ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы: <<1 2 3Все>>
Страница: 2 из 3
Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  01.06.2010 23:44

Цитата (Petr)
Самое интересное и драматичное - развёртывание походного ордера в боевой. А здесь у аналитиков большие вопросы. Стоило ли прорываться единым строем? Стоило ли перестраивать эскадру для обеспечения максимальной эффективности артогня и как? Какие перестроения реально могла выполнить эскадра, имевшая весьма относительный уровень боевой подготовки.

Каждый раз читаешь и переживаешь: а может прорвутся? Почему так? Почему именно русско-японская война настолько запала в душу многих, любящих историю. Рискну предположить, что интересующихся Германской войной в разы меньше, хотя события там куда масштабнее.

Я не могу передать те ощущения, которые у меня были, когда я в одиночку поднялся к Орлиному гнезду, где над Порт-Артуром продолжают уже больше века стоять на своих станках два русских орудия Обуховского завода - так, как они были брошены: одно с сорванным казёнником, второе - с взорванным частично стволом. Кругом - ни единого человека, и лишь эти немые свидетели всей трагедии; там нет туристов, нет музейной экспозиции - вершина горы, два русских орудия и один японский памятник. Трудно передаваемые ощущения реального сопричастия.

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  01.06.2010 23:48

Цитата (Сура)
Каждый раз читаешь и переживаешь: а может прорвутся? Почему так? Почему именно русско-японская война настолько запала в душу многих, любящих историю. Рискну предположить, что интересующихся Германской войной в разы меньше, хотя события там куда масштабнее.
Естественно меньше, но здесь то в отличии от "там" классические эскадренные бои, сам предмет обсуждения куда интереснее, да и сам Арткр, далёк, притягателен...
Да и описана она в популярной литературе талантливее и лучше "германской"...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.06.10 23:50 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 08:03

Ошибка Рожественского заключалась в том, что он, подходя к Цусиме, дал такую установку: "Мы должны прорваться во Владивосток!" А надо было дать такую: "Мы должны уничтожить японскую эскадру!"

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 08:17

Цитата (L., Andrew)
Ошибка Рожественского заключалась в том, что он, подходя к Цусиме, дал такую установку: "Мы должны прорваться во Владивосток!" А надо было дать такую: "Мы должны уничтожить японскую эскадру!"
С ходу? Имея с собой транспорты? Ведь даже при моделировании сражения как ни крутили-вертели защитить обоз никак не получалось...
Другое дело всё же придя во Владивосток оставить там транспорпы и бесполезные в бою суда, радикально разгрузить броненосцы от лишних запасов, перекрасить их в боевой цвет, провести какой то ремонт (хотя бы очистку подводной части у старых судов), выполнить пару-тройку учебных стрельб (ведь только отсутствие снарядов, практических, (якобы) мешало Рожественскому продолжить обучение на Мадагаскаре).
Не говоря уж о том, что хорошие снаряды (без увлажнённого пироксилина) были отправлены по ж/д во Владивосток и ждали Рожественского там.
Тем более, что и новый командующий (Бирилёв) уже приехал во Владивосток и Рожественский, собственно, должен был сдать ему эскадру там...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.06.10 08:44 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 09:01

Цитата (Дибуны)
С ходу? Имея с собой транспорты? Ведь даже при моделировании сражения как ни крутили-вертели защитить обоз никак не получалось...
Другое дело всё же придя во Владивосток оставить там транспорпы и бесполезные в бою суда, радикально разгрузить броненосцы от лишних запасов, перекрасить их в боевой цвет, провести какой то ремонт (хотя бы очистку подводной части у старых судов), выполнить пару-тройку учебных стрельб (ведь только отсутствие снарядов, практических, (якобы) мешало Рожественскому продолжить обучение на Мадагаскаре).
Не говоря уж о том, что хорошие снаряды (без увлажнённого пироксилина) были отправлены по ж/д во Владивосток и ждали Рожественского там.
Тем более, что и новый командующий (Бирилёв) уже приехал во Владивосток и Рожественский, собственно, должен был сдать ему эскадру там...
Общая инфа по сторонам:

Россия:
8 эскадренных броненосцев
3 броненосца береговой обороны
3 броненосных крейсера (2 устаревших)
6 крейсеров
1 вспомогательный крейсер
9 миноносцев
2 госпитальных судна
6 вспомогательных судов

Япония:
4 броненосца 1 класса
2 броненосца 2 класса (устаревших)
9 броненосных крейсеров (1 устаревший)
15 крейсеров
21 эсминец
44 миноносца
21 вспомогательный крейсер
4 канонерские лодки
3 авизо
2 госпитальных судна

