ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
История трамваев 3, 4 и 21
Gruzdev N.B.  06.05.2005 10:43

3 и 21

Маршрут 3 был открыт 7 ноября 1930 года, когда ввели в эксплуатацию линию по Ленина и Луначарского до площади М. Горького (сейчас- пл. Обороны). «Тройка» пошла тогда по трассе «ВИЗ- Кирова- Верх-Исетский бульвар- Ленина- Луначарского- пл. М. Горького. В 1934 маршрут был продлён вместе с линией до Ленинской фабрики (ныне- конечная ЦПКиО); обратно ходил по Инструментальщиков. По маршруту «ВИЗ-ЦПКиО», как мне рассказывали, «тройка» ходила ещё в 1950-е годы. Работали вагоны Х (наверняка с прицепами М). Но после открытия в 1959 году трамвайного движения через мост по Челюскинцев 3 маршрут был закольцован в центре города и стал ходить «ЦПКиО- Оперный театр- Толмачёва- ДК железнодорожников- Московская- Оперный театр- ЦПКиО» На карте http://www.1723.ru/read/map/1965.jpg как мне кажется, маршрут показан именно в таком виде. Но точно разобрать трудно, качество плохое. Danny, попытайтесь по справочникам уточнить, как именно ходила «тройка» в те годы !
Но я всё же думаю, что ходила она именно так. Тем более, что на сайте Максима есть фотография: http://etram.by.ru/photos/hist/hist28.jpg
в подписи к которой сказано, что изображённый на ней вагон Т-2 номер 309 следует по КОЛЬЦЕВОМУ
3-му маршруту. А сделана фотография в начале 1960-х, поскольку попавший на неё деревянный 2-этажный дом был снесён примерно в те годы и уже в 1964 на его месте было построено нынешнее здание, где размещается магазин «Спорт». В указанном виде маршрут приведён и в справочнике «Улицы Свердловска» 1969 года.
В 1969 году у «тройки» появился близнец- маршрут 21, который пошёл ей навстречу («ЦПКиО- Оперный театр- Московская- ДК железнодорожников- Толмачёва- Оперный театр- ЦПКиО»). По такой трассе маршруты ходили до начала 1979 года Потом вместо Толмачёва и Свердлова были направлены по Луначарского. В 1960-е и 1-й половине 1970-х по 3-му маршруту, а с 1969 года и по 21-му ходили вагоны
Т-2 (одним из них, как мы убедились, был 309, работавший в 1960-е на «тройке». Этот вагон, как и все Т-2 1958 года выпуска, имел заделанную среднюю дверь). Работали они на этих маршрутах, видимо, до 1975 года (это был год массового списания вагонов Т-2). А во 2-й половине 1970-х по обоим маршрутам ходили только узкономерные Т-3 1960-х годов выпуска, а с начала 1980-го года стали появляться вагоны Т-3 с квадратным маршрутным указателем. Одним из узкономерных Т-3, работавших на «тройке» до конца 1980-го был 411.
В конце 1980-го была открыта линия «Волгоградская- ВИЗ» и 3 и 21 маршруты стали ходить через Волгоградскую, как сейчас. Тогда же маршруты были временно укорочены до площади Обороны. После этого по 3 и 21 маршрутам сначала ходили двухдверные вагоны (в основном с квадратными указателями маршрута, но были и узкономерные). А потом (где- то в середине 1981 года), как в своё время писал Shcurick, на них поступила большая партия трёхдверных вагонов и именно они стали на обоих маршрутах преобладать. Двухдверные вагоны с квадратными указателями маршрута тогда даже перестали на них появляться, а узкономерные остались. По 21 маршруту узкономерники ходили примерно до 1985 года, а с тройки изчезли раньше. Потом снова стали появляться и двухдверки с квадратными указателями маршрута. Напомню, что писали мы с Shcurickом о ПС 3 и 21 маршрутов в 1980-е:

>Из трёхдверных вагонов, появившихся на 21-м в 1980-е я помню 336, >а из старых вагонов, ходивших по 21 маршруту через Волгоградскую, - >381 и 411 (оба с длинным узким маршрутным указателем).

