ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
История трамваев 13-18 и 25
Gruzdev N.B.  16.05.2005 12:09

13

13-й был первым трамвайным маршрутом, открывшемся в Свердловске после войны. Он исторически связан с линией через Кушвинскую на Сортировку. Открыли маршрут вместе с линией в 1949 году. Сначала он ходил «Крылова- Кушвинская» (по Кирова, Д. Ибаррури, Халтурина), а затем (в том же году) был продлён (опять же вместе с линией) до Сортировки (конечная была где- то в районе нынешней остановки «Ватутина», там было «треугольное кольцо»). Сама линия тогда на всём протяжении была однопутной с разъездами. По маршруту ходил ленинградский МВ. В 1953 году 13 маршрут был вместе с линией продлён на 7 Ключей. А в 1958 его продлили и в другую сторону- по Верх- Исетскому бульвару , Ленина, Кузбасской (Гагарина) и Малышева во Втузгородок (кольцо тогда ещё было на Комсомольской), организовав тем самым беспересадочное сообщение между центром города и Сортировкой. 13-й стал удлинённым вариантом 7-го, который в том же 1958 году перенаправили на Эльмаш вместо Втузгородка . В следующем, 1959 году 13-й немного продлили во Втузгородке в связи с переносом кольца на Студенческую, в том же году построили второй путь до Кушвинской. Затем, в 1962 году второй путь был построен до Сортировки, а в 1964 и до 7 Ключей. В том же 1964 году вместо ул.Долорес Ибаррури трамваи 6,7,10,13 стали ходить по новому мосту, разрывающему Токарей и Бебеля. В 1960-е годы, как я слышал, маршрут обслуживался Южным депо, и есть основание считать, что по нему ходили в то время вагоны Т-2. На сайте Евгения есть фотография вагона Т-2 номер 340
(http://e-tram.narod.ru/tramcars/T2/OF7F419.jpg ) на углу Ленина и Восточной. На маршрутном указателе вагона слева от тройки, как мне кажется, всё-таки видна единица, и вагон шёл по 13 маршруту. Кстати, до конца 1960-х, как сообщали на форуме, были на 13 маршруте и поезда Х+М. Но в марте 1971 года, как в своё время писали на форуме, маршрут был передан в Северное депо, и Т-2 по нему после этого уже не ходили. До 1977 года на 13 маршруте работали вагоны МТВ-82, некоторые из которых мы можем видеть на фотографиях с сайта Максима:
http://etram.by.ru/photos/hist/hist10.jpg - МТВ-82 13-го маршрута (на заднем плане) у здания Университета на Ленина. На переднем плане- вагон К-2 маршрута 4 , 15 или 18 (к сожалению ни бортового номера, ни номера маршрута не разглядеть). 1972 год
http://etram.by.ru/photos/hist/hist36.jpg - один из последних МТВ-82 13-го маршрута в окружении вагонов Т-3 на Ленина у Городской плотины. Видны также автобусы «Икарус-180» (или 556 ?) и «Икарус-260». 1977 год
С 1977 года на 13 маршруте работали исключительно Т-3 с квадратными указателями маршрута. Преобладали двухвагонные сцепки, но были и одиночные вагоны. (в середине (а возможно и в начале) 1970-х МТВ-82 и Т-3 на 13-м работали совместно). Кстати, последние МТВ-82 в районе площади 1905 года я видел именно на 13 маршруте. По трассе «Втузгородок- Семь Ключей» 13-й трамвай ходил до 1983 года, затем был продлён до 40- летия ВЛКСМ. В дальнейшем его трасса лишь незначительно менялась в связи с переносом путей на ВИЗе в 1985, 1987 и 2002 годах. В 1989 году на маршруте впервые появились вагоны Т6В5 (поезд 742-743).

