ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы: <<1 2 Все
Страница: 2 из 2
Re: Фотовыставка готова
Пилецкий Павел  08.11.2005 13:23

Aare Olander писал(а):

> Пока вот прямая ссылка:
> http://photo.tramvaj.ru/kemeri.htm
> Главной страницей страница пока еще не связана, но надеюсь,
> картинки доступны.

Большое спасибо!!!
Одной загадкой в трамвайной истории стало меньше.
Только я думаю, что надо будет написать в Пантограф заметку об этой фотографии.

Re: ...
Пилецкий Павел  10.11.2005 09:12

Alens писал(а):

> Мой дед, уроженец (1909.г) г. Юрмалы рассказывал, что что-то
> бензобусоподобное там в 30-е всё-таки ходило. Но только, от его
> слов, от вокзала до санатории. До моря ходи уже автобус и в
> место рельсов была уложена шоссе.
То есть трамвай был только собственно в Кемери. Получается длина линии в тот период была максимум 1,5км?

Лиепая: последнее продление на смерть Брежнева (КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ)
_Ярополк_  16.11.2005 02:13

Большое спасибо Павлу, в общих чертах всё правильно описал.

Сейчас расскажу подробно. Только сразу отмечу, что в последний раз лиепайский трамвай был проблён в 1982 году, 10 ноября. На смерть Брежнева. Дни траура были. Поэтому никаких праздников не устраивали. Вечером в воскресенье пустили испытательный трамвайчик (Т4 № 210), и с понедельника без лишнего пафоса линия заработала послё трёх дней простоя.

Привожу сравнение, которое очень просто запомнить. Меня зовут Ярополк. (Один из двух Ярополков во всём Рунете). Ярослав я только по паспорту, да статьи так в газетах подписываю. А для людей Ярополк. Людям запомнить такое мудрёное имя трудно. Вот я им и говорю - проговорите - Яро-дивизион. Ага? Ну вот теперь Ярополк запомнить будет легко.

Так же с последним продлением трамвая в Лиепае. Смерть Брежнева. Запомнили? Ага! Ну вот теперь 10 ноября 1982 года запомнить будет легко. :)))



Так. А теперь краткая летопись всех трансформаций рельсового пути в Лиепае для особо заинтересованных.

Названия улиц принципиально буду писать нынешние. Опечатки исправлять не буду.





1899 год 14 сентбря (7 сентября по старому стилю) - первая испытательная поездка Лиепайского трамвая по улице Басейна от улицы Ригас (от депо) до улицы Райня (переезда)

1899 год 26 сентября (14 сентября по старому стилю) - открытие регулярного движение по линии "Городской Мост - Военный порт". Совершенно верно - пригородная линия. Маршрут - Вильгельминовская площадь (у моста и Газенпотского вокзала) - улица Рига, улица Бассейна, улица Калпака до самой переправы на месте нынешнего разводного моста. (три четверти длины нынешней улицы Калпака шли за территорией города по лугам вдоль берега акватории порта) (морем ЭТО у меня как истинного лиепайчанина никогда язык не повернётся) Действует самостоятельное ответвление по улице Ригас до конца - местров 150 до здания вокзала (Либаво-Роменской дороги). Подаются специальный вагоны к прибытию поездов.

1899 год 14 октября (2 октября по старому стилю) - открытие линии по улице Райня. Открывается движения по двум самостоятельным линиям - белой (линия Военного порта) и зелёной (линия улица Ригас). Маршруты: Городской мост (Вильгельминовская площадь) - улица Ригас - Вокзал и Городской мост (Вильгельминовская площадь) - улица ригас - улица Райня - улица Калпака - Военнный порт.

Одновременно начинает работу грузовой трамвай. Уголь на городскую электростанцию постоянного тока рядом с депо привозят на конных повозках, шлак увозят на трёх грузовых платформах в рйон улицы Калпака.


1899 год ноябрь - открываются линии в Старой Лиепае. Трамвайное движение осуществляется таким образом:
Зелёная линия: Вокзал - улица Ригас - Городской мост (который Железный) - улица Лиела - улица Тиргоню - улица Куршу - Сенной рынок (фактически перекрёсток нынешних Куршу/Юрмалас/Эзера/Клайпедас) Линия практический идёт всё время прямо, без особых зигзагов.
Белая линия: Военный порт - улица Калпака - улица Райня - улица ригас - городской мост - улица Лиела - улица Грауду (направо) - проспект Курмаяс (налево) - улица Пелду (налево) (по дуге через Приморский парк) - улица Пелду (налево) (настоящая, которая прямая улица) - улица Алеяс (направо) - улица Рожу (налево) (да-да, мимо нынешней городской думы) - улица Куршу (направо, на соединение с зелёной линией) - Сенной рынок. Таким образом - большая эдакая петля вокруг всего центра.
Я уже писал как-то здесь об этом, но в это время можно описать линии и иначе: Белая линия: Военный порт - будущий аэродром - Порт линии Либава - Галифакс - Нью-Йорк - Газенпотский вокзал - мост - Новый рынок - Кургаузский проспек (главный курортный променад) - Курзал - Приморский парк - Окружной суд - Сенной рынок. Зелёная линия: Либаво-Роменский вокзал - Анненский рынок - Газенпотский вокзал - мост - Новый рынок - Петровский рынок - Сенной рынок.