>Кстати, про вагон 411 я ещё помню вот что. В 1979-1980 годах, пока >не открыли линию "Волгоградская- ВИЗ" он работал на 3 маршруте, >ходившем в то время по трассе "ЦПКиО- гост. "Исеть"- Вокзал- >Московская- Оперный театр- ЦПКиО". Потом, когда линию с >Волгоградской на ВИЗ открыли, чаще других появлялся на 21-м , хотя >иногда его ставили и на 3-й, и на 19-й (тогда ходивший на >Машиностроителей от ВИЗа), да по- моему и на 1-й. Списали вагон >где- то в середине 1980-х
>>Еще из двухдверок на 21-м - 432 и 435 (оба с узкими маршрутными >>указателями) и 528, впоследствие 640 (был разбит в аварии и >>списан).
>>На моей памяти было появление на 3-м и 21-м маршрутах большой >>партии новых вагонов в 1981 году (579-590). Из них на 21-м >>постоянно ходили - 580 (ныне 691), 581 (ныне 692), 582 (ныне 698), >>584 (ныне 697), 586 (ныне 696), 587 (ныне 695 - успел проходить >>недолго, попал в тяжелую аварию, после которой передняя часть >>вагона до уровня 3-го окна была срезана и заменена на >>аналогичную часть от старого вагона с узким маршрутным >>указателем, после этого вагон видимо впал в немилость, в основном >>стоял в резерве и на 21-м появлялся эпизодически). 336, он же 712, >>ныне имеет номер 621.
>>На 3-м маршруте постоянно ходили следующие из них: 579 (ныне >>694), 583 (ныне 699), 585 (700, ныне 600), 588 (ныне 690), 589 (ныне >>693), 590 (остался в Южном депо). Все вагоны, кроме 590, ходили по >>3-му маршруту вплоть до момента передачи ее в Западное депо. >>590 вскоре с тройки исчез и пошел гулять по маршрутам, >>отметившись в том числе и на 1-м.

В 1982 году линия в ЦПКиО снова заработала и маршруты снова стали ходить до парка культуры, на обратном пути следуя мимо УОМЗа.
В 1989 году на маршрутах появились вагоны Т6В5: 758 (на 3-м) и 759 (на 21-м). Потом их сцепили вместе; поезд 758+759 ходил по 3-му ещё в середине 1990-х, потом он с «тройки» исчез. В 1995 году маршруты перестали быть кольцевыми и стали разворачиваться на Волгоградской. 3-й ходил «ЦПКиО- Волгоградская» через Вокзал и ВИЗ, а 21-й- кратчайшим путём через Радищева. Но в 2001 снова стали ходить по большому кольцу «ЦПКиО- Вокзал- ВИЗ- Волгоградская- ЦПКиО» навстречу друг другу, как раньше. В том же году была изменена схема их движения в Парковом микрорайоне в связи с пристройкой второго пути на Мичурина и снятием линии мимо УОМЗа. И ещё в том же году на маршрутах появились вагоны «Спектр» 402-й модели. Из «Спектров» на 3-м сейчас работают 801, 806, 808, 809 и 814 (раньше работали ещё 802 и 815), а на 21-м- 802, 803, 807, 812 и 813 (раньше были ещё 814 и 815).На 21-м сейчас работает и Т6В5 номер 758 .

