ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Акмолинская узкоколейка
Уткин Михаил  15.10.2005 11:57

Вчера в Астане случайно разговорился с одним местным парнишкой, сотрудником газеты "Казахстанская правда". Он интересуется историей своего города по полной, и рассказал мне, что его пожилые родственники помнят УЗКОКОЛЕЙКУ, шедшую по городу Акмолинску до тогдашнего здания управления местного отделения Карагандинской ж. д. (сейчас - здание с магазином "Азия-Хит" напротив "АТФ-Банка"). Линия, по его словам, проходила от ж. д. вокзала по теперешнему проспекту Победы до угла с улицей Кенесары (а х. з., как они у них раньше назывались - Кенесары, по-моему была К. Маркса)... Карта Астаны с современными названиями улиц есть в Инете.

Никто не в курсе, о чём идёт речь?

Уткин Михаил, алма-атинец в Астане, мои сайты в Сети:
"Пригородные поезда Казахстана";
"Фотоблюз "Огни Астаны";
"Особенности национальной командировки"

Re: Акмолинская узкоколейка
Пилецкий Павел  18.10.2005 10:41

Уткин Михаил писал(а):

> Вчера в Астане случайно разговорился с одним местным парнишкой,
> сотрудником газеты "Казахстанская правда". Он интересуется
> историей своего города по полной, и рассказал мне, что его
> пожилые родственники помнят УЗКОКОЛЕЙКУ, шедшую по городу
> Акмолинску до тогдашнего здания управления местного отделения
> Карагандинской ж. д. (сейчас - здание с магазином "Азия-Хит"
> напротив "АТФ-Банка"). Линия, по его словам, проходила от ж. д.
> вокзала по теперешнему проспекту Победы до угла с улицей
> Кенесары (а х. з., как они у них раньше назывались - Кенесары,
> по-моему была К. Маркса)... Карта Астаны с современными
> названиями улиц есть в Инете.
>
> Никто не в курсе, о чём идёт речь?

Надо выяснить хотя бы примерное время(до войны, после войны до целины, после начала освоеня целины) и назначение дороги(чисто пассажирская или также перевозила грузы).
В принципе существование неизвестной истории городской железной дороги в 20-30-40е годы вполне вероятно.
Теоретически возможно, что УЖД построили на волне освоения целины(узкоколеек в регионе было полно). Но это уже маловероятно, такая УЖД попала бы в историю.

Re: Акмолинская узкоколейка
Уткин Михаил  18.10.2005 15:50

Это оказалась не узкоколейка.

Акмолинская "Горветка" в один путь шириной колеи 1520 шла от нынешнего магазина "Арман" (жилмассив вдоль ж. д. севернее нынешнего вокзала Астаны) до здания управления отделения ж. д. прямо по нынешнему проспекту Победы. По ветке было пассажирское сообщение из маленького паровоза с одним-двумя вагонами.

По репарации после окончания Великой Отечественной войны в Акмолинск поступил комплект германского оборудования по электрификации ж. д. переменным током частотой 16,2/3 Гц, включавший в себя контактный провод, опоры, изоляторы и оборудование для нескольких тяговых подстанций.

Первой электрифицировали "Горветку" и планировали сделать такую же электрификацию от Акмолинска до Караганды. Возле вокзала было построено здание тяговой подстанции, в котором теперь находится астанинское ШЧ. Электрификацию на "Горветке" хоть и построили, но по каким-то чисто техническим причинам запустить в эксплуатацию так и не смогли. К началу освоения Целины, примерно в 1951 г., "Горветка" была разобрана.

ЦЭ сказало, что опоры КС из комплекта немецкой электрификации до сих пор можно встретить на территории астанинской станции в качестве опор линий 10 кВ.

В музее Целинной ж. д. в числе прочего существовал фотоальбом, посвящённый "Горветке". Передан вместе со всеми остальными экспонатами в музей КТЖ, расположенный в Алма-Ате.

А многоуважаемый господин Фальковс как-то интересовался, были ли в Целинограде трамваи... :)

Уткин Михаил, алма-атинец в Астане, мои сайты в Сети:
"Пригородные поезда Казахстана";
"Фотоблюз "Огни Астаны";
"Особенности национальной командировки"

Re: Акмолинская узкоколейка
Пилецкий Павел  18.10.2005 17:24

Уткин Михаил писал(а):

Спасибо за рассказ, очень интересня история!

> Акмолинская "Горветка" в один путь шириной колеи 1520 шла от
> нынешнего магазина "Арман" (жилмассив вдоль ж. д. севернее
> нынешнего вокзала Астаны) до здания управления отделения ж. д.
> прямо по нынешнему проспекту Победы. По ветке было пассажирское
> сообщение из маленького паровоза с одним-двумя вагонами.
Такие системы были в те годы в некоторых городах. Хотя про Акмолу кажется не упоминается даже в Трамвайном атласе. Из систем, построенных в советское время, в трамвайном атласе упоминается паровой трамвай в азербайджанской Гяндже(1923-1932, эаменён электрическим трамваем) и узбекском Самарканде(1942-1953, просто закрыт).

> По репарации после окончания Великой Отечественной войны в
> Акмолинск поступил комплект германского оборудования по
> электрификации ж. д. переменным током частотой 16,2/3 Гц,
> включавший в себя контактный провод, опоры, изоляторы и
> оборудование для нескольких тяговых подстанций.
Очень интересно. В СССР работало довольно много электропоездов из Германии, у Ракова про них рассказывается. Но они все были постоянного тока. Про то, что в СССР хотели открыть линию переменного тока частоты пониженной частоты 16,2/3 Гц, вообще раньше нигде не читал. Так что это очень ценная информация.

> Первой электрифицировали "Горветку" и планировали сделать такую
> же электрификацию от Акмолинска до Караганды. Возле вокзала
> было построено здание тяговой подстанции, в котором теперь
> находится астанинское ШЧ. Электрификацию на "Горветке" хоть и
> построили, но по каким-то чисто техническим причинам запустить
> в эксплуатацию так и не смогли. К началу освоения Целины,
> примерно в 1951 г., "Горветка" была разобрана.
Возможно просто не дождались нужных электропоездов из Германии. А разобрали линию вероятно потому, что городу наконец удалось получить много автобусов.

> В музее Целинной ж. д. в числе прочего существовал фотоальбом,
> посвящённый "Горветке". Передан вместе со всеми остальными
> экспонатами в музей КТЖ, расположенный в Алма-Ате.
Вот это тоже очень интересный момент. НКПС/МПС не любило подобных линий(коротких, чисто городских, чисто пассажирских). О таких линиях мало что известно. Но я думаю, что большинство из них было заводскими. А тут была линия НКПС, которое даже хотело электрифицировать её.

Кстати сказать, если Вы вдруг будете в музее КТЖ, посмотрите пожалуйста на стенд по целинным узкоколейкам. О факте их существования известно всем, но белых пятен в их истории очень много. Вдруг в музее есть что интересное про них. Меня лично особо интересует первоначальный план создания узкоколек. Планировалась ли перваоначально единая узкоколейная система, или узкоколейки с самого начала строились как отдельные системы. Просто у меня есть некоторые соображения в пользу того, что планы создания большой системы были. Хотелось бы эту мысль подтвердить или опровергнуть.

Сообщение изменено (19-10-05 09:11)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]