ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Путешествие в 1958 год
Zulus  15.11.2007 06:47

Вдохновлённый примерами других исследователей, я тоже решил залезть в архивы и поискать информацию по истории транспорта нашего города. В качестве объекта внимания выбрал 1958 год, в связи со скорым приближением пятидесятилетия этой даты, а также наличием в ней ряда значимых транспортных событий. А именно, в 1958 году произошло следующее:
а) открытие автомобильно-трамвайного моста на Бебеля, и ликвидация автономности линии на Сортировке,
б) открытие трамвайной линии на Шарташ,
в) поступление первых Т-2,
г) ну и прочее.

Метод исследования самый простой – анализ литературы.
Примечания: в кавычках – дословные цитаты из газет. В квадратных скобках - собственные комментарии к различным событиям. Даты публикаций выделены жирным шрифтом, названия статей – курсивом.

Источник 1 – орган Свердловского областного и городского комитетов КПСС, Свердловского областного и городского Советов Депутатов Трудящихся, газета «Уральский Рабочий» [неплохо когда-то жили, что и на областную и на городскую власть была одна и та же газета], далее УР.
В 1958 – 51-й год издания УРа, первый номер 1958 года был 12807 вообще. Газета чёрно-белая, выходит форматом А2, тиражом 170000 экземпляров. Цена номера – 20 копеек.
Структура: 1 страница – важнейшие общественно-политические события (в основном перепечатки центральных газет); 2-3 страница – местные материалы, внизу страниц – колонка политпросвещения; 4 страница – зарубежная хроника, спортивные события, местные заметки-объявления, реклама, афиша. Но, если выходит какой-нибудь важный доклад партии/правительства, он печатается на 2-3 страницах.

Источник 2 – газета «Вечерний Свердловск» Свердловского городского комитета КПСС и городского Совета депутатов трудящихся, далее ВС. Выходит с 31.12.1957, чёрно-белая, формат А2, тиражом не указан, цена номера – 20 копеек.
Структура: 1 страница – общественно-политический новости, краткая хроника из других регионов, рубрика «За рубежом» - статьи о капиталистических странах. 2-3 страницы = аналогично УР; 4 станица – спорт, происшествия, иногда новости социалистических стран, реклама, афиша.

Пишу об обнаруженных транспортных событиях и наиболее значимых из остальной сферы.


Январь-Февраль

ВС 31 декабря: на первой станице первого номера рисунок – мальчик с ёлочным шаром, летящий на советской ракете над Свердловском. Фото главной ёлки на Площади 1905 года, всё вокруг иллюминировано.
«Годовой план трудовой Свердловск выполнил ещё 19 декабря».

«Контуры будущего» (статья о планах города на 1958 год). Выдержки:
«На площади Кирова был пустырь с грудами мусора, который сильно портил вид УПИ. По инициативе комсомольцев здесь начато сооружение сквера».
«По улице Малышева скоро протянется широкое асфальтированное шоссе от Дома Промышленности к озеру Шарташ». [То бишь, асфальтируют улицу]
«Планируется заасфальтировать 25 тысяч кв. метров дорожек и площадок, поставить 420 новых фонарей, улучшить освещение центральных улиц».
«Кто из свердловчан не бывал в ЦПКиО им. Маяковского? И каждый знает, как трудно туда добираться – единственная линия трамвая при всей интенсивности движения не в состоянии перевести всех желающих. [Почему-то сейчас справляется без проблем] Нынче, в дни праздничных гуляний, жители Свердловска смогут приехать туда и на троллейбусе». [????, это, видимо намёк на то, что собираются в конце декабря 1958 сдать троллейбусную линию Щорса – ЦПКиО]
«В августе [ой ли?] откроется трамвайная линия от улицы Кузбасской до железнодорожного переезда по Берёзовскому тракту. Жители Кировского района, которые в ней остро нуждаются, принимают активное участие в стройке. Не останутся в обиде и жители Верх-Исетского района и железнодорожники станции Свердловск-Сортировочная: от остановки Крылова до Кушвинской прокладывается вторая колея».
«Общая протяжённость трамвайных и троллейбусных линий Свердловска в 1958 году достигнет 140 километров».

Сообщается о том, что экологическое состояние реки Исеть ужасное, вымерла вся рыба. В наступающем году закончат первую очередь работ по отчистке городского пруда; прекратят сброс в Исеть канализационных стоков в районе улицы Куйбышева, что позволить сделать чище Нижне-Исетский пруд.

29.12.1957 на Центральном Стадионе открыто новое кафе «Олимпия». В продаже чай, кофе, какао, молочные продукты, пирожные, торты, кексы. сдобные булочки, слоёные языки, шоколадные конфеты и другое.

1 января: [Трудолюбивые были советские газетчики-издатели. Даже в новогоднюю ночь выпускали газету. Современные бы взяли перерыв дня на 3]
«С новым годом, дорогие товарищи». Фото девочки, отрывающей листки календаря на фоне елки. Поздравления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР за подписью глав этих организаций Н.С.Хрущева, К.Е.Ворошилова и Н.А.Булганина. То же и ВС.
Сообщение: «Автотранспортные хозяйства министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, обеспечив выполнение социалистических обязательств, принятых в честь 40-летия Октября, выполнили установленный на 1957 год план перевозки грузов и грузооборота, а также план грузовых таксомоторных средств".

«Вчера [т.е. 31.12.1957], в канун новогоднего праздника, вышел первый номер газеты «Вечерний Свердловск». В номере опубликованы приветствия городского комитета КПСС, Совета Депутатов Трудящихся, газеты «Вечерняя Москва». Под рубрикой «Они были гостями нашего города» - приветствия различного рода зарубежных товарищей, побывавших в Свердловске. [В том числе китайских, до превращения которых в злейших врагов остаётся менее 5 лет] Рассказывается о новогодних приготовлениях, приводятся выступления деятелей литературы, зарисовки рабочих Уралмашзавода, планы работы учёных на новый год и другое».
На 3 странице – рассказ Анны Бычковой о визите группы «старых членов КПСС» в Венгрию, приводится фото советской делегации на паровозостроительном заводе «Маваг».
На 4 странице – рассказ о работе 31.12.1957 водителя троллейбуса Софьи Петровны Зубаревой и её «кондукторши Лизы». Цитаты из рассказа:
«Кондуктор отрывает билеты»
«Мужчина протягивает Лизе рубль и называет остановку» [проезд в трамвае тогда стоил 30 копеек; остановку то зачем называть, не позонная же система оплаты???]
«К половине двенадцатого [ночи] вагон [???] как-то сразу опустел [:)]
[Большие подозрения, что статья не писалась автором в троллейбусе, а сочинялась в тёплом кабинете. Слово «вагон» фигурирует ещё несколько раз, так что, либо автор безграмотный, либо это опечатка, и там всё-таки был трамвай]

2 января: Министерство торговли СССР вводит с 02.01 повышенные цены на водку и вина, одновременно вводятся новые повышенные розничные цены на отдельные виды мотоциклов, автомобилей, ковры ручной выработки.
Также со 2 января снижены цены на некоторые виды телевизоров и фотоаппаратов, округляются («преимущественно в сторону снижения») цены на штучный хлеб и хлебобулочные изделий.
[В конце концов, доповышались до народных волнений 1962 года]

Отдельно хочется сказать о тысячах писем, идущих в редакцию обоих газет. В основном граждане жалуются на дефицит. Газета рассылает письма по инстанциям, там принимают меры или обещают принять.
Вот, например, такая заметка в УР: «В редакцию поступили письма, в которых сообщалось о беспорядках в магазине № 12 Хозмебельторга. Письма переданы в горторгуправление. Директор магазина тов. Воронков с должности снят».

3 января: Наш город в шестой пятилетке (статья о планах будущего строительства):
«В городе намечено построить 65 километров мощеных и асфальтированных дорог».

4 января: пробегает заметочка: «Маршал Рокоссовский К.К. освобождён от должности командующего войсками Закавказского ВО и назначен заместителем министра обороны СССР».
[Маршала отправили, куда подальше, после обострения его отношений с Хрущёвым, но за активное участие в отстранении от должности министра обороны Г.К.Жукова вернули назад]

Из Каменск-Уральского «Троллейбус идёт по городу».
«Началось регулярное троллейбусное движение между Синарским и Красногорским районами. Курсирует 9 машин».

«На зимний период открыто движение самолётов местных авиалиний по маршруту Свердловск [с Уктуса] – Ивдель и обратно через Артёмовский, Алапаевск, Верхотурье, Серов. О расписании справки можно получить в аэропортах».

4 января: «В минувшем году в городе открылось 20 новых кафе и столовых».

В начале января 1958 запускается второй искусственный спутник Земли, газеты активно освещают это событие.

