ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Ташкент (метро)
Vlad  26.10.2004 14:21

Приветствую!

В октябре делегация рассылки посетила независимые государства Средней Азии.
Огромное спасибо за Дмитрию Климову за гостеприимство и увлекательнейшие расскзы и экскурсии по Ташкенту!

Рассказ о метрополитене и общественном Ташкента и городов Узбекистана и Таджикистана.

Начнем, конечно же с Ташкента.
Ташкентский метрополитен начал строиться в 70-х годах. У истоков строительства стоял тоннельный отряд №2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и строительство деривационного тоннеля в Андижане.
Проектирование осуществлял недавно созданный Ташкентский филиал Метрогипротранс-а (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций, организовано производсво чугунных тюбингов.

Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года.
Метрополитен целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой).
С самого начала сооружения метрополитена строились с учетом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9-ти баллов по шкале Рихтера). Конечно столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка.

По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лессовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).

При работе механизированных щитов, из-за вибрации механизмов, происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объема). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по подъему щитов до проектной отметки. В связи с этим явлением, скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей тоннелей построена немеханизированными щитами.
Это явление описывается неоднократно разными авторами, но есь подозрение, а может просто механизированные щиты были убиты местными "умельцами" и их не смогли нормально восстановить?

Так же много сложностей доставила способность грунтов сильно изменять объем при обводненении. С гидроизоляцией в Ташкенте действительно не очень хорошо, многие станции текут довольно значительно (хотя и не сравнить с "Гагаринской" в Самаре).

На строительство наложил свой отпечаток и национальный менталитет руководства. Во времена Рашидова (кстати, как раз "пробившего" метро для Ташкента) в предпусковые авральные периоды на строительстве были задействованы тысячи школьников, студентов, горожан на субботниках и.т.д...

Станции первой (Чиланзарской) линии представляют собой стандартные "сороконожки" и харьковские односводы, конструкция которых усилена для противостояния смещениям грунта. Несколько полностью монолитных станций (аналог Чертановской, - "Мустакиллик Майданы").

На второй (Узбекистанской) линии появляются уже новые конструкции станций - "сороконожка" из укрупненных элементов, (ташкентская?), перекрытие всех трех нефов выполнено из укрупненных сборных конструкций, образующих подъемистый свод. Изнутри по пропорциям очень напоминает ленинградскую-колонную (глубокую :)
Шаг колонн - 6 метров.

На некоторых станциях свод в боковых нефах заменен на "полусвод". Такая конструкция описана в учебнике "Фролова и др".
Станция "Айбек" фото Питера Донна

На третьей (Юнусабадской) линии, целиком построенной уже после обретения Узбекистаном независимости, встречается промежуточный вариант подобной станции - в центральном нефе свод, в боковых - типовое сборное перекрытие (станция Абдулла Кодыри - фото Сергея Кривова) - немного напоминает "Пушкинскую" в Минске.

На всех линиях составы - четырехвагонные. На Узбекистанской линии испоьлзуются 5 составов 81-718/719, полученные из Харькова
Вот номера:
направление
Беруни ----------------Чкалов

0001 - 0102 - 0103 - 0002
0003 - 0104 - 0105 - 0004
0006 - 0108 - 0107 - 0007
0008 - 0101 - 0106 - 0005
0009 - 0109 - 0110 - 0010

Состав 81-717/719 на станции Чкалов Фото Сергея Кривова

На остальных линиях вагоны 81-714/717, 81-714.5/717.5, как мытищенские так и егоровские.
интервалы на Чиланзарской и Узбекистанской линиях 6 мин в пик, 10 мин вне пик, 12 вечером, на Юнусабадской - 10 мин в пик, 12 вне пик.

Отдельно хочется сказать о станции "Алишер Навои". Станция по архитектуре и внутренней отделки, ИМХО, является памятником если не мирового, то "СНГ-ового" :) значения. Конструкция - монолитная сороконожка, но оформлена в стиле средневековых среднеазиатских дворцов и мечетей. Богато декорирована по мотивам восточных орнаментов, причем орнамент во всех осмотренных куполах - разный (ИМХО, вполне возможно, что разный во всех куполах станции, хотя _все_ купола мы внимательно не изучали).
Фотографии не дают правильного представления о красоте архитектуры и богатстве отделки.
0473.JPG
0474.JPG -- Фото Сергея Кривова
navoji2.jpg -- фото Питера Донна

К сожалению, в Ташкентском метро принято экономить на освещении. На многих станциях горит только треть от положенного, а в некоторых местах (например, коридоры переходов), включено только аварийное освещение.