14 и 25

Маршрут 14 был открыт в 1955 году, когда пристроили второй путь к линии на Куйбышева, и, кроме того, появилась линия по Луначарского между Ленина и Челюскинцев. Как мне кажется, изначально ходил «Щорса- Эльмаш» по 8 Марта, Куйбышева, Луначарского, шоссе УЗТМ (просп. Космонавтов), Предзаводской (Фронтовых Бригад), Старых Большевиков, Энтузиастов. Но через год пристроили второй путь к линии на Вторчермет и 14 маршрут продлили туда (по 8 Марта и Водопроводной (Титова)). От родственников я слышал, что в 1960-е годы на маршруте работали вагоны МТВ-82. Возможно, это имело место и в начале 1970-х. Тем более, что в своё время на форуме сообщали, что в 1971 году часть вагонов 14 маршрута была передана в Северное депо.
В 1972 году открылась новая линия на Эльмаше до ул. Фрезеровщиков, и у 14-го маршрута появился близнец- маршрут 25, который, полностью повторяя его трассу от Вторчермета до Энтузиастов, пошёл затем прямо по Старых Большевиков до нового кольца. А 17 марта 1977 года открылась линия на Керамический завод по Ферганской, Новосибирской и Окружной, и 25-й маршрут был перенаправлен туда. В 1970-е- начале 1980-х годов по 14 и 25 маршрутам ходили вагоны
Т-3, как старые (с длинным узким указателем маршрута), так и более новые (с квадратным указателем маршрута), включая двухвагонные сцепки. На 14-м я видел узкономерные вагоны ещё в 1984 году, а где-то в 1977 я видел на этом маршруте и сцепки из таких вагонов. Кроме того, есть основание считать, что до конца 1970-х годов на каком-то из этих маршрутов, а возможно и на обоих, были и вагоны Т-2. В пользу этого говорит фотография кольца у гостиницы «Исеть» 1979 года с сайта Максима: http://etram.by.ru/photos/hist/hist16.jpg . На ней вагон Т-2 явно следовал по 25-му или 14-му маршруту, так как я хорошо помню, что по 3, 20 и 21 тогда ходили лишь узкономерные Т-3.
14-й маршрут примерно до 1982 года продолжал ходить «Эльмаш- Вторчермет», а затем также был перенаправлен на Керамический завод.
С тех пор трассы обоих маршрутов не менялись, если не считать переноса путей в Пионерском в 1997 году и переноса на небольшое расстояние кольца «Фрезеровщиков» 25 маршрута в 1998. Продолжают ходить Т-3 (вагона КТМ-8М с номером 336 на 14 маршруте (как и вообще в нашем городе) никогда не было)

15

Маршрут номер 15 появился в Свердловске в 1957 году и пошёл «Втузгородок- Вторчермет» по Малышева, Кузбасской (Гагарина), Ленина, 8 Марта и Водопроводной (Титова), став удлинённым вариантом 4-го маршрута, который через год перенаправили на Шарташ. В 1959 году 15 маршрут немного продлили во Втузгородке в связи с переносом разворотного кольца с Комсомольской на Студенческую. До конца 1960-х, как в своё время писали на форуме, на 15 маршруте встречались поезда из вагонов Х и М.
В 1970-е на 15 маршруте работали чешские вагоны всех типов, встречавшихся тогда в Свердловске (Т-2, узкономерные Т-3 (1960-х годов выпуска), К-2, новые Т-3 (включая двухвагонные сцепки)). И Т-2, и К-2 я хорошо помню на 15 маршруте в 1977 году; и на тех, и на других я по нему тогда ездил. Кстати, на Т-2 по 15 маршруту я хорошо помню, что ездил в день принятия новой Советской Конституции- 7 октября 1977 года; в тот день ещё был салют. Если бы кто-то вспомнил бортовые номера каких-либо вагонов Т-2 или К-2, ходивших в 1970-е годы по 15 маршруту, было бы замечательно. Т-2 и узкономерные Т-3 наверняка ходили по 15-му маршруту и в 1960-е годы.
К сожалению, я не могу точно вспомнить, до какого года на 15-м маршруте работали Т-2 и К-2. А узкономерные Т-3 по нему ходили ещё в начале 1980-х. Ну а потом подвижной состав маршрута стал практически таким, как сейчас. До 1983 года маршрут 15 ходил по трассе «Втузгородок- УПИ- Пл. 1905 года- Южная- Вторчермет», затем был продлён, как и 8-й, 13-й и 23-й до 40 летия ВЛКСМ, а в ноябре 1986 года, когда сняли линию с 8 Марта на участке от площади до Радищева, стал объезжать по Ленина, Московской и Радищева, приобретя современный вид.

