза «Суворова» флаг-капитана, полковника Филипповского, капитана 2 ранга Семенова, лейтенантов Леонтьева и Кржижановскаго, мичмана Демчинского, юнкера Максимова и 15 нижних чинов, бывших на срезе.
Как потом узнали, на «Буйном» были уже спасенные с «Ослябя» пять офицеров и 200 нижних чинов, что вместе с нами и судовой командой составляло 300 человек.
Когда «Буйный» отвалил от «Суворова», на последнем в это время не было ни мачт, ни труб, ни сигнальных рубок; горели верхняя и батарейная палубы, паровые и минные катера, электричество погасло, все было полно дымом, пожар увеличивался, в батарее слышны были взрывы патронов, мостики с 47 мм. орудиями разрушены, крен на левый борт до уровня полупортиков 75 мн. орудий. Когда отошли на «Буйном» от «Суворова», то увидели по носу справа транспорт «Камчатка» без хода, держащим на грот-мачте флаг Красного Креста. В это время неприятель, бывший слева, стрелял до «Суворову», «Камчатке» и «Буйному», составлявшим отдельную группу. Миноносец «Буйный», отойдя от «Суворова», пошел полным ходом к крейсерам.
Около 6 час. вечера адмирал, не имея возможности продолжать командовать, эскадрой из-за тяжелых ран, приказал сделать сигнал с миноносца «Буйный»: «Передаю командование адмиралу Небогатову». Сигнал этот держали долго и, когда его отрепетовали, подняли следующий сигнал: «Адмирал на миноносце», и, кроме того, всем судам, мимо которых проходил миноносец «Буйный», делали семафор: «Адмирал жив, находится на миноносце».
Миноносцу «Безупречный» по семафору было приказано пойти к броненосцу «Император Николай I» и передать на словах, что Командующий эскадрою передает командование адмиралу Небогатову и приказывает вести эскадру во Владивосток.
Миноносец «Безупречный» пошел по поручению, но возвращения его за темнотой не видели.
Миноносцу «Бедовый» было приказано по семафору идти к «Суворову» и снять с него остававшихся на нем чинов штаба.
7 час. вечера. Около 7 час. вечера «Буйный» шел с крейсерами, имея курс в NW четверти. Наши броненосцы находились вправо от «Буйного» кабельтовах в 20. Головным — «Бородино», затем — «Орел», «Николай» и остальные, кроме «Александра», «Суворова» и «Ослябя». На «Бородино» в корме — большой пожар; с мостика миноносца увидел около «Бородина» много белого дыма, после чего броненосец погрузился в воду. Миноносец в это время шел на зарю, т. е. имел курс близко к W.
Когда начало темнеть, наши броненосцы повернули влево и в строе, близком к фронту, стреляли.
«Буйный» шел с крейсерами, — справа: «Олег», «Аврора», «Мономах» и «Донской». Остальные крейсера — спереди, слева. Транспорты шли слева сзади, миноносцы между крейсерами; на двух держали флаг К. С наступлением темноты держались, как можно ближе к «Донскому» и имели курс S.
9 час. 30 мин. веч. Адмирал, очнувшись и узнав, что идем на S, приказал передать приказание на «Донской», чтобы он шел во Владивосток. В это время, пока затруднялись как передать это приказание, так как при открытии каких-либо огней, свои же суда начинали стрелять, принимая за неприятельские миноносцы (в 9 час. 30 мин. веч.), крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» большим ходом начали уходить на юг, а «Светлана», «Мономах» и «Донской» и видимые миноносцы повернули на север. Ночью «Донской», «Буйный» и еще два миноносца пошли в NO четверть, избегая прожекторов, бывших впереди.
Ночью на «Буйном» повредился теплый ящик, котлы пришлось питать соленой водой, ход уменьшился до 9 узлов — вследствие чего потеряли «Донского» и пошли одни.

Капитан 1 ранга Клапье-де-Колонг.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Artemei  03.06.2010 01:12

Цитата (Дибуны)
Опять же "должна бы была бы". Если бы Вирениус с отрядом прошёл бы в Артур до начала войны, если бы Рожественский, будучи начальником ГМШ не тормозил бы его директивами, если бы не были торпедированы "Цесаревич" и "Ретвизан", если бы 28 июля можно было бы взять с собой "Баян", если бы (ещё пара десятков аргументов), то воевать было бы можно...