При этом на тяге не экономят, скорости и ускорения при разгоне сравнимы с Московскими (в отличие от большинства метрополитенов других городов в СНГ).
Удивило качество укладки и содержания пути. Вагон едет "как по рельсам" :)

В ТЧ-2 (депо Чкалов) расположен музей метрополитена. Экспозиция стандартна для музеев типа "для начальства". Большая часть посвещена посещению метрополитена как во время строительства так и действующего различными руководителями, партийными и "независимыми", передовикам производства и.т.д...

Подарок Ташкентскому метрополитену от Москвы :))

Зато удалось посетить расположенный на территории ТЧ местный ЗРЭПС. Завод создавался в расчете на ремонт и обслуживание подвижного состава метрополитенов не только Ташкента, но и Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Омска, Челябинска, Алма-Аты. Сейчас завод выполняет текущий и плановый ремонт вагонов только для Ташкента. Производственные площади не загружены. На территории завода - удивительная для Средней Азии чистота и порядок. Однако завод не простаивает. Он входит в систему метрополитена, что позволило обновлять станочный парк, постепенно наращивать ремонт и восстановление комплектующих, которые раньше приходилось покупать в РФ.

Подстанция метрополитена рядом со станцией Чкалов и ТЧ2

Фотографирование в метрополитене запрещено правилами. Попытка получить разрешение в Управлении метрополитена успехом не увенчалась. Было написано официальное заявление на имя начальника метрополитена с упоминанием ВОЛЖД, списком интересующих станций и желательного дня и времени съемки. Заяление было рассмотрено, нас два дня мурыжили, а в конце ответили, что человек, который может дать разрешение сейчас болен. Этакий "отказ по-восточному". При этом все очень вежливо и предельно корректно, даже охрана на входе в здание Управления охотно давала телефоны руководства.

Пришлось правила нарушать :)).

Сейчас "строится" (надеюсь, не надо объяснять, почему в кавычках?) продление Юнусабадской линии на север в крупный жилой массив.
Здесь отдельно нужно сказать о том, что такое Ташкент. Города, как такового нет. Ташкент - это огромный по площади двухмиллионный частный сектор. Лишь изредка встречаются дома в 5 и более этажей. Нет так же четко выраженного центра. Места приложения труда и жилые кварталы равномерно распределены по площади города. Посему нет выраженных пиковых пассажиропотоков. По хорошему (и это говорит любитель метро :) городу вполне хватит и нормальной сбалансированной трамвайной сети.
И самое главное, что такая сеть есть! И успешно функционирует!

Но раз уж метро строить начали, то бросать уже не стоит. Тем более, что в отличие от большинства других гродов, сеть уже вполне сформировавшаяся и логичная. Вспомним, что больше 3-х линий у нас только в Москве и Питере (причем в Питере - 4), а три еще только в Киеве и Харькове.
Так вот именно Юнусабадский район выглядит именно как крупный жилой район, завтроенный многоэтажными домами, так что третья линия, когда дотянется туда, будет востребована пассажирами, которые сейчас предпочитают прямой беспересадочный наземный транспорт. (что такое автомобильные пробки жителям Ташкента пока не знакомо :)

Итак - эксклюзивные фоторафии строительства прдления Юнусабадской линии:

Строительство станции "Файзулла Ходжаев"
pic_0104.jpg

Строительство станции "Юнусабад"
pic_0105.jpg
pic_0107.jpg
pic_0108.jpg
pic_0109.jpg

