ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Рижские мосты
Пилецкий Павел  03.04.2006 15:29

А может ли кто-нибудь кратко и систематизированно рассказать о рижских мостах через Даугаву с точки зрения рельсового транспорта? Я конечно понимаю, что вся эта информация в Интернете уже есть. Но в систематизированном виде не нашёл.

Интересует период с середины 19 века(начало железнодорожного строительства) до наших дней. Интересуют все рижские мосты через Даугаву:
-все используемые названия моста
-время постройки
-разводной мост или нет
-использовался ли мост для железнодорожного движения
-использовался ли мост для трамвайного движения
-сохранился ли мост до настоящего времени
Отдельно интересует наплавные(понтонные) мосты и зимние ледовые переправы. Было ли такое в Риге и если было, что из себя представляло.


Со своей стороны могу привести следующую информацию.

Дореволюционная русскоязычная схема окрестностей Риги.
http://www.geocities.com/jamshedpoor/001.jpg

Заметка из журнала по истории военного флота.
++++++++++++
В начале января[1916 года] командир "Гиляка" капитиан 2 ранга П.В.Волков выехал в Ригу для согласования с начальником Рижского укреплённого района будующих действий лодки на Западной Двине. Выяснилось, что она могла оперировать вверх по течению реки на удалении 26км от Усть-Двинска, где гдубины не накладывали ограничений на осадку: лишь на одном из участков глубиной менее 3м требовалось провести дноуглубительные работы. Действия корабля на реке осложняло наличие паромных переправ, но главным препятствием оказались рижские железнодорожные мосты. При приближении фронта с разводных пролётов сняли электромоторы, а затем, для последующей эвакуации, вывезли на вокзал. Если один из мостов ещё можно было развести вручную за 30-40 минут, то с другим это сделать было просто невозможно из-за отсутствия, как говорилось, демонтированных электромоторов.
++++++++++++

Комментарий Томса Алтбергса на эту заметку.
++++++++++++
Да, были два моста.
Первого построили в 1872 г. общество Риго-Болдерайской ж.д., второй в 1915 г. Первый МПС продал городу для организации там движения общественного транспорта (для личного, конного транспорта он был открыт с самого начала - естественно в промежутках между прохождением поездов) - трамвая. Правда, на фотографиях Первой войны видно, что немцы старый мост использовали именно в качестве железнодорожного (очевидно его восстановить было легче). После войны все стало на свои места (правда, старый мост реконструировали очень медленно и трамвай там начал курсировать, кажется, только в 1938 г.).
++++++++++++

Попутно ещё вопросы по мостам.
Какие сохранились воспоминания и краеведческие материлы о практике использования одного моста и для железнодорожного, и для обычного движения. Я знаю, что в Латвии были и другие подобные мосты. В Екабпилсе был совмещённый мост примерно с 1935 по 1941. А в Даугавгриву совмещённый мост был до недавнего времени(кажется до 2002). Как на практике регулировалось движение на мосту в Даугавгриву?
Как именно в пределах Риги шла трасса Риго-Болдерайской железной дороги?

Сообщение изменено (03-04-06 15:40)

Re: Рижские мосты
Road_Runner  03.04.2006 17:30

На данный момент есть 3 автомобильных +1 строится, 1 железнодорожный, и по соседству руины старого деревянного моста.

Расположение мостов от Рижской ГЭС к заливу.

- Южный "Dienvidu tilts" в процессе постройки
- Островной "Salu tilts" Пролегает через 2 острова, "Zakusala" и "Lucavsala". На Закюсале находится Телевизионая башня и телецентр. Транспорт: Автобус,Тролейбус
- Железнодорожный. Конструкция моста состоит из железа арочного типа. Идет через остров "Zakusala". Транспорт,есесна токо ЖДшный
- Рядом с ЖД мостом остались опоры старого ЖД моста, вроде был из дерева. И если я неошибаюсь был переправой для пешеходов,конных повозок трамваев и возможна жд транспорта.Точна незнаю.
- Каменый "Akmens tilts" Транспорт: Трамвай,Тролейбус,Автобус
- Вантовый "Vansu tilts" Конструкция моста состоит из одной большой опоры и Тросов, подержущиго пролет моста над рекой. Также пролегает через остров "Kipsala" Транспорт:Автобус,Тролейбус.

