ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Внутренние водные пути
Пилецкий П.В.  05.09.2008 16:29

Схемы железнодорожных путей общего публиковались и раньше и сейчас достаточно части. А вот схемы внутренних водных путей общего пользования издаются на порядок реже. Насколько я знаю в России например за последние десять лет такая схема издавалась только раз. Поэтому хотелось бы уточнить различную информацию касательно внутренних водных путей общего пользования.

Вот для примера пути региона на российской схеме недавнего издания.
http://s46.radikal.ru/i113/0809/f6/069d7235f9e7.jpg
Водные пути региона тут указаны просто по позднесоветским данным, причём я думаю что по неполным.

Интересных тем для обсуждения достаточно много. Например проблема строительства несудоходных ГЭС. Хорошо известно что Неман и Западная Двина ещё со времён раннего средневековья были важными водными путями, транспортное судоходство непрерывалось до начала 20 века. Тем не менее и в Латвии и в Литве на этих реках были построены несудоходные ГЭС. Оба случая по своему интересны.

В Литве ГЭС только одна и построена в советское время. Но при этом Неман к моменту строительства первой ГЭС имел транспртное значение гораздо больше Западной Двины и глухая плотина на Немане выглядит весьма странным проектом.

Латвия интересна двумя фазами строительства ГЭС. Сначала во времена первой республики построили несудоходную ГЭС в Кегумсе. Но в советское время проблема повторилась. Были построены две новых ГЭС и был построен второй энергоблок в Кегумсе. Но при этом все три проекта советского времени также были несудоходными ГЭС. При этом на новом энергоблоке в Кегумсе всё таки построили рыбоход, хотя обе ГЭС выше и ниже Кегумса рыбоходов как я понял не имеют.

Интересно также учтонить список внутренних водных путей общего пользования, информация из российской схемы явно неполная.

По Литве всё примерно ясно, есть хороший сайт http://www.liwa.lt/, на сайте есть официальный список судоходных путей.
http://www.liwa.lt/index.jsp?m=306
http://www.liwa.lt/index.jsp?m=401
В принципе список ясный, но было бы хорошо если бы знающий человек перевёл список с литовского, возможно в списке есть интересные формулировки. Так есть вопросы по местонахождению некоторых мелких объектов.
В целом как я понял Неман судоходен везде в пределах республики, Нярис судоходен немного выше Вильнюса(172 км), Невежис судоходен до Кедайняя(57км). Интересно уточнить места начала судоходства. Также много судоходных путей в дельте Немана и в Куршском заливе. Кроме этого есть судоходство на озере Тракай.
Из действующих судуходных каналов есть канал Неман-Клайпеда, из старинных есть канал Неман-Вента.

По Латвии судоходство по Западной Двине везде в пределах республики(разорванной 3 ГЭС на 4 изолированных бассейна). Кроме в состав водных путей входит Лиелупе, до Елгавы или до истока. Но с официальной информацией по Латвии хуже всего, такое впечатление что сейчас внутренними водными путями вообще никто не занимается. Гауя как я понял никогда официально не считалось судоходной, хотя до конца первой республики Гаую считалась сплавной. А вот по Венте была судоходной до Пилтене и в советское время. Исторически было судоходство на озере Лубана. А вот река Айвиексте судоходной как я понял никогда не была, хотя возможно была сплавной.
Есть недействующий канал Гауя-Двина, но этот канал вероятно всегда был сплавным, а не судоходным.

В Эстонии судоходным является Чудское озеро, пограничная река Нарва и река от Тарту до озера. Насчёт условий судоходства по Нарве я не совсем понял, но как я понял глухих плотин там нет. Официального списка водных путей я пока не нашёл, хотя почти наверняка такой список есть(водными путями в Эстонии государство занимается).
По Эстонии есть очень интересная тема, южноэстонский канал, водный путь от Тарту до Рижского залива. Как я понял этот путь был в средние века, но в новое время им уже не пользовались. Хотя проекты возрождения этого водного пути были и раньше и сейчас.

Есть у проблемы и юридический аспект. Россия заключила с Литвой и с Эстонией договора относительно судоходства на пограничных реках, на Немане и Нарве. А вот заключили ли Белоруссия и Латвия договор по судоходству на Западной Двине, я так и не понял.

