ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
История трамваев в Латвии
Michal Jaroszynski  31.10.2005 17:39

Пользовавши случаем образования Прибалтийского форума, хотел бы узнать несколько информации об истории трамваев в Риге и Лиепаи. В архиве Трамвайного форума нашел интересные стати, но там не все подробно описано. Здесь вклею фрагменты этих статьи и вопросы с ними связаны.

Рига
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=10967&t=10967 (автор: Вадим Фальков)
---
Вторая мировая полностью вывела из строя рижский трамвай. Его снова восстановили и даже проложили новые линии. Но тут началась эра «безрельсового трамвая» — троллейбуса. Очень быстро рельсы исчезли с основных магистралей города. А развитие трамвая ограничилось перелицовкой маршрутных схем и закупкой новых вагонов. Лишь в 1983–м власти опомнились и проложили линию на Иманту — автобусы уже не справлялись
---

1) Какие длиннейшие участки были ликвидированы после Второй войны?

2) Хорошо понял, что линия на Иманту это единственный новый участок построен после войны? Или автор писал это в смысле весь новой линии, а нет только продолжения действующей (на пример линия к «TC Dole» которой последний фрагмент меня является молодыми – вокруг типическая советская застройка)


Лиепая.
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=166542&t=166542 (автор: Неизвестный)
---
В 1947-м методом "народной стройки" решили строить
новую трамвайную линию. Все горожане от мала до велика
должны были отработать на "трамвайной повинности"
определенное количество часов. Апофеозом стал
гигантский субботник 27 ноября 1949 года - на него
вышли 10 тыс. горожан! Построили 2,5 км путей вместо
запланированных 5,4. Линия перевозила всего 350-500
пассажиров в день - 1% общего пассажиропотока. Но
наступил 1950 год, Лиепая стала закрытым городом,
пассажиропоток упал до критического минимума, и
"народную" линию в 1953-м законсервировали.

В (Начиная с)1949 году трамвайные вагоны
реконструировали, в городе (за три года) появилось
шесть кольцевых линий. (Имются в ивду развооротные
кольца вместо тупиков - Я.Д.) За год до этого ввели
номера трамвайных маршрутов - всего четыре, впрочем,
маршрут номер три закрыли уже через месяц. (Чехарда с
м аршрутами продолжалась вплоть до 1954 года. - Я.Д.)

В 1960-м был построен Трамвайный мост и тогда же
начался перевод трамвайных линий на две колеи. 1966
год стал рекордным по пассажирским перевозкам - 14,2
млн. пассажиров! В 1972-м закрыли четвертый маршрут
(06.10.1972), спустя четыре года - второй (25.03.1976
-Я.Д.)
---

Так маршрутов всего было 4, причем 3-ий действовал очень коротко, да? В другой сообщении http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=96012&t=96012 (автор: Ярополк)
написано, что одна линия соединяла вокзал с Военном портом. А куда шли остальные?

Буду благодарен за все информации!

Re: Riga
Vadims Falkovs  31.10.2005 18:54

Michal Jaroszynski писал(а):

> Пользовавши случаем образования Прибалтийского форума, хотел бы
> узнать несколько информации об истории трамваев в Риге и
> Лиепаи. В архиве Трамвайного форума нашел интересные стати, но
> там не все подробно описано. Здесь вклею фрагменты этих статьи
> и вопросы с ними связаны.
>
> Рига
> http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=10967&t=10967
> (автор: Вадим Фальков)
> ---
> Вторая мировая полностью вывела из строя рижский трамвай. Его
> снова восстановили и даже проложили новые линии. Но тут
> началась эра «безрельсового трамвая» — троллейбуса. Очень
> быстро рельсы исчезли с основных магистралей города. А развитие
> трамвая ограничилось перелицовкой маршрутных схем и закупкой
> новых вагонов. Лишь в 1983–м власти опомнились и проложили
> линию на Иманту — автобусы уже не справлялись
> ---
>
> 1) Какие длиннейшие участки были ликвидированы после Второй
> войны?

Здесь и далее современные названия

от Kalku по 11. novembra krastmala - Valdemara до Kronvalada

от Basteja по Brivibas до Krisjana Barona

от Basteja по Valdemara - Pulkveza Brieza до Petersalas

от Radio по Marijas - Caka - Stabu - Avotu - Jana Asara - Pernavas до Kr. Barona

>
> 2) Хорошо понял, что линия на Иманту это единственный новый
> участок построен после войны? Или автор писал это в смысле весь
> новой линии, а нет только продолжения действующей (на пример
> линия к «TC Dole» которой последний фрагмент меня является
> молодыми – вокруг типическая советская застройка)

После войны были построены также участки

от Agenaskalna/Margiretes по Tapesu до Maza Stacijas

от Jana Asara по Pernavas до Krisjana Barona (позднее закрыт)

от Aspazijas по Krisjana Barona до Brivibas

от Slavu по Maskavas до Maskavas/Bultu

Лиепая
Пилецкий Павел  01.11.2005 10:34

Michal Jaroszynski писал(а):

> Так маршрутов всего было 4, причем 3-ий действовал очень
> коротко, да? В другой сообщении
> http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=96012&t=96012
> (автор: Ярополк)
> написано, что одна линия соединяла вокзал с Военном портом. А
> куда шли остальные?

История лиепайского трамвая сложная и очень интересная. Основной специалист по истории лиепайского трамвая это Ярополк. Я тоже интересуюсь историей лиепайского трамвая и постараюсь примерно ответить на Ваш вопрос. Моя информация в основном от Ярополка.
Все названия улиц у меня современные.

Для начала рассмотрим очень короткий период сразу после пуска электрического трамвая в сентябре 1899 года. Первоначально движение было открыто только на линиях севернее Торгового канала. Было две линии трамвая. Номеров они не имели, а различались кажется цветом(белая и зелёная). Конечная обоих линий была общая на площади рядом с мостом, сейчас там памятник Защитникам Лиепаи.

Также надо обрисовать ситуация с железными дорогами в Лиепае в то время. Всего в Лиепае в то время было две железные дороги и два вокзала, расположенных в разных местах.
Основной была ширококлейная(1524мм) Либаво-Роменская железная дорога. Эта линия была включена в общую сеть дорог Российской империи и главным образом служила для экспорта товаров из внутренних областей России через либавский порт. Эта линия была построена примерно в 1870 году(это была одна из первых железных дорог на территории современной Латвии). Сейчас это станция Лиепая-Пасажиеру, станция с тех пор сохранились на своём месте. Кроме этого была станция Лиепая-Грузовая этой железной дороги, на там пассажирского вокзала не было.
Второй была местная узкоколейная Либаво-Газенпотская железная дорога колеи 1000мм. Она была построена около 1899 года примерно одновременно с трамваем. Линия была местная значения, но достаточно важная. Она соединяла город Либаву с его уездным центром старинным городом Гробиня. А для города Гробиня это был выход на единую железнодорожную сеть. Либава до революции была безуездным городом и стала первым безъуездным городом Российской империи, построившим электрический трамвай.
Рядом с конечной трамваев(на набережной Торгового канала) был вокзал Либаво-Газенпотской железной дороги. Трамвай также имел колею 1000мм, но по всей вероятности трамвайные релься с железнодорожными не соединялись. Примерно в 1938 году эта линия перешла в собственность государства(до того она была частной) и была перещита на стандартную колею 750мм, соответственно был ликвидирован её вокзал(поезда стали приходить на узкоколейные пути главной станции). А примерно в 1964 линия была полностью ликвидирована.

Возвращаясь к трамваям. Зелёная линия шла по улице Ригас от моста до вокзала Либаво-Роменской железной дороги. То есть помимо всего прочего эта линия соединяла оба железнодорожных вокзала. Эта линия сохранилась до нашего времени, хотя конечные у вокзала и у моста давно ликвидированы.

