Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Фанат трамвая
30.06.2008 23:50
так, как поиск не работает и в старых темах ответа не нашел спрашиваю меня интересующие вопросы.
А именно: Как ходили маршруты в центре- знаю, что по кольцевой линий вокруг старого города. Но пути были два- по и против часовой. Если кто знает, как какие маршруты кольцевались? Что было у Центрального рынка? Вроде пути были, как ходил трамвай там тогда? Кольцевались ли какие то маршруты по кругу у Ц.Р. по типу как сейчас? Все ли маршруты (1-13) кольцевались вокруг города или же какие то не доходили до центра от окраин города? Вроде 11й маршрут заканчивался у ж/д переезда на Брасле?! На старых схемах и открытках выдны очень много разных переходных путей, такие видел на ул. 13го Января и у ост. Лайма и на набережной. Для чего они были и изпользовались ли те для маршрутного движения? На Ганибу дамбис было трамвайное депо. С какого по какой год оно работало? Какие маршруты обслуживало? Пока все. Спасибо! Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Vadims Falkovs
01.07.2008 11:38
Фанат трамвая писал(а):
------------------------------------------------------- > так, как поиск не работает и в старых темах ответа > не нашел спрашиваю меня интересующие вопросы. > А именно: > Как ходили маршруты в центре- знаю, что по > кольцевой линий вокруг старого города. Но пути > были два- по и против часовой. Если кто знает, как > какие маршруты кольцевались? Это год от года менялось, а потом менялось и в зависимости от времени суток. По большему числу маршрутов движение осуществлялось "через один", один вагон - направо, следующий - налево. Впереди вагонов висели синие круги с белыми стрелками, показывавшие как вагон пойдёт по Окружной линии. > Что было у Центрального рынка? Вроде пути были, > как ходил трамвай там тогда? Кольцевались ли какие > то маршруты по кругу у Ц.Р. по типу как сейчас? Трамваи ходили там в часы работы работы рынка. Кольца ни у кого там не было. Там было три пути, на третьем пути отстаивались в межпиковый период прицепные вагоны. > Все ли маршруты (1-13) кольцевались вокруг города > или же какие то не доходили до центра от окраин > города? Все маршруты (кроме короткого периода в несколько месяцев 5 линии в 1930 году, который ходил "Кузнецов" - Милгравис) > Вроде 11й маршрут заканчивался у ж/д > переезда на Брасле?! Это в советское время. В 1930-е годы 11 ходил из центра через переезд ст. Брасла (Брасса) до Межапарка. > На старых схемах и открытках выдны очень много > разных переходных путей, такие видел на ул. 13го > Января и у ост. Лайма и на набережной. Для чего > они были и изпользовались ли те для маршрутного > движения? Подробностей не сильно знаю, но переходные пути использовались на Бривибас на мосту через канал - последние вагоны 11 и 12 маршрутов доезжали только до моста через канал и, не обходя город кругом, отправлялись назад в депо. > На Ганибу дамбис было трамвайное депо. С какого по > какой год оно работало? Какие маршруты > обслуживало? Работало начиная с начала 1920-х годов (сейчас точной цифры под рукой нет)до перевода туда автобусов и троллейбусов после Второй мировой войны. Трамвайные рельсы там оставались еще долго, а асфальта не было: троллейбусы же выезжали по временной контактной сети с постоянной перестановкой штанг. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Фанат трамвая
01.07.2008 18:13