16

16-й трамвайный маршрут тоже появился в 1957 году. Сначала пошёл «Втузгородок- Эльмаш» по Малышева, Кузбасской (Гагарина), Ленина, Толмачёва, Свердлова, Челюскинцев, шоссе УЗТМ (просп. Космонавтов), Предзаводской (Фронтовых Бригад), Старых Большевиков, Энтузиастов. А в следующем, 1958 году (видимо, 7 ноября) был перенаправлен на Шарташ в связи с открытием новой линии по Кузбасской и Берёзовскому тракту (Блюхера). По трассе « Шарташ- УПИ- Толмачёва- Вокзал- Эльмаш» маршрут 16 ходил до 1971 года. Работали на нём вагоны МТВ-82. Один из них мы можем видеть на углу Ленина и К. Либкнехта на следующей фотографии 1960-х годов с сайта Максима: http://etram.by.ru/photos/hist/hist43.jpg . В 1971 году, когда открылась линия по Уральской, был пущен по ней и с тех пор не менялся. К сожалению, в 1970-е годы я не видел вагонов 16 маршрута, но по-моему до 1980-го года на нём продолжали работать МТВ-82 (и наверно, только они), а потом пошли Т-3. Danny, Вы не можете подтвердить или опровергнуть это моё предположение ?

17

Маршрут 17 был открыт в конце 1950-х (согласно сайту Евгения- в 1958 году, а согласно сайту Максима- в 1959. Danny, попытайтесь уточнить, какая из этих версий справедлива). Сначала ходил «Эльмаш- УЗТМ», как с 1949-го до начала или середины 1950-х годов 10-й. В таком виде 17 маршрут показан на карте 1965 года. А к 1969 году стал ходить «Эльмаш- Машиностроителей» и с тех пор не менялся. В 1961-1968 годах, как я слышал, на 17 маршруте работали вагоны РВЗ-6, которые потом отправили в Новосибирск. А потом, до 1980- го года ходили МТВ-82 (вот только не знаю, одиночные вагоны или двухвагонные поезда. А Вы, Danny, не знаете ? ), причём, как я думаю, только они. Danny, Вы не можете подтвердить или опровергнуть это моё предположение ?
Ну а после 1980-го года ходят лишь Т-3.

