Объём грузоперевозок в Эстонии по железной дороге в советское время
Пилецкий П. В.
13.04.2009 09:59
Я недавно по случаю купил известную книгу 1970 года, посвященую 100-летию железных дорог Эстонии. И в этой книге была статистика по грузоперевозкам. Рекордным был план на 1970 год, равный 4370 миллионов тонно-километров.
И для сравнения интересно сравнить нынешние данные из годовых отчётов EVR. За 2007 год EVR объявила 8121 милиона тонно-километров. ++++++++++++ Объём грузопервозок по железным дорогам, миллинов тонно-километров. 1945 469 1950 1105 1955 2130 1960 2736 1965 3871 1970 4370(план) 2005 10259 2006 10267 2007 8121 ++++++++++++ Интересно сравнить отношение к объёмам грузоперевозок раньше и сейчас. В 1970 году объёмом 4370 миллионов тонн страшно гордились. Сто лет Ленину, сто лет железной дороге и вообще лановая цифра 4370 миллионов тонно-километров на последней странице юбилейной книги символизировала счастливое плановое будующее эстонской железной дороги. В 2007 фактические перевозки составили 8121 миллионов тонно-километров, то есть фактически в два раз больше чем в 1970 году. Но зато как отличаются комментарии. Сейчас всё плохо, грузоперевозки уже очень упали, а скоро упадут ещё больше. То есть наблюдается интересный психологический парадокс. Фактический росто грузопервозок в два раза воспринимается как очень большое падение. Всё таки псхология это загадочная вещь. Re: Объём грузоперевозок
Vadims Falkovs
13.04.2009 14:39
Пилецкий П. В. писал(а):
------------------------------------------------------- > 1970 4370(план) > > 2005 10259 > 2006 10267 > 2007 8121 > ++++++++++++ > > Интересно сравнить отношение к объёмам > грузоперевозок раньше и сейчас. В 1970 году > объёмом 4370 миллионов тонн страшно гордились. > парадокс. Фактический росто грузопервозок в два > раза воспринимается как очень большое падение. Всё > таки псхология это загадочная вещь. Ещё узнать тоже самое в 1988 году. По цифрам видно, что падение за год составило 21%. А смотреть по 1970-му, либо по 1913-му, это конечно интересно, но как-то, знаете, уши проглядывают. Пик должен был придтись в таком случае на 1988-89 годы. Вполне возможно, что 2006 год и обскакал перевезенное в 1988 году. Но в 2006 он был больше, чем в 2007. Значит - падение. Re: Объём грузоперевозок
Пилецкий П. В.
13.04.2009 15:25
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > Пилецкий П. В. писал(а): > -------------------------------------------------- > ----- > > > 1970 4370(план) > > > > 2005 10259 > > 2006 10267 > > 2007 8121 > > ++++++++++++ > > > > Интересно сравнить отношение к объёмам > > грузоперевозок раньше и сейчас. В 1970 году > > объёмом 4370 миллионов тонн страшно гордились. > > парадокс. Фактический росто грузопервозок в два > > раза воспринимается как очень большое падение. > Всё > > таки псхология это загадочная вещь. > > Ещё узнать тоже самое в 1988 году. Конечно интересно. Но я думаю что цифры за 1980 и 1988 год будут примерно одинаковые. Почти наверняка увеличение грузовой работы на эстонских железных дорогах было достигнуто просто за счёт строительства Новоталлинского порта, который по прихоти Госплана должен был стать один из основных внешнторговых портов СССР. А этот порт был построен уже к началу 80х. > А смотреть по 1970-му, либо по 1913-му, это конечно > интересно, но как-то, знаете, уши проглядывают. Зато чётко видно причины высокого грузового потока. Много грузов через Эстонию в 80е годы возили вовсе не потому что Эстония обменивалась грузопотоками с остальными частями СССР и не потому что в Эстонии было развито народное хозяйство. Причина была вполне конкретной, кто-то решил построить один из основных внешнеторговых портов СССР именно в Таллине. С историчской точки зрения это решение я думаю было достаточно случайным. В Лиепае(которая во времена Российской Империи считалась пожалуй более важным портом чем Таллинн) например