История трамваев 10-12 и А
Gruzdev N.B.
13.05.2005 13:59
10 10-й номер трамвая впервые появился в нашем городе в 1934- 1935 годах (Danny, попытайтесь уточнить, когда именно). До войны «десятка»ходила «Щорса- Ленинская фабрика (сейчас- ЦПКиО)» по 8 Марта, Ленина, Луначарского, Тверитина и Мичурина (обратно- Инструментальщиков). Работали вагоны Х. В 1948 году маршрут закрыли. Ещё одна «десятка» появилась в Свердловске в том же 1948 году, когда открыли линию по ул. Предзаводской (сейчас- Фронтовых Бригад) на Эльмаш и пошла по трассе «Эльмаш- Уралмашзавод»; через год её продлили вместе с линией до нынешней конечной «Эльмаш» на ул. Донской. В начале или середине 1950-х годов закрыли и этот маршрут (когда именно ?). Кстати, в 1959 его вновь открыли, но уже под номером 17. Нынешний 10-й маршрут был открыт где-то в 1955 году и сначала пошёл «ВИЗ- 8 Марта/ Куйбышева- ЦПКиО». На сайте Максима есть следующая фотография, сделанная в те годы: http://etram.by.ru/photos/hist/hist30.jpg , в подписи к которой сказано, что изображённый на ней поезд Х (бортовой номер 2) +М следует по 10 маршруту ВИЗ- ЦПКиО. Потом «десятку» перенаправили на Кушвинскую (опять же, когда именно ?). В таком виде (Кушвинская- 8 Марта/ Куйбышева- ЦПКиО) 10 маршрут показан на карте http://www.1723.ru/read/map/1965.jpg 1965 года. К 1969 году его продлили на 7 Ключей. По трассе «7 Ключей- Токарей- Пл. 1905 года- 8 Марта/ Куйбышева- ЦПКиО» 10 маршрут ходил до ноября 1986 года. Правда в 1980-1982 годах был укорочен до площади Обороны, как и 3-й, 20-й и 21-й; затем вновь стал ходить до ЦПКиО (обратно следовал мимо проходной УОМЗа), а в 1985 пошёл по новому трамвайному путепроводу по улице Халтурина (в районе остановки "Кушвинская"), уже не заезжая, как раньше, на Бебеля (как и 7 и 13). В 1970-е годы на 10-м маршруте, как и на 9-м, работали главным образом вагоны Т-2 и старые Т-3 1960-х годов выпуска (с длинным узким маршрутным указателем). Т-2 ходили по маршруту до конца 1970-х (я точно не помню, были ли вагоны Т-2 на «десятке» в 1980-м году, но до конца 1970-х они по ней точно ходили), а узкономерные Т-3 до середины 1980-х. Наверняка и те, и другие были на маршруте и в 1960-е. Кстати, если бы кто-то вспомнил бортовые номера хотя бы некоторых Т-2 10-го маршрута, было бы неплохо. С начала 1980-х стали преобладать Т-3 с квадратными маршрутоуказателями. В 1986 году, когда сняли линию с ул. 8 Марта от Радищева до площади, стал ходить по Московской и Радищева, приобретя современный вид (не считая переноса путей в районе ВИЗа в 1987 и 2002 годах и в районе ЦПКиО в 2001). А Трамвайный маршрут с номером А впервые появился в Свердловске 7 ноября 1934 года, когда построили трамвайную линию по улице Куйбышева (тогда она была однопутной). «Аннушка» стала ходить по кольцу «8 Марта - Ленина - Куйбышева – Луначарского» по часовой стрелке. Так она ходила где-то до начала или середины 1950-х, а потом была закрыта (Danny, попытайтесь уточнить, когда именно). Ходили вагоны Х Новый маршрут А был открыт спустя более 30 лет- где-то в 1988-89 годах. Изначально ходил против часовой стрелки по кольцу «Ленина- Луначарского- Челюскинцев- Московская»; примерно в 1995 году от остановки «Челюскинцев» стал ходить по Уральской до 40- летия ВЛКСМ (40- летия ВЛКСМ- Будённого- Пионерская- Вокзал- Пл. Коммунаров- гост. «Исеть»- Пионерская- Будённого- 40- летия ВЛКСМ), а в период с 2000 по 2002 от Оперного театра на обратном пути стал ходить прямо по Ленина до УПИ (40- летия ВЛКСМ- Будённого- Пионерская- Вокзал- Пл. Коммунаров- УПИ- 40- летия ВЛКСМ) . Ну и ещё имел место перенос путей в Пионерском в 1997. На маршруте кроме вагонов Т-3 есть и Т6В5. 