Белая линия первоначально(сразу после открытия движения) шла от моста, далее по улице Ригас, затем незадолго до вокзала поворачивала на улицу Бассейна, затем поворачивала на улицу Калпака и шла по ней до канала Военной гавани. Линии по улице Калпака сейчас уже нет. По улице Бассейна рельсы частично остались, но сама линия уже давно не используется.
По планам того времени именно в Либаве планировалось сделать главную базу российского военного флота(предполагалось вынести главную базу из удаленного от границы, мелководного и замерзающего Кронштадта в Либаву, близкую к границе, глубоководную и незамерзающую). Поэтому в Либаве практически на пустом месте отдельно от торгового порта был построен огромный новый военный порт. Но собственно жилой городок военного порта был к северу от канала Военнго порта. В конце улицы Калпака был мост через канал. Но этот мост разводной и с малой грузоподъёмностью(сейчас 3 тонны). По нему могут проехать только легковые машины, автобусы там и сейчас не ездят. У трамвая также была конечная рядом с мостом. Кроме военнго городка эта линия обслуживала основную российскую трансатлантическую линии Либава-Нью-Йорк. Причалы этой линии были в Зимней гавани.
Также надо отметить, что Воненный порт лежал далеко за тогдашними границами собственно города Либава, поэтому линия была формально пригородная.

Такая конфигурация линий просуществовала всего две недели. Затем была открыта линия по улице Райна. Зелёная линия при этом не изменилась. А Белая линия от моста шла короткий участок по улице Ригас, затем поворачивала на улицу Райна, и затем шла по улице Калпака. Обе линии были однопутными, а короткий участок по Ригас по поворота на Райна был двухпутным. Линия по улице Бассейна осталась, но маршрутного движения по ней не было(только служебное).

Ещё через месяц было открыто движение через мост. В старой Лиепае было построено также две линии, соответственно Белая и Зелёная линия получили продолжение. Маршрутная сеть стала X-образной. Две линии в старой Лиепае сходились незадолго перед мостом, шли через мост вместе, а вскоре после моста расходились опять.
Зелёная линия шла примерно по прямой от моста на юг города. Сейчас это улица Лиела, улица Тиргоню и улица Куршу. Эта линия обслуживала собственно центр города и многочисленные рынки. Линия действует до сих пор. Но относительно недавно, примерно в 1987, трамвай перенесли на параллельную улицу Валдемара. Пути на улице Тиргоню и улице Куршу были сняты. Где именно заванчивалась Зелёная линия в 1899, не помню. Но это было примерно в центре города. Затем в несколько этапов эту линию продляли на юг(а в 1987, как я уже написал, перенесли на улицу Валдемара).

Белая линия шла более хитро и обслуживала знаменитый в то время Приморский парк. Точного её маршрута не помню. После моста эта линия вероятно сворачивала на улицу Юрас и шла к морю. Зтем она по улице Пелдю шла вдоль моря, и затем также по улице Пелдю шла к центру города. Конечная Белой линии была относительно неделеко(несколько городских кварталов) от Зелёной линии, но они не соединялись.

Такая схема в общих чертах просуществовала до второй мировой войны. Белая линия в старой Лиепае оказалась самой малозагруженной и потихоньку укорачивалась(а в 1938 её вроде вообще закрыли). Зелёная линия в старой Лиепае оказалась более переспктивной. Но удлинялась ли она на юг до втрой мировой войны, не помню. Белая линия на север не удлинялась, так как мост был слишком слабый. А Зеленая линия несколько удлинилась на север и дошла примерно до нынешней конечной(дальше она не шла, там была железнодорожная линия на станцию Лиепая-Товарная).

После войны примерно в 1947 трамвайные маршруты значительно поменялись и получили номера. Бывшая Зелёная линия стала маршрутом 1. А бывшая Белая линия стала маршрутом 2. При этом участок Белой линии от моста к Приморскому парку вероятно был уже закрыт. То есть 1 и 2 маршрут до моста шли вместе, а дальше 2 поворачивал на Райна.
Примерно в 1947 было решено построить методом народной стройки новую линию. Оно отходила от 2 маршрута и должна была идти на сахарную фабрику(то есть примерно к концу канала Военной гавани). Но идея народной стройки оказалась неудачной. Линию строили очень долго, но смогли построить только половину планируемой длины. При этом путь был очень плохим, скорость низкой, пассажиропоток тоже был низким. Сказались недостатки народной стройки: неквалифицированная рабочая сила и использование плохих материалов. И уже в 50х эту линию закрыли. Этот маршрут получил номер 3, но существовал он недолго.
Затем примерно в 1949 трамваям запретили перезжать с пассажирами переезд на улице Калпака. Это были подъездные пути от станции МПС в порт. Формально по советским правилам трамвай мог иметь переезд через такие пути(это были неэлектрифицированные пути и они не принадлежали МПС). Но почему то именно в Лиепае движение через переезд с пассажирами закрыли. Трамваи переезжали через переезд без пассажиров, работали на линии на улице Калпака и вечером без пассажиров возвращались обратно. Соответсвенно маршрут 2 стал заканчиваться перез переездом, а линия на улице Калпака стала маршрутом 4. Пассажиры переходили через переезд пешком и пересаживались в другой трамвай. Маршрут 4 закрыли в 1972, маршрут 2 в 1976.

Кроме этот с 1952 по 1954 было маршрутное движение по улице Бассейна. Схема и нумерация маршрутов в то время была совсем другая.

После 1976 остался только маршрут 1. Он удлинялся на юг и был перенесён на улицу Валдемара. Кроме этого маршрута трамвайные пути в Лиепае сейчас остались только на улице Бассейна со стороны депо. Первые метров 100 электрифицированы и используются для заезда/выезда трамваев из депо на линию. Далее неэлектрифицированные пути используются для выгрузки трамваев а автомобильных трейлеров(Лиепая в последние годы покупает много старых трамваев в Германии). А далее еще некоторое время идут совсем неиспользуемые пути.
Планы лиепайского трамвая сейчас также связаны с южным направлением. Есть планы продлить линию в район Эзеркраст.


То, что я написал, это только самое первое приближение. На самом деле все было ещё сложнее и интереснее. Но подробности надо спрашивать уже у Ярополка.

Кстати сказать. Если говорить об истории трамваев в Латвии вообще, то надо не забывать о электрическом трамвае в Кемери. Он шел от железнодорожной станции Кемери до берега моря. История этого трамвая после 1915 сплошное белое пятно. По одной версии он был окончательно закрыт в 1915, а по другой в каком-то виде действовал до середины 30х.

Сообщение изменено (01-11-05 11:41)

Еще была конка в Вентспилсе с 1900-1903 г-х от вокзала до детского санатория и грузовая конка в Тукумсе по ул.Лиела (-)
Alens  01.11.2005 12:38

К сожелению, данных о ширине колеи и прочие данные в энц. Курземе не указаны.

Сообщение изменено (01-11-05 12:40)

Re: Конка в Вентспилсе и Тукумсе (официальные ответы)
Vadims Falkovs  01.11.2005 13:03

ТУКУМС

Tukumā, 08.08.2005. Nr. 172.

Laikraksta Vesti Segodņa Sociālo jautājumu nodaļas vadītājam V. Faļkovam.

Par zirgu dzelzceļu.

Uz Jūsu jautajumu par zirgu dzelzceļa līniju Tukumā, varam informēt, ka tāda ir eksistējusi 20. ga. sakumā Pils ielā un izmantota celtniecības materiālu parvadāšanai. Muzeja rīcībā šobrīd nav citas informācijas, kā tikai pastkarte, kurā šis dzelzceļš redzams. Par dzelzceļu līniju Jaunajā ielā informācijas nav.

Ar cieņu,
Tukuma muzeja direktore A. Ozola.

= = = =

Тукумс, 08. 08. 2005. № 172.

Заведующему отдела социальных вопросов газеты "Вести сегодня" В. Фалькову.

О конно-железной дороге.

На ваш запрос о конно-железнодорожной динии в Тукумсе, можем сообщить, что таковая действовала в начале ХХ века на улице Пилс (Замковая) и использовалась для доставки стройматериалов. В распоряжении музея нет другой информации, как лишь почтовая открытка, на которой эта железная дорога видна. О железнодорожной линии на улице Яуна информации нет.

С уважением, директор Тукумского музея А. Озола.

= = = = = = = =
= = = = = = = =

ВЕНТСПИЛС

Ventspilī, 2005. g. 29. augustā.