По Латвии интересна организационная форма существования судоходства в Латвии в советское время. Типовой советской формой было речное пароходство, и на Западной Двине в Латвии в 1940 такое пароходство действительно создали. Но в Латвии Двина была поделена на 4 изолированных бассейна и был изолированный участок на Венте. И насколько я понял единого речного пароходства в позднесоветские времена уже не было.

В общем интересных тем много. Так что если кому эта проблематика интересна, то можно пообщаться.

Re: Внутренние водные пути
Tretjakov Roman  05.09.2008 22:04

По Эстонии: река Пярну судоходна, но лишь на нескольких километрах в нижнем течении.

Re: Внутренние водные пути
Антоха  22.10.2009 14:02

А есть ли возможность прохождения по Неману из Беларуси в Литву?
На участке,где Неман проходит между Литвой и Калининградской областью, как расходятся между собой суда,выполняющие внутренние рейсы по Литве и суда внутренних рейсов по области?
Существовали ли в советские времена паромные переправы через Неман между Литвой и Калининградской областью?
Слышал,что в советские времена ходили ракеты по маршруту Каунас-Клайпеда. Есть у кого-нибудь информация об этом?
Есть ли сейчас в Прибалтике более-менее постоянные грузовые перевозки по рекам? Если есть,то что там возят?
Где в Литве и Латвии есть речные паромы,шлюзы,разводные мосты?

Re: Внутренние водные пути
Пилецкий П. В.  23.10.2009 11:59

Цитата (Антоха)
А есть ли возможность прохождения по Неману из Беларуси в Литву?
Исторически такая возможность конечно была, именно поэтому и были построены Огинский и Августовкий канал.
Но фактически такого сообщения уже давно нет.
Во-первых участок Немана возле границы Литвы и Белоруссии мелководный и порожистый, то есть эксплуатиаровать его всегда было достаточно сложно.
Во-вторых после постройки в Каунасе глухой ГЭС без судопропускных сооружений плавать из Белоруссии в Литву стало просто незачем, всё равно дальше ГЭС плыть нельзя.
А в третьих у Литвы и Белоруссии нет ни речного погранперехода, ни договора о совместном использовании реки.
Поэтому в Гродно уже давно осталось только местное судоходство, фактически не дальше несольких десятков километров от города.

Цитата
Слышал,что в советские времена ходили ракеты по маршруту Каунас-Клайпеда. Есть у кого-нибудь информация об этом?
В советское время суда на подводных крыльях много где ходили. Но все эти маршруты были достаточно похожие. Маршрут в Литве достаточно простой, на нём нет особых проблем ни по глубине реки ни по дальности маршрута.

Цитата
Есть ли сейчас в Прибалтике более-менее постоянные грузовые перевозки по рекам? Если есть,то что там возят?
В Литве, у них речной транспорт до сих пор даже попадает в госсттистику. А возят по рекам в таких регионах обычно так называемые нерудные строительные материалы, то есть песок(который из рек и добывают) и щебень(если рядом с рекой есть карьер). У таких грузов гарантированный сбыт на строительном рынке, поэтому их возят везде где осталось грузовое судоходство.

Цитата
Где в Литве и Латвии есть речные паромы,шлюзы,разводные мосты?
В Латвии есть три паромных переправе на Даугаве и одна на Гауе. Эти паромные переправы показаны особым знаком на всех автомобильных атласах Латвии. Поэтому чтобы их найти надо просто взять автомобильный атлас и проследить течение Даугавы и Гауи.

Друскининкай
Пилецкий П. В.  26.10.2009 15:40

Кстати сказать, оказывается есть небольшая вероятность того что суда из Гродно будут ходить до Друскининкая.

Оказывается процесс по подписанию соответствующих соглашений даже потихоньку продвигается.





Но это всё конечно только планы.
Во первых пока подписано только соглашение, а не межгосударственный договор.
Во вторых после подписания договора его должны будут ратифицировать оба парламента.
В третьих после ратификации надо будет создать совеместную комисиию и обсудить конкретные вопросы.
А в четвёртых обе стороны должны будут построить и содержать новые речные пограничные переходы(что при очень маленьком потенциальном пассажиропотоке будет очень убыточно).
А в пятых даже если выполнят четыре первых пункта, это все равно ничего не гарантирует.
Россия и Эстония например уже наверно лет пятнадцать развлекаются обсуждением проблемы судоходства по Чудскому озеру, но ни к каким практическим результатам это до сих пор не привело.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]