ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Ушелец  07.03.2006 10:25

"Корни" уралмашевских и эльмашевских веток ж.д. идут, конечно же, от уже существовавшего в то время Северного обхода Св. ж.д. узла. Обход и тогда имел станции Звезда и Восточная. Про рождённые станцией Восточной эльмашевские линии расскажу отдельной темой, видимо после праздника.
Сейчас только об уралмашевских ветках.
Все уралмашевские внезаводские (уличные) ветки были родом с самого завода и шли от главной заводской линии, которая начиналась от Горнозаводской линии (в районе северного окончания нынешнего Теплоходного пр.; вроде бы там и остался гл. ж.д. въезд на УЗТМ), проходила по территории завода вдоль всего северо-западного и северного заборов завода и упиралась тупиком в забор перед нынешней площадью, что у метро Уралмаш. Хоть я и написал в прошедшем времени, но главная линия явно до сих пор проходит там же. Внутризаводское развитие путей на плане не показано, т.к. из понятных соображений не показаны цехи завода.

Ветка 1.
Местоположение стрелки Ветки 1 сходу описать сложно. Западная и северо-западная участки территории нынешнего УЗТМ тогда ещё отсутствовали, а на их месте было 2 посёлка первостроителей: Рабочий (от Машиностроителей до забора завода между пл. 1-й Пятилетки и Черниговским пер.) и Экскаваторный (зона западной проходной УЗТМ, как на территории нынешнего завода, так и прямо на Донбасской перед проходной). От обоих барачных посёлков и их планировки ныне вообще ни чего не осталось. Экскаваторный посёлок сейчас практически весь поглощён заводом, но именно в него и шла 1-я внезаводская ветка от стрелки, которая находилась на самом заводе (400 метров севернее стрелки гл. входа на завод с Горнозаводского пути). Ветка была небольшая. Пронзив посёлок она заканчивалась у небольшой промстройзоны. Если сравнивать с современными планами, то получается, что это зона треста Уралмашстрой (жив ли он?) на Лукиных и ветка запросто могла дожить внутри завода и треста до наших дней.

Ветка 2.
Эта ветка выходила с завода в северо-восточном направлении во дворе нынешнего НИИТяжмаша (его тогда не было), левым поворотом входила на ось ул. Культуры и доходила до ДК им. Сталина (позже ДК УЗТМ и т.д. и т.п.). От перекрёстка Культуры - Кр. Партизан ствол Ветки 2 пускал пускал 5 дополнительных ветвей.
Пойдем по ним по часовой стрелке. 2 ветки на запад: ветка в гараж на Ворошилова (22-го Партсъезда) и ветка на перекрёсток Ворошилова – Социалистическая. Социалистическая тогда ещё не была так сильно поглощена жильем, а на указанном перекрёстке была маленькая промзона.
3-я ветка шла по самой Культуры до Социалистической. и сразу за ней упиралась в некое здание (небольшое депо?).
4-я и 5-я ветки уходили вправо от Культуры и попадали в какую-то, ныне не оставившую следов, промзону. 4-я так и оставалась в этой промзоне, а 5-я пересекала её насквозь и шла прямиком на восточный участок нынешнего стадиона Уралмаш (тогда Авангард). Здесь линия правым поворотом входила на Симбирский пер. и сразу после перекрёстка с Калинина была стрелка. Стрелка уводила веточку вправо во двор нынешних домов 19-21 по ул. Ломоносова. Основная часть ветки шла дальше на северо-восток, но в районе перекрёстка Ломоносова – Уральских рабочих поворачивала на юго-восток через южный угол нынешней территории Уралмашевского рынка и упиралась в ул. Молотова (Сорокалетия Октября). Там были пустыри, видимо какие-то открытые склады.