5 января: начинается политпропаганда к выборам депутатов Верховного Совета СССР, которые состоятся 16 марта.
По выборам в Совет Союза в СССР образован 731 избирательный округ, в том числе:
№ 297 Свердловский-Ленинский округ (Ленинский и Чкаловский районы Свердловска, Полевской с пригородами, сельсоветы посёлков Совхозный и Верхнее Макарово),
№ 298 Свердловский-Кировский округ (Кировский, Октябрьский, Верх-Исетский районы Свердловска, посёлки Кольцово и Широкая Речка)
№ 299 Свердловский-Орджоникидзевский округ (Орджоникидзевский, Куйбышевский, Железнодорожный районе Свердловска, Берёзовский).
[то есть, в 1958 в городе было 8 районов: Ленинский, Чкаловский, Кировский, Октябрьский, Верх-Исетский, Орджоникидзевский, Куйбышевский, Железнодорожный. И имена сталинских деятелей некоторые не носили, вероятно, с 1957 года]

6 января: пишется об острой нехватке мест в свердловских гостиницах. «Часть номеров в «Большом Урале» и «Центральной» занято постоянными жильцами и приезжими работниками киностудии».

7 января: выходит сообщение ТАСС «О новом сокращении вооружённых сил». Армию и флот сократят ещё на 300 тысяч человек, сверх к уже сокращенным 1 млн. 840 тысячам в 1955-1956. В последующие дни, естественно, выходят письма пролетариата в поддержку подобного решения.

Фельетон «От ВИЗа до ВТУЗгородка» с критикой безбилетников и некультурного поведения граждан в трамваях.

8 января: сообщается о кончине на 78-м году жизни председателя президиума Верховного Национального Собрания Румынии Петра Гроза. И ещё 4 дня первые страницы газет будет в соболезнованиях.

В «Уральском Рабочем» выделяется автор-критик Н.Ф.Зацепкин. 8 января он пишет статью «И не туды, не сюды» о том, что на вокзале станции Свердловск-Пассажирская [в печати именно с окончанием на –АЯ, что, правильно, в отличие от ныне используемого –ИЙ] нет торговли питьевой водой, пассажиры страдают от жажды. Интересно, в каких красках автор пишет об этом. Сначала он «съев уральских пельменей, сразу же поехал на вокзал» [и так спешил, что даже не запил их чем-нибудь], потом, захотев пить, и будучи посланным куда подальше продавщицей («а мы водой уж полгода, как не торгуем!»), позвал на помощь милиционера [браво!], после чего получил объяснение, что «вокзал остаётся без воды по милости начальника Горводопровода тов. Курасевича и НОДа тов. Попова. Ни на одном вокзале от Москвы до Владивостока, кроме нашего, такого безобразия нет».

Судебная хроника представлена в виде многочисленных объявлений о бракоразводных процессах, из остальных пишут об экономических преступлениях, ВС о кражах, раз в месяц УР обмолвятся об особо тяжком. Среди бракоразводных процессов выделяется заметка о том, что такого-то числа в таком-то суде будет гражданин Потаскуев разводится с гражданкой Потаскуевой.

УР 9 января: «Тепловоз идёт в Дружинино»
«Из Красноуфимска в Дружинино тепловоз ведёт товарный поезд вместо паровоза. Средний оборот за 19 поездок составил 10,7 часов, тогда как паровозы затрачивали 20-22 часа и более».
[Особой тягой к транспорту журналисты никогда не отличались, поэтому марку тепловоза не указали]
После реконструкции вновь открылся магазин «Подарки» на Малышева, 38 (реклама).
«Свердловская база «Главкультторга» заключила договор с Челябинским кузнечно-прессовым заводом им. Сталина на поставку 10 новых детских педальных автомобилей «Урал».

10 января: «Досадные мелочи», статья о дорогах и транспорте.
«На Малышева, перекрестки с Шейнкмана, Хохрякова, Вайнера нет ни светофоров, ни регулировщиков. Работа отдела регулирования дорожного движения сводится к ловле нарушителей-пешеходов и выписыванию им штрафов».
«Некрасивы изгороди, поставленные для упорядочивания движения пешеходов» [это что имеется в виду????]
«На остановке «Политехнический Институт" [современная УГТУ-УПИ] машины пересекают Ленина под любым произвольным углом»
«Имеются недостатки в трамвайном движении. С организацией маршрутов № 15, 16 на маршруте № 4 очень частые перебои, особенно с 18 до 19 часов. В то же время по 10-му вагоны идут полупустыми».

В январе выходит первый номер общественно-политического журнала «Урал».

13 января введена электрификация участка Абдулино – Похвистнево южного участка Транссиба.

14 января: жалоба читателя В.В. Пупырёва о том, что с тех пор, как 3-й трамвай убрали с ВИЗа, количество вагонов, доставляющих жителей ВИЗа в центр недостаточно, большая давка в часы пик. Читатель предлагает организовать новый трамвайный маршрут «ВИЗ – Оперный Театр».

15 января: критическая статья о плохой работе водозаборных колонок в городе, критикуются Управление водоснабжения и канализации, и опять его начальник тов. Курасевич. «Особо острая нехватка воды – в посёлках Красная Звезда, Горнозаводском, Звезда».

ВС сообщает о социалистических обязательствах 11 крупнейших предприятий города, в том числе станции Свердловск-Сортировочная на нынешний год:
а) выполнить планы досрочно к 20-25 числам декабря,
б) снизить себестоимость переработки вагонов на 4%,
в) получить 1,5 млн. сверхплановой экономии,
г) сформировать 15000 тяжеловесных поездов и отправить в них сверх весовых норм 3,5 млн. тонн грузов,
д) формировать не менее 80% поездов в процессе спуска с сортировочных горок,
е) собственными силами построить и сдать 600 кв. метров жилья,
ж) вызвать на социалистические соревнования коллективы других станций.

В тот же день в УРе жалоба с просьбой восстановить прежнее расписание движения автобуса Свердловск – дер. Щербаковка [ныне в Челябинской Области]. «Раньше автобус уходил из Свердловска в 7 вечера, ночевал в деревне и в 7 утра ехал обратно. С изменением расписания школьникам приходится добираться в Щелкун на попутках, что очень не удобно».
[Подозреваю, что в то время дер. Щербаковка была в Свердловской области. Вряд ли школьники бы ходили в школу соседней области. И хоть бы номер маршрута указали]

В середине января проходят испытательные полёты нового самолёта ИЛ-18 «Москва», ведомого лётчиком-испытателем Владимиром Коккинаки, по маршрутам Москва – Краснодар – Москва (14), затем Адлер – Тбилиси с пролётом над Эльбрусом (18). Машина показала себя с очень хорошей стороны, гораздо лучше ИЛ-14. «Во второй половине нынешнего года новые самолёты появятся на воздушных трассах СССР. Они смогут пролетать 5 тыс. километров без посадки и перевозить одновременно 75-100 пассажиров и 14 тонн груза»

16 января: Курганский автобусный завод выпустил новый автобус «КАЗ», с использованием опыта и технологий Павловского и Горьковского автозаводов.
Плохой график доставки газет в городе: в газетные киоски и подписчикам газеты поступают с запозданием до 2 суток. [Кстати, ВС печатался днём и доставлялся в киоски к вечеру, поэтому обычно крупные новости печатал на сутки оперативнее УРа].

С января начинается новая волна стахановского движения в стране по примеру Николая Мамая – шахтёра Донбасса, добывшего за смену сверхнорму угля.

20 января: Установлена прямая телефонная связь между Свердловском и Сталино [Донецком]. Это уже 151-й населённый пункт, имеющий телефонную связь со Свердловском.

22 января: Совместный рейд бригады журналистов разных газет на вокзал, «Такими ли должны быть ворота города?»
«В прошлом году через вокзал прошли 15 миллионов пассажиров»
Вокзал не реконструировался 20 лет, но в мае «Свердловсктрансстрой» [располагался на Челюскинцев, 92] обещает подготовить проект реконструкции.
Предлагается закрыть ресторан второго класса на перроне, т.к. там собираются одни любители выпить.
«Всего на вокзале 3 тоннеля [где умещались????], но весной прошлого года 2 из них закрыты на ремонт, конца и края которому не видно. В единственном оставшемся тоннеле сырые потолки, обледенелые полы, плохое освещение».
«Станция Шарташ низведена до роли «калитки». Неизвестно почему начальник пассажирской службы дороги тов. Боборыкин считает, что станция должна обслуживать только пригородные поезда. В результате нет даже камеры хранения, хотя нужда в ней острая. Непонятно по каким соображениям пассажирский павильон открыт лишь утром и вечером.
Попытайтесь дойти из центра города до станции. Придётся идти пешком вдоль улицы имени Куйбышева. В своё время до станции ходили автобусы [вероятно, от Госцирка], но городской автотрест неоправданно ликвидировал этот маршрут. Подъезды к станции нуждаются в срочной реконструкции, не освещены, груды мусора».
«Если реконструировать Шарташ, Свердловск-Сортировочную, Уктус, многие пассажиры будут садиться на поезда там, тем самым, разгружая вокзал». [Пока такая светлая мысль в жизнь не воплотилась]

23 января: Репортаж о передовиках-самстроевцах [строительство жилого квартала Бакинских Комиссаров – Кировградская силами рабочих Уралмаша, фотографии есть на 1723]. К новому году сдано 8 домов, в 1958 сдадут ещё 13. Поставлена задача – к 1963 убрать из района Уралмаша все временные бараки.
«В ответ на жалобу читателей [за прошлый год] о плохой работе ресторана на станции Свердловск-Пассажирская руководители треста ресторанов СВЖД обещают принять необходимые меры».