1900 год февраль. Зелёная линия получает ответвление от улицы Ригас - по улицам Елгавас и Бривибас до переезда с железной дорогой (пути к товарной станции). ТРамвай приходит к Городскому парку и к Проволочной фабрике Беккера, то бишь к Парку Райниса и к Лиепаяс Металургс. Важная деталь - на Бривибас сразу была оставлена полоса под вторую рельсовую колею!!!

1904 - ПЕРВЫЙ двухколейный участок - от перекрёстка улиц Райня и Ригас и до здания городской ратуши перед Новым рынком (нынешняя стрелка Лиела/Зивью перед площадью Рожу).

1903-1910 годы. В это время, когда именно установить трудно, ориентироваться только на городские карты изданий этих годов ответвление от Зелёной линии становится его продлением. Сняты рельсы с улицы Елгавас и положены на улицы Дзелзцельниеку. Трамвай стал стал объезжать Привокзальную площадь по дуге. Таким образом, Зелёная линия стала называться так: Улица Бривибас - Сенной рынок.

1910 - 1914 годы. Вероятно в это время появилось продление от улицы Куршу по улице Клайпедас до площади Ливас. Точную дату найти не удалось

1920 год. Трамвайное движение понемногу восстанавливается. Однако решено закрыть участок Белой линии от улицы Куршу до улицы Улиха. Конечным пунктом стал перекрёсток Пелду/Улиха. Здание трамвайной трамвайной станции сохранилось до сих пор, в нём кафешка. Рельсы сняты с улиц Рожу, Алеяс, и Пелду.

1928 год 1 ноябрь трамвай перешёл в собственность самоуправления.

1932 год, в связи с вводом новой городской электростанции переменного тока прекратилось движение грузового трамвая.

1937 год - началось кусирование городского автобуса. На линии вышли три машины.

1939 год, весна. Предлагается ликвидировать трамвай. Начать с линии к Аэродрому (то есть к Военному порту), линию к Примосркому парку оставить как сезоанную. А со временем закрыть и линию улица Бривибас - улица Клайпедас.

1939 год октябрь - закрыто движение по линии Площадь рожу (она разбита на месте Нового рынка в 1910 году) - Военный порт. Пущены автобусы, кстати, сразу дальше за мост - ещё на три километра, в нынешний Военный город, примерно до конца нынешнего проспекта Атмодас и ещё кусоыек направо. :) Линия Площадь рожу - улица Пелду пока продолжает действовать. (?)

1940 год 26 сентября. Советская власть озаботилась транспортом. Вновь пущено движение по Линии Военный порт (вояки задекорировали порт и назвали остановку Тосмаре, хотя настоящее Тосмаре километрах в пяти от этого места) - Площадь Рожу - улица Паста (следующая остановка с разъездом). Через 4 дня трамваи пошли и до улицы конечной на улице Пелду.

Под новый год 1941 год в печати впервые появилась заметка о полезности для Лиепаи троллейбуса!

В годы Второй мировой войны ( :-/ ) трамвай продолжает действовать в полном объёме.

С весны 1944 по осень 1945 года трамвай стоит, разрушен, разгромлен. Немцам понадобился медный провод КС...

7 ноября 1945 года возобновлено трамвайное движение по линии Площадь Рожу - Вокзал. 10 ноября трамваи пошли ещё на одну остановку вперёд по улице Дзелзцельниеку. На ходу 2 моторных вагона и один прицеп.

Сразу возникли проблемы с переездом на улице Райня. Военный начальник железной дороги чуть не отдал под суд директора трамвайного управления за необеспечение безопасного движения. Порешили, что через переезд люди будут топать пешком. Так и продолжалось до 1972 года. :-(

1946 февраль - первые попытки наладить движение по линии к Военному порту, однак регулярное движение удалось наладить только к февралю года 1946.

1947 год - первые планы построить новую трамвайную линию "Лиепая - Сахарный завод". Та самая легендарная 3-ка.

1947 год 1 июня принято решение не восстанавливать линию к улице Пелду, так как возить некого - всё разбомблено. Пустыри там были 20 лет. Сняли рельсы на улице Грауду и на проспекте Курмаяс. Остальные только в ранние 70-е.

