История трамваев 5-9 и 22
Gruzdev N.B.
11.05.2005 13:57
5 5-й трамвайный маршрут исторически связан с линией на Уралмаш. Он был открыт 5 августа 1931 года в связи со вводом в эксплуатацию этой линии. Изначально ходил «Вокзал- Уралмашинострой» по Северной (сейчас- Челюскинцев), Пышминскому шоссе (позже- шоссе УЗТМ, а ныне- проспект Космонавтов) и Машиностроителей до нынешней площади 1-й Пятилетки. Сама линия тогда была однопутной с разъездом в районе нынешнего пединститута. В 1933 году, когда к линии пристроили второй путь, маршрут был продлён от вокзала в центр города по Свердлова, Толмачёва, Ленина и 8 Марта до площади Горсовета (в районе Южного депо), а ещё через год его продлили по ул. 8 Марта ещё дальше- до остановки «Щорса». По маршруту ходили тогда трёхвагонные составы КМ+(2*КП), купленные Уралмашем в 1931 году. Встречались и составы КМ+ М. А в 1950 году, как я слышал, именно на «пятёрке» стали появляться первые в городе вагоны МТВ-82. В 1957 году разворотное кольцо на 8 Марта было перенесено с ул. Щорса на Южную и 5 маршрут был туда продлён. По трассе «Южная- пл.1905 года- Толмачёва- Вокзал- Пл. 1-й Пятилетки» 5-й маршрут ходил до снятия линии с Толмачёва и Свердлова в начале 1979 года. В 1959-1975 годах в Свердловске работали два поезда КТВ-55+КТП-55, которые ходили именно по 5 маршруту. Один из них мы видим (рядом с вагоном Т-2 4-го маршрута (к сожалению, не разглядеть бортового номера последнего)) на следующей фотографии с сайта Максима: http://etram.by.ru/photos/hist/hist31.jpg (очевидно, 1960-е годы). В 1960-е по маршруту ходили МТВ-82, а в 1970- е уже главным образом работали двухвагонные поезда из вагонов Т-3 с квадратным маршрутным указателем, причем уже к концу 1978 года стали преобладать трёхдверные вагоны. Лишь изредка до 1977 года встречались поезда из МТВ-82 и вагон К-2 (последний мы можем видеть у гостиницы «Свердловск» в окружении вагонов МТВ-82 на следующей фотографии с сайта Максима: http://etram.by.ru/photos/hist/hist48.jpg ). Кстати, изредка попадались на «пятёрке» и узкономерные Т-3, например, 400 (см . след. фото: http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=4206&pic=89ded9b30606f9eeb875606c57f10661&page=0 ) Именно по 5 маршруту ходила первая в Свердловске сцепка из трёхдверных вагонов Т-3 - 123+124 (она успела поездить по Толмачёва и Свердлова). С начала 1979 (когда сняли линию с Толмачёва и Свердлова) до ноября 1986 трасса «пятёрки» была такой: «Южная- пл.1905 года- Московская- Дворец Молодёжи- Вокзал- Пл. 1-й Пятилетки».А в ноябре 1986 года, когда сняли линию с ул. 8 Марта на участке от площади 1905 года до Радищева, маршрут стал ходить по Радищева и Московской, приобретя современный вид. Правда, в 1997 году ещё была перекладка путей на небольшое расстояние в районе Пионерского. Кстати, один товарищ сообщал (ещё в старой гостевой книге сайта Максима), что летом 2003 года 5-й трамвай какое-то время ходил на Волгоградскую, но затем снова вернулся на Южную. Хотя я лично в то время ни разу не видел «пятёрки» в Юго- Западном районе (а живу я именно там) 6 Маршрут 6 открыт в 1931 году. Изначально ходил «Пл. М. Горького- Вокзал» (по Луначарского, Ленина, Толмачёва, Свердлова). В 1934 году был продлён от площади М. Горького до Ленинской фабрики (ныне- ЦПКиО), а в 1940 маршрут продлили и в другую сторону- на Уралмашзавод. Об эволюции «шестёрки» в послевоенные годы я пока могу только догадываться. Знаю только, что ходили на ней, как и на большинстве