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > Это год от года менялось, а потом менялось и в > зависимости от времени суток. По большему числу > маршрутов движение осуществлялось "через один", > один вагон - направо, следующий - налево. Впереди > вагонов висели синие круги с белыми стрелками, > показывавшие как вагон пойдёт по Окружной линии. Спасибо! А были ли маршруты, которые ходили через центр и маршруты, которые заканчивались в центре, без оборачивания вагонов на колье? И какие маршруты на конечных станциях разворачивались без кольца? На Чака и Таллинас? А на Я. Асара как было? Где еще такое было? Почему отказались? И еще на одной карте видел, что маршрут №4 (?) не разворачивался на Городском кольце а на у. Петерсалас. Так ли было? > > > Что было у Центрального рынка? Вроде пути > были, > > как ходил трамвай там тогда? Кольцевались ли > какие > > то маршруты по кругу у Ц.Р. по типу как сейчас? > > Трамваи ходили там в часы работы работы рынка. > Кольца ни у кого там не было. Там было три пути, > на третьем пути отстаивались в межпиковый период > прицепные вагоны. Т.е. маршрут № 5 там проезжал? А дальше как? По Городскому кольцу и обратно через ц.Рынок? Как то мне в голову не вкладывается его да и вообще путь следования трамвая мимо рынка в те годы. Схема суперхитрая получается. > > > Вроде 11й маршрут заканчивался у ж/д > > переезда на Брасле?! > > Это в советское время. В 1930-е годы 11 ходил из > центра через переезд ст. Брасла (Брасса) до > Межапарка. А где тогда было кольцо 11-го маршрута по той стороне ж/д? > > > На Ганибу дамбис было трамвайное депо. С какого > по > > какой год оно работало? Какие маршруты > > обслуживало? > > Работало начиная с начала 1920-х годов (сейчас > точной цифры под рукой нет)до перевода туда > автобусов и троллейбусов после Второй мировой > войны. Трамвайные рельсы там оставались еще долго, > а асфальта не было: троллейбусы же выезжали по > временной контактной сети с постоянной > перестановкой штанг. А есть ли вообще идеи, на какие маршруты какое депо тогда выпускала свои вагоны? И какая была нумерация тогда у вагонов? У 1го депо 1хх, у 2го 2хх итд? А как прицепные вагоны нумеровались? Спасибо заранее за ответы! Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Vadims Falkovs
02.07.2008 00:36
Фанат трамвая писал(а):
------------------------------------------------------- > Спасибо! А были ли маршруты, которые ходили через > центр и маршруты, которые заканчивались в центре, > без оборачивания вагонов на колье? Через центр ходил только короткое время 5-й. Мных - не было до 1940-го года. Затем, был сделан маршрут 2/8 Засулаукс - Чиекуркалнс. Маршрутов идущих до центра но без оборота на окружной линии - не было (был такой только до 1915 года - № 4 Биржа - Ревельская улица). > И какие маршруты на конечных станциях > разворачивались без кольца? До 1940-го года - все почти конечные были тупиковыми. С разворотной петлей были, если правильно помню, были у Лесного кладбища и вроде бы больше нигде. Петли на конечных стали делать уже при советах. > На Чака и Таллинас? Тупик. > А > на Я. Асара как было? Тупик. Петлю построили уже при советах. > Где еще такое было? Почему > отказались? Перецеп прицепного вагона на тупиковой конечнойтребует на больше времени, нежели просто оборот по петле. > И еще на одной карте видел, что маршрут №4 (?) не > разворачивался на Городском кольце а на у. > Петерсалас. Так ли было? Только начиная с 1948 года, когда маршрут № 4 ходил: ул. Петерсалас - ул. Радио. > Т.е. маршрут № 5 там проезжал? А дальше как? По > Городскому кольцу и обратно через ц.