18

Маршрут 18 (ВИЗ- Шарташ), открытый в конце 1950-х- начале 1960-х годов (Danny, попытайтесь уточнить, когда именно) , за время своего существования не изменился ни разу. Как я слышал от родственников, движение по маршруту открывали вагоны Т-2. Позже на маршруте появились узкономерные Т-3, сочленённые К-2, а потом и Т-3 с квадратными указателями маршрута. В 1970-е и 1980-е годы преобладали последние, причём обычно в двухвагонных сцепках. В конце 1970-х- начале 1980-х были и по крайней мере один трёхвагонный поезд из таких вагонов (528-529-530, позднее 529-528-530). До какого года на 18-м маршруте работали вагоны Т-2, сказать точно не могу, но наверно до середины 1970-х. В своей сознательной жизни (начавшейся примерно в 1976) я их на нём не помню. А вот про К-2 могу сказать определённо: они работали на 18-м до 1980 года; одним из них был 816 (его мы видим на фотографии
http://e-tram.narod.ru/tramcars/K2/OF7F465.jpg с сайта Евгения).
Ну а узкономерные Т-3 работали на маршруте до середины 1980-х. В середине 1980-х по 18-му маршруту ходил вагон номер 444, маршрутный указатель которого был ещё старый, а задние фонари стояли уже как у более новых вагонов- вертикально по бокам.
С 1989 года на 18 маршруте появились вагоны Т6В5. Примерно в конце 2001 года появился «Спектр» 811, который позже перевели на 32 маршрут. Но в 2003 году по 18-му вновь стали ходить «Спектры»: вагон 402-й модели 817 и до сих пор единственный в городе вагон 403-й модели- 816. С 2004 года появился ещё один представитель 402-й модели- 819. Так что сегодня на 18 маршруте имеются вагоны всех типов, работающих в нашем городе.
Danny, если у Вас есть хоть какие-то замечания относительно подвижного состава маршрутов (особенно до конца 1960-х ), обязательно дополняйте или исправляйте !

Груздеву Н.Б.- На Сортировке- автономная линия!!!
danny  16.05.2005 13:23

13
Вы не прочитали видимо моё сообщение о треугольном кольце!
Так вот 13-й вначале он ходил АВТОНОМНО, никак не был связан с другими линиями! Вы запутались, никакой "Крылова-Кушвинской" (никакого кольца на Крылова не было!!!). Дело в том, что мост над железной дорогой на Москву в районе Бебеля построили только в 1958г. А до этого там была автодорога со шлагбаумом! Понятно теперь, что трамвайные пути не могли пересечь перпендикулярно железную дорогу!
Так вот на пересечении ул.Чехова и Халтурина, ЗА железкой (посмотрите по карте, щас тут развязка, а раньше был рынок таганский ряд) было построено треугольное кольцо, от него шла однопутная линия по Халтурина (не в центр, а в сторону Сортировки!!!), по пустырям и далее, по тем улочкам поселка при станции Свердл.-Сортировочный, которые сформировали Техническую (одной из них была Буденного), до Почты! Посмотрите по карте- здесь, у почты в наше время трамвай делает поворот огибая сквер- сквер имеет ТРЕУГОЛЬНУЮ форму! Это также наводит на мысль, что и второе кольцо на этой линии было треугольным!
Итак, мы имеем уникальную АВТОНОМНУЮ (т.е. никак не связанную с другими линиями!!!) линию, в 1956 и 57 в списках всех маршрутов 13-й указывался так:

13. Пос.ст.Св-Сортировочный
(конечные НЕ указывались!)

