ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
История трамваев 19,20,23,24 и 26
Gruzdev N.B.  18.05.2005 12:38

19

19-й маршрут был открыт в 1963 году, когда ввели в эксплуатацию линию на Уралмаше по улицам Машиностроителей, Донбасской, Бакинских комиссаров и Победы. Сначала он ходил «Машиностроителей - Победы» (кольцо было на Победы вблизи перекрёстка с Бакинских комиссаров). В таком виде 19 маршрут показан и на карте 1965 года. К 1969 году его продлили по Победы и Кузнецова до площади 1-й Пятилетки. До 1968 года, как я слышал, по нему ходили РВЗ-6, а затем исключительно МТВ-82. Чисто уралмашевским (Пл. 1-й Пятилетки- Машиностроителей) 19-й маршрут был до 1972 года. Затем, когда открыли линию с Уралмаша на ВИЗ, стал ходить по ней. Изначально (согласно справочнику «Свердловск» 1975 года) ходил «ВИЗ- Победы- Пл. 1-й Пятилетки», а позже (примерно в 1976) был перенаправлен на Машиностроителей. Так ходил до середины 1990-х (правда, в 1985 и 1987 его трасса незначительно менялась в связи с переносом путей на ВИЗе: в 1985 было открыто сквозное трамвайное движение через новый мост между остановками «Уральских Коммунаров» и «Кушвинская», а в 1987 трамваи пошли от Кирова по Д. Ибаррури и далее через новый мост над Исетью, до этого они ходили по тому же мосту, что и автотранспорт ). Во 2-й половине 1970-х, судя по всему, 19 маршрут обслуживался Северным и Южным депо совместно, так как на нём одновременно работали МТВ-82 (до 1980 года) и Т-3 с длинным узким маршрутным указателем. Затем маршрут был полностью передан в Южное депо. Узкономерные вагоны ходили по нему до середины 1980-х, одним из них был вагон 400, который мы видим на конечной «ВИЗ» на следующей фотографии Schuricka: http://www.schurick.ru/trams/400.jpg . До середины 1990-х по маршруту ходили лишь одиночные вагоны, потом стали появляться сцепки. В 1995 году 19 маршрут был продлён с ВИЗа на Волгоградскую, приобретя современный вид. (ещё, правда, была перекладка путей в районе Уральских Коммунаров в 2002). Кстати, после продления на Волгоградскую по 19-му ходят практически лишь одни сцепки.

20

Маршрут 20 тоже был открыт в 1963 году. До 1971 года ходил по трассе «ЦПКиО- УПИ- Шарташ» (по Ленина). Как я слышал, движение по маршруту открывали вагоны Т-2, которые, судя по всему, ходили по нему до середины 1970-х. В 1971 году, когда открылась линия по Уральской, был пущен по ней (через Пионерский посёлок). С середины 1970-х до начала 1980-го по 20-му маршруту ходили только узкономерные Т-3 , затем стали появляться вагоны Т-3 с квадратным маршрутным указателем, которые стали преобладать с 1982 года. Одним из узкономерных Т-3, работавших на «двадцатке» до начала 1980-х был 382. В 1980-1982 годах 20 маршрут, как и 3, 10 и 21 был временно укорочен до Площади Обороны, но затем снова стал ходить в ЦПКиО. С 1989 года на маршруте появились вагоны Т6В5. По трассе «ЦПКиО- Пионерская- Шарташ» 20 трамвай ходит и сейчас, не считая переноса путей в Пионерском (в 1997) и Парковом (в 2001 году) районах.
История 21-го маршрута описана совместно с 3-им, а 22-го- совместно с 8-ым

23

Маршрут 23 был открыт в 1971 году в связи со вводом в эксплуатацию линии по ул. Уральской. Изначально ходил по трассе «Втузгородок- Будённого- Вокзал- Московская- Толмачёва- Вокзал- Будённого- Втузгородок». В самом начале форума hiv писал, что на маршруте встречались вагоны МТВ-82. Возможно, это и имело место в самые первые годы его существования, но в своей сознательной жизни я их на нём никогда не видел. Во всяком случае, к 1977 году по маршруту ходили только вагоны Т-3 с квадратным маршрутным указателем. С начала 1979 года, когда сняли линию с Толмачёва и Свердлова, 23 трамвай стал на обратном пути ходить через гост. «Исеть» и Автогараж (по Луначарского); в 1983 был продлён, как и 8-й, 13-й и 15-й до 40- летия ВЛКСМ. В 1970-е и 1-й половине 1980-х- по маршруту ходили только одиночные вагоны. Где-то в 1986 году 23 маршрут перестал быть кольцевым и стал ходить на ВИЗ, следуя в оба направления через Будённого и Вокзал. Тогда же на маршруте появились двухвагонные сцепки.
Где-то в 1991-1992 годах вместо ВИЗа 23 трамвайный маршрут был перенаправлен на Кушвинскую, а в 1997-98 продлён на Машиностроителей и с тех пор ходит по трассе «40 летия ВЛКСМ- Будённого- Вокзал- Московская- Кирова- Пехотинцев- Машиностроителей». Ну были ещё перекладки путей в Пионерском (в 1997) и в районе Уральских Коммунаров (в 2002).