11 11-й трамвайный маршрут «ВИЗ- Электростанция» уникален тем, что существует уже 70 лет и за все эти годы ни разу существенно не изменился! Открыли его 7 ноября 1935 года. Линия до городской электростанции им. Рыкова (что на полуострове Большой Конный ) существовала и раньше, но по ней ходил паровоз. А в 1935 году Верх- Исетский завод передал её Свердловскому трамваю, затем её электрифицировали, и с тех пор по ней ходит 11 трамвай. Изначально линия была однопутной на всём протяжении (с разъездом в конце улицы Татищева) и оканчивалась тупиком. В связи с этим по 11 маршруту ходили специальные реверсивные вагоны с двумя пультами управления- МС (а с 1943 года также МВ). В 1962 году у Электростанции построили разворотное кольцо , по маршруту стали ходить поезда из вагонов Х и М (ходили до 1972 года, как в своё время писали на главном трамвайном форуме). А с 1972 по 1980-й годы на 11 маршруте работали исключительно двухвагонные поезда из вагонов МТВ-82. В 1975 году в связи с предстоящим строительством линии «ВИЗ- Волгоградская» к линии на Электростанцию на участке от Визовского кольца до Викулова пристроили второй путь. В 1980 году на 11 маршруте впервые появились вагоны Т-3, но и они до середины 1990-х годов работали с бугелями из-за особенностей контактной сети. Напомню, что о подвижном составе 11 маршрута с начала 1980-х в своё время писал Shurick: >В начале 80-х по 11-му маршруту ходили следующие вагоны: 005 , 029, 033, 034 >Все они были закреплены за 11-м постоянно, на всех были >установлены бугели, раз в 2-3 дня вагоны менялись. >Где-то в 1983-1984 годах впервые на моей памяти на 11-м маршруте >появилась сплотка - 158-159. Про нее я уже как-то писал - на первом >вагоне был установлен бугель, на втором - пантограф. Время от >времени она с 11-го исчезала, иногда ее можно было заметить в >городе на других маршрутах - бугель был опущен, поднят пантограф >на 2-м вагоне. Вообще, появления сплотки в наших краях для меня >казалось чем-то из ряда вон выходящим (по Викулова тогда ходили >только одиночки 3-го, 21-го, а впоследствии и 1-го маршрутов), мы >специально ездили на ней кататься по всему маршруту :-) >Потом эта сплотка с 11-го исчезла. Через некоторое время (где-то в >1985-1986) появилась другая - 160-161. Она проходила на 11-м >довольно долго, то появляясь, то исчезая. >Где-то в это же время был списан вагон 005. Тогда же навсегда >исчезли с 11-го вагоны 033 и 034. Вместо них появились вначале 035, >затем 018. Причем если в начале 80-х все вагоны, ходившие на 11-м, >были довольно ухоженные, то два последних выглядели из рук вон >плохо, было такое ощущение, что сюда скинули то, что похуже. >Три эти вагона (018, 029, 035) так и проходили на 11-м вплоть до >момента передачи его в Западное депо, туда они и ушли под >номерами 612, 614 и 615 соответственно. >Первое время именно они и продолжали ходить. 614-615 на какое-то >время сцепляли вместе, но долго эта сплотка не просуществовала. >612 и 615 были списаны почти одновременно. Тогда же на 11-м >начало появляться черт-те что, особенно когда вместо бугелей они >стали ходить с пантографами (по моим прикидкам - где-то в 1995 >году) - вагоны менялись чуть ли не каждый месяц, причем порой >появлялись совершенно экзотические для этого маршрута вагоны, >что-то типа 692 и т.п. >Но 614 все это время продолжал исправно служить на родном >маршруте, до самого момента перебивки номера около года назад. >Правда в последнее время вроде наметилась некая стабильность - >постоянно ходят два вагона 609 (бывший 618) и 688 (бывший 646 - >относительный старожил 11-го, ходит где-то с середины 90-х). >Изредка правда появлется что-нибудь типа 628 из резерва. Ещё иногда появляется 653 (бывший 614). (Промелькнувшие в своё время на этом и на главном трамвайном форумах сведения о передаче на 11 маршрут «Спектра» 816 оказались дезинформацией) 12 12-й был последним трамвайным маршрутом, существовавшим в довоенном Свердловске. Он был открыт где-то во второй половине 1930-х