Видимо именно так было написано и на маршрутном указателе!
"Ленинградец" МВ начинал по треугольному кольцу на Чехова, шел однопуткой по пустырям до пос.Сортировки, там разворачивался, шел обратно до Чехова и так кружил АВТОНОМНО , челноком, туда-сюда!
Для этого был в районе ул.Сортировочной был пункт осмотра вагонов, небольшой деревянный домик (он также есть на фото в музее) по-моему там МВ и ночевал! "Ленинградец" был возможно, один, т.к. линия была очень короткая, и кажется, без разъездов.
Так что в 1949г. с одной стороны железной дороги на Москву было открыто кольцо Кушвинская, а с другой - кольцо на ул. Чехова. Линия трамвая как бы была разорвана железной дорогой! Так что 6 и 7 доходили по Халтурина до Кушвинской, разворачивались и уходили обратно в центр, а люди переходили ПЕШКОМ через железку и там, за ней, садились на кольце на 13-й и ехали на Сортировку.
В 1953г. автономную линию продлили до 7 ключей. Как организовано было движение- не знаю! Видимо как-то устроили разъезд (я подозреваю, что опять, у почты) и уже ходил не один МВ, иначе уж очень большие были бы интервалы!
И уже в 1958г. завершили мост НАД железной дорогой, и если вы помните аж до 1985г. трамвай шел по Халтурина, сворачивал направо на короткий участок ул.Кушвинской, потом- налево- на Бебеля, забирался на мост (тогда единый вместе с автомобилями!), потом сразу после моста сворачивал налево- на ЧЕХОВА (там где было треугольное кольцо!!!), потом опять направо- на ХАЛТУРИНА (участок улицы ЗА железкой), а затем уже налево по пустырю, по Технической и т.п.! Посмотрите на карту 1965г. внимательно- там это видно. С 1985г. трамвай стал без этого объезда ходить по своему отдельному мосту, сплошь по Халтурина! (это Вы тоже упустили!).
И кстати раньше 6 и 7 трамваи шли по ВИЗ-бульвару до остановки "Крылова" и тут же, сразу, не сворачивая на Кирова, спускались прямо по ул.Д.Ибаррури, мимо завода гидрометприборов, мимо бани, доходили до старого моста (кажется деревянного, дореволюционного!), тут была ост. Токарей, затем сворачивали на мост, далее- по Бебеля до ул. Полежаевой, тут была остановка "Полежаевой", потом уже по этой улочке они выходили на Халтурина. Повороты там были очень крутые и после одно из субботников 22 апреля, трамвай сильно накренился и повалился на землю, на бок!
17
Открыт точно в 1958
18
открыт тоже в 1958 (с линией на Шарташ)- хотя может я и ошибаюсь, но в начале 1963 открыт уже 19-й.
Насчет состава- не знаю...

Re: История трамваев 13-18 и 25
Gruzdev N.B.  26.02.2006 13:42

> 18
> Примерно в
> конце 2001 года появился «Спектр» 811, который позже перевели
> на 32 маршрут. Но в 2003 году по 18-му вновь стали ходить
> «Спектры»: вагон 402-й модели 817 и до сих пор единственный в
> городе вагон 403-й модели- 816.

> С 2004 года появился ещё один
> представитель 402-й модели- 819. Так что сегодня на 18 маршруте
> имеются вагоны всех типов, работающих в нашем городе.

816 был единственным в городе вагоном 403-й модели до декабря 2005 года.
А в феврале 2006 года второй по счёту "Спектр" 403-й модели появился и непосредственно на 18 маршруте- это был 825

Про вагоны 13 маршрута
Gruzdev N.B.  26.02.2006 15:39

Gruzdev N.B. писал(а):

> 13
>
> С 1977 года на 13 маршруте работали исключительно Т-3 с
> квадратными указателями маршрута. Преобладали двухвагонные
> сцепки, но были и одиночные вагоны. (в середине (а возможно и в
> начале) 1970-х МТВ-82 и Т-3 на 13-м работали совместно).
> Кстати, последние МТВ-82 в районе площади 1905 года я видел
> именно на 13 маршруте.

Была на маршруте и трёхвагонная сцепка из Т-3 - 113-114-115

> По трассе «Втузгородок- Семь Ключей»
> 13-й трамвай ходил до 1983 года, затем был продлён до 40- летия
> ВЛКСМ. В дальнейшем его трасса лишь незначительно менялась в
> связи с переносом путей на ВИЗе в 1985, 1987 и 2002 годах. В
> 1989 году на маршруте впервые появились вагоны Т6В5 (поезд
> 742-743).
>
Позже появилась ещё одна сцепка из Т6В5- 760-761