1948 год 1 июня . Открыто первое разворотное кольцо вокруг площади Рожу. Одновременно открыто 4 номера маршрутов. 1-й площадь Рожу - металлург. 2 - Вильгельминовская площадь - улица Бассейна (до переезда). 3- площадь Ливас - Вильгельминовская площадь. 4 - улица Бассейна - Военный порт. 3-ку через месяц отменили. 1-ца стала идти от площади Ливас до Металлурга, 2-ка - от площади Рожу до улицы Бассейна (по Райня, конечно.)

1948 год конец июля - построено разворотное кольцо на площади Ливас.

1948 год начало строительство линии грузового трамвая Городская ТЭЦ - берег Лиепайского озера. Построен участок от Городского канала по Калпака до Бассейна, восстановлена линия по Бассейна до депо, построена линия на Бассейна вдоль депо, соединена с линией на Бривибас, и от тупиков на Бривибас ещё 568 метров к озеру.

1949 год - построены разворотные кольца на улице Бривибас у Металлурга и в конце улицы Райня. Улица Райня выпрямлена и соединена напрямую с улицей Калпака, как сейчас. До этого трамвай с улицы Райня поворачивал сперва налево на улицу Бассена и потом через 50 метров направо на улицу Калпака.

1950 - построены разворотные кольца на улице Калпака у переезда и у воздушного моста. Всего за три года было построено шесть колец, тупиков не осталось.

Затем были эксперименты с номерами маршрутов, чтобы обеспечить движение с пересадкой, но по одному билету. Много фокусов было.

1951 год 21 апреля открылось движение по линии в Чёртову деревню (№ 3), построенной методом народной стройки. РЕльсы были проложены от улицы Калпака по улице Флотес до "тыла" Вокзала затем по улице Межа и Квиешу до перекрёстка с улицей Вентспилс (или же до перекрёстка с предыдщим переулочком, к этой версии я склонясь). Длина линии 2,5 км. На баланс Трамвайного управления не принята.

Маршрут получил номер "3". №1 - Улица Бривибас - площадь Ливас.
№2 - Площадь Рожу - Воздушный мост (с пересадкой с кольца на кольцо на улице Райня) №3 - Площадь Рожу - улица Вентспилс (с пересадкой с кольца на кольцо на улице Райня).

К концу года всё-таки оставили движение такое: №1 - улица Клайпедас - площадь Ливас, № 2 - площадь Рожу - Бассейна (по Райня), № 3 - улица Бассейна - улица Вентспилс, № 4 - улица Бассейна - воздушный мост.

1952 год. Линии грузового трамвая переданы для нужд городского трамвая. 1 июня в новой Лиепае трамвайное движение было организовано в основном в одну сторону:. №1 - городской мост - улица Ригас - улица Дзелцельниеку - улица Бривибас - кольцо - улица Бривибас - улица Бассейна (вдоль депо и дальше) - улица Райня (без заезда на кольцо) - городской мост. №2 - Городской мост - улица Ригас - улица Бассейна - улица Райня (без заезда на кольцо) - городской мост. Белиберда полная. Люди пешком доходили быстрее. №1 вернули обратно осенью. № 2 - к лету следующего года.

1953 год. В начале года было прекращено движение по линии №3. Линия длиной 2,5 км перевозила всего 1 (один) процент пассажиров от пассажиропотока остальных 10 км трамвайных линий города.
В городе так и остались №1, №2 и №4.

1960 год 1 июля. Открывается новый мост через Городской (он же Торговый) канал. С набережных сняты железнодорожные пути, подступы к мосту заметно подсыпаны и подняты, улица лиела повёрнута к новому мосту. Мост назвали трамвайным. Если не ошибаюсь, движение открыл поезд Гота 138-38. Одновременно построена двухколейная линия от перекрёстка с улицей Райня по улице ригас до трамвайного депо. К этому времени №2 тоже ходит от площади Ливас.

1963 год - увеличен радиус разворотного кольца на улице Бривибас.

1963 год - построен участой двойной колеи от трамвайного депо через Привокзальную площадь дол половины :)))))) длины улицы Дзелзцельниеку.

1964 год, май - июнь. В городской газете развернулась дискуссия, а нужен ли трамвай городу? Учитывая те времена - неспроста. Отстояли.

1969 год - ликвидировано кольцо на площади Рожу. Построен двухколейный путь на улице Лиела от перекрёстка с улицей Зивью и до перекрёстка с улицей Кунгу.

1972 год 23 июня - открывается движение по двухколейному продолжению линии по улице Клайпедас длиной 3 333 метра.

1972 год 5 октября - закрывается движение трамваев по линии № 4. Заменено автобусами.

1973 год ноябрь - открыто движение по двухколейному пути по улице Бривибас.

1975 март - август. В связи с большими ремонтными работами трамвай №1 курсирует по улице Ригас только до депо, затем по улице Бассейна, улице Райня и Ригас обратного в центра. №2 в это время не курсирует.

Август 1975 года - март 1976 года. Трамвай № 2 курсирует кольцом по улице Ригас - Бассейна - Райня - Ригас.