На Фрунзе,50 открылся новый дом для инвалидов со всем необходимым оборудованием.


24 января: Объявление «Пассажирскому автохозяйству № 2 требуются кондукторы автобусов, шофёры 1 и 2 классов, автослесари. Обращаться по адресу: ул. 8 Марта, 158. Трамваи № 1, 4, 5, 9, 14, 15 до остановки «Улица им. Щорса».
[То есть, в то время на 8 Марта, 158 был автопарк или же просто административное здание???]

23-25 января: проходит 11 Областная Партийная Конференция. По её окончании выходит статья секретаря обкома А.П. Кириленко «О работе Свердловского обкома КПСС за 1957 год».
По транспорту в докладе сказано только о грузом автомобильном и железнодорожном. СВЖД критикуется за «неспособность дороги своевременно удовлетворять потребность предприятий в перевозках». «Руководство дороги (тов. Егоров) и трест «Свердловсктрансстрой» должно проявлять больше внимания строительству вторых путей, электрификации, переходу на тепловозную тягу, развитию узлов и станций, автоматизации и централизации движения».

Через несколько дней публикуется выступление начальника СВЖД В.П. Егорова на областной партконференции, где тот был делегатом. Тот сваливает вину за невыполненный план на предприятия, вовремя не загружающие вагоны [Как всё это напоминает фильм «Магистраль»] и добавляет:
«В 1958 будет начата электрификация участка Свердловск-Дружинино»
«Большие работы будут по локомотивному депо на станции Свердловск-Сортировочная в связи с организацией тепловозной тяги»
«В этом году будет сделана автоблокировка участка Свердловск – Шамары, электрическая централизация всех станций участка».

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР с 15.01 Еланский и Краснополянский районы области объединены в один – Байкаловский район с центром в Байкалово.

26 января: открывается новое ателье по ремонту холодильников на Первомайской, 79 [сейчас там магазин обоев].

27 января: «Свердловский автотрест получил 12 новых автобусов ЗИЛ-158 на 52 места. Они отличаются от предыдущих моделей ярким дневным освещением: благодаря боковым окнам и дополнительно оснащенной задней частью кузова. Потолочные окна в летнее время превращаются в вентиляторы [????], в зимнее время в салоне поддерживается температура до 16 тепла».

28 января: жалоба о том, что в 11 вагоне поезда 21 [типа следующего с переменным трафаретом по Красноуфимску] ездит всегда в 3-4 раза больше пассажиров, чем мест, просят добавить вагонов.

Кстати, № 21/22 «Урал» тогда шёл через Казань, а Пекин – Москва был № 1/2.

30 января: Первое место в мире – статья о железных дорогах.
Планируется электрифицировать весь Транссиб и довести время в пути поезда Москва – Владивосток до 6 суток со скоростью 140-160 км/час. [Не сбылось и по сей день] В 1957 НЭВЗ начал выпуск ВЛ23 и Н8, РВЗ выпустил первые ЭР1, развивающие скорость до 130 км/час.

31 января: Зацепкин на этот раз критикует недостатки в работе Свердловского такси: большие очереди на стоянках такси, не хватает машин, водители хамят, обсчитывают, занимаются «левым» извозом, специально везут пассажиров длинными маршрутами для большей выручки. Знакомый водитель рассказал журналисту, как возил за мзду в 50 рублей козу в салоне [!!!] для визита к ветеринару. «Водители такси зарабатывают по 50-100 рублей в день». [непонятно, это официальный или же только левый заработок??]
На линии работают «Победы», у одной из них – номер 99-10.

С 1 февраля ВС начал публиковать время сеансов в кинотеатрах (до этого они с УРом печатали почти для всех кинотеатров только демонстрируемые фильмы).

В феврале на экраны кинотеатров выходит фильм «Коммунист».

4 февраля: «Собрание автоинспекторов рассмотрело вопрос переноса автобусной и троллейбусной остановок на Карла Либкнехта – Первомайской и некоторых автобусных остановок на Сибирском тракте в связи с расположенностью в опасных для пешеходов и пассажиров местах».

5 февраля: Публикуется отчёт о выполнении государственного плана развития народного хозяйства на 1957 год. Некоторые цифры по области:
«Свердловское отделение СВЖД выполнило план погрузки на 104%, выгрузки на 105%»
«Оборот грузового вагона на СВЖД, по сравнению с 1956, снизился на 3%»
«План перевозки автобусами пассажиров [был и такой] выполнен на 103%. По сравнению с 1956 перевозка пассажиров увеличилась на 39%. Перевозки пассажиров легковыми таксомоторами, по сравнению с 1956, выросли на 38%.»
«В 1957 году открыто автобусное сообщение [тут, видимо, имеется в виду внутригородское] в Сухом Логу, Артях, Верхней Салде. Организованы новые маршруты Свердловск – Богданович и Свердловск – Кунгур. Автобусный парк [чего???] в 1957 пополнился 144 новыми машинами".

6 февраля: «Автобусные маршруты»
«Между Свердловском Каменск-Уральским ездят многоместные автобусы ЗИЛ-158 второй автотранспортной конторы. Они ежедневно делают 4 рейса. Раньше курсировали автобусы Каменск-Уральской автотранспортной конторы, которые совершали только 2 рейса.
Открыто движение автобусов между Каменск-Уральским и деревней Часовой».
Открыто новое отделение связи на улице Сварщика Калинина в Заречном, всего в городе 61 почтовое отделение. [Это имеется в виду ОС № 34; Калинина – ныне Качканарская, на месте этого ОС сейчас стоит ТРЦ «Каранавал»]
Новый вагон
«Вчера с железнодорожной платформы на трамвайный путь сошёл ещё один комфортабельный вагон, построенный на Рижском Вагоностроительном Заводе. Теперь парк СТТУ насчитывает 72 таких вагона. В этом году свердловчане получат ещё несколько подарков рижан».
[По данным сайта Евгения Кузнецова, к начале 1958 в городе был 71 МТВ-82, в 1958 пришли ещё 7 штук, т.е. это был первый]

По линиям Свердловск (не Новосибирск с посадкой, а именно Свердловск) – Москва и Москва – Прага летают ТУ-104.

6 февраля: заметка о жизни железнодорожников «В путевых будках».
«На ж/д линии Свердловск – Синарская в путевых будках запрошлый установлено 11 телевизоров; на СВЖД курсирует два вагона-клуба»

8 февраля: Жалоба жителей Гарей о том, что отсутствует автобусное сообщение между Гарями и станцией Сосьва, людям не на чем добираться, просят принять меры.
Репортаж о работе кондуктора трамвайного вагона № 165 (МТВ-82) 1-го маршрута Александры Николаевны Беловой, передовички производства, работающей с 1936 года.
Всё та же смешанная группа журналистов на сей раз изучает ситуацию с торговлей на вокале и прилегающих территориях. «Правофланговый – киоск ресторана «Экспресс». Напортив тира, черед дорогу, булочная № 46» [где это???]. Также есть хозяйственная и продовольственные лавки орса НОД-2, столовая № 33, буфет № 10 ресторана первого класса станции Свердловск-Пассажирская, аптечный киоск № 11. Во всех выявлены многочисленные нарушения.

Первое место в социалистических соревнованиях за 1957 год занял Куйбышевский район, на втором месте – Чкаловский, на третьим – Железнодорожный.

13 февраля: реклама об авиации.
«Впервые в зимний период из Свердловска на курорты Кавказа курсируют комфортабельные пассажирские самолёты ИЛ-12». Расписание:
Адлер: 1,3,5; вылет в 3 часа [непонятно, дня или ночи]; в пути 11:35 [вот это скорости!!],
Минеральные Воды: 2,4,6; вылет в 6:25 [опять непонятно, чего]; в пути 8:35.
«Билеты «туда и обратно» продаются со скидкой в 10%».
Причём самолёты и экипажи наши, один из них пилотирует фронтовик-орденоносец Николай Петрович Чушко. «Он скоро будет обучаться пилотирования самолётов ИЛ-18».