Дополнение про 17
Gruzdev N.B.  27.02.2006 09:17

>
> 17
>
> Маршрут 17 был открыт в конце 1950-х (согласно сайту Евгения- в
> 1958 году, а согласно сайту Максима- в 1959. Danny, попытайтесь
> уточнить, какая из этих версий справедлива). Сначала ходил
> «Эльмаш- УЗТМ», как с 1949-го до начала или середины 1950-х
> годов 10-й. В таком виде 17 маршрут показан на карте 1965 года.
> А к 1969 году стал ходить «Эльмаш- Машиностроителей» и с тех
> пор не менялся. В 1961-1968 годах, как я слышал, на 17 маршруте
> работали вагоны РВЗ-6, которые потом отправили в Новосибирск.
>
Согласно материалам справочника "Улицы Свердловска" 1965 года,
17 трамвай уже в том году ходил "Эльмаш-Машиностроителей", хотя на упомянутой карте, приложенной к тому самому справочнику, он ещё указан от площади 1-й Пятилетки.
Кроме того, в 1960-е или начале 1970-х на маршрут, как сообщал Ушелец, ставили один из поездов КТВ-55+КТП-55

История трамваев 13-15, 18 и "36" (новые дополнения)
Груздев Н.Б.  02.06.2006 16:32


> 13
>
> 13-й был первым трамвайным маршрутом, открывшемся в Свердловске
> после войны. Он исторически связан с линией через Кушвинскую на
> Сортировку. Открыли маршрут вместе с линией в 1949 году.

Но Дмитрий_М опроверг эту версию. Как он нам сообщил, впервые 13 номер трамвая появился в Свердловске ещё в годы войны- в мае 1942. Тогда он пошёл «Вокзал-Уралмашзавод». Примерно в 1945 году маршрут был закрыт.

Вторую жизнь 13 номер Свердловского трамвая обрёл уже в 1954 году. Тогда этот номер был присвоен маршруту, работавшему на изолированной линии Сортировки по трассе «Чехова- 7 Ключей». Этот маршрут существовал и раньше- с ноября 1949 года, но не имел номера. Сначала он от Чехова ходил до нынешней ост. «Ватутина» (там было треугольное кольцо), а в 1953 его продлили на 7 Ключей.
> Сама линия тогда на всём протяжении была однопутной с
> разъездами. По маршруту ходил ленинградский МВ.

А в 1958 был построен мост через железную дорогу по Бебеля и 13 маршрут пошёл «7 Ключей- Втузгородок» по Халтурина, Ибаррури и далее
> по Верх- Исетскому бульвару ,
> Ленина, Кузбасской и Малышева (кольцо «Втузгородок»
> тогда ещё было на Комсомольской), организовав тем самым
> беспересадочное сообщение между центром города и Сортировкой.
> 13-й стал удлинённым вариантом 7-го, который в том же 1958 году
> перенаправили на Эльмаш вместо Втузгородка . В следующем, 1959
> году 13-й немного продлили во Втузгородке в связи с переносом
> кольца на Студенческую, в том же году построили второй путь до
> Кушвинской.

И ещё, вероятно, в том же году изменилась схема движения на площади Коммунаров

> До 1977 года на
> 13 маршруте работали вагоны МТВ-82, некоторые из которых мы
> можем видеть на фотографиях с сайта Максима:
> http://etram.by.ru/photos/hist/hist10.jpg - МТВ-82 13-го
> маршрута (на заднем плане) у здания Университета на Ленина. На
> переднем плане- вагон К-2 маршрута 4 , 15 или 18 (к сожалению
> ни бортового номера, ни номера маршрута не разглядеть). 1972 год ;

> http://www.1723.ru/read/il/sverdlovsk-1977/sverdlovsk-1977-1.jpg - > один из последних
> МТВ-82 13-го маршрута в окружении вагонов Т-3 на Ленина у
> Городской плотины. Видны также автобусы «Икарус-180»
> (или 556 ?) и «Икарус-260». 1977 год

Ещё одна фотография одного из последних МТВ-82 на 13 маршруте:
http://www.1723.ru/read/send/1977-1.jpg (у здания Горсовета, 1977 год)
Впрочем не исключено, что две последние фотографии сделаны не в 1977 году, а раньше. Если так, то попавшие на них вагоны МТВ-82 вполне могли быть и 6 маршрута.