Свое двойное превосходство в линейных силах Рожественский не смог реализовать. Будь на его месте Макаров, японцев ждал разгром, а так получилась блестящая победа, которой японцы вправе гордиться до скончания своей истории.
Как много в истории решают личности.
В Цусиме Рожественский, отдав приказ на прорыв во Владивосток, выпал из командования. В результате русские броненосцы по очереди и поодиночке входили в зону концентрического огня японских броненосцев и героически погибали. Средние и концевые русские броненосцы в момент гибели авангарда почему то дуэлировали с японскими крейсерами на дальней дистанции, и потом шли в огневой мешок и так же безропотно погибали. Поражение обусловлено тем что не было руководства во время боя, и не было плана боя доведенного до всех командиров кораблей.
Ну а снаряды, учения, ремонт, отдых во Владивостоке и прочее - это, конечно, прекрасно, но стратегия, выбранная Рожественским, как раз и лишила русских моряков этой возможности.
Если же все-таки поставить цель только прорываться во Владивосток (без риска), то делать это надо было не через Цусиму.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 09:10

Вот вывод следственной комиссии по поводу выбора корейского пролива:
Цитата
"Выбор Корейского пролива для прорыва во Владивосток Комиссия находит столь же неудачным, как и утреннее время, избранное Начальником эскадры для вступления в этот пролив. Близость пролива к главным военным портам и особенно к минным станциям неприятеля, узость пролива, направление его между неприятельскими берегами, — все это говорило против прорыва эскадры Корейским проливом, географическое и стратегическое положение которого чрезвычайно благоприятствовало успеху неприятеля. Особенно выгоден был Корейский пролив для использования неприятелем хотя бы частичной победы с помощью своих минных судов.

Напротив, выбор одного из северных проливов и особенно пролива Лаперуза весьма затруднял работу неприятельских разведчиков, уменьшал шансы возможных действий для его минных судов и представлял для эскадры вице-адмирала Рожественского значительные стратегические преимущества.
Комиссия полагает, что и в этом случае эскадра не избежала бы встречи с неприятелем, так как в распоряжении японского флота было достаточное число разведочных судов, сигнальных станций и других средств для постоянного наблюдения за эскадрой, и главные его силы держались на внутренних, более коротких, путях сообщения: но шансы прорыва хотя бы частью эскадры во Владивосток были, по мнению Комиссии, гораздо большие при выборе пролива Лаперуза. Что касается навигационных трудностей, связанных с плаванием в этом проливе, то они, по мнению Комиссии, не были непреодолимы; кроме того, трудности эти почти в одинаковой мере предстояли японскому флоту.
Во всяком случае выбрать Корейский пролив можно было, только желая атаковать неприятеля в самой сильной его позиции, а в этом случае следовало не брать с собой транспортов (и не отпускать вспомогательных крейсеров, которые могли пригодиться эскадре хотя бы в качестве идущих впереди ее дозорных судов). Таким образом, исходя из соотношения сил для 2-й эскадры были три варианта: отказ от прорыва во Владивосток и возвращения; обход Японских островов через пролив Лаперуза; частью сил прорыв через Цусиму. Однако штаб эскадры оказался неспособным выбрать оптимальный вариант и его организовать."

Кстати говоря, ведь два вспомогательных крейсера и были направлены "вокруг Японии" с целью "нашуметь" и привлечь внимание к тем проливам, а не Корейскому. Другое дело, что их командиры вели себя пассивно, никого не встретили и ничем себя не обнаружили..

Собственно говоря, Сангарский и Лаперезов пролив можно было бы обсудить, подобрав материалы по ним...

Ну и немного о "плюсах" Корейского пролива скажу:
1. Его легче всего достичь - поход вокруг Японии это не менее еще одной недели океанского плавания, причем в неспокойных водах, что при наличии в составе эскадры 9 миноносцев чревато потерями в случае попадания в шторм.
2. Проход пролива не представляет собой трудностей в навигационном отношении - чего не скажешь о Сангарском и Лаперузова проливвах (тут, кстати, стоит добавить, что повторяемость видимости в 2 мили у Курильской гряды действительно в июле достигает 50% и боее, но в Лаперузовом проливе уменьшается до 15-20%). Достаточно вспомнить, что туман сыграл на руку ВОК во время рейда в Цусиму, в то время как у Курильских островов он оказался противником - во время тихоокеанского похода.
3. Корейский пролив сложнее всего охранять - обнаружение непосредственно в узости может оказаться слишком поздним, и навязать бой в Цусиме японцы могут не успеть. А для более дальнего дозора требуется существенно больше кораблей. И по факту их едва хватило.
4. Есть вероятность того, что японцы, не дождавшись нас у Цусимы, уйдут на север - обратная комбинация (не дождавшись нас на севере, японцы вернутся в Цусиму) попросту невозможна.
5. В случае неудачи в Цусимском проливе есть определенный шанс на то, что мы сможем привести себя в порядок у того же Шанхая и попробуем повторить попытку. На Севере никакой возможности пополнить угольные запасы не будет.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 02.06.10 09:23 пользователем Дибуны.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  02.06.2010 12:14

Цитата (L., Andrew)

Свое двойное превосходство в линейных силах Рожественский не смог реализовать.