маршрутов вагоны Х (наверно, с прицепами М). И ещё знаю (об этом уже написал Danny), что в 1957 году маршрут разворачивался на кольце “Управление дороги”. Возможно, что ходил он по Толмачёва, Ленина, Верх- Исетскому бульвару, Кирова сначала на ВИЗ, потом в связи с пристройкой второго пути к линии на Бебеля и Халтурина (в 1959) перенаправлялся на Кушвинскую и далее по мере дальнейшей пристройки второго пути продлевался на Сортировку (в 1962) и 7 Ключей (в 1964). Кроме того, после 1959 года был закольцован по Московской, Челюскинцев, Толмачёва, Свердлова и Ленина. На карте http://www.1723.ru/read/map/1965.jpg 1965 года как мне кажется, маршрут показан именно в таком виде. Но точно разобрать трудно, качество плохое. Danny, попытайтесь по справочникам выяснить эволюцию «шестёрки» в те годы и как можно точнее! Здесь я особенно на Вас надеюсь. К 1969 году (это уже точно) «шестёрка» вновь была укорочена до Кушвинской, а в центре города стала ходить по новому кольцу- по Ленина, Луначарского, Челюскинцев, Свердлова и Толмачёва (против часовой стрелки). По трассе «Автогараж- Кушвинская» 6 маршрут ходил до начала 1970-х, затем (согласно путеводителю «Свердловск» за 1975 год) был продлён на Семь Ключей, а где-то в 1975 перенаправлен на Машиностроителей. В 1960-е и первой половине 1970-х по маршруту ходили вагоны МТВ-82. Одним из них был вагон 131 (списан в 1975), который мы видим на следующей фотографии улицы Свердлова (1960-е годы): http://www.1723.ru/photo/sverdlovsk-10/sverdlovsk-10-3.jpg . По трассе «Машиностроителей- Токарей- Вайнера- гост. «Исеть»- Автогараж- Вокзал- Толмачёва- Вайнера- Токарей- Машиностроителей» 6-й трамвай ходил до начала 1979 года. Потом стал доходить только до Оперного (у «Исети» разворачивался), а в 1982 был продлён в ЦПКиО. С 1976 года по маршруту ходили только вагоны Т-3 с квадратным маршрутным указателем (до 1982 года только одиночные, затем стали появляться сцепки). А трасса «шестёрки» с 1982 года менялась лишь незначительно, что выражалось в переносах путей на ВИЗе (1985, 1987 и 2002 годы) и в Парковом районе (2001). Летом 1989 года на маршруте впервые появились вагоны Т6В5 (поезд 738-739). А в 2005 году по «шестёрке» стал ходить вагон «Спектр» 402-й модели (820). 7 Маршрут номер 7 впервые появился в Свердловске 14 ноября 1931 года, когда открыли линию во Втузгородок. «Семёрка» тогда пошла по трассе «ВИЗ- Отдыха (позже- Кирова)- Верх- Исетский бульвар- Ленина- Кузбасская (сейчас- Гагарина)- Малышева- Втузгородок» (кольцо было на Комсомольской). Тот старый 7-й маршрут, как мне рассказывала мама, существовал ещё в 1950-е годы. Ходили по нему вагоны Х (наверно, с прицепами М). Но в конце 1950-х (согласно разделу «История» сайта Евгения) было организовано беспересадочное трамвайное сообщение с Сортировкой. Видимо, это надо понимать так, что именно тогда (в 1958) во Втузгородок через центр был продлён маршрут 13, который стал удлинённым вариантом «семёрки». 