Строительство депо Туркестан
pic_0110.jpg
pic_0112.jpg

Станция "Туркестан" будет, по видимому, расположена на поверхности, в депо или рядом с ним.
В отдаленном будущем, Юнусабадская линия будет продлена на юг к южному вокзалу, но на этом участке никакие работы не ведутся.
Недавно появился еще один проект на этот раз "легкого метро" (куда же без него :), которое должно соединить новый район Сергили на юге города со станцийе "Собир Рахимов" первой (Чиланзарской) линии.
Линию собираются строить на китайский кредит, соответственно по китайским технологиям и с китайским ПС. К сожалению, мы проигрываем уже и рынок стран СНГ.
Идея, ИМХО бредовая изначально. Если в Сергели так уж нужно метро (в самом районе не были), гораздо разумнее туда протянуть первую линию или дотянуть туда третью от Южного вокзала. Но, похоже, в Ташкенте все должно быь как у больших :) - зоопарк систем ЛМ и.т.д... Хорошо хоть монорельсу не строят :)

Из интересных замеченных особенностей - постоянное ограничение скорости по первому пути сразу по отправлению с конечной станции "Минг Урик" Юнусабадской линии. Тоннель в этом месте из чугунных тюбингов (на остальном перегоне, как и на большинстве тоннелей на всей сети - железобетонные блоки). По словам сотрудника музея - из-за сложной гидрогеологии начались просадки тоннеля. Аварийный учаток длинной метров 200. - Свой "Размыв". По второму пути ограничения нет.

Владимир Свириденков
http://metro.molot.ru/

Re: Ташкент (метро)
кремень  26.10.2004 23:54

Отличный рассказ! Большое спасибо.

Вот я так и не понял, насколько загружено это самое метро?
И вообще, хоть сейчасничего особо не строится, каковы перспективы? Деньги выделяются?

Почти ничего за 10 лет не изменилось...
Виталий Шамаров  27.10.2004 09:04

Почти ничего за 10 лет не изменилось... Как были красивые станции в сумраке, так и остались.

Re: Ташкент (метро)
Vlad  27.10.2004 11:09

Приветствую!

> Отличный рассказ! Большое спасибо.
>
> Вот я так и не понял, насколько загружено это самое метро?

На Чиланзарской и Узбекистанской линиях заполняемость вагонов, конечно, не как в Москве в час пик, но более чем приличная.
Т.е. 1 сидит + 3 стоит - обычное явление не только в час пик.

Ну Юнусабадской - всегда есть сидячие места, так и останется, пока линию не дотянут до Юнусабада
Пока же жителям этого жилого массива удобнее добираться практически в любую часть города напрямую на автобусе, чем на автобусе + пересадка на метро. Тем более, что автобусы- комфортабельные "мерседесы", и пробок на улицах пока не бывает.

> И вообще, хоть сейчасничего особо не строится, каковы
> перспективы? Деньги выделяются?

Говорят, что сейчас выделены деньги на окончание строительства северного участка Юнусабадской линии и депо Туркестан. Так же ходят упорные слухи о Китайском финансировании ЛМ в Сергели.

Владимир Свириденков
http://metro.molot.ru/

Re: Почти ничего за 10 лет не изменилось...
Vlad  27.10.2004 11:22

Приветствую!

> Почти ничего за 10 лет не изменилось... Как были красивые
> станции в сумраке, так и остались.

Ну здрасьте..
А шесть станций Юнусабадской линии - это вам "ничего"?
В Самаре, Новосибирске, Е-Бурге и НН по одной станции и то с трудом открыли.

В Тбилиси - только "Важа Пшавела", большей частью построенная еще при Союзе, в Баку - "Ази Асланов".. Про Ереван - вообще молчу...

Больше, чем в Ташкенте, за 10 лет было открыто только в Москве и Киеве. Ни Питер, ни Минск, (из гродов, где реально что-то строится) пока Ташкент не догнали. Можно Харьков упомянуть, но там все-таки большая часть Алексеевской линии была начата опять же при Союзе.

Владимир Свириденков
http://metro.molot.ru

Я про облик станций!
Виталий Шамаров  27.10.2004 14:00

Vlad писал(а):

> Приветствую!
>
> > Почти ничего за 10 лет не изменилось... Как были красивые
> > станции в сумраке, так и остались.
>
> Ну здрасьте..
> А шесть станций Юнусабадской линии - это вам "ничего"?
> В Самаре, Новосибирске, Е-Бурге и НН по одной станции и то с
> трудом открыли.

Я про облик станций! И никоим образом про развитие линий. Так что неверно реплику поняли!

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]