Ветка 3.
Этой веткой интересуются многие, т.к. она является первоначальной трассой на Красное.
Ворота, через которые она выходила с завода, располагались напротив перекрёстка Машиностроителей – Кировградская – Перекопская (Кузнецова). Линия сразу шла на северо-восток почти параллельно Перекопской (и рядом с ней) через западную часть двора нынешнего комплекса домов Машиностроителей, 2 к северо-западному фасаду нынешнего ДК Лаврова. Перекрёсток Пышминского тракта (Космонавтов) и Победы тогда ещё не сформировался, но линия в итоге попадала именно в его будущее место. Здесь на будущем перекрёстке были карьеры, озерки и небольшая промзона (это место между ДК, пр. Космонавтов и жилой застройкой до сих пор пустынно). В неё (промзону) было ответвление с заходом с севера. Далее, почти сразу за стрелкой, линия почему-то НЕ шла вдоль западной стороны тракта, а резко уходила влево , чтобы описать по пустырю кривую с западной выпуклостью (метров на 300 от тракта; в 60-е годы этот участок уже был выпрямлен) и только тогда пересечь тракт в створе нынешней Совхозной. Далее всё просто – по Совхозной (застройки там почти не было) до разъёзда Калиновка (ныне тупиковая станция) и далее на север на Красное (направление подписано) и на восток вдоль Калиновских разрезов на пост Близкий Ирбитского (Егоршинского) направления. Пост Близкий располагался на севере Калиновского торфяника, что ок. 5 км на север от ст. Аппаратная.
НО, это ещё не всё! От этой самой ветки было ещё одно бесследно исчезнувшее ответвление. Вернёмся назад на непонятную кривую перед пересечением Пышминского тракта. Как только эта кривая, подходя к тракту с юго-запада, начинала выпрямляться в створ Совхозной (т.е., ещё на западной стороне тракта) была стрелка (заход с северо-востока), дававшая начало ветке входящей в промзону вдоль чётной стороны нынешней Индустрии. Ветка сквозняком проходила сквозь эту промзону и входила в уже не существующий малоэтажный жилой район. Это НЕ пос. Веер, а скорее предВеер. Часть улиц района сохранилась в прежних названиях, иных улиц нет вообще. Ныне его границы можно описать так: Победы (до озерка и Дома престарелых) – Кирпичный завод – Коммунистическая – Индустрии. Так вот, ж.д. линия входила на застроенную жилыми домами ул. Осавиахима (от неё осталась только северо-западная часть как переулок) и проходила вдоль всего района до перекрёстка с пер. Рабкоров (это между Ломоносова и Бакинских комиссаров и параллельно им; от неё остался северный участок на Веере), сразу за которым неожиданно заканчивалась посреди явно жилой застройки. Её назначение в жилой зоне я так и не понял, т.к. ближайший реальный пользователь – кирпичный завод, ещё отсутствовал (обозначен пунктиром) и был в километре от тупика. Может какой-то атавизм?

Был ко мне отдельный вопрос по пассажирским платформам. На плане по Ветке 3, не считая разъезда Калиновка, есть только одна платформа. Она практически у перекрёстка Перекопская (Кузнецова) – Калинина и обозначена прямоугольником вдоль западной стороны ветки. Подпись – "Пас. площадка". На современном атласе города платформа попадает на участок вплотную примыкающий к западному фасаду жилого дома Кузнецова, 12.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
dasgrom  07.03.2006 16:16

Ушелец писал(а):

> "Корни" уралмашевских и эльмашевских веток ж.д. идут, конечно
> же, от уже существовавшего в то время Северного обхода Св. ж.д.
> узла. Обход и тогда имел станции Звезда и Восточная. Про
> рождённые станцией Восточной эльмашевские линии расскажу
> отдельной темой, видимо после праздника.
> Сейчас только об уралмашевских ветках.
> Все уралмашевские внезаводские (уличные) ветки были родом с
> самого завода и шли от главной заводской линии, которая
> начиналась от Горнозаводской линии (в районе северного
> окончания нынешнего Теплоходного пр.; вроде бы там и остался
> гл. ж.д. въезд на УЗТМ), проходила по территории завода вдоль
> всего северо-западного и северного заборов завода и упиралась
> тупиком в забор перед нынешней площадью, что у метро Уралмаш.

Эта ветка есть на фотографии Уралмаша конца 30х годов. Там изображена проходная, сразу за ней - переезд через эту ветку, а за ней главные корпуса завода.

Пожалуйста, удаляйте лишний текст при цитировании (-)
Модератор  09.03.2006 08:17

0

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Orbital  09.03.2006 13:09

Огромное спасибо, Ушелец,
за такую интересную историческую картину!
Такие детальные сведения сейчас вряд ли где можно раздобыть...

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Gruzdev N.B.  21.03.2006 10:23

> Ветка 3.
> Этой веткой интересуются многие, т.к. она является
> первоначальной трассой на Красное.
> Ворота, через которые она выходила с завода, располагались
> напротив перекрёстка Машиностроителей – Кировградская –
> Перекопская (Кузнецова). Линия сразу шла на северо-восток почти
> параллельно Перекопской (и рядом с ней) через западную часть
> двора нынешнего комплекса домов Машиностроителей, 2 к
> северо-западному фасаду нынешнего ДК Лаврова.

Пересечение с трамвайной линией на углу Машиностроителей, Кировградской и Перекопской, как я понял, было глухое (как и пересечение железной дороги на Малышева и трамвая по Луначарского). А имело место это пересечение с какой стороны от перекрёстка, с восточной?
Кстати, на месте нынешних домов по Машиностроителей (на северной стороне улицы) тогда, наверное, был частный сектор, не так ли ?
Что касается сохранившихся до наших дней деревянных двухэтажных домов по Кузнецова (которые на северо-западной стороне улицы), то они, очевидно, были уже тогда. Ну а здание школы номер 77 в начале этой улицы (на котором между первым и вторым этажами можно видеть барельефы шагающих строем горнистов- мальчиков и девочек) тогда было? Оно тоже довоенной постройки ?