7-й же маршрут за ненадобностью был закрыт. Свою вторую жизнь 7-й номер трамвая обрёл в начале 1960-х (Danny, попытайтесь уточнить, когда именно). Новая «семёрка» сначала ходила «Эльмаш- Кушвинская» (так она показана на карте 1965 года http://www.1723.ru/read/map/1965.jpg), а к 1969 году была продлена на 7 Ключей. По маршруту «7 Ключей- Эльмаш» 7 трамвай ходит и сейчас. Его трасса претерпела с тех пор лишь небольшие изменения, связанные с переносом путей на ВИЗе и в Пионерском. В 1970-е годы (наверно и в 1960-е) на маршруте были широко распространены вагоны МТВ-82 (ходили до 1980-го года) На упомянутой уже фотографии трамваев у гостиницы «Свердловск» конца 1970-х ( http://etram.by.ru/photos/hist/hist48.jpg ) один из вагонов МТВ-82 явно был 7-го маршрута. Кстати, если бы кто-то вспомнил номера хотя бы некоторых МТВ-82 7-го маршрута, было бы неплохо. С 1980-го года работают только Т-3 (раньше преобладали одиночные вагоны, сейчас- сцепки) 8 и 22 Маршрут 8 был введён в 1933 году, когда пристроили второй путь к линии на Уралмаш. «Восьмёрка» пошла тогда по трассе «Втузгородок- Малышева- Кузбасская (сейчас- Гагарина)- Ленина- Толмачёва- Свердлова- Челюскинцев- шоссе УЗТМ (сейчас- проспект Космонавтов) – Машиностроителей- Уралмашзавод. До 1950-х годов по маршруту ходили вагоны Х (наверно, с прицепами М). Затем стали появляться МТВ-82, одним из которых был вагон 143 1954 года выпуска, Этот вагон мы видим на следующей фотографии того года : http://etram.by.ru/photos/book/book8.jpg (с сайта Максима). Первое изменение трассы 8 маршрута относится к 1955 году, когда была открыта линия по Луначарского от Ленина до Челюскинцев, и «восьмёрка» пошла по ней вместо Толмачёва и Свердлова. В 1959 году маршрут был немного продлён во Втузгородке в связи с переносом разворотного кольца с Комсомольской на Студенческую. А в 1964 году завершили строительство трамвайной линии по Уралмашу (по ул. Победы-Кузнецова) и «восьмёрку» продлили до новой конечной "Машиностроителей". Продолжали работать МТВ-82. В 1971 году появился маршрут 22, повторяющий трассу «восьмёрки» от Машиностроителей до УПИ, а затем следующий обратно по Гагарина и Уральской. По 8 и 22 маршрутам до лета 1979 года ходили исключительно 2- вагонные поезда из вагонов МТВ-82. Некоторые из них мы можем видеть на фотографиях с сайта Максима: http://etram.by.ru/photos/hist/hist15.jpg - поезд из МТВ-82 8-го маршрута у гостиницы «Исеть» (начало или середина 1970-х); http://etram.by.ru/photos/hist/hist16.jpg – ещё один поезд из МТВ-82 8-го или 22-го маршрута на кольце у «Исети» незадолго до своего списания (1979 год). Бортовой номер первого вагона 192. Затем их быстро заменили сцепками из Т-3. Правда, осенью 1979 года я видел на 8 маршруте один одиночный вагон МТВ-82 (это был последний увиденный мной маршрутный МТВ-82 на проспекте Ленина). Кстати, было бы неплохо если бы кто-нибудь назвал бортовые номера ещё каких- либо вагонов МТВ-82, ходивших по 8 или 22 маршруту в 1970-е годы. А если бы ещё уточнили, с каким прицепным вагоном работал 192 и на каком именно маршруте- 8 или 22, вообще было бы замечательно! В 1983 году (16 октября) была открыта новая линия из Втузгородка в новый микрорайон «Комсомольский» и 8 маршрут продлили туда. С тех пор трассы 8 и 22 маршрутов существенно не менялись, разве что в 1997 году была перекладка путей в Пионерском посёлке (а трасса 22-го и вообще ни разу существенно не изменилась). А сцепки из Т-3 ходят по обоим маршрутам и сейчас (правда, на 22 есть и одиночные вагоны). 