ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Станция Лиепая-Товарная
Пилецкий Павел  25.10.2005 09:53

Сейчас в городе Лиепая у ЛДЗ есть только одна станция с названием Лиепая-Пасажиеру. Раньше её официальным названием было Лиепая-Пассажирская. С месторасположением этой станции всё ясно, её вокзал работает до сих пор.

А вот ранее, возможно до начала 90х годов, в Лиепае была ещё станция МПС Лиепая-Товарная. Но где именно она была расположена, я не понял. Основных версиий две. Либо эта станция находилась на территории между Лиепаей-Пассажирской и озером(там на карте очень много путей). Либо эта станция была на путях от Лиепаи-Пассажирской в сторону морского порта.
Когда станция Лиепая-Товарная официально была закрыта, я не понял. Также не ясно, какой у неё теперь статус. Либо она теперь стала одним из парков станции Лиепая-Пассажиеру. Либо она превратилась в подъездные пути(Лиепаяс Металургс или морского порта).

Если кому нибудь известны подробности о Лиепае-Товарной, прошу прояснить ситуацию.

Re: Станция Лиепая-Товарная
_Ярополк_  25.10.2005 22:36

Пилецкий Павел писал(а):

> А вот ранее, возможно до начала 90х годов, в Лиепае была ещё
> станция МПС Лиепая-Товарная.

Ну да, примерно до этого времени она и существовала.


Но где именно она была
> расположена, я не понял. Основных версиий две. Либо эта станция
> находилась на территории между Лиепаей-Пассажирской и
> озером(там на карте очень много путей).


Да. Там и была. Перед Лиепаей-Пассажирской есть съезд налево через улицу Бривибас к Лиепаей-Товарной. На самой станции было много тупиковых путей. Все они как-то и сохранились даже. Было много козловых кранов для разгрузки контейнеров. Использовалась в основном для поставок товаров в город и округу, ну и наоборот из города и округи. Станция заканчивалась незадолго до моста через Торговый канал, по которому пути идут в Старую Лиепаю (ветка в неполный километр, сейчас почти не используется, но сохраняется). Парковые пути располагались между главного хода (к западу от деповского парка Металлурга) и улицей Земнику (на старых картах - Колхозниеку).

Станция построена ещё в конце 19 века. На картах начала 20 века весь станционный веер уже в наличии. Особенно принимая во внимание факт, что железнодорожные пути шли по обе стороны Торгового канала до самого моря. (сняты к 1960 году), и станция находилась как раз на пути к ним. Кроме того за развилкой путей к обеим станциям находились вагоноремонтные мастерские, крупнейшие в западной Прибалтике. мастерские после 45 года перепрофилировали с завод сельскохозяйственного машиностроения. (Какие смотровые ямы, люди говорили, подчистую разрушили...).
Промышленности рядом с товарной станцией толком никогда не было, кроме того же Металлурга. Так что никому её отстутствие не мешает. Все товарные операции сейчас в основном производятся в порту.


Либо эта станция была
> на путях от Лиепаи-Пассажирской в сторону морского порта.
> Когда станция Лиепая-Товарная официально была закрыта, я не
> понял. Также не ясно, какой у неё теперь статус.

Статус у неё - пустырь. Прижелезнодорожные амбары и пакгаузы сейчас используются под... большие магазины (потомукак стоят вдоль странзитной автомагистрали на Ригу). Есть... э-э-э... одним словом мне на ухо шепнули (сильно неофициально), что площадь отдана Металлургу на перспективное строительство. Однако в ближайшие несколько лет Металлург собрается строиться немножко в другую сторону, так что та территория пока будет нетронутой.



Либо
> она превратилась в подъездные пути(Лиепаяс Металургс или
> морского порта).