Piedodiet aizkavēšanos ar atbildi, tikai šodien atgriežos no atvaļinājuma. Ventspilī tiešām darbojās zirgu dzelzceļa līnija, bet tā bija saistīta tikai ar vienas ārstniecības iestādes uzcelšanu netālu no Ventspils uz Staldzenes pusi jūras krastā .Tā bija Krievijā pirmā kaulu tuberkulozes sanatorija bērniem, uzcelta 1900.gadā, un to ar dzelzceļa staciju savienoja šī minētā līnija, kas darbojās ,iespējams, tikai saskaņā ar vilciena pienākšanas un atiešanas laikiem, jo sanatorijā ārstējās bērni no visas Krievijas. Šo zirgu dzelzceļu par tādu pilnvērtīgu pilsētas satiksmes līdzekli nevar uzskatīt. Kad Pirmā pasaules kara laikā, 1915. gada vasarā, fronte tuvojās Kurzemei, no Ventspils evakuēja visas iestādes, tai skaitā arī šo, un pēc tam nav pastāvējis arī šis satiksmes līdzeklis. Tā kā jūra diezgan strauji Staldzenes jūrmalā izskalo krastu, bijušās sanatorijas ēkas tika nojauktas jau 1920.gados, bet nu jau arī pamati sen iekrituši jūrā. Kā piemiņa no šī fakta Ventspilī ,Pārventā saglabājies Sanatorijas ielas nosaukums, un ilgu laiku vienu no kāpām sauca par Sanatorijas kalnu, bet nu jau arī tas ir noskalots. Sanatorijas iela ir arī šīs senā zirgu dzelzceļa trases fragments. Ingrīda Štrumfa, Ventspils muzejs.

= = = = =

Вентспилс, 29 августа 2005 года.

Извините за задержку с ответом, только сегодня вернулась из отпуска. В Вентспилсе действительно действовала линия конно-железной дороги, но она была связана только с возведением одного лечебного учреждения недалеко от Вентспилса в сторону Сталдзене на берегу моря. Это был первый в России костно-туберкулезный детский санаторий, построенный в 1900 году и его с железнодорожным вокзалом связывала означенная линия, которая работала, возможно, согласно прибытия и отправления поездов, так как в санатории лечились дети со всей России. Эту конно-железную дорогу, как полноценное городское транспортное средство считать нельзя. Когда во время Первой мировой войны, летом 1915 года, фронт приближался к Курляндии, из Виндавы эвакуировали все учреждения, в том числе и это, и после того не существовало и оное транспортное средство. Так как море слишком резко размывало Стальдзенское взморье, здания бывшего санатория снесены уже в 1920 годах, а его фундамент давно обрушился в море. Как память об этом факте в Вентспилсе, в Парвенте сохранилась название Санаторная улица и одну из дюн долгое время звали Санаторной горой, но и ее уже размыло. Санаторная улицая является старым фрагментом древней трассы конно-железной дороги.

Ингрида Штрумфа, Вентспилсский музей.

Сообщение изменено (01-11-05 19:31)

Re: История трамваев в Латвии
Знаток  02.11.2005 20:58

Также был трамвай в городе Кемерово в начале 20-го века.

Re: город Кемери (Кеммерн) (0)
Vadims Falkovs  02.11.2005 21:31

0

Re: город Кемери (Кеммерн)
Michal Jaroszynski  03.11.2005 12:01

Спасибо Вадиму и Павлу за подробные ответы. Кстати Кемери: Вадим, а может у Вас есть тоже такой «официальный ответ» из этого города? Тоже было бы интересно прочитать, очень мало известно об Кемери (а это был электрический трамвай, не какая-то детская конка :)

Re: город Кемери (Кеммерн)
Ugis1068  03.11.2005 12:55

V Kemeri bil elektri4eskij tramvaj,ja gde to v internete videl fotografiji. V odnom snimke tramvaj sfotografirovan s pricepom, v drugom na kone4ke okolo morja.

Re: город Кемери (Кеммерн)
Пилецкий Павел  03.11.2005 13:06

Michal Jaroszynski писал(а):

> Спасибо Вадиму и Павлу за подробные ответы. Кстати Кемери:
> Вадим, а может у Вас есть тоже такой «официальный ответ» из
> этого города? Тоже было бы интересно прочитать, очень мало
> известно об Кемери (а это был электрический трамвай, не
> какая-то детская конка :)

В случае с Кемери важно правильно задать вопрос. Вообще по офицальной версии летом 1915 года летом 1915 было решено что фронт скоро рухнет и немцы захватят Ригу(на самом деле немцы захватили Ригу только летом 1917 и вся эвакуация 1915 года оказалась бессмысленной). В связи с этим было решено эвакуировать из Риги и окрестностей всё, что можно было вывести. Трамвай Кемери попал под эту программу и был эвакуирован в Старую Руссу. Сейчас это просто маленький городок, а до 1914 это был модный курорт. Были эвакуированы вагоны. Возможно была эвакуирована электростанция. Про рельсы ничего неизвестно.

Есть некоторая вероятность, что рельсы в Кемери остались на месте. И уже в 20е годы по ним было движение каких-нибудь рельсовых автобусов(обычный автобус, поставленный на рельсы). В принципе такое возможно, такие автобусы в Латвии в то время точно были(как раз на колее 1000мм).

Re: город Кемери (Кеммерн)
Vadims Falkovs  03.11.2005 13:41





(оба скана с фотографий из коллекции Ильи Дименштейна)

Есть еще такая фотография, но в данный момент у меня нет ее в увеличенном виде

http://tramway.by.ru/files/history/tram/preview/tn_13.jpg

Сообщение изменено (03-11-05 17:51)

Re: город Кемери (Кеммерн)
Vadims Falkovs  03.11.2005 13:45

Пилецкий Павел писал(а):

> (на самом деле немцы
> захватили Ригу

Её не захватывали, Рига была сдана генералом Корниловым.

> Сейчас это просто маленький
> городок

Сейчас Кемери (с 1959 года) - часть города Юрмала (Рижское Взморье)

> Есть некоторая вероятность, что рельсы в Кемери остались на
> месте. И уже в 20е годы по ним было движение каких-нибудь
> рельсовых автобусов(обычный автобус, поставленный на рельсы). В
> принципе такое возможно, такие автобусы в Латвии в то время
> точно были(как раз на колее 1000мм).

В Мотормузее Риги я лет 10 тому назад видел фотографию газолинового трамвая в Кемери в начале 1930-х годов. Это был именно вагон, а не "рельсовый автобус" в корпусе автобуса на ж/д колесах.

К сожалению, попытки несколько лет тому назад разыскать эту фотография оказались безуспешными.

Re: город Кемери (Кеммерн)
Vadims Falkovs  03.11.2005 13:51

Michal Jaroszynski писал(а):

> Кстати Кемери:
> Вадим, а может у Вас есть тоже такой «официальный ответ» из
> этого города?

Нет, я туда запрос не отправлял, постольку поскольку если в отношении Тукумса и Вентспилса не было никакой информации, кроме энциклопедии "Курземе" просто о том, что "конки были", то по Кемери подтверждений в существовании трамвая не требуется - мы видим фото.

Если у кого есть конкретные вопросы, давайте попробуем их сформулировать и задать Юрмальскому городскому музею.

Вот как бы в Мотор-музее ту фотографию газолинового трамвая раздобыть ума не приложу.

Сообщение изменено (03-11-05 14:06)

Нюансик
А.Кузнецов  03.11.2005 22:44

Vadims Falkovs писал:

> > Лишь в 1983–м власти опомнились и проложили
> > линию на Иманту — автобусы уже не справлялись
> > ---
> >
Опомнились немного раньше. Осенью 1982 года на улицу Сергея Люлина (ныне Даммес) завезли шпалы и положили решетку от нынешнего магазина "Нелда" у нынешней конечной до перекрестка Люлина/Судрабкална (Даммес/Анниньмуйжас). Потом благополучно отрапортовали в Москву о том, что трамвайная линия проложена и увезли эти самые шпалы в неизвестном направлении. Был большой скандал, после чего спустя год вновь злополучные шпалы появились на улице Люлина. Лежали долго, никаких работ не наблюдалось. Потом за короткий срок все сделали.

Re: город Кемери (Кеммерн)
Пилецкий Павел  07.11.2005 11:00

Vadims Falkovs писал(а):

> > Сейчас это просто маленький
> > городок
>
> Сейчас Кемери (с 1959 года) - часть города Юрмала (Рижское
> Взморье)
Я имел ввиду Старую Руссу. До 1914 года это был известный курорт. И трамваи эвуаировали с одного курорта(Кемери) в другой(Старая Русса).