Да не было там никакого превосходства. Реальный бой был между двумя первыми линиями - 5 броненосцев в русской и 4 броненосца + 2 броненосный крейсера в японской. Именно их дуэль всё и решала (аналогично, как и в бою с 1ТОЭ). Проблема была в командовании: перед боем был определён только порядок мателотов, но никто из командиров кораблей не знал ни своей цели (в смысле противника), ни порядка своих действий. Корабли шли как утята за уткой, Ослябю из-за манёвра вообще поставили в качестве пристрелочной мишени, и командир Осляби даже не подумал выйти из линии, чтобы не сбавлять ход. Японцы маневрировали, делали рискованные повороты, Того вообще развернул всю линию перед носом русских офигенно рискуя, а Рожественский вместо того, чтобы пристрелять эскадру по точке разворота, продолжал молотить по Микасе. В результате бой с нашей стороны вёлся с Микасой, а вся остальная пятёрка японцев занималась учебными стрельбами по русским броненосцам.

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 13:55

Да Рожественский наделал массу ошибок. Достаточно, например, почитать статью об этом сражении в Википедии, и волосы дыбом становятся. Настолько бездарно проведенного сражения еще поискать надо. Это и вообще-то сражением трудно назвать. Какой-то расстрел беззащитного утиного семейства, к тому же шедшего вслепую (командующий разведкой пренебрег совершенно). Может быть, Рожественский надеялся на то, что японцы вообще не атакуют? Испугаются? ;)

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Vanes II  02.06.2010 14:49

Цитата (L., Andrew)
Да Рожественский наделал массу ошибок. Достаточно, например, почитать статью об этом сражении в Википедии, и волосы дыбом становятся. Настолько бездарно проведенного сражения еще поискать надо. Это и вообще-то сражением трудно назвать. Какой-то расстрел беззащитного утиного семейства, к тому же шедшего вслепую (командующий разведкой пренебрег совершенно). Может быть, Рожественский надеялся на то, что японцы вообще не атакуют? Испугаются? ;)

Да и на суше ошибок немало надели, к сожалению.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 15:58

Цитата (Сура)
Ослябю из-за манёвра вообще поставили в качестве пристрелочной мишени, и командир Осляби даже не подумал выйти из линии, чтобы не сбавлять ход.
Ещё учтите, что "официально" жив Фелькерзам, то есть по сути порядок передачи командования нарушен полностью...
Фелькерзам умирает на "Ослябя" 11 мая утром, о его смерти эскадра не оповещается (что вполне естественно и правильно), но!!, не проинформированы не Небогатов, не Энквист и по сути после выхода из строя Рожественского эскадрой никто не командует...
Ведь только около 19.20-19.30 Небогатов наконец решился и начал обгонять эскадру на Николае с сигналом "Следовать за мной"...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Сура  02.06.2010 16:15

Цитата (L., Andrew)
Да Рожественский наделал массу ошибок. Достаточно, например, почитать статью об этом сражении в Википедии, и волосы дыбом становятся. Настолько бездарно проведенного сражения еще поискать надо. Это и вообще-то сражением трудно назвать. Какой-то расстрел беззащитного утиного семейства, к тому же шедшего вслепую (командующий разведкой пренебрег совершенно). Может быть, Рожественский надеялся на то, что японцы вообще не атакуют? Испугаются? ;)

На авось он надеялся, больше не на что было. Того, кстати, тоже надеялся на авось, ибо его действия обязаны были привести японскую эскадру к полному разгрому, а привели к полной победе. Дважды Того подставлял свои корабли ради выгодного положения. Первый раз, Рожественский побоялся отрываться с 1-ым отрядом, второй раз, когда Рожественский уже не командовал, японцев-таки потрепали (когда они разворачивались все вдруг кормой к линии оставшихся русских броненосцев). И всё равно, инициативы не было с нашей стороны НИКАКОЙ. Четыре новейших броненосца + Ослябя + Сисой Великий прекрасно конкурировали с аналогичными по классу японскими броненосцами + Ниссином и Кассугой, вот только японцы действовали ударным отрядом при поддержке второй линии, а Рожественский использовал свои ударные силы в виде боевого охранения транспортов, всё время боясь от них оторваться. Не мог этот "обоз" сражаться с японским "спецназом".