1976 год 26 марта. Закрыто движение линии №2.
Как рассказали в депо, по весьма банальной причине - на тот момент с подвижным составом было так плохо, что на ходу было только 7 исправных моторных вагонов. С улицы Райня рельсы сняты в 1978 году.

1982 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее продление Лиепайского трамвая. От перекрёстка Лиела/Кунгу до площади Ливас вместо одноколейного участка с двумя разъездами длиной 1,4 км параллельно по улице Кр. Валдемара построен двухколейный участок длиной 2,4 км. Длина линии увеличилась на 1 км. И на сегодня составляет 13,790 км в двухпутном исчислении (вместе с линиями депо 14,090) или 6,9 как длина маршрута.

Уф.

ВСё на сегодня. :)

Сообщение изменено (17-11-05 15:47)

Вопросы по Лиепае
Sergey K.  16.11.2005 12:41

Большое спасибо за подробное описание истории Лиепайского трамвая!!! :)

Попутно возникло несколько вопросов:
1. Возможно ли в интернете увидеть фотографии Городского (Железного) моста, вместо которого в 1960 году был построен Трамвайный мост?

2.Много ли в городе осталось артифактов на месте демонтированных путей: остановочные павильоны (за исключением упомянутого выше павильона на Пелду/Уриха), специфичные столбы КС и т.д.?

3.Почему в 1982 году трамвай продлили до Центрального кладбища, а не до нового густонаселенного Эзеркраста по ул.Вентас, М.Кемпес?



Рожу лаукумс (Площадь роз)
(c)http://www.liepaja.lv

No Subject
Michal Jaroszynski  16.11.2005 13:05



Сообщение изменено (16-11-05 13:29)

Re: Лиепая
Michal Jaroszynski  16.11.2005 13:07

Большое Вам спасибо за такой интересный рассказ, тоже другим людям которые писали сообщения в этой теме – об Кемери тоже можно было интересные факты прочитать.

У меня еще короткий вопрос: ходили когда-нибудь в Лиепаи вагоны КТ4 сцепками или всегда были одиночки?

Re: Вопросы по Лиепае
Пилецкий Павел  16.11.2005 14:34

Sergey K. писал(а):

> 2.Много ли в городе осталось артифактов на месте
> демонтированных путей: остановочные павильоны (за исключением
> упомянутого выше павильона на Пелду/Уриха), специфичные столбы
> КС и т.д.?
Самый большой артефакт это вся улица Бассейна. Рельсы на ней сохранились почти везде, они заканчиваются всего метров за 200 до улицы Райня.
Кое-что сохранилось около депо. Пути в депо деляться на две части. Часть путей это собственно старая территория депо. А два крайних пути это бывшая грузовая линия по улице Бассейна. Когда линию ликвидировали, депо расширились и загородило бывшую линию забором. Сейчас вагоны обычно стоят на этих путях. Старое депо выполняет больше ремонтную функцию. Также видны остатки линии при повороте с Бассейна на Бривибас и бывшее примыкание этой линии на перекрёстке Бривибас/Дзелзцельниеку.
Самый забавный артефакт пожалуй стрелки с ручкой для перевода(примерно как на железной дороге) на территории депо. Для советских трамваев очень нехарактерная вещь.
На кольце у Центрального кладбища сохранились остатки второго пути и будка бывшей диспетчерской(вероятно).
Кажется сохранилось здание первой электростанции 1899 года. А в центре города на фасаде одного из домов сохранилась вывеска(буквы были выложенв из кирпича) управления трамвайного общества.
В общем, есть на что посмотреть.

> 3.Почему в 1982 году трамвай продлили до Центрального кладбища,
> а не до нового густонаселенного Эзеркраста по ул.Вентас,
> М.Кемпес?
В 1982 трамвай перенесли на улицу Валдемара. До Центрального кладбища трамвай продлили существенно раньше, в 1972. Многоэтажная застройка там по трамвайной трассе есть. Первая остановка после Центрального кладбища уже достаточно большой многоэтажный микрорайон.

Re: Лиепая: последнее продление на смерть Брежнева (КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ)
Пилецкий Павел  16.11.2005 14:54

_Ярополк_ писал(а):

> К концу года всё-таки оставили движение такое: №1 - улица
> Клайпедас - площадь Ливас, № 2 - площадь Рожу - Бассейна (по
> Райня), № 3 - улица Бассейна - улица Вентспилс, № 4 - улица
> Бассейна - воздушный мост.
Надо полагать, №1 - улица Бривибас - площадь Ливас(опечатка смысловая, по этому отметитил).

Старые трамваи в Лиепае были вроде до 1959. То есть после 1959 тупиков на конечных уже точно нигде не было, везде были только кольца?

> 1972 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее продление
> Лиепайского трамвая. От перекрёстка Лиела/Кунгу до площади
> Ливас вместо одноколейного участка с двумя разъездами длиной
> 1,4 км параллельно по улице Кр. Валдемара построен двухколейный
> участок длиной 2,4 км.
А перекрёсток "с милиционером" был на Тиргоню/Куршу/Пелдю? Милиционер там был до 1982?