13 февраля Завод им. Жданова выпустил первую партию новых пассажирских автобусов ПАЗ-652. «Машина развивает скорость до 80 км/час; имеет хорошую систему отопления. В изящном кузове хорошо оборудованы места для сидения. Широкие бортовые окна и иллюминаторы из цветного стекла [????], защищающие от солнечных лучей, а также прозрачная перегородка, отделяющая водителя от пассажиров, создают большую освещённость.
[Видимо, в глазах журналистов ПАЗ-652 выглядел иначе, чем в наших. О главном недостатке – суперузкой двери вежливо умолчали. На городских маршрутах 652-е проработали до 2004 года]

Журналисты ВС, видимо, были большими любителями ж/д, т.к. каждые дня три в газете печатаются статьи о работе железнодорожников, в особенности, станции Свердловск-Сортировочная. Большое количество статей типа «Поезда идут по графику» косвенно подтверждает, что в то время на СВЖД процветали массовые опоздания поездов.

15 февраля:Новый пассажирский
«В скором времени на линиях «Аэрофлота» начнут курсировать крупнейшие в мире пассажирские четырёхмоторные самолёты ТУ-114 с турбовинтовыми двигателями, предназначенные для трансантлантических перелётов».
На транспорт надейся, а сам не плошай – статья об отвратительно плохой работе автобусов 10-го маршрута. На табличке на привокзальной площади заявлен интервал 8-12 минут, реально он составляет 40-60 минут. Автобусы забиты под завязку, из-за этого даже не останавливаются на промежуточных остановках. Таксистам запрещено возить пассажиров по трассам автобусных маршрутов [что за идиотизм????]. Многие жители Горнозаводского посёлка предпочитают добираться до центра пешком, т.к. автобус не дождаться.
[Пущенный, согласно «Полной истории автобусов», в 1955 году, 10-й маршрут тогда шёл по Стрелочников – Выездному]

16 февраля: «К навигации 1958 управление по транспортному освоению и эксплуатации получило из Тюмени и Красноярска новые катера на 60-80 мест «Россия», «Слава», «Родина», «Урал» для работы по рекам Тавда и Сосьва».
Реклама: «ЕЖЕДНЕВНО из Свердловского центрального аэропорта, кроме пассажирских самолётов, вылетают грузовые самолёты ВО ВСЕ города Советского Союза, согласно расписанию. Приём груза, багажа и товарооборота производится круглосуточно. Более высокий тариф, по сравнению с железнодорожным, вполне окупается экономией времени пребывания груза в пути».
[Слабо верится в такую интенсивность перевозок]

19 февраля: жалоба о том, что в прошлом году в пригородных поездах Свердловск – Камышлов продавали газеты и другую литературу, а сейчас этого нет. [Можно сделать вывод, что в 1958 был пригородный маршрут Свердловск – Камышлов]
«Организовано регулярное автобусное сообщение Североуральск – Черёмухово и Североуральск – пос. Калья (получено 3 новых 60-местных машины). Раньше ходил грузовик, приспособленный под автобус.

21 февраля: Предвыборный отчёт о росте экономики города за 4 года.
Городской транспорт:

«Теперь к услугам свердловчан 244 трамвайных вагона, 72 троллейбуса, десятки автобусов. В 1954 трамваев было 202, а троллейбусов всего 39. За 4 года перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом увеличились на 47 млн. человек. В прошлом году трамваями и троллейбусами перевезено более 200 млн. пассажиров».
[Согласно сайту Евгения Кузнецова, в начале 1958 в Свердловске было 246 трамвайных вагона. Исключаем 3 спецвагона, переделанные из обычных трамваев, добавляем прибывший 6.02 МТВ-82, и получаем искомую цифру]

23 февраля: Исполняется 40 лет вооружённым силам СССР. Почти весь УР – на тему праздника. На 1 странице – приказ-поздравление министра обороны маршала Малиновского. «Провести салют в городах-героях». ВС выходил 22 и 24 февраля (23 было воскресенье), он тоже в военной теме.

В конце февраля в разделе «Зарубежная хроника» публикуется фото разработанного венгерскими машиностроителями «нового дизель-поезда для работы на железных дорогах СССР, способного развивать скорость до 125 км/час». [В историю эта машина вошла как Д1]

И в заключение история, произошедшая в начале февраля в троллейбусе. Женщина с маленькой дочкой ехали с Центрального стадиона в детский сад на Декабристов. Когда женщина уже поставила девочку в салонно ещё не вошла сама, водитель закрыла двери и, не обращая внимания на крики женщины, троллейбус уехал. Мамаша, вся в слезах, обратилась за помощью к диспетчеру конечной «Центральный Стадион», та связалась по телефону с центральным диспетчером на Фрунзе и попросила вызвать по рации бригаду троллейбуса, чтобы те приняли меры. Однако, центральный диспетчер ничего не сделала; кондуктор троллейбуса вообще попыталась высадить плачущего ребёнка, когда узнала, что та едет без мамы. В конце концов нашлись добропорядочные пассажиры, которые помогли девочке добраться до детсада, после чего нашли её маму и написали жалобу в ВС. Газета жалобу опубликовала, и отправила её в СТТУ.
Вскоре, «по результатам проведённого внутреннего расследования водитель Аникеева с работы уволена; кондуктору и диспетчеру объявлен строгий выговор; партийным и комсомольским активом депо проведена воспитательная работа среди коллектива с целью недопущения повторения подобных ситуаций».



Редактировано 4 раз(а). Последний раз 14.12.07 08:39 пользователем Andrey Zubatkin.

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Эдвард  15.11.2007 13:39

Интересная подборочка! Спасибо. Продолжение будет? Кстати, о первоисточниках: не уж-то в библиотеке сидел? Или в и-нете тоже можно нечто подобное найти? А пользовался ли когда-нибудь Областным архивом? Говорят, там тоже можно много чего интересного найти из документации по транспорту (главное - знать формы)...

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Zulus  15.11.2007 18:55

Эдвард писал(а):
-------------------------------------------------------
Продолжение будет?
Будет, но не так скоро (надеюсь к новому году расписать весь год).

> Кстати, о первоисточниках: не уж-то в библиотеке
> сидел?
В Областной универсальной научной билиотеке им. Белинского (отдел краеведческой литературы).
Кстати, в номере ВС за 25.02 вырвана страница, по обрывкам можно понять, что там большая статья о СВ-Пасс. Кто-то из любителей транспорта успел до меня побывать :)

Или в и-нете тоже можно нечто подобное
> найти?
Не сталкивался.

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Mike_Y  15.11.2007 19:18

Andrey Zubatkin писал(а):
-------------------------------------------------------

> «На зимний период открыто движение самолётов
> местных авиалиний по маршруту Свердловск [с
> Уктуса] – Ивдель и обратно через Артёмовский,
> Алапаевск, Верхотурье, Серов. О расписании справки
> можно получить в аэропортах».
Интересная формулировка: "на зимний период". То есть местное авиасообщение было не круглый год?

> «Некрасивы изгороди, поставленные для
> упорядочивания движения пешеходов» [это что
> имеется в виду????]
Видимо - ограждения вдоль дорог или газонов - чтобы пешеходы не выбегали на дорогу где попало. Такие заграждения и сейчас есть - допустим вдоль аллеи посередине проспекта Ленина.


> В тот же день в УРе жалоба с просьбой восстановить
> прежнее расписание движения автобуса Свердловск –
> дер. Щербаковка [в Челябинской Области]. «Раньше
> автобус уходил из Свердловска в 7 вечера, ночевал
> в деревне и в 7 утра ехал обратно. С изменением
> расписания школьникам приходится добираться в
> Щелкун на попутках, что очень не удобно».
> [Подозреваю, что в то время дер. Щербаковка была в
> Свердловской области. Вряд ли школьники бы ходили
> в школу соседней области. И хоть бы номер маршрута
> указали]
Вроде последнее изменение границ областей было в 1940-х годах, когда передали из Челябинской в Свердловскую область несколько районов.

> Реклама: «ЕЖЕДНЕВНО из Свердловского центрального
> аэропорта, кроме пассажирских самолётов, вылетают
> грузовые самолёты ВО ВСЕ города Советского Союза,
> согласно расписанию. Приём груза, багажа и
> товарооборота производится круглосуточно. Более
> высокий тариф, по сравнению с железнодорожным,
> вполне окупается экономией времени пребывания
> груза в пути».
> [Слабо верится в такую интенсивность перевозок]
Во все города надо полагать не летали - скорее всего довозили допустим до Москвы, оттуда - перегружали в другой самолет и так далее.


Эдвард писал(а):
-------------------------------------------------------
> Интересная подборочка! Спасибо. Продолжение будет?
+1
Очень интересно и познавательно!

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Поросенок  15.11.2007 21:01

Раньше моста у жд. у перекрестка Малышева-Восточная не было..видимо его как раз после 1958 года сделали и продолжили нормальную ул. Малышева до Каменных Палаток

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Поросенок  15.11.2007 21:02

А Вокзал так и не доделали...хотя обещали регулярно аж с 60- ходов и сейчас он какой-то хаотический и недоделанный...