Металлург - сейчас единственный, использующий путь к старой станции - вернее переезд на улице Бривибас. Через него проходит весь прибывающий в вагонах металлолом в сторону цеха по его подготовке к плавке. А также платформы с готовыми стальными заготовками. Беда на заводе та, что исторически сложилось так - на одной стороне улицы сталеплавильное производство (с 1960-х годов), а на другой стороне улицы (и при этом сильно наискось) - обрабатывающие цеха. Так вот и возят ещё пышущую жаром готовую сталь из мартеновского цеха через все дальние углы территории, с двоекратной переменой направления движения, в сортопрокатный цех, а также к литейному цеху и цеху металлоизделий. Соответственно обратно наличествует также движение пустых платформ к мартену.
Готовая продукция в основном отвозится в порт... на автомобилях - так дешевле. Также на автомобилях отвозятся потребителям металлоизделия и литьё. Вагоны для этого используются крайне редко - и они сразу напрямик в сторону Лиепаи-Пассажирской.





Краткая справка по заводу.
Акционерное общество Лиепаяс Металлургс - головное предприятие одноимённого холдинга. По стандартной характеристике - металлургический мини-завод (мини - потому что даёт меньше миллиона тонн в год). Имеет три мартеновские печи (175 тонн каждая), две установки непрерывной разливки стали и два прокатных стана. Мартеновский цех - последний, построенный в СССР, в нём применены самые современные на тот момент (1965) технологии. Позже строили только цеха с электропечами и конверторами. Сейчас сталеплавильное производство реконструируется - для начала строится мощная строится установка непрерывной разливки, потом будет печь ковш, потом электропечь, потом новый прокатный стан рядом с мартеном (чтобы по второму разу заготовки не разгревать), потом... пока не известно. В год производится 561 тысяча тонн низкоуглеродистой стали (2004). Марки стали - в последние годы их до фига. И эта цифра - предел, потому что вообще-то цех рассчитывали в 60-х на 400 тысяч в год. И кстати - единственный и последний металлургический завод в Европейском Союзе, использующий для производства стали мартеновскую технологию. Из стали изготавливается арматура для арсмированяи железобетонных конструкций - более 50 000 тонн в месяц (поставляется во все края света, кроме австралии и Антарктиды, на прибалтийский рынок уходит хорошо если 5%) (местные потребители заказывают смешные партии - то 70 тонн, то 34 тонны). А также различную проволоку и гвозди - более 2000 тонн в месяц (поставляется в страны ЕС). А также стальное и чугунное литьё - более 300 (трёхсот) тонн в месяц (Поставляется в основном в Петербург, Германию, Голландию - специальные наконечники для земляных буров) (литейное производство - самое рентабельное :) На предприятии работают 2800 человек (точную цифру знаю, но не скажу), при этом продукции выпускается просто рекордные количества - больше, чем когда либо в истории завода (123 года). 20 лет назад на заводе работало 5000 человек. (Вот и причина, почему трамвай стал меньше народу возить.) :) Я сейчас на Металлурге работаю в сфере общественнных отношений - типа журналист, работы прорва. :)

Re: Станция Лиепая-Товарная
Пилецкий Павел  26.10.2005 12:59

Приветствую, Ярополк!

Большое спасибо за подробный рассказ!

Ещё небольшой вопрос по конфигурации путей. Как я понимаю, по железной дороге можно было прямо(без смены направления движения) попасть либо на Лиепаю-пассажирскую, либо на Лиепаю-Товарную. А вот из Лиепаи-Пассажирской в Лиепаю-Товарную можно было попасть только со сменой направления движения?
А вообще это наверно редкая конфигурация, пассажирская и товарная станция расположены параллельно. Обычно я думаю пассажирская и товарная станция располагается последовательно.

> Станция построена ещё в конце 19 века. На картах начала 20 века
> весь станционный веер уже в наличии. Особенно принимая во
> внимание факт, что железнодорожные пути шли по обе стороны
> Торгового канала до самого моря. (сняты к 1960 году), и станция
> находилась как раз на пути к ним.
С этими путями есть один вопрос. Узкоколейная железная дорога Лиепая-Айзпуте шла между товарной станцией и озером. А её вокзал был, как я понял, почти на берегу Торгового канала. Возможно пути этой узкоклейной дороги шли дальше в порт. Поэтому вдоль Торогового канала по северному берегу могли проходить как узкоколейные, так и ширококолейные пути. А может одновременно и те и другие.