4

Маршрут 4 тоже был открыт 7 ноября 1930 года, когда ввели в эксплуатацию линию по Ленина и Луначарского до площади М. Горького (сейчас- пл. Обороны). Изначально «четвёрка» ходила «Пл. Горсовета (в районе Южного депо)- 8 Марта- Ленина- Луначарского- Пл. М. Горького». Но уже 14 ноября следующего, 1931 года открылась ещё одна новая линия- во Втузгородок, и 4-й маршрут перенаправили туда (по Ленина, Кузбасской (сейчас- Гагарина) и Малышева (кольцо было на углу с Комсомольской)). В 1934 году маршрут был продлён по 8 Марта от пл. Горсовета до ул. Щорса, куда перенесли разворотное кольцо. По маршруту «Щорса- Втузгородок» «четвёрка» ходила до 1957 года, после чего её ещё продлили по 8 Марта- до Южной. Все эти годы по маршруту ходили вагоны Х с прицепами М, встречались и трёхвагонные поезда Х+М+ПВ.
А в 1958 году открылась новая линия во Втузгородке- по Кузбасской и Берёзовскому тракту (сейчас- Блюхера) до конечной ст. «Шарташ» и 4 маршрут был перенаправлен туда. В том же году в Свердловск поступили первые вагоны Т-2, и , как я слышал от родственников, они сразу же стали работать на «четвёрке». В 1964 на маршруте появились и первые узкономерные Т-3, в конце 1960-х – сочленённые
К-2, а потом и Т-3 с квадратными указателями маршрута. В 1970-е и 1980-е годы преобладали последние, причём обычно в двухвагонных сцепках. В конце 1970-х- начале 1980-х были и трёхвагонные поезда из таких вагонов (557-558-559 ; 560-561-562). До какого года на 4-м маршруте работали вагоны Т-2, сказать точно не могу, но наверно до середины 1970-х. В своей сознательной жизни (начавшейся примерно в 1976) я их на нём не помню. А вот про К-2 могу сказать определённо: они работали на «четвёрке» до 1980 года; одним из них был 815 (его мы видим на фотографии
http://e-tram.narod.ru/tramcars/K2/OF7F393.jpg с сайта Евгения).
Ну а узкономерные Т-3 работали на маршруте до середины 1980-х.
По трассе «Южная- пл.1905 года– УПИ- Шарташ» 4-й маршрут ходил до ноября 1986 года, а затем был направлен через Куйбышева/ Луначарского, приобретя современный вид (Тогда сняли линию с 8 Марта от Радищева до площади 1905 года). В конце 1988- начале 1989 года на маршруте появились вагоны Т6В5 («четвёрка» стала вторым маршрутом после 27-го, где они появились; в 1989 году на 4-м я видел первую в Свердловске сцепку из таких вагонов (потом её с маршрута сняли)).

Re: История трамваев 3, 4 и 21
Schurick  06.05.2005 12:05

Gruzdev N.B. писал(а):
> В 1989 году на маршрутах появились вагоны Т6В5: 758 (на 3-м) и
> 759 (на 21-м). Потом их сцепили вместе; поезд 758+759 ходил по
> 3-му ещё в середине 1990-х, потом он с «тройки» исчез.

Тут Вы немного ошибаетесь. В 1989 году появились вагоны 746 и 747. 746 ходил по тройке, 747 - по 21-му. Кстати, вагон 746 сам по себе достаточно интересен. Мало того, что он по ряду признаков отличался от остальной партии вагонов 740...747 (как минимум по окраске дверных коробов, плюс к тому, насколько я помню, он и заводской номер имеет, выпадающий из этого диапазона), он похоже еще по пути в Екатеринбург попал в какую-то передрягу. Во всяком случае, кабина его была похоже разграблена, в частности, полностью отсутствовал или был сильно поврежден оригинальный пульт водителя. Вместо него была вставлена панель из текстолита с отверстиями под кнопки и приборы, на которой белой краской от руки были нанесены подписи к органам управления. Позже эти вагоны были сцеплены в систему 747-746 (в таком порядке видимо как раз-таки из-за плачевного состояния вагона 746) и ушли на 1-й маршрут.

Вагоны же 758 и 759 появились намного позже, где-то в конце 1992 - начале 1993, в составе большой партии б/ушных вагонов из Уфы. 758 изначально ходил по 3-му маршруту, позднее, когда на 3-й и 21-й маршруты стали ставить новые СПЕКТРы, он был переведен на 21-й, где и ходит по сей день.

А вот ходил ли на 3-м или 21-м маршруте вагон 759, я если честно не помню. Если и ходил, то недолго. И в виде системы я их также никогда не видел.

Т6В5 на 3 и 21
Gruzdev N.B.  06.05.2005 13:22

Кстати, верно. Спасибо за поправку. Я сам вспомнил, что в 1989 по 3 и 21 маршрутам действительно ходили 746 и 747 соответственно. Потом поезд из этих вагонов (747+746 ) ходил по 1-му. Но на 3-м в середине 1990-х действительно была сцепка из двух Т6В5. Вы не помните номера вагонов той сцепки ? По- моему, это всё-таки были 758 +759.
Хотя возможно, что сцепка 747+746 какое-то время ходила и по 3-му.

