История автобусов
danny
14.10.2004 01:28
Давайте попробуем восстановить историю автобусов в Екатеринбурге. Первый автобус для перевозки пассажиров появился в Екатеринбурге в 1913 году, но движение было нерегулярным. Регулярное автобусное движение открылось в Свердловске в июне 1924 года от пл.1905 года до озера Шарташ, ходил он только летом 1924 года по пр. Ленина, Восточной и Березовскому тракту. 2 мая 1925 года открылось новое регулярное движение: по первой линии ходили три автобуса «Форд» от ж.-д.вокзала по ул. Свердлова, Толмачева, Ленина, 8 Марта до 2-й Загородной (ныне ул. Фрунзе), по второй линии ходили два автобуса «Форд» от ВИЗа, по Верх-исетскому бульвару, Ленина, Вайнера, Малышева, Р.Люксембург и Сибирскому просп. (Куйбышева) к ж.-д.станции Шарташ. В 1927 появились автобусы «ФИАТ» и «Фомаг», открылась третья линия, на неё перевели «Форды», которые курсировали по ул. Челюскинцев, Февральской революции, Ленина, К.Либкнехта, Р.Люксемубрг, Декабристов до Сибирской заставы. В сентябре 1928 г. были куплены 10 автобусов «Мерседес». К этому времени в парке были ещё 8 – «фомагов» и 5- «ЯЗ». В ноябре 1929 г. открылась четвертая линия «Уралмашинострой- ВИЗ» с Уралмаша автобусы шли по Космонавтов, через ж.-д.вокзал, ул. 1-ю Восточную (ныне М.Авейде) , Мамина-Сибиряка, Ленина, Вайнера, Малышева. В начале 1930-х годов, с развитием трамвайного движения, автобусы (а их стало 27 машин) стали ходить только на пригородных и междугородних линиях. И только с начала 1950-х годов они постепенно переводились на городские маршруты, рассмотрим каждый маршрут по отдельности : Э Экспресс с литерным номером «Э» с 1959 г. соединил агентство Аэрофлота с воздушными воротами города. Тогда это был ещё аэродром и через него летали даже самолеты Москва- Пекин. Раньше Агентство с кассами находилось в Театральном переулке, 2. Автобусы разворачивались по кольцу по Банковскому и Театральному переулкам, а посадка пассажиров шла напротив касс. Тогда в переулке было ещё и здание швейных мастерских, которое в связи со строительством метро снесено в начале 80-х годов. В 1960-е годы на маршруте ходили Икарусы-55, с одной дверью для пассажиров. С 1972г. маршрут имел номер 3-Э, а с 1976г.- 137-Э. После 1983г. Агентство переехало на ул. Большакова, оттуда уже ходили автобусы 67-Э, а позднее- 167-Э. 1 С 1953 г. первый маршрут стал курсировать от цирка к аэродрому. Он ходил по ул. Куйбышева, Луначарского, Декабристов, а хзатем по Сибирскому тракту. Никакого дублера тракта тогда, конечно не было и автобусы переезжали на 14-м км по переезду две ветки железной дороги, а затем шли по ул. Реактивной в пос. Малый Исток и у поселкового Совета, на 19-м км, сворачивали в пос. Кольцово, мимо ж-д. станции Кольцово по ул.Бахчиванджи подъезжали к аэропорту. В 1960-е годы на маршруте работали Икарусы-620. В 1972г. в Кольцово стал ходить 101-й маршрут от ж.-д.вокзала, а 1 маршрут недолго был на линии Автовокзал- Сортировка. В 1978г. после долгих согласований городская черта Свердловска была перенесена и территория города расширилась с 39 до 49 кв.км, в неё были включен в числе других и пос. Кольцово с аэропортом. Маршрут снова стал городским, первым. В 1976 была сдана первая часть дублера Сибирского тракта (до пересечения с ж.