Попутно возникает два вопроса.
-Где было соединение дороги Лиепая-Айзпуте с трамваем. Вероятно перед въездом трамвая на мост через канал?
-Ты вроде рассказывал, что лиепайский трамвай некоторое время выполнял грузовую работу. Возил шлак от электростанции на свалку. А где фактически располагалась электростанция и где была свалка?
Просто я почему то думал, что путь шёл от трамвайного депо в сторону озера, свалка была на берегу озера. Но раз там была товарная станция, то этот вариант не подходит.

> Металлург - сейчас единственный, использующий путь к старой
> станции - вернее переезд на улице Бривибас. Через него проходит
> весь прибывающий в вагонах металлолом в сторону цеха по его
> подготовке к плавке. А также платформы с готовыми стальными
> заготовками. Беда на заводе та, что исторически сложилось так -
> на одной стороне улицы сталеплавильное производство (с 1960-х
> годов), а на другой стороне улицы (и при этом сильно наискось)
> - обрабатывающие цеха.
Главная проходная как я понимаю расположена прямо рядом на трамвайной остановкой. А где расположена проходная в цеха на другой стороне улицы?

> Готовая продукция в основном отвозится в порт... на автомобилях
> - так дешевле.
Учитывая неповоротливость ЛДЗ это и неудивительно. При желании отвезти продукцию в порт в вагоне придётся сдать вагон с подъездного пути завода на станцию ЛДЗ, а потом порт ещё должен будет принять вагон со станции на свой подъездной путь. Да ещё ЛДЗ придётся заплатить кажется за пробег в 10км(кажется это минимальный тариф, применяется если отправитель и получатель на одной станции). Так что на машине действительно и быстрее и дешевле.

Re: Станция Лиепая-Товарная (уже дошли до грузового трамвая)
_Ярополк_  26.10.2005 21:43

Пилецкий Павел писал(а):

> Ещё небольшой вопрос по конфигурации путей. Как я понимаю, по
> железной дороге можно было прямо(без смены направления
> движения) попасть либо на Лиепаю-пассажирскую, либо на
> Лиепаю-Товарную. А вот из Лиепаи-Пассажирской в Лиепаю-Товарную
> можно было попасть только со сменой направления движения?

Да, обязательно смена направления движения перед развилкой. И это было не страшно, потому что это уже было в границах станции "Лиепая". Станция начинается от улиц Мелдру-Сарайкю (посмотри на карте) - это как минимум километр перед переездом на Бривибас.
Единственное место, где в Лиепае был полноценный треугольник - это перед улицей Цукура: можно было с рижской дороги без заезда в город попасть на вентспилсскую дорогу. Съезд с соединительной ветви на Вентспилсскую колею был прямо на переезде на улице Гризупес (перья стрелки в 20 метрах от улицы). Допускаю мысль, что изначально всё это было узкоколейным, принимая во внимание радиусы поворотов.

Год-два назад также с очень крутыми радиусами построили ветку от станции "Лиепая" в сторону южного берега Тосмарского какнала. Так они развернули заезд в ту сторону, ликвидировав как раз перемену направления движения вне территории станции.

> А вообще это наверно редкая конфигурация, пассажирская и
> товарная станция расположены параллельно. Обычно я думаю
> пассажирская и товарная станция располагается последовательно.


Ой, сумлеваюсь. Скорее это зависит от удобства эксплуатации, чем от удобства строительства. Наверное, в 19 веке об удобстве думали больше. :)


Узкоколейная железная дорога
> Лиепая-Айзпуте шла между товарной станцией и озером. А её
> вокзал был, как я понял, почти на берегу Торгового канала.

Прямо на берегу Торгового канала. Если верить старым фото (единственному известному) - один тупиковый путь.

> Возможно пути этой узкоклейной дороги шли дальше в порт.
> Поэтому вдоль Торогового канала по северному берегу могли
> проходить как узкоколейные, так и ширококолейные пути. А может
> одновременно и те и другие.

Там им проходить просто негде. Тесно.
По обе стороны от старого моста шли по одной широкой колее. НА северной набережной с началом припортовых пакгаузов она раздваивалась (как сейчас - надо сходить посмотреть), с южной стороны - нет.


