ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick  27.11.2004 21:08

Давным давно еще в старом форуме всплывала такая тема, однако тогда подробности толком никто не выяснял, ограничились просто воспоминаниями об этом явлении как таковом. Сейчас все-таки есть желание поговорить об этом поподробнее, поскольку тема интересная, а информация о ней разрозненная и противоречивая.

И так, как известно в конце 70-х - начале 80-х в Свердловске активно использовались составы из трех вагонов Т-3, работавших по СМЕ от одного пантографа, поднятого на втором вагоне.

По официальным данным таких поездов было 12. По 6 в каждом депо. Опять же по этим официальным данным, эксплуатация тройников началась в 1976 году. Больше никакой официальной информации нет.

Теперь то, что помню лично я. В 1976 году меня еще на свете не было, но 1982 год я помню уже достаточно неплохо. Мне довелось видеть живьем и покататься на нескольких таких составах. Доподлинно известно существование следующих поездов:

Северное депо:
- 095-096-097 (эксплуатировался на 26-м маршруте)
- 113-114-115 (2-й маршрут)
- 195-196-197 (26)
- 198-199-200 (26)
- 244-245-246 (26)
- 247-248-249 (26)

Южное депо:
- 528-529-530, позднее 529-528-530 (18-й маршрут - живьем не видел, но есть фото на сайте Евгения Кузнецова)
- 557-558-559 (4-й маршрут)
- 560-561-562 (4)

Кроме того по ряду косвенных признаков можно предположить существование трех оставшихся составов. Это:
- 525-526-527 (на это указывает сохранившийся на вагоне 527 разъем для подключения высоковольтного кабеля на "скворечнике")
- 098-099-100 (по-моему я его даже видел, причем тоже на 26-м, но до конца не уверен, поэтому точно утверждать не буду)
- 116-117-118 (на существование двух последних составов указывает существующая и поныне сплотка 116-098, возникшая как раз в период расцепления тройников)

Итого имеем те самые 12 тройников. Но тут начинаются нестыковки:

Нестыковка № 1. По официальным данным в каждом депо было по 6 составов. У нас получается 8/4

Нестыковка № 2. По официальным данным эксплуатация тройников началась в 1976 году. Ни одного из перечисленных вагонов в то время еще в природе не существовало. Самые старые из них - 095 и 525 - были выпущены только в 1977 году. Ошибочные данные? Или были и другие тройники?

Нестыковка № 3. На сайте Максима Федосеева есть вот такое фото - http://www.etram.by.ru/photos/hist/hist18.jpg - в подписи к нему указано, что это - открытка 1978 года. На снимке - тройник из трехдверных Т-3. Но в 1978 году трехдверных вагонов было всего ничего - 531-545 и 123-162. И ни один из них по нашим данным не входил в состав трехвагонных поездов. Что это? Ошибка в подписи к фотографии? Или было что-то еще?

Посему просьба к тем, кто хоть что-то помнит с тех времен - попытайтесь вспомнить номера вагонов тройников, которые вы видели и на каких маршрутах они ходили. Да и не только это, вообще интересует все, что с ними было связано.

Сообщение изменено (27-11-04 21:09)

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
hiv  27.11.2004 21:58

Первый "тройник" появился на 14-м маршруте, примерно в конце 70-х. Номер его 473-474-440. Это я помню точно, ибо тогда активно интересовался трамваем. Тогда это была сенсация! Писали газеты. Я на этом "тройнике" специально катался. Загружен он был до отказа. При выезде с Эльмаша даже двери не закрывались. Во время его движения часто "вырубались" питающие фидера, особенно в районе Вторчермета.

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick  27.11.2004 22:08

hiv писал(а):

> Первый "тройник" появился на 14-м маршруте, примерно в конце
> 70-х. Номер его 473-474-440.

Так. Вот и первый ответ. Скорее всего это именно в 1976 году и было. Вопрос теперь в том, сколько времени конкретно этот тройник просуществовал. Вагон 440 я хорошо помню в середине 80-х, где-то году в 1983-1984 он появился на 1-м маршруте. Вот где он был до этого - проходил ли все это время в составе вышеописанного тройника и был отцеплен от него в период массового расцепления, или этот тройник расцепили раньше...

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
hiv  27.11.2004 22:36

Сколько точно проходил этот поезд сейчас не помню. В то время в Свердловск много новых вагонов поступало, и тройники делали из них. А 473-474-440 была первая проба и были они в то время уже далеко не новые, особенно 440.