-д. линией на Тюмень), он начинался от развязки по ул. Малышева, минуя з-д ЖБИ. На 14 км от дублера отходила дорога на аэропорт, которая образовывала развязку на пересечении со старым Сибирским трактом, отсюда по ней шел 1-й маршрут, который теперь заезжал к аэропорту, а затем по ул.Бахчиванджи доходил до станции Кольцово. В таком виде он сохранился и до наших дней. В 1960 г. появился маршрут 1-н (ночной), в 1964 г. он стал 3-н. 2 С 1950 г. второй маршрут с пригородных линий вернулся на городские и связал город с поселком Компрессорного завода. В 1960-е годы он ходил от автостанции Восточная, вначале по ул. Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому тракту. В самом поселке компрессорного завода он заканчивался на ул. Латвийской. На маршруте работали машины ЛАЗ-695. В 1964 г. маршрут прошел по ул. Восточной и Куйбышева, мимо станции Шарташ. А с 1972 г.- он начинался от кольца у гостиницы «Большой Урал». К 1975 появился маршрут 2-Э от УЗТМ до Аэропорта «Кольцово», в Компрессорный же стал ходить 32-й. В 1976 г. на этому маршруту был присвоен номер 136-Э. А с 1977 года вновь в городе появился маршрут № 2, теперь он ходил от автовокзала в новый микрорайон на ул. С.Дерябиной. В 1978 г., кольцо было перенесено к построенной горбольнице № 6. В 1992 г. маршрут был закрыт. В 1996 ненадолго вновь открывался , на этот раз уже от Южной до Горбольницы № 6, но вскоре был опять закрыт. 3 В 1960 г. появился ночной автобусный маршрут, который связал ж.-д.вокзал с Кольцово. Вначале он имел номер 1-н и ходил по ул. Восточной, Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому тракту, а с 1964 г.- 3-н и ходил по по ул. Восточной, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому тракту. В 1960-е годы на маршруты курсировали ЛАЗ-695. Позднее он уже был не ночной. В 1971-75 г. под номером 3-Э ходили автобусы от Агентства Аэрофлота в Кольцово. С 1976 г. вместо 3-Э стал ходить 137-Э. В 1978 г. «тройка» стала ходить в новый район на ул. Пехотинцев. Автобусы от Пехотинцев шли по Бебеля и пр. Ленина, у булочной на углу с Вайнера делали последнюю остановку, а затем разворачивались, огибая сквер, и шли обратно по Ленина. Через пару лет этот разворот убрали и конечную перенесли на ул. Хохрякова, хотя называлась она по-прежнему пл. 1905 года, автобус шел по ул. Токарей- Репина- Малышева, а обратно по Ленина и ВИЗ-бульвару . В 1980-е годы на табличке маршрута порой писали «Хохрякова», а порой «Пл.1905 года». в 1992 г. «тройку» закрыли, а маршрут стал обслуживать сокращенный 61-й. 4 Еще с 1940 г. «четверка» работала на пригородной линии, связывающей город с поселком УралНИИСХоза. В 1960-е годы маршрут был такой «Цирк- УралНИИСХоз» и на нем работали Икарусы-620. В начале 70-х кольцо было перенесено к «Большому Уралу». А в 1975 г. ходил автобус 4-Э «Ж.-д.вокзал- Аэропорт Кольцово», в 1976 г. он стал 138-Э. Маршрут № 4 появился в 1982 г. на линии Восточная- Ново-Свердловская ТЭЦ. В 1992 г. ему присвоили номер 157. 5 С 1954 г. пятый маршрут связал город с поселком Изоплит. В 1960-е г. автобусы ЛАЗ-695 ходили от автостанции Восточной. В 1975 г. уже курсировал 5-Э на линии вокзал- Химмаш, затем эту линию обслуживали автобусы 19-го маршрута. «Пятерка» же в начале 80-х появилась на маршруте «Студенческая- Калиновка», после 1983 г.- «УПИ- Калиновка». Так ходит он и сейчас. продолжение следует... Re: История автобусных маршрутов 1-4 (дополнения)
Груздев Н. Б.