> Был ко мне отдельный вопрос по пассажирским платформам. На
> плане по Ветке 3, не считая разъезда Калиновка, есть только
> одна платформа. Она практически у перекрёстка Перекопская
> (Кузнецова) – Калинина и обозначена прямоугольником вдоль
> западной стороны ветки. Подпись – "Пас. площадка". На
> современном атласе города платформа попадает на участок
> вплотную примыкающий к западному фасаду жилого дома Кузнецова,
> 12.
Названия та площадка не имела ?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Ушелец  23.03.2006 09:13

Gruzdev N.B. писал(а):

> Пересечение с трамвайной линией на углу Машиностроителей,
> Кировградской и Перекопской, как я понял, было глухое (как и
> пересечение железной дороги на Малышева и трамвая по
> Луначарского). А имело место это пересечение с какой стороны от
> перекрёстка, с восточной?

Конечно же, с восточной. По замеру в 120 метрах от угла Кировградская - Перекопская (Кузнецова). Пересечение было под углом около 45 градусов, т.к. ж.д. линия шла почти параллельно Перекопской (см. планировку Уралмаша на любой карте).

> Кстати, на месте нынешних домов по Машиностроителей (на
> северной стороне улицы) тогда, наверное, был частный сектор,
> не так ли ?

Вообще НИ КАКОЙ застройки в треугольнике Машиностроителей - Перекопская (Кузнецова) - Пышминский тракт (Космонавтов)! Была только небольшая рощица (типа нынешней вдоль забора завода). Она была от Машиностроителей до уровня перекрёстка Перекопской - Калинина (север-юг) и от Перекопской до Пышминского тракта (запад-восток).
Линия пересекала рощицу, а платформа для пассажиров была ПРЯМО на северо-западной её опушке.

> Что касается сохранившихся до наших дней деревянных двухэтажных
> домов по Кузнецова (которые на северо-западной стороне улицы),
> то они, очевидно, были уже тогда.

Да, конечно. Этот район и есть самая первая КАПИТАЛЬНО застраиваемая часть Уралмаша. Если точнее, то район со сложившейся застройкой на 1949 г. ограничен улицами Машиностроителей - Культуры - Молотова (Сорокалетия Октября) - Победы - Перекопская (Кузнецова). Север района тоже был застроен регулярной планировкой ("предВеер" и зачатки Веера), но что это были за строения догадаться легко по тому факту, что от них уже почти ничего не осталось...
Остальная территория Уралмаша (Эльмаш не описываю) была уже спланирована (нанесены пунктиры кварталов) и там явно велись стройработы.

Ну а здание школы номер 77 в
> начале этой улицы (на котором между первым и вторым этажами
> можно видеть барельефы шагающих строем горнистов- мальчиков и
> девочек) тогда было? Оно тоже довоенной постройки?

Само здание не показано, но квартал "обжит". Вообще-то у школы явно довоенный вид.

> > Был ко мне отдельный вопрос по пассажирским платформам. На
> > плане по Ветке 3, не считая разъезда Калиновка, есть только
> > одна платформа. Она практически у перекрёстка Перекопская
> > (Кузнецова) – Калинина и обозначена прямоугольником вдоль
> > западной стороны ветки. Подпись – "Пас. площадка". На
> > современном атласе города платформа попадает на участок
> > вплотную примыкающий к западному фасаду жилого дома
> Кузнецова, 12.

> Названия та площадка не имела ?

На карте только подпись: "Пас. площадка". Если поразмышлять, то можно получить примерно следующее. В документации ж.д. цеха УЗТМ платформа явно имела официальное имя. Сама платформа обозначена прямоугольничком с примыкающим с нему с юга квадратиком, т.е. было какое-то строение. Например, будка кассира и дощатый настил. Возможны и др. варианты. Раз было строение, то могла быть и табличка с официальным названием. Каким? А каким оно может быть с учётом того, что следующая станция разъезд Калиновка? Конечно же "УЗТМ" или "Уралмаш". При этом я склонен к тому, что официальное название - "УЗТМ", а народное – "Уралмаш". Есть, конечно, и менее вероятные названия. К примеру, "Уралмашинострой", но к периоду появления линии такие экзотические названия уже не пользовались популярностью.

Линия на Красное
Gruzdev N.B.  23.03.2006 11:54

Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?
Ну современная линия (через Комсомольскую), очевидно открылась в тот же год, когда закрылась старая. Так ли это ?
А какой подвижной состав работал на этой линии до 1975 года (когда поступил дизель- поезд ДР1) ?

Re: Линия на Красное
Ушелец  24.03.2006 09:34

Gruzdev N.B. писал(а):

> Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на
> Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?

Чтобы знать такие даты нужно, как минимум, быть жителем Уралмаша. Я, как житель центра, последний раз чётко помню линию в период 1971-74 гг. Теоретически же, нужно ориентироваться на начало строительства ДК Лаврова или жилой группы с единым блоком обслуживания по Машиностроителей, 2. А практически - точные даты остановки движения и демонтажа линии нужно искать в архивах УЗТМ.

> Ну современная линия (через Комсомольскую), очевидно открылась
> в тот же год, когда закрылась старая. Так ли это ?