в 1968 порт вообще закрыли для коммерческих операций. Внешнеторговый трафик СССР вообще удобно отсекать по временным границам. СССР далеко не всегда вёл активную внешнюю торговлю. В эти игрушки начали играть пожалуй только со времён Хрущёва, который посеял хлеб на Целине а собрал в Канаде. А после этого в 60е годы у СССР появилась куча дешёвой нефти и стало возможным покупать хлеб за счёт продажи нефти. Ну а после этого процесс пошёл, СССР стал активно включаться в мировую торговлю и СССР стали нужны гиганты типа Новоталлинского порта. Соответственно пошёл большой трафик и у морского транспорта и у железных дорог. > Пик должен был придтись в таком случае на 1988-89 > годы. Вполне возможно, что 2006 год и обскакал > перевезенное в 1988 году. Но в 2006 он был больше, > чем в 2007. Значит - падение. В этом и есть загадка психологии. Все понимают что по множеству причин грузопоток в любом случае не смог бы расти вечно и когда-нибудь обязательно наступил бы период спада. Поэтому переживать о периоде падения после периода роста достаточно глупо, не было бы роста не было бы и падения. Re: Объём грузоперевозок
Vadims Falkovs
13.04.2009 15:52
Пилецкий П. В. писал(а):
------------------------------------------------------- > Причина была вполне конкретной, кто-то > решил построить один из основных внешнеторговых > портов СССР именно в Таллине. С историчской точки > зрения это решение я думаю было достаточно > случайным. Возможно. Хотя у Госплана случайности были весьма четко прогнозируемые. Во-первых, города делились на "классы и степени" и каждый местных руководитель хотел себя (то есть город) приподнять в этой иерархии. Второе - путей выхода к Балтийскому морю не так чтобы уж очень много. Пригодных для крупнотоннажного судоходства - и того меньше. Третье, не только "великие стройки", но и любые другие требовали привлечения новых рабочих рук. В случае Новоталлинского порта - это Псковская, Новгородская, Лениградская области, возможно - Белоруссия. И в конце 1970-х там никого дважды не приходилось уговаривать. Плановость советского ведения хозяйства с перспективой на 5 лет и наметками на следующие 10 не сильно способствовала непредсказуемым случайностям ведения хозяйства. В этих планах могло не быть основательности, но уж точно - не безосновательности. > В Лиепае(которая во времена Российской > Империи считалась пожалуй более важным портом чем > Таллинн) например в 1968 порт вообще закрыли для > коммерческих операций. Да, там оказалась военно-морская база. > > Пик должен был придтись в таком случае на > 1988-89 > > годы. Вполне возможно, что 2006 год и обскакал > > перевезенное в 1988 году. Но в 2006 он был > больше, > > чем в 2007. Значит - падение. > В этом и есть загадка психологии. Все понимают что > по множеству причин грузопоток в любом случае не > смог бы расти вечно и когда-нибудь обязательно > наступил бы период спада. Поэтому переживать о > периоде падения после периода роста достаточно > глупо, не было бы роста не было бы и падения. Всё это красиво. В советское время Вы молодой инженер могли получать порядка 180 рублей, грубо говоря порядка 250 долларов по курсу госбанка. За 20 лет Выша зарплата выросла, с учетом деноминаций и пр., допустим до 20000 рублей к 2008 году (порядка 650 долларов по курсу госбанка), в 2009 Вам в период кризиса ее сократили, допустим, на 20% до 16000 рублей, то есть до 530 долларов. Вы кричите - это снижение! А Вам говорят: "Что Вы, в сравнение в Вашей зарплатой советского инженера в рублях это повышение - 8888%, а в долларах - на 280 долларов - на 112%. Так что мы Вам все только повысили! Просто у Вас психология такая гнилая, что радоваться повышению не научились! Идите и работайте, а не хотите - не работайте!" Кстати, о психологии Доктор: "Больной, Вы всё ещё страдаете от энуреза?" Пациент: "Что Вы, доктор, я - им ГОРЖУСЬ!" Re: Объём грузоперевозок
Пилецкий П. В.