24

Маршрут 24 появился в 1972 году в связи с открытием линии с Уралмаша на ВИЗ. Движение по маршруту открывали вагоны МТВ-82, один из которых (как раз в день открытия линии «Уралмаш- ВИЗ») мы можем видеть на следующей фотографии с сайта Максима: http://etram.by.ru/photos/book/book9.jpg . Сначала 24 трамвай ходил «7 Ключей- Машиностроителей», а позже (примерно в 1976) был перенаправлен на Площадь 1-й Пятилетки. Вагоны МТВ-82 ходили по маршруту до 1980 года (и , как мне кажется, только они). Кстати, в 1979 году я однажды побывал на Уралмаше и на площади 1-й Пятилетки видел вагон МТВ-82 (одиночный) 24-го маршрута. Ну а после 1980 года работают лишь Т-3. По трассе «Площадь 1-й Пятилетки- 7 Ключей» 24 трамвай ходит и сейчас.

История 25-го маршрута описана совместно с 14-ым

26

Маршрут 26 открыли в 1973 году к 7 ноября в связи со вводом в эксплуатацию линии в Юго- Западный район по улицам Радищева и Белореченской. Изначально 26 трамвай ходил по трассе «Волгоградская- Юго- Западная- Радищева/ 8 Марта- пл.1905 года- Толмачёва- Вокзал- Будённого- УПИ- Оперный театр- Радищева/ 8 Марта- Юго- Западная- Волгоградская». О первых месяцах его работы- см. следующую ссылку:
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=12&i=202359&t=202359
По маршруту ходили только сцепки из вагонов Т-3 с квадратным маршрутным указателем (в основном двухвагонные, а с 1977 года и трёхвагонные). На следующей фотографии, сделанной в период с 1977 по 1979 год:
http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=4206&pic=d8eee3220d3e1abb5b1614491725e4ab&page=0
мы можем видеть тройник 095-096-097 26-го маршрута на Городской плотине. В 1978 году на 26 маршруте я впервые видел трёхдверные вагоны, причём в составе тройника. В начале 1979 года, когда сняли линию с Толмачёва и Свердлова, 26 трамвай по пути с Волгоградской стал ходить по Луначарского через гост. «Исеть» и Автогараж. Осенью того же года он какое-то время, доходя из Юго- Западного района до площади 1905 года , поворачивал на Ленина влево и затем шёл через Московскую и Вокзал, но такая трасса не прижилась, и к концу 1979 года 26-й снова стал ходить через гост. «Исеть» и Автогараж по Луначарского. По трассе «Волгоградская- Юго- Западная- Радищева/ 8 Марта- пл.1905 года- Оперный театр- гост. «Исеть»- Автогараж- Будённого- УПИ- Оперный театр- Радищева/ 8 Марта- Юго- Западная- Волгоградская» 26 трамвай ходил до ноября 1986 года. Почти все эти годы на маршруте по-прежнему работали исключительно сцепки, и только в середине 1980-х я впервые увидел на нём одиночные вагоны. Примерно в то же время перестали существовать тройники.
Напомню, что в своё время о подвижном составе 26 маршрута в конце 1970-х 1980-х годах писали мы с Schurickом:

> Из тех, что работали в 1970-е годы я помню следующие:
> 099-100; 117-118; 119-120 (все двухдверные).

>> Плюс к ним уже упомянутый мной тройник 095-096-097, впоследствие - 095-096. Ушел в Западное >> под номерами 630-631

> А из трёхдверных, появившихся уже в 1980-е помню такие:
> 223-224; 225-226; 227-228; 229-230; 244-245-246; 247-248-249
> (потом из последних двух тройников сделали три двухвагонные сцепки:
> 244-245; 247-248; 249-246)

>> Плюс к этому:

>> 195-196-197, впоследствие 195-196, ныне 659-663,
>> 198-199-200, впоследствие 198-199, ныне 657-664, правда после серьезной аварии с 657 (удар на >> большой скорости в хвост сплотки 637-638 на площади 1905 года) вагоны поменяли местами, сейчас >> 664-657

>> Плюс к этому 213-214 (ныне 668-670).