По-другому и не может быть. С одной стороны, наличие двух заводских линий на Красное - расточительство гос. средств, а с другой стороны, промежутка "отсутствия линий" быть не могло. Нужно только вспомнить, зачем была нужна линия и наличие на территории УЗТМ Завода № 9 (если я правильно помню номер, называвшийся в открытой печати).
В то же время я не исключаю и отдельные редкие внеплановые проходы грузовых составов по старой официально закрытой линии. Времена были такие...:-)

> А какой подвижной состав работал на этой линии до 1975 года
> (когда поступил дизель- поезд ДР1) ?

Ни когда, ни чего на Космонавтов, кроме рельс, не видел. Явно и объяснимо, что всё грузовое движение проходило в ночное время (наверняка, с 1950 гг.), а пассажирские проходы - утром и вечером. Что у завода работало на манёврах, то и выходило за ворота. Завод был не бедный, поэтому в последние годы были, конечно же, не паровозы, а тепловозы маневровых моделей обычных для тех лет с парой плацкартных вагонов (вряд ли это были вагоны с "аэрофлотовскими" креслами).
Рижский дизель-поезд был "подарком" к 30-летию Победы. Печать этот факт зафиксировала. Я в это время был в СА, а отец посылал мне вырезки из газет. Кажется, и фото было.

Re: Линия на Красное
Gruzdev N.B.  24.03.2006 11:27

> > Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на
> > Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?
>
> Чтобы знать такие даты нужно, как минимум, быть жителем
> Уралмаша. Я, как житель центра, последний раз чётко помню линию
> в период 1971-74 гг.

И она тогда, в начале 1970-х ещё действовала ? Что-то не верится. Или рельсы на Кузнецова ещё лежали (просто потому, что их не успели ещё разобрать), но поезд уже ходил по нынешней линии (через Комсомольскую) ?

Re: Линия на Красное
Ушелец  29.03.2006 07:49

Gruzdev N.B. писал(а):

> > > Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на
> > > Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?
> >
> > Чтобы знать такие даты нужно, как минимум, быть жителем
> > Уралмаша. Я, как житель центра, последний раз чётко помню
> линию
> > в период 1971-74 гг.
>
> И она тогда, в начале 1970-х ещё действовала ? Что-то не
> верится. Или рельсы на Кузнецова ещё лежали (просто потому, что
> их не успели ещё разобрать), но поезд уже ходил по нынешней
> линии (через Комсомольскую) ?

У меня нет ответа на этот вопрос.
Единственно, что могу подтвердить, что линия по Космонавтов была. Движения по ней в дневное время не было. Не демонтировали её долго потому, что на это надо было потратиться, а она особо не мешала ни кому ровно до тех пор, пока на каждом конкретном участке не возникала необходимость в новом строительстве.
В каком виде была в то время новая линия (т.е. когда именно достроена) - не знаю, т.к. такие стройки не освещались в печати, а я в том углу города не бывал. Сам же я видел только то, что ж.д. мост в конце Космонавтов уже был. Именно в эти годы (1971 или 1972) я добрался до самого конца Космонавтов. У нас от технаря летом была практика на стройке в Садовом и мы каждый день в течении месяца проезжали под этим мостом. Движения по ж.д. линии в те годы не запомнилось, но не значит, что не было (просто мог и не застать состав).

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  10.09.2006 20:44

Цитата (Ушелец 07.03.2006 10:25)
> Линия сразу шла на северо-восток почти параллельно Перекопской (и рядом с ней) через западную часть двора нынешнего комплекса домов Машиностроителей, 2 к северо-западному фасаду нынешнего ДК Лаврова.

Цитата (Ушелец 24.03.2006 09:34 )
> Теоретически же, нужно ориентироваться на начало строительства ДК Лаврова или жилой группы с единым блоком обслуживания по Машиностроителей, 2.

По смыслу постов это - ул. Кузнецова, 2 (а также 4, 6...14).
А адрес ул. Машиностроителей, 2 находится вблизи перекрёстка Машиностроителей - Красных борцов.

Карта 1939 года
Виктор  10.09.2006 23:16


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 12:39

Нащёлкал фото с плана 1947 г.
Как выложить на форуме?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Виктор  26.09.2006 13:35

> Как выложить на форуме?

Например так:
Загружаете сюда http://foto.radikal.ru
Потом вставляете (копируете) ссылку в сообщение на форуме типа
Адрес ссылки выдаёт сам foto.radikal.ru

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 14:54

Виктор писал(а):
-------------------------------------------------------
> Например так:
Понял. Попробую.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 15:11


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 15:28


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Mike_Y  26.09.2006 17:12

А карты других районов города заодно можете выложить?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 03:45

Mike_Y писал(а):
-------------------------------------------------------
> А карты других районов города заодно можете
> выложить?