и ходил «Вокзал- Втузгородок», являясь укороченным вариантом 8-го. Ходили вагоны Х. В 1940 году маршрут закрыли. В 1944 году появился ещё один маршрут с номером 12 в связи со вводом в эксплуатацию однопутной линии от Щорса до Мясокомбината по улицам 8 Марта и Водопроводной (сейчас- Титова). В 1948 году до Мясокомбината продлили 9 маршрут, а 12 был закрыт. Новый 12 маршрут появился где-то в начале 1960-х (Danny, попытайтесь уточнить, когда именно). Ходил «ВИЗ- Пл. 1-й Пятилетки» по Кирова, Верх- Исетскому бульвару, Московской, Челюскинцев, шоссе УЗТМ (потом- просп. Космонавтов) и Машиностроителей. В 1970-е годы (очевидно и в 1960-е) на маршруте были вагоны МТВ-82 (один из них я видел на конечной «ВИЗ» в 1979). Кстати, на фотографии трамваев у гост. «Свердловск» (примерно 1977 года ) с сайта Максима ( http://etram.by.ru/photos/hist/hist48.jpg ) один из вагонов МТВ-82 был явно 12 маршрута. Потом ходили только Т-3 с квадратными указателями маршрута. В 1990-е годы маршрут фактически не работал (по – моему, я ни разу не видел тогда вагонов этого маршрута). В начале 2000-х несколько старых одиночных вагонов 12-го маршрута мне на глаза попадались, но затем (в 2003 году) маршрут был закрыт официально. 11 маршрут - дополнения и вопросы
Schurick
13.05.2005 15:02
Gruzdev N.B. писал(а): > 11 > > 11-й трамвайный маршрут «ВИЗ- Электростанция» уникален тем, > что существует уже 70 лет и за все эти годы ни разу существенно > не изменился!... ... > ...В 1975 > году в связи с предстоящим строительством линии «ВИЗ- > Волгоградская» к линии на Электростанцию на участке от > Визовского кольца до Викулова пристроили второй путь. Однако не всё так просто. Я и раньше где-то слышал, что изначально линия от проходной Верх-Исетского завода до ул. Татищева шла по ул. Заводской. А будучи зимой в музее ЕТТУ видел любопытную фотографию - снимок сделан примерно с той точки, где находится стрелка на развилке 1-го и 2-го пути ВИЗовского кольца в сторону того места, где сейчас стоит ВИЗовский Дворец спорта. Видно начало 1-го пути ВИЗа, а на заднем плане, примерно на том месте, где сейчас находится автобусная остановка, стоит одиночный МТВ-82 11-го маршрута. Видны также рельсы, уходящие по Заводской в сторону Татищева и вроде бы рельсы вдоль заводского забора в сторону проходной. Так что данные документально подтвердились. Но в связи с этим сразу возникает несколько вопросов, ответов на которые я пока не нашел: 1. Как осуществлялся разворот трамваев 11-го маршрута на ВИЗе, участвовало ли в нем основное ВИЗовское кольцо? 2. Если участвовало, то как был организован въезд и выезд с него? 3. Что вообще представляло из себя ВИЗовское кольцо тех лет в плане путевого развития? 4. В каком году был осуществлен перенос рельсов с ул. Заводской на ул. Красноуральскую? Re: 11 маршрут - дополнения и вопросы
Максим
13.05.2005 16:28
Schurick писал(а): > Так что данные документально подтвердились. Есть и еще одно подтверждение - карта 1947, на которой четко показана линия по Заводской. Еще такой момент - сейчас разъезд находится явно не посередине линии, а ближе к Зеленому острову. Раньше-то ведь линия была короче! > 1. Как осуществлялся разворот трамваев 11-го маршрута на ВИЗе, > участвовало ли в нем основное ВИЗовское кольцо? Подозреваю, что до реконструкции ВИЗовского кольца на 11 маршруте использовались двухсторонние вагоны. > 4. В каком году был осуществлен перенос рельсов с ул. Заводской > на ул. Красноуральскую? Вроде где-то читал, что одновременно с реконструкцией кольца. Когда, кстати, это было - 1960 вроде бы? И откуда взялась дата 1962 применительно к строительству кольца на Электростанции? Re: История трамваев 10-12 и А
danny
13.05.2005 23:30