Ещё интересная вещь. В туристическом листке по Лиепае есть информация. "ул. Тиргоню - первая пешеходная улица в Лиепае. До реконструкции 1987 года здесь проходил трамвай". То есть сначала трамвай убрали с центральной улицы Тиргонюна параллельную, а только через несколько лет решили сделать Тиргоню пешеходной улицей?

Re: на смерть Брежнева ?
Vadims Falkovs  16.11.2005 16:01

> > 1972 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее продление
> > Лиепайского трамвая.

Смерть Брежнева имела место быть на две пятилетки позже - в 1982 году.

Re: Вопросы по Лиепае
_Ярополк_  17.11.2005 15:57

Sergey K. писал(а):

> Попутно возникло несколько вопросов:
> 1. Возможно ли в интернете увидеть фотографии Городского
> (Железного) моста, вместо которого в 1960 году был построен
> Трамвайный мост?

См. ниже

> 2.Много ли в городе осталось артифактов на месте
> демонтированных путей: остановочные павильоны (за исключением
> упомянутого выше павильона на Пелду/Улиха), специфичные столбы
> КС и т.д.?

Столбы - отдельная история. Их не так много. Точной статистики не вёл.

Последний рельсовый артефакт на перекрёстке калпака/Пилтенес был снят осенью 2004 года, летом того же года были сняты рельсы с разъездом на Сенном рынке.


> 3.Почему в 1982 году трамвай продлили до Центрального кладбища,
> а не до нового густонаселенного Эзеркраста по ул.Вентас,
> М.Кемпес?

В 1972 году трамвай продлили до центрального кладбища в соответствии с планами ещё 1964 года. Эзеркраст тогда в планах ещё не значился, так же, как его толком ещё и не было в 1982 году. А юго-западный микрорайон в конце 60-х оказался на значительном удалении от города. :( и транспорт был нужен очень.

Важно учесть, что автобусное сообщение в городе получило удовлетворительное развитие только после 1982 года, когда был открыт современный автобусный парк, а до того он ютился... на площади К. Залес. Кто знает географию города, тот поймёт. :)


>
>
> Рожу лаукумс (Площадь роз)
> (c)http://www.liepaja.lv


Ага. Она самая. Можно предположить, что фотография 1911 или 1912 года. :)

Re: Лиепая
_Ярополк_  17.11.2005 16:00

Michal Jaroszynski писал(а):


> У меня еще короткий вопрос: ходили когда-нибудь в Лиепаи вагоны
> КТ4 сцепками или всегда были одиночки?


Михаил!
Лиепая - единственный город в мире, где ходили сцепки КТ-4 + Т4. Последние, правда, обезмоторенные, в качестве прицепов.

КТ-4 + КТ-4 был только один в качестве эксперимента - №230+229. Ходил достаточно долго.

Это обсуждалось здесь много. Можно посмотреть по поиску в архиве.

Re: Лиепая: последнее продление на смерть Брежнева (КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ)
_Ярополк_  17.11.2005 16:08

Пилецкий Павел писал(а):

> _Ярополк_ писал(а):
>
> > К концу года всё-таки оставили движение такое: №1 - улица
> > Клайпедас - площадь Ливас, № 2 - площадь Рожу - Бассейна (по
> > Райня), № 3 - улица Бассейна - улица Вентспилс, № 4 - улица
> > Бассейна - воздушный мост.
> Надо полагать, №1 - улица Бривибас - площадь Ливас(опечатка
> смысловая, по этому отметитил).

Это я опечатался. Да, там была Бривибас.

>
> Старые трамваи в Лиепае были вроде до 1959. То есть после 1959
> тупиков на конечных уже точно нигде не было, везде были только
> кольца?

Первые пять Гот пришли в 1957 году в декабре. Ещё с двумя кабинами. Остальные поставки приходили уже с одной кабиной.
Последний тупик заменён кольцом в 1951 году. (Провёрю год по документам).

Милиционер "висел" на этом перекрёстке, надо думать в 60-х - ранних 70-х. Электрическая сигнализация была окончательно введена в 1973-м.


> А перекрёсток "с милиционером" был на Тиргоню/Куршу/Пелдю?
> Милиционер там был до 1982?
>
> Ещё интересная вещь. В туристическом листке по Лиепае есть
> информация. "ул. Тиргоню - первая пешеходная улица в Лиепае. До
> реконструкции 1987 года здесь проходил трамвай". То есть
> сначала трамвай убрали с центральной улицы Тиргоню на
> параллельную, а только через несколько лет решили сделать
> Тиргоню пешеходной улицей?