Я живу на Уралмаше, поэтому интересовал в первую очередь именно этот район. Хотя я снимал кусками всю карту - не контролировал, насколько хорошо получились снимки. Да и фотоаппарат с разрешением 3,6 Мп + карта за стеклом (поэтому блик от фотоспышки), а без фотовспышки - плохо фокусируется из-за слабого освещения. Поэтому, не обессудьте за снимки.
Надеюсь, одолжу фотоаппарат получше. :)

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 04:21

Пионерский
http://f.foto.radikal.ru/0609/50296193e851.jpg
Пионерский, Втузгородок и Центр
http://e.foto.radikal.ru/0609/9c498319e88f.jpg

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 06:11

Синие камни
http://f.foto.radikal.ru/0609/125b04f99f80.jpg



Редактировано 3 раз(а). Последний раз 27.09.06 06:33 пользователем Родион.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 09:49


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Mike_Y  27.09.2006 17:39

Спасибо! Качество вполне приемлимое!
Если возможно - сфотографируйте еще лист южнее карты с озером Шарташ. Интересно посмотреть как были проложены ж/д пути в районе нынешнего ЖБИ.
Также интересуют и южные районы города



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 27.09.06 18:08 пользователем Mike_Y.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 21:07

Mike_Y писал(а):
-------------------------------------------------------
> Спасибо! Качество вполне приемлимое!
> Если возможно - сфотографируйте еще лист южнее
> карты с озером Шарташ. Интересно посмотреть как
> были проложены ж/д пути в районе нынешнего ЖБИ.
> Также интересуют и южные районы города

Южнее Шарташа - в плохом качестве. Нужно переснимать. Пока могу выложить следующее:
ЖБИ
http://b.foto.radikal.ru/0609/9417b0a32c79.jpg
Северо-восток города
http://b.foto.radikal.ru/0609/2e005e69714f.jpg
Юго-восток-города
http://b.foto.radikal.ru/0609/5a088a8e7e4a.jpg
Северо-запад города
http://b.foto.radikal.ru/0609/983ebcdeaa8f.jpg
http://b.foto.radikal.ru/0609/ba5afcdc0e3c.jpg
Север города
http://b.foto.radikal.ru/0609/3962475cd99e.jpg

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 23:02

Я постараюсь выложить всё, что более-менее приемлемо получилось.

Завокзальный
http://e.foto.radikal.ru/0609/806d6dc9354f.jpg
Заречный
http://e.foto.radikal.ru/0609/388f31c9ea1c.jpg
ВИЗ
http://e.foto.radikal.ru/0609/8bd2b7187532.jpg
http://e.foto.radikal.ru/0609/b2cc10466cac.jpg
Запад города
http://e.foto.radikal.ru/0609/0fc415ee3d16.jpg

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  28.09.2006 02:24


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  28.09.2006 08:16


Родион, большое спасибо! А где вы эту карту взяли? (-)
Zulus  30.09.2006 10:14

0

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  02.10.2006 10:45

В двух местах:
Сначала снимал у своих клиентов в перерывах между заявками. (Их адрес, по понятным причинам, не могу сказать.)
Потом нашёл эту карту в музее на плотинке. Правда, открыто она не висит. Посмотреть можно, а вот за съёмку берут деньги - 160 руб. Часть снимков сделал у них.
Также у них есть карты 1927-1930 годов, 1939 (кажется), 1942 (на немецком языке). Но снимки этих карт у меня не совсем получились. Весь мой интерес был связан со съёмкой карты 1947 года. Кстати, в магазинах карт утверждают, что она в продажу не поступала, хотя по словам работников музея, к ним экземпляр карты поступил 2 года назад, сразу же после того, как был отпечатан. Почему эту несекретную карту не издали бОльшим тиражом и не разослали по магазинам - загадка. :(



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.10.06 10:46 пользователем Родион.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  04.10.2006 01:52

Ушелец писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ветка 2.
> 4-я и 5-я ветки уходили вправо от Культуры и
> попадали в какую-то, ныне не оставившую следов,
> промзону. 4-я так и оставалась в этой промзоне, а
> 5-я пересекала её насквозь и шла прямиком на
> восточный участок нынешнего стадиона Уралмаш
> (тогда Авангард). Здесь линия правым поворотом
> входила на Симбирский пер. и сразу после
> перекрёстка с Калинина была стрелка. Стрелка
> уводила веточку вправо во двор нынешних домов
> 19-21 по ул. Ломоносова. Основная часть ветки шла
> дальше на северо-восток, но в районе перекрёстка
> Ломоносова – Уральских рабочих поворачивала на
> юго-восток через южный угол нынешней территории
> Уралмашевского рынка и упиралась в ул. Молотова
> (Сорокалетия Октября). Там были пустыри, видимо
> какие-то открытые склады.

Старожилы в один голос говорят о большой лесопилке в районе "Темпа". Ею же объясняют наличие ж/д на территории жилой части Уралмаша. Скорее всего, промзона на карте, в районе современного перекрёстка Банникова-Социалистическая, и есть та самая лесопилка, а ветка в сторону Победы-Молотова вела к каким-нибудь дровяным складам.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  04.10.2006 19:39

Промзона в районе Социалистическая-Банникова - лесопилка и ДОК. Впоследствии они были перенесены на северную окраину Эльмаша (где ДОК существует и поныне).