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
А.Копцев  15.11.2007 23:18

Andrey Zubatkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> Вдохновлённый примерами других исследователей, я
> тоже решил залезть в архивы и поискать информацию
> по истории транспорта нашего города.

Низкий Вам поклон! Оченно интересно!

> Метод исследования самый простой – анализ
> литературы.
> Примечания: в кавычках – дословные цитаты из
> газет. В квадратных скобках - собственные
> комментарии к различным событиям. Даты публикаций
> выделены жирным шрифтом, названия статей –
> курсивом.

Методологически (применительно к поставленным задачам) – также всё безупречно.

> Сообщается о том, что экологическое состояние реки
> Исеть ужасное

Неужели буквально такими словами и говорится: «экологическое»?

> На 4 странице – рассказ о работе 31.12.1957
> водителя троллейбуса Софьи Петровны Зубаревой и её
> «кондукторши Лизы». Цитаты из рассказа:
> «Кондуктор отрывает билеты»
> «Мужчина протягивает Лизе рубль и называет
> остановку» [проезд в трамвае тогда стоил 30
> копеек; остановку то зачем называть, не позонная
> же система оплаты???]
> «К половине двенадцатого [ночи] вагон [???] как-то
> сразу опустел [:)]
> [Большие подозрения, что статья не писалась
> автором в троллейбусе, а сочинялась в тёплом
> кабинете. Слово «вагон» фигурирует ещё несколько
> раз, так что, либо автор безграмотный, либо это
> опечатка, и там всё-таки был трамвай]

Судя по «называет остановку», мог быть и пригородный поезд. ☺

> «Некрасивы изгороди, поставленные для
> упорядочивания движения пешеходов» [это что
> имеется в виду????]

Ограждения по краю тротуара, отделяющие его от проезжей части. Видать, наставили не ажурных, и не из труб, как стало модно при Брежневе, а глухих (как сейчас только под путепроводом на Лётчиков).

> В середине января проходят испытательные полёты
> нового самолёта ИЛ-18 «Москва», ведомого
> лётчиком-испытателем Владимиром Конниаки

Вероятно, имелся в виду модный испытатель тов.Коккинаки.

> «Всего на вокзале 3 тоннеля [где умещались????],
> но весной прошлого года 2 из них закрыты на
> ремонт, конца и края которому не видно. В
> единственном оставшемся тоннеле сырые потолки,
> обледенелые полы, плохое освещение».

«Единственный оставшийся» - видимо центральный, подземный. А два других – надземные (проёмы-арки, ведущие с площади на 1 платформу). Они действительно, на первый взгляд, похожи на тоннели.

> «Если реконструировать Шарташ,
> Свердловск-Сортировочную, Уктус, многие пассажиры
> будут садиться на поезда там, тем самым, разгружая
> вокзал». [Пока такая светлая мысль в жизнь не
> воплотилась]

Метко!

> 24 января: Объявление «Пассажирскому
> автохозяйству № 2 требуются кондукторы автобусов,
> шофёры 1 и 2 классов, автослесари. Обращаться по
> адресу: ул. 8 Марта, 158. Трамваи № 1, 4, 5, 9,
> 14, 15 до остановки «Улица им. Щорса».
> [То есть, в то время на 8 Марта, 158 был автопарк
> или же просто административное здание???]

Автопарк, наверно, был напротив, там, где и сейчас автовокзал.

> 27 января: «Свердловский автотрест получил 12
> новых автобусов ЗИЛ-158 на 52 места. Они
> отличаются от предыдущих моделей ярким дневным
> освещением: благодаря боковым окнам и
> дополнительно оснащенной задней частью кузова.
> Потолочные окна в летнее время превращаются в
> вентиляторы [????],

Т.е. их можно было открыть, чтоб душно не было.

> 13 февраля Завод им. Жданова выпустил первую
> партию новых пассажирских автобусов ПАЗ-652.
> Широкие бортовые
> окна и иллюминаторы из цветного стекла [????],
> защищающие от солнечных лучей, а также прозрачная
> перегородка, отделяющая водителя от пассажиров,
> создают большую освещённость.

Под иллюминаторами, видимо, имелись в виду гнутые цветные окна под крышей, так восхищавшие меня в детстве (тем паче, что на собственно городских маршрутах ПАЗики в 70-х не работали, и по сравнению с другими моделями автобусов казались редкими).

> [Видимо, в глазах журналистов ПАЗ-652 выглядел
> иначе, чем в наших. О главном недостатке –
> суперузкой двери вежливо умолчали. На городских
> маршрутах 652-е проработали до 2004 года
]

Полагаю, Вы не Екатеринбург имеете в виду? Или у нас тоже кое-где они ходили в столь недавнее время?

> 15 февраля:Новый пассажирский
> «В скором времени на линиях «Аэрофлота» начнут
> курсировать крупнейшие в мире пассажирские
> четырёхмоторные самолёты ТУ-144 с турбовинтовыми
> двигателями, предназначенные для
> трансантлантических перелётов».

Вероятно, это уже Ваша случайная ошибка. Не Ту-144, а Ту-114.

> 16 февраля: «К навигации 1958 управление по
> транспортному освоению и эксплуатации получило из
> Тюмени и Красноярска новые катера на 60-80 мест
> «Россия», «Слава», «Родина», «Урал» для работы по
> рекам Тавда и Сосьва».

Сейчас бы так!

> 21 февраля: Предвыборный отчёт о росте экономики
> города за 4 года.
> Городской транспорт:
>
> «Теперь к услугам свердловчан 244 трамвайных
> вагона, 72 троллейбуса, десятки автобусов. В 1958
> трамваев было 202, а троллейбусов всего 39. За 4
> года перевозки пассажиров городским пассажирским
> транспортом увеличились на 47 млн. человек. В
> прошлом году трамваями и троллейбусами перевезено
> более 200 млн. пассажиров».

Из контекста следует, что сравнение с 1954 годом. Неплохой прирост парка: 42 новых трамвая и 33 новых троллейбуса за 4 (четыре) года.

> В конце февраля в разделе «Зарубежная хроника»
> публикуется фото разработанного венгерскими
> машиностроителями «нового дизель-поезда для работы
> на железных дорогах СССР, способного развивать
> скорость до 125 км/час». [В историю эта машина
> вошла как Д1]

Спасибо нашим танкистам призыва 1956 года! Молодцы мужики! ☻

«На зимний период..."
А.Копцев  15.11.2007 23:28

Mike_Y писал(а):
-------------------------------------------------------
> > «На зимний период открыто движение самолётов
> > местных авиалиний по маршруту Свердловск [с
> > Уктуса] – Ивдель и обратно через Артёмовский,
> > Алапаевск, Верхотурье, Серов. О расписании
> > справки можно получить в аэропортах».
>
> Интересная формулировка: "на зимний период". То
> есть местное авиасообщение было не круглый год?

Судя по дате опубликования заметки (4 января), речь идёт о вводе в действие сезонного расписания движения самолётов, действовавшего обычно с января до середины или конца мая. С мая-июня количество рейсов в расписании увеличивалось, и в газете по этому поводу писали: «На летний период открыто движение самолётов…»

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Zulus  16.11.2007 17:11

А.Копцев писал(а):
-------------------------------------------------------

> Неужели буквально такими словами и говорится:
> «экологическое»?
Нет не буквально, там не прямая цитата.

> Вероятно, имелся в виду модный испытатель
> тов.Коккинаки.
Неверно списал сложную фамилию.

> Автопарк, наверно, был напротив, там, где и сейчас
> автовокзал.
Вряд ли напротив. А автовокзал тогда где?

> Полагаю, Вы не Екатеринбург имеете в виду? Или у
> нас тоже кое-где они ходили в столь недавнее
> время?
Ходили последние ПАЗ-652 на 8 коммерческом маршруте (Таганская - Таганский Ряд)до 2003 и на 2 коммерческом (Новосибирская - Горбольница № 6) до 2004.

> Вероятно, это уже Ваша случайная ошибка. Не
> Ту-144, а Ту-114.
Да, опечаточка.

> > «Теперь к услугам свердловчан 244 трамвайных
> > вагона, 72 троллейбуса, десятки автобусов. В
> 1958
На самом деле в тексте 1954, тоже моя опечатка.

Re: Путешествие в 1958 год (зима)

Andrey Zubatkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> > Полагаю, Вы не Екатеринбург имеете в виду? Или
> у
> > нас тоже кое-где они ходили в столь недавнее
> > время?
> Ходили последние ПАЗ-652 на 8 коммерческом
> маршруте (Таганская - Таганский Ряд)до 2003 и на 2
> коммерческом (Новосибирская - Горбольница № 6) до
> 2004.

Я в этом году ездил по 42. Ну в крайнем случае в 2006. Так что не до 2004.

