ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Воспоминания. Трамвайная линия Волгоградская-Викулова.
Schurick  28.01.2005 21:09

Сразу оговорюсь, воспоминания мои хотя и касаются практически всего периода существования этой линии с момента постройки, но тем не менее разрознены и отрывочны. Так что в очередной раз надеюсь на уточнения и дополнения.

Так уж получилось, что мое семейство поселилось на улице Викулова в декабре 1979 года. Мне правда тогда было всего года два, так что постройку линии я помню достаточно смутно. Зато имеется единственное фото, сделанное весной 1980 года - касается оно самого наверно интересного места этой линии, так называемого "ущелья", распологающегося как раз напротив торца "китайской стены" (Татищева, 77) у нынешнего компьютерного центра "Верх-Исетский", а в те времена - только что открывшейся "Диетической столовой".



Если кто плохо представляет себе что же было на этом месте, то напомню. Улица Викулова в те времена представляла собой узенькую грунтовку вдоль недавно построенных девятиэтажных домой (Викулова, 33, 35, 37), причем до Татищева со стороны Крауля эта грунтовка не доходила, заканчиваясь на уровне улицы Венгерских коммунаров. Дальнейшему пути мешала внушительных размеров каменная гора между Венгерских коммунаров и Татищева. Именно в этой горе и было прорублено упомянутое "ущелье" (изначально гору почему-то не срыли целиком, видимо торопясь со сроками пуска трамвайной линии и остатки горы сносили еще почти два года - об этом чуть позже). Высота остатков горы по обе стороны от линии была таковой, что трамвай там скрывался практически до уровня середины окон. И именно это место в ходе пробивки ущелья и запечатлено на фото (кстати, карапуз, стоящий в ковше экскаватора - это ваш покорный слуга в возрасте 2,5 лет)



Но так или иначе в 1980 году линия была пущена. Изначально по ней пошли два маршрута - 3 и 21, точно в том же виде, как и сейчас.

Прошла пара лет. За это время были срыты остатки горы. На том, как это происходило, стоит остановиться отдельно. Гору в прямом смысле взрывали. Бурились скважины, внутрь закладывалась взрывчатка, провод с красной кнопкой на конце пробрасывался до дома Викулова, 33, под нижними балконами которого и прятался взрывник, поверх места взрыва ставилась тяжеленная конструкция из толстых труб и нескольких слоев металлической сетки, народ от места взрыва разгоняли, дожидались окна в движении трамваев, и подрывали заряд. Происходил большой бум, сетка взлетала на несколько метров в воздух, через дыры в ней взмывали вверх отдельные булыжники, потом пыль улегалась и все затихало. Начиналась подготовка к следующему взрыву.

После сноса остатков горы наблюдалось еще одно интересное явление, которое просуществовало всего несколько месяцев и которого больше я никогда и нигде не видел - обед водителей в упоминавшейся выше "Диетической столовой". Происходило это так - очередной трамвай останавливался напротив столовой (остановки там, кстати, никогда не было), открывал двери, и водитель уходил обедать. Проходило минут 15, сзади подходил следующий трамвай, водитель первого к тому времени обед заканчивал, садился в вагон и уезжал, а вновь подошедший трамвай занимал его место.

Где-то году в 1983-1984 по Викулова до ВИЗа был продлен маршрут № 1.

Примерно в то же время, после того, как линия была доведена до ума, трамвайные пути было решено заасфальтировать (напомню, Викулова по прежнему оставалась грунтовкой вдоль домов). Это была самая большая глупость, которую только можно было придумать. Водители автотранспорта быстро облюбовали удобный путь от Крауля до Викулова и начали носиться по рельсам. Причем легкового транспорта тогда было немного, а носились в-основном КамАЗы, КрАЗы и трактора. Ехать в трамвае порой бывало страшновато, когда в нескольких сантиметрах от него проносился встречный КрАЗ. Не обходилось и без ДТП. На моей памяти есть как минимум один случай, когда трактор Беларусь практически в лобовую столкнулся с вагоном 476 1-го маршрута.

Где-то к 1985 году пространство вокруг трамвайных путей наконец было выровнено и началось строительство асфальтовой дороги по Викулова от Крауля до Татищева. В это же время начался довольно крупный ремонт этого участка линии с закрытием трамвайного движения более чем на месяц. Подсыпался щебень, рельсовое полотно выравнивалось. Именно тогда мне довелось воочию и вблизи понаблюдать работу жутковатого агрегата под названием "шпалоподбивочная машина". Честно говоря, впечатляло, особенно звуковой эффект при одновременной работе пары дюжин отбойных молотков. После всего этого линия приобрела тот вид, который имеет сейчас и с тех пор толком даже не ремонтировалась.

К сожалению, в таких подробностях я могу рассказать только про этот маленький участок линии. Про всю остальную ее часть - много меньше. Но все же.

Первое, на чем хотелось бы остановиться - изначально на этой линии не было двух остановок, которые существуют сейчас - это Металлургов и Серафимы Дерябиной. Первой была введена остановка С. Дерябиной (год к сожалению не вспомню, где в районе 1984-1986). Причем спустя год она была на какое-то время снова отменена по соображением безопасности, когда началось строительство высотки у моста. Порой наблюдалась забавная картина - пассажиры, которым надо было там выйти, просили водителя остановиться, и он вопреки правилам и здравому смыслу останавливался и выпускал там пассажиров. Вскоре остановку вернули на место. Металлургов появилась много позже, уже в 90-е годы.

Второе, что заслуживает внимания - на участке между нынешними остановками Викулова и Металлургов, существовало гиблое место - участок длиной метров 20 после даже не очень сильных дождей заполнялся водой, глубина лужи местами была сантиметров 20, после чего естественно движение вставало наглухо на несколько часов. Это проблему исправили одновременно с ремонтом участка Викулова-Татищева.

Третье, маршруты, ходившие по этой линии менялись несколько раз. Началось это (не считая запуска 1-го маршрута в начале 80-х) с открытием Западного депо. Вначале сюда был пущен 9-й маршрут, потом (в январе 1993) - 26-й. Затем было перестроено кольцо Волгоградская и 3-й с 21-м стали оборачиваться там, вследствие чего по Викулова стала ходить только тройка в обоих направлениях. Тогда же до Волгоградской был продлен с ВИЗа 19-й маршрут. 3-й и 21-й вернули в нормальное состояние много позже, одновременно с возвращением 26-го на Волгоградскую.

Когда по 26-му еще ходили тройники, плюс к этому вместе с 26-м 1-й также оборачивался на Волгоградской, порой складывалась такая ситуация, что кольцо было забито настолько, что очередной подошедший тройник оставлял свой хвост на стрелке, блокируя движение 21-му, которому приходилось минут 5 стоять и ждать пока освободится проезд.

Ну и еще по мелочам:

Остановка Татищева раньше раньше располагалась перед самой стрелкой, ее сдвинули на десяток метров назад, когда достроили асфальтовую дорогу по Викулова. Остановка Викулова года этак до 1984 носила названием Крауля. Несколько раз двигали с места на место остановку Плотников, когда шло строительство домов вдоль трамвайной линии.

Вот наверно и все, что пока удалось вспомнить. Надеюсь, что и еще что-нибудь всплывет в памяти :-)

Re: Воспоминания. Трамвайная линия Волгоградская-Викулова.
danny  29.01.2005 02:44

Оччень интересно!! Так когда же ТОЧНО пустили эту линию? В декабре 1980? Протяженность линии 7,6 км
Я добавлю что мы как-то шли на мемориал и в районе ост. Плотников уже лежали шпалы и рельсы, это было примерно в сентябре 1980. Прокатились мы по линии в январе 1981, трамваи ходили очень редко и были очень полные, хотя и не битком. Причем после моста над ул.Металлургов трамвай въезжал в деревню и шел по тихим улочкам- до Серафимы шел сплошь частный одноэтажный деревянный сектор! И только в конце 1987г. началась застройка по ул.Репина.
Дома на Викулова 33 35 37 были построены не недавно, а гораздо раньше, а именно в 1971г., а вот на противоположной стороне 9-16-эт. дома были сданы в 1988-89.
Маршрут 1 продлили до ВИЗа в конце 1982. Девятка пошла здесь в 1988, а в январе 1992 её совсем закрыли.
Западное депо введено в 1989.
С апреля 1995г. введено реконструированное кольцо на Волгоградской - перестали быть кольцевыми 3 и 21 маршруты трамвая. 19-й продлили на Волгоградскую не сразу, а в начале октября 1995г.!
И ещё- многие горожане лет 15 просили ввести "Металлургов" но им отвечали "нельзя- слишком большой уклон" а потом взяли да и ввели в конце 1996г. (хотя уклон никуда не делся:))
С лета 2002г. 3-й и 21-й трамваи вновь стали ходить по большому кольцу (ВИЗ-вокзал-ЦПКиО).

Re: Воспоминания. Трамвайная линия Волгоградская-Викулова.
Schurick  29.01.2005 11:20

danny, огромное спасибо за дополнения. Особенно за даты. Вот с ними у меня всегда были проблемы. Поэтому точную дату пуска линии тоже сказать не смогу.

Насчет девятки, кстати да! У меня вот было смутное подозрение, что появилась она здесь еще до открытия Западного депо, но окончательной уверенности не было. Значит действительно так :-)

Re: Воспоминания. Трамвайная линия Волгоградская-Викулова.
Груздев Н.Б.  31.01.2005 12:16

danny писал(а):

> Оччень интересно!! Так когда же ТОЧНО пустили эту линию? В
> декабре 1980?

Да, именно так. Было это перед самым Новым годом (1981) . Сначала
по 3 и 21 маршрутам ходили двухдверные вагоны (в основном с квадратными указателями маршрута, но были и узкономерные) (напомню, что до декабря 1980 года, когда маршруты ходили
"ЦПКиО- Управление дороги" (по Ленина) на них преобладали узкономерники). А потом (где- то в середине 1981 года), как в своё время писал Shcurick, на них поступила большая партия трёхдверных вагонов и именно они стали на обоих маршрутах преобладать. Двухдверные вагоны с квадратными указателями маршрута тогда даже перестали на них появляться, а узкономерные остались. По 21 маршруту, как я уже писал, узкономерники ходили примерно до 1985 года, а с тройки изчезли раньше.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]