Промзона в конце улицы Индустрии - помольный завод (именно так мне его назвали, сказали, что на нём мололи щебень). Ж/д линия проходила через этот завод и далее вела к кирпичному заводу (ШКЗ). Видимо на карте отмечено начало прокладки этой линии. Но, я например, не помню никаких упоминаний об этой линии, хотя родился и вырос в том районе.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Tralex  14.10.2006 10:17

Случайно не знаете, что за странная ж/д ветка на Челюскинцев-Марии Авейде? На основные пути вроде не выходит, а на трамвай не похоже. Да, ещё интересно, как организовывалось пересечение с трамваем. Хоть на Вокзале, хоть на Уралмаше. Если ответите, буду очень признателен.

Родион, огромное СПАСИБО за фото карты ВИЗа!!! (-) (-)
Tralex  14.10.2006 10:31

0

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Zulus  15.10.2006 15:01

Tralex писал(а):
-------------------------------------------------------
> Случайно не знаете, что за странная ж/д ветка на
> Челюскинцев-Марии Авейде? На основные пути вроде
> не выходит, а на трамвай не похоже. Да, ещё
> интересно, как организовывалось пересечение с
> трамваем. Хоть на Вокзале, хоть на Уралмаше. Если
> ответите, буду очень признателен.
Была такая. Это подъездной путь к мельзаводу (той части, которая у вокзала) и предприятию на Азина (подразделение Уралэлектротяжмаша что ли). Выходила из станции Свердловск-Товарный, через нёё же имела связь с путями МПС. У меня подозрение, что рельсы под паровозом у ДКЖ как раз из под нёё. Более подробно про эту ветку, наверное, может Ушелец рассказать.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Ушелец  16.10.2006 08:36

Да, это, не больше – не меньше, подъездной путь к мельзаводу, выходивший из ворот Товарного Двора и пересекавшие трампути не то 2, не то 3 раза (на память не помню, а чертёж дома). Части территории ТД и тех ворот уже нет – это теперь участок перед ЦУПом Св.ж.д. Путь ж.д. исчез ещё раньше. Как мне помнится, это произошло в период строительства гост. Свердловск и переноса трампутей с оси Челюскинцев на обособленное полотно. Тогда же несколько подрезали северную территорию самого мельзавода. А сам мельзавод уже в то время перешёл на автоперевозки.
Наверняка у Вас есть ретро-фото, адреса которых выкладывал коллега Груздев Н.Б. Найдите среди них желтовато-коричневатое фото 1950-х, где на перекрёстке Челюскинцев-Свердлова МТБ-82, МТВ-82 и Х. Там подъездной ж.д. путь ещё жив и читаем.

Re: Линия на Красное
АБВГД  25.12.2006 06:18

Gruzdev N.B. писал(а):
-------------------------------------------------------
> И она тогда, в начале 1970-х ещё действовала ?
> Что-то не верится. Или рельсы на Кузнецова ещё
> лежали (просто потому, что их не успели ещё
> разобрать), но поезд уже ходил по нынешней линии
> (через Комсомольскую) ?


Она действовала! Поезда ходили по ночам.
С 1970 по 1973 год я жила в доме по Уральских Рабочих, 1. Это угол Уральских Рабочих - Кузнецова. И однажды ночью мы были разбужены гудком паровоза - что-то там случилось, и паровоз стал гудеть громко и долго, разбудив всех окресных жителей. Я была маленькая, испугалась и плакала.
Причем я 1970-го гора рождения, то есть описываемые события относятся минимум с 1971-72 году, ибо в младенчестве я бы это событие не запомнила.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
ССА  11.01.2008 17:55

Строительство ДК им. Лаврова (ДК ЗИКа) эксплуатации ветки по Кузнецова не мешало. Фундамент ДК заложили в 1965 г., потом стали возводить первую очередь ДК. Помню паровозы, которые коптили рядом с желтыми стенами ДК, его западная стена была вся черная от копоти.
Однажды на пересечении трамвайных путей и жд столкнулись трамвай и поезд (рядом с трансформаторной подстанцией СТТУ).
Интересная подробность: когда поезд пересекал пр. Космонавтов, поток автотранспорта отсекался шлагбаумами, но их все время разбивали автомашины. И тогда конструкторы Уралмашзавода создали оригинальную модель шдагбаума: он не опускался сверху вниз, а поворачивался вокруг оси. Если какому-то лихачу очень хотелось попасть под поезд, шлагбаум его пропускал и возвращался в исходное положение - поперек улицы. Когда поезд проходил, шлагбаум разворачивался вдоль обочины.Насколько я помню, шлагбаумы были автоматическими.
О подвижном составе. В 30-40-е годы летом использовались открытые платформы, поперек которых были скамейки. Всегда прицеплялось несколько теплушек.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
ССА  11.01.2008 18:03

Стрелка
> уводила веточку вправо во двор нынешних домов
> 19-21 по ул. Ломоносова. Основная часть ветки шла
> дальше на северо-восток, но в районе перекрёстка
> Ломоносова – Уральских рабочих поворачивала на
> юго-восток через южный угол нынешней территории
> Уралмашевского рынка и упиралась в ул. Молотова
> (Сорокалетия Октября). Там были пустыри, видимо
> какие-то открытые склады.