> Попутно возникает два вопроса.
> -Где было соединение дороги Лиепая-Айзпуте с трамваем. Вероятно
> перед въездом трамвая на мост через канал?

Я не верю в теорию о их соединении. :(

> -Ты вроде рассказывал, что лиепайский трамвай некоторое время
> выполнял грузовую работу. Возил шлак от электростанции на
> свалку. А где фактически располагалась электростанция и где
> была свалка?

Значит это было в две исторические эпохи.
Первая эпоха - 1899 - 1932. От момента появления электричества на территории муниципалитета (до этого две-три электростанции существовали на крупных предприятиях, мощнее городской) до закрытия первой электростанции постоянного тока в связи с началом работы новой электростанции переменного тока.
Электростанция раполагалась у трамвайного депо, здание сохранилось. В трамвайном парке было три платформы для перевозки шлака. Уголь для электростанции привозился из порта на подводах (типа гужевой транспорт), вручную засыпался в топки и вручную из них выгребался шлак. Механизация существовала только на этапе вывоза с электростанции куда-нибудь, что осуществлялось ночью путём прицепления к моторному пассажирскому вагону платформ со шлаком. Указывается, что вывозилось в Северное предместье. Можно с уверенностью предположить, что это было уже за городской чертой - то бишь по маршруту линии Военного порта. Высыпалось для поднятия уровня земли на пространстве от Северного кладбища до будущего аэродрома, то есть от нынешней улицы Стразду до улицы Пилтенес. А скорее всего на ближайшей территории "Чёртовой деревни" - нынешние Силькю-Коку. Там ещё можно обнаружить сохранившиеся с тех времён обитые толем халупы.

Вторая эпоха - 1948 - 1952.
Станция переменного тока находилась и находится до сих пор (в 70-е годы сильно расширенная за счёт исторического Старого кладбища) на берегу Торгового канала между началом улицы Калпака (есть там такой независимый, богом забытый хвостик) и собственно кладбищем. Теперь вывозом шлака озаботилась Советская власть. Для этой цели был восстановлен трамвайный путь по улице Бассейна, построено ответвление по продолжению улицы Бассейна (в этом месте с рельсами тоже отдельная хитрая история) и по Калпака (тогда Красноармейская, а может ещё и Элляс, то бишь масляная) (Свиестс - масло коровье, Элля - масло растительное, текучее) до здания станции. В другую сторону от улицы Ригас рельсы были проложены по продолжению улицы Бассейна (!!!) до самой улицы Бривибас, здесь завёрнуты на Бривибас (рельсы сохранились) и после пересечения с улицей Дзелзцельниеку соединены с основной трамвайной линией. Затем от трамвайных тупиков перед переездом на Бривибас также заново построена ветвь в сторону озера длиной 568 метров (по памяти). И вот туда теперь вывозили шлак. Это как раз там, где сейчас мартеновское производство Металлурга.
В 1948-49 годах (вот это сейчас точно не помню) у Металлурга построили разворотную петлю. Там, где и сейчас, но радиусом по-меньше, увеличили его только в 1963 году. Как при этом шли пути к озеру - не догадываюсь. Кстати, вот это ответвление и могло пересекаться с остатками узкоколейной ветки на Айзпуте. С остатками - потому что после войны Айзпутские поезда принимались на Лиепаю-Пассажирскую, на последний путь от здания вокзала. Там до сих пор просторно, можно увидеть пространство, которое некогда занимали узкоколейные пути.
В 1952 году все эти линии были отданы на баланс трамвайного парка. Хвостики к озеру и к электростанции, понятно, списали, а соединительную ветку по улице Бассейна от Бривибас до Райня при помощи стрелок соединили с пассажирскими линиями и затеяли одностроннее маршрутное движение. Так наколбасили с маршрутами, что до сих пор вспоминают как анекдот (впрочем, вспоминать особо некому, никто в городе этого уже не помнит, а жаль). Ну, это я тебе рассказывал. Маршрутное движение по Бассейна просуществовало только полтора-два года. Потом вернулись к прежней схеме: 1-ца - по Ригас, 2-ка - по Райня. И всё. Затем линию по Бассейна от Ригас до Бривибас просто присоединили к территории депо и ликвидировали... улицу. :)

Как добуду его снова в элетронном виде, я пришлю тебе фрагмент о начале эпохи электричества в городе.