Сура

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 16:47

Цитата (Сура)
Не мог этот "обоз" сражаться с японским "спецназом".
Да. Короче, не эскадра, а конвой. Если Рожественский был прежде всего озабочен тем, чтобы доставить транспорты во Владивосток, то он должен был идти другим путем. В Цусиму следовало идти без транспортов и только в том случае, если намерены были вступать в настоящий бой, а не отбиваться (что, конечно, с таким командованием малореально). Кстати, Николай II ставил перед Рожественским именно такую задачу: захватить Японское море, что равносильно уничтожению японского флота.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 17:00

Цитата (L., Andrew)
Кстати, Николай II ставил перед Рожественским именно такую задачу: захватить Японское море, что равносильно уничтожению японского флота.
Давайте всё таки говорить точнее. Такая задача ставилась, но в августе 1904, после принятия окончательного решения об отправке эскадры.
Задача "соединиться с Первой Эскадрой и совместными действиями овладеть японским морем".
Рожественский уходит с такой задачей (кстати и про владивостокский отряд крейсеров не забываем). Но в 20ых числах декабря пал Артур (1ая Эскадра уничтожена), Рожественский лишь подходит к Мадагаскару. И вот на Мадагаскаре и начинается эта длительная стоянка и переписка с Петербургом. Рожественский ясно осознаёт, что имеющихся сил не достаточно, ссылается на болезнь, просит прислать замену (отчего и едет во Владивосток Бирилёв). В Петербурге лишь спешно собирают отряд "самотопов" и отправляют в "помощь" Рожественскому, отряд выходит в феврале и в апреле соединяется с Рожественским у Вьетнама...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
L., Andrew  02.06.2010 17:10

Цитата (Дибуны)
Рожественский ясно осознаёт, что имеющихся сил не достаточно, ссылается на болезнь, просит прислать замену (отчего и едет во Владивосток Бирилёв). В Петербурге лишь спешно собирают отряд "самотопов" и отправляют в "помощь" Рожественскому, отряд выходит в феврале и в апреле соединяется с Рожественским у Вьетнама...
Для НЕГО - да, явно недостаточно. Не уверен, что он бы смог победить и располагая бОльшими силами...
Говоря языком восточных единоборств, бой иногда бывает проигран еще до его начала. Здесь классический пример.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 17:16

Цитата (L., Andrew)
Для НЕГО - да, явно недостаточно. Не уверен, что он бы смог победить и располагая бОльшими силами...
Говоря языком восточных единоборств, бой иногда бывает проигран еще до его начала. Здесь классический пример.
Тоже ведь не так всё просто. Проклятая эскадренная скорость...На том же "Бородино" машина с дефектами, максимальный ход 12уз. Как тут воевать? Для наших снарядов нужна короткая дистанция, а как её достичь, когда у них превосходство в три узла...
И без обоза нельзя, ведь на ж/д он рассчитывать не мог и должен был привезти всё с собой...

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Artemei  02.06.2010 17:45

Собственно, войну должна была выигрывать 1-я ТОЭ, обладавшая вполне достаточными силами для противостояния с Объединенным флотом и недопущения высадки и снабжения противника не то что на Квантуне, а и вообще на побережье Желтого моря. В реальности же 1-я ТОЭ воевать не хотела. Были и неплохие корабли и относительно умелые команды... не было лишь решительности командного состава, готовности рискнуть, атаковать противника.. Тот же бой 28-го июля - какая задача ставилась перед эскадрой? Прорваться во Владивосток, т.е., по сути уйти с главного ТВД - из Желтого моря. Ведь господство в нем - прерывание коммуникаций японской армии и автоматический конец войны для Японии. А вместо того, чтобы добиваться этой цели русская эскадра фактически бежала с поля боя Японцы ей этого, правда, сделать не дали, вот досада. Шкуры свои спасали "пещерные адмиралы" из Артура, и всего-то..
А с потерей эскадры и крепости все уже было, в общем-то решено. Победить в той войне Россия уже не могла никак. Как из Владивостока владеть Желтым морем, будучи отделенным от него Цусимой? Да никак. Даже бы если 2-я ТОЭ прорвалась во Владик - это бы практически ничего не дало. Фактически, сразу после падения Артура надо было заключать мир, глядишь, и Сахалин бы сохранили, и флот..