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Илья Кузьмин  16.11.2007 18:12

Вероятно, Вы имеете в виду ПАЗ 672, который был с голубыми (синими) полосками и ездил еще раньше по 12-му маршруту. 652 достаточно сильно отличается от 672, и его производство было прекращено ориентировочно в 197х-е годы.

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
levemir  16.11.2007 19:23

А.Копцев писал(а):
-------------------------------------------------------

> Спасибо нашим танкистам призыва 1956 года! Молодцы
> мужики! ☻


Ну-ну… Про это «молодцы» лучше Александра Трифоновича и не скажешь:
Цитата
Что делать мне с тобой, моя присяга?
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречала в шестьдесят восьмом?
Александр Твардовский
Тут, правда, события 12 годами позже в виду имеются, но… ИСТОРИЯ ХРОНИЧЕСКАЯ ЗАИКА! Смотрите, как бы не пришлось восклицать «молодцы» внучкам тех самых танкистов.

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Zulus  16.11.2007 20:39

Илья Кузьмин писал(а):
-------------------------------------------------------
> Вероятно, Вы имеете в виду ПАЗ 672, который был с
> голубыми (синими) полосками и ездил еще раньше по
> 12-му маршруту. 652 достаточно сильно отличается
> от 672, и его производство было прекращено
> ориентировочно в 197х-е годы.
На 2 был тоже бело-голубой, тогда может быть, он был тоже ПАЗ-672.
А вот тот оранжевый, что ходил по 8, был точно ПАЗ-652, что и было написано у него на заводской табличке.

Поэзия и транспорт
А.Копцев  16.11.2007 20:56

levemir писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ну-ну… Про это «молодцы» лучше Александра
> Трифоновича и не скажешь:
>
> Что делать мне с тобой, моя присяга?
> Где взять слова, чтоб рассказать о том,
> Как в сорок пятом нас встречала Прага
> И как встречала в шестьдесят восьмом?
> Александр Твардовский

Александр Трифонович – светлый гений. К его творчеству я тоже неравнодушен. А разве он грустит здесь по поводу действий наших удальцов? Напротив, сокрушается, что в дружной семье стран социализма могли завестись и такие, что смели неверно оценить братскую помощь СССР оступившейся Чехословакии. ☻ Впрочем, в Искусстве не может быть всё однозначно. За это мы его и ценим.

Кстати, у Твардовского есть стихи и про транспорт. «Огромный, грузный, многоместный…» - это, думается, об Ан-10.

Re: Поэзия и транспорт
levemir  16.11.2007 21:30

А.Копцев писал(а):
-------------------------------------------------------
>… А разве он грустит
> здесь по поводу действий наших удальцов? Напротив,
> сокрушается, что в дружной семье стран социализма
> могли завестись и такие, что смели неверно оценить
> братскую помощь СССР оступившейся Чехословакии.
> ☻ Впрочем, в Искусстве не может быть всё
> однозначно. За это мы его и ценим.

Ах, как всё-таки здорово, что и Чехии и Словакии (пишу «по-новому» ;) ) таки удалось в конце концов оступиться так, что Кацапстану щас остаётся помогать лишь только «сёстринской» Белоруссии да «братскому»—сколько «русЬких» уж повыезжало?—в одном только ЕКБ. легион осел— Казахстану.

Господа, ну заканчивайте уже с политикой и с историей СССР и братских стран, надоело в каждой теме об этом писать. Форум о ТРАНСПОРТЕ (-) (-)
Модератор  17.11.2007 00:46

0

Re: Путешествие в 1958 год (зима)

Andrey Zubatkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> На 4 странице – рассказ о работе 31.12.1957
> водителя троллейбуса Софьи Петровны Зубаревой и её
> «кондукторши Лизы». Цитаты из рассказа:
> «Кондуктор отрывает билеты»
> «Мужчина протягивает Лизе рубль и называет
> остановку» [проезд в трамвае тогда стоил 30
> копеек; остановку то зачем называть, не позонная
> же система оплаты???]
> «К половине двенадцатого [ночи] вагон [???] как-то
> сразу опустел [:)]
> [Большие подозрения, что статья не писалась
> автором в троллейбусе, а сочинялась в тёплом
> кабинете. Слово «вагон» фигурирует ещё несколько
> раз, так что, либо автор безграмотный, либо это
> опечатка, и там всё-таки был трамвай]

Какое-то время была зональная система. В какие годы сейчас точно не скажу.
В слове "вагон" в то время нет ничего криминального.

> И в заключение история, произошедшая в начале
> февраля в троллейбусе. Женщина с маленькой дочкой
> ехали с Центрального стадиона в детский сад на
> Декабристов. Когда женщина уже поставила девочку в
> салонно ещё не вошла сама, водитель закрыла двери
> и, не обращая внимания на крики женщины,
> троллейбус уехал. Мамаша, вся в слезах, обратилась
> за помощью к диспетчеру конечной «Центральный
> Стадион», та связалась по телефону с центральным
> диспетчером на Фрунзе и попросила вызвать по рации
> бригаду троллейбуса, чтобы те приняли меры.
> Однако, центральный диспетчер ничего не сделала;

Потому что раций тогда ещё не было ;)

Re: Путешествие в 1958 год (зима)
Zulus  18.11.2007 13:14

Евгений Кузнецов писал(а):
-------------------------------------------------------

> Какое-то время была зональная система. В какие
> годы сейчас точно не скажу.
Но точно не в 1958 году.

> Потому что раций тогда ещё не было ;)
Видимо, чт-то было возможно в той ситуации сделать, иначе начальство просто так бы не стало делать строгий выговор диспетчеру.

Простите, неточно выразился. Автовокзал был там, где и сейчас, а напротив, т.е. на 8 Марта, 158 - евойная контора. (-)
А.Копцев  18.11.2007 13:58

Andrey Zubatkin писал(а):
-------------------------------------------------------
> > Автопарк, наверно, был напротив, там, где и
> > сейчас автовокзал.
> Вряд ли напротив. А автовокзал тогда где?

Путешествие в 1958 год (март)
Zulus  18.11.2007 18:05

Чем дальше копаешь, тем больше интересного обнаруживается.
1 марта: публикуется доклад Хрущёва «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», принятый на завершившемся февральском пленуме ЦК КПСС. После этого в печати начинается масштабная компания поддержки народом данного решения партии.
[Позднее историки назовут это решение одним из самых неудачных в сельскохозяйственной политике Хрущёва]

2 марта: заместитель начальника СВЖД Я.И. Соколинский вновь жалуется на задержку предприятиями вагонов и говорит о том, что только в этом году СВЖД уже выписала предприятиям штрафы за простой вагонов на сумму более 4 млн. рублей.

В городе имеются кинотеатры: Урал, Совкино, Салют, Темп, Заря, Им. Маяковского [в ЦПКиО], Клуб им. Свердлова [на Володарского], ДК им. Горького, ДК Железнодорожников им. Андреева, Искра, Сталь, Родина, Октябрь. В последнем 7 февраля рухнула крыша в читальном зале, поэтому он временно закрывался на ремонт. Все кинотеатры, вроде бы, однозальные.

3 марта: в Свердловске работают 9 новых такси «Волга», в скором времени поступит ещё 40 машин [а «Победа» - это что, не «Волга»???]