9 9- й маршрут появился в 1933-1935 годах, очевидно, когда построили поворот с Ленина (с западной стороны) на 8 Марта. Маршрут сначала ходил «ВИЗ- Щорса» (или «ВИЗ- пл. Горсовета», а в 1934 продлён до Щорса, если его открыли в 1933 или начале 1934. Danny, попытайтесь уточнить!) В послевоенные годы маршрут дважды продлевали: в 1948 до Мясокомбината (вместо 12-го), а в 1949 до Вторчермета. По маршруту ходили вагоны Х (наверно, с прицепами М). Примерно до 1978 года 9-й маршрут ходил по трассе «ВИЗ- Вайнера- Южная- Вторчермет», затем был перенаправлен на Керамический завод. На 9-м маршруте в 1970-е годы работали главным образом вагоны Т-2 и старые Т-3 1960-х годов выпуска (с длинным узким маршрутным указателем). Т-2 ходили по маршруту до конца 1970-х (я точно не помню, были ли вагоны Т-2 на «девятке» в 1980-м году, но до конца 1970-х они по ней точно ходили), а узкономерные Т-3 до середины 1980-х. Наверняка и те, и другие были на маршруте и в 1960-е. Кстати, если бы кто-то вспомнил бортовые номера хотя бы некоторых Т-2 9-го маршрута, было бы неплохо. После снятия в 1986 году линии по улице 8 Марта на участке от площади 1905 года до Радищева стал ходить по новой трассе: «Кушвинская- Пл. Коммунаров- Московская/ Радищева- Южная- Керамический завод», а чуть позже был продлён на 7 Ключей и, кроме того, стал ходить через ВИЗ и Волгоградскую, став самым длинным маршрутом города. До конца 1980-х на маршруте встречались лишь одиночные вагоны, затем стали появляться сцепки. В 1989 году появилась сцепка из вагонов Т6В5 740-741. В 1992 году маршрут отменили. Часть его вагонов стали ходить по открывшемуся в том году 32-му маршруту, а поезд 740-741 перевели на 1-й. Где- то в 1996 году появился ещё один 9-й маршрут : Керамический з-д- Куйбышева/Луначарского- Пионерская- УПИ- Куйбышева/Луначарского- Керамический з-д (я однажды видел тогда на 8 Марта сцепку этого маршрута). Но он не прижился и через несколько дней был закрыт. Наконец, в ноябре 2004 года возник новый 9 маршрут: Керамический з-д- Куйбышева/Луначарского- ЦПКиО, который пока работает, но только в часы пик. Не знаю, как Вам, товарищи, но мне кажется, что он тоже не приживётся. Re: История трамваев 5-9 и 22
илья кузьмин
11.05.2005 16:13
Не одни товарищ, а я сообщал про 5-ку. 5 ходила до Волгоградской буквально несколько дней, хотя маршрутоуказатель в кабине был официально оформлен "Волгоградская-УЗТМ". Вагон был 197 (если это так важно). Надо жить жизнью города :) Re: История трамваев 5-9 и 22
Евгений Кузнецов
11.05.2005 17:10
Ходила 5-ка на Волгоградскую совершенно точно. А связано это вроде было с метро. Её хотели перенести туда на постоянной основе, но не случилось. И ходил, по-моему, не один вагон.
Также не забываем о таком явлении как "Красная пятёрка". 10-й выход 5-го маршрута это несколько рейсов в день по маршруту УЗТМ-Шарташ. После открытия метро и расцепления сцепок на пятёрке были какие-то опыты на 24-ом (один поезд с площади Первой пятилетки несколько рейсов делал через вокзал), потом этот 24-й перестал так ходить и появилась "красная пятёрка". По этому графику 5/10 постоянно ходит сплотка 103-104 - это последние двухдверные вагоны Сверного депо. А фото 8-ки есть тут http://www.ettu.ru/std.html Сообщение изменено (11-05-05 17:34) Re: История трамваев 5-9 и 22
danny
11.05.2005 20:51
5 В военные годы часть вагонов ходили только до вокзала и был маршрут 5-В "Щорса-вокзал", это было точно в 1943. 6. В 1940 и правда ходила недолго Ленинская ф-ка-УЗТМ, но в военные годы ходила уже до Упр.дороги, так было например в 1943. В 1949 открыли движение на Кушвинскую и туда пошла "шестерка" вместо Лен.фабр., и "семерка" не закрывалась а просто от ВИЗа была продлена до Кушвинской (всё от ВТУЗгородка и в 1956 и в 1957). В 1958 открыли мост и 6-ка пошла до 7 ключей в 1959, плюс Челюскинцев и 6-ка стала ходить 7 ключей-упр.дороги (в центре по кольцу- только в противопол. "тройке" сторону- по Челюск, Свердлова, Ленина). В 1964 вместо ул.