P.S. В качестве фантастического предложения)
Вместо 2-й ТОЭ посылать на ДВ личный состав Балтийского и Черноморского флотов, в первую очередь - офицерский. По крайней мере, в реальной Цусиме эти люди продемонстрировали свою решимость и готовность умирать за Отечество. Так лучше было бы, если бы в бой они шли не на старых "коробках" типа Нахимова и Ушакова, а на современных кораблях 1-й ТОЭ.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  02.06.2010 19:45

Цитата (Artemei)
Собственно, войну должна была выигрывать 1-я ТОЭ, обладавшая вполне достаточными силами для противостояния с Объединенным флотом и недопущения высадки и снабжения...
Опять же "должна бы была бы". Если бы Вирениус с отрядом прошёл бы в Артур до начала войны, если бы Рожественский, будучи начальником ГМШ не тормозил бы его директивами, если бы не были торпедированы "Цесаревич" и "Ретвизан", если бы 28 июля можно было бы взять с собой "Баян", если бы (ещё пара десятков аргументов), то воевать было бы можно...

Интересный документ
Впередсмотрящий  02.06.2010 21:24

Донесение Клапье-де-Колонга о бое 14 мая. К сожалению нет в электронном, чтоб дать ссылку...
14 мая 1905 г. в 1 час 25 мин. после полудня показались по носу, выходящими из области тумана, неприятельские главные силы, идущие большим ходом в SW четверть в строе кильватера, и сейчас же начали поворачивать последовательно вправо на несколько румбов.
В это время наш I броненосный отряд увеличил ход до 11 узлов, повернул последовательно на 4 румба влево, выходя в голову II и III броненосным отрядам, выстраивая одну общую кильватерную колонну из наших 12 судов.
1 час 40 мин. I броненосный отряд занял место в голове кильватера и «Суворов» лег на прежний курс NO 23°, каким шли и продолжали идти суда II и III броненосных отрядов.
1 час 50 мин. Сделан первый выстрел с «Суворова» из левой 6" носовой башни на 32 каб. — по головному кораблю неприятеля, слева по носу на 4 румба, после чего наши суда открыли огонь.
Головной японский лег на курс, близко параллельный нашему; за ним, последовательно поворачивая, вступали остальные, и минуты через две после нас — японские суда открыли огонь.
1 час 52 мин. В боевой рубке «Суворова» находились: адмирал — Командующий эскадрой, флаг-капитан, флагманский штурман, флагманский артиллерист, два старших флаг-офицера лейтенанты Свербеев и Кржижановский и судовые чины: командир, старший артиллерийский офицер, старший штурман мичман Шишкин, рулевой кондуктор, дальномерщики и нижние чины для переговоров у труб и телефонов.
2 часа пополудни. Повернули на два румба вправо — расстояние до головного японского 28 каб., по которому был сосредоточен по возможности огонь нашего I броненосного отряда. Казалось, что неприятель сосредоточил огонь на «Суворов» и «Ослябя».
После двух - трех недолетов и перелетов неприятель пристрелялся и быстрые, в большом числе, одно за другим, попадания, сосредоточились в носу и у боевой рубки «Суворова». Главным образом замечены снаряды крупных калибров, фугасные, дававшие при разрыве, очень много мелких осколков, громадное (все зажигающее) пламя и дым, иногда черный, иногда ярко желтый. Температура при разрыве большого снаряда настолько высока, что все окружающее вспыхивало и даже краска на железе загоралась. Газы удушливы, и обожженные вблизи люди падали без стонов, пораженные на смерть целыми группами.
Первым ранило в руку флаг-офицера мичмана князя Церетелли — бывшего на мостике; он ушел на перевязочный пункт и больше не возвращался.
В боевую рубку непрерывно попадают осколки снарядов, через просветы, иногда целым дождем, мелкие щепки дерева, дым, брызги воды от недолетов и перелетов.
Шум от непрерывных ударов снарядов вблизи боевой рубки и своих выстрелов заглушает все. Дым и пламя от разрыва снарядов и частые возгорания близких предметов не дают возможности видеть через просветы рубки, что делается кругом. Только урывками можно видеть иногда отдельныя части горизонта. Никаких правильных наблюдений, да еще в желаемом определенном направлении, не было возможности вести.
2 часа 10 мин. Сообщили, что попавшим снарядом уничтожен перевязочный пункт в жилой палубе у церкви, почему уцелевшие врачи перешли в перевязочный пункт, устроенный под броневой палубой.
2 часа 11 мин. Ранило в боевой рубке — судового старшего артиллерийского офицера лейтенанта Владимирского — стоявшего у левого дальномера; он ушел на перевязку; дальномер Барра и Струда разбило, его заменили правым, и у него стал полковник К. Мор. Ар. Берсенев.
Не прошло и минуты, как осколком в голову убило полковника Берсенева; его заменил у дальномера нижний чин, дальномерщик.
Сообщили по трубам, что у левой средней башни 6 дюйм. подача производится вручную.
Левую кормовую 6" башню питают подачей из правой 6" кормовой башни.
В 12" башнях все благополучно.
2 часа 18 мин. В боевой рубке сбило 2-й и последний дальномер Барра и Струда.
2 часа 15 мин. Повернули влево и легли на прежний курс NО 23°. Снаряды попадают непрерывно.