4 марта: публикуется статья главного инженера СТТУ А. Попова «О перспективах развития городского транспорта». Ввиду важности процитирую её почти полностью.
«Надо признать, что пока транспорт не удовлетворяет полностью запросов трудящихся. Существующие трамвайные и троллейбусные линии работают с явной перегрузкой, вагонов на них явно недостаточно, а маршруты проложены ещё далеко не во все районы города. Так, не имеют налаженной транспортной сети соцгородок Уралмаша, Юго-Западная часть Свердловска, Октябрьский район по Сибирскому тракту.
В связи с этим, горисполком в ближайшее время наметил значительное развитие транспортных маршрутов.
В нынешнем году вступит в действие трамвайная линия по Берёзовскому тракту до Ирбитской железнодорожной ветки. Эта линия будет одной из наиболее интенсивных, особенно в летние месяцы. Нынче должно закончится сооружение вторых путей на улице им. Халтурина, что позволит улучшить обслуживание трудящихся Верх-Исетского района.
С окончанием строительства моста через реку Исеть начнут сооружать трамвайный путь, который свяжет управление Свердловской Железной Дороги по улицам Челюскинцев и Московской с улицей им. Ленина. Ввод в действие этой линии намечен на 1961 год. Но учитывая её исключительную важность для разгрузки перенапряжённой транспортном в районе Плотины главной магистрали города, нужно будет приблизить сроки строительства. [Так и есть, сделали к 1959 году] В дальнейшем эта линия будет продолжена до слияния с существующей по улице 8 Марта. [Непонятно, имеется ли в виду продолжение через Московскую – Радищева или ответвление по 9 января]
Жители Октябрьского района давно ожидают прокладки трамвая по Сибирскому тракту. Эта линия намечена строительством на 1959 год. Она пройдёт по улице им. Куйбышева, мимо станции Шарташ и рынка с выходом на Сибирский тракт и по нему до Лесотехнического Института.
Большое внимание будет уделяться и развитие троллейбусных линий. До 1960 года намечено построить 3 линии: по улице им. Малышева в направлении на ВТУЗгородок; продлить существующий маршрут от Центрального стадиона на 1-1,5 километра по Московскому тракту, и к парку Культуры и Отдыха – по улице им. Щорса
.
[Трамвай на Сибирском тракте так и не появился (возможную причину см. в конце статьи); троллейбус во ВТУЗгородок пришёл на 10 лет позже указываемого срока, по Московскому тракту всё вышло совсем не так, только с Щорса всё сбылось]
Намечено подвести троллейбус по улицам им. Щорса и им. Амундсена в Юго-Западный район города и по улице им. Шейнкмана – в посёлок на бывшем Московском торфянике. Окончательный вариант трасс троллейбуса на следующую пятилетку могут ещё уточняться и дополняться с учётом пожеланий общественности города.
[Под «посёлком на бывшем Московском торфянике» можно понимать либо доживающую последние годы область самовольной застройки южнее Куйбышева и западнее Московской, либо северную часть современного Цыганского посёлка]
Развитие городского транспорта потребует серьёзного расширения ремонтной базы – депо мастерских и т.д.
В обслуживании населения города автобусный транспорт занимает пока ничтожный удельный вес. Руководитель «Облавтотреста» тов. Поплавский словно «боится» городских маршрутов. А ведь при хорошей организации движения уже сейчас мог бы полностью удовлетворить запросы трудящихся Октябрьского района».
Также в статье говориться о том, что в сооружении линий, проводящемся в посёлки при заводах, должны принимать активное участие сами заводы; что проектную документацию на линии сейчас приходится заказывать в Москве, неплохо было бы, чтобы этим занимался «Свердловскгоропроект».

5 марта: открыто говорится о плохом выполнении графика движения поездов на СВЖД, 15-20% грузовых поездов идут с опозданиями.

6 марта: троллейбус № 58 (не сказано, какого маршрута) за рабочий день перевёз 645 пассажиров. Водитель – К.Наумова; кондуктор – В.Пшеничная.

Есть поезда № 63/64 Кулунда – Свердловск (видимо, дальний предок Свердловск – Новосибирск); № 43/44 Владивосток – Москва.

7 марта: публикуются «Социалистические обязательства трудящихся Свердловской области в соревновании с трудящимися Сталинской, Челябинской областей и Ленинградского экономического района на 1958 год»
Железнодорожники обещают:
- добиться увеличения среднесуточного пробега локомотивов на 5 км,
- внедрить телеуправление подстанциями [???] на ст. Свердловск-Пассажирская
- закончить к 01.08.1958 строительство вторых путей на участке Свердловск – Синарская [Синарская – это что???] и к 01.09.1958 открыть рабочее движении по линии Азиатская – Качканар.
8 марта: Международный Женский День. Газеты публикуют поздравления советским женщинам от ЦК КПСС.

5-9 марта: на стадионах «Центральный» и «Динамо» проходит финал зимней Спартакиады народов СССР.

9 марта: статья о работе станции Свердловск-Сортировочная. «Вдоль путей чётного направления станции расположены три остановочных платформы: Визовская, Электродеповская [!!] и Сортировочная».

В марте на страницах ВС идёт открытый спор архитекторов «Свердловскогорпроекта» и «Уралгипротранса» о том, чей же проект реконструкции железнодорожного вокзала лучше.
«Свердловскгопроект» имеет главный аргумент – архитектурную красоту. Он предлагает увеличить вокзал и привокзальную площадь на запад, чтобы Свердлова начиналась прямо от здания вокзала. При этом сделать привокзальную площадь размером 700*120 метров; перенести подъездные пути к мельзаводу с Челюскинцев на Азина; сдвинуть проезжую часть Челюскинцев немного на север, перестроить «конструктивистскую дом-коробку ДК Железнодорожников»; вокзал сделать в 3 раза больше. Заодно построить двухуровневую развязку на Пышминском тракте - Челюскинцев. Этот проект получается очень масштабным и затратным.
У «Уралгипротранса» главный аргумент – чтобы было не безумно дорого, и вписалось в существующие рамки. Они предлагают отказаться от идеи выхода Свердлова прямо к вокзалу, а лишь немного реконструировать вокзал за счёт пристройки к нему дополнительных боковых крыльев. В конечном итоге, этот проект и воплотился в жизнь.
Цитаты из статей «Уралгипротранса»:
«Уже сейчас ведутся работы по расширению пассажирского тоннеля. Вместо одного прохода с малой пропускной способностью, будут открыты три. Пассажирам тогда не придётся взбираться на высокий переходной мост».
«..(Наш) вариант предусматривает начать реконструкцию вокзала уже в этом году с завершением её в 1961 году. А вариант «Свердловскогорпроекта» отодвигает реконструкцию на неопределённый срок».
«Таким образом, начиная с 1959 года, при трех линиях тоннелей с обслуживанием всех пяти пассажирских платформ, будет обеспечена нормальная работа вокзала».
[То есть, всё-таки были 3 полноценных тоннеля]

11 марта: на северной стороне Плотинки открыт памятник Павлу Петровичу Бажову.

Предложение читателя Иванова:
«Лет пять тому назад Трамвайно-троллейбусное управление издало в виде небольшой книжечки расписание движения трамваев. Хорошо было бы возобновить это издание, а также издать расписание движения автобусов, троллейбусов и пригородных поездов».
[Интересно, этот раритет в музее ТТУ есть? Вообще, и сейчас бы такое расписание не помешало. А вот то, что не было расписания пригородных поездов – это странно]

12 марта: жалоба на плохое и без всякого расписания движение автобусов в Первоуральске.

13 марта: «УПИ – Центральный Стадион»
«Восемь новых комфортабельных автобусов ЗИЛ-158 получило на днях пассажирское автохозяйство «Свердловскоблтреста». По просьбе студентов и сотрудников УПИ новые машины направили на новый маршрут «УПИ – Центральный Стадион». Время работы – с 6 утра до 1 ночи, интервал движения – 5 минут. Это значительно разгрузит трамвайную линию «ВТУЗгородок – ВИЗ» и улучшит обслуживание населения автотранспортом. Сегодня в 6 часов утра автобусы впервые пошли по новому маршруту».
[На 99% новый маршрут имел номер 24. В «Поной истории автобусов» он указан, как открытый сразу до Контрольной, а вот оказалось, что сначала ходил до Центрального Стадиона. Про интервал движения – враки, 8 машин 5 минут выдержать не могут при всём желании]

Жалоба читателей: «На трамвайных остановках близ улиц Быкова и Лермонтова невозможно пройти к трамваю из-за нескончаемого потока автотранспорта. Необходимо повесить специальные указатели, запрещающие движение автомобилей, пока трамвай стоит на остановке».

Продолжаются испытания нового ИЛ-18 «Москва». 12 марта самолёт совершил перелёт по маршруту Москва – Ленинград – Москва. 13 марта ИЛ-18 пролетел от Москвы до Свердловска, на низкой высоте над ВПП аэропорта и сделал круг над городом, а 14 марта ИЛ-18 (КВС – Тарасов В.И.) впервые совершил посадку в аэропорту «Кольцово». В дальнейшем, 22 марта, ИЛ-18 первым из советских самолётов пролетел без посадки из Москвы в Якутск.

15 марта: по материалам статьи Зацепкина «Коза в такси» руководство Свердловского таксопарка уволило 1 водителя, 1 объявило строгий выговор, издало приказ об укреплении дисциплины на автохозяйстве, о чём и отчиталось в УР.

16 марта: Выборы. Участвовало 99,72% избирателей, меньше всего – в Эстонии (99,66%). По Свердловской области – 99,98%.
Вообще, при выдвижении кандидатов, первым во всех округах выдвигался Хрущёв, вторым – какой-нибудь другой известный центральный партийный деятель, третьим – местный партийный деятель или трудящийся, в особых случаях ещё один известный центральный деятель. В конечном итоге, первые двое брали самоотвод, и оставался только третий, который и стал депутатом.
Итак,
Депутатом в Совет Национальностей от Свердловской и Пермской областей избран председатель комитета СМ СССР по радиоэлектронике, Валерий Дмитриевич Камыков,
Депутатом в Совет Союза по Свердловскому-Ленинскому округу – учёный-физик Игорь Васильевич Курчатов [до конца срока полномочий не дожил],
Депутатом в Совет Союза по Свердловскому-Кировскому округу – завкафедрой УПИ Зоя Дмитриевна Пушкарёва,
Депутатом в Совет Союза по Свердловскому-Орджоникидзевскому округу – рабочий-зуборез Уралмаша, Александр Иванович Храмцов.
По Каменскому округу был избран 1-й секретарь обкома Кириленко, а по Камышловскому – генерал-танкист Лелюшенко.