>> Вагоны в сплотке 244-245 были впоследствие перецеплены в обратном порядке - 245-244 и в таком >> виде ушли в Западное (703-706, ныне 603-604)

> и самая новая из сцепок Т-3, появившаяся в 1986 году- 260-261.
> Кстати, в 1-й половине 1980-х на сцепках 26 маршрута обычно
> поднимали пантограф на втором вагоне (а не на первом). Потом
> большинство вагонов ушло в Западное депо и было перенумеровано.
>> Вагоны 223- 230, 260 и 261 после передачи в Западное депо получили номера:

>> 223-224 -- 676-678 ; 225-226 -- 682-677 ; 227-228 -- 666-680; 229-230 -- 686-685;
>> 249-246 -- 710-711 -- 607-608; 260-261 -- 717-713 -- 611-612

> А вот 099-100, 117-118, 119-120 и 247-248 остались в Северном
> депо и уже давно работают на других маршрутах (например, 247-248- на 23-м)

В начале ноября 1986 года, когда сняли линию с 8 Марта на участке от площади до Радищева, 26 трамвай стал от Радищева до Ленина ходить по Московской. Летом 1989 года на маршруте впервые появились вагоны Т6В5 – это был поезд 736-737. С начала 1992 года маршрут был продлён от Волгоградской до ВИЗа, а с 2001 года вновь стал ходить от Волгоградской, как раньше (ещё, правда, была перекладка путей в Пионерском в 1997 году). Так ходит и сейчас.
В апреле 2004 года на 26 маршруте впервые появился вагон «Спектр»- 818.
Ряд бывших вагонов 26 маршрута, ушедших в Западное депо, сейчас тоже работают на других маршрутах (например, 666-680 – на 19-м)

Re: История трамваев 19,20,23,23 и 26
danny  18.05.2005 14:27

19
для подачи вагонов была временная ветка через пл.1 Пятилетки, кольцо было на месте нынешнего нового уралмашевского рынка (угол Победы-Бакинских).
по данным сайта уже в 1964г. всвязи с пуском по Победы-Кузнецова туда были переведены и 8 и 17 и 19. Однако карта 1965 говорит что пошла только 8.
Справочник-путеводитель Свердловск с данными на середину 1966г. :
17.Эльмаш- Машиностроителей
19.УЗТМ- Эльмаш (вот и гадайте- что это он , по Победе вообще не ходил?!)
23.
Продлен на Машиностроителей в начале апреля 1998.
24
В музее есть фото- открытие линии по Бебеля и на вагоне МТВ-82 указатели- "УЗТМ- 7 ключей". Вообще УЗТМ- это кольцо на площади 1 Пятилетки, где 5-ка разворачивается... Однако почему-то в справочниках 1972 и 1975г. писали Машиностроителей?
26
летом 2002 года 3 и 21 вновь стали ходить по большому кольцу, а 26-й до Волгоградской.

Вопрос по 23
AVP  19.05.2005 08:31

Это для него существовал дополнительный путь на остановке "Автогараж" ("Челюскинцев")?

Re: Вопрос по 23
danny  19.05.2005 13:47

Нет, насколько я знаю- для маршрута "А"- где-то с 1989-90 годов.

Re: Для Б (-)
Ушелец  20.05.2005 11:32

0

Ушельцу
Gruzdev N.B.  20.05.2005 13:51

Если не ошибаюсь, это Вы по электронной почте отвечали в своё время на мои вопросы (о старых вагонах) из старой гостевой книги сайта Максима?
Пожалуйста, посмотрите остальные темы по истории трамваев и если у Вас будут какие-то замечания по подвижному составу маршрутов, особенно до начала 1970-х, напишите.
(только не по почте, а здесь, на форуме, чтобы другие тоже знали).

Re: Ушельцу
Ушелец  23.05.2005 12:24

Gruzdev N.B. писал(а):

> Если не ошибаюсь, это Вы по электронной почте отвечали в своё
> время на мои вопросы (о старых вагонах) из старой гостевой
> книги сайта Максима?

Да, это я :-)

> Пожалуйста, посмотрите остальные темы по истории трамваев и
> если у Вас будут какие-то замечания по подвижному составу
> маршрутов, особенно до начала 1970-х, напишите.
> (только не по почте, а здесь, на форуме, чтобы другие тоже
> знали).