Кстати, hiv писал, что были на 13 маршруте и двухвагонные поезда из МТВ-82, да мне и самому они на нём смутно помнятся.
> С 1977 года на 13 маршруте работали исключительно Т-3 с
> квадратными указателями маршрута. Преобладали двухвагонные
> сцепки, но были и одиночные вагоны. (в середине (а возможно и в
> начале) 1970-х МТВ-82 и Т-3 на 13-м работали совместно).
> Кстати, последние МТВ-82 в районе площади 1905 года я видел
> именно на 13 маршруте.
>
> 14
>
> Маршрут 14 был открыт в 1955 году, когда пристроили второй путь
> к линии на Куйбышева, и, кроме того, появилась линия по
> Луначарского между Ленина и Челюскинцев. Как мне кажется,
> изначально ходил «Щорса- Эльмаш» по 8 Марта, Куйбышева,
> Луначарского, шоссе УЗТМ (просп. Космонавтов), Предзаводской
> (Фронтовых Бригад), Старых Большевиков, Энтузиастов.

Дмитрий_М подтвердил, то так оно и есть. Точнее- 14 был пущен в конце 1955 года

> Но через
> год пристроили второй путь к линии на Вторчермет и 14 маршрут
> продлили туда (по 8 Марта и Водопроводной (Титова)). От
> родственников я слышал, что в 1960-е годы на маршруте работали
> вагоны МТВ-82.

И это весьма правдоподобно. И вероятно, одним из них был вагон 141, который мы видим на заключительной фотографии следующей серии:
http://www.1723.ru/photo/sverd-16.htm (вероятно, 1960-е). Во-первых, на юг от гост. «Исеть» тогда кроме 14-го ходили 3 и 20 маршруты, на которых работали Т-2. А во-вторых, на маршрутном указателе вагона просматривается номер «14».

> 15

> Т-2 и узкономерные Т-3
> наверняка ходили по 15-му маршруту и в 1960-е годы.

Ушелец подтвердил, что так оно и есть. Причём среди вагонов Т-2 15 маршрута были и вагоны с заделанной средней дверью, выпущенные в конце 1950-х
>
> 18 и "36"
>
> Маршрут 18 (ВИЗ- Шарташ), открытый в 1958, за
> время своего существования не изменился ни разу.

Ну это если не считать реконструкции кольца на ВИЗе в 1960 году (когда конечная была перенесена из центра площади Субботников на современное место, откуда трамваи стали ходить по Синяева- Левшинскому) и, вероятно, изменения схемы движения на площади Коммунаров, предположительно в 1959.

> Как я слышал
> от родственников, движение по маршруту открывали вагоны Т-2.
Весьма правдоподобно. Тем более, что Ушелец подтвердил мне, что вагоны Т-2, выпущенные в конце 1950-х, т.е. те, что имели заделанную среднюю дверь, на 18 маршруте действительно встречались.

> Позже на маршруте появились узкономерные Т-3, сочленённые К-2,
(последние, вероятно, с 1967 года)
> Про К-2 могу сказать определённо: они
> работали на 18-м до 1980 года; одним из них был 816 (его мы
> видим на фотографии
> http://e-tram.narod.ru/tramcars/K2/OF7F465.jpg с сайта Евгения).

Ещё одна фотография вагона К-2 на 18 маршруте:
http://e-tram.narod.ru/tramcars/K2/K2_1905.jpg

Ну и добавлю, что маршрута номер 36 (Шарташ- 7 Ключей), якобы представлявшего собой удлинённый вариант 18-го (об его появлении
1 апреля сообщал Евгений в разделе «Новости» своего сайта) в действительности никогда не было

поправка
Груздев Н.Б.  05.06.2006 16:26


> Но Дмитрий_М опроверг эту версию. Как он нам сообщил, впервые
> 13 номер трамвая появился в Свердловске ещё в годы войны- в мае
> 1942. Тогда он пошёл «Вокзал-Уралмашзавод».