Просто я почему то думал, что путь шёл от трамвайного депо в
> сторону озера, свалка была на берегу озера. Но раз там была
> товарная станция, то этот вариант не подходит.

Было так. Но не от того места шло ответвление к озеру. Если по твоим мыслям, то оно шло бы через парк. А такого никто бы не допустил. Парк Райниса - очень всегда был нарядным местом в городе.
И не свалка, а скорее отвал.


> Главная проходная как я понимаю расположена прямо рядом на
> трамвайной остановкой.

Да, в восьмиэтажном здании заводоуправления. Адрес - Бривибас 93

А где расположена проходная в цеха на
> другой стороне улицы?

В метрах 150 за переездом. Адрес - Бривибас 100.
Совмещена со воротами для въезда автотранспорта. Раньше была сразу за переездом, тогда очень много было проходных, но после приватизации оставили только эти две.


> Учитывая неповоротливость ЛДЗ это и неудивительно. При желании
> отвезти продукцию в порт в вагоне придётся сдать вагон с
> подъездного пути завода на станцию ЛДЗ, а потом порт ещё должен
> будет принять вагон со станции на свой подъездной путь. Да ещё
> ЛДЗ придётся заплатить кажется за пробег в 10км(кажется это
> минимальный тариф, применяется если отправитель и получатель на
> одной станции). Так что на машине действительно и быстрее и
> дешевле.

Ещё и погрузка-разрузка идёт быстрее. И по времени тоже быстрее, и по расстоянию ближе. :)

Трамвай и город
Пилецкий Павел  27.10.2005 11:05

_Ярополк_ писал(а):

> > Попутно возникает два вопроса.
> > -Где было соединение дороги Лиепая-Айзпуте с трамваем.
> Вероятно
> > перед въездом трамвая на мост через канал?
>
> Я не верю в теорию о их соединении. :(
Ну не знаю... Аргумента ЗА тоже есть
-расстояние от станции до моста совсем небольшое, наверное метров 500, легко проложить линию(была дорога без зданий)
-железная дорога Лиепая-Айзпуте по идея должна была иметь выход к порту. По крайней мере к причалам для малых кораблей. И поэтому линия должна была идти в сторону порта. Хотя может причалы для этой линии были прямо возле её вокзала.
Кстати у меня есть топографическая карта 1928 года в электронном виде. Там мелкий масштаб, но кое-что можно разобрать(у меня есть мысль, что около вокзала было 2 пути). Но если ты такую ещё не видел, могу переслать.

> маршруту линии Военного порта. Высыпалось для поднятия уровня
> земли на пространстве от Северного кладбища до будущего
> аэродрома, то есть от нынешней улицы Стразду до улицы Пилтенес.
А до какого года там существовал аэродром? И это был военный или гражданский аэродром?

> пути к озеру - не догадываюсь. Кстати, вот это ответвление и
> могло пересекаться с остатками узкоколейной ветки на Айзпуте. С
> остатками - потому что после войны Айзпутские поезда
> принимались на Лиепаю-Пассажирскую, на последний путь от здания
> вокзала. Там до сих пор просторно, можно увидеть пространство,
> которое некогда занимали узкоколейные пути.
Возможно это случилось ещё до войны. Кажется в 1938 дорога на Айзпуте обанкроилась и стало госсобственностью. А в 1939 кажется её перешили на 750мм. Соответсвенно были все основания завести её на главный вокзал вместе с другими узкоколейными поездами(Лиепая-Алсунга 750мм построили кажется в середине 30х)

> В 1952 году все эти линии были отданы на баланс трамвайного
> парка. Хвостики к озеру и к электростанции, понятно, списали, а
А то того эти пути получается принадлежали электростанции?