Re: История трамваев 3, 4 и 21
danny  06.05.2005 15:11

"Тройка"- В перечне маршрутов на 1956 -ВИЗ- Лен.фабрика, а на 1957- Лен.фабр.- Упр.дороги. Дело в том, что с 1955 и 3 и 10 ходили Ленинск.фабр.- ВИЗ (тока 3-по Ленина, а 10- по Куйбышева), это недоразумение решили подправить и 3 перевели с 1957 на упр. дороги, она стала там разворачиваться вместе с 1 и 6. С 1959- она всегда ходила по указанному Вами кольцу.
"четверка" на Шарташ пошла не просто в 1958, а к 41-й годовщине Октября 7 ноября 1958г.-в праздничный день!
Хорошо ведь, если мы будем уточнять не просто год, а ещё и день пуска линии?
Напишите в следующий раз сразу до 10 маршрута (а то так засорим заголовками форум :-)))- за одно разгадаем сразу две загадки- одни из последних- про "шестерку" и "десятку" в 40-е -50-е годы, "десятка" как мираж гуляла то на Уралмаш, то на Щорса, то на ВИЗ...

Дополнение
Gruzdev N.B.  27.06.2005 09:37


> 3 и 21
>

> Из «Спектров» на 3-м сейчас работают
> 801, 806, 808, 809 и 814 (раньше работали ещё 802 и 815), а на
> 21-м- 802, 803, 807, 812 и 813 (раньше были ещё 814 и 815).На
> 21-м сейчас работает и Т6В5 номер 758 .
>
В июне 2005 года на "тройке" вновь появился 815

Новые вагоны на 3 и 21
Gruzdev N.B.  26.02.2006 13:55

> 3 и 21
>
> И ещё в 2001 году на маршрутах появились вагоны
> «Спектр» 402-й модели. Из «Спектров» на 3-м сейчас работают
> 801, 806, 808, 809 и 814 (раньше работали ещё 802 и 815), а на
> 21-м- 802, 803, 807, 812 и 813 (раньше были ещё 814 и 815).На
> 21-м сейчас работает и Т6В5 номер 758 .
> В июне 2005 года на "тройке" вновь появился 815

Однако 815 быстро вернулся на 32 маршрут

В январе 2006 года на обоих маршрутах впервые появились "Спектры" 403-й модели: на 21-м 821 (бывший московский 3004), а на "тройке" -
824. На "тройке" ,кроме того, появился и новый вагон 402-й модели- ярко-зелёный 823 с оранжевыми поручнями в салоне.
Вагон 803 тогда же был переведён с 21 маршрута на 3

А в феврале на 21 маршруте появился ещё один вагон 403-й модели- 822 (сначала его хотели поставить на "тройку")

Re: Новые вагоны на 3 и 21
Schurick  26.02.2006 16:47

Gruzdev N.B. писал(а):

> Вагон 803 тогда же был переведён с 21 маршрута на 3

И примерно тогда же с тройки на 21-й маршрут перевели вагон 808

История трамваев 3, 4 и 21 (новые дополнения)
Груздев Н.Б.  01.06.2006 14:10

> 3 и 21
>
> Маршрут 3 был открыт 7 ноября 1930 года, когда ввели в
> эксплуатацию линию по Ленина и Луначарского до площади М.
> Горького (сейчас- пл. Обороны). «Тройка» пошла тогда по трассе
> «ВИЗ- Кирова- Верх-Исетский бульвар- Ленина- Луначарского- пл.
> М. Горького. В 1934 маршрут был продлён вместе с линией до
> Ленинской фабрики (ныне- конечная ЦПКиО); обратно ходил по
> Инструментальщиков. По маршруту «ВИЗ-ЦПКиО», как мне
> рассказывали, «тройка» ходила ещё в 1950-е годы. Работали
> вагоны Х (наверняка с прицепами М).

Отмечу, что кольцо ВИЗ , в те годы, когда там разворачивалась «тройка», было в центре площади Субботников, оттуда трамваи ходили сразу по Кирова. Кроме того, с Верх- Исетского бульвара трамваи сразу наискосок выезжали на Ленина.

> "Тройка"- В перечне маршрутов на 1956 -ВИЗ- Лен.фабрика, а на
> 1957- Лен.фабр.- Упр.дороги.
> Но после открытия в 1959
> году трамвайного движения через мост по Челюскинцев 3 маршрут
> был закольцован в центре города и стал ходить «ЦПКиО- Оперный
> театр- Толмачёва- ДК железнодорожников- Московская- Оперный
> театр- ЦПКиО»

> на сайте Максима есть фотография:
> http://etram.by.ru/photos/hist/hist28.jpg
> в подписи к которой сказано, что изображённый на ней вагон Т-2
> номер 309 следует по КОЛЬЦЕВОМУ 3-му маршруту.

