ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
История автобусов
danny  14.10.2004 01:28

Давайте попробуем восстановить историю автобусов в Екатеринбурге.

Первый автобус для перевозки пассажиров появился в Екатеринбурге в 1913 году, но движение было нерегулярным.
Регулярное автобусное движение открылось в Свердловске в июне 1924 года от пл.1905 года до озера Шарташ, ходил он только летом 1924 года по пр. Ленина, Восточной и Березовскому тракту. 2 мая 1925 года открылось новое регулярное движение: по первой линии ходили три автобуса «Форд» от ж.-д.вокзала по ул. Свердлова, Толмачева, Ленина, 8 Марта до 2-й Загородной (ныне ул. Фрунзе), по второй линии ходили два автобуса «Форд» от ВИЗа, по Верх-исетскому бульвару, Ленина, Вайнера, Малышева, Р.Люксембург и Сибирскому просп. (Куйбышева) к ж.-д.станции Шарташ. В 1927 появились автобусы «ФИАТ» и «Фомаг», открылась третья линия, на неё перевели «Форды», которые курсировали по ул. Челюскинцев, Февральской революции, Ленина, К.Либкнехта, Р.Люксемубрг, Декабристов до Сибирской заставы. В сентябре 1928 г. были куплены 10 автобусов «Мерседес». К этому времени в парке были ещё 8 – «фомагов» и 5- «ЯЗ». В ноябре 1929 г. открылась четвертая линия «Уралмашинострой- ВИЗ» с Уралмаша автобусы шли по Космонавтов, через ж.-д.вокзал, ул. 1-ю Восточную (ныне М.Авейде) , Мамина-Сибиряка, Ленина, Вайнера, Малышева.
В начале 1930-х годов, с развитием трамвайного движения, автобусы (а их стало 27 машин) стали ходить только на пригородных и междугородних линиях.

И только с начала 1950-х годов они постепенно переводились на городские маршруты, рассмотрим каждый маршрут по отдельности :

Э
Экспресс с литерным номером «Э» с 1959 г. соединил агентство Аэрофлота с воздушными воротами города. Тогда это был ещё аэродром и через него летали даже самолеты Москва- Пекин. Раньше Агентство с кассами находилось в Театральном переулке, 2. Автобусы разворачивались по кольцу по Банковскому и Театральному переулкам, а посадка пассажиров шла напротив касс. Тогда в переулке было ещё и здание швейных мастерских, которое в связи со строительством метро снесено в начале 80-х годов. В 1960-е годы на маршруте ходили Икарусы-55, с одной дверью для пассажиров. С 1972г. маршрут имел номер 3-Э, а с 1976г.- 137-Э. После 1983г. Агентство переехало на ул. Большакова, оттуда уже ходили автобусы 67-Э, а позднее- 167-Э.

1
С 1953 г. первый маршрут стал курсировать от цирка к аэродрому. Он ходил по ул. Куйбышева, Луначарского, Декабристов, а хзатем по Сибирскому тракту. Никакого дублера тракта тогда, конечно не было и автобусы переезжали на 14-м км по переезду две ветки железной дороги, а затем шли по ул. Реактивной в пос. Малый Исток и у поселкового Совета, на 19-м км, сворачивали в пос. Кольцово, мимо ж-д. станции Кольцово по ул.Бахчиванджи подъезжали к аэропорту. В 1960-е годы на маршруте работали Икарусы-620. В 1972г. в Кольцово стал ходить 101-й маршрут от ж.-д.вокзала, а 1 маршрут недолго был на линии Автовокзал- Сортировка. В 1978г. после долгих согласований городская черта Свердловска была перенесена и территория города расширилась с 39 до 49 кв.км, в неё были включен в числе других и пос. Кольцово с аэропортом. Маршрут снова стал городским, первым. В 1976 была сдана первая часть дублера Сибирского тракта (до пересечения с ж.-д. линией на Тюмень), он начинался от развязки по ул. Малышева, минуя з-д ЖБИ. На 14 км от дублера отходила дорога на аэропорт, которая образовывала развязку на пересечении со старым Сибирским трактом, отсюда по ней шел 1-й маршрут, который теперь заезжал к аэропорту, а затем по ул.Бахчиванджи доходил до станции Кольцово. В таком виде он сохранился и до наших дней.
В 1960 г. появился маршрут 1-н (ночной), в 1964 г. он стал 3-н.