OFF: Игорь, вы ещё в командировке? (-)

0

Сегодня дома, в понедельник снова уеду ( - ) (-)
hiv  27.11.2004 22:44

0

Может, пока не уехали, ответите в чём бесперспективность КТМ-19 (-)

0

Re: Тройники из Т-3.
Груздев Н.Б.  30.11.2004 09:34

Я помню, что на 26 маршруте (на кольце "Волгоградская") впервые видел трёхдверные вагоны как раз в составе трёхвагонного поезда
(номеров вагонов я к сожалению не запомнил). Но это явно было в 1978 году. Если память мне не изменяет, это вообще были первые увиденные мной трёхдверные вагоны. Так что , безусловно, были ещё тройники, кроме перечисленных.
Кстати, если та фотография с сайта Максима действительно относится
к 1978 году, то, очевидно, в трёхвагонные поезда были объединены ещё некоторые из первых трёхдверных вагонов (на 4, 13, 15 или 18
маршруте). Дело в том, что 26-й в 1978 году мимо Оперного театра в сторону "Исети" ещё не ходил (а ходил по ещё существовавшей в то время линии по Толмачёва к вокзалу)

Re: Тройники из Т-3.
Максим  30.11.2004 11:01

Груздев Н.Б. писал(а):

> Кстати, если та фотография с сайта Максима действительно
> относится
> к 1978 году, то, очевидно, в трёхвагонные поезда были
> объединены ещё некоторые из первых трёхдверных вагонов (на 4,
> 13, 15 или 18
> маршруте). Дело в том, что 26-й в 1978 году мимо Оперного
> театра в сторону "Исети" ещё не ходил (а ходил по ещё
> существовавшей в то время линии по Толмачёва к вокзалу)

Если смотреть по номерам вагонов Южного депо, поступивших в 1978 году, то выходит, что все они сразу были сцеплены в поезда - 531/2, 533/4, 535/6, 537/8, 539/40, 541/2, 543/4. И только 545 остался одиночкой. Может он и был хвостом тройника?
И еще - по записям Ааре Оландера, в 1995 году был "экзотический" поезд 162/143. Возможно его появление тоже связано с расцепом "тройников"? Год постройки вагонов как раз 1978.

Re: Тройники из Т-3.
Schurick  30.11.2004 11:27

Максим писал(а):

> Если смотреть по номерам вагонов Южного депо, поступивших в
> 1978 году, то выходит, что все они сразу были сцеплены в поезда
> - 531/2, 533/4, 535/6, 537/8, 539/40, 541/2, 543/4. И только
> 545 остался одиночкой. Может он и был хвостом тройника?
> И еще - по записям Ааре Оландера, в 1995 году был
> "экзотический" поезд 162/143. Возможно его появление тоже
> связано с расцепом "тройников"? Год постройки вагонов как раз
> 1978.

С 543, 544, 545 было не совсем так. Изначально одиночкой был именно 543 (нынешний 641) и ходил он на 1-м маршруте. Теоретически он мог быть в составе тройника, но я его помню еще с 1982 года и никаких следов пребывания когда-то в составе поезда (типа оставшихся дупел на скворечниках) на нем не было. А вот 544-545 довольно долго ходили в сцепке и лишь в середине 80-х были расцеплены. 544 ушел в Западное депо под номер 650, ходил одиночкой по 1-му маршруту и лишь потом к нему сзади прицепили 641. А 545 остался в Южном, не знаю как сейчас, но лет 5 назад на нем по-прежнему было не демонтированное дупло на переднем скворечнике. Нынешняя сплотка 543-544 - это совершенно другие вагоны (по-моему 546-547, они же 662-660).

А вот 162-143 - это уже интереснее, вполне возможно, что это действительно два бывших хвоста.

Re: Тройники из Т-3.
Груздев Н.Б.  30.11.2004 12:45


> С 543, 544, 545 было не совсем так. Изначально одиночкой был
> именно 543 (нынешний 641) и ходил он на 1-м маршруте.
> Теоретически он мог быть в составе тройника, но я его помню еще
> с 1982 года и никаких следов пребывания когда-то в составе
> поезда (типа оставшихся дупел на скворечниках) на нем не было.
> А вот 544-545 довольно долго ходили в сцепке и лишь в середине
> 80-х были расцеплены.