Вот вроде все что я знаю про Рижские мость. А года постройки...тежело сказать.

Re: Рижские мосты
Vadims Falkovs  03.04.2006 21:37

"Наплавной мост" - Floß-Brücke - Plostu tilts
существовал приблизительно в створе нынешних улиц Грециниеку и Акменю приблизительно с 1701 по 1896-98 годы. Состоял из лодок с переброшенными через них досками. Разводной в середине. Для ж.д транспорта не использовался. Зимой разбирался. Пешеходно-гужевой. Заменен на "Понтонный мост"

Понтонный мост - 1896-98 - 1982. Pontonu tilts - Pontonbrücke Изначально находился на месте Наплавного моста. Зимой разбирался. Разводной. Двухпутный трамвайный путь посередине моста. Эвакуирован в 1914. Восстановлен после 1924 года. Уничтожен во время Второй мировой войны. Восстановлен. После постройки в 1957 году Октябрьского (ныне Каменного моста) перенесен в створ нынешней улицы Валдемара но без трамвайных путей. Разобран после постройки Горьковского (ныне Островного) моста, частично использован для строительства дамбы под Ленинградом.

Железный мост - Eisenbrücke - Dſelſs (в современном написании - Dzelzs) tilts. Построен встворе нынешней ул. 13 Января для Риго-Больдерааской железной дороги в 1873 году. Разводной у правого берега. Разрушен в ходе Первой мировой. Железнодорожно-гужевой мост. Однопутная железная дорога посередине. Восстановлен после 1922 года под названием "Земгальский мост" - Semgales (позднее - Zemgales) tilts. Переделан для трамвайно-гужевого сообщения. Однопутный. разводной. Трамвайное движение осуществлялоссь только на период разобранного Паннтонного моста. Уничтожен во время Второй мировой войны. Не восстановлен.

Железнодорожный мост - Dſelſszeła (позднее и ныне - Dzelzceļa) tilts - Eisenbahnbrücke. Разводной у правого берега. Построен в 1914-5 гг. Железнодорожный. Двухпутный. Разрушен в ходе Второй мировой войны. Восстановлен. Разводной механизм демонтирован.

Любекский мост - Lübecker Brücke - Lībekas tilts - существовал недолго во время и после Перовой мировой войны. Пешеходно гужевой. Деревянный. В створе нынешнй ул. Валдемара. Снесен ледоходом. Не восстановлен.

Вальдемарский мост - Valdemāra tilts - построен после Второй мировой войны в створе ул. Валдемара. Двухпутный трамвайный путь. Авто-гужевой. Деревянный. Узкий. Машины бились об трамваи. Архитектор расстрелен за государственное вредительство. Разобран около 1957 года и заменен на Понтонный мост.

Октябрьский - Oktobra tilts / ныне Каменный мост - Akmens tilts построен в 1957 году. Неразводной. Двухпутный трамвайный путь. Неразводной.

Московский - Maskavas tilts - Moskauer Brücke / ныне Островной - Salu tilts - Holmbrücke - 1976. Автомобильный. рельсовых путей нет. Неразводной.

Горьковский - Gorkija tilts - Gorkibrücke / ныне Вантовый - Vanšu Vantbrücke - 1981. Рельсовых путей нет. Неразводной.

Строитися Южный мост - Dienvidu tilts - Südbrücke. Неразводной. Спроектирован в "Ленмостопроект". Рельсовых путей нет.

Теперь о автомобильно железнодорожных мостах.

Пилецкий Павел писал(а):

> Попутно ещё вопросы по мостам.
> Какие сохранились воспоминания и краеведческие материлы о
> практике использования одного моста и для железнодорожного, и
> для обычного движения. Я знаю, что в Латвии были и другие
> подобные мосты. В Екабпилсе был совмещённый мост примерно с
> 1935 по 1941. А в Даугавгриву совмещённый мост был до недавнего
> времени(кажется до 2002). Как на практике регулировалось
> движение на мосту в Даугавгриву?

Там знак переезд с обеих сторон моста стоял и переездный световор. Когда позходил поезд, всё это звенело и моргало. Раньше был шлагбаум. Потом его демонтировали. В советское время движение не более двух пар поездов в неделю.