Прошу прощения: в мае не 1942, а 1943 года

История трамваев 13 и 18 ( новые дополнения)
Н.Б. Груздев  20.08.2007 12:20

> 13
>
> По трассе «Втузгородок- Семь Ключей» 13-й трамвай
> ходил до 1983 года, затем был продлён до 40- летия
> ВЛКСМ. В дальнейшем его трасса лишь незначительно
> менялась в связи с переносом путей на ВИЗе в 1985,
> 1987 и 2002 годах.

В декабре 2006 был ещё один перенос- с Кирова на Ибаррури


>
> 18
>
> Маршрут 18 (ВИЗ- Шарташ), открытый в 1958, за
> время своего существования не изменился ни разу.

> Ну это если не считать реконструкции кольца на ВИЗе в 1960 году
> (когда конечная была перенесена из центра площади Субботников на
> современное место, откуда трамваи стали ходить по Синяева- Левшинскому)
> и, вероятно, изменения схемы движения на площади Коммунаров,
> предположительно в 1959.

А также переноса с Кирова на Ибаррури в декабре 2006

История трамваев 13,13А и 16 (новые дополнения)
Н.Б. Груздев  07.09.2007 16:18

> 13 и 13А
> >
> Вторую жизнь 13 номер Свердловского трамвая обрёл
> уже в 1954 году. Тогда этот номер был присвоен
> маршруту, работавшему на изолированной линии
> Сортировки по трассе «Чехова- 7 Ключей». Этот
> маршрут существовал и раньше- с ноября 1949 года,
> но не имел номера. Сначала он от Чехова ходил до
> нынешней ост. «Ватутина» (там было треугольное
> кольцо), а в 1953 его продлили на 7 Ключей.
> > Сама линия тогда на всём протяжении была
> однопутной с разъездами. По маршруту ходил ленинградский МВ.

Всё- таки этот маршрут имел 13 номер с самого начала, причём не с ноября,
а с 1 мая 1949 года. А с ноября 1949 по октябрь 1950 года был ещё маршрут 13А, который ходил по другой изолированной линии- от реки Исеть до Кушвинской.
В октябре 1950-го, когда эту линию соединили с общегородской сетью, туда перенаправили 7 маршрут, а 13А закрыли

16

> В 1971 году, когда открылась линия по Уральской, был пущен по ней и с тех
> пор не менялся.

Точнее- 16 маршрут пустили по этой линии 3 ноября 1971 года

Re: Груздеву Н.Б.- На Сортировке- автономная линия!!!
Sergei  07.12.2007 12:41

Мои воспоминания относятся к 1959-1960 г.г.: трамваи, следующие на кольцо ВИЗа, шли от остановки "Крылова" по ул.Кирова. Трамваи, следующие на Сортировку, спускались вниз, по ул.Д.Ибарурри. Через р.Исеть было три деревянных моста: трамвайный, автомобильный и пешеходный (если считать от мартеновсгого цеха ВИЗа). Трамвайная линия шла после моста до ул Р.Полежаевой между огородами частного сектора. На ост."Колмогорова" было пересечение с заводской ж\д линией, которая выходила с заводской территории через живописную выемку, облицованную камнем. На остановке "Кушвинская" был разъезд, и водители трамвая передавали друг-другу жезл (как раньше- на железных дорогах). Трамвай переезжал мост и сразу же поворачивал налево, на Ольховскую, к проходной воинских складов, затем опять направо, опять налево- на Техническую... Народ ездил на подножках, на "колбасе" и даже на крыше трамвая...

Re: Груздеву Н.Б.- На Сортировке- автономная линия!!!
Sergei  07.12.2007 12:50

Еще одна деталь: помню, что на некоторых вагонах место водителя не было отделено от салона, стояла колонка контроллера с массивной рукояткой, на обеих прощадках сбоку был штурвал тормоза, двери были створчатые, как на ширме, - затем стали задвигаться продольно...

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.005 seconds ]