ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Ушелец  07.03.2006 10:25

"Корни" уралмашевских и эльмашевских веток ж.д. идут, конечно же, от уже существовавшего в то время Северного обхода Св. ж.д. узла. Обход и тогда имел станции Звезда и Восточная. Про рождённые станцией Восточной эльмашевские линии расскажу отдельной темой, видимо после праздника.
Сейчас только об уралмашевских ветках.
Все уралмашевские внезаводские (уличные) ветки были родом с самого завода и шли от главной заводской линии, которая начиналась от Горнозаводской линии (в районе северного окончания нынешнего Теплоходного пр.; вроде бы там и остался гл. ж.д. въезд на УЗТМ), проходила по территории завода вдоль всего северо-западного и северного заборов завода и упиралась тупиком в забор перед нынешней площадью, что у метро Уралмаш. Хоть я и написал в прошедшем времени, но главная линия явно до сих пор проходит там же. Внутризаводское развитие путей на плане не показано, т.к. из понятных соображений не показаны цехи завода.

Ветка 1.
Местоположение стрелки Ветки 1 сходу описать сложно. Западная и северо-западная участки территории нынешнего УЗТМ тогда ещё отсутствовали, а на их месте было 2 посёлка первостроителей: Рабочий (от Машиностроителей до забора завода между пл. 1-й Пятилетки и Черниговским пер.) и Экскаваторный (зона западной проходной УЗТМ, как на территории нынешнего завода, так и прямо на Донбасской перед проходной). От обоих барачных посёлков и их планировки ныне вообще ни чего не осталось. Экскаваторный посёлок сейчас практически весь поглощён заводом, но именно в него и шла 1-я внезаводская ветка от стрелки, которая находилась на самом заводе (400 метров севернее стрелки гл. входа на завод с Горнозаводского пути). Ветка была небольшая. Пронзив посёлок она заканчивалась у небольшой промстройзоны. Если сравнивать с современными планами, то получается, что это зона треста Уралмашстрой (жив ли он?) на Лукиных и ветка запросто могла дожить внутри завода и треста до наших дней.

Ветка 2.
Эта ветка выходила с завода в северо-восточном направлении во дворе нынешнего НИИТяжмаша (его тогда не было), левым поворотом входила на ось ул. Культуры и доходила до ДК им. Сталина (позже ДК УЗТМ и т.д. и т.п.). От перекрёстка Культуры - Кр. Партизан ствол Ветки 2 пускал пускал 5 дополнительных ветвей.
Пойдем по ним по часовой стрелке. 2 ветки на запад: ветка в гараж на Ворошилова (22-го Партсъезда) и ветка на перекрёсток Ворошилова – Социалистическая. Социалистическая тогда ещё не была так сильно поглощена жильем, а на указанном перекрёстке была маленькая промзона.
3-я ветка шла по самой Культуры до Социалистической. и сразу за ней упиралась в некое здание (небольшое депо?).
4-я и 5-я ветки уходили вправо от Культуры и попадали в какую-то, ныне не оставившую следов, промзону. 4-я так и оставалась в этой промзоне, а 5-я пересекала её насквозь и шла прямиком на восточный участок нынешнего стадиона Уралмаш (тогда Авангард). Здесь линия правым поворотом входила на Симбирский пер. и сразу после перекрёстка с Калинина была стрелка. Стрелка уводила веточку вправо во двор нынешних домов 19-21 по ул. Ломоносова. Основная часть ветки шла дальше на северо-восток, но в районе перекрёстка Ломоносова – Уральских рабочих поворачивала на юго-восток через южный угол нынешней территории Уралмашевского рынка и упиралась в ул. Молотова (Сорокалетия Октября). Там были пустыри, видимо какие-то открытые склады.