Совершенно верно. Соответственно до перестройки улицы в местный "арбат" на ней ещё были рельсы. Кстати, в начале 80-х Лиепая вышла в лидеры в Латвии по новациям в архитектуре. Ну и между прочим, тогда это было продолжение улицы Ленина. В Тиргоню и Лиела улицу разделили только во время уничтожения ленинизации. Наверное, год 1988.

Сообщение изменено (17-11-05 17:01)

Re: на смерть Брежнева ?
_Ярополк_  17.11.2005 16:10

Vadims Falkovs писал(а):

> > > 1972 год 10 ноября - НА СМЕРТЬ БРЕЖНЕВА - последнее
> продление
> > > Лиепайского трамвая.
>
> Смерть Брежнева имела место быть на две пятилетки позже - в
> 1982 году.


:))))))))))))

Спасибо, Вадим.
Уже исправил.

Re: Лиепая: Снимки (доп)
_Ярополк_  17.11.2005 17:00

Alens писал(а):

> Я тут в сети откопал несколько старых снимков города, может
> ув. Ярополк прокомментирует, что по-чём :)
>




> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0307.jpg

Вильгельминовская площадь. Набережная. Новая Лиепая, трамвай съезжает с Железного моста и двигается в сторону улицы Ригас. Не знал, что там был разъезд. После 1904 года здесь построили двойной путь. За вагоном, двигающимся в сторону моста можно рассмотреть здание Газенпотского вокзала (!). На месте белого здания гостиницы сейчас находится Памятник защитникам города.



> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0309.jpg

Сенной рынок. Фотограф смотрит на север. Рынок виден на заднем плане, а на переднем плане разъезд как раз на перекрёстке Куршу и Юрмалас. Трамваи фактически перегораживают улицу Юрмалас. (Разъезд из-за этого был перенесён на 60 метров севернее в 1950-м году и просуществовал благополучно до 2004 года.) После этого перекрёстка улица Куршу переходит в улицу Клайпедас, и одноколейная линия, идущая к зрителю - это более позднее продолжение к площади Ливас.
(Красиво, чёрт возьми!)


> Собств. для затравочки- почти что наши дни да и номер 2
> виден...
>

Вторая половина 60-х. Улица Ленина. Очень известный сегодня поворот. Остановка улица Паста. 9-этажка на заднем плане построена на месте, где улитца Лиела раньше шла прямо к старому мосту. Обратите внимание на брусчатку. Асфальт на улице Ленина появился только к 1970-му году. Морда "2-ки" смотрит на юг.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0318.jpg

Улица Лиела. Трамвай поворачивает на улицу Грауду. Вид на юг. Рожу лаукумса ещё нет. На месте роз - площадь Нового рынка. Фото до 1910 года.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0233.jpg

Тот самый Железный мост. Вид из центра на север, на Новую Лиепаю. Нынешний Трамвайный мост раположен 50-ю метрами левее, ближе к морю.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0243.jpg

Поворот с улицы Грауду на проспект Курмаяс. Фотография до 1906 года, потому что административное здание Восточно-азиатской судоходной компании, осуществлявшей пассажирские рейсы из Либавы в Нью-Йорк, построено только наполовину. Сохранилось до сих пор. Сейчас в нём Курземский Окружной суд.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0317.jpg

Та же улица Лиела, так же трамвай поворачивает на улицу Грауду. Вид на юг. Но площадь Роз уже разбита. :) Можно предположить 1910 год.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0346.jpg

Проспект Курмаяс, он же Кургаузский проспект, он же проспект Курзала. Снято со второго этажа или с крыши Курзала. Вид от моря в сторону центра города. (Деревянный курзал сгорел в 1937 году.) Сейчас на этом месте тоже большая площадь. На месте Курзала и открытой эстрады - парк, там, где за эстрадой был выход на море - дамба (так как берег моря за счёт естественнного (фифти/фифти) наращивания пляжа отступает), построенная в 30-е годы, а на дамбе памятник Погибшим рыбакам и морякам, погибшим в море.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0353.jpg

Привокзальная площадь. Вокзал Либаво-Роменской железной дороги. Сохранился до сих пор, самоес старое сохранившееся каменное здание вокзала в Латвии. Фотография около или после 1910 года. Трамвай двигается в сторону улицы Дзелзцельниеку.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0355.jpg

Не узнаю. Может быть улица ригас, может быть улица Райня. Контуры высокого здания слева тоже не помогают сориентироваться.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0361.jpg

Вокзал Либаво-Газенпотской железной дороги. Любимый конёк Павла! Находится на набережной Торгового канала. Ракуср фотографии - с северо-запада на юго-восток.
Для тех, кто не в курсе: вокзал узкоколейной железной дороги Лиепая - Айзпуте, единственная дорога в Латвии с шириной колеи 1000 мм. Длина около 60 километров. В конце 30-х годов была перешита на 750 мм, движение закрыто в ноябре 1963 года.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0008.jpg