Долорес Ибаррури трамваи 6,7,10,13 стали забираться на новый мост по Токарей (тоже немаловажно!). Тока к 1964г. "шестерка" перестала ходить по однопутным участкам на Сортировке (в 1962 сдали второй путь от Кушвинской до Почты, а в 1964- и до 7 ключей). 7. Не закрывалась! В списке за 1956 и 57- Втуз-Кушвинская. В 1958 - Кушвинская-Эльмаш! А 13-й 7 ключей-ВТУЗ. И на ВТУЗгородок движение открыли 7 ноября 1931. Я видел на 7-ке вагон МТВ-82 в 1980 году, он шел по Челюскинцев! В том же году последними ходили МТВ на 22-м маршруте! 9 Как продлили до Щорса- открыли и "девятку" в 1934г. 25 окт. 1948- ВИЗ-Мясокомбинат. В 1978- на Керамику- не рано ли? Летом 1988- через Волгоградскую. фото
Виктор
11.05.2005 23:14
старые фото трамваев (не все) с уже упомянутого замечательного сайта: http://www.1723.ru/photo/sverd-16.htm http://www.1723.ru/photo/sverdlovsk-6.htm http://www.1723.ru/photo/zas3.htm http://www.1723.ru/photo/sverdlovsk-10.htm http://www.1723.ru/photo/sverd-14.htm http://www.1723.ru/photo/sverdlovsk-8-1.htm http://www.1723.ru/read/send/11.htm http://www.1723.ru/photo/byron.htm http://www.1723.ru/read/il/sverdlovsk-1954-2.htm http://www.1723.ru/read/il/sverdlovsk-1950/1950-1.htm http://www.1723.ru/read/il/sverdlovsk-1958-1.htm http://www.1723.ru/read/send3/sverdlovsk-1960.htm http://www.1723.ru/read/send3/sverdlovsk-1963.htm http://www.1723.ru/read/send3/sverdlovsk-1965.htm Кстати, если бы Вы делали активные картинки в рассказе, было бы гораздо лучше.. А из этой серии нет ли где-нибудь в интернете картинок? Re: История трамваев 5-9 и 22
Gruzdev N.B.
12.05.2005 11:39
Спасибо за информацию! > я видел на 7-ке вагон МТВ-82 в > 1980 году, он шел по Челюскинцев! В том же году последними > ходили МТВ на 22-м маршруте! А бортовые номера случайно не запомнили ? Вагон МТВ-82 номер 186
Gruzdev N.B.
13.05.2005 11:22
> > А фото 8-ки есть тут http://www.ettu.ru/std.html > На фото - вагон 186. Судя по окраске вагона, фотография сделана в 1960-е годы, но не ранее 1964, так как на вагоне уже написано "Втузгородок- МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ". Вагон списали в 1979 году, так что вполне вероятно, что в 1970-е он тоже работал на "восьмёрке" (а может быть и на 22-м) с каким-то прицепным вагоном История трамваев 5-9 и 22 (новые дополнения)
Груздев Н.Б.
02.06.2006 14:36
> 5 > В 1933 году, когда к линии на Уралмаш > пристроили второй путь, маршрут был продлён от вокзала в центр > города по Свердлова, Толмачёва, Ленина и 8 Марта до площади > Горсовета (в районе Южного депо), а ещё через год его продлили > по ул. 8 Марта ещё дальше- до остановки «Щорса». По маршруту > ходили тогда трёхвагонные составы КМ+(2*КП), купленные > Уралмашем в 1931 году. Встречались и составы КМ+ М. > В военные годы часть вагонов ходили только до вокзала и был > маршрут 5-В "Щорса-вокзал", это было точно в 1943. Этот маршрут (5в), как нам сообщил Дмитрий_М, был введён в мае 1943 года и отменён примерно в 1945. >А в 1950 > году, как я слышал, именно на «пятёрке» стали появляться первые > в городе вагоны МТВ-82. > В 1959-1975 годах в Свердловске работали два поезда > КТВ-55+КТП-55, которые ходили именно по 5 маршруту. Один из > них мы видим (рядом с вагоном Т-2 4-го маршрута) на следующей > фотографии с сайта Максима: > http://etram.by.ru/photos/hist/hist31.jpg (очевидно, 1960-е годы). > В 1960-е по маршруту ходили МТВ-82 Причём, как мне подтвердил Ушелец, именно на «пятёрке» в 1964 году появились первые в Свердловске двухвагонные поезда из таких вагонов > Лишь изредка до 1977 года > встречались поезда из МТВ-82 и вагон К-2 (последний мы можем > видеть у гостиницы «Свердловск» в окружении вагонов МТВ-82 на > следующей фотографии с сайта Максима: > http://etram.by.ru/photos/hist/hist48.jpg > > 6 > > В 1940 и правда ходила недолго Ленинская ф-ка-УЗТМ, но в > военные годы ходила уже до Упр.