Такой же мост был до конца 1950-х в Милгрависе (с 1933 года). Как там регулировалось движение - не знаю.

> Как именно в пределах Риги шла трасса Риго-Болдерайской
> железной дороги?

Также как и сейчас.

Только раньше с городской стороны Больдерааский (позднее Туккумский или Рига II) вокзал находился там, где сейчас сквер на ул. 13 Января. Ликвидирован до Первой мировой войны, поезда переведены на Орловский вокзал (или Рига I) ныне Рига-пассажирская.


По Екабпилсу ничего ответить не могу.

Сообщение изменено (04-04-06 13:26)

Re: Рижские мосты
Пилецкий Павел  04.04.2006 13:19

Vadims Falkovs писал(а):

Спасибо, очень интересно!

Сначала общие вопросы.
А зачем вообще в Риге строили разводные мосты? Как я понимаю, морские корабли тогда(как и сейчас)не поднимались выше первого моста по реке. А речное судоходство по Даугаве всегда было слабым. Я думаю что речные суда могли под мостами проходить.

Насчёт трамвая на понтонном мосту. Я аналогичный случай вспомнил только в Нижнем Новгороде. А других аналогов неизвестно?

По ледовым переправам. Как я понимаю, лёд возле Риги непрочный и официальных ледовых переправ на другой берег не было даже до открытия постоянных мостов?

Я приводил в исходном сообщении ссылку на открытку. К сожалению схема не датирована. Нельзя ли определить, к какому году она относиться и какие мосты там нарисованы? Я сначала думал, что там Железный и Железнодорожный мосты. Но в 1914 году такие открытки наверное уже не печатали.

И насчёт Любекского моста. Рискну предположить, что его построили немцы, так как оба капитальных моста были взорваны перед входом немцев. А не восстанавливался он потому, что уже были восстановлены капитальные мосты. Это так?

> Тол знак переез с обеих сторон моста и переездный световор.
> Когда позходил поезд, всё это звенело и моргало. Раньше был
> шлагбаум. Потом его демонтировали. В советское время движение
> не более двух пар поездов в неделю.
>
> Такой же мост был до конца 1950-х в Милгрависе (с 1933 года).
> Как там регулировалось движение - не знаю.
Интересная практика. Насколько я знаю, собственно в России такой практики не было даже в 19 веке. По крайней мере не могу вспомнить ни одного такого железнодорожного моста на территории нынешней России.

> По Екабпилсу ничего ответить не могу.
Известно, что там в 1935 был впервые построен мост через Даугаву. Дакже известно, что поезда начали ходить от Крустпилса в сам Екабпилс. Из чего предполагается, что мост был совмещённый. Но его уничтожили уже в 1941.

> > Как именно в пределах Риги шла трасса Риго-Болдерайской
> > железной дороги?
>
> Также как и сейчас.
>
> Только раньше с городской стороны Больдерааский (позднее
> Туккумский или Рига II) находился там, гле сейчас сквер на ул.
> 13 Января. Ликвидирован до Первой мировой войны, поезда
> переведены на Орловский вокзал (или Рига I) ныне
> Рига-пассажирская.

Получается, что Железный и Железнодорожный мост были совсем рядом друг от друга. В то время, когда было железнодорожное движение по обоим мостам, со станции Торнякалнс на станцию Рига I шло 3 пути. Это так?

Вообще я не совсем понял, с чего жила эта Риго-Болдерайская
железная дорога как коммерческое общество. Линия у них короткая, да ещё параллельно реке. И при этом они построили первый в Риге постоянный мост. Подозреваю, что главным источником дохода для них были мостовые сборы. Или проход/проезд по мосту был бесплатный?

Re: Рижские мосты
Vadims Falkovs  04.04.2006 13:54

Пилецкий Павел писал(а):

> Сначала общие вопросы.
> А зачем вообще в Риге строили разводные мосты? Как я понимаю,
> морские корабли тогда(как и сейчас)не поднимались выше первого
> моста по реке. А речное судоходство по Даугаве всегда было
> слабым. Я думаю что речные суда могли под мостами проходить.

Парусные - нет. А парусными были даже лодки средней величины.

> По ледовым переправам. Как я понимаю, лёд возле Риги непрочный
> и официальных ледовых переправ на другой берег не было даже до
> открытия постоянных мостов?