2
С 1950 г. второй маршрут с пригородных линий вернулся на городские и связал город с поселком Компрессорного завода. В 1960-е годы он ходил от автостанции Восточная, вначале по ул. Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому тракту. В самом поселке компрессорного завода он заканчивался на ул. Латвийской. На маршруте работали машины ЛАЗ-695. В 1964 г. маршрут прошел по ул. Восточной и Куйбышева, мимо станции Шарташ. А с 1972 г.- он начинался от кольца у гостиницы «Большой Урал». К 1975 появился маршрут 2-Э от УЗТМ до Аэропорта «Кольцово», в Компрессорный же стал ходить 32-й. В 1976 г. на этому маршруту был присвоен номер 136-Э. А с 1977 года вновь в городе появился маршрут № 2, теперь он ходил от автовокзала в новый микрорайон на ул. С.Дерябиной. В 1978 г., кольцо было перенесено к построенной горбольнице № 6. В 1992 г. маршрут был закрыт. В 1996 ненадолго вновь открывался , на этот раз уже от Южной до Горбольницы № 6, но вскоре был опять закрыт.

3
В 1960 г. появился ночной автобусный маршрут, который связал ж.-д.вокзал с Кольцово. Вначале он имел номер 1-н и ходил по ул. Восточной, Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому тракту, а с 1964 г.- 3-н и ходил по по ул. Восточной, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому тракту. В 1960-е годы на маршруты курсировали ЛАЗ-695. Позднее он уже был не ночной. В 1971-75 г. под номером 3-Э ходили автобусы от Агентства Аэрофлота в Кольцово. С 1976 г. вместо 3-Э стал ходить 137-Э. В 1978 г. «тройка» стала ходить в новый район на ул. Пехотинцев. Автобусы от Пехотинцев шли по Бебеля и пр. Ленина, у булочной на углу с Вайнера делали последнюю остановку, а затем разворачивались, огибая сквер, и шли обратно по Ленина. Через пару лет этот разворот убрали и конечную перенесли на ул. Хохрякова, хотя называлась она по-прежнему пл. 1905 года, автобус шел по ул. Токарей- Репина- Малышева, а обратно по Ленина и ВИЗ-бульвару . В 1980-е годы на табличке маршрута порой писали «Хохрякова», а порой «Пл.1905 года». в 1992 г. «тройку» закрыли, а маршрут стал обслуживать сокращенный 61-й.

4
Еще с 1940 г. «четверка» работала на пригородной линии, связывающей город с поселком УралНИИСХоза. В 1960-е годы маршрут был такой «Цирк- УралНИИСХоз» и на нем работали Икарусы-620. В начале 70-х кольцо было перенесено к «Большому Уралу». А в 1975 г. ходил автобус 4-Э «Ж.-д.вокзал- Аэропорт Кольцово», в 1976 г. он стал 138-Э. Маршрут № 4 появился в 1982 г. на линии Восточная- Ново-Свердловская ТЭЦ. В 1992 г. ему присвоили номер 157.

5
С 1954 г. пятый маршрут связал город с поселком Изоплит. В 1960-е г. автобусы ЛАЗ-695 ходили от автостанции Восточной. В 1975 г. уже курсировал 5-Э на линии вокзал- Химмаш, затем эту линию обслуживали автобусы 19-го маршрута. «Пятерка» же в начале 80-х появилась на маршруте «Студенческая- Калиновка», после 1983 г.- «УПИ- Калиновка». Так ходит он и сейчас.

продолжение следует...