Ветка 3.
Этой веткой интересуются многие, т.к. она является первоначальной трассой на Красное.
Ворота, через которые она выходила с завода, располагались напротив перекрёстка Машиностроителей – Кировградская – Перекопская (Кузнецова). Линия сразу шла на северо-восток почти параллельно Перекопской (и рядом с ней) через западную часть двора нынешнего комплекса домов Машиностроителей, 2 к северо-западному фасаду нынешнего ДК Лаврова. Перекрёсток Пышминского тракта (Космонавтов) и Победы тогда ещё не сформировался, но линия в итоге попадала именно в его будущее место. Здесь на будущем перекрёстке были карьеры, озерки и небольшая промзона (это место между ДК, пр. Космонавтов и жилой застройкой до сих пор пустынно). В неё (промзону) было ответвление с заходом с севера. Далее, почти сразу за стрелкой, линия почему-то НЕ шла вдоль западной стороны тракта, а резко уходила влево , чтобы описать по пустырю кривую с западной выпуклостью (метров на 300 от тракта; в 60-е годы этот участок уже был выпрямлен) и только тогда пересечь тракт в створе нынешней Совхозной. Далее всё просто – по Совхозной (застройки там почти не было) до разъёзда Калиновка (ныне тупиковая станция) и далее на север на Красное (направление подписано) и на восток вдоль Калиновских разрезов на пост Близкий Ирбитского (Егоршинского) направления. Пост Близкий располагался на севере Калиновского торфяника, что ок. 5 км на север от ст. Аппаратная.
НО, это ещё не всё! От этой самой ветки было ещё одно бесследно исчезнувшее ответвление. Вернёмся назад на непонятную кривую перед пересечением Пышминского тракта. Как только эта кривая, подходя к тракту с юго-запада, начинала выпрямляться в створ Совхозной (т.е., ещё на западной стороне тракта) была стрелка (заход с северо-востока), дававшая начало ветке входящей в промзону вдоль чётной стороны нынешней Индустрии. Ветка сквозняком проходила сквозь эту промзону и входила в уже не существующий малоэтажный жилой район. Это НЕ пос. Веер, а скорее предВеер. Часть улиц района сохранилась в прежних названиях, иных улиц нет вообще. Ныне его границы можно описать так: Победы (до озерка и Дома престарелых) – Кирпичный завод – Коммунистическая – Индустрии. Так вот, ж.д. линия входила на застроенную жилыми домами ул. Осавиахима (от неё осталась только северо-западная часть как переулок) и проходила вдоль всего района до перекрёстка с пер. Рабкоров (это между Ломоносова и Бакинских комиссаров и параллельно им; от неё остался северный участок на Веере), сразу за которым неожиданно заканчивалась посреди явно жилой застройки. Её назначение в жилой зоне я так и не понял, т.к. ближайший реальный пользователь – кирпичный завод, ещё отсутствовал (обозначен пунктиром) и был в километре от тупика. Может какой-то атавизм?

Был ко мне отдельный вопрос по пассажирским платформам. На плане по Ветке 3, не считая разъезда Калиновка, есть только одна платформа. Она практически у перекрёстка Перекопская (Кузнецова) – Калинина и обозначена прямоугольником вдоль западной стороны ветки. Подпись – "Пас. площадка". На современном атласе города платформа попадает на участок вплотную примыкающий к западному фасаду жилого дома Кузнецова, 12.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
dasgrom  07.03.2006 16:16

Ушелец писал(а):

> "Корни" уралмашевских и эльмашевских веток ж.д. идут, конечно
> же, от уже существовавшего в то время Северного обхода Св. ж.д.
> узла. Обход и тогда имел станции Звезда и Восточная. Про
> рождённые станцией Восточной эльмашевские линии расскажу
> отдельной темой, видимо после праздника.
> Сейчас только об уралмашевских ветках.
> Все уралмашевские внезаводские (уличные) ветки были родом с
> самого завода и шли от главной заводской линии, которая
> начиналась от Горнозаводской линии (в районе северного
> окончания нынешнего Теплоходного пр.; вроде бы там и остался
> гл. ж.д. въезд на УЗТМ), проходила по территории завода вдоль
> всего северо-западного и северного заборов завода и упиралась
> тупиком в забор перед нынешней площадью, что у метро Уралмаш.

Эта ветка есть на фотографии Уралмаша конца 30х годов. Там изображена проходная, сразу за ней - переезд через эту ветку, а за ней главные корпуса завода.