> > Есть некоторая вероятность, что рельсы в Кемери остались на
> > месте. И уже в 20е годы по ним было движение каких-нибудь
> > рельсовых автобусов(обычный автобус, поставленный на рельсы).
> В
> > принципе такое возможно, такие автобусы в Латвии в то время
> > точно были(как раз на колее 1000мм).
>
> В Мотормузее Риги я лет 10 тому назад видел фотографию
> газолинового трамвая в Кемери в начале 1930-х годов. Это был
> именно вагон, а не "рельсовый автобус" в корпусе автобуса на
> ж/д колесах.
>
> К сожалению, попытки несколько лет тому назад разыскать эту
> фотография оказались безуспешными.
Проблема в том, что сейчас нет ни одного бесспорного доказательства работы трамвая в Кемери в 30 годах. Так что поискать ту фотографию действительно стоит.
Вариант с газолиновым трамваем в принципе тоже реальный.
В Латвии были:
1000мм Лиепая, электрический трамвай
1000мм Лиепая-Айзпуте, рельсовые автобусы
1000мм Кемери, вероятно газолиновые трамваи
В Эстонии были
1067мм Таллин, газолиновый трамвай
В Литве были
1000мм Вильнюс, возможно газолиновый трамвай или рельсовый автобус, закрыт в 30е
1000мм Каунас, конный и паровой трамваи, закрыт в 30е

То есть и наличие в Кемери газолинового трамвая и его закрытие в 30е годы вполне возможно. Но фотографию конечно надо искать.

Фото
Aare Olander  07.11.2005 14:38

Пилецкий Павел писал(а):

> > В Мотормузее Риги я лет 10 тому назад видел фотографию
> > газолинового трамвая в Кемери в начале 1930-х годов. Это был
> > именно вагон, а не "рельсовый автобус" в корпусе автобуса на
> > ж/д колесах.
> >
> > К сожалению, попытки несколько лет тому назад разыскать эту
> > фотография оказались безуспешными.
> Проблема в том, что сейчас нет ни одного бесспорного
> доказательства работы трамвая в Кемери в 30 годах. Так что
> поискать ту фотографию действительно стоит.

Фотографию такую я нашел в 1982 году в тогдашнем кинофотоархиве Латв. ССР., инв. номер 68811-Н. Это не совсем резкая репродукция с открытки, деревянный угловатый вагон крупным планом. В архиве дата - 1930 год, но это может быть приблизительно. Постараюсь сегодня вечером отсканировать и выставить.

Зато есть прекрасные фотки о трамвае в Старой Руссе (кинофотоархив Санкт-Петербурга). Видимо стоит сделать целую фотостраничку о Кемери и Старой Руссе.

Re: Фото
Пилецкий Павел  07.11.2005 16:44

Aare Olander писал(а):

> > Проблема в том, что сейчас нет ни одного бесспорного
> > доказательства работы трамвая в Кемери в 30 годах. Так что
> > поискать ту фотографию действительно стоит.
>
> Фотографию такую я нашел в 1982 году в тогдашнем кинофотоархиве
> Латв. ССР., инв. номер 68811-Н. Это не совсем резкая
> репродукция с открытки, деревянный угловатый вагон крупным
> планом. В архиве дата - 1930 год, но это может быть
> приблизительно. Постараюсь сегодня вечером отсканировать и
> выставить.

Не знал. Просто в Пантографе недавно была статья Николая Семёнова "Трамваи не дошедшие до нас". Вы её вероятно читали.
Уважаемый автор статьи написал, что прямых доказательств нет и посвятил один абзац критике косвенных доказательств работы трамвая в Кемери в 30е годы. Оказывается он ошибался. Может стоит об этом написать и в Пантографе?

...
Alens  07.11.2005 17:31

Мой дед, уроженец (1909.г) г. Юрмалы рассказывал, что что-то бензобусоподобное там в 30-е всё-таки ходило. Но только, от его слов, от вокзала до санатории. До моря ходи уже автобус и в место рельсов была уложена шоссе.

Фотовыставка готова
Aare Olander  08.11.2005 00:15

Пока вот прямая ссылка:
http://photo.tramvaj.ru/kemeri.htm
Главной страницей страница пока еще не связана, но надеюсь, картинки доступны.

Re: Изумительно!
Vadims Falkovs  08.11.2005 00:29

Теперь есть документально подтвержденная фотография бензомоторного травмая в Кемери в 1930-е годы. Спасибо!

Re: Фотовыставка готова
Пилецкий Павел  08.11.2005 13:23

Aare Olander писал(а):

> Пока вот прямая ссылка:
> http://photo.tramvaj.ru/kemeri.htm
> Главной страницей страница пока еще не связана, но надеюсь,
> картинки доступны.

Большое спасибо!!!
Одной загадкой в трамвайной истории стало меньше.
Только я думаю, что надо будет написать в Пантограф заметку об этой фотографии.

Re: ...
Пилецкий Павел  10.11.2005 09:12

Alens писал(а):

> Мой дед, уроженец (1909.г) г. Юрмалы рассказывал, что что-то
> бензобусоподобное там в 30-е всё-таки ходило. Но только, от его
> слов, от вокзала до санатории. До моря ходи уже автобус и в
> место рельсов была уложена шоссе.
То есть трамвай был только собственно в Кемери. Получается длина линии в тот период была максимум 1,5км?

Лиепая: последнее продление на смерть Брежнева (КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ)
_Ярополк_  16.11.2005 02:13

Большое спасибо Павлу, в общих чертах всё правильно описал.

Сейчас расскажу подробно. Только сразу отмечу, что в последний раз лиепайский трамвай был проблён в 1982 году, 10 ноября. На смерть Брежнева. Дни траура были. Поэтому никаких праздников не устраивали. Вечером в воскресенье пустили испытательный трамвайчик (Т4 № 210), и с понедельника без лишнего пафоса линия заработала послё трёх дней простоя.

Привожу сравнение, которое очень просто запомнить. Меня зовут Ярополк. (Один из двух Ярополков во всём Рунете). Ярослав я только по паспорту, да статьи так в газетах подписываю. А для людей Ярополк. Людям запомнить такое мудрёное имя трудно. Вот я им и говорю - проговорите - Яро-дивизион. Ага? Ну вот теперь Ярополк запомнить будет легко.

Так же с последним продлением трамвая в Лиепае. Смерть Брежнева. Запомнили? Ага! Ну вот теперь 10 ноября 1982 года запомнить будет легко. :)))



Так. А теперь краткая летопись всех трансформаций рельсового пути в Лиепае для особо заинтересованных.

Названия улиц принципиально буду писать нынешние. Опечатки исправлять не буду.





1899 год 14 сентбря (7 сентября по старому стилю) - первая испытательная поездка Лиепайского трамвая по улице Басейна от улицы Ригас (от депо) до улицы Райня (переезда)

1899 год 26 сентября (14 сентября по старому стилю) - открытие регулярного движение по линии "Городской Мост - Военный порт". Совершенно верно - пригородная линия. Маршрут - Вильгельминовская площадь (у моста и Газенпотского вокзала) - улица Рига, улица Бассейна, улица Калпака до самой переправы на месте нынешнего разводного моста. (три четверти длины нынешней улицы Калпака шли за территорией города по лугам вдоль берега акватории порта) (морем ЭТО у меня как истинного лиепайчанина никогда язык не повернётся) Действует самостоятельное ответвление по улице Ригас до конца - местров 150 до здания вокзала (Либаво-Роменской дороги). Подаются специальный вагоны к прибытию поездов.

1899 год 14 октября (2 октября по старому стилю) - открытие линии по улице Райня. Открывается движения по двум самостоятельным линиям - белой (линия Военного порта) и зелёной (линия улица Ригас). Маршруты: Городской мост (Вильгельминовская площадь) - улица Ригас - Вокзал и Городской мост (Вильгельминовская площадь) - улица ригас - улица Райня - улица Калпака - Военнный порт.

Одновременно начинает работу грузовой трамвай. Уголь на городскую электростанцию постоянного тока рядом с депо привозят на конных повозках, шлак увозят на трёх грузовых платформах в рйон улицы Калпака.