14.10.2004 13:22
danny писал(а): > 1 > С 1953 г. первый маршрут стал курсировать от цирка к аэродрому. > Он ходил по ул. Куйбышева, Луначарского, Декабристов, а хзатем > по Сибирскому тракту. Никакого дублера тракта тогда, конечно не > было и автобусы переезжали на 14-м км по переезду две ветки > железной дороги, а затем шли по ул. Реактивной в пос. Малый > Исток и у поселкового Совета, на 19-м км, сворачивали в пос. > Кольцово, мимо ж-д. станции Кольцово по ул.Бахчиванджи > подъезжали к аэропорту. В 1960-е годы на маршруте работали > Икарусы-620. В 1972г. в Кольцово стал ходить 101-й маршрут от > ж.-д.вокзала По нему ходили "Икарусы - 556" и "Икарусы - 260" а 1 маршрут недолго был на линии Автовокзал- Сортировка. А трассу того маршрута (от автовокзала до Сортировки) не знаете? А его подвижной состав? В 1978г. после долгих согласований городская черта > Свердловска была перенесена и территория города расширилась с > 39 до 49 кв.км, в неё были включен в числе других и пос. > Кольцово с аэропортом. Маршрут снова стал городским, первым. По нему уже ходили только "Икарусы - 260". Иногда попадались ЛиАЗы- 677 > 2 > С 1950 г. второй маршрут с пригородных линий вернулся на > городские и связал город с поселком Компрессорного завода. В > 1960-е годы он ходил от автостанции Восточная, вначале по ул. > Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, Декабристов и > Сибирскому тракту. В самом поселке компрессорного завода он > заканчивался на ул. Латвийской. На маршруте работали машины > ЛАЗ-695. В 1964 г. маршрут прошел по ул. Восточной и Куйбышева, > мимо станции Шарташ. А с 1972 г.- он начинался от кольца у > гостиницы «Большой Урал» К 1975 появился маршрут 2-Э от УЗТМ > до Аэропорта «Кольцово», в Компрессорный же стал ходить 32-й (его ПС: ЛиАЗы- 677 и изредка "Икарусы - 260") . А с 1977 > года вновь в городе появился маршрут № 2, теперь он ходил от > автовокзала в новый микрорайон на ул. С.Дерябиной. (путь следования: Бардина- Амундсена- Московская- Большакова- 8 Марта- Щорса- Амундсена- Бардина; ПС: "Икарусы - 556" , "Икарусы - 260" и один "Икарус- 180"; 556- е ходили по маршруту (с перерывом на 1979 год) до 1980 года ) > В 1978 г. кольцо было перенесено к построенной горбольнице № 6. а в 1982 вместо 8 Марта стал ходить по Белинского. Через год "Икарусы" на маршруте заменены на ЛиАЗы- 677 и ЛАЗы- 695 > В 1992 г.маршрут был закрыт. В 1996 ненадолго вновь открывался , на этот> раз уже от Южной до Горбольницы № 6, но вскоре был опять > закрыт. > > 3 > В 1960 г. появился ночной автобусный маршрут, который связал > ж.-д.вокзал с Кольцово. Вначале он имел номер 1-н и ходил по > ул. Восточной, Ленина, Красноармейской, Малышева, Белинского, > Декабристов и Сибирскому тракту, а с 1964 г.- 3-н и ходил по по > ул. Восточной, Малышева, Белинского, Декабристов и Сибирскому > тракту. В 1960-е годы на маршруты курсировали ЛАЗ-695. Позднее > он уже был не ночной. В 1971-75 г. под номером 3-Э ходили > автобусы от Агентства Аэрофлота в Кольцово. С 1976 г. вместо > 3-Э стал ходить 137-Э. В 1978 г. «тройка» стала ходить в новый > район на ул. Пехотинцев. (ПС: "Икарусы- 260") Автобусы от Пехотинцев шли по Бебеля, Крауля, Репина и пр. Ленина, у булочной на углу с Вайнера делали последнюю > остановку, а затем разворачивались, огибая сквер, и шли обратно > по Ленина, затем по Верх- Исетскому бульвару . Через пару лет этот разворот убрали и конечную > перенесли