Пожалуйста, удаляйте лишний текст при цитировании (-)
Модератор  09.03.2006 08:17

0

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Orbital  09.03.2006 13:09

Огромное спасибо, Ушелец,
за такую интересную историческую картину!
Такие детальные сведения сейчас вряд ли где можно раздобыть...

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Gruzdev N.B.  21.03.2006 10:23

> Ветка 3.
> Этой веткой интересуются многие, т.к. она является
> первоначальной трассой на Красное.
> Ворота, через которые она выходила с завода, располагались
> напротив перекрёстка Машиностроителей – Кировградская –
> Перекопская (Кузнецова). Линия сразу шла на северо-восток почти
> параллельно Перекопской (и рядом с ней) через западную часть
> двора нынешнего комплекса домов Машиностроителей, 2 к
> северо-западному фасаду нынешнего ДК Лаврова.

Пересечение с трамвайной линией на углу Машиностроителей, Кировградской и Перекопской, как я понял, было глухое (как и пересечение железной дороги на Малышева и трамвая по Луначарского). А имело место это пересечение с какой стороны от перекрёстка, с восточной?
Кстати, на месте нынешних домов по Машиностроителей (на северной стороне улицы) тогда, наверное, был частный сектор, не так ли ?
Что касается сохранившихся до наших дней деревянных двухэтажных домов по Кузнецова (которые на северо-западной стороне улицы), то они, очевидно, были уже тогда. Ну а здание школы номер 77 в начале этой улицы (на котором между первым и вторым этажами можно видеть барельефы шагающих строем горнистов- мальчиков и девочек) тогда было? Оно тоже довоенной постройки ?


> Был ко мне отдельный вопрос по пассажирским платформам. На
> плане по Ветке 3, не считая разъезда Калиновка, есть только
> одна платформа. Она практически у перекрёстка Перекопская
> (Кузнецова) – Калинина и обозначена прямоугольником вдоль
> западной стороны ветки. Подпись – "Пас. площадка". На
> современном атласе города платформа попадает на участок
> вплотную примыкающий к западному фасаду жилого дома Кузнецова,
> 12.
Названия та площадка не имела ?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Ушелец  23.03.2006 09:13

Gruzdev N.B. писал(а):

> Пересечение с трамвайной линией на углу Машиностроителей,
> Кировградской и Перекопской, как я понял, было глухое (как и
> пересечение железной дороги на Малышева и трамвая по
> Луначарского). А имело место это пересечение с какой стороны от
> перекрёстка, с восточной?

Конечно же, с восточной. По замеру в 120 метрах от угла Кировградская - Перекопская (Кузнецова). Пересечение было под углом около 45 градусов, т.к. ж.д. линия шла почти параллельно Перекопской (см. планировку Уралмаша на любой карте).

> Кстати, на месте нынешних домов по Машиностроителей (на
> северной стороне улицы) тогда, наверное, был частный сектор,
> не так ли ?

Вообще НИ КАКОЙ застройки в треугольнике Машиностроителей - Перекопская (Кузнецова) - Пышминский тракт (Космонавтов)! Была только небольшая рощица (типа нынешней вдоль забора завода). Она была от Машиностроителей до уровня перекрёстка Перекопской - Калинина (север-юг) и от Перекопской до Пышминского тракта (запад-восток).
Линия пересекала рощицу, а платформа для пассажиров была ПРЯМО на северо-западной её опушке.

> Что касается сохранившихся до наших дней деревянных двухэтажных
> домов по Кузнецова (которые на северо-западной стороне улицы),
> то они, очевидно, были уже тогда.

Да, конечно. Этот район и есть самая первая КАПИТАЛЬНО застраиваемая часть Уралмаша. Если точнее, то район со сложившейся застройкой на 1949 г. ограничен улицами Машиностроителей - Культуры - Молотова (Сорокалетия Октября) - Победы - Перекопская (Кузнецова). Север района тоже был застроен регулярной планировкой ("предВеер" и зачатки Веера), но что это были за строения догадаться легко по тому факту, что от них уже почти ничего не осталось...
Остальная территория Уралмаша (Эльмаш не описываю) была уже спланирована (нанесены пунктиры кварталов) и там явно велись стройработы.