13.04.2009 16:40
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > в этой иерархии. Второе - путей выхода к > Балтийскому морю не так чтобы уж очень много. > Пригодных для крупнотоннажного судоходства - и > того меньше. Новоталлинский порт конечно неплохой вариант, но далеко не идеальный. В отличие от Лиепаи Новоталлиннский порт требовал активной ледокольной проводки, что сразу давало кучу спецефических проблем. А в отличие от океанских портов Таллинн был только морским портом, а у сверхкрупных океанских судов проблемы уже с самим поданием в Балтийское море. > Третье, не только "великие стройки", > но и любые другие требовали привлечения новых > рабочих рук. В случае Новоталлинского порта - это > Псковская, Новгородская, Лениградская области, > возможно - Белоруссия. И в конце 1970-х там никого > дважды не приходилось уговаривать. С этой точки зрения было логичнее строить порт в Усть-Луге, где его сейчас и строят, а вовсе не в Таллинне. > Да, там оказалась военно-морская база. А могло бы оказаться строго наоборот. Лиепая бы могла стать главным внешнеторговым портом СССР. А на месте Новоталлинского порта могла бы оказаться новейшая сверхсекретная база военно-морского флота. > Всё это красиво. В советское время Вы молодой > инженер могли получать порядка 180 рублей, грубо > говоря порядка 250 долларов по курсу госбанка. За > 20 лет Выша зарплата выросла, с учетом деноминаций > и пр., допустим до 20000 рублей к 2008 году > (порядка 650 долларов по курсу госбанка), в 2009 > Вам в период кризиса ее сократили, допустим, на > 20% до 16000 рублей, то есть до 530 долларов. Вы > кричите - это снижение! А Вам говорят: "Что Вы, в > сравнение в Вашей зарплатой советского инженера в > рублях это повышение - 8888%, а в долларах - на > 280 долларов - на 112%. Так что мы Вам все только > повысили! Просто у Вас психология такая гнилая, > что радоваться повышению не научились! Идите и > работайте, а не хотите - не работайте!" В России за полный рабочий день минимальная заработная плата до уплаты налогов 2300 рублей, после уплаты налогов 2001 рубль. Это меньше чем пособие по безработице или пенсия по старости. Но зато человеку с зарплатой 2001 рубль не приходиться переживать о том что ему уменьшат зарплату, да и от увольнения такой работник почти ничего не потеряет. А что касается ростов и падений грузоперевозок по железной дороге, то в истории Эстонии есть наглядный пример для сравнения, времена первой республики. Тогда у Эстонии не было Новоталлинского порта, да и тогдашний СССР вообще мало торговал с внешним миром. Грузопоток по EVR тогдашних времён был даже не маленький, а просто мизерный. Зато и падать этому грузопотоку было уже некуда. А сейчас всё строго наоборот. Грузооборот вырос в десятки раз, но обеспечивает его просто мировая торговля сырьевыми ресурсами. А одной стороны это конечно выгодный бизнес, но с другой стороны малопередсказуемый и сильно конкурентный. То есть огромные изменения по грузооброту сейчас это совершенно закономерная вещь. Новоталлинский прот специально для того и построили чтобы играть в эти игры, а всегда только выигрывать невозможно. Поэтому меня тут и интересует психология. Никто не жалеет о временах первой республики, когда не было Новоталлинского порта и просто не могло быть современных скочков объёма грузоперозок(соврменные годовые скачки я думаю больше тогдашних годовых объёмов). Зато все жалеют о тех временах когда непредсказумаю мировая серьевая торговля давала хорошие доходы. Re: Объём грузоперевозок
Vadims Falkovs
13.04.2009 17:01
Пилецкий П. В. писал(а):
------------------------------------------------------- > > А могло бы оказаться строго наоборот. Лиепая бы > могла стать главным внешнеторговым портом СССР. А > на месте Новоталлинского порта могла бы оказаться > новейшая сверхсекретная база военно-морского > флота. Либер Пауль! Посмотрите, пожалуйста, на карту! Сверхсекретная база в 80 километрах по прямой от Гельсингфорса, это конечно - заманчиво, но чертовски недальновидно. Или Вы думаете, что Поркала-Удд прямо напротив Таллина в своё время была просто так советской базой? :) Re: Объём грузоперевозок в Эстонии по железной дороге в советское время
юрий ступин
13.04.2009 17:13
Пилецкий П. В. писал(а):