Рельсовых нет. Шли пешком или возили на санях. При теплой зиме во время разобранного моста осуществлялось пароходное сообщение на линии "город - Гагенсберг", пароходики ходили каждые несколько минут, движение с большими интервалами осуществлялось и в ночное время.

>
> Я приводил в исходном сообщении ссылку на открытку. К сожалению
> схема не датирована. Нельзя ли определить, к какому году она
> относиться и какие мосты там нарисованы? Я сначала думал, что
> там Железный и Железнодорожный мосты. Но в 1914 году такие
> открытки наверное уже не печатали.

Печатали.

> И насчёт Любекского моста. Рискну предположить, что его
> построили немцы, так как оба капитальных моста были взорваны
> перед входом немцев. А не восстанавливался он потому, что уже
> были восстановлены капитальные мосты. Это так?

Возможно.

> Получается, что Железный и Железнодорожный мост были совсем
> рядом друг от друга. В то время, когда было железнодорожное
> движение по обоим мостам, со станции Торнякалнс на станцию Рига
> I шло 3 пути. Это так?

Получается, что так.

Вот немного картинок. Наплавной мост.



Понтонный мост середины 1920-х



Вот картинка 1930 годов

Въезд на Земгальский мост и левее Железнодорожный мост





> Вообще я не совсем понял, с чего жила эта Риго-Болдерайская
> железная дорога как коммерческое общество. Линия у них
> короткая, да ещё параллельно реке. И при этом они построили
> первый в Риге постоянный мост. Подозреваю, что главным
> источником дохода для них были мостовые сборы. Или
> проход/проезд по мосту был бесплатный?

Платным. Но трасса ж/д прошла в аванпорт через район, который густо застраивался промышленными предприятиями. Их отчетов о деятельности я не читал, поэтому экономического расклада не знаю. Там было и пассажирское движение.

Затем с этого же вокзала и через этот мост пошли поезда на Рижское взморье.

Re: А вот место, где разводился Поннтонный мост (где большие крепления над трамвайными проводами)
Vadims Falkovs  04.04.2006 14:00



Есть открытка и когда он в разведённом состоянии, но сходу не нашёл.

Трамвай
Пилецкий Павел  05.04.2006 08:55

Применительно к трамваю ситуация как я понимаю была следующая.
-От пуска трамвая до захвата Риги немцами в 1917. Трамвайное движение было только по Понтонному мосту(два пути). Зимой Понтонный мост убирали и трамвайная сеть разрывалась на две части.
-От захвата Риги немцами до послевоенного восстановления. Трамвайня сеть разделена на две части.
-От послевоенного восставновления до разрушений Второй мировой войны. Восстановлен Понтонный мост(два пути), также была возможность движения трамвайного движения по Земгальскому мосту(один путь). Основное движение было на Понтонном мосту, на зимний период движение переводилось на Земгальский мост.
-От разрушений Второй мировой войны до послевоенного восстановления. Трамвайня сеть разделена на две части.
-От послевоенного восстановления до 1957 года. Сеть объединена, было маршрутное движение по двум двухпутным мостам(Понтонный мост и Вальдемарский мост).
-От 1957 до настоящего времени. Трамвайное движение по двухпутному Каменному мосту.

Всё в целом правильно?

Re: Трамвай
Vadims Falkovs  05.04.2006 09:18

Пилецкий Павел писал(а):

> Применительно к трамваю ситуация как я понимаю была следующая.
> -От пуска трамвая до захвата Риги немцами в 1917. Трамвайное
> движение было только по Понтонному мосту(два пути).

До 1914. Мост был разобран и его попытались эвакуировать.

> -От захвата Риги немцами до послевоенного восстановления.
> Трамвайня сеть разделена на две части.

Нет. Осталась только малентькая часть линий в городе
Окружная - Феникс (район совр. "РВЗ")
Окружная - военный госпиталь (ныне ст. Браса)
Окружная - Перновская
Окружная - "Кузнецов" (ныне от. "Керамика")

Остальные линии закрыты и по большей части разобраны.

> -От послевоенного восстановления до 1957 года. Сеть объединена,
> было маршрутное движение по двум двухпутным мостам(Понтонный
> мост и Вальдемарский мост).