1899 год ноябрь - открываются линии в Старой Лиепае. Трамвайное движение осуществляется таким образом:
Зелёная линия: Вокзал - улица Ригас - Городской мост (который Железный) - улица Лиела - улица Тиргоню - улица Куршу - Сенной рынок (фактически перекрёсток нынешних Куршу/Юрмалас/Эзера/Клайпедас) Линия практический идёт всё время прямо, без особых зигзагов.
Белая линия: Военный порт - улица Калпака - улица Райня - улица ригас - городской мост - улица Лиела - улица Грауду (направо) - проспект Курмаяс (налево) - улица Пелду (налево) (по дуге через Приморский парк) - улица Пелду (налево) (настоящая, которая прямая улица) - улица Алеяс (направо) - улица Рожу (налево) (да-да, мимо нынешней городской думы) - улица Куршу (направо, на соединение с зелёной линией) - Сенной рынок. Таким образом - большая эдакая петля вокруг всего центра.
Я уже писал как-то здесь об этом, но в это время можно описать линии и иначе: Белая линия: Военный порт - будущий аэродром - Порт линии Либава - Галифакс - Нью-Йорк - Газенпотский вокзал - мост - Новый рынок - Кургаузский проспек (главный курортный променад) - Курзал - Приморский парк - Окружной суд - Сенной рынок. Зелёная линия: Либаво-Роменский вокзал - Анненский рынок - Газенпотский вокзал - мост - Новый рынок - Петровский рынок - Сенной рынок.

1900 год февраль. Зелёная линия получает ответвление от улицы Ригас - по улицам Елгавас и Бривибас до переезда с железной дорогой (пути к товарной станции). ТРамвай приходит к Городскому парку и к Проволочной фабрике Беккера, то бишь к Парку Райниса и к Лиепаяс Металургс. Важная деталь - на Бривибас сразу была оставлена полоса под вторую рельсовую колею!!!

1904 - ПЕРВЫЙ двухколейный участок - от перекрёстка улиц Райня и Ригас и до здания городской ратуши перед Новым рынком (нынешняя стрелка Лиела/Зивью перед площадью Рожу).

1903-1910 годы. В это время, когда именно установить трудно, ориентироваться только на городские карты изданий этих годов ответвление от Зелёной линии становится его продлением. Сняты рельсы с улицы Елгавас и положены на улицы Дзелзцельниеку. Трамвай стал стал объезжать Привокзальную площадь по дуге. Таким образом, Зелёная линия стала называться так: Улица Бривибас - Сенной рынок.

1910 - 1914 годы. Вероятно в это время появилось продление от улицы Куршу по улице Клайпедас до площади Ливас. Точную дату найти не удалось

1920 год. Трамвайное движение понемногу восстанавливается. Однако решено закрыть участок Белой линии от улицы Куршу до улицы Улиха. Конечным пунктом стал перекрёсток Пелду/Улиха. Здание трамвайной трамвайной станции сохранилось до сих пор, в нём кафешка. Рельсы сняты с улиц Рожу, Алеяс, и Пелду.

1928 год 1 ноябрь трамвай перешёл в собственность самоуправления.

1932 год, в связи с вводом новой городской электростанции переменного тока прекратилось движение грузового трамвая.

1937 год - началось кусирование городского автобуса. На линии вышли три машины.

1939 год, весна. Предлагается ликвидировать трамвай. Начать с линии к Аэродрому (то есть к Военному порту), линию к Примосркому парку оставить как сезоанную. А со временем закрыть и линию улица Бривибас - улица Клайпедас.

1939 год октябрь - закрыто движение по линии Площадь рожу (она разбита на месте Нового рынка в 1910 году) - Военный порт. Пущены автобусы, кстати, сразу дальше за мост - ещё на три километра, в нынешний Военный город, примерно до конца нынешнего проспекта Атмодас и ещё кусоыек направо. :) Линия Площадь рожу - улица Пелду пока продолжает действовать. (?)

1940 год 26 сентября. Советская власть озаботилась транспортом. Вновь пущено движение по Линии Военный порт (вояки задекорировали порт и назвали остановку Тосмаре, хотя настоящее Тосмаре километрах в пяти от этого места) - Площадь Рожу - улица Паста (следующая остановка с разъездом). Через 4 дня трамваи пошли и до улицы конечной на улице Пелду.

Под новый год 1941 год в печати впервые появилась заметка о полезности для Лиепаи троллейбуса!

В годы Второй мировой войны ( :-/ ) трамвай продолжает действовать в полном объёме.

С весны 1944 по осень 1945 года трамвай стоит, разрушен, разгромлен. Немцам понадобился медный провод КС...

7 ноября 1945 года возобновлено трамвайное движение по линии Площадь Рожу - Вокзал. 10 ноября трамваи пошли ещё на одну остановку вперёд по улице Дзелзцельниеку. На ходу 2 моторных вагона и один прицеп.

Сразу возникли проблемы с переездом на улице Райня. Военный начальник железной дороги чуть не отдал под суд директора трамвайного управления за необеспечение безопасного движения. Порешили, что через переезд люди будут топать пешком. Так и продолжалось до 1972 года. :-(

1946 февраль - первые попытки наладить движение по линии к Военному порту, однак регулярное движение удалось наладить только к февралю года 1946.

1947 год - первые планы построить новую трамвайную линию "Лиепая - Сахарный завод". Та самая легендарная 3-ка.

1947 год 1 июня принято решение не восстанавливать линию к улице Пелду, так как возить некого - всё разбомблено. Пустыри там были 20 лет. Сняли рельсы на улице Грауду и на проспекте Курмаяс. Остальные только в ранние 70-е.

1948 год 1 июня . Открыто первое разворотное кольцо вокруг площади Рожу. Одновременно открыто 4 номера маршрутов. 1-й площадь Рожу - металлург. 2 - Вильгельминовская площадь - улица Бассейна (до переезда). 3- площадь Ливас - Вильгельминовская площадь. 4 - улица Бассейна - Военный порт. 3-ку через месяц отменили. 1-ца стала идти от площади Ливас до Металлурга, 2-ка - от площади Рожу до улицы Бассейна (по Райня, конечно.)

1948 год конец июля - построено разворотное кольцо на площади Ливас.

1948 год начало строительство линии грузового трамвая Городская ТЭЦ - берег Лиепайского озера. Построен участок от Городского канала по Калпака до Бассейна, восстановлена линия по Бассейна до депо, построена линия на Бассейна вдоль депо, соединена с линией на Бривибас, и от тупиков на Бривибас ещё 568 метров к озеру.

1949 год - построены разворотные кольца на улице Бривибас у Металлурга и в конце улицы Райня. Улица Райня выпрямлена и соединена напрямую с улицей Калпака, как сейчас. До этого трамвай с улицы Райня поворачивал сперва налево на улицу Бассена и потом через 50 метров направо на улицу Калпака.

1950 - построены разворотные кольца на улице Калпака у переезда и у воздушного моста. Всего за три года было построено шесть колец, тупиков не осталось.

Затем были эксперименты с номерами маршрутов, чтобы обеспечить движение с пересадкой, но по одному билету. Много фокусов было.

1951 год 21 апреля открылось движение по линии в Чёртову деревню (№ 3), построенной методом народной стройки. РЕльсы были проложены от улицы Калпака по улице Флотес до "тыла" Вокзала затем по улице Межа и Квиешу до перекрёстка с улицей Вентспилс (или же до перекрёстка с предыдщим переулочком, к этой версии я склонясь). Длина линии 2,5 км. На баланс Трамвайного управления не принята.

Маршрут получил номер "3". №1 - Улица Бривибас - площадь Ливас.
№2 - Площадь Рожу - Воздушный мост (с пересадкой с кольца на кольцо на улице Райня) №3 - Площадь Рожу - улица Вентспилс (с пересадкой с кольца на кольцо на улице Райня).

К концу года всё-таки оставили движение такое: №1 - улица Клайпедас - площадь Ливас, № 2 - площадь Рожу - Бассейна (по Райня), № 3 - улица Бассейна - улица Вентспилс, № 4 - улица Бассейна - воздушный мост.

1952 год. Линии грузового трамвая переданы для нужд городского трамвая. 1 июня в новой Лиепае трамвайное движение было организовано в основном в одну сторону:. №1 - городской мост - улица Ригас - улица Дзелцельниеку - улица Бривибас - кольцо - улица Бривибас - улица Бассейна (вдоль депо и дальше) - улица Райня (без заезда на кольцо) - городской мост. №2 - Городской мост - улица Ригас - улица Бассейна - улица Райня (без заезда на кольцо) - городской мост. Белиберда полная. Люди пешком доходили быстрее. №1 вернули обратно осенью. № 2 - к лету следующего года.

1953 год. В начале года было прекращено движение по линии №3. Линия длиной 2,5 км перевозила всего 1 (один) процент пассажиров от пассажиропотока остальных 10 км трамвайных линий города.
В городе так и остались №1, №2 и №4.