10 Открыли маршрут вместе с 9 в 1934г., когда продлили линию до Щорса- кстати кольцо было на месте автовокзала. А щас мы и подошли к одной из последних загадок! Линия по Куйбышева! Когда на ней построили второй путь? Точно ДО 1956г. А скорее всего и не позднее 1955г. т.к. пущенный в 1955г. по Луначарского 14-й шел явно не по Ленина-8 Марта, а по Лунач.-Куйбышева! Дык вот видимо в 1955г. в связи с пуском второго пути по Куйбышева туда направили 10 и 14! Ну а "А" за ненадобностью закрыли! Но вот незадача- с 1955 получилось что и 3 и 10... ходят оба от Лен.фабрики до ВИЗа (хотя 3 шла по Ленина, а 10- по Куйбышева)- так они оба указаны в перечне маршрутов за 1956г. Это недоразумение подправили и уже в перечне 1957г. 3 идет Лен.фабр.- упр.дороги- и разворачивается там вместе с 1 и 6. На Кушвинскую 10 пошла (вместо ВИЗа) после открытия второго пути по Халтурина- в 1959г.! И наконец в справочнике Улицы Свердловска-65 четко написано, что на 7 ключей 10-ку продлили не к 1969г. а ЛЕТОМ 1965г. (на карте приложенной к справочнику он ещё указан до Кушвинской, но издатели успели в "изменениях произошедших с момента подписания к печати" добавить что продлили именно ЛЕТОМ 1965г.!) Насчет 1940-х годов всё остается в тумане- почему 10-ка ходила- Эльмаш-УЗТМ ? Кто нить знает? А пока нам остается думать, что в 1948 она пошла туда, а не позднее 1955 "вернулась" в центр и пошла по Куйбышева! Так? кстати "Уралмашзавод" и "Уралмашинострой" писали только года до 1937-38, во всех списках маршрутов 1939 1940 1956 1957 указывается только УЗТМ, помните книжечку для водителей трамвая в музее- там на "пятерке" прямо подписан маршрут "Щорса-УЗТМ"- книжечка чуть ни 1937г.) А Значит А закрыли в 1955г. А вновь открыли в ноябре 1989г. С ноября 1995 "А" стал 31-м и пошел по Уральской на ЖБИ, а с января 1996 вновь по этому маршруту пошел "А", а 31-й направили до ЦПКиО. 11 Открыт 7 ноября 1935- в трамваях рабочие Электростанции приехали на демонстрацию! И если уж Вы пишете старые названия улиц, то почему не скажете что 11-й пошел по ул.Орджоникидзе? (ныне- Татищева) В 1939 вагоны МС на маршрутах уже не работают, один из них стал вагоном-вышкой, другой- грузовым, а на маршрутах работают только Х, М и КМ/КП. Так что на 11-м в 1939-43 ходили Х. Ещё очень важное дополнение- до 1960 (когда реконструировали кольцо на ВИЗе) он ходил по Заводской, а не по Красноуральской! И ещё... в какие годы 11-й был круглосуточным? Это было точно в 1977. И зачем это?? 12 Раз 11-й открыт 7.11.1935, а в перечне маршрутов на 1.01.1939 уже есть 12-й, то получается,что его открыли или в 1936 или в 37 или в 38, так? дак не открыли ли его 21.10.1937- в тот день когда 1-й продлили до упр.дороги? у вокзала осталась бы одна 6-ка, вот к ней и добавили 12-й, логично? и похоже в 1939г. реконструировали не только само здание вокзала, но и привокзальную площадь! Видимо из-за этого на 1.01.1940 там трамваи (а именно 6 и 12) не разворачивались, 6 ушла на УЗТМ, а 12 закрыли. Но я думаю, что кольцо вскоре после 1.01.1940 открыли... Вот Вам ещё загадка- с этим кольцом, в 1956-57 там не разворачивался ни один маршрут, но кольцо, до реконструкции Привокзальной пл. в 1962 оставалось... В военные же годы там точно разворачивались трамваи (я уже писал о "5-В"). 12-й пошел ВИЗ-УЗТМ (давайте все же писать так, как указывали на маршрутных указателях, не пл.1-й пятилетки, а УЗТМ) уж никак не в начале 1960-х. Опять таки простая логика- если с автономной линией на Сортировке в 1949г. открывают сразу 13-й, то значит 12-й в 1948г. не закрыли, а просто перенаправили на линию ВИЗ-УЗТМ, т.к. на мясокомбинат пошла "девятка", а так бы на Сортировке появился бы 12-й, а не 13-й, логично? В таком виде 12-й в перечне и 1956 и 1957г. В 1990-е годы маршрут работал, его закрывали только иногда, ходили на нем 2 вагона с интервалом "раз в час". P.S. Будете писать про 13-й... расскажите про треугольное кольцо! Re: История трамваев 11 и 12
Gruzdev N.B.