Если бы да кабы...

Если бы 28 июля 1-я ТОЭ дралась бы "до последнего корабля", то встречать Рожественского японцам было бы нечем.. Дело не в Вирениусе (кстати, тормозил его не Рожественский, а ломающиеся миноносцы) и "Баяне" (10 июня возможность взять его была, однако ж, что сделал Витгефт 10 июня?, а в неготовности руководящего состава к боям.

К сожалению, российский флот практически всю свою историю в лучшем случае демонстрировал готовность героически умереть за Родину.
Видел хорошую фразу на этот счет у Анисимова в "Варианте БИС" (хотя сама книжка, по моему мнению, не самая лучшая в этом жанре), приписанную Н.Г. Кузнецову. "..мне не нужно, чтобы эскадра погибла за Родину, мне нужно, чтобы ее противники погибли за свою родину."
Жаль, что история Анисимова - альтернативная..

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  03.06.2010 08:22

Цитата (Artemei)
Если бы 28 июля 1-я ТОЭ дралась бы "до последнего корабля", то встречать Рожественского японцам было бы нечем.
Ну а что поделать с превосходством в скорости...Прочность "заплатки" "Ретвизана" ограничивала скорость, плюс "Полтава" и "Севастополь", в любом случае Того может выбирать, когда начать бой, когда закончить, дистанцию, одним словом всё...
Цитата (Artemei)
Дело не в Вирениусе (кстати, тормозил его не Рожественский, а ломающиеся миноносцы) и "Баяне" (10 июня возможность взять его была, однако ж, что сделал Витгефт 10 июня?, а в неготовности руководящего состава к боям.
Ну миноносцы № 202, 203, конечно, ценность коллосальная :), я не знаю зачем Рожественский слал столько телеграмм с инструкциями "ни в коем случае не бросать"...
Руководство - согласен, но опять же, а кто их ставил, тут уж вопросы к наместнику и, страшно даже произнести :), к царю...

Не знаю, на самом деле, вероятно, следовало ещё до войны перевести эскадру во Владивосток видимо...

Письмо наместника адмиралу Витгефту от 17 июня
Впередсмотрящий  03.06.2010 09:29

"Многоуважаемый Вильгельм Карлович. Медленность в донесении о Вашем возвращении в Порт-Артур держала меня в большом беспокойстве, в особенности, когда агентские телеграммы начали сообщать о гибели одного из наших броненосцев. И только сегодня, почти через неделю, я получил Ваше донесение и должен, не скрывая, выразить все мое сожаление, что Вы отступили от своего плана, установленного Вами согласно моих указаний. Более чем уверен, что если бы Вы решили выйти на ночь в море, японцы оказались бы в трудном положении. Преследовать всеми судами не решились бы, и Вы могли бы беспрепятственно идти во Владивосток. Допуская подобную возможность, а именно, что если японцы уклонятся от боя, Вы предпочтете следовать во Владивосток, я, по получении от Вас известия о выходе, тотчас же предложил Командующему флотом выслать отряд крейсеров, который и вышел в Желтое море 15 июня. Возможно, что крейсера появятся у Квельпарта или южных берегов Кореи. Примите это к сведению, быть может, для отвлечения неприятеля от крейсеров Вы сочтете возможным сделать какую-либо диверсию своими крейсерами и миноносцами.
Вы упрекаете мой Штаб за неточное сведение о нашем морском противнике. Не в защиту Штаба, а для справедливости должен заметить, что сведения посылались Вам, как данные из разных источников, и за достоверность их штаб не мог ручаться.
Несмотря на то, что против вашей эскадры собралось двадцать вымпелов, я считаю, по крайней мере, одну третью часть за суда, которые не могли представлять боевого значения и умалять силу нашей эскадры.
Вспомните бой «Варяга», и, если бы Вы с большею верою в свою эскадру вступили в бой, Вы одержали, быть может, блестящую победу. Я этого ожидал, и все мои указания сводились к единственной цели, чтобы эскадра Тихого океана, перенеся ряд испытаний, могла доблестно сослужить службу Царю и родине.
Читая Вашу телеграмму о предстоящем выходе, я еще более проникся такой уверенностью, так как в Ваших достойных словах звучала настоящая решимость выйти с эскадрою на брань с нашим заносчивым, дерзким врагом. Если я обращаюсь к Вам с этими словами, то не считайте их за упрек; нет, это выражение моего сочувствия к Вам, как моему верному сослуживцу, как моему сотруднику в течение пяти лет нашей службы на здешнем востоке. Верьте, Ваш успех с эскадрою, даже с большими потерями был бы для меня настоящим праздником, гордостью, что мой Начальник Штаба повел эскадру в бой и заслужил великую признательность всей России; но, что делать, Вы приняли иное решение, и, быть может, еще окажется возможным сразиться с врагом, или провести его уходом эскадры во Владивосток. О наших военных делах могу сообщить, что движение корпуса на выручку Артура задержалось, и даже пришлось отойти к Гайджоу. Главная забота, это энергичное наступление армии Куроки от Ялу, и для отпора у нас собрана уже 100 тыс. армия, а все наши сухопутные силы достигают 150 батальонов, то есть, представляют армию 200.000. Если не помешают дожди, то надо ожидать, что на днях произойдет серьезное столкновение, о чем я Вам уже сообщил. Каков бы ни был успех, без успеха на море он не будет иметь значения. Между тем, все что на море, производит громадное впечатление в Японии. Уничтожение трех транспортов нашими крейсерами вызвало целую панику, а равно, выход и эскадры из Артура. А что, если бы Вы уничтожили половину японского флота, это могло бы сравняться с вероятным уничтожением японских армий в Маньчжурии. Считаю, что даже переход эскадры во Владивосток перенес бы центр тяжести в нашу пользу, и Артур без нашей эскадры не представлял бы той добычи, о которой так мечтают японцы.
Вот почему, любезный Вильгельм Карлович, будьте бдительны и не пропускайте благоприятной минуты снова выйти с Вашей эскадрой, но только без возвращения на Артурский рейд. Я полагаю, что «Севастополь» временно исправите в 2 — 3 недели. На «Победу» поставьте еще 3 или 4 — 6 дюймовые пушки; это безусловно надо.
В искреннем пожелании всякого благополучия, жму Вашу руку и остаюсь душевно Вам преданный.
Е. Алексеев."