1960 год 1 июля. Открывается новый мост через Городской (он же Торговый) канал. С набережных сняты железнодорожные пути, подступы к мосту заметно подсыпаны и подняты, улица лиела повёрнута к новому мосту. Мост назвали трамвайным. Если не ошибаюсь, движение открыл поезд Гота 138-38. Одновременно построена двухколейная линия от перекрёстка с улицей Райня по улице ригас до трамвайного депо. К этому времени №2 тоже ходит от площади Ливас.

1963 год - увеличен радиус разворотного кольца на улице Бривибас.

1963 год - построен участой двойной колеи от трамвайного депо через Привокзальную площадь дол половины :)))))) длины улицы Дзелзцельниеку.

1964 год, май - июнь. В городской газете развернулась дискуссия, а нужен ли трамвай городу? Учитывая те времена - неспроста. Отстояли.

1969 год - ликвидировано кольцо на площади Рожу. Построен двухколейный путь на улице Лиела от перекрёстка с улицей Зивью и до перекрёстка с улицей Кунгу.

1972 год 23 июня - открывается движение по двухколейному продолжению линии по улице Клайпедас длиной 3 333 метра.

1972 год 5 октября - закрывается движение трамваев по линии № 4. Заменено автобусами.

1973 год ноябрь - открыто движение по двухколейному пути по улице Бривибас.

1975 март - август. В связи с большими ремонтными работами трамвай №1 курсирует по улице Ригас только до депо, затем по улице Бассейна, улице Райня и Ригас обратного в центра. №2 в это время не курсирует.

Август 1975 года - март 1976 года. Трамвай № 2 курсирует кольцом по улице Ригас - Бассейна - Райня - Ригас.

1976 год 26 марта. Закрыто движение линии №2.
Как рассказали в депо, по весьма банальной причине - на тот момент с подвижным составом было так плохо, что на ходу было только 7 исправных моторных вагонов. С улицы Райня рельсы сняты в 1978 году.

1982 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее продление Лиепайского трамвая. От перекрёстка Лиела/Кунгу до площади Ливас вместо одноколейного участка с двумя разъездами длиной 1,4 км параллельно по улице Кр. Валдемара построен двухколейный участок длиной 2,4 км. Длина линии увеличилась на 1 км. И на сегодня составляет 13,790 км в двухпутном исчислении (вместе с линиями депо 14,090) или 6,9 как длина маршрута.

Уф.

ВСё на сегодня. :)

Сообщение изменено (17-11-05 15:47)

Вопросы по Лиепае
Sergey K.  16.11.2005 12:41

Большое спасибо за подробное описание истории Лиепайского трамвая!!! :)

Попутно возникло несколько вопросов:
1. Возможно ли в интернете увидеть фотографии Городского (Железного) моста, вместо которого в 1960 году был построен Трамвайный мост?

2.Много ли в городе осталось артифактов на месте демонтированных путей: остановочные павильоны (за исключением упомянутого выше павильона на Пелду/Уриха), специфичные столбы КС и т.д.?

3.Почему в 1982 году трамвай продлили до Центрального кладбища, а не до нового густонаселенного Эзеркраста по ул.Вентас, М.Кемпес?



Рожу лаукумс (Площадь роз)
(c)http://www.liepaja.lv

No Subject
Michal Jaroszynski  16.11.2005 13:05



Сообщение изменено (16-11-05 13:29)

Re: Лиепая
Michal Jaroszynski  16.11.2005 13:07

Большое Вам спасибо за такой интересный рассказ, тоже другим людям которые писали сообщения в этой теме – об Кемери тоже можно было интересные факты прочитать.

У меня еще короткий вопрос: ходили когда-нибудь в Лиепаи вагоны КТ4 сцепками или всегда были одиночки?

Re: Вопросы по Лиепае
Пилецкий Павел  16.11.2005 14:34

Sergey K. писал(а):

> 2.Много ли в городе осталось артифактов на месте
> демонтированных путей: остановочные павильоны (за исключением
> упомянутого выше павильона на Пелду/Уриха), специфичные столбы
> КС и т.д.?
Самый большой артефакт это вся улица Бассейна. Рельсы на ней сохранились почти везде, они заканчиваются всего метров за 200 до улицы Райня.
Кое-что сохранилось около депо. Пути в депо деляться на две части. Часть путей это собственно старая территория депо. А два крайних пути это бывшая грузовая линия по улице Бассейна. Когда линию ликвидировали, депо расширились и загородило бывшую линию забором. Сейчас вагоны обычно стоят на этих путях. Старое депо выполняет больше ремонтную функцию. Также видны остатки линии при повороте с Бассейна на Бривибас и бывшее примыкание этой линии на перекрёстке Бривибас/Дзелзцельниеку.
Самый забавный артефакт пожалуй стрелки с ручкой для перевода(примерно как на железной дороге) на территории депо. Для советских трамваев очень нехарактерная вещь.
На кольце у Центрального кладбища сохранились остатки второго пути и будка бывшей диспетчерской(вероятно).
Кажется сохранилось здание первой электростанции 1899 года. А в центре города на фасаде одного из домов сохранилась вывеска(буквы были выложенв из кирпича) управления трамвайного общества.
В общем, есть на что посмотреть.

> 3.Почему в 1982 году трамвай продлили до Центрального кладбища,
> а не до нового густонаселенного Эзеркраста по ул.Вентас,
> М.Кемпес?
В 1982 трамвай перенесли на улицу Валдемара. До Центрального кладбища трамвай продлили существенно раньше, в 1972. Многоэтажная застройка там по трамвайной трассе есть. Первая остановка после Центрального кладбища уже достаточно большой многоэтажный микрорайон.

Re: Лиепая: последнее продление на смерть Брежнева (КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ)
Пилецкий Павел  16.11.2005 14:54

_Ярополк_ писал(а):

> К концу года всё-таки оставили движение такое: №1 - улица
> Клайпедас - площадь Ливас, № 2 - площадь Рожу - Бассейна (по
> Райня), № 3 - улица Бассейна - улица Вентспилс, № 4 - улица
> Бассейна - воздушный мост.
Надо полагать, №1 - улица Бривибас - площадь Ливас(опечатка смысловая, по этому отметитил).

Старые трамваи в Лиепае были вроде до 1959. То есть после 1959 тупиков на конечных уже точно нигде не было, везде были только кольца?

> 1972 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее продление
> Лиепайского трамвая. От перекрёстка Лиела/Кунгу до площади
> Ливас вместо одноколейного участка с двумя разъездами длиной
> 1,4 км параллельно по улице Кр. Валдемара построен двухколейный
> участок длиной 2,4 км.
А перекрёсток "с милиционером" был на Тиргоню/Куршу/Пелдю? Милиционер там был до 1982?

Ещё интересная вещь. В туристическом листке по Лиепае есть информация. "ул. Тиргоню - первая пешеходная улица в Лиепае. До реконструкции 1987 года здесь проходил трамвай". То есть сначала трамвай убрали с центральной улицы Тиргонюна параллельную, а только через несколько лет решили сделать Тиргоню пешеходной улицей?

Re: на смерть Брежнева ?
Vadims Falkovs  16.11.2005 16:01

> > 1972 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее продление
> > Лиепайского трамвая.

Смерть Брежнева имела место быть на две пятилетки позже - в 1982 году.

Re: Вопросы по Лиепае
_Ярополк_  17.11.2005 15:57

Sergey K. писал(а):

> Попутно возникло несколько вопросов:
> 1. Возможно ли в интернете увидеть фотографии Городского
> (Железного) моста, вместо которого в 1960 году был построен
> Трамвайный мост?

См. ниже

> 2.Много ли в городе осталось артифактов на месте
> демонтированных путей: остановочные павильоны (за исключением
> упомянутого выше павильона на Пелду/Улиха), специфичные столбы
> КС и т.д.?

Столбы - отдельная история. Их не так много. Точной статистики не вёл.

Последний рельсовый артефакт на перекрёстке калпака/Пилтенес был снят осенью 2004 года, летом того же года были сняты рельсы с разъездом на Сенном рынке.


> 3.Почему в 1982 году трамвай продлили до Центрального кладбища,
> а не до нового густонаселенного Эзеркраста по ул.Вентас,
> М.Кемпес?

В 1972 году трамвай продлили до центрального кладбища в соответствии с планами ещё 1964 года. Эзеркраст тогда в планах ещё не значился, так же, как его толком ещё и не было в 1982 году. А юго-западный микрорайон в конце 60-х оказался на значительном удалении от города. :( и транспорт был нужен очень.