14.05.2005 11:42
> Открыт 7 ноября 1935- в трамваях рабочие Электростанции > приехали на демонстрацию! > И если уж Вы пишете старые названия улиц, то почему не скажете > что 11-й пошел по ул.Орджоникидзе? (ныне- Татищева) Вот то, что Татищева раньше называлась Орджоникидзе- для меня новость. Спасибо за информацию > В 1939 вагоны МС на маршрутах уже не работают, один из них стал > вагоном-вышкой, другой- грузовым, а на маршрутах работают > только Х, М и КМ/КП. Так что на 11-м в 1939-43 ходили Х. Но как они разворачивались у Электростанции ? Там же был тупик! Ведь Х, вроде бы, двусторонними не были, как и МТВ-82 > Ещё очень важное дополнение- до 1960 (когда реконструировали > кольцо на ВИЗе) он ходил по Заводской, а не по Красноуральской! > > 12 > Раз 11-й открыт 7.11.1935, а в перечне маршрутов на 1.01.1939 > уже есть 12-й, то получается,что его открыли или в 1936 или в > 37 или в 38, так? дак не открыли ли его 21.10.1937- в тот день > когда 1-й продлили до упр.дороги? у вокзала осталась бы одна > 6-ка, вот к ней и добавили 12-й, логично? и похоже в 1939г. > реконструировали не только само здание вокзала, но и > привокзальную площадь! Видимо из-за этого на 1.01.1940 там > трамваи (а именно 6 и 12) не разворачивались, 6 ушла на УЗТМ, а > 12 закрыли. Но я думаю, что кольцо вскоре после 1.01.1940 > открыли... > Вот Вам ещё загадка- с этим кольцом, в 1956-57 там не > разворачивался ни один маршрут, но кольцо, до реконструкции > Привокзальной пл. в 1962 оставалось... В военные же годы там > точно разворачивались трамваи (я уже писал о "5-В"). > 12-й пошел ВИЗ-УЗТМ (давайте все же писать так, как указывали > на маршрутных указателях, не пл.1-й пятилетки, а УЗТМ) уж никак > не в начале 1960-х. Опять таки простая логика- если с > автономной линией на Сортировке в 1949г. открывают сразу 13-й, > то значит 12-й в 1948г. не закрыли, а просто перенаправили на > линию ВИЗ-УЗТМ, т.к. на мясокомбинат пошла "девятка", а так бы > на Сортировке появился бы 12-й, а не 13-й, логично? > В таком виде 12-й в перечне и 1956 и 1957г. Вполне возможно. Но в таком случае ходил он сначала по Ленина, Толмачёва и Свердлова (ведь по Челюскинцв через мост трамваи пошли только в 1959), т. е. по старому 2-му маршруту ("двойку" как раз в 1948 перенаправили на Эльмаш), а в 1959 или позже пошёл через мост по Челюскинцев > Будете писать про 13-й... расскажите про треугольное кольцо! Честно говоря, я не понял, что Вы имеете ввиду. Re: 11 маршрут - дополнения и вопросы
Schurick
14.05.2005 12:52
Максим писал(а): > Подозреваю, что до реконструкции ВИЗовского кольца на 11 > маршруте использовались двухсторонние вагоны. Да нет. На упомянутой фотографии - обычный МТВ-82. Значит на тот момент, когда она сделана, мало того, что уже действует разворотное кольцо на Электростанции, но и на ВИЗе как-то осуществляется разворот вагонов. Вопрос только - как? Треугольное кольцо!