Сообщили о подводной пробоине у левого подводного аппарата.
2 часа 15 мин. Ранило в шею флаг-капитана, мичмана Шишкина в голову и лейтенанта Владимирского вторично в голову, незадолго пришедшего перед этим в боевую рубку.
2 часа 20 мин. Доложили, что все сигнальные фалы перебило, частью оказались сгоревшими.
2 часа 20 мин. Ранило в плечо лейтенанта Зотова — старшего штурманского офицера.
2 часа 20 мин. Лейтенант Редкин доносит, что левая кормовая 6" башня не может действовать от дыма и жары, вследствие пожара, просил изменить курс — в чем пришлось отказать.
2 часа 25 мин. Повернули на 4 румба вправо.
2 часа 26 мин. Ранило адмирала осколком в голову в левую лобную часть и флаг-капитана вторично в заднюю часть головы, у полковника Филипповского лицо в крови.
Начался пожар вокруг боевой рубки; лейтенант Свербеев пошел тушить его и был при этом ранен в спину и ушел на перевязку. Разбило часы в рубке. Дно 120 мм. снаряда влетело в рубку и убило рулевого и еще одного нижнего чина.
2 часа 26 мин. «Суворов» перестал слушаться руля и, катясь вправо, повернул на 16 румбов вправо от курса.
2 часа 30 мин. Стали приводить «Суворов» на курс машинами, руль оказался на борту, о чем в боевой рубке не знали. В рострах, одновременно, между обеими дымовыми трубами горят десять деревянных гребных шлюпок — пройти на корму нельзя.
2 часа 40 мин. Осколком ранило командира в голову и он ушел на перевязку; на ручки машинного телеграфа стал лейтенант Богданов. Полковник Филипповский машинами старается привести и удерживать броненосец на курсе. Флаг-офицера лейтенанта Кржижановскаго послали в рулевое отделение — поставить руль прямо. Крен корабля на левый борт, около 6°—7°. Адмирал вторично ранен в ноги.
3 часа. Около трех часов, от пожара в рострах, в верхней штурманской рубке и каютах на мостиках боевая рубка оказалась вся окруженной огнем и от жары и дыма пребывание в ней сделалось невозможным. Выйти из рубки оказалось возможным только через центральную трубу. К этому времени в живых в рубке было четверо: адмирал, флаг-капитан, флагманский штурман и один нижний чин, — причем все раненые. На люк, закрывавшем выход, лежали убитые, их пришлось отодвинуть, снять люк, после чего и спустились в центральный пост. В рубке осталось убитых человек шесть, если не больше. Адмирал из центрального поста ушел в палубу, полковник Филипповский остался, я пошел в палубу.
Вследствие полученных в голову ран, я потерял память и ясное представление о времени и порядке последующих событий. Как попал в батарею 75 мм. орудий, не помню, но оттуда флаг-офицер лейтенант Кржижановский отвел меня на перевязку, где ее мне сделал доктор Матавкин. Как и когда оказался в батарее 75 мм. орудий у одного из полупортиков правого борта — не помню. По дороге в батарее видел на правом борту рядом 7 или 8 полных беседок с 75 мм. патронами — видимо заклиненных. Те 75 мм. орудия, которые видел, все были сброшены со станков или повреждены.
Броненосец имел большой крен на левый борт, и воду через открытые порта захлестывало и она держалась вдоль левого борта на палубе. Все помещения батареи были исковерканы до неузнаваемости и переполнены листами железа. Везде следы пожара, трапы изломаны, много дыму и слышны взрывы патронов. Встретил в палубе капитана 2 ранга Семенова и от него узнал, что адмирал в правой средней 6" башне и что «Суворова» держат на курсе NO 23° — из центрального поста.
Из правого орудийного порта (75 мм.) увидел, что «Суворов» идет прямо на проходящую у него под носом линию неприятельских судов, и узнав, что наши суда за кормой вправо, приказал изменить курс сначала на 8 румбов и потом еще на 2 румба, и еще на 2 румба, всего на — 12 румбов, направляя «Суворов» к нашим броненосцам. Приказание это, сколько помню, передавали мичман Демчинский, прапорщик Курсель, ходившие в центральный пост к полковнику Филипповскому. Неприятельские снаряды в это время попадали в левый наш борт. Одним из таких снарядов разбросало штабель с углем между 75 мм. орудий, забросало и убило бывших здесь со мною и тяжело ранило капельмейстера. Почему-то кричали «ура!» и часть команды торопилась наверх.
Просил провести меня на срез к адмиралу и в этом помог мне один из чинов штаба, кажется, писарь Матисен; который тогда был час — не знаю. Войдя на срез, увидел в средней 6" башне адмирала, сидящего в забытьи. Сам остался на срезе, который оказался наветренным, и огня и дыма туда почти не попадало. Кроме меня туда на срез пришло человек пять нижних чинов штаба. Писаря Фин послал или он уже был в башне, не помню, но приказывал ему передавать, через переговорные трубы из башни, в центральный пост управление машинами для привода «Суворова» к своим броненосцам, стараясь все же оставить срез наветренным, чтобы от огня и дыма не скрылись бы совсем наши суда. Горели паровые и минные катера, местами горела шпаклевка борта и сам борт казался серым. С кормы, с правой стороны, очень недалеко видел три или четыре неприятельских миноносца. Пришел на срез лейтенант Кржижановский. Из под носа и кормы «Суворова» начали одно за другим выходить ваши суда — порядка не помню, но вид их не имел вида избитых судов. Когда прошли крейсера, то близко подошел миноносец; узнал в нем «Буйного» по командиру капитану 2 ранга Коломейцеву.