Рынок? Нет. Маскавас - Централлтиргус - Прагас - Аспазии (как сейчас 7 и 9) > Как то > мне в голову не вкладывается его да и вообще путь > следования трамвая мимо рынка в те годы. Схема > суперхитрая получается. Нет, все прото. Объезд по окружной линии всеми линиями (кроме сквозной 5-ки) тогда был так Движение В часы работы рынка Набережная - Маскавас - Централтиргус - Прагас - Аспазии - Бастея - Валдемара - Набережная в часы НЕработы рынка Набережная - 13-го Января - Аспазии - Бастея - Валдемара - Набережная > А где тогда было кольцо 11-го маршрута по той > стороне ж/д? > А есть ли вообще идеи, на какие маршруты какое > депо тогда выпускала свои вагоны? Да. есть. Но только идеи :-) Бривибас на маршруты 1, 2, 11, 12 Маскавас на маршрут 3, 4, 5 Торнякалнс на маршруты 7, 8, 9, 10 Ганибу дамбис на маршруты 6 и 13 > И какая была нумерация тогда у вагонов? У 1го депо > 1хх, у 2го 2хх итд? А как прицепные вагоны > нумеровались? Если сейчас правильно помню, то Моторные вагоны 101 - 199, 200 - ... Прицепные вагоны 1 - 99, 300 - ... Разделений по депо в нумерации не было. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Aare Olander
02.07.2008 01:24
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > > И какая была нумерация тогда у вагонов? У 1го депо > > 1хх, у 2го 2хх итд? А как прицепные вагоны > > нумеровались? > > Если сейчас правильно помню, то > > Моторные вагоны > > 101 - 199, 200 - ... До Первой мировой войны были подряд 101-250, тогда часть вагонов увезли в Россию и появились пробелы, которые были заполнены новыми вагонами в 1920-х (точнее 1927-28?). А также появились новые вагоны 251-285 и от 400. Но все это далеко не ясно, с 1920-30-х годов материалов очень мало. > Прицепные вагоны > > 1 - 99, 300 - ... 1-48 - старые маленькие коночные. 49-80 - большие коночные. 301-330? - ок.1911 г. 331?-355 - 1923-27 356-395 - 1934-35? > Разделений по депо в нумерации не было. Это точно. Разделение появилось в 1982 году, когда в депо 3 пошли вагоны 1301-1312, а в депо 5 - 1141-1148. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Donis
02.07.2008 10:48
Правильно ли я понимаю, что в конце XIX - начале XX века вагоностроительный завод "Феникс" в Риге строил вагоны конки для Риги, затем, для запуска трамвая в 1901 г. были переделаны в трамваи вагоны конки (интересно чьё электрооборудование устанавливалось - бельгийское, немецкое или австрийское, или же американское или английское)? И проиводилась ли сборка трамвайных вагонов Феникс на РВЗ в 1911 г. (30 шт.) из бельгийских комплектующих? Равно как и сборка трёх вагонов колеи 1000 мм для Кеммерна в 1912 г.?
Производилась ли сборка (из чьих комплектующих изделий) или переделка (из чего) 24 трамваев в 20-е годы силами рижских трамвайных депо (каких)? По данным РВЗ для Риги были построены 40 трамваев типа "усовершенствованный Феникс" в 1934-35 гг. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Vadims Falkovs
02.07.2008 11:31
Donis писал(а):
------------------------------------------------------- > строил вагоны конки для Риги, затем, для запуска > трамвая в 1901 г. были переделаны в трамваи вагоны > конки (интересно чьё электрооборудование > устанавливалось - бельгийское, немецкое или > австрийское, или же американское или английское)? Из всего электрооборудования там могли быть лишь лампы салонного освещения. Иное электрооборудование на вагонах конки, приспособленных под ПРИЦЕПНЫЕ БЕЗмоторные вагоны трамвая в то время обычно не использовалось. Вагоны рижской конки под МОТОРНЫЕ вагоны не переделывались. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Donis
02.07.2008 12:18