Это неверная информация. От перекрестка Ломоносова - Уральских рабочих ветка не могла поворачивать на юг и при этом проходить через южный край нынешнего уралмашевского рынка по той причине, что перекресток находится южнее рынка.
На Молотова пустырей не было, пустырь был в квартале, ограниченном улицами Бакинских комиссаров, Победы, Ломоносова, Уральских рабочих. Это были склады УКСа Уралмашзавода, которые сгорели с превеликим фейерверком в, кажется, в 1963 г. Я сам был свидетелем этого пожара, а проживал в 100 м от этого пустыря. Чтио же касается ул. Молотова, то она вся на пересечении с Уральских рабочих была застроена двухэтажными каркасными домами.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
danny  12.10.2008 16:54

ув.Родион ну что же вы остановились? Пожалуйста выложите и другие районы!! Все что только можно! Карта уникальная. Где же это она находится?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  12.10.2008 21:50

Я выложил всё, что было. Районы перекрываются все. Хотя по южным районам качество плохое (я его не контролировал).
Если допустят ещё раз, сниму на свой фотоаппарат или постараюсь отсканировать.

Если какие-то ссылки удалены - обновлю.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
danny  13.10.2008 11:25

обновите пожалуйста!

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Aeros  14.10.2008 02:22

ж.д. ветки от промзон к промзонам севера Екатеринбурга (Свердловска) стыковались с аналогичными пышминскими? И есть ли фото с ж.д.ветками тех лет в северной части
Большого Свердловска?



Редактировано 3 раз(а). Последний раз 15.10.08 02:25 пользователем Aeros.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  22.10.2008 20:40

Цитата
danny писал(а):
ув.Родион ну что же вы остановились? Пожалуйста выложите и другие районы!! Все что только можно!
Карта уникальная. Где же это она находится?
Если всё получится, на следующей неделе выложу полноценный скан всей карты, а не отдельные фото.
:)

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
danny  22.10.2008 21:06

Очень будем ждать!
И вообще у нас по 1940-50-м так мало информации по транспорту!

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  07.11.2008 19:04

danny писал(а):
-------------------------------------------------------
> ув.Родион ну что же вы остановились? Пожалуйста
> выложите и другие районы!! Все что только можно!
> Карта уникальная. Где же это она находится?


Карту сегодня отсканировал, осталось только сложить все кусочки в одно целое. Думаю, за выходные справлюсь. :)
Выложу на www.1723.ru, здесь продублирую.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  09.11.2008 12:30

Не справлюсь - времени нету. :(
Вот кусок карты, который раньше я не мог выложить в качественном виде:
http://s47.radikal.ru/i115/0811/6e/2f2fcde6d351.jpg
1725 кб

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  10.11.2008 12:10

Карту 1947 года смотреть здесь:
http://1723.ru/forums/index.php?showtopic=4794
:)

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
danny  11.11.2008 12:28

Огромное спасибо Вам!!! Буду изучать потом напишу:)

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Valentino7777  13.11.2008 21:50

Тоже примите мои теплые слова за такой шедевр, Родион!
И у меня вопрос ко всем тем, кто уже успел внимательно ознакомиться с этой картой: трамвайная линия возле УОМЗа, если верить карте, имела ответвление вглубь завода, похожее на тупик. Что это было: отстойник для вагонов, некие резервные подъездные пути к заводу на случай возможной войны или что-то еще?
Кстати, этот путь также имеется на карте 1931 года. (к сожалению, ссылку дать не могу, но ее выкладывали уже где-то на форуме). Правда, еще без путей по Мичурина - ЦПКиО- Ленинская фабрика. Но, насколько я знаю, путь от пл. Обороны вверх по Тверитина продлили только спустя 3 года, в 1934 году. Жду ваших комментариев!

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.

Valentino7777 писал(а):
-------------------------------------------------------
> Тоже примите мои теплые слова за такой шедевр,
> Родион!
> И у меня вопрос ко всем тем, кто уже успел
> внимательно ознакомиться с этой картой: трамвайная
> линия возле УОМЗа, если верить карте, имела
> ответвление вглубь завода, похожее на тупик. Что
> это было: отстойник для вагонов, некие резервные
> подъездные пути к заводу на случай возможной войны
> или что-то еще?

Подъездной путь. В эти годы были развиты грузоперевозки на трамвае

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  14.11.2008 00:43

Valentino7777 писал(а):
-------------------------------------------------------
> Кстати, этот путь также имеется на карте 1931
> года. (к сожалению, ссылку дать не могу, но ее
> выкладывали уже где-то на форуме).
Можно взять здесь. :)
http://www.1723.ru/read/map/1932.htm
Попалась с лучшим качеством. Грех было не отсканировать.
Кстати, она на самом деле 1932 года. Хотя это ничего не меняет - сделана по материалам аэросъёмки 1925-1927.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Valentino7777  14.11.2008 17:25

Евгений Кузнецов писал(а):
-------------------------------------------------------
>>
> Подъездной путь. В эти годы были развиты
> грузоперевозки на трамвае


А когда его убрали?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Valentino7777  14.11.2008 17:28

Родион писал(а):
-------------------------------------------------------
> Valentino7777 писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > Кстати, этот путь также имеется на карте 1931
> > года. (к сожалению, ссылку дать не могу, но ее
> > выкладывали уже где-то на форуме).
> Можно взять здесь. :)
> http://www.1723.ru/read/map/1932.htm
> Попалась с лучшим качеством. Грех было не
> отсканировать.
> Кстати, она на самом деле 1932 года. Хотя это
> ничего не меняет - сделана по материалам
> аэросъёмки 1925-1927.