Лейтенант Кржижановский, сигнальщик Суверов и я начали руками семафорить со среза, чтобы миноносец подходил к борту и снял бы адмирала с штабом. Коломейцев, кажется, просил спустить шлюпку, но я крикнул ему: «Подходите к борту — шлюпок нет».
Несмотря на большое волнение, миноносец «Буйный» удивительно умело подошел к правому наветренному борту, против средней 6" башни, орудия которой оказались между мачтами миноносца. Сломанный правый выстрел «Суворова» свалился и бил палубу миноносца своим концом у боевой рубки. Волнением сильно било и раскачивало миноносец; правый борт «Суворова» был высок, так как крен был до 10° на левый борт, и это очень затрудняло передачу раненого адмирала, все же это удалось сделать, передав по спинам людей, ставших на полупортиках и выступы борта, в момент, когда волной подняло и качнуло миноносец в сторону «Суворова». Так с рук на руки перекинули адмирала, причем часть команды и офицеров «Суворова», видевшие это из портов 75 мм. орудий, закричали: «Ура! адмирал на миноносце». Затем принимали на миноносце на руки, прыгавших со среза «Суворова» флаг-капитана, полковника Филипповского, капитана 2 ранга Семенова, лейтенантов Леонтьева и Кржижановскаго, мичмана Демчинского, юнкера Максимова и 15 нижних чинов, бывших на срезе.
Как потом узнали, на «Буйном» были уже спасенные с «Ослябя» пять офицеров и 200 нижних чинов, что вместе с нами и судовой командой составляло 300 человек.
Когда «Буйный» отвалил от «Суворова», на последнем в это время не было ни мачт, ни труб, ни сигнальных рубок; горели верхняя и батарейная палубы, паровые и минные катера, электричество погасло, все было полно дымом, пожар увеличивался, в батарее слышны были взрывы патронов, мостики с 47 мм. орудиями разрушены, крен на левый борт до уровня полупортиков 75 мн. орудий. Когда отошли на «Буйном» от «Суворова», то увидели по носу справа транспорт «Камчатка» без хода, держащим на грот-мачте флаг Красного Креста. В это время неприятель, бывший слева, стрелял до «Суворову», «Камчатке» и «Буйному», составлявшим отдельную группу. Миноносец «Буйный», отойдя от «Суворова», пошел полным ходом к крейсерам.
Около 6 час. вечера адмирал, не имея возможности продолжать командовать, эскадрой из-за тяжелых ран, приказал сделать сигнал с миноносца «Буйный»: «Передаю командование адмиралу Небогатову». Сигнал этот держали долго и, когда его отрепетовали, подняли следующий сигнал: «Адмирал на миноносце», и, кроме того, всем судам, мимо которых проходил миноносец «Буйный», делали семафор: «Адмирал жив, находится на миноносце».
Миноносцу «Безупречный» по семафору было приказано пойти к броненосцу «Император Николай I» и передать на словах, что Командующий эскадрою передает командование адмиралу Небогатову и приказывает вести эскадру во Владивосток.
Миноносец «Безупречный» пошел по поручению, но возвращения его за темнотой не видели.
Миноносцу «Бедовый» было приказано по семафору идти к «Суворову» и снять с него остававшихся на нем чинов штаба.
7 час. вечера. Около 7 час. вечера «Буйный» шел с крейсерами, имея курс в NW четверти. Наши броненосцы находились вправо от «Буйного» кабельтовах в 20. Головным — «Бородино», затем — «Орел», «Николай» и остальные, кроме «Александра», «Суворова» и «Ослябя». На «Бородино» в корме — большой пожар; с мостика миноносца увидел около «Бородина» много белого дыма, после чего броненосец погрузился в воду. Миноносец в это время шел на зарю, т. е. имел курс близко к W.
Когда начало темнеть, наши броненосцы повернули влево и в строе, близком к фронту, стреляли.
«Буйный» шел с крейсерами, — справа: «Олег», «Аврора», «Мономах» и «Донской». Остальные крейсера — спереди, слева. Транспорты шли слева сзади, миноносцы между крейсерами; на двух держали флаг К. С наступлением темноты держались, как можно ближе к «Донскому» и имели курс S.
9 час. 30 мин. веч. Адмирал, очнувшись и узнав, что идем на S, приказал передать приказание на «Донской», чтобы он шел во Владивосток. В это время, пока затруднялись как передать это приказание, так как при открытии каких-либо огней, свои же суда начинали стрелять, принимая за неприятельские миноносцы (в 9 час. 30 мин. веч.), крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» большим ходом начали уходить на юг, а «Светлана», «Мономах» и «Донской» и видимые миноносцы повернули на север. Ночью «Донской», «Буйный» и еще два миноносца пошли в NO четверть, избегая прожекторов, бывших впереди.
Ночью на «Буйном» повредился теплый ящик, котлы пришлось питать соленой водой, ход уменьшился до 9 узлов — вследствие чего потеряли «Донского» и пошли одни.