Какая же нумерация была у моторных вагонов в 1901-11 гг., сколько их было и кто (с кем) их изготавливал (соответственно кто, когда и сколько изготовил оригинальных прицепных вагонов "Феникс" если такие были)? Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Ant_LV
02.07.2008 13:14
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > > А есть ли вообще идеи, на какие маршруты какое > > депо тогда выпускала свои вагоны? > > Да. есть. Но только идеи :-) > > Бривибас на маршруты 1, 2, 11, 12 > Маскавас на маршрут 3, 4, 5 > Торнякалнс на маршруты 7, 8, 9, 10 > Ганибу дамбис на маршруты 6 и 13 Как в то время депо назывались? Так как Вы и назвали? И как так получилось, что сейчас нумерация трамвайных депо идет с № 3? Когда-то уже во времена, когда по адресу Ganību dambis 32 стал распологатся троллейбусный парк, в ТТУ или как-там-оно-называлось ввели сквозную нумерацию депо/парков? Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Rizhanin
02.07.2008 13:37
> > Прицепные вагоны
> > > > 1 - 99, 300 - ... > > 1-48 - старые маленькие коночные. > 49-80 - большие коночные. > 301-330? - ок.1911 г. > 331?-355 - 1923-27 > 356-395 - 1934-35? Eto interesno. A fotok u Vas slu4aem etih vagov net, nu xotjaby dlja primera, kak oni vigladeli. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Rizhanin
02.07.2008 13:46
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- Маршрутов > идущих до центра но без оборота на окружной линии > - не было (был такой только до 1915 года - № 4 > Биржа - Ревельская улица). O. Vesma interesno. A papodrobnee o nem mozhno? A kak zhe marsrut Gaizenskaja-Revelskaja-Matveevskaja-Gazofabrika? I kstati, pochemu ego snali, vedj seichas oj kak bi prigodilash takaja tramvajnaja svjazj. > > > И какие маршруты на конечных станциях > > разворачивались без кольца? > > До 1940-го года - все почти конечные были > тупиковыми. С разворотной петлей были, если > правильно помню, были у Лесного кладбища и вроде > бы больше нигде. Петли на конечных стали делать > уже при советах. Togda poluchaetsa, cto do 40-go goda 2-ka hodila NE DO BRASSI a do 2go Lesnogo? I tolko pri sovetah ego ukorotili do Brassi i 11-go po toij storone? A u 11-go bil tupik ili kolco na Gaujas gde=to? > > разворачивался на Городском кольце а на у. > > Петерсалас. Так ли было? > > Только начиная с 1948 года, когда маршрут № 4 > ходил: ул. Петерсалас - ул. Радио. Na Petersalas bilo kolco na mesto nineshnego trollejbusnogo. I hodila 4-ka Petersalas-P.Briezha-Basteja-Marijas-Stabu-Avotu-Asara. > > Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Vadims Falkovs
02.07.2008 15:42
Rizhanin писал(а):
------------------------------------------------------- > > - не было (был такой только до 1915 года - № 4 > > Биржа - Ревельская улица). > O. Vesma interesno. A papodrobnee o nem mozhno? Подробнее что? Маршрут? Современными названиями: угол Смлшу/Екаба - Смилшу - Бастея - Аспазии - Кр. Барона - Матиса - Чака (до Таллинас) > A kak zhe marsrut > Gaizenskaja-Revelskaja-Matveevskaja-Gazofabrika? № 9. > I > kstati, pochemu ego snali, В 1915 году из-за начала жвакуации и реквизиции по причине Первой мировой войны. > vedj seichas oj kak bi > prigodilash takaja tramvajnaja svjazj. В советское время эту связь выполнял троллейбус № 10. Сейчас автобус № 20. > Togda poluchaetsa, cto do 40-go goda 2-ka hodila > NE DO BRASSI a do 2go Lesnogo? Да, в конце 1930-х годов 2 продлили от Брассы до Лесного кладбища, так как было открыто Братское кладбище и было необходимо увеличить плотность движения. > I tolko pri sovetah > ego ukorotili do Brassi На время строительства путепровода - точно сократили и он ходил до Брассы. > u 11-go bil tupik ili kolco na Gaujas gde=to? Кольцо. > > Только начиная с 1948 года, когда маршрут № 4 > > ходил: ул. Петерсалас - ул. Радио. > Na Petersalas bilo kolco na mesto nineshnego > trollejbusnogo. Нет, насколько я понимаю, кольцо было чуть вперед по ходу по Ганибу дамбис. > I hodila 4-ka > Petersalas-P.Briezha-Basteja-Marijas-Stabu-Avotu-A > sara. Это произошло несколько позднее, когда линию продлили. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Aare Olander