Значит, тройник, который мы видим на той фотографии был приписан к Северному депо и, вероятно, следовал по 13 маршруту, если это действительно фотография 1978 года. Или же она была сделана НЕ в 1978 году, а позже. Тогда вполне возможно, что на ней один из тройников 26 маршрута (например, 247-248-249), который уже в 1979 году там ходил.

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Veronika  30.11.2004 15:16

А вот мне попадались сцепки более чем из двух вагонов только если один из трамваев ломался и его сцепляли со "здоровым". Недавно на автике... Т3 едет, а понтограф на первом вагоне опущен... Я думаю, что за чепуха... оказалось, сломавшийся Т3 сзади толкала сплотка. Еще вдела одинарный Т3. ащивший за собой сплотку. А на реальные сцепки из трех вагонов... ну, может еще когда-нибудь посмотрю.

Re: Тройники из Т-3
Груздев Н.Б.  30.11.2004 16:04

Veronika писал(а):

> А вот мне попадались сцепки более чем из двух вагонов только
> если один из трамваев ломался и его сцепляли со "здоровым".

Так это и понятно. Реальные трёхвагонные сцепки работали в Свердловске только во 2-й половине 1970-х и 1-й половине 1980-х.
Я сейчас не помню, когда последний раз видел тройник, но вот в 1986
году их уже точно не было. Некоторые вагоны, работавшие в "хвостах"
тройников стали ходить одиночками, а некоторые, например, 249 и 246 образовали новые двухвагонные сцепки.

Re: Тройники из Т-3
Груздев Н.Б.  30.11.2004 16:20

Да, я забыл написать, что эсплуатацию тройников признали нецелесообразной из-за слишком большого расхода электроэнергии.

Re: Тройники из Т-3.
илья кузьмин  30.11.2004 18:44

543-544 сегодня - это бывшие 550-551 (ходили на 18-м).
А вот 545, по моему, всегда ходил на 10. 543 на 1-м я не помню. Первоначально на нем ходили старые вагоны 4хх серии.
162-143 возможно часть бывших тройников, т.к. 144-145 долгое время ходили сцепкой (и даже прошли КР на ЗСМК сцепкой) , равно как и 160-161.

Re: Тройники из Т-3.
Schurick  30.11.2004 20:23

илья кузьмин писал(а):

> 543-544 сегодня - это бывшие 550-551 (ходили на 18-м).

Блин, точно. Почему-то я все время две эти сплотки (546-547, она же 642-643, и 550-551, она же 662-660) после передачи в Западное депо путал :-)

> А вот 545, по моему, всегда ходил на 10. 543 на 1-м я не помню.
> Первоначально на нем ходили старые вагоны 4хх серии.

543 - это один из старожилов 1-го маршрута, один из немногих вагонов, который всю свою жизнь ходил только по этому маршруту. Немного отойду от темы, но таки постараюсь вспомнить, что же ходило на 1-м маршруте, когда он еще обслуживался Южным депо. Может быть упущу то, что было на нем, когда он ходил до Волгоградской, но вот с того момента, как его продлили до ВИЗа, на нем ходили:

Двухдверки: 428 (c узким маршрутным указателем), 438 (то же), 440 (см. выше, о нем я уже писал), 456, 457 (с узким маршрутным указателем, при том, что 456 был уже с обычным, похоже перебивка), 476, 491

Трехдверки: 543, 556, 565, 576, 306, 307, 351, 352, 353 (по мере поступления), 558, 562 (два последних - после расцепления тройников)

Из двухдверок в Западное по-моему успели уйти только 476, 491 и по-моему непотопляемый 457 (!), если я ничего не путаю именно он получил номер 601.

Трехдверки ушли все, правда в Западном депо на 1-м маршруте они долго не задержались, разбежавшись по разным маршрутам. На единицу тогда предпочитали ставить сплотки Т-3М. Единственным, кто остался верен 1-му маршруту, оказался все тот же 543 (641), который хоть и ходит теперь хвостом за 650 (544), но по-прежнему на единице.

По какому маршруту ходили 544-545 до расцепления - я не помню, но после расцепления - да, оба оказались на 10-ке. 545 ходил и ходит там постоянно, 544 помимо этого немного гулял по маршрутам.

> 162-143 возможно часть бывших тройников, т.к. 144-145 долгое
> время ходили сцепкой (и даже прошли КР на ЗСМК сцепкой) , равно
> как и 160-161.