Конечно же всё посмотрю, но нужно время. Пока только скажу, что конечная автономной сортировочной линии у ст. ВИЗ заканчивало своё существование как кольцо (визуальное подтверждение сейчас у Максима). Было ли оно когда-то треугольником - не знаю. Небольшое кирпичное оштукатуренное депо стояло на перекрёстке Техническая-Соликамскакя-Ватутина в треугольном сквере среди гипсовых фигур (кажется - "железнодорожников") вдоль тупиковой ветки (левый поворот) и пешеходной дорожки от остановки к дому Ватутина, 5 (путь к переходному мосту на Электродепо). В рабочем состоянии в последний раз видел депо в 1969 и 1970 гг. Вместимость - не более 2-х вагонов. Было ли там ранее кольцо или треугольник - не знаю. Следов в те годы уже не было. А сегодня уж и подавно не найти, т.к. сквер подвергался реконструкции. Надо узнавать у местных старожилов.

Ушельцу !!!
danny  23.05.2005 18:35

Ув. Ушелец!
Какое ценное сообщение!:)
Вы только никуда пока не уходите!:)
На ул.Чехова (у ст. ВИЗ) кольцо абсолютно точно было треугольным! В музее есть фотка, где это очень четко видно
Но вот насчет депо... посмотрите фотку:
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=12&i=245830&t=242351
это точно с автономной линии на Сортировке, так вот где это место? В музее фотка подписана так: "пункт осмотра вагонов на Сортировке", угол Технической и Ватутина был застроен, а тут- заборы и никакого сквера нет... В музее также есть схема всех путей и подстанций (причем там уже прорисована содинительная линия с Сортировкой по мосту на Бебеля, так что схема 1960-х годов), так вот от ул. Технической идет ответвление, причем под углом 90град. налево, на ул. Сортировочную и там и был этот пункт осмотра вагонов (деревянный). Причем на углу Технической-Ватутина, где трамвай делает небольшой поворот направо, градусов на 30, ничего не нарисовано!
Неужели в конце 60-х годов здесь, в сквере, таком небольшом, построили совсем ненужное депо, ведь вагоны уже могли уезжать в общий парк на Фрунзе! Зачем в 1970г. там держали вагоны?? или для чего оно было рабочим? И было ли оно вообще? Вы не ошибаетесь?

Re: Ушельцу !!!
Ушелец  24.05.2005 12:28

danny писал(а):

> На ул.Чехова (у ст. ВИЗ) кольцо абсолютно точно было
> треугольным! В музее есть фотка, где это очень четко видно

Я видел топогрфическую съёмку М 1: 500 последних лет существования конечной - без сомнения это однопутное кольцо на однопутной линии !
Свяжитесь с Максимом (материал у него) и, кстати, у него же можно визуально определиться с положением снесённого старого траммоста через Исеть на сортировочном направлении.

> Но вот насчет депо... посмотрите фотку:
> http://www.tr.ru/forum/read.php?f=12&i=245830&t=242351

Посмотрел. Ничего общего с тем,что я видел! Пожалуй только габариты.

> это точно с автономной линии на Сортировке, так вот где это
> место? В музее фотка подписана так: "пункт осмотра вагонов на
> Сортировке", угол Технической и Ватутина был застроен, а тут-
> заборы и никакого сквера нет...

Снимок явно очень старый не моложе 1950-х гг.. Видимо линия только что построена.

В музее также есть схема всех
> путей и подстанций (причем там уже прорисована содинительная
> линия с Сортировкой по мосту на Бебеля, так что схема 1960-х
> годов), так вот от ул. Технической идет ответвление, причем под
> углом 90град. налево, на ул. Сортировочную и там и был этот
> пункт осмотра вагонов (деревянный).
Причем на углу
> Технической-Ватутина, где трамвай делает небольшой поворот
> направо, градусов на 30, ничего не нарисовано!
> Неужели в конце 60-х годов здесь, в сквере, таком небольшом,
> построили совсем ненужное депо, ведь вагоны уже могли уезжать в
> общий парк на Фрунзе! Зачем в 1970г. там держали вагоны?? или
> для чего оно было рабочим? И было ли оно вообще? Вы не
> ошибаетесь?