03.07.2008 00:05
Donis писал(а):
------------------------------------------------------- > Правильно ли я понимаю, что в конце XIX - начале > XX века вагоностроительный завод "Феникс" в Риге > строил вагоны конки для Риги, затем, для запуска > трамвая в 1901 г. были переделаны в трамваи вагоны > конки (интересно чьё электрооборудование > устанавливалось - бельгийское, немецкое или > австрийское, или же американское или английское)? Не совсем так. Большие прицепы для конки вроде действительно построил "Феникс", так как помню заводскую фотографию на заводе. Это были вагоны №№ 49-78, еще два вагона 79 и 80 выглядели чуть иначе. Под №№ 500-527 они работали до 1959 года. Вагонов конки в моторные электрические не пределали. Электрические - новые вагоны, до войны вроде 150 штук получится, №№ 101-250. Часть из них собрал "Феникс", часть - завод "Руссо-Балт". Электрооборудование - от фирм АСЕС и AEG. АСЕС - бельгийская фирма, если не ошибаюсь. > Производилась ли сборка (из чьих комплектующих > изделий) или переделка (из чего) 24 трамваев в > 20-е годы силами рижских трамвайных депо (каких)? Может-быть. Точных данных пока нет. > По данным РВЗ для Риги были построены 40 трамваев > типа "усовершенствованный Феникс" в 1934-35 гг. На заводе нет этих данных, это похоже все придумали в советское время. По более достоверным данным в годах 1936-1940 построили 56 новых вагонов №№ 416-471, которые от более старых отличались современным внешним видом. А вообще это очень интересная тема. У меня накопилось несколько списков и других материалов (плюс много фотографий), которые друг другу противоречат и требуют, чтобы кто-то их изучал свежим взглядом:) Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Donis
03.07.2008 10:21
Да, проблема с архивами Рижского вагоностроительного завода а/о Фениксъ (1895-1915 + 1915-16 в Рыбинске, а затем в 1916-18 в объединении с Петроградским вагонзаводом), а/о Феникс (1922-36) и а/о Вайрогс (1936-40) имеется, также как и с архивами Национализированного предприятия-Промышленного а/о Вайрогс (25.07.1940-30.09.1940) и Рижской вагонной фабрики Вайрогс (30.09.1940-06.1941) - мне говорили, что основная часть их архивов исчезла в начале войны (после войны архив продолжался для Рижской вагонной фабрики Вайрогс, действовавшей под таким названием в период 23.10.1944-14.10.1945, после чего свою деятельность начал Рижский государственный вагоностроительный завод - с 14.10.1945). Что случилось с архивами - неизвестно, но можно предположить несколько вариантов: они были уничтожены перед лицом приближающейся к Риге фашистской армии; была сделана попытка их вывоза на восток, но в пути они были уничтожены; архивы были спрятаны так (в Латвии или в России), что их пока никто не нашёл (хотя, наверняка никто пока и не искал как следует). Например, учась в ММИТе в 90-е годы, я где-то в середине 90-х годов видел в библиотеке МИИТа альбомы чертежей вагонов-ледников, поставленных заводом Феникс в СССР в 1928-32 гг. в кол-ве 1180 шт., но думаю, что эти чертежи были переданы ММИТу из МПС после списания указанных вагонов.