Опять маленький экскурс в историю - сплотка 160-161 в середине 80-х на некоторое время появлялась на 11-м маршруте, попеременно со 158-159. Занимательное было зрелище, надо сказать - 11-е тогда ходили с бугелями и на время эксплуатации этих составов на первом вагоне был установлен бугель, а на втором оставался штатный пантограф. Кое-где (например после Малого конного в сторону Электростанции) провода провисали настолько низко, что опущенный пантограф задевал за контактный провод.

Сообщение изменено (30-11-04 21:09)

Re: Тройники из Т-3.
Максим  30.11.2004 22:13

Schurick писал(а):

> илья кузьмин писал(а):
>
> > 543-544 сегодня - это бывшие 550-551 (ходили на 18-м).
>
> Блин, точно. Почему-то я все время две эти сплотки (546-547,
> она же 642-643, и 550-551, она же 662-660) после передачи в
> Западное депо путал :-)

Ну вот 15 лет помнили, а теперь окончательно всё перепутали :-))) Ты ведь мне сам летом присылал свои воспоминания - там все было правильно.
539-540 > 642-643
543-544 > 650-641
546-547 > 662-660 (сейчас расцеп 543, 544)
550-551 > 661-658

> Из двухдверок в Западное по-моему успели уйти только 476, 491 и
> по-моему непотопляемый 457 (!), если я ничего не путаю именно
> он получил номер 601.

Ага, только 601 похоже списали почти сразу. 491 стал 625, а потом переделан в спецвагон.

Re: Тройники из Т-3.
Schurick  01.12.2004 11:35

Максим писал(а):

> Ну вот 15 лет помнили, а теперь окончательно всё перепутали
> :-))) Ты ведь мне сам летом присылал свои воспоминания - там
> все было правильно.
> 539-540 > 642-643
> 543-544 > 650-641
> 546-547 > 662-660 (сейчас расцеп 543, 544)
> 550-551 > 661-658

Дык я и летом сомневался, как раз-таки по 546-547, не зря же я тебе в скобках другие номера написал :-)

Еще раз по 543-544 - такой сплотки в Южном депо никогда не было (до тех пор, пока туда 546-547 не вернулись уже под этими номерами). Вагоны 543 и 544 ушли в Западное депо именно по отдельности, какое-то время ходили и там одиночками, и только потом, уже в Западном, появилась сплотка 650-641.


И еще одна маленькая история про тройники.

Году то ли в 1987, то ли в 1988, когда уже никаких тройников на маршрутах не было и в помине, на очередной день города было решено устроить катание молодоженов на трамвае. Посколько молодоженов было чересчур много, решили задействовать под это трехвагонный поезд. Для этого была использована существующая сплотка 304-305, а роль головного вагона исполнял № 563. Все три вагона были раскрашены в ужасный бордовый цвет с белыми вставками, салоны обвешаны шторками и этот тройник с молодыми влюбленными парочками на борту колесил по городу. Ровно один день. После чего его расцепили, сплотка 304-305 довольно быстро лишилась "праздничной" окраски, а вот вагон 563 проходил в этом ужасающем виде довольно долго (в основном на 18-м маршруте), почти до момента передачи в Западное депо.

В 1989 году то ли такой эксперимент решили больше не повторять, то ли молодоженов стало много меньше, но для их катания использовалась уже штатная сплотка Т-3М №№ 730-731, которую даже перекрашивать не стали, а ограничились цветными полосками на стеклах (они по-моему даже до сих пор сохранились).

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?

>ограничились цветными полосками на стеклах (они по-моему даже до сих пор сохранились).

А я то думаю, что это такое :)
Это в форме дуги такие по углам, да?

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Анти  06.12.2004 22:39

Помнится, был такой тройник - 233-234-235 . Ходил вроде бы по 23 маршруту. Потом вагоны перецепили: 233-235-234. А затем отцепили 234. Еще помню, он некоторое время ходил в сплотке 234-070. Это была уникальная сплотка первый вагон - трехдверный, второй - двухдверный!
А где, интересно 160-161??? Его наверно, надо искать где-то в Западном депо...

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick  06.12.2004 23:17

Анти писал(а):

> Помнится, был такой тройник - 233-234-235 . Ходил вроде бы по
> 23 маршруту. Потом вагоны перецепили: 233-235-234. А затем
> отцепили 234.

А ведь точно! Вот и еще один, и опять Северное. Так что тройников в любом случае больше двенадцати получается.