Ну а здание школы номер 77 в
> начале этой улицы (на котором между первым и вторым этажами
> можно видеть барельефы шагающих строем горнистов- мальчиков и
> девочек) тогда было? Оно тоже довоенной постройки?

Само здание не показано, но квартал "обжит". Вообще-то у школы явно довоенный вид.

> > Был ко мне отдельный вопрос по пассажирским платформам. На
> > плане по Ветке 3, не считая разъезда Калиновка, есть только
> > одна платформа. Она практически у перекрёстка Перекопская
> > (Кузнецова) – Калинина и обозначена прямоугольником вдоль
> > западной стороны ветки. Подпись – "Пас. площадка". На
> > современном атласе города платформа попадает на участок
> > вплотную примыкающий к западному фасаду жилого дома
> Кузнецова, 12.

> Названия та площадка не имела ?

На карте только подпись: "Пас. площадка". Если поразмышлять, то можно получить примерно следующее. В документации ж.д. цеха УЗТМ платформа явно имела официальное имя. Сама платформа обозначена прямоугольничком с примыкающим с нему с юга квадратиком, т.е. было какое-то строение. Например, будка кассира и дощатый настил. Возможны и др. варианты. Раз было строение, то могла быть и табличка с официальным названием. Каким? А каким оно может быть с учётом того, что следующая станция разъезд Калиновка? Конечно же "УЗТМ" или "Уралмаш". При этом я склонен к тому, что официальное название - "УЗТМ", а народное – "Уралмаш". Есть, конечно, и менее вероятные названия. К примеру, "Уралмашинострой", но к периоду появления линии такие экзотические названия уже не пользовались популярностью.

Линия на Красное
Gruzdev N.B.  23.03.2006 11:54

Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?
Ну современная линия (через Комсомольскую), очевидно открылась в тот же год, когда закрылась старая. Так ли это ?
А какой подвижной состав работал на этой линии до 1975 года (когда поступил дизель- поезд ДР1) ?

Re: Линия на Красное
Ушелец  24.03.2006 09:34

Gruzdev N.B. писал(а):

> Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на
> Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?

Чтобы знать такие даты нужно, как минимум, быть жителем Уралмаша. Я, как житель центра, последний раз чётко помню линию в период 1971-74 гг. Теоретически же, нужно ориентироваться на начало строительства ДК Лаврова или жилой группы с единым блоком обслуживания по Машиностроителей, 2. А практически - точные даты остановки движения и демонтажа линии нужно искать в архивах УЗТМ.

> Ну современная линия (через Комсомольскую), очевидно открылась
> в тот же год, когда закрылась старая. Так ли это ?

По-другому и не может быть. С одной стороны, наличие двух заводских линий на Красное - расточительство гос. средств, а с другой стороны, промежутка "отсутствия линий" быть не могло. Нужно только вспомнить, зачем была нужна линия и наличие на территории УЗТМ Завода № 9 (если я правильно помню номер, называвшийся в открытой печати).
В то же время я не исключаю и отдельные редкие внеплановые проходы грузовых составов по старой официально закрытой линии. Времена были такие...:-)

> А какой подвижной состав работал на этой линии до 1975 года
> (когда поступил дизель- поезд ДР1) ?

Ни когда, ни чего на Космонавтов, кроме рельс, не видел. Явно и объяснимо, что всё грузовое движение проходило в ночное время (наверняка, с 1950 гг.), а пассажирские проходы - утром и вечером. Что у завода работало на манёврах, то и выходило за ворота. Завод был не бедный, поэтому в последние годы были, конечно же, не паровозы, а тепловозы маневровых моделей обычных для тех лет с парой плацкартных вагонов (вряд ли это были вагоны с "аэрофлотовскими" креслами).
Рижский дизель-поезд был "подарком" к 30-летию Победы. Печать этот факт зафиксировала. Я в это время был в СА, а отец посылал мне вырезки из газет. Кажется, и фото было.

Re: Линия на Красное
Gruzdev N.B.  24.03.2006 11:27

> > Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на
> > Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?
>
> Чтобы знать такие даты нужно, как минимум, быть жителем
> Уралмаша. Я, как житель центра, последний раз чётко помню линию
> в период 1971-74 гг.