Капитан 1 ранга Клапье-де-Колонг.

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Artemei  03.06.2010 01:12

Цитата (Дибуны)
Опять же "должна бы была бы". Если бы Вирениус с отрядом прошёл бы в Артур до начала войны, если бы Рожественский, будучи начальником ГМШ не тормозил бы его директивами, если бы не были торпедированы "Цесаревич" и "Ретвизан", если бы 28 июля можно было бы взять с собой "Баян", если бы (ещё пара десятков аргументов), то воевать было бы можно...

Если бы да кабы...

Если бы 28 июля 1-я ТОЭ дралась бы "до последнего корабля", то встречать Рожественского японцам было бы нечем.. Дело не в Вирениусе (кстати, тормозил его не Рожественский, а ломающиеся миноносцы) и "Баяне" (10 июня возможность взять его была, однако ж, что сделал Витгефт 10 июня?, а в неготовности руководящего состава к боям.

К сожалению, российский флот практически всю свою историю в лучшем случае демонстрировал готовность героически умереть за Родину.
Видел хорошую фразу на этот счет у Анисимова в "Варианте БИС" (хотя сама книжка, по моему мнению, не самая лучшая в этом жанре), приписанную Н.Г. Кузнецову. "..мне не нужно, чтобы эскадра погибла за Родину, мне нужно, чтобы ее противники погибли за свою родину."
Жаль, что история Анисимова - альтернативная..

Re: Довольно стандартный походный ордер.
Впередсмотрящий  03.06.2010 08:22

Цитата (Artemei)
Если бы 28 июля 1-я ТОЭ дралась бы "до последнего корабля", то встречать Рожественского японцам было бы нечем.
Ну а что поделать с превосходством в скорости...Прочность "заплатки" "Ретвизана" ограничивала скорость, плюс "Полтава" и "Севастополь", в любом случае Того может выбирать, когда начать бой, когда закончить, дистанцию, одним словом всё...
Цитата (Artemei)
Дело не в Вирениусе (кстати, тормозил его не Рожественский, а ломающиеся миноносцы) и "Баяне" (10 июня возможность взять его была, однако ж, что сделал Витгефт 10 июня?, а в неготовности руководящего состава к боям.
Ну миноносцы № 202, 203, конечно, ценность коллосальная :), я не знаю зачем Рожественский слал столько телеграмм с инструкциями "ни в коем случае не бросать"...
Руководство - согласен, но опять же, а кто их ставил, тут уж вопросы к наместнику и, страшно даже произнести :), к царю...

Не знаю, на самом деле, вероятно, следовало ещё до войны перевести эскадру во Владивосток видимо...

Страницы: <<1 2 3Все>>
Страница: 2 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.010 seconds ]