> В 1960-е
> и 1-й половине 1970-х по 3-му маршруту, а с 1969 года и по
> 21-му ходили вагоны
> Т-2 (одним из них, как мы убедились, был 309, работавший в
> 1960-е на «тройке». Этот вагон, как и все Т-2 1958 года
> выпуска, имел заделанную среднюю дверь). Работали они на этих
> маршрутах, видимо, до 1975 года (это был год массового списания
> вагонов Т-2).

Ещё одна фотография вагона Т-2 на «тройке» (ул. Свердлова, 1960-е):
http://etram.by.ru/photos/hist/hist40.jpg

А здесь есть фотография Т-2 на 21 маршруте (на Толмачёва перед поворотом на Ленина):
http://www.1723.ru/read/books/berd-76/b-1976-9.htm

>
> 4

> А 7 ноября 1958 года открылась новая линия во Втузгородке- по
> Кузбасской и Берёзовскому тракту (сейчас- Блюхера) до конечной
> ст. «Шарташ» и 4 маршрут был перенаправлен туда. В том же году
> в Свердловск поступили первые вагоны Т-2, и , как я слышал от
> родственников, они сразу же стали работать на «четвёрке».
Весьма правдоподобно. Тем более, что Ушелец подтвердил мне, что вагоны Т-2, выпущенные в конце 1950-х, т.е. те, что имели заделанную среднюю дверь, на «четвёрке» действительно встречались.

> В 1964 на маршруте появились и первые узкономерные Т-3

Наличия на «четвёрке таких вагонов в 1960-е Ушелец нам не подтвердил, хотя это не значит, что их тогда на ней не было. Скорее всего, всё-таки были.

> в конце 1960-х – сочленённые К-2,
Это Ушелец подтвердил. И вероятно, они стали ходить по 4 маршруту сразу с 1967 года, когда впервые появились в городе.

> А вот про К-2 могу сказать определённо: они
> работали на «четвёрке» до 1980 года; одним из них был 815 (его
> мы видим на фотографии
> http://e-tram.narod.ru/tramcars/K2/OF7F393.jpg с сайта Евгения.

Re: Новые вагоны на 3 и 21
Груздев Н.Б.  01.06.2006 14:13


>
> > Вагон 803 тогда же был переведён с 21 маршрута на 3
>
> И примерно тогда же с тройки на 21-й маршрут перевели вагон 808

А вскоре по "тройке" стал ходить вагон Т6В5 номер 769

История трамваев 3, 3(кр.) и 21, новые дополнения
Н.Б. Груздев  20.08.2007 11:46

> 3 и 21
>
> В 1969 году у «тройки» появился близнец- маршрут
> 21, который пошёл ей навстречу («ЦПКиО- Оперный
> театр- Московская- ДК железнодорожников-
> Толмачёва- Оперный театр- ЦПКиО»).

Как выяснилось, этот маршрут-близнец "тройки" появился гораздо раньше- в марте 1967 года, только сначала он имел номер "3 красный" , а в 1969 году стал 21-м

> По такой трассе
> маршруты ходили до начала 1979 года Потом вместо
> Толмачёва и Свердлова были направлены по
> Луначарского.

Однако есть такой момент (раньше я о нём не писал). Где-то ранней осенью 1979 года на табличке остановки "Вайнера" (на площади 1905 года) в сторону Московской 21- го маршрута не было, но мимо гостиницы "Исеть" (в сторону ЦПКиО)
21 ходил. Так что возможно, что его трасса тогда (осенью 1979 года) была иная
Но "тройка" через площадь (в сторону Оперного) ходила.
Но к концу года там снова стал ходить и 21

> Но в 2001 снова
> стали ходить по большому кольцу «ЦПКиО- Вокзал-
> ВИЗ- Волгоградская- ЦПКиО» навстречу друг другу,
> как раньше. В том же году была изменена схема их
> движения в Парковом микрорайоне в связи с
> пристройкой второго пути на Мичурина и снятием
> линии мимо УОМЗа.
А в декабре 2006 года была изменена схема их
движения в районе ВИЗа: вместо Кирова они пошли по Ибаррури

Re: История трамваев 3, 4 и 21
Vovishe  21.08.2007 18:03

>В 1982 году линия в ЦПКиО снова заработала

А с чем было связано закрытие движения к ЦПКиО в 1980-1982 гг?

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]