дороги, так было например в 1943. Однако, Дмитрий_М выдал иную версию: в 1942 году 6 маршрут был закрыт. Вновь «шестёрка» появилась в Свердловске в марте 1947 года, когда открыли второй путь на Куйбышева. Тогда 6 маршрут пошёл «Управление дороги- Толмачёва- Луначарского- Куйбышева- площадь 1905 года- Толмачёва- Управление дороги». Но в следующем, 1948 году линию по Куйбышева вновь закрыли на реконструкцию, а вместе с ней закрыли и эту «шестёрку». > В 1949 открыли движение на Кушвинскую и туда пошла "шестерка" > вместо Лен.фабр. Но Дмитрий и здесь выдал иную версию. На Кушвинскую 6 маршрут стал ходить только в 1953 году (а в 1948-1953 маршрута с номером 6 в Свердловске не было). Тогда новая «шестёрка» пошла по трассе «Управление дороги- Толмачёва- площадь 1905 года- Верх-Исетский бульвар- Кушвинская» (с Ленина- сразу наискосок на Верх-Исетский бульвар) > В 1958 открыли мост и 6-ка пошла до 7 ключей в 1959, > плюс Челюскинцев и 6-ка стала ходить 7 ключей-упр.дороги (в > центре по кольцу- только в противопол. "тройке" сторону- по > Челюск, Свердлова, Ленина). Ну и, видимо, именно тогда изменилась схема движения трамваев на пл. Коммунаров > В 1960-е и первой > половине 1970-х по маршруту ходили вагоны МТВ-82. Одним из них > был вагон 131 (списан в 1975), который мы видим на следующей > фотографии улицы Свердлова (1960-е годы): > http://www.1723.ru/photo/sverdlovsk-10/sverdlovsk-10-3.jpg . > 7 > > Маршрут номер 7 впервые появился в Свердловске 14 ноября 1931 > года, когда открыли линию во Втузгородок. «Семёрка» тогда пошла > по трассе «ВИЗ- Отдыха (позже- Кирова)- Верх- Исетский бульвар- > Ленина- Кузбасская (сейчас- Гагарина)- Малышева- Втузгородок» > (кольцо было на Комсомольской). Ну а кольцо ВИЗ было на самой площади Субботников. Там трамваи разворачивались и сразу шли по Кирова. С Верх- Исетского бульвара- сразу на Ленина, наискосок. Насчёт эволюции «семёрки» в послевоенные годы Дмитрий_М привёл такие сведения. По трассе «ВИЗ- Втузгородок» 7 трамвай ходил до 1950 года. Кроме того, с ноября 1949 по октябрь 1950 года существовала изолированная линия вдоль ВИЗа от реки Исеть в сторону железной дороги (до Кушвинской), маршрут, работавший на ней не имел номера. А в октябре 1950 года был открыт новый мост через Исеть и линию соединили (по Ибаррури) с общегородской сетью и 7 маршрут был перенаправлен на неё вместо ВИЗа, т.е. стал ходить «Втузгородок- Кушвинская». > В списке за 1956 и 57- Втузгородок-Кушвинская. В 1958 > Кушвинская-Эльмаш! В 1958-59 ходил по Ленина- Толмачёва- Свердлова, а затем по Московской- Челюскинцев > В 1970-е годы (наверно и в 1960-е) на маршруте были > широко распространены вагоны МТВ-82 (ходили до 1980-го года) Насчёт 1960-х: Ушелец подтвердил, что это действительно так. > На упомянутой уже фотографии трамваев у гостиницы «Свердловск» > конца 1970-х ( http://etram.by.ru/photos/hist/hist48.jpg ) > один из вагонов МТВ-82 явно был 7-го маршрута > > 8 и 22 > > Маршрут 8 был введён в 1933 году, когда пристроили второй путь > к линии на