danny
14.05.2005 14:21
Вы верно заметили получилось что 2 и 12 ходят от ВИЗа почти по одному и тому же маршруту тока в конце один на Эльмаш, другой на УЗТМ, вот видимо поэтому 12-й пустили на Челюскинцев. Но в 1956 и 57 он точно ходил ВИЗ-УЗТМ и получается что по Свердлова, т.к. на Луначарского с 1955г. шли 1, 8 и 14. Там шли 2,3,5,6,7,12,16- до открытия моста по Челюскинцев. После по Челюскинцев пустили 1,3,6,7,12, а на Свердлова остались только 2,3,5,16. 13 В 1949 открыли очень интересную линию в "пос.ст.Св-Сортировочный"- во первых, абсолютно автономную, был там пункт осмотра вагонов и ходил на ней один "ленинградец" МВ. Дык вот на ул. Чехова было построено оригинальное разворотное кольцо- в виде треугольника! Трамвай заезжал в вершину этого треугольника, давал ход назад, заезжал задом в другую вершину, давал ход вперед и уже передом , развернувшись, выезжал обратно на линию! Кто-то ещё и переводил две стрелки, видимо водитель. В музее ЕТТУ есть фотка трамвая который исполняет эту комбинацию :)) Второе , по-моему такое же кольцо, было у почты. Евгений, подтвердите плиз это. А вот когда линию продлили в 1953 до 7 ключей... один ли вагон продолжал ходить? Re: Треугольное кольцо!
danny
14.05.2005 14:58
Запутался, по Свердлова с 1959г. ещё и 6-ка шла (кольцевая). И кстати тот факт что 12-й стал ходить ВИЗ-УЗТМ именно с 1948, подтверждает то что при открытии на Эльмаш туда пошла "двойка", а 12-й , правильно, заменил её. Есть информация, что там ходил тянитолкай из Хашек (-)
Евгений Кузнецов
14.05.2005 19:05
это про 11 маршрут Сообщение изменено (14-05-05 19:06) Евгению Кузнецову!!
danny
15.05.2005 22:46
Евгений пожалуйста прокомментируйте про треугольное кольцо, я не ошибся? 9 и 10
AVP
17.05.2005 07:02
Помню, что видел 9 и 10 трамваи на Белореченской в 80-х. С чем это было связано, не знаю. Может после открытия линии Волгоградская-ВИЗ планировалось пустить туда именно эти маршруты? Re: 9 и 10
danny
17.05.2005 13:32
9 официально ходила туда с лета 1988г- через Волгоградскую на Сортировку, до января 1992г, когда её закрыли. Re: Евгению Кузнецову!! - Ответ. Фото.
Евгений Кузнецов
23.05.2005 06:06
Вот картинка вроде бы как раз с этой самой автономноой линии на Сортировку Re: Евгению Кузнецову!! - Ответ. Фото.
danny
23.05.2005 17:35
Спасибо вам большое! А может вы уж тогда и другую фотку из музей опубликуете- треугольное кольцо на ул,Чехова- она там точно есть! Небольшое дополнение про А и 10
Gruzdev N.B.
26.02.2006 15:53
> 10 > В 1970-е годы на > 10-м маршруте, как и на 9-м, работали главным образом вагоны > Т-2 и старые Т-3 1960-х годов выпуска (с длинным узким > маршрутным указателем). Т-2 ходили по маршруту до конца 1970-х > (я точно не помню, были ли вагоны Т-2 на «десятке» в 1980-м > году, но до конца 1970-х они по ней точно ходили), а > узкономерные Т-3 до середины 1980-х. Наверняка и те, и другие > были на маршруте и в 1960-е. Однако, Ушелец нам сообщил, что в 1960-е на 10 маршруте работали МТВ-82. Видимо, так было до 1971 года, пока такие вагоны были в Южном депо. Ну а потом на "десятке" остались только чешские вагоны > > В 1986 году, когда сняли линию с ул. 8 Марта от Радищева до > площади, стал ходить по Московской и Радищева, приобретя > современный вид (не считая переноса путей в районе ВИЗа в 1987 > и 2002 годах и в районе ЦПКиО в 2001). > > А > > На маршруте кроме вагонов Т-3 есть и Т6В5. > А именно- 362 История трамваев 10-12 и А (новые дополнения)
Груздев Н.Б.