И ещё несколько вопросов.
На этой схеме есть некий пост Шкироюмс. От него в наши дни что нибудь физически осталось(типа станционной будки или путепровода под главными путями)?
http://narrow.parovoz.com/maps/liepaja.jpg

-Сейчас администартивная граница Лиепаи проходит примерно по линии военных фортов начала 20века. А когда эти территории официально включили в состав города?

-Когда был построен действующий сейчас трамвайный мост? И когда примерно был построен вообще первый мост через Торговый канал? Если старое кладбище на другом берегу от старого города, наверное первый мост построили очень давно?

Сообщение изменено (27-10-05 11:32)

Re: Трамвай и город
_Ярополк_  02.11.2005 17:27

Пилецкий Павел писал(а):

> _Ярополк_ писал(а):
>
> > > Попутно возникает два вопроса.
> > > -Где было соединение дороги Лиепая-Айзпуте с трамваем.
> Ну не знаю... Аргумента ЗА тоже есть
> -расстояние от станции до моста совсем небольшое, наверное
> метров 500, легко проложить линию(была дорога без зданий)
> -железная дорога Лиепая-Айзпуте по идея должна была иметь выход
> к порту. По крайней мере к причалам для малых кораблей. И
> поэтому линия должна была идти в сторону порта. Хотя может
> причалы для этой линии были прямо возле её вокзала.

На карте с Паравоза.ком, на которую ты ориентируетшься, расположение вокзала показано очень схематично. Если верить карте, он должен был находиться за нынешним Новым мостом. На самом деле он находился перед перекрёстком с нынешней улицей Бривибас. А мост - напротив нынешнего памятника защитникам города. Таким образом между мостом и вокзалом было примерно метров пятьдесят.
Всё это место называлось Вильгельминовской площадью. Была она мощёной. На набережной канала в этих местах по обе стороны канала швартовались в основном рыболовецкие лодки (лодка простая - два весла и сеть). Корабли по-крупнее стояли со стороны моста, которая ближе к морю, в промышленной части города.

> Кстати у меня есть топографическая карта 1928 года в
> электронном виде. Там мелкий масштаб, но кое-что можно
> разобрать(у меня есть мысль, что около вокзала было 2 пути).
> Но если ты такую ещё не видел, могу переслать.

Это было бы очень интересно. :)

> А до какого года там существовал аэродром? И это был военный
> или гражданский аэродром?

Ну, тогда по назначению аэродромы не делились... :) Лётное поле на этих лугах существовало ещё до первой мировой войны. В 30-е годы использовалось для полётов в Ригу, а также на запад. Туда же доставлялись новые самолёты (на плотах :))), собранные по ту сторону канала - в бывших мастерских военного порта, которые при Первой республике выпускали всё - от кастрюль до железнодорожных вагонов. Авиация очень усиленно развивалась. Интересный факт - 20 июня 1941 года с этого аэродрома отправился первый регулярный рейс на Москву, на Ленинград полетел немколькими месяцами раньше. На территории аэродрома рулёжные дорожки я ещё помню бетонными. С 1958 года для гражданских нужд бывший военный открыли аэродром по ту сторону озера, он действует и сейчас. Территорию бывшего аэродрома постепенно застроили к 70-м годам. Однако пустырь между разводным мостом и последними жилыми кварталами существовал ещё долго. У моста долгое время был плавательный бассейн. устроенный в здании бывшего самолётного ангара. Под конец в ранние 90-е посреди оставашегося пустыря поставили школу. А основной ущерб лётному полу принесло строительство галантерейного комбината в 70-е - у того комбината самого крыша как аэродром. :)

В поздние 30-е белую линию трамвая в газетах так и называли - Улица Пелду - Аэропорт.