И она тогда, в начале 1970-х ещё действовала ? Что-то не верится. Или рельсы на Кузнецова ещё лежали (просто потому, что их не успели ещё разобрать), но поезд уже ходил по нынешней линии (через Комсомольскую) ?

Re: Линия на Красное
Ушелец  29.03.2006 07:49

Gruzdev N.B. писал(а):

> > > Кстати, а нет ли информации о том, до какого года линия на
> > > Красное проходила по Кузнецова- проспекту Космонавтов ?
> >
> > Чтобы знать такие даты нужно, как минимум, быть жителем
> > Уралмаша. Я, как житель центра, последний раз чётко помню
> линию
> > в период 1971-74 гг.
>
> И она тогда, в начале 1970-х ещё действовала ? Что-то не
> верится. Или рельсы на Кузнецова ещё лежали (просто потому, что
> их не успели ещё разобрать), но поезд уже ходил по нынешней
> линии (через Комсомольскую) ?

У меня нет ответа на этот вопрос.
Единственно, что могу подтвердить, что линия по Космонавтов была. Движения по ней в дневное время не было. Не демонтировали её долго потому, что на это надо было потратиться, а она особо не мешала ни кому ровно до тех пор, пока на каждом конкретном участке не возникала необходимость в новом строительстве.
В каком виде была в то время новая линия (т.е. когда именно достроена) - не знаю, т.к. такие стройки не освещались в печати, а я в том углу города не бывал. Сам же я видел только то, что ж.д. мост в конце Космонавтов уже был. Именно в эти годы (1971 или 1972) я добрался до самого конца Космонавтов. У нас от технаря летом была практика на стройке в Садовом и мы каждый день в течении месяца проезжали под этим мостом. Движения по ж.д. линии в те годы не запомнилось, но не значит, что не было (просто мог и не застать состав).

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  10.09.2006 20:44

Цитата (Ушелец 07.03.2006 10:25)
> Линия сразу шла на северо-восток почти параллельно Перекопской (и рядом с ней) через западную часть двора нынешнего комплекса домов Машиностроителей, 2 к северо-западному фасаду нынешнего ДК Лаврова.

Цитата (Ушелец 24.03.2006 09:34 )
> Теоретически же, нужно ориентироваться на начало строительства ДК Лаврова или жилой группы с единым блоком обслуживания по Машиностроителей, 2.

По смыслу постов это - ул. Кузнецова, 2 (а также 4, 6...14).
А адрес ул. Машиностроителей, 2 находится вблизи перекрёстка Машиностроителей - Красных борцов.

Карта 1939 года
Виктор  10.09.2006 23:16


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 12:39

Нащёлкал фото с плана 1947 г.
Как выложить на форуме?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Виктор  26.09.2006 13:35

> Как выложить на форуме?

Например так:
Загружаете сюда http://foto.radikal.ru
Потом вставляете (копируете) ссылку в сообщение на форуме типа
Адрес ссылки выдаёт сам foto.radikal.ru

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 14:54

Виктор писал(а):
-------------------------------------------------------
> Например так:
Понял. Попробую.

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 15:11


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  26.09.2006 15:28


Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Mike_Y  26.09.2006 17:12

А карты других районов города заодно можете выложить?

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 03:45

Mike_Y писал(а):
-------------------------------------------------------
> А карты других районов города заодно можете
> выложить?

Я живу на Уралмаше, поэтому интересовал в первую очередь именно этот район. Хотя я снимал кусками всю карту - не контролировал, насколько хорошо получились снимки. Да и фотоаппарат с разрешением 3,6 Мп + карта за стеклом (поэтому блик от фотоспышки), а без фотовспышки - плохо фокусируется из-за слабого освещения. Поэтому, не обессудьте за снимки.
Надеюсь, одолжу фотоаппарат получше. :)

Re: План города-1947 и ж.д. по улицам Уралмаша.
Родион  27.09.2006 04:21

Пионерский
http://f.foto.radikal.ru/0609/50296193e851.jpg
Пионерский, Втузгородок и Центр
http://e.foto.radikal.ru/0609/9c498319e88f.jpg

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.009 seconds ]