06.06.2006 16:59
> 10 > > 10-й номер трамвая впервые появился в нашем городе в 1934 > году вместе с 9. До > войны «десятка»ходила «Щорса- Ленинская фабрика (сейчас- > ЦПКиО)» по 8 Марта, Ленина, Луначарского, Тверитина и Мичурина > (обратно- Инструментальщиков). Работали вагоны Х. В 1948 году > маршрут закрыли. Иную версию выдал Дмитрий_М: этот маршрут закрыли гораздо раньше- в 1942 году. > Ещё одна «десятка» появилась в Свердловске в том же 1948 году, > когда открыли линию по ул. Предзаводской (сейчас- Фронтовых > Бригад) на Эльмаш и пошла по трассе «Эльмаш- Уралмашзавод»; > через год её продлили вместе с линией до нынешней конечной > «Эльмаш» на ул. Донской. В начале или середине 1950-х годов > закрыли и этот маршрут (когда именно ?). > Нынешний 10-й маршрут был открыт где-то в 1955 году и сначала > пошёл «ВИЗ- 8 Марта/ Куйбышева- ЦПКиО». Дмитрий_М и здесь выдал совсем другую версию. Вторая по счёту «десятка» открылась в марте 1947 года, когда построили второй путь на Куйбышева и пошла по трассе «Щорса- Куйбышева- Луначарского- Ленина- площадь 1905 года- Щорса» вместо маршрута А. Но в 1948 её закрыли, так как стали реконструировать линию по Куйбышева. В 1949 году третья по счёту «десятка» пошла «Эльмаш- Уралмашзавод», но быстро закрылась. А уже в 1950 году открыли нынешний 10-й маршрут, который пошёл сначала «ВИЗ- 8Марта/ Куйбышева- ЦПКиО» в связи с завершением реконструкции линии на Куйбышева. Ещё раз напомню, что кольцо ВИЗ было в центре площади Субботников, откуда трамваи, развернувшись, сразу шли по Кирова, а с Верх- Исетского бульвара они выезжали сразу на Ленина. > На Кушвинскую 10 пошла (вместо ВИЗа) после открытия второго > пути по Халтурина- в 1959г. И здесь совсем иную версию выдал Дмитрий. На Кушвинскую 10 маршрут был перенаправлен позже- в 1961 году. Значит, реконструкция кольца ВИЗ в 1960 году его тоже успела коснуться. Ну и кроме того, изменение схемы движения трамваев на площади Коммунаров, вероятно, в 1959 году, тоже коснулось «десятки». > И наконец в справочнике Улицы > Свердловска-65 четко написано, что на 7 ключей 10-ку продлили > ЛЕТОМ 1965г. (на карте приложенной к справочнику > он ещё указан до Кушвинской, но издатели успели в "изменениях > произошедших с момента подписания к печати" добавить что > продлили именно ЛЕТОМ 1965 г.!) > В 1970-е годы на > 10-м маршруте, как и на 9-м, работали главным образом вагоны > Т-2 и старые Т-3 1960-х годов выпуска (с длинным узким > маршрутным указателем). Т-2 ходили по маршруту до конца 1970-х > (я точно не помню, были ли вагоны Т-2 на «десятке» в 1980-м > году, но до конца 1970-х они по ней точно ходили), а > узкономерные Т-3 до середины 1980-х. Наверняка и те, и другие > были на маршруте и в 1960-е. Однако, Ушелец нам сообщил, что в 1960-е на 10 маршруте работали МТВ-82. Видимо, так было до 1971 года, пока такие вагоны были в Южном депо. Ну а потом на "десятке" остались только чешские вагоны > > А > > Трамвайный маршрут с номером А впервые появился в Свердловске 7 > ноября 1934 года, когда построили трамвайную линию по улице > Куйбышева (тогда она была однопутной). «Аннушка» стала ходить > по кольцу «8 Марта - Ленина - Куйбышева – Луначарского» по > часовой стрелке. Так она ходила где-то до начала или середины > 1950-х, а потом была закрыта Ходили вагоны Х > Значит А закрыли в 1955 г. Дмитрий_М сообщил нам, что и здесь дело было не так. В 1942 году маршрут А был закрыт, а в мае 1943 восстановлен. Он просуществовал не до 1955, а только до марта 1947 года: по Куйбышева тогда пошли 6 и 10, а А закрыли. > > 11 > >. Изначально линия была однопутной на всём протяжении > (с разъездом в конце улицы Татищева) и оканчивалась тупиком. В > связи с этим по 11 маршруту ходили специальные реверсивные > вагоны с двумя пультами управления- МС А с 1939 года вместо них стали использоваться поезда из двух вагонов Х, развёрнутых друг относительно друга на 180 градусов. > Изначально линия от проходной > Верх-Исетского завода до ул. Татищева шла по ул. Заводской. А потом она делала очень плавный (с большим радиусом, какой всегда бывает на железных дорогах) поворот на Татищева по дворам нынешних жилых домов. Кольцо ВИЗ изначально находилось в центре площади Субботников. Как писал Ушелец, 11-й во время своей работы вообще не входил на кольцо, а оставался на своём полотне по Заводской. С учётом двуголовости такое возможно. Кольцом 11-й пользовался только при движении в депо! Т.