О-о-о! Замечательное место! Приморский парк. Справа за кадром остаётся здание курзала. Весь ландшафт сохранился до сих пор. Вперёд уходит улица Пелду. Если идти прямо, то выйдешь к морю. А на полдороге будет поворот налево, куда улица и поворачивает вместе с трамваем, и далее по дуге мимо Купального заведения обратно в город. А до этого поворота трамвай едет вот такой вот выемке, которая на фото прекрасно видна. А сейчас в этой выемке просто тротуар.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0011.jpg

Улица Грауду. Трамвай едет в сторону улицы Лиела. Участок между улицами Лиела и Кр. Валдемара. Вся видимая на фото застройка не сохранилась. На месте домов на ближнем плане в конце 1910-х годов были построены многоэтажные дома в югендстиле, вся дальняя застройка вместе с башней телеграфной стнции погибла в 1941 году. сейчас там большой сквер.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0398.jpg

Улица Алеяс. Сейчас это всё выглядит так же, нет только ближайшего углового дома. Рельсы заворачивают на улицу Рожу.


> http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0083-copy.jpg

Улица Лиела. Площадь Ро... Нет, ещё Новый рынок. Обратите внимание на путевое развитие - к 1930-м годам оно существенно упростилось. Не могу рассмотреть продолжение путей на север: если там две колеи, то фото после 1904 года, если же и дальше рельсы идуть по западному краю улицы, то фото снято до 1904 года.

>
> (c)Liepajniekiem.lv
На самом деле все эти фотографии есть в фондах Лиепайского музея. Сам в руках держал.

Можете продолжить. С удовольствитем буду гидом. :)

Сообщение изменено (17-11-05 17:04)

Re: Вопросы по Лиепае
_Ярополк_  17.11.2005 17:15

Пилецкий Павел писал(а):

> Самый большой артефакт это вся улица Бассейна. Рельсы на ней
> сохранились почти везде, они заканчиваются всего метров за 200
> до улицы Райня.
> Кое-что сохранилось около депо. Пути в депо деляться на две
> части. Часть путей это собственно старая территория депо. А два
> крайних пути это бывшая грузовая линия по улице Бассейна.

Ещё есть третий - ближе к забору церкви, как небольшое ответвление с двумя стрелками.

> Когда линию ликвидировали, депо расширились и загородило бывшую линию забором. Сейчас вагоны обычно стоят на этих путях. Старое депо
> выполняет больше ремонтную функцию. Также видны остатки линии
> при повороте с Бассейна на Бривибас и бывшее примыкание этой
> линии на перекрёстке Бривибас/Дзелзцельниеку.

> Самый забавный артефакт пожалуй стрелки с ручкой для
> перевода(примерно как на железной дороге) на территории депо.

Увы, Павел. Их больше нет. Рельсы этим летом перез зданием депо заменены полностью всесте со всеми крестовинами и стрелками. Самодельные стрелки конца 80-х годов заменены на промышленные трамвайные одноперьевые, переводимые ломом.


> На кольце у Центрального кладбища сохранились остатки второго
> пути и будка бывшей диспетчерской(вероятно).

Да. Ещё там сухой туалет. Как диспетчерская, насколько мне известно, использовалась очень мало, хотя на моей памяти были неоднократные поползновения чего-то там открыть.


> Кажется сохранилось здание первой электростанции 1899 года.

Да! Оно находится рядом с депо. Сейчас там спортивный зал Западных Электрических сетей и их же небольшой музейчик. Особо приятно наблюдать тяжёлые деревянные перекрытия, среплённые железными скобами. А рядом четырёхэтажное современное их административное здание.


А в
> центре города на фасаде одного из домов сохранилась
> вывеска(буквы были выложенв из кирпича) управления трамвайного
> общества.

Это ФРЕСКА!!!! То есть нарисовано краской на стене и благодаря этому до сих пор сохранилось. Кстати, написано по-немецки!

Лиепая
Пилецкий Павел  18.11.2005 11:13

Из артефактов ещё кажется на Бривибас на действующей линии есть одна закрытая остановка. Но что от неё осталось, не помню. Так что лиепайский трамвай несмотря на скромные размеры имеет много разнообразных достопримечательностей.

На действующей линии особое внимание можно обратить на светофоры, управляемые трамваем при помощи бесконтактных датчиков. Штука для бСССР редкая и необычная. Достаточно необычно для бСССР выглядят электронные компостеры в трамваях. Ну и бригада контролёров выглядела в декабре 2004 очень необычно:-)

Ещё вопрос. Не понял про движение автобусов в 1939 в Военный город через мост. Они проезжали по разводному мосту?
Ещё можно вспомнить про поговорку 30х годов "Медленный как лиепайский трамвай". К счастью для лиепайского трамвая поговорка стала только воспоминанием, кризис 30х годов он пережил относительно удачно.