на ул. Хохрякова, хотя называлась она по-прежнему пл. > 1905 года, автобус шел по ул. Токарей- Репина- Малышева, а > обратно по Ленина и ВИЗ-бульвару . В 1980-е годы на табличке > маршрута порой писали «Хохрякова», а порой «Пл.1905 года». в > 1992 г. «тройку» закрыли, а маршрут стал обслуживать > сокращенный 61-й. > > 4 > Еще с 1940 г. «четверка» работала на пригородной линии, > связывающей город с поселком УралНИИСХоза. В 1960-е годы > маршрут был такой «Цирк- УралНИИСХоз» и на нем работали > Икарусы-620. В начале 70-х кольцо было перенесено к «Большому > Уралу» Тогда маршрут получил номер 114 (ПС: ЛиАЗы- 677); ходил, как и 32-й по Луначарского и Декабристов. А в 1975 г. ходил автобус 4-Э «Ж.-д.вокзал- Аэропорт > Кольцово», в 1976 г. он стал 138-Э. Маршрут № 4 появился в > 1982 г. на линии Восточная- Ново-Свердловская ТЭЦ. В 1992 г. > ему присвоили номер 157. > > 5 > С 1954 г. пятый маршрут связал город с поселком Изоплит. В > 1960-е г. автобусы ЛАЗ-695 ходили от автостанции Восточной. В > 1975 г. уже курсировал 5-Э на линии вокзал- Химмаш, затем эту > линию обслуживали автобусы 19-го маршрута. «Пятерка» же в > начале 80-х появилась на маршруте «Студенческая- Калиновка», > после 1983 г.- «УПИ- Калиновка». Так ходит он и сейчас. > > продолжение следует... Re: История автобусов
Эдуард Лотоцкий
16.10.2004 17:04
У меня есть данные, что в начале 1960-х годов на линии Вокзал-Аэропорт ходили автобусы Икарус-31. Есть ли более подробные сведения, в т ч и по их количеству? Re: История автобусов
danny
18.10.2004 02:30
Груздеву Н. Б.- я думал что в 70-е годы уже все знают каков был парк- ладно дальше буду дополнять (а вы поправляйте если что). Какие номер стали на пригородных маршрутах, я уже не пишу (6-ка стала 66-м, 8-ка- 108 и т.п.) Эдуарду - я с трудом нашел данные по 60-м годам, и то без количества (но мне кажется это слишком уж детально, главное знать хотя бы какие марки были и на каких маршрутах), а вот насчет 50-х годов нет. Хотя понятно, что подавляющее большинство было вначале ЗИС-154, а затем ЗИС-155 (так было во всех советстких городах и даже на междугородних маршрутах. Кстати первые Икарусы в СССР поступили в качестве эксперимента в Москву в 1956г. (при Сталине скорее всего вообще ничего не импортировалось!), и были это Икарусы-60 и -66. У меня данные, но неточные, что в самом конце 50-х в Свердловске были только ЗИС-155, ЗИЛ-158 (ЗИС и ЗИЛ это один и тот же завод, тока вместо Сталина стал Лихачев, а с 1960 производство перевели в Ликино, модель стала ЛиАЗом-158) и первые ЛАЗ-695. В середине 60-х на "Э" у нас ходили только Ик-55. Так что возможно, но очень не долго и были Ик-31. 5 маршрут (дополнения)
Zulus
24.08.2006 20:44
danny писал(а):
> 5 > С 1954 г. пятый маршрут связал город с поселком Изоплит. В > 1960-е г. автобусы ЛАЗ-695 ходили от автостанции Восточной. В > 1975 г. уже курсировал 5-Э на линии вокзал- Химмаш, затем эту > линию обслуживали автобусы 19-го маршрута. «Пятерка» же в > начале 80-х появилась на маршруте «Студенческая- Калиновка», > после 1983 г.- «УПИ- Калиновка». От УПИ он ходил примерно до 1985 года. После чего его продлили до Восточной. В середине 90-х он на короткое время урезался до УГТУ, затем снова стал ходить от Восточной, а с середины августа 2006 снова урезан вместе с 10 до УГТУ-УПИ (конечная у "синтетики"). Сообщение изменено (24-08-06 20:47)
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]