Важно учесть, что автобусное сообщение в городе получило удовлетворительное развитие только после 1982 года, когда был открыт современный автобусный парк, а до того он ютился... на площади К. Залес. Кто знает географию города, тот поймёт. :)


>
>
> Рожу лаукумс (Площадь роз)
> (c)http://www.liepaja.lv


Ага. Она самая. Можно предположить, что фотография 1911 или 1912 года. :)

Re: Лиепая
_Ярополк_  17.11.2005 16:00

Michal Jaroszynski писал(а):


> У меня еще короткий вопрос: ходили когда-нибудь в Лиепаи вагоны
> КТ4 сцепками или всегда были одиночки?


Михаил!
Лиепая - единственный город в мире, где ходили сцепки КТ-4 + Т4. Последние, правда, обезмоторенные, в качестве прицепов.

КТ-4 + КТ-4 был только один в качестве эксперимента - №230+229. Ходил достаточно долго.

Это обсуждалось здесь много. Можно посмотреть по поиску в архиве.

Re: Лиепая: последнее продление на смерть Брежнева (КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ)
_Ярополк_  17.11.2005 16:08

Пилецкий Павел писал(а):

> _Ярополк_ писал(а):
>
> > К концу года всё-таки оставили движение такое: №1 - улица
> > Клайпедас - площадь Ливас, № 2 - площадь Рожу - Бассейна (по
> > Райня), № 3 - улица Бассейна - улица Вентспилс, № 4 - улица
> > Бассейна - воздушный мост.
> Надо полагать, №1 - улица Бривибас - площадь Ливас(опечатка
> смысловая, по этому отметитил).

Это я опечатался. Да, там была Бривибас.

>
> Старые трамваи в Лиепае были вроде до 1959. То есть после 1959
> тупиков на конечных уже точно нигде не было, везде были только
> кольца?

Первые пять Гот пришли в 1957 году в декабре. Ещё с двумя кабинами. Остальные поставки приходили уже с одной кабиной.
Последний тупик заменён кольцом в 1951 году. (Провёрю год по документам).

Милиционер "висел" на этом перекрёстке, надо думать в 60-х - ранних 70-х. Электрическая сигнализация была окончательно введена в 1973-м.


> А перекрёсток "с милиционером" был на Тиргоню/Куршу/Пелдю?
> Милиционер там был до 1982?
>
> Ещё интересная вещь. В туристическом листке по Лиепае есть
> информация. "ул. Тиргоню - первая пешеходная улица в Лиепае. До
> реконструкции 1987 года здесь проходил трамвай". То есть
> сначала трамвай убрали с центральной улицы Тиргоню на
> параллельную, а только через несколько лет решили сделать
> Тиргоню пешеходной улицей?

Совершенно верно. Соответственно до перестройки улицы в местный "арбат" на ней ещё были рельсы. Кстати, в начале 80-х Лиепая вышла в лидеры в Латвии по новациям в архитектуре. Ну и между прочим, тогда это было продолжение улицы Ленина. В Тиргоню и Лиела улицу разделили только во время уничтожения ленинизации. Наверное, год 1988.

Сообщение изменено (17-11-05 17:01)

Re: на смерть Брежнева ?
_Ярополк_  17.11.2005 16:10

Vadims Falkovs писал(а):

> > > 1972 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее
> продление
> > > Лиепайского трамвая.
>
> Смерть Брежнева имела место быть на две пятилетки позже - в
> 1982 году.


:))))))))))))

Спасибо, Вадим.
Уже исправил.

Re: Лиепая: Снимки (доп)
_Ярополк_  17.11.2005 17:00

Alens писал(а):

> Я тут в сети откопал несколько старых снимков города, может
> ув. Ярополк прокомментирует, что по-чём :)
>




> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0307.jpg

Вильгельминовская площадь. Набережная. Новая Лиепая, трамвай съезжает с Железного моста и двигается в сторону улицы Ригас. Не знал, что там был разъезд. После 1904 года здесь построили двойной путь. За вагоном, двигающимся в сторону моста можно рассмотреть здание Газенпотского вокзала (!). На месте белого здания гостиницы сейчас находится Памятник защитникам города.



> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0309.jpg

Сенной рынок. Фотограф смотрит на север. Рынок виден на заднем плане, а на переднем плане разъезд как раз на перекрёстке Куршу и Юрмалас. Трамваи фактически перегораживают улицу Юрмалас. (Разъезд из-за этого был перенесён на 60 метров севернее в 1950-м году и просуществовал благополучно до 2004 года.) После этого перекрёстка улица Куршу переходит в улицу Клайпедас, и одноколейная линия, идущая к зрителю - это более позднее продолжение к площади Ливас.
(Красиво, чёрт возьми!)


> Собств. для затравочки- почти что наши дни да и номер 2
> виден...
>

Вторая половина 60-х. Улица Ленина. Очень известный сегодня поворот. Остановка улица Паста. 9-этажка на заднем плане построена на месте, где улитца Лиела раньше шла прямо к старому мосту. Обратите внимание на брусчатку. Асфальт на улице Ленина появился только к 1970-му году. Морда "2-ки" смотрит на юг.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0318.jpg

Улица Лиела. Трамвай поворачивает на улицу Грауду. Вид на юг. Рожу лаукумса ещё нет. На месте роз - площадь Нового рынка. Фото до 1910 года.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0233.jpg

Тот самый Железный мост. Вид из центра на север, на Новую Лиепаю. Нынешний Трамвайный мост раположен 50-ю метрами левее, ближе к морю.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0243.jpg

Поворот с улицы Грауду на проспект Курмаяс. Фотография до 1906 года, потому что административное здание Восточно-азиатской судоходной компании, осуществлявшей пассажирские рейсы из Либавы в Нью-Йорк, построено только наполовину. Сохранилось до сих пор. Сейчас в нём Курземский Окружной суд.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0317.jpg

Та же улица Лиела, так же трамвай поворачивает на улицу Грауду. Вид на юг. Но площадь Роз уже разбита. :) Можно предположить 1910 год.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0346.jpg

Проспект Курмаяс, он же Кургаузский проспект, он же проспект Курзала. Снято со второго этажа или с крыши Курзала. Вид от моря в сторону центра города. (Деревянный курзал сгорел в 1937 году.) Сейчас на этом месте тоже большая площадь. На месте Курзала и открытой эстрады - парк, там, где за эстрадой был выход на море - дамба (так как берег моря за счёт естественнного (фифти/фифти) наращивания пляжа отступает), построенная в 30-е годы, а на дамбе памятник Погибшим рыбакам и морякам, погибшим в море.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0353.jpg

Привокзальная площадь. Вокзал Либаво-Роменской железной дороги. Сохранился до сих пор, самоес старое сохранившееся каменное здание вокзала в Латвии. Фотография около или после 1910 года. Трамвай двигается в сторону улицы Дзелзцельниеку.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0355.jpg

Не узнаю. Может быть улица ригас, может быть улица Райня. Контуры высокого здания слева тоже не помогают сориентироваться.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0361.jpg

Вокзал Либаво-Газенпотской железной дороги. Любимый конёк Павла! Находится на набережной Торгового канала. Ракуср фотографии - с северо-запада на юго-восток.
Для тех, кто не в курсе: вокзал узкоколейной железной дороги Лиепая - Айзпуте, единственная дорога в Латвии с шириной колеи 1000 мм. Длина около 60 километров. В конце 30-х годов была перешита на 750 мм, движение закрыто в ноябре 1963 года.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0008.jpg

О-о-о! Замечательное место! Приморский парк. Справа за кадром остаётся здание курзала. Весь ландшафт сохранился до сих пор. Вперёд уходит улица Пелду. Если идти прямо, то выйдешь к морю. А на полдороге будет поворот налево, куда улица и поворачивает вместе с трамваем, и далее по дуге мимо Купального заведения обратно в город. А до этого поворота трамвай едет вот такой вот выемке, которая на фото прекрасно видна. А сейчас в этой выемке просто тротуар.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0011.jpg

Улица Грауду. Трамвай едет в сторону улицы Лиела. Участок между улицами Лиела и Кр. Валдемара. Вся видимая на фото застройка не сохранилась. На месте домов на ближнем плане в конце 1910-х годов были построены многоэтажные дома в югендстиле, вся дальняя застройка вместе с башней телеграфной стнции погибла в 1941 году. сейчас там большой сквер.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0398.jpg

Улица Алеяс. Сейчас это всё выглядит так же, нет только ближайшего углового дома. Рельсы заворачивают на улицу Рожу.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0083-copy.jpg

Улица Лиела. Площадь Ро... Нет, ещё Новый рынок. Обратите внимание на путевое развитие - к 1930-м годам оно существенно упростилось. Не могу рассмотреть продолжение путей на север: если там две колеи, то фото после 1904 года, если же и дальше рельсы идуть по западному краю улицы, то фото снято до 1904 года.