Ещё кое-что выяснил про железнодорожный переезд на Райня-Калпака. Сейчас линия в порт не принадлежит ЛДЗ, это подъездной путь порта. Но в совесткое время линии в крупные порты обычно принадлежали МПС, так что переезд видимо принадлежал МПС. Кроме того есть вероятнось что переезд расположен ещё на территории собственно станции. Может поэтому МПС и потребовало её закрытия. С переездами на территории станции МПС боролось особенно активно.

А железнодорожная линия Лиепая-Айзпуте и правда была очень необычной.
-Благодаря ей Лиепая претендует на звание рекордсмена по числу железных дорог с разной шириной колеи(она принадлежала частному обществу, поэтому её долго не перешивали на стандартную колею).
-Эта дорога очень долго была частной, вплоть до 1938 года. Обычно после первой мировой войны не только в СССР, но и в Прибалтике и Польше дороги общего пользования были государственными.
-Дорога имела оригинальный подвижной состав. В начале 30х она одной из первых на территории бывшей Российской империи стала использовать рельсовые автобысы для пассажирских перевозок. А в конце 30х(уже после перешивки) на этой дороге работали единственные на территории СССР дизель-поезда колеи 750мм.
-Дорога с колеи 1000мм была перешита на 750мм. Это довольно необычно, обычно дороги колеи 1000мм перешивались на широкую колею.
-Есть забавная история с внедрением прогрессивных видов тяги на железных дорогах МПС. Дорога Лиепая-Айзпуте получила тепловозы в конце 50х, когда на широкой колее в Лиепае были только паровозы. После закрытия дороги тепловозы из Лиепаи исчезли, остались только паровозы на широкой колее. Случай не уникальный, но редкий.

Конфигурация узкоколейных линий менялась видимо следующим образом.
-При постройки Газенпотской дороги её сдалали практически независимой от широкой колеи со своей станцией и вокзалом в Лиепае. Широкую колею она пересекала в Крустоюмсе и дальше шла южнее ширкой колеи вдоль берега озера.
-В годы первой мировой войны были попытко построить узкоколейные линии от Лиепаи на север. Тогда же видимо отвели под узкую колею просторанство на ширококолейной станции на другой стороне от вокзала.
-Кажется в 1922 дотянули дорогу 600мм от Руцавы до Лиепаи. Она шла южнее широкой колеи, но рядом с ширококолейной линией. На посту Шкироюмс(непосредственно перед началом станции) эта линия переходила на север от широкой колеи и шла в узкоколейную зону станции.
-Затем в конце 20х начали строить дорогу 750мм Лиепая-Алсунга. Она вся проходила к северу от широкой колеи, поэтому с ней проблем не было. Линия логичным образом заходила в узкоколейную зону главной станции.
-Затем быстро(возможно уже через год) доругу на Руцаву перешили на 750мм. То есть пять разных ширин колеи в Лиепае было недолго, возможно всего год.
-Затем в 1939 перешили на 750мм дорогу Лиепая-Айзпуте. При этом её станцию и вокзал ликвидировали и завели её на главную станцию. Вот тогда то и построили линию Крустоюмс-Шкироюмс к северу от широколейной дороги. Дорога Лиепая-Айзпуте больше не пересекала широкую колею. Дорогу Лиепая-Руцава также перевели на новую линию. При этом линию Крустоюмс-Шкироюмс к югу от широкой колеи и сам пост Шкироюмс закрыли. Теперь в Крустоюмсе широкую колею пересекала линия Лиепая-Руцава.
-Возможен альтернативный вариант по последнему пункту. Линию Крустоюмс-Шкироюмс к северу от широколейной дороги построили в конце 20х и перевели на ней линию Лиепая-Руцава. А в 1939 на эту же линию перевели дорогу Лиепая-Айзпуте.

Нет ли у кого старой схемки рижского транспорта годов эдак 45-65? (-)
Зигфрид  19.11.2005 15:38

0

Несколько фото
Пилецкий Павел  23.11.2005 10:01

Газенпотский вокзал
http://www.geocities.com/jamshedpoor/21.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/21s.jpg

Газенпотский вокзал
http://www.geocities.com/jamshedpoor/24.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/24s.jpg

Итого уже есть 4 фото Газенпотского вокзала. Кроме этих двух выше приводились
http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0361.jpg
http://www.liepajniekiem.lv/artlib/kr0307.jpg


Фото старого моста с трамваем
http://www.geocities.com/jamshedpoor/23.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/23s.jpg
Ярополк, посмотри пожалуйста внимательнее. Интересно с какого берега это снято. Вроде снято с южного берега канала и большой корабль стоитслева от моста. Но вокзала Газенпотской дороги не видно.


Современное фото трамвая
http://www.geocities.com/jamshedpoor/22.jpg
Подпись к фото
http://www.geocities.com/jamshedpoor/22s.jpg

Сообщение изменено (23-11-05 10:04)

Страницы: <<1 2 Все
Страница: 2 из 2
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]