Re: История автобусных маршрутов 1-4 (дополнения)
Груздев Н. Б.  14.10.2004 13:22

danny писал(а):

> 1
> С 1953 г. первый маршрут стал курсировать от цирка к аэродрому.
> Он ходил по ул. Куйбышева, Луначарского, Декабристов, а хзатем
> по Сибирскому тракту. Никакого дублера тракта тогда, конечно не
> было и автобусы переезжали на 14-м км по переезду две ветки
> железной дороги, а затем шли по ул. Реактивной в пос. Малый
> Исток и у поселкового Совета, на 19-м км, сворачивали в пос.
> Кольцово, мимо ж-д. станции Кольцово по ул.Бахчиванджи
> подъезжали к аэропорту. В 1960-е годы на маршруте работали
> Икарусы-620. В 1972г. в Кольцово стал ходить 101-й маршрут от
> ж.-д.вокзала

По нему ходили "Икарусы - 556" и "Икарусы - 260"

а 1 маршрут недолго был на линии Автовокзал- Сортировка.

А трассу того маршрута (от автовокзала до Сортировки)
не знаете? А его подвижной состав?

В 1978г. после долгих согласований городская черта
> Свердловска была перенесена и территория города расширилась с
> 39 до 49 кв.км, в неё были включен в числе других и пос.
> Кольцово с аэропортом. Маршрут снова стал городским, первым.

По нему уже ходили только "Икарусы - 260". Иногда попадались
ЛиАЗы- 677
> 2
> С 1950 г. второй маршрут с пригородных линий вернулся на
> городские и связал город с поселком Компрессорного завода. В
> 1960-е годы он ходил от автостанции Восточная, вначале по ул.
> Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, Декабристов и
> Сибирскому тракту. В самом поселке компрессорного завода он
> заканчивался на ул. Латвийской. На маршруте работали машины
> ЛАЗ-695. В 1964 г. маршрут прошел по ул. Восточной и Куйбышева,
> мимо станции Шарташ. А с 1972 г.- он начинался от кольца у
> гостиницы «Большой Урал»
К 1975 появился маршрут 2-Э от УЗТМ
> до Аэропорта «Кольцово»,
в Компрессорный же стал ходить 32-й (его ПС: ЛиАЗы- 677 и изредка "Икарусы - 260") .
А с 1977
> года вновь в городе появился маршрут № 2, теперь он ходил от
> автовокзала в новый микрорайон на ул. С.Дерябиной.
(путь следования: Бардина- Амундсена- Московская- Большакова- 8 Марта- Щорса- Амундсена- Бардина; ПС: "Икарусы - 556" ,
"Икарусы - 260" и один "Икарус- 180"; 556- е ходили по маршруту
(с перерывом на 1979 год) до 1980 года )

> В 1978 г. кольцо было перенесено к построенной горбольнице № 6.

а в 1982 вместо 8 Марта стал ходить по Белинского. Через год "Икарусы" на маршруте заменены на ЛиАЗы- 677 и ЛАЗы- 695

> В 1992 г.маршрут был закрыт. В 1996 ненадолго вновь открывался , на этот> раз уже от Южной до Горбольницы № 6, но вскоре был опять
> закрыт.
>
> 3
> В 1960 г. появился ночной автобусный маршрут, который связал
> ж.-д.вокзал с Кольцово. Вначале он имел номер 1-н и ходил по
> ул. Восточной, Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского,
> Декабристов и Сибирскому тракту, а с 1964 г.- 3-н и ходил по по
> ул. Восточной, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому
> тракту. В 1960-е годы на маршруты курсировали ЛАЗ-695. Позднее
> он уже был не ночной. В 1971-75 г. под номером 3-Э ходили
> автобусы от Агентства Аэрофлота в Кольцово. С 1976 г. вместо
> 3-Э стал ходить 137-Э. В 1978 г. «тройка» стала ходить в новый
> район на ул. Пехотинцев.
(ПС: "Икарусы- 260")