е., выходил с Заводской на основную линию по Кирова по стрелке перед проходной завода, реверсировался (он же двуголовый!) и шёл в город, обойдя круг по кольцу конечной. В 1960 году кольцо ВИЗ было подвергнуто глобальной реконструкции. Но линия по Красноуральской- Татищева, судя по сообщениям Шурика, появилась позже. Когда именно, пока загадка, но к 1965 году она уже точно была. Когда она появилась, трамваи 11 маршрута стали отправляться с ВИЗа с тех же путей новой конечной, что и трамваи других маршрутов, после чего поворачивали на Синяева и сразу же- на Красноуральскую. В обратном же направлении 11 стал делать объезд по Синяева- Левшинскому- Кирова. > В 1962 году у Электростанции построили разворотное кольцо, > по маршруту стали ходить поезда из вагонов Х и М (ходили до > 1972 года. А с 1972 по 1980-й годы на 11 маршруте работали > исключительно двухвагонные поезда из вагонов МТВ-82. В 1975 > году в связи с предстоящим строительством линии «ВИЗ- > Волгоградская» к линии на Электростанцию на участке от > Визовского кольца до Викулова пристроили второй путь. Тогда маршрут временно закрывали. В следующий раз его временно закрывали где-то в 1978 году, когда был ремонт путей на углу Татищева и Заводской. В обоих случаях вместо 11 трамвая с ВИЗа на Электростанцию временно ходил 44 автобус. > >Правда в последнее время вроде наметилась некая стабильность - > >постоянно ходят два вагона 609 (бывший 618) и 688 (бывший 646 > - >относительный старожил 11-го, ходит где-то с середины 90-х). > >Изредка правда появляется что-нибудь типа 628 из резерва. > > Ещё иногда появляется 653 (бывший 614). Вагон 688 недавно списали. Списан и 677 (бывший 653, он же 614). Недавно я видел на 11 маршруте вагон 672. А вчера по нему ходили 628 и 609 > 12 > > В 1944 году появился ещё один маршрут с номером 12 в связи со > вводом в эксплуатацию однопутной линии от Щорса до > Мясокомбината по улицам 8 Марта и Водопроводной (сейчас- > Титова). Точнее- это было 23 февраля 1944 > В 1948 году до Мясокомбината продлили 9 маршрут, а 12 был закрыт. А точнее- это было в ноябре 1948 > 12-й пошел ВИЗ-УЗТМ уж никак > не в начале 1960-х. Опять таки простая логика- если с > автономной линией на Сортировке в 1949г. открывают сразу 13-й, > то значит 12-й в 1948г. не закрыли, а просто перенаправили на > линию ВИЗ-УЗТМ, т.к. на мясокомбинат пошла "девятка", а так бы > на Сортировке появился бы 12-й, а не 13-й, логично? Однако, в списке маршрутов 1950 года 12-го нет. И маршрут автономной линии Сортировки получил 13 номер только в 1954 году, а до этого был без номера. Значит, 12 маршрут (ВИЗ-УЗТМ) появился в период с 1950 по 1954 годы > В таком виде 12-й в перечне и 1956 и 1957г. И стало быть: сначала он ходил по Кирова (кольцо ВИЗ было в центре площади Субботников), Верх- Исетскому бульвару (с него- сразу наискосок на Ленина), Ленина, Толмачёва, Свердлова, Челюскинцев и т.д. ; с 1959 от пл. Коммунаров пошёл по Московской- Челюскинцев; с 1960 в связи с реконструкцией кольца ВИЗ стал в сторону пл. Коммунаров ходить по Синяева- Левшинскому. История трамвая 10 (новое дополнение)
Н.Б. Груздев
20.08.2007 12:12
> 10
> > В 1986 году, когда сняли линию с ул. 8 Марта от > Радищева до площади, стал ходить по Московской и > Радищева, приобретя современный вид (не считая > переноса путей в районе ВИЗа в 1987 и 2002 годах и > в районе ЦПКиО в 2001). > В декабре 2006 был ещё один перенос- с Кирова на Ибаррури
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]