Вообще, крайне любопытно, что наместник не заменяет утратившего боевой дух командующего, а лишь "сожалеет" и "желает" :)
Смешно, если бы не было так грустно...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 03.06.10 09:31 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  03.06.2010 10:06

Цитата (Дибуны)
Не знаю, на самом деле, вероятно, следовало ещё до войны перевести эскадру во Владивосток видимо...

А что переводить-то? Броненосцы береговой обороны? Ослябю вот вернули с полпути, видимо побоялись в одиночку прорываться. А Ослябя только только была закончена, а четвёрку первой линии только-только успели доделать, они все новенькие шли, необкатанные.

Делить надо было корабли на ударную группу и конвой - и в Цусиме, и в Жёлтом море. В Цусиме надо было составить группу прорыва из Суворова, Александра, Орла, Осляби и трёх быстроходных крейсеров. А с конвоем оставить Бородино, имевший слабый ход, Сисоя Великого и оставшиеся старые броненосцы. Первая группа приняла бы на себя удар 1-го отряда Того, а оставшиеся не рискнули бы идти под орудия Бородино и Сисоя. Тогда за счёт равной скорости, мощи и манёвра можно было на что-то надеяться. И даже если бы все новейшие броненосцы погибли бы, Того было бы воевать уже нечем, и всю оставшуюся группу никто бы не задержал. Просто у Того было 6 ударных броненосцев + ударные крейсера Ниссин и Кассуга, к Цусимскому бою ударных броненосцев осталось только четыре, и погибни хотя бы два из них, пусть даже осталась бы целой в очередной раз Микаса (вот счастливый корабль), ничего бы Того уже не сделал бы.

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Artemei  03.06.2010 14:26

Цитата (Дибуны)
Ну а что поделать с превосходством в скорости...Прочность "заплатки" "Ретвизана" ограничивала скорость, плюс "Полтава" и "Севастополь", в любом случае Того может выбирать, когда начать бой, когда закончить, дистанцию, одним словом всё...

Да, скорость - это проблема. Однако, ЕМНИП, у Того "Фудзи" также не мог идти быстрее 15-16 узлов. Тоже, конечно, быстрее, но все же не на столько..

Цитата (Дибуны)
Не знаю, на самом деле, вероятно, следовало ещё до войны перевести эскадру во Владивосток видимо...