17 марта: оклики читателей на статью Попова:
Автобусы в Берёзовский ходят очень плохо, люди вынуждены добираться на попутках. Нужно ускоренно ввести линию на Шарташ к лету, привлекать к стройке в качестве субботников местных жителей (читатель Гинеев).
Остро нужна трамвайная линия от УЗТМ до Сортировки, так как люди ходят на работу пешком по нескольку километров. «Может быть, настала пора организовать трамвайное кольцо Вокзал – Пышминский Тракт – УЗТМ – Сортировка – Центр – Вокзал»?
[Непонятно, кто куда ходит: живущие на Уралмаше на Сортировку или наоборот. Вообще-то, там уже должен был ходить автобус № 15, но, видимо, работал он также плохо. А трамвайную линию построили только через 15 лет]
«Ранее Г.П. Панов в своей книге [какой???] писал: «Раньше других освободятся от трамвайного движения улицы им. Свердлова и Толмачева. Это произойдёт не позднее 1955, как только завершиться строительство новой линии по Луначарского». С момента открытия линии на Луначарского прошло уже 3 года, но о сносе трамвайной линии со Свердлова и Толмачёва так ничего и не слышно» (читатель Варзанов).
[Ярые противники трамвая были уже тогда]
«Проектируемую троллейбусную линии по Московскому тракту необходимо довести до Ново-Московского посёлка, так как оттуда сейчас трудно уехать» (директор зоопарка Черепанова).
[Не довели...]

18 марта: Железнодорожники станции Шарташ жалуются на то, что со станции не вывозится уголь.
Это происходит из-за недостатка выделяемых гортрестом автомашин. Построенная в 1955 году механизированная эстакада по выгрузке угля завалена углём, который некуда сгружать. 3 выгружающих уголь крана также не используются. Дорога с обеих сторон эстакады засыпана углём, перемешанным со снегом. Даже дрова не вывозятся, все тупики завалены выгруженными дровами. Станция уже выписала штраф в 4000 рублей, но всё без толку.
[Дорога вдоль эстакады – это Куйбышева имеется ввиду, или уголь выгружали в северной части станции???]

Рассказ журналиста о поездке в Кировград на поезде № 59. Пригородные кассы вокзала расположены на улице, люди мёрзнут при покупке билетов. В вагоне пассажиры хамят, занимают сидячие места багажом, в обуви сидят и лежат на полках, курят прямо на местах, по поезду ходят группы певцов-попрошаек. Проводники, чтобы согреться, пьют водку и работают в пьяном виде.
[С учётом того, что до Кировграда прямых поездов вроде бы никогда не было, поезд № 59 шёл либо в Ежёвую, либо на север области]

20 марта: статья редакционной бригады работников СТТУ и журналистов о проблемах городского транспорта «Пассажир на подножке»
Некоторые факты:
а) по утрам жители севера города едут на работу на предприятия Пышминского тракта и заводы, потом им навстречу едут домой рабочие ночных смен. Трамваев на севере города в это время не хватает, так как депо на юге, а быстро обернуть вагоны не удаётся из-за отсутствия трамвайных колец поблизости.
Пример: С 7:10 до 7:17 на остановке «Пышминский тракт» [это что сейчас???] собралось 200 человек, а трамвая всё нет.
б) Но трамваи по Пышминскому тракту ходят неравномерно из-за того, что на 3 километре у них одноуровневое пересечение с Северным обходом Свердловского ж/д узла, переезд закрывается на 3 минуты по 20-25 раз в сутки. [Выходит ведь всего 25 пар поездов по обходу]
в) Вагоны, идущие с севера, после остановки «2-й километр» [ныне Калининская] везут до вокзала очень мало людей.
г) остановки «Южная» и «Конечная» в Чкаловском районе разнесены друг от друга от силы на 100 метров, нужно объединить их в одну, так как люди вынуждены метаться с одной на другую в ожидании трамвая [не сделали до сих пор].
д) та же ситуация, что и с трамваем, с движением троллейбусов на Химмаш. От Нижнее-Исетска до Уктуса троллейбусы идут почти пустыми, а на остальных участках переполнены. Помогла бы организация разворота на Уктусе, но это так и не сделано (хотя площадку заасфальтировали ещё в октябре 1957, в феврале 1958 повесили провода КС [но почему-то 4-й пустят только в 1959]).
е) большие проблемы с техническом состоянием ПС. В 1957 число сходов трамвайных вагонов выросло по сравнению с 1956 в 3 раза.
ж) расписание движения выполняется с трудом, потому что многие водители и кондукторы, наплевав на него, подолгу болтают в диспетчерских с диспетчерами [!!!]
з) острая нехватка подвижного состава. В часы пик требуется дополнительно 25-30 трамваев, а с учётом пуска новых линий 50 вагонов.
и) срочно нужны новые депо. Трамвайное депо рассчитано на 150 вагонов, а уже обслуживает 246; троллейбусное вообще рассчитано на 25 машин, а обслуживает 72.
и) трамвайные вагоны с автономной линии на Сортировке нуждаются в срочном ремонте, а СВЖД [подлюга такая :)] не даёт разрешения на переброску трамвайных вагонов через ж/д переезд, так как это мешает их графику. Поэтому, например, вагон № 11, при необходимости ремонта через каждые 45000 километров пробега, уже набегал без ремонта 200000 километров.
[Вот вам и документальное подтверждение, что по автономной линии на Сортировке работали, в том числе, вагоны типа Х. А вот почему депо на Ватутина не могло производить ремонт – не понятно]

Выводы, делающиеся в статье:
1) По примеру трудящихся Куйбышева собственными силами изготавливать на машиностроительных предприятиях Свердловска трамвайные вагоны.
[Не знаю, что за «пример трудящихся Куйбышева», но у нас таким путём пошли только в 1990-е]
2) Изменить начало рабочего дня на расположенных рядом предприятиях, сделать разное начала учёбы в ВУЗах, чтобы растянуть час пик.
[Рационально, но, видимо, это было не выполнимо]
3) Срочно ввести в действие второе депо трамвая, решить вопрос о новом депо троллейбуса. Организовать в час пик укороченные маршруты трамвая и троллейбуса (трамваи оборачивать по Исети и через СТД; троллейбусы – с использованием неиспользуемых колец на Уктусе и на Ленина).

21 марта: необходимо благоустройство городских автовокзалов, так как залы ожидания всех не вмещают, людям приходится мёрзнуть на улице.

23 марта: выходит постановление ЦК КПСС и Совмина «О расширении ассортимента и увеличения производства детских игрушек, одежды и обуви».

Пишется о том, что в городе много одноимённых улиц (в частности, несколько улиц им. Горького); многие прямые улицы неоправданно рассечены на несколько частей (например, Тургенева – Красноармейская); слишком неудобная система дробной нумерации домов.

24-26 марта: в Свердловске проходит всесоюзное совещание комсомольских и профсоюзных работников.

27 марта: начал работу новый Верховный Совет СССР. Председателем снова избран Ворошилов, секретарём – Георгадзе.
Предложение жителей посёлка «Звезда»: «В нынешнем году будет строиться новая асфальтированная дорога по улице Артинской к станции Звезда. Её можно продлить и организовать маршрут: Привокзальная Площадь – Пышминское Шоссе – Артинская – Станция «Звезда» - Армавирская – Ереванская – Почта № 46». Это позволит улучшить транспортное обслуживание посёлков «Звезда», «Красная Нива» и «Красная Звезда».
[С окончанием ремонта дороги действительно пустили новый маршрут № 33, правда, только до станции «Звезда». Когда – ещё предстоит узнать]

28 марта: торжественно отмечается 90 лет со дня рождения Максима Горького.

И в конце фотографии. Качество плохое, так как не было другой возможности, кроме как переснять с копий газетных листов.

Проект реконструкции вокзала и улицы Свердлова, предложенный «Уралгипротрансом»: http://foto.rambler.ru/users/ed4mk-0090/4/5/

Проект реконструкции вокзала и Привокзальной площади, предложенный «Уралгипротрансом»: http://foto.rambler.ru/users/ed4mk-0090/4/2/

Первый ИЛ-18 в аэропорту «Кольцово»: http://foto.rambler.ru/users/ed4mk-0090/4/1/

Автомобиль такси «Волга»: http://foto.rambler.ru/users/ed4mk-0090/4/3/

Трамваи МТВ-82 и троллейбусы неустановленных марок на Свердлова у остановки «Кинотеатр Урал»: http://foto.rambler.ru/users/ed4mk-0090/4/4/



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 18.11.07 18:16 пользователем Andrey Zubatkin.

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.014 seconds ]