Автобусы от Пехотинцев шли по Бебеля, Крауля, Репина и пр. Ленина, у булочной на углу с Вайнера делали последнюю
> остановку, а затем разворачивались, огибая сквер, и шли обратно
> по Ленина, затем по Верх- Исетскому бульвару
. Через пару лет этот разворот убрали и конечную
> перенесли на ул. Хохрякова, хотя называлась она по-прежнему пл.
> 1905 года, автобус шел по ул. Токарей- Репина- Малышева, а
> обратно по Ленина и ВИЗ-бульвару . В 1980-е годы на табличке
> маршрута порой писали «Хохрякова», а порой «Пл.1905 года». в
> 1992 г. «тройку» закрыли, а маршрут стал обслуживать
> сокращенный 61-й.
>
> 4
> Еще с 1940 г. «четверка» работала на пригородной линии,
> связывающей город с поселком УралНИИСХоза. В 1960-е годы
> маршрут был такой «Цирк- УралНИИСХоз» и на нем работали
> Икарусы-620. В начале 70-х кольцо было перенесено к «Большому
> Уралу»

Тогда маршрут получил номер 114 (ПС: ЛиАЗы- 677); ходил, как и 32-й по Луначарского и Декабристов.

А в 1975 г. ходил автобус 4-Э «Ж.-д.вокзал- Аэропорт
> Кольцово», в 1976 г. он стал 138-Э. Маршрут № 4 появился в
> 1982 г. на линии Восточная- Ново-Свердловская ТЭЦ. В 1992 г.
> ему присвоили номер 157.
>
> 5
> С 1954 г. пятый маршрут связал город с поселком Изоплит. В
> 1960-е г. автобусы ЛАЗ-695 ходили от автостанции Восточной. В
> 1975 г. уже курсировал 5-Э на линии вокзал- Химмаш, затем эту
> линию обслуживали автобусы 19-го маршрута. «Пятерка» же в
> начале 80-х появилась на маршруте «Студенческая- Калиновка»,
> после 1983 г.- «УПИ- Калиновка». Так ходит он и сейчас.
>
> продолжение следует...

Re: История автобусов
Эдуард Лотоцкий  16.10.2004 17:04

У меня есть данные, что в начале 1960-х годов на линии Вокзал-Аэропорт ходили автобусы Икарус-31. Есть ли более подробные сведения, в т ч и по их количеству?

Re: История автобусов
danny  18.10.2004 02:30

Груздеву Н. Б.- я думал что в 70-е годы уже все знают каков был парк- ладно дальше буду дополнять (а вы поправляйте если что). Какие номер стали на пригородных маршрутах, я уже не пишу (6-ка стала 66-м, 8-ка- 108 и т.п.)
Эдуарду - я с трудом нашел данные по 60-м годам, и то без количества (но мне кажется это слишком уж детально, главное знать хотя бы какие марки были и на каких маршрутах), а вот насчет 50-х годов нет. Хотя понятно, что подавляющее большинство было вначале ЗИС-154, а затем ЗИС-155 (так было во всех советстких городах и даже на междугородних маршрутах. Кстати первые Икарусы в СССР поступили в качестве эксперимента в Москву в 1956г. (при Сталине скорее всего вообще ничего не импортировалось!), и были это Икарусы-60 и -66.
У меня данные, но неточные, что в самом конце 50-х в Свердловске были только ЗИС-155, ЗИЛ-158 (ЗИС и ЗИЛ это один и тот же завод, тока вместо Сталина стал Лихачев, а с 1960 производство перевели в Ликино, модель стала ЛиАЗом-158) и первые ЛАЗ-695.
В середине 60-х на "Э" у нас ходили только Ик-55. Так что возможно, но очень не долго и были Ик-31.

5 маршрут (дополнения)
Zulus  24.08.2006 20:44

danny писал(а):

> 5
> С 1954 г. пятый маршрут связал город с поселком Изоплит. В
> 1960-е г. автобусы ЛАЗ-695 ходили от автостанции Восточной. В
> 1975 г. уже курсировал 5-Э на линии вокзал- Химмаш, затем эту
> линию обслуживали автобусы 19-го маршрута. «Пятерка» же в
> начале 80-х появилась на маршруте «Студенческая- Калиновка»,
> после 1983 г.- «УПИ- Калиновка».
От УПИ он ходил примерно до 1985 года. После чего его продлили до Восточной. В середине 90-х он на короткое время урезался до УГТУ, затем снова стал ходить от Восточной, а с середины августа 2006 снова урезан вместе с 10 до УГТУ-УПИ (конечная у "синтетики").

Сообщение изменено (24-08-06 20:47)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.004 seconds ]