>
> (c)Liepajniekiem.lv
На самом деле все эти фотографии есть в фондах Лиепайского музея. Сам в руках держал.

Можете продолжить. С удовольствитем буду гидом. :)

Сообщение изменено (17-11-05 17:04)

Re: Вопросы по Лиепае
_Ярополк_  17.11.2005 17:15

Пилецкий Павел писал(а):

> Самый большой артефакт это вся улица Бассейна. Рельсы на ней
> сохранились почти везде, они заканчиваются всего метров за 200
> до улицы Райня.
> Кое-что сохранилось около депо. Пути в депо деляться на две
> части. Часть путей это собственно старая территория депо. А два
> крайних пути это бывшая грузовая линия по улице Бассейна.

Ещё есть третий - ближе к забору церкви, как небольшое ответвление с двумя стрелками.

> Когда линию ликвидировали, депо расширились и загородило бывшую линию забором. Сейчас вагоны обычно стоят на этих путях. Старое депо
> выполняет больше ремонтную функцию. Также видны остатки линии
> при повороте с Бассейна на Бривибас и бывшее примыкание этой
> линии на перекрёстке Бривибас/Дзелзцельниеку.

> Самый забавный артефакт пожалуй стрелки с ручкой для
> перевода(примерно как на железной дороге) на территории депо.

Увы, Павел. Их больше нет. Рельсы этим летом перез зданием депо заменены полностью всесте со всеми крестовинами и стрелками. Самодельные стрелки конца 80-х годов заменены на промышленные трамвайные одноперьевые, переводимые ломом.


> На кольце у Центрального кладбища сохранились остатки второго
> пути и будка бывшей диспетчерской(вероятно).

Да. Ещё там сухой туалет. Как диспетчерская, насколько мне известно, использовалась очень мало, хотя на моей памяти были неоднократные поползновения чего-то там открыть.


> Кажется сохранилось здание первой электростанции 1899 года.

Да! Оно находится рядом с депо. Сейчас там спортивный зал Западных Электрических сетей и их же небольшой музейчик. Особо приятно наблюдать тяжёлые деревянные перекрытия, среплённые железными скобами. А рядом четырёхэтажное современное их административное здание.


А в
> центре города на фасаде одного из домов сохранилась
> вывеска(буквы были выложенв из кирпича) управления трамвайного
> общества.

Это ФРЕСКА!!!! То есть нарисовано краской на стене и благодаря этому до сих пор сохранилось. Кстати, написано по-немецки!

Лиепая
Пилецкий Павел  18.11.2005 11:13

Из артефактов ещё кажется на Бривибас на действующей линии есть одна закрытая остановка. Но что от неё осталось, не помню. Так что лиепайский трамвай несмотря на скромные размеры имеет много разнообразных достопримечательностей.

На действующей линии особое внимание можно обратить на светофоры, управляемые трамваем при помощи бесконтактных датчиков. Штука для бСССР редкая и необычная. Достаточно необычно для бСССР выглядят электронные компостеры в трамваях. Ну и бригада контролёров выглядела в декабре 2004 очень необычно:-)

Ещё вопрос. Не понял про движение автобусов в 1939 в Военный город через мост. Они проезжали по разводному мосту?
Ещё можно вспомнить про поговорку 30х годов "Медленный как лиепайский трамвай". К счастью для лиепайского трамвая поговорка стала только воспоминанием, кризис 30х годов он пережил относительно удачно.

Ещё кое-что выяснил про железнодорожный переезд на Райня-Калпака. Сейчас линия в порт не принадлежит ЛДЗ, это подъездной путь порта. Но в совесткое время линии в крупные порты обычно принадлежали МПС, так что переезд видимо принадлежал МПС. Кроме того есть вероятнось что переезд расположен ещё на территории собственно станции. Может поэтому МПС и потребовало её закрытия. С переездами на территории станции МПС боролось особенно активно.

А железнодорожная линия Лиепая-Айзпуте и правда была очень необычной.
-Благодаря ей Лиепая претендует на звание рекордсмена по числу железных дорог с разной шириной колеи(она принадлежала частному обществу, поэтому её долго не перешивали на стандартную колею).
-Эта дорога очень долго была частной, вплоть до 1938 года. Обычно после первой мировой войны не только в СССР, но и в Прибалтике и Польше дороги общего пользования были государственными.
-Дорога имела оригинальный подвижной состав. В начале 30х она одной из первых на территории бывшей Российской империи стала использовать рельсовые автобысы для пассажирских перевозок. А в конце 30х(уже после перешивки) на этой дороге работали единственные на территории СССР дизель-поезда колеи 750мм.
-Дорога с колеи 1000мм была перешита на 750мм. Это довольно необычно, обычно дороги колеи 1000мм перешивались на широкую колею.
-Есть забавная история с внедрением прогрессивных видов тяги на железных дорогах МПС. Дорога Лиепая-Айзпуте получила тепловозы в конце 50х, когда на широкой колее в Лиепае были только паровозы. После закрытия дороги тепловозы из Лиепаи исчезли, остались только паровозы на широкой колее. Случай не уникальный, но редкий.

Конфигурация узкоколейных линий менялась видимо следующим образом.
-При постройки Газенпотской дороги её сдалали практически независимой от широкой колеи со своей станцией и вокзалом в Лиепае. Широкую колею она пересекала в Крустоюмсе и дальше шла южнее ширкой колеи вдоль берега озера.
-В годы первой мировой войны были попытко построить узкоколейные линии от Лиепаи на север. Тогда же видимо отвели под узкую колею просторанство на ширококолейной станции на другой стороне от вокзала.
-Кажется в 1922 дотянули дорогу 600мм от Руцавы до Лиепаи. Она шла южнее широкой колеи, но рядом с ширококолейной линией. На посту Шкироюмс(непосредственно перед началом станции) эта линия переходила на север от широкой колеи и шла в узкоколейную зону станции.
-Затем в конце 20х начали строить дорогу 750мм Лиепая-Алсунга. Она вся проходила к северу от широкой колеи, поэтому с ней проблем не было. Линия логичным образом заходила в узкоколейную зону главной станции.
-Затем быстро(возможно уже через год) доругу на Руцаву перешили на 750мм. То есть пять разных ширин колеи в Лиепае было недолго, возможно всего год.
-Затем в 1939 перешили на 750мм дорогу Лиепая-Айзпуте. При этом её станцию и вокзал ликвидировали и завели её на главную станцию. Вот тогда то и построили линию Крустоюмс-Шкироюмс к северу от широколейной дороги. Дорога Лиепая-Айзпуте больше не пересекала широкую колею. Дорогу Лиепая-Руцава также перевели на новую линию. При этом линию Крустоюмс-Шкироюмс к югу от широкой колеи и сам пост Шкироюмс закрыли. Теперь в Крустоюмсе широкую колею пересекала линия Лиепая-Руцава.
-Возможен альтернативный вариант по последнему пункту. Линию Крустоюмс-Шкироюмс к северу от широколейной дороги построили в конце 20х и перевели на ней линию Лиепая-Руцава. А в 1939 на эту же линию перевели дорогу Лиепая-Айзпуте.

Нет ли у кого старой схемки рижского транспорта годов эдак 45-65? (-)
Зигфрид  19.11.2005 15:38

0

Несколько фото
Пилецкий Павел  23.11.2005 10:01

Газенпотский вокзал
http://www.geocities.com/jamshedpoor/21.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/21s.jpg

Газенпотский вокзал
http://www.geocities.com/jamshedpoor/24.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/24s.jpg

Итого уже есть 4 фото Газенпотского вокзала. Кроме этих двух выше приводились
http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0361.jpg
http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0307.jpg


Фото старого моста с трамваем
http://www.geocities.com/jamshedpoor/23.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/23s.jpg
Ярополк, посмотри пожалуйста внимательнее. Интересно с какого берега это снято. Вроде снято с южного берега канала и большой корабль стоитслева от моста. Но вокзала Газенпотской дороги не видно.


Современное фото трамвая
http://www.geocities.com/jamshedpoor/22.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/22s.jpg

Сообщение изменено (23-11-05 10:04)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.003 seconds ]