Ну вот, и вы туда же)) Поймите, эскадра во Владивостоке ничем не поспособствует победе в войне, к сожалению. Уход во Владивосток - отказ от активных действий, а обороняющийся неизбежно проигрывает. Напротив, удержание господства в Желтом море означает безопасность и нашей базы - Порт-Артура, и возможность нормального развертывания сухопутной армии, пока японцы будут тащиться через всю Корею..

А Алексеев, кстати, командование флотом принимал) Ненадолго. Только, лишь узнав о высадке 2-й армии Оку дернул из Артура так, что аж пыль столбом стояла))

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  03.06.2010 17:39

Цитата (Artemei)
Да, скорость - это проблема. Однако, ЕМНИП, у Того "Фудзи" также не мог идти быстрее 15-16 узлов. Тоже, конечно, быстрее, но все же не на столько..
Всё равно много, да и Фудзи использовать в первом отряде Того был вынужден лишь с конца апреля, после гибели на минах Хатсусе..
У Фудзи даже большим недостатком была система заряжания (возможная только в горизонтальной плоскости, а у "Сикисим" в любой. От этого темп его стрельбы был ниже)...
Цитата (Artemei)
Ну вот, и вы туда же)) Поймите, эскадра во Владивостоке ничем не поспособствует победе в войне, к сожалению. Уход во Владивосток - отказ от активных действий...
Всё таки Владивосток имеет ряд преимуществ перед Артуром. Всё таки эта не та мышеловка с узким выходом к тому же прекрасно известная японцам...
Вообщем то вариант с переводом эскадры во Владивосток перед самой войной при желании можно и обсудить...

Цитата (Artemei)
А Алексеев, кстати, командование флотом принимал) Ненадолго. Только, лишь узнав о высадке 2-й армии Оку дернул из Артура так, что аж пыль столбом стояла))
"Командовал" после гибели Макарова, командир блин...:) Кстати, он всё таки сын Александра Второго или всё таки нет?

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  03.06.2010 17:52

Цитата (Сура)
Делить надо было корабли на ударную группу и конвой - и в Цусиме, и в Жёлтом море. В Цусиме надо было составить группу прорыва из Суворова, Александра, Орла, Осляби и трёх быстроходных крейсеров. А с конвоем оставить Бородино, имевший слабый ход, Сисоя Великого и оставшиеся старые броненосцы.
В принципе разумно, но видимо не в характере Рожественского было бы доверить командование кому либо кроме себя...
Если я уж извиняюсь, там даже совещание перед боем никакого не проводили, о чём уж здесь говорить вообще...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Artemei  04.06.2010 01:23

Цитата (Дибуны)

Всё равно много, да и Фудзи использовать в первом отряде Того был вынужден лишь с конца апреля, после гибели на минах Хатсусе..
У Фудзи даже большим недостатком была система заряжания (возможная только в горизонтальной плоскости, а у "Сикисим" в любой. От этого темп его стрельбы был ниже)...
Хм.. По моим сведениям, 1-й боевой отряд изначально включал в себя все современные броненосцы Японии, Того не дробил свои линейные силы. Хатсусе и Ясиму он заменил Ниссином и Кассугой.
Цитата (Дибуны)