Со своей стороны могу гарантировать "свежий взгляд", а также могу предложить вам вариант обмена старой информации на новую, из современной истории РВЗ с 2000 г., по курсу 2:1 (2 листа новой информации за 1 лист старой, 2 новых фото за 1 старое) - что скажете? Торг уместен, я полагаю (естественно, не доводя его до сценок из торга о. Фёдора с инж. Брунсом :-)) Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Фанат Трамвая
03.07.2008 11:16
Vadims Falkovs писал(а):
------------------------------------------------------- > > I > > kstati, pochemu ego snali, > > В 1915 году из-за начала жвакуации и реквизиции по > причине Первой мировой войны. По ходу "родились" еще новые вопросы: 1. маршрут №4. В каких местах на нын. ул. К.Барона и Чака были одноколейные участки и где были разъезды? 2. тоже по маршруту №3 по ул.Марияс, Стабу и Авоту. Марияс была одноколейная, Стабу двухпутная и Авоту/Асара одноколейная? 3. Какая ситуация была на Ганибу дамбис по 6 и 13 маршрутами? Тоже вроде не везде двухпутка? 4.И Еще тот же вопрос про одноколейные участки на 11 и 12 маршрутах. Заранее Спасибо за ответы! Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Donis
03.07.2008 11:24
Vabandage, palun, haerra Olander,
У меня настойчиво пробивается мой профильный МЭМИИТ в аббревиатуре МИИТа (когда чертежи вагонов-ледников передавались из МПС СССР, тогда как раз было разделение на МИИТ и более молодой и прогрессивный тогда МЭМИИТ) - правильно следует читать библиотека МИИТа и все остальные аббревиатуры как МИИТ. И ещё, главное, конечно же - Вам... Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Aare Olander
03.07.2008 13:38
Извиняюсь за личную переписку.
Донис, я буду в Риге 9 июля, ближе к вечеру. Есть предложение встретиться, могу показать, что у меня есть. В общем это приглашение для всех, кому интересны старые трамваи Риги. Жду предложений насчет места и времени (не раньше 18 ч.) на майл. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Rizhanin
08.07.2008 12:36
Rizhanin писал(а):
------------------------------------------------------- > Vadims Falkovs писал(а): > -------------------------------------------------- > ----- > Маршрутов > > идущих до центра но без оборота на окружной > линии Na kakoj to staroj karte vidno, cto marsrut Nr 10 hodit Bishumuizha- Vieniibas gatve. Starozili govorjat, cto on tak i hodil- do depo a v gorod net. V gorod hodila 7-ka. Esco vidnel fotku, cto bilo kolco naprotiv starogo goroda na levom beregu Daugavi. Po krainei mere videl fotku s kuchei vagonov pod nomerom 9. No esco bolee interesno stanovitsa, kogda smotrel na fotku, gde pararelno po ul.13-go janvarja idut 4 puti-blizhe k nasipi zd vagoni podnimajutsa na Zemgalskij most. Vot kakije togd TAM HODILI MARSRUTI, KUDA I GDE OBORACHVALIS- eto dlja menja sekret. Re: Рига. Трамвай в 30-х прошлого века. Вопросы.
Vadims Falkovs
08.07.2008 13:05
Rizhanin писал(а):
------------------------------------------------------- > Na kakoj to staroj karte vidno, cto marsrut Nr 10 > hodit Bishumuizha- Vieniibas gatve. Starozili > govorjat, cto on tak i hodil- do depo a v gorod > net. V gorod hodila 7-ka. Давайте с годами тогда опредилимся. То, что вы описываете, было уже в советское время. Тогда часть маршрутов была сокращена до иервых городских конечных на время ремонтов и реконструкции путей. > Esco vidnel fotku, cto bilo kolco naprotiv starogo > goroda na levom beregu Daugavi. Po krainei mere > videl fotku s kuchei vagonov pod nomerom 9. Там был разворот по крайней мере во время Второй мировой войны на время недействующего Понтонного моста. > No esco bolee interesno stanovitsa, kogda smotrel > na fotku, gde pararelno po ul.13-go janvarja idut > 4 puti-blizhe k nasipi zd vagoni podnimajutsa na > Zemgalskij most. Vot kakije togd TAM HODILI > MARSRUTI, KUDA I GDE OBORACHVALIS- eto dlja menja > sekret. Секрета нет. Там во время разобранного Понтонного моста с примерно 1922 года ходили все трамваи, идущие в Задвинье. И дальше шли (современные названия): Земгальский мост - ул. Елгавас - ул. Акменю - ул. Кугю - бульв. Узварас и дальше по своим маршрутам в Задвинье. маршруты №№ 7, 8, 9, 10.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.009 seconds ]