Уверен, что не ошибаюсь. Место это было уголком выпавшим из сталинских времён и совсем не похожим на угол Технической-Сортировочной. Дома руководящего состава, неопрятный сквер со старыми тополями и гипсовыми скульптурами, провинциальное каменное (именно таким запомнилось!) депо. Оба раза видел депо летом. Ездил с пацанами купаться на дикий пляж у Электродепо и ходили мы к перекидному мосту по тропе-дорожке вдоль путей к депо (метров 50 всего). Кажется, ещё был заросший тупичок вдоль стены депо. Проезжая часть Технической тогда ещё не огибала сквер, а шла вдоль линии трама. Тропа была проложена от остановки (она была чуть-чуть ближе к городу) к углу дома номер 5 по Ватутина. Ворота депо летом были открыты. Вагонов в них не было (и ночного отстоя скорее всего не было), но пара мужичков что-то делали внутри. Видимо необходимость в осмотрах и скоростных мелких ремонтах на дальних дистанциях пути оставалась. Поэтому, если деревянное депо и было, то его снесли, как мешающее ул. Сортировочной, а взамен возродили на квартал далее. Больше я там не был до конца 70-х по причине окончания беззаботных дней (технарь-армия-институт) и не знаю когда оно было снесено.

Re: Ушельцу !!!
danny  24.05.2005 18:30

Ну что ж очень странно, но раз Вы уверены, то значит будем считать что было депо. А может всё таки пути нанесены на схему СТТУ настолько неточно, что это не Сортировочная а Ватутина...
Почитайте пожалуйста здесь топик "Автономная линия на Сортировке" я там карту приложил... Согласны ли Вы с моими умозаключениями? :)

История трамвая 23 (новое дополнение)
Н.Б. Груздев  20.08.2007 12:25

> 23
>
> продлён на Машиностроителей и
> ходит по трассе «40 летия ВЛКСМ- Будённого-
> Вокзал- Московская- Кирова- Пехотинцев-
> Машиностроителей». Ну были ещё перекладки путей в
> Пионерском (в 1997) и в районе Уральских
> Коммунаров (в 2002).
И ещё одно- с Кирова на Ибаррури (декабрь 2006)

Re: История трамваев 19,20,23 и 24
Н.Б. Груздев  07.09.2007 16:34

-----------------------------------------------
> 19
>
> Чисто уралмашевским (Пл. 1-й Пятилетки-
> Машиностроителей) 19-й маршрут был до 1972 года.
> Затем, когда открыли линию с Уралмаша на ВИЗ, стал
> ходить по ней. Изначально (согласно справочнику
> «Свердловск» 1975 года) ходил «ВИЗ- Победы- Пл.
> 1-й Пятилетки», а позже (примерно в 1976) был
> перенаправлен на Машиностроителей.

Да, в 1976 году он ходил уже на Машиностроителей
>
> 20
>
> В 1971 году,
> когда открылась линия по Уральской, был пущен по
> ней (через Пионерский посёлок).

Нет, по своей старой трассе уерез УПИ 20 маршрут ходил значительно дольше.
Лишь в 1974 году его направили через Пионерский посёлок и Уральскую
>
> 23
>
> Маршрут 23 был открыт в 1971 году в связи со
> вводом в эксплуатацию линии по ул. Уральской.
> Изначально ходил по трассе «Втузгородок-
> Будённого- Вокзал- Московская- Толмачёва- Вокзал-
> Будённого- Втузгородок».

Точнее- маршрут открыли 1 июня 1971 года

>
> 24
>
> Маршрут 24 появился в 1972 году в связи с
> открытием линии с Уралмаша на ВИЗ.
> Сначала 24 трамвай ходил «7 Ключей-
> Машиностроителей», а позже (примерно в 1976) был
> перенаправлен на Площадь 1-й Пятилетки.

По данным на 1976 год 24 маршрут ещё указан до Машиностроителей, но в 1977 он ходил уже на площадь 1-й Пятилетки

> Вагоны МТВ-82 ходили по маршруту до 1980 года (и , как
> мне кажется, только они).

Причём среди МТВ-82 24 машрута были вагоны с "надфарниками"-
указателями поворота в виде стрелок

> По трассе «Площадь 1-й Пятилетки- 7 Ключей» 24
> трамвай ходит и сейчас.

Этот маршрут обладает интересным свойством: на всех встречающихся на его пути стрелках (в оба направления) он идёт в иную сторону, нежели все остальные сопровождающие его маршруты

Да, это Вы верно подметили. 24 - единственный такой маршрут в городе. (-)
А.Копцев  10.09.2007 23:16

Н.Б. Груздев писал(а):
-------------------------------------------------------
>
> 24
>
> Этот маршрут обладает интересным свойством: на
> всех встречающихся на его пути стрелках (в оба
> направления) он идёт в иную сторону, нежели все
> остальные сопровождающие его маршруты

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]