Уралмаш. «Восьмёрка» пошла тогда по трассе > «Втузгородок- Малышева- Кузбасская (сейчас- Гагарина)- Ленина- > Толмачёва- Свердлова- Челюскинцев- шоссе УЗТМ (сейчас- проспект > Космонавтов) – Машиностроителей- Уралмашзавод. Но не всё так просто. Как сообщил Дмитрий_М, в 1942 году маршрут был закрыт и восстановлен только в декабре 1949 года. Кроме того, как неоднократно писал Danny, есть заметка в «Уральском рабочем» за 2 октября 1953 года, где говорится об открытии 8 маршрута. Так что, видимо, в 1951-52 годах «восьмёрку» вновь закрывали, а в 1953 восстановили. > До 1950-х годов > по маршруту ходили вагоны Х (наверно, с прицепами М). Затем > стали появляться МТВ-82, одним из которых был вагон 143 1954 > года выпуска, Этот вагон мы видим на следующей фотографии того > года : http://etram.by.ru/photos/book/book8.jpg (с сайта > Максима). > А в 1964 году завершили строительство трамвайной линии по > Уралмашу (по ул. Победы-Кузнецова) и «восьмёрку» продлили до > новой конечной "Машиностроителей". Продолжали работать > МТВ-82. Один из них- 186 Причём сначала ходили одиночные вагоны, а где-то в конце 1960-х- начале 1970-х их заменили двухвагонные поезда > По 8 и 22 маршрутам до лета 1979 года > ходили исключительно 2- вагонные поезда из вагонов МТВ-82. > Некоторые из них мы можем видеть на фотографиях с сайта > Максима: > http://etram.by.ru/photos/hist/hist15.jpg - поезд из МТВ-82 > 8-го маршрута у гостиницы «Исеть» (начало или середина 1970-х) Это фотография 1977 года. Теоретически этот поезд мог быть и 13 маршрута, hiv писал, что на нём тоже были двухвагонные поезда из МТВ-82 (да мне и самому это смутно помнится). Но процентов на 80 это всё же «восьмёрка» > http://etram.by.ru/photos/hist/hist16.jpg – ещё один поезд из > МТВ-82 8-го или 22-го маршрута на кольце у «Исети» незадолго > до своего списания (1979 год). Бортовой номер первого вагона > 192. Ещё одна фотография поезда из МТВ-82 на 8 или 22 маршруте: http://www.1723.ru/read/il/sverdlovsk-1978/sverdlovsk-1978-14.jpg - остановка «Гост. «Исеть»», 1978 год > 9 > > 9- й маршрут появился в 1934, очевидно, когда > построили поворот с Ленина (с западной стороны) на 8 Марта. > Маршрут сначала ходил «ВИЗ- Щорса» Кольцо ВИЗ было на самой площади Субботников. Там трамваи разворачивались и сразу шли по Кирова. С Верх- Исетского бульвара- сразу на Ленина, наискосок. > В послевоенные годы маршрут > дважды продлевали: в 1948 до Мясокомбината (вместо 12-го), а в > 1949 до Вторчермета. По маршруту ходили вагоны Х (наверно, с > прицепами М). Но и здесь не всё так просто. Как сообщил Дмитрий_М, в 1942 году маршрут был закрыт. Восстановлен он был 25 октября 1948 года уже на трассе «ВИЗ- Мясокомбинат» А в 1949 действительно пошёл на Вторчермет. Где-то в 1959 году изменилась схема движения трамваев на пл. Коммунаров, а в 1960 была реконструкция кольца ВИЗ (от него трамваи стали ходить по Синяева- Левшинскому). История трамваев 6,7 и 9 (новые дополнения)
Н.Б. Груздев
20.08.2007 12:04
> 6