Боюсь, что нет. По одному мосту.

Сообщение изменено (05-04-06 09:19)

Re: Рижские мосты-дополнение
Alens  05.04.2006 14:01

Vadims Falkovs писал(а):

>
> Любекский мост - Lübecker Brücke - Lībekas
> tilts - существовал недолго во время и после Перовой мировой
> войны. Пешеходно гужевой. Деревянный. В створе нынешнй ул.
> Валдемара. Снесен ледоходом. Не восстановлен.
Если можно верит написаному в книге GADSIMTA KATASTROFAS LATVIJĀ (катастрофы века в Латвии), то там про этот мост написано, что регулярного движения трамвая там небыло. Из этого можно исследовать, что рельсы все-таки были. Но может и нет.
>
>
> Теперь о автомобильно железнодорожных мостах.
>
> Пилецкий Павел писал(а):
>
> > Попутно ещё вопросы по мостам.
> > Какие сохранились воспоминания и краеведческие материлы о
> > практике использования одного моста и для железнодорожного,
> и
> > для обычного движения. Я знаю, что в Латвии были и другие
> > подобные мосты. В Екабпилсе был совмещённый мост примерно с
> > 1935 по 1941. А в Даугавгриву совмещённый мост был до
> недавнего
> > времени(кажется до 2002). Как на практике регулировалось
> > движение на мосту в Даугавгриву?
>
> Там знак переезд с обеих сторон моста стоял и переездный
> световор. Когда позходил поезд, всё это звенело и моргало.
> Раньше был шлагбаум. Потом его демонтировали. В советское время
> движение не более двух пар поездов в неделю.
Мост узкий-когда по нем ходили и машины, то два Икаруса разъехатся не могли.

Расположение депо
Пилецкий Павел  10.04.2006 11:03

Ещё вопрос по расположению депо.

По трамваю. В каком году построили 4 депо(которое на левом берегу)?
Вообще, было ли ли у трамвая когда нибудь депо, ориентированное на облуживание левобережной сети? Например до революции на зимний период сеть разрывалась. Движение на левом берегу в это время закрывалось или обслуживалось своим депо?

По железной дороге. Депо Рига-Орловской железной дороги было, как я понимаю, с самого начала в районе станции Шкиротава.
А где первоначально было депо Риго-Больдерааской железной дороги? В Засулауксе или нет?

Re: Расположение депо
Vadims Falkovs  10.04.2006 12:01

Пилецкий Павел писал(а):

> По трамваю. В каком году построили 4 депо(которое на левом
> берегу)?

Практически, депо "Торенсберг" было готово к концу 1901 года, однако трамвайные рельсы туда добрались лишь 22 ноября 1903 года. Депо было открыто одновременно с открытием трамвайного сообщения до больницы Армитстеда - 22 ноября 1903 года.

> Вообще, было ли ли у трамвая когда нибудь депо, ориентированное
> на облуживание левобережной сети?

Да, - депо "Торенсберг"

> Например до революции на
> зимний период сеть разрывалась. Движение на левом берегу в это
> время закрывалось или обслуживалось своим депо?

Обслуживалось вагонами депо "Торенсберг"

>
> По железной дороге. Депо Рига-Орловской железной дороги было,
> как я понимаю, с самого начала в районе станции Шкиротава.
> А где первоначально было депо Риго-Больдерааской железной
> дороги? В Засулауксе или нет?

Сложно сказать. Дело в том, что Риго-Больдерааская железная дорога - не первая на левом берегу. В 1868 году была построена Риго-Митаская железная дорога. Митавский вокзал находился там, где сейчас грузовой парк станции Торнякалнс. А ремонтные мастерские и склады Митавского вокзала находились в помещениях, где сейчас Железнодорожный музей (бульвар Узварас, 2/4, угол с ул. Валгума). С другой соторны, соединительная ветка между станциями Рига-I и Рига-II была. Что давало возможность поездам Риго-Больдерааской ж/д выезжать на пути Риго-Орловской (Динабургской) ж/д.

Re: Расположение депо
Alexei  24.04.2013 20:04

А что вы знаете о мостах в Риге во время немецкой оккупации 1941-44 гг.? Какими-то мостами они ведь должны были пользоваться?

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.007 seconds ]