> Еще помню, он некоторое время ходил в сплотке
> 234-070. Это была уникальная сплотка первый вагон -
> трехдверный, второй - двухдверный!

Вот эту штуку почему-то не помню, на моей памяти 234 всегда был одиночкой - это в какие года примерно было?

> А где, интересно 160-161??? Его наверно, надо искать где-то в
> Западном депо...

Да, в Западном - 651-652

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Анти  07.12.2004 10:27

234-070.... Кажется году в 1986, если не ошибаюсь....
Потом 234 ходил одиночкой, а в начале 90-х некоторое время ездил 234-176

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Родион  25.01.2005 01:32

>Кроме того по ряду косвенных признаков можно предположить существование трех оставшихся составов. Это:
- 525-526-527 (на это указывает сохранившийся на вагоне 527 разъем для подключения высоковольтного кабеля на "скворечнике")

Разъём для высоковольтного жокса не означает, что вагон ходил "тройником". Я такие разъёмы видел почти на всех трамваях Северного депо. В 90-е годы стали убирать неиспользуемые высоковольные провода с крыш вагонов. Заодним убирали и разъёмы. Видимо, убрали не со всех вагонов.

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Schurick  25.01.2005 19:08

Родион писал(а):
> Разъём для высоковольтного жокса не означает, что вагон ходил
> "тройником". Я такие разъёмы видел почти на всех трамваях
> Северного депо. В 90-е годы стали убирать неиспользуемые
> высоковольные провода с крыш вагонов. Заодним убирали и
> разъёмы. Видимо, убрали не со всех вагонов.

Поправлюсь, я видимо не совсем корректно выразился, говорил я вот о чем: на большинстве вагонов "скворечник" внешне выглядел примерно так, как вот на этой фотографии (мои извинения Евгению Кузнецову за такое садистское использование его фотографии, но другой, к сожалению, нет)



Однако на вагонах из свежерасцепленных поездов вместо черной плоской и круглой заглушки на скворечнике имелась торчащая вниз из этого места довольно длинная металлическая труба с откидной крышкой (при подключении высоковольтного кабеля, он выходил именно из нее) Труба эта спереди почти на половину перекрывала маршрутный указатель. Вот именно ее я и имел в виду, когда говорил о "разъемах" на вагонах 527...530.



На вагонах, выпущенных после 1985 года, конструкция была несколько иной, труб там не было, вместо них на кабеле у самого "скворечника" были резиновые по виду утолщения, напоминающие по форме слегка деформированный усеченный конус. Однако прослужили они недолго и по-моему абсолютно на всех системах они сейчас заменены на точно такие же трубы.

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
Rezident  22.10.2009 14:08

Цитата (Анти)
Помнится, был такой тройник - 233-234-235 . Ходил вроде бы по 23 маршруту. Потом вагоны перецепили: 233-235-234. А затем отцепили 234.

С учетом некоторых несоответствий в нумерации хочется узнать: мог ли по подобной причине существовать тройник 071-072-073, от которого остались сегодняшняя сплотка 073-071?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 22.10.09 14:09 пользователем Rezident.

Re: Тройники из Т-3. Кто помнит?
NIKITA  22.10.2009 18:15

Цитата (Rezident)

С учетом некоторых несоответствий в нумерации хочется узнать: мог ли по подобной причине существовать тройник 071-072-073, от которого остались сегодняшняя сплотка 073-071?

Нет, такого тройника не было. Северяне сцепляли вагоны не всегда по порядку (в какой-то степени это проявлялось и в южном депо).
Примеры: 039-064, 057-025
А также ныне не существующие сплотки: 067-040, 115-068, 013-026, 045-075.

073-071 один из них, просто так получилось, что разница между номерами вагонов на 2 единицы.

Re: Тройники из Т-3.
igor7365  11.10.2013 16:03

Цитата (Максим)
И еще - по записям Ааре Оландера, в 1995 году был "экзотический" поезд 162/143. Возможно его появление тоже связано с расцепом "тройников"? Год постройки вагонов как раз 1978.
Нет. 146%.
162-143 так ходил по 8 или 22 с нуля.
Слышал, что 143 пришел неисправным. Поэтому нумерация сплоток в Северном нарушилась, первыми со 144-145 по 160-161 стали четные вагоны.

Re: Тройники из Т-3. (-)
Эдвард  02.08.2017 13:04

0
Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.08.17 13:05 пользователем Эдвард.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.007 seconds ]