> Возможно это случилось ещё до войны. Кажется в 1938 дорога на
> Айзпуте обанкроилась и стало госсобственностью. А в 1939
> кажется её перешили на 750мм. Соответсвенно были все основания
> завести её на главный вокзал вместе с другими узкоколейными
> поездами(Лиепая-Алсунга 750мм построили кажется в середине
> 30х)

Перешивали, думаю, раньше. Возможно в начале 30-х.
От границы города до (от разъезда Крустоюмс, где до этого пересекались Газенпотская и Виндавская жд, а сейчас очень близко от того места жд с рижским шоссе) самого ниже упоминаемого тобой разъезда с северной стороны от главных путей очень хорошо заметна насыпь узкоколейной дороги с составшимися с тех времён остатками мостов через ручьи и небольшие каналы.

> А то того эти пути получается принадлежали электростанции?

Да.

> И ещё несколько вопросов.
> На этой схеме есть некий пост Шкироюмс. От него в наши дни что
> нибудь физически осталось(типа станционной будки или
> путепровода под главными путями)?
> http://narrow.parovoz.com/maps/liepaja.jpg

Будка стрелочника. Насколько я могу понять, это как раз то месте, где официально начинается граница станции Лиепая. В этом месте пути начинают ветвиться. А до него идут лишь четырьмя ровными непрерывными линиями по направлению на (с юга на север) Вайнёде, Рига, Вентспилс, Тосмаре.


> -Сейчас администартивная граница Лиепаи проходит примерно по
> линии военных фортов начала 20века. А когда эти территории
> официально включили в состав города?

Не везде. Практически только с юга.
НА севере город включает всё Тосмарское озеро целиком. От Северного форта - километра 4 - 5 о северноой оконечности озера.
На востоке от восточных фортов двумя километрами восточнее по линии - продолжение окрестностей Тосмарского озера довольно прямо до Рижского шоссе, и потом вдоль шоссе к городу. ЛИепайское озеро делится административными границами пополам до Перконского какнала. Тот тоже пополам - до Южных фортов. Затем граница идёт вдоль Клайпедского шоссе ещё километра полтора и заканчивается у моря. Северная и южная граница ограничены какими-никакими просёлочными дорогами.

Официально в состав города эти территории были включены, думаю, ближе к 60-м годам, когда формировался милитаристский котёл к Северу от Тосмарского канала. Северная границы была продлена как сейчас. Восточная граница долгое время, до конца 70-х оставалась на уровне 30-х годов - как раз вдоль восточных Фортов и крепостного канала. Южной границей является Перконский канал, наверное, уже лет триста. :) Другое дело, что застройка заканчивалась примерно у площади Ливас, не дальше. Северная граница собственно города шла примерно по северной границе промышленной застройки и вдоль железнодорожных путей. ... Мне трудно назвать улицы. Во всяком случае аэродром уже был за городом. Этот вопрос исследовать трудно, потому что карт с 1945 до конца 80-х нигде не найти.


> -Когда был построен действующий сейчас трамвайный мост?

1 июля 1960 года.

И когда
> примерно был построен вообще первый мост через Торговый канал?

В 18 веке. Всего было три старых моста. Первый с конца 18 века до первой трети 19 - деревянный. Второй - с первой трети 19 века до 1886 ? года - деревянный. Третий - 1887 год до 1960 года - стальной, трёхпролётный.

> Если старое кладбище на другом берегу от старого города,
> наверное первый мост построили очень давно?

А он там был не нужен. Река Лива втекала в море не доходя до Старого кладбища. Кладбище находилось н северной окрайне припортового посёлка. Кладбищу лет 600 - 700, если не больше, а каналу только 300, точнее 307.

Re: Трамвай и город
Пилецкий Павел  03.11.2005 11:32

_Ярополк_ писал(а):

> На карте с Паравоза.ком, на которую ты ориентируетшься,
> расположение вокзала показано очень схематично. Если верить
> карте, он должен был находиться за нынешним Новым мостом. На
> самом деле он находился перед перекрёстком с нынешней улицей
> Бривибас. А мост - напротив нынешнего памятника защитникам
> города. Таким образом между мостом и вокзалом было примерно
> метров пятьдесят.
> Всё это место называлось Вильгельминовской площадью. Была она
> мощёной. На набережной канала в этих местах по обе стороны
> канала швартовались в основном рыболовецкие лодки (лодка
> простая - два весла и сеть). Корабли по-крупнее стояли со
> стороны моста, которая ближе к морю, в промышленной части
> города.
Карта действительно приблизительная. А насчёт того, что мост был на другом месте, я даже не подумал. Кстати, а с южной стороны улица Лиела в то время выходила вероятно прямо на мост?