Всё таки Владивосток имеет ряд преимуществ перед Артуром. Всё таки эта не та мышеловка с узким выходом к тому же прекрасно известная японцам...
Вообщем то вариант с переводом эскадры во Владивосток перед самой войной при желании можно и обсудить...
Преимуществом Владивостока является то, что эскадра в нем в начальный период войны менее уязвима. Но и сама никак не может повредить японцам, вот в чем все зло!
Предположим, перед войной 1-я ТОЭ действительно переходит во Владивосток. Не будем учитывать пассивность командования, рассмотрим просто возможности влиять на ход боевых действий. Что же мы имеем?
Цель войны - Маньчжурия и Корея, ключ к ним - Желтое море. Между 1-й ТОЭ и Желтым Морем - Цусимский пролив... И будьте уверены, адмирал Того хорошо подготовится ко встрече этой самой ТОЭ в том проливе! Для него не будет надобности разделять свои силы, встречать русскую эскадру будут все 6 броненосцев и 8 броненосных крейсеров, превосходящие легкие силы, а кроме того - множество миноносцев, эскадренных миноносцев и пр. Впрочем, главное даже не превосходство в силах, а тот факт, что если дело пойдет неблагоприятно для японцев, то они всегда смогут укрыться в базе, и пусть даже русская эскадра пройдет в Желтое море - японцы уже будут знать об опасности и постараются свести потери в транспортах к минимуму. А когда наши броненосцы пойдут Цусимским проливом обратно.. встреча с противником неизбежна вновь, и каждый поврежденный, сбавивший ход русский корабль будет обречен. Два - три таких "прорыва"и 1-я ТОЭ больше не будет представлять собой значимой боевой силы.
А что будет происходить в это время на суше? Если в Артуре нет русского флота, то нет нужды высаживать армии в Корее, японцы десантируются в глубине Желтого моря, в Бизцыво, Дальнем, Инкоу.. Причем, осажденная крепость не будет сковывать значительную часть их сил, и все пять японских армий окажутся под Мукденом не летом 1905-го, а весной 1904-го! Ведь силы русских в Маньчжурии ничтожны, и времени, в отличии от реальности, для переброски дивизий по тоненькой, разорванной Байкалом, ниточке Транссиба не будет. По сути пройзойдет просто марш японской армии по Маньчжурии, и, весьма вероятно, он завершится в итоге перерезанием железной дороги во Владивосток. После этогом можно уже будет со спокойной совестью высаживаться где-нибудь в заливе Ольги и штурмовать лишенный снабжения город. Как видите, для нас в этом случае все совсем грустно, вне зависимости от активности и умственных способностей нашего командования.

В реальности же, 7 русских броненосцев в Артуре были костью в горле для Японии, и устранить ее необходимо было в кратчайшие сроки. Собственно, что и ставил Того целью своей ночной атаке 9-го февраля. Если бы все прошло по его плану, то дальнейший ход войны был бы примерно таким, как я это описал чуть выше. Однако, Перл-Харбора не получилось, и 5 оставшихся боеспособными броненосцев 3 месяца одним фактом своего наличия защищали Маньчжурию - японские силы на континенте были представлены лишь одной из пяти - 1-й армией Куроки, медленно тащившейся по бедной дорогами Корее. В течении этих трех месяцев 1-я ТОЭ постепенно таяла, и гибель Петропавловска вместе с командующим стала последней каплей. Японцы решились, высадились.. однако русская армия уже успела сосредоточится и приготовится к боям, и далее, в течении более чем года, продвинутся врагу удалось всего на 300 км. Собственно, если бы не революция 1905-го года, ни о какой Корее и Сахалине Японии и мечтать бы не пришлось..


Цитата (Дибуны)
"Командовал" после гибели Макарова, командир блин...:) Кстати, он всё таки сын Александра Второго или всё таки нет?

А кто ж его знает.. Впрочем, его карьерный рост скорее обусловлен не происхождением, а морским вояжем Николая, еше не Второго, в 1891 году...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  04.06.2010 10:02

Одной из целей прорыва эскадры Р. во Владивосток было то, что прибытие такой силы на ДВ само по себе может продиктовать выгодные для России условия мира.
Поэтому я присоединяюсь к тем, кто считает, что с переброской этой эскадры (и вообще, побольше военных сил) на ДВ мы опоздали. Следовало это делать до начала войны, как только поступили малейшие намеки на экспансионистские устремления Японии на ДВ.
И вообще. Для государства, которое всерьез намеревалось удерживать за собой все позиции на ДВ, Россия "немного запоздала" с двумя вещами. Это постройка (достройка) Транссиба и создание мощного ТОФ с портами, со всей инфраструктурой и т.д., а говоря шире - Россия опоздала с освоением ДВ вообще. Даже не просто с освоением, а с основательным, капитальным освоением.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.06.10 10:03 пользователем L., Andrew.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  04.06.2010 10:11

Безусловно, ну или можно сказать по другому "Япония форсировала события". Ну и, конечно ИМХО, но здорово подгадила авантюра с "бородинцами", было же вообщем то понятно (точнее должно было быть понятно), что такой тип корабля освоить, достроить и перебросить до войны не успеть...
Есть толковая монография Кокцинского "Русско-японская война. Причины поражения - кризис управления"...
Именно так, "кризис управления, от этого и "бородинцы" и Рожественский и всё остальное...
"Не Россию разбила Япония, а наши порядки" Витте слова...

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]