------------------------------------------------------- > Интересно сравнить отношение к объёмам > грузоперевозок раньше и сейчас. В 1970 году > объёмом 4370 миллионов тонн страшно гордились. Сто > лет Ленину, сто лет железной дороге и вообще > лановая цифра 4370 миллионов тонно-километров на > последней странице юбилейной книги символизировала > счастливое плановое будующее эстонской железной > дороги. Только не объём перевозок (выражаемый в тоннах, а не тоннл-километрах), а грузооборот. 1980 - 5919 1985 - 6446 1990 - 6977 1991 - 6545 1992 - 3646 1993 - 4152 1994 - 3612 1995 - 3846 1996 - 4198 1997 - 5102 1998 - 6079 1999 - 7295 2000 - 8102 2001 - 8557 2002 - 9697 2003 - 9670 2004 - 10488 2005 - 10639 2006 - 10418 2007 - 8430 2008 - 5943 Данные по 2007 отличаются от данных ЭЖД, т.к. Statistikaamet даёт показатели в т.ч. и по транспорту, не входящему в структуру ЭЖД. Постсоветский период для ERT стал и впрямь рекордным по грузообороту, что обуславливалось резким ростом нефтяного транзита в период независимости, особенно в 2000-е. Ещё в 1995 нефтяные грузы составляли лишь 12% объёма перевозок (не грузооборота), в 2008 - св. 50% (до конца 90-х грузом №1 на ЭЖД были сланцы). Сейчас наблюдается спад, обусловленный как последствиями "бронзовых событий", так и (в меньшей степени) кризисом. Но пока по грузообороту имеет место лишь возврат к уровню первой половины 80-х. Что характерно, спад именно объёма перевозок пока не столь значителен - 52,8 млн. т в 2008 г. против 68,5 млн. в 2007 г., 30,2 млн. т в 1990 г., 27,1 млн. в 1980 г. В чём причина столь разной глубины спада двух тесно взаимосвязанных показателей - честно говоря, не понимаю. Возможно, в очередной раз методику учёта поменяли. Re: Объём грузоперевозок в Эстонии по железной дороге в советское время
Алексей Колин
15.04.2009 02:45
юрий ступин писал(а):
> Что > характерно, спад именно объёма перевозок пока не > столь значителен - 52,8 млн. т в 2008 г. против > 68,5 млн. в 2007 г., 30,2 млн. т в 1990 г., 27,1 > млн. в 1980 г. В чём причина столь разной глубины > спада двух тесно взаимосвязанных показателей - > честно говоря, не понимаю. Стало быть, сократилась средняя дальность перевозк по ЭЖД. Может грузы маршруты поменяли, то есть на направлении Таллин - Печоры падение снижение большее, чем Таллин - Нарва ? Re: Объём грузоперевозок в Эстонии по железной дороге в советское время
юрий ступин
15.04.2009 08:55
Алексей Колин писал(а):
------------------------------------------------------- > Стало быть, сократилась средняя дальность перевозк > по ЭЖД. Может грузы маршруты поменяли, то есть на > направлении Таллин - Печоры падение снижение > большее, чем Таллин - Нарва ? Вот и непонятно, с чего бы такая метаморфоза. Чтобы с 1990-го вдвое средняя дальность снизилась - это уж очень глубкий сдвиг должен был произойти... Re: Объём грузоперевозок в Эстонии по железной дороге в советское время
Donis_Riga
02.06.2009 13:19
Пилецкий П. В. писал(а):
------------------------------------------------------- миллинов > тонно-километров. > 1945 469 > 1950 1105 > 1955 2130 > 1960 2736 > 1965 3871 > 1970 4370(план) > > 2005 10259 > 2006 10267 > 2007 8121 > ++++++++++++ Попались данные по грузообороту на территориях, покрывавшихся в своё время сетью Прибалтийской ж.д. (из книги "Магистраль дружбы". К столетию железнодорожной сети Прибалтики / Под ред. Н.И. Краснобаева - Рига: Лиесма, 1974. - 120 с.) - добавлю их сюда для полноты сравнения (в млн. ткм): Эстония 1939 497 1945 469 1958 2441 1962 3336 1965 4005 1970 5049 1973 5450(план) Латвия 1939 483 1945 1266 1958 5365 1962 9696 1965 13681 1970 15523 1973 16720(план) Литва 1939 548 1945 1343 1958 5660 1962 8777 1965 10919 1970 13566 1973 15300(план) Калининградская обл. 1939 - 1945 - 1958 - 1962 1393 1965 1617 1970 1939 1973 2000(план) Интересно, что данные по Эстонии из, насколько я понимаю, более старого источника отстают от данных из вышеназванной юбилейной книги (по 1965 и 1970 гг.) - приписки? Re: Объём грузоперевозок в Эстонии по железной дороге в советское время
donnickova
28.10.2009 12:00
скорее всего действительно более поздняя редакция...
будем надеяться, что объемы взрастут, РЖД активно ведет переговоры с потенциальными клиентами по транспортным услугам и ответственному хранению.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]