> > Кроме того, после 1959 года был закольцован > по Московской, Челюскинцев, Толмачёва, Свердлова и > Ленина. На карте > http://www.1723.ru/read/map/1965.jpg 1965 года как > мне кажется, маршрут показан именно в таком виде. Да, в таком (по часовой стрелке) > К 1969 году (это уже точно) «шестёрка» вновь была > укорочена до Кушвинской, а в центре города стала > ходить по новому кольцу- по Ленина, Луначарского, > Челюскинцев, Свердлова и Толмачёва (против часовой > стрелки). Точнее: так она стала ходить с марта 1967 года > А трасса «шестёрки» с 1982 года менялась лишь > незначительно, что выражалось в переносах путей на > ВИЗе (1985, 1987 и 2002 годы) и в Парковом районе > (2001). Ещё раз она незначительно изменилась в декабре 2006- вместо Кирова трамвай пошёл по Ибаррури > > 7 > > По маршруту «7 > Ключей- Эльмаш» 7 трамвай ходит и сейчас. Его > трасса претерпела с тех пор лишь небольшие > изменения, связанные с переносом путей на ВИЗе и в > Пионерском. Ещё одно изменение было в декабре 2006- вместо Кирова трамвай пошёл по Ибаррури > С 1980-го года работают только Т-3 (раньше > преобладали одиночные вагоны, сейчас- сцепки) В 2007 году в Северном депо впервые появились вагоны 71-403. Их пришло два- белые с "юбкой" и подоконной полосой. У одного вагона "юбка" и подоконная полоса были голубые (этот вагон получил номер 001), а у другого- розовые (а этот- 002) Оба вагоны весной 2007 года начали работать на "семёрке" > > 9 > > Наконец, в ноябре 2004 года возник новый 9 > маршрут: Керамический з-д- Куйбышева/Луначарского- > ЦПКиО, который пока работает, но только в часы > пик. Не знаю, как Вам, товарищи, но мне кажется, > что он тоже не приживётся. Да нет, всё-таки прижился. Re: История трамваев 5-9 и 22
NIKITA
20.08.2007 15:13
Я писал еще в http://forum.tr.ru/read.php?12,481080
Информация из архивных приказов ТТУ. История трамваев 6-8 и 22 (новые дополнения)
Н. Б. Груздев
07.09.2007 16:05
> 6
> По трассе «Автогараж- Кушвинская» 6 > маршрут ходил до начала 1970-х, затем (согласно > путеводителю «Свердловск» за 1975 год) был продлён > на Семь Ключей, а где-то в 1975 перенаправлен на > Машиностроителей. К 1972 году 6 маршрут уже ходил на 7 Ключей, так было и в 1975 А в 1976 уже на Машиностроителей > 7 > По трассе «ВИЗ- Втузгородок» 7 трамвай ходил до 1950 года. Кроме того, с > ноября 1949 по октябрь 1950 года существовала изолированная линия вдоль ВИЗа > от реки Исеть в сторону железной дороги (до Кушвинской), маршрут, работавший > на ней не имел номера. А в октябре 1950 года был открыт новый мост через > Исеть и линию соединили (по Ибаррури) с общегородской сетью и 7 маршрут был > перенаправлен на неё вместо ВИЗа, т.е. стал ходить «Втузгородок- Кушвинская». Всё-таки у маршрута "Модельщиков (р. Исеть)- Кушвинская" номер был - 13 А > 8 и 22 > > В 1971 году появился маршрут 22, повторяющий > трассу «восьмёрки» от Машиностроителей до УПИ, а > затем следующий обратно по Гагарина и Уральской. Точнее это было 30 марта 1971 года. Есть данные, что и "восьмёрка" в том году в одну сторону непродолжительное время ходила по Уральской навстречу 22-му (в другую- через гост. "Исеть", как обычно), но такая трасса не прижилась и вскоре 8 маршрут снова вернулся на свою прежнюю трассу. Re: История трамваев 5-9 и 22
danny
09.09.2007 14:57
Нууу! Совсем можно запутаться с линией по Уральской! Так, а откуда такие точные данные? 8 и 22 пустили именно 30 марта? а 23 - 1 июня? а 16 именно 3 ноября?? а 20 аж в 1974? Но погодите, справочник 1972 года - двадцатка как указана? И что тогда музей ЕТТУ - 1971- открыта новая линия по Уральской, по ней курсируют 16,20, открыты 22,23! А тут получается что по Уральской, вначале пошли всего лишь 8 и 22? или ещё 6? а потом подбавили 23, а через полгода 16? в 1973 - 26, в 1974 - 20? Или все-таки как писал по приказам Никита - вначале пустили 6,8,21,22 ?
и линию на Сортировке открыли именно 1 мая 1949?
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]