Получается вокзал был очень близко от трамвайных путей. А аргументы против соединения соединения рельсов это то, что про соединение нигде не говориться, и то, что соединение было не нужным(трамвай в то время грузовыми перевозками не занимался). Странно конечно что дорога Лиепая-Айзпуте не имела выхода к причалам для больших кораблей. Но наверно так и было.


> > Кстати у меня есть топографическая карта 1928 года в
> > электронном виде. Там мелкий масштаб, но кое-что можно
> > разобрать(у меня есть мысль, что около вокзала было 2 пути).
> > Но если ты такую ещё не видел, могу переслать.
>
> Это было бы очень интересно. :)
Карту пришлю через несколько дней.

> > Возможно это случилось ещё до войны. Кажется в 1938 дорога на
> > Айзпуте обанкроилась и стало госсобственностью. А в 1939
> > кажется её перешили на 750мм. Соответсвенно были все
> основания
> > завести её на главный вокзал вместе с другими узкоколейными
> > поездами(Лиепая-Алсунга 750мм построили кажется в середине
> > 30х)
>
> Перешивали, думаю, раньше. Возможно в начале 30-х.
> От границы города до (от разъезда Крустоюмс, где до этого
> пересекались Газенпотская и Виндавская жд, а сейчас очень
> близко от того места жд с рижским шоссе) самого ниже
> упоминаемого тобой разъезда с северной стороны от главных путей
> очень хорошо заметна насыпь узкоколейной дороги с составшимися
> с тех времён остатками мостов через ручьи и небольшие каналы.
Очень интересно!!! Я сейчас потихоньку переписываюсь с Томом Алтсбергсом, автором той схемы. Он именно Лиепаю знает не очень хорошо. А про эту насупь возможно вообще не знает.
Проблема тут в том, что до 1938 дорога Лиепая-Айзпуте была частной(а все остальные железные дороги в Лиепае были в то время государственными). Частников просто так на государственную станцию могли и не пустить. Да и в перешивке линии для частников особого смыла не было. Кроме этой линии у них ничего больше не было, а паровозы и вагоны у них наверняко сохранились со времён открытия дороги.

> > -Когда был построен действующий сейчас трамвайный мост?
>
> 1 июля 1960 года.
Кстати, а этот самый новый мост уже не пытались делать разводным?

Ещё одно наблюдение. Сайт http://www.liepaja.lv/ имеет версии на 4 языках. Но на заглавной странице сайта фото трамвая есть только в латышской версии. В русской, английской и немецкой версиях на заглавной странице фото какого-то парка. Такой вот трамвай для своих.
Зато порадовал официальный русскоязычный буклет города.
http://www.liepaja.lv/upload/par_Liepaaju/Skaitlj_un_fakti/SF_RU.pdf В буклете есть два фото просто трамвая и одно отличное(правда мелкое) фото трамвая-снегоочистителя за работой. Чтобы в России все знали, какой в Лиепае снег :-)

Хотя цифры в буклете конечно не радуют. Средняя стоимость одного квадратного метра жилья 51 лат. Это при том, что даже в Даугавпилсе она 66 латов. А в Риге 220 латов..
Кстати ещё вопрос по Лиепае. Одна из отличительных особенностей Лиепаи это то, чтопоследние наверное 110 лет лет численность города в принципе не увеличилась и колебалась от 60 до 115 тысяч. То есть по идее новое жилищное строительство должно была быть относительно небольшим. Однако по факту новых жилых советских новостроек в Лиепае достаточно много. В связи с этим есть некоторый вопрос, вместо каких домов строитлись советские микрорайоны. Получается что и 110 лет назад большая масса жилья была одноэтажной, деревянной и недолговечной, которую было не жалко снести в советское время. Просто в советское время был постоянный дефицит жилья, и хорошие старые дома(даже деревянные) обычно старались не сносить.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]