Интересно, что на этой карте не изображено кольцо на пл. Обороны. Им просто пренебрегли картографы или оно было ликвидировано?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Valentino7777  14.11.2008 17:29

Родион писал(а):
-------------------------------------------------------
> Valentino7777 писал(а):
> --------------------------------------------------
>> Кстати, она на самом деле 1932 года. Хотя это
> ничего не меняет - сделана по материалам
> аэросъёмки 1925-1927.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Valentino7777  14.11.2008 17:31

Родион писал(а):
-------------------------------------------------------
> Valentino7777 писал(а):
> --------------------------------------------------
>> Кстати, она на самом деле 1932 года. Хотя это
> ничего не меняет - сделана по материалам
> аэросъёмки 1925-1927.

Но ведь в 1925-27 еще и трамвая то не было...

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  14.11.2008 18:43

Valentino7777 писал(а):
-------------------------------------------------------
> Но ведь в 1925-27 еще и трамвая то не было...
Я имел в виду, что составления карты была использованы результаты аэрофотосъёмки 1925-1927 годов. По ним скорее всего и были составлены карты. На www.1723.ru лежит карта 1929 года, которая отличается от карты 1932 года районом Втузгородка. Очевидно, что для обеих карт была взята какая-то основа, что-то вроде схемы, составленной по аэрофотосъёмкам. Наверняка её немного подчистили в цензурных целях. После чего и наносили трамвайные линии, например. Я ещё видел также карту с нанесёнными линиями канализации (по-видимому - ливневой).
А раз исходная схема для карт 1929 и 1932 года использована одна и та же, без правки с изменениями в 1927-1932 годах, то не так важно, какого года была карта на сайте - 1931 или 1932.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 14.11.08 18:47 пользователем Родион.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  01.06.2009 08:33

Цитата
Ушелец писал(а):
Ветка 2.
Эта ветка выходила с завода в северо-восточном направлении во дворе нынешнего НИИТяжмаша (его тогда не было), левым поворотом входила на ось ул. Культуры и доходила до ДК им. Сталина (позже ДК УЗТМ и т.д. и т.п.). От перекрёстка Культуры - Кр. Партизан ствол Ветки 2 пускал пускал 5 дополнительных ветвей. Пойдем по ним по часовой стрелке.
2 ветки на запад: ветка в гараж на Ворошилова (22-го Партсъезда) и ветка на перекрёсток Ворошилова – Социалистическая. Социалистическая тогда ещё не была так сильно поглощена жильем, а на указанном перекрёстке была маленькая промзона.
3-я ветка шла по самой Культуры до Социалистической. и сразу за ней упиралась в некое здание (небольшое депо?).
4-я и 5-я ветки уходили вправо от Культуры и попадали в какую-то, ныне не оставившую следов, промзону. 4-я так и оставалась в этой промзоне, а 5-я пересекала её насквозь и шла прямиком на восточный участок нынешнего стадиона Уралмаш (тогда Авангард). Здесь линия правым поворотом входила на Симбирский пер. и сразу после перекрёстка с Калинина была стрелка. Стрелка уводила веточку вправо во двор нынешних домов 19-21 по ул. Ломоносова. Основная часть ветки шла дальше на северо-восток, но в районе перекрёстка Ломоносова – Уральских рабочих поворачивала на юго-восток через южный угол нынешней территории Уралмашевского рынка и упиралась в ул. Молотова (Сорокалетия Октября). Там были пустыри, видимо какие-то открытые склады.
2-я ветка шла к бане. По ней подвозили отходы с лесозавода для котельной при бане (у бани была своя отдельная котельная). Это единственное предназначение ветки.
4-я и 5-я ветки шли к лесозаводу, по-другому - деревообрабатывающему комбинату (ДОК, впоследствии перенесён на Эльмаш за территорию Орджоникидзевского совхоза).
5-я ветка шла к новостройкам на ул. Молотова. Была построена для подвозки блоков на стройку. На лесозаводе изготавливали блоки по единым чертежам, а на месте из них собирали готовый дом. От лесозавода к ул. Молотова шёл естественный уклон и платформы пускали своим ходом. Обратно тянули конной тягой.
Была ещё 6-я ветка. Шла внутрь квартала Культуры-Красных партизан-Банникова-Сталина. Предназначение не указано. Видимо, её к 1947 году уже ликвидировали.
Также на фотографиях есть ветка вдоль дома техучёбы к проходной УЗТМ. Её, скорее всего, ликвидировали ещё при благоустройстве площади к 1933-му году.
Источник - рукописи В.Н. Анфимова "Соцгород УЗТМ" (не издана, только в архиве музея УЗТМ).



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 01.06.09 08:38 пользователем Родион.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]