ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Автономная линия на Сортировке
danny  24.05.2005 00:28

Обсуждая историю трамваев, мы тут коснулись автономной линии на Сортировке. Я читал не весь форум, но судя по тому что Груздев Н.Б., читавший весь формум, ошибочно вначале написал что линия была от Крылова до Кушвинской, а потом её продлили до Ватутина, я понял, что этой темы не касались.
Мы тут все с вожделением относимся к линии до Электростанции (она и правда, необычна), а меж тем линия на Сортировке была намного интересней и уникальней-
1.автономна,
2.однопутна,
3.со своим мини-депо,
4.да ещё и с треугольным кольцом!!!
Поэтому я решил открыть отдельный топик, чтоб его уж точно все прочли и мы разгадали все неточности :).
Итак, после войны началось строительство сразу нескольких линий и одна из них была проложена в район посёлка станции Сортировочной (называлась она тогда именно так, а уж потом- Свердловск-Сортировочный). Линия строилась в 1948-49 и была сдана где-то в начале 1949г. Поселок в эти годы был несравним с нынешней Сортировкой, застроен он был только от ул. Сортировочной (возможно она называлась тогда Шмидта) причем буквально в 1-2 квартала по сторонам от Технической, в 1936-39г. были построены несколько 4-5 эт. домов на ул.Крупской и Ватутина (как она тогда называлась, непонятно), у начала нынешнего переходного моста к ст.Электродепо,- это был «центр» посёлка, в конце 1940-х- несколько кварталов на противоположной , чётной стороне Технической, в т.ч. в 1950г. 3-эт. дом на углу с ул.Коуровской, где в 1 эт. разместилась пресловутая почта, давшая лет на 30-35 название трамвайной остановке «Почта» (ныне- Ватутина), в 1930-е годы был застроен частными 1-эт. домами пос. 7 ключей. В те годы в поселке были улицы Кагановича (возможно ныне- Маневровая), Ворошилова (Коуровская), которые скорее всего в 1961г., на волне стирания имени Сталина и его соратников, а может и раньше, были переименованы.
Главной проблемой «приближения» окраинного посёлка к центру были казанская и пермская железные дороги, которые в несколько полотен, были препятствием трамвайной линии. Мост НАД железной дорогой ещё построен не был, так что линию было решено построить в два участка- первый от Крылова до Кушвинской, по Долорес Ибаррури, Бебеля, Полежаевой, Халтурина
второй- от Чехова до «центра» поселка, там где сейчас сквер на углу Технической-Ватутина, по Халтурина, Уральских коммунаров, пустырю и Технической (всё таки тогда улица уже была).
Получалось, что второй участок линии, там, за железной дорогой становился автономным, его нельзя было соединить с остальными линиями. Там открыли 13-й маршрут. Причем если одна его конечная вроде бы называлась «Пос.ст.Сортировочной» (та, что в центре поселка, и похоже эта конечная потом превратилась в остановку «Почта»), то другая на Чехова-Халтурина, никак толком не называлась, а маршрут указывался так:

13. Пос.ст.Сортировочной.

Видимо имелось ввиду, что трамвай ходит автономно по посёлку и всё.
Итак трамваи 6 и 7 довозили пассажиров до Кушвинской, разворачивались и уходили обратно в центр, а людям пришлось выходить и ПЕШКОМ (!) переходить железнодорожные ветки, и там, за ними, на кольце, расположенном на углу ул.Чехова и Халтурина, ждать 13-го трамвая, садиться и ехать уже в посёлок Сортировки…
А теперь посмотрите на это фото:
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=12&i=245830&t=242351
здесь два вагончика МВ («ленинградцы») вне сомнения 13-го маршрута. В музее истории ЕТТУ эта фотка подписана так «пункт осмотра вагонов на Сортировке»
разглядывая фото, можно заметить, что «пункт» этот состоит из двух трамвайных путей, над левым выстроен небольшой деревянный домик, в котором помещается один вагон, вся эта небольшая территория обнесена деревянным забором. Один из вагонов (справа) имеет номер 78. За домиком более капитальное здание с окном, но забор обнесен по обеим его сторонам спереди, так что здание то скорее всего не входит в данный «пункт осмотра вагонов на Сортировке». За правым вагоном (под № 78) виднеется высокое сооружение виде башни, скорее всего металлической. Здесь, в этом «пункте» вагоны и ночевали, т.к. путь в общий парк на Фрунзе обрывался кольцом на Чехова! Тот факт что на фото ДВА вагона дает новые загадки- как и где они разъезжались? А может быть два вагона стало ходить с 1953г. и эта фотка сделана в 1953 ?
Фотка эта размещена в музее на стенде с двумя другими, на первой – кольцо на ул.Чехова, а на третьей- прорубка просеки на 7 ключах. Подписаны они так:

Автономная линия на Сортировке
Кольцо на ул.Чехова за ж/д путями.
Фото 1949 года. (Евгений, опубликуйте плиз и это фото)

Пункт осмотра вагонов на Сортировке.

Прорубка просеки на 7 ключей.
Фото 1949 года.

Почему не указано, какого года фото «Пункт осмотра вагонов на Сортировке» непонятно, может быть оно сделано в том же 1949г. (по логике, раз снимали эту линию на память, то сняли её детали за раз, но видимо вторая фотка не была подписана датой).
Где же был этот пресловутый «пункт осмотра вагонов на Сортировке» ? Обратимся к схеме всё в том же музее ЕТТУ. На карту города 1939года нанесены все элементы трамвайного хозяйства города- пути, подстанции и т.п. Но нанесены они в районе Сортировки явно неточно, т.к. излома линии на ул.Технической нет (она аж до Семи ключей «прямая») . Я попытался нанести на ту же карту 1939г. трамвайные пути более точно, красным цветом.
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/c4a57c0414bb9ddb0c770aedeacd7553/view.pic
Причем ответвление к пункту осмотра вагонов нарисовал , однако, точно также как нарисовано на схеме путей ЕТТУ. Получается что пункт осмотра вагонов находится на пересечении Ворошилова и Буденного. К сожалению многие улицы сейчас переименованы, но Крупской и Строителей так и остались, так вот, ориентируясь на них можно предположить, что в сторону 7 ключей от Крупской следующая параллельная улица сейчас- Маневровая (на карте 1939г. она – Кагановича), в обратную сторону (т.е. в сторону центра города) идет Ватутина (на карте улица, подписанная очень неразборчиво), далее- Коуровская (на карте мы видим- Ворошилова) и Сортировочная (Шмидта). Наконец, по отношению к Строителей, Буденного соответствует нынешней Минометчиков. Получается что пункт осмотра вагонов на углу ул.Коуровской и Минометчиков! Так ли это? Зеленым треугольничком я нанес нынешний сквер на Ватутина-Технической.
На схеме ЕТТУ указана ещё и подстанция № 6 (я нарисовал её ответвлением точками вправо и кружком).
Так вот Ушелец своим сообщением о «депо в сквере» опровергает всё это. Неужели все линии нанесены на карту настолько грубо, что ответвление влево и есть депо в сквере?
Вообщем вопрос остается открытым.
Теперь о треугольном кольце на Чехова.
Я нарисовал его на карте практически так, как оно и было в натуре. А в левом углу карты нарисовал схему движения трамвая по такому кольцу, красным стрелочками я показал направление движения, а белые линии внутри – это стрелка, которую переводил водитель. Итак, «ленинградец» МВ заезжал на одну из сторон треугольника, вдавался на ответвление, водитель выходил, переводил стрелку, трамвай задним ходом заезжал на вторую сторону треугольника, вновь вдавался на ответвление, опять перевод стрелки, и наконец развернувшийся трамвай ехал уже передом по третьей стороне треугольника, возвращался на одиночный путь! Очевидно была ещё и третья стрелка, надо же было как то заехать на кольцо. Так ли это?
Кольцо видно на фото в музее.
Теперь вопросы:
-Где же всё таки был этот чертов пункт осмотра вагонов?
-было ли второе треугольное кольцо на месте сквера?
-два или один вагон работал при открытии линии в 1949г.?
-как было организовано движение после продления линии до 7 ключей в 1953г.?

Re: Автономная линия на Сортировке
Серафим  25.05.2005 01:58

Кошмар. И сейчас куча времени уходит пока добершся до Сортировки, а народ с пересадкой ездил. Мраки

Re: Автономная линия на Сортировке
Вадим Зыкин  27.05.2005 03:00

С интересом читаю ваши истории по трамваю.

Должен сказать, что на снимке "пункта отстоя" второй вагон (тот, что вдали в домике) выглядит как прицеп. Не нужно удивляться развороту по треугольнику для поезда - в Одессе такой существовал до 1968 г. на линии 10-го трамвая и там разворачивались поезда КТМ-1 и КТМ-2, Готы, а может и Х/М. А задолго до этого поезда узкоколейных вагонов разворачивались по треугольнику на 8-м маршруте на Куяльнике, причем прицеп во время этих маневров отцеплялся.

Re: Автономная линия на Сортировке
Ушелец  27.05.2005 10:41

Сравнение с картой города 1947 года М 1: 20000 показало, что ул. Сортировочная - это б. Шмидта, ул. Коуровская - б. Ворошилова, ул. Ватутина - б. Когановича.

Re: Автономная линия на Сортировке
danny  27.05.2005 14:32

Нет, Ватутина никак не может быть Кагановича, т.к. на карте 1939г. показана Крупской, а Кагановича следующая параллельная ПОСЛЕ нее в сторону 7 ключей! Ныне это- Маневровая. А Ватутина же наоборот, после Крупской - это следующая параллельная в обратную сторону- в сторону центра.

Re: Автономная линия на Сортировке
danny  27.05.2005 14:32

Спасибо Вам за ответ! Только у нас на фото треугольного кольца (жаль что его никак не опубликуют тут) ОДИН вагон МВ ("Ленинградец"), без прицепа, причем фото охватывает кольцо и линию до него, и нигде прицепа не видно.

Ответ
Вадим Зыкин  28.05.2005 06:59

А ведь прицеп и отцепить можно :). Внимательно посмотрите - нет у второго вагона бугеля и все тут.

И вообще снимки не обязательно в один день сделаны.

Re: Ответ
danny  28.05.2005 16:14

Хорошо, а почему они тогда в расцепленном виде стоят? А может у левого вагона бугель опустили? И самое главное, если по линии ходила сплотка из двух МВ, то как они разворачивались на треугольном кольце?! Вот подошла такая сплотка к треугольнику, пусть прицеп отцепляют, тяговый вагон с бугелем развернулся и что в обратную дорогу толкает прицеп сзади?! Нет, отцеплять , переводить три стрелки это уж слишком муторно... Тем более на фотке треугольника разворачивается одиночный МВ и никакого второго вагона не видно.
По-моему я видел фотку 13 трамвая на линии, не на кольце, и там идет одиночный "ленинградец"...
Вообщем гадание на кофейной гуще:)) Нам бы очевидца... может кто-нить напишет?

Ответ
Вадим Зыкин  28.05.2005 21:18

Ну мало ли зачем расцепили - ремонт, выходной и т.п.

В Одессе поезда 10-го маршрута разворачивались без расцепки - поезд заходил в тупик, затем с помощью кондуктора (или двух) сдавал назад и выходил обратно на линию. Стрелки кондуктора и переводили.

Re: Ответ
danny  29.05.2005 20:40

К сожалению ни подтвердить ни опровергнуть нельзя достоверно....

Re: Ответ
Ушелец  30.05.2005 10:24

В выходные "допросил" свидетеля. Моя тётка детство и юность провела на Сортировке. Наиболее активно пользовалась трамваем в 1953-56 гг. для поездки в техникум в центр города, т.е. практически каждый рабочий день.
Сведения достаточно скупые, но ценные. Геометрию путей на конечных пунктах рассказала сама без подсказки. На её памяти на Кушвинской (Чехова) никогда не было треугольника (утверждение уверенное и настойчивое) – только кольца по обе стороны ж.д. Зато на дальнем конце был треугольник и деревянное депо. Депо вспомнила не сразу, т.к. чисто психологически депо для неё это нечто более внушительное, чем тот сарай на фото музея. Географически точно по треугольнику и кольцу не определились, поскольку жила она чуть ближе к городу и застройка с тех пор существенно изменилась, но склоняется к моему варианту вблизи Ватутина. Разъезд был примерно в районе ДК ВОС. После удлинения линии до 7 Ключей какое-то время до появления вторых путей был ещё один разъезд - вроде бы дальше Ватутина, но место точно не укажет, т.к. в тех местах была очень редко, да и прошло полсотни лет. Сколько было вагонов – не знает, т.к. просто за этим не следила. Как выглядели маршрутные таблички - не помнит. Наш разговор ввиду случайности и не подготовленности был "на пальцах" и попробовать определиться по картам и схема естественно в этот раз не удалось. Разошлись на том, что если какие-то детали вспомнит, то расскажет.

Re: Ответ
danny  30.05.2005 23:12

Спасибо Вам за инфо!
Ну прямо бермудский треугольник...
А как же фотка кольца на Чехова?? Ещё раз внимательно смотрю на неё- уж больно положение трамвая, который как раз запечатлен на середине разворота и форма рельсов говорят за треугольник...
Значит году в 1953-56 депо было деревянное, а в 70- каменное на месте сквера... Кстати а Вы видели эту фотку?

Где фото?
Вадим Зыкин  31.05.2005 04:41

Хотелось бы увидеть фото "кольца" на Чехова. Дайте, пожалуйста, ссылку.

Re: Ответ
Ушелец  31.05.2005 10:12

Фото депо видел. Фото треугольника нет (или не помню при посещении музея). Хотелось бы предьявить тётке на опознание.
Кстати, о бермудском треугольнике. При повторной проверке названий улиц на карте 1947 г. и на современном атласе я привязывался к точке пересечения бермудского треугольника (т.е. нынешнего путепровода на катете ж.д. треугольника) с ул. Монгольской (ныне Пехотинцев) - как к наиболее неизменной во времени. Вывод подтвердился. Кроме того за привязку взяты сведения в списке переименованных улиц справочника "Улицы Свердловска" за 1977 г. о том, что ул. Коуровская это бывшая ул. Лейтенанта Шмидта.

Re: Ответ
danny  31.05.2005 14:17

А вот!!! А у меня оно есть- там и виден ТРЕУГОЛЬНИК на Чехова. К сожалению оно у меня неоцифровано...

Re: Где фото?
danny  31.05.2005 14:17

сожалению оно у меня неоцифровано...
находится он в музее ЕТТУ

Re: А где Женя? :-) (-)
Ушелец  31.05.2005 15:18

0

Ушельцу
Gruzdev N.B.  31.05.2005 15:56

Вы не посмотрели ещё темы по истории трамваев?

Если посмотрели, то нет ли у Вас замечаний по подвижному составу
маршрутов в прежние годы (особенно до начала 1970-х ) ?

Re: А где Женя? :-)

Женя тут :-) Загвоздка в том, что с этим хозяйством я больше никак не связан, поэтому попасть в музей и найти это фото не просто :-)

При случае попробую, но конкретных сроков назвать не могу. Если кто-то помнит где конкретно оно расположено - облегчите мне задачу. Фото с депо было отсканено не со стенда, а взято из фондов - поэтому оно и тут. А с улицей Чехова - его искать надо.

К слову, музей теперь работает понедельник, среда, пятница с 12 до 17 часов

Re: А где Женя? :-)
danny  01.06.2005 00:22

Как заходишь в музей оно в середине, на левой стороне, на том стенде где три фотки посвященных автономной